Будущее телевидения начинается сегодня
Памяти Ю.А.Петровского посвящается
В.И.Хлебников,
директор дирекции сети вещания ВГТРК,
лауреат премии Правительства РФ
Эта статья является заключительной в цикле статей «Будущее телевидения
начинается сегодня» (см. Install-Pro, 2005, N 4 и N 6), где сделана попытка
дать ответ на вопросы, каким должно быть телевидение, его место и роль
в современном обществе, какой должна быть, исходя из мировых задач, программная
политика и с помощью каких инструментов программы должны доходить до населения.
Автор хочет показать, что переход на цифровые технологии по сути решает
не только технические, но и в значительной степени социальные, политические
и культурологические задачи.
В.И Хлебников в 1961 – 1975 гг. работал в системе Министерства связи
СССР, пройдя путь от рабочего на заводе до начальника технического
отдела Технического центра междугородного и международного телерадиовещания.
Участвовал в создании сети распространения программ Центрального телевидения
на территории СССР, системы обмена программами в рамках «Интервидения»,
телесистемы по показу космических полетов (за освещение первого советско-американского
полета «Аполлон – Союз» награжден орденом «Знак почета»).
1975 – 1991 гг. – заместитель начальника, затем начальник Главного
научно-технического и производственного управления Гостелерадио СССР.
Руководил переоснащением 145 телецентров в СССР, когда внедрялось
цветное ТВ. При его участии в 1976 – 1981 гг. созданы система пятизонального
вещания первой и второй программ ЦТ, которая фактически продолжает
действовать и теперь, и Олимпийский телерадиокомплекс в Останкине.
В 1989 – 1991 гг. руководил разработкой программной концепции развития
отечественного ТВ и РВ на период до 2015 г. Отвечал за техническое
обеспечение телепередач о встречах на высшем уровне. Руководил работой
Технического совета Гостелерадио СССР.
В 1990-х гг. занимал ответственные посты в телекомпании «Останкино»,
Федеральной службе по телевидению и радиовещанию, ОАО ОРТ, ТВЦ. Был
среди инициаторов и участников создания первых в стране негосударственных
радиостанций «Ностальжи», «Радио-101», «Радио-Ретро», телеканала «2х2»
и других коммерческих вещательных компаний. Является создателем первого
российского телеканала для зарубежной аудитории – «Всемирный русский
канал – ВРК».
С 1999 г. – директор дирекции распространения телерадиопрограмм Всероссийской
гостелерадиокомпании. Руководит работой по развитию и оптимизации
общенациональных и региональных вещательных сетей ВГТРК.
Заслуженный работник связи РФ, лауреат премии Правительства РФ в области
науки и техники. |
Все
дальнейшее развитие телевидения в России неотделимо от перехода эфирного
вещания на цифровые технологии. Задача перехода на «цифру» и абсолютного
отказа от аналогового вещания в течение 10 – 15 лет может быть решена
лишь при полной замене действующих сейчас аналоговых передатчиков (15
тыс. шт.) на цифровые, а также всего парка (90 млн шт.) телевизоров (или
дополнения действующих телевизоров цифровыми приставками). Более грандиозного,
объемного и дорогостоящего проекта отечественное (как и любое зарубежное)
телевидение не знало ни при переходе на цвет, ни при развитии дециметрового
вещания. Объем рынка телепродукции исчисляется несколькими десятками миллиардов
долларов. И главную роль в выполнении этой задачи должна сыграть отечественная
промышленность. В социальном плане это тысячи новых рабочих мест с одновременным
решением экономических задач: налоги, выплата пенсий, жилищно-коммунальные
инфраструктуры и т.д. Возрастает также научно-технический и технологический
потенциал.
За последние годы отечественные производители передатчиков вышли на конкурентоспособный
уровень. Они могут выпускать всю номенклатуру телевизионных передатчиков
от 20 кВт до 1 Вт. Разработаны отечественные цифровые передатчики, телевизоры
и цифровые приставки. Однако возможностей для перехода на «цифру» в течение
10 – 15 лет у отечественной промышленности недостаточно. В то же время
массовая закупка передатчиков и сдача рынка цифровых телевизоров зарубежным
производителям нарушили бы интересы страны, тысяч рабочих, инженеров,
пенсионеров и отрицательно сказались бы на информационной безопасности
России.
Выход один – создание новых предприятий. А это означает привлечение зарубежного
капитала, использование передовых технологий, оснастки и современных комплектующих
изделий. Недалек тот день, когда Россия станет членом ВТО. Отечественные
предприятия, а возможно, и совместные, могли бы поставлять конкурентоспособные
передатчики и телевизоры в другие страны, в первую очередь в СНГ, где
ситуация с телевидением такая же, как и в России. Телевизионный рынок
СНГ сопоставим с нашим рынком – десятки миллиардов долларов.
Опыт европейских стран показывает, что переход на цифру определялся решением
парламента или правительства страны. При этом промежуток времени от принятия
решения до планируемого отключения аналогового вещания в разных странах
разный – от 16 до 5 лет.
Страна |
Принятие закона |
Регулярное вещание |
Отключениие аналога |
Великобритания |
Июль 1996 г. |
Ноябрь 1998 г. |
2012 г. |
Швеция |
Май 1997 г. |
Сентябрь 1999 г. |
2008 г. |
Испания |
Октябрь 1998 г. |
Май 2000 г. |
2007 г. |
Финляндия |
Май 1996 г. |
Октябрь 2002 г. |
2007 г. |
Германия |
2002 г. |
I кв. 2003 г. |
2010 г. |
Нидерланды |
1999 г. |
IV кв. 2003 г. |
2005 г. |
Италия |
2001 г. |
II кв. 2004 г. |
2006 г. |
Все страны в целях снижения расходов в преходный преиод стараются сократить
время параллельного вещания отдельных программ в аналоговом и цифровом
стандартах.
В каждой стране после принятия решения разрабатывалась программа с детальным
планированием всех аспектов перехода на «цифру».
Для России переход на «цифру» и отключение эфирного аналогового вещания
в 2015 г. вполне реально. С учетом европейского опыта можно принять дальнейшие
концептуальные решения, которые должны детально прорабатываться при создании
программы перехода на «цифру» в соответствии с решением Правительства
России от 25.05.2004 г. N № 706-р «О внедрении в Российской Федерации
европейской системы цифрового телевизионного вещания».
Учитывая, что телевизионные передатчики установлены в 7 570 населенных
пунктах и что превалирующая их доля имеет один или два телевизионных передатчика
(«Первый канал» и ТК «Россия»), необходимо на первом этапе разместить
в этих пунктах по одному цифровому телевизионному передатчику с обязательным
бесплатным пакетом телепрограмм, решив тем самым задачу увеличения числа
транслируемых телепрограмм самым экономичным и быстрым путем.
В рамках разработки частотного плана для цифрового телевидения планируется
повсеместно разместить шесть мультиплексов. Это означает, что если даже
не увеличивать количество мест установки ТВ-станций, а ограничиться числом
7 570, то цифровых передатчиков разной мощности будет 49 420, а транслируемых
программ станет не менее 30. Учитывая, что к концу прогнозируемого периода
аналоговые передатчики будут отключены и значительная часть действующих
частот останется за телевидением, количество мультиплексов увеличится
в некоторых местах до 8 – 10, общее число цифровых передатчиков может
вырасти до 60 тыс., а транслируемых в эфире программ – до 50. И это при
использовании стандарта MPEG-2, а в случае применения более прогрессивного
стандарта MPEG-4 число передаваемых программ еще удвоится.
Очень привлекательным станет мобильное телевидение. Его концепция должна
быть гибкой и охватывать диапазон от портативных телевизоров в автомобилях
до переносных приемных устройств и мобильных телефонов. В мобильных системах
в Европейском стандарте DVB-H на специальные переносные приемные устройства
может передаваться до 20 программ.
В системах сотовой связи 3G и 2,5G по технологиям GPRS и EDGE может передаваться
пять программ. Эти системы способны успешно работать в интерактивном режиме.
Остро стоит вопрос специального контента для мобильных систем с учетом
преимущественно молодежной аудитории, делового контингента, условий «просматривания»
программ. Мобильные системы будут платные, именно в них станут востребованы
системы условного доступа, универсальные платежные платформы, биллинг.
В создании мобильных систем нет технических проблем, все они лежат в плоскости
бизнеса.
Перевод отечественного телевидения на «цифровые рельсы» мне представляется
возможным при соблюдении следующих условий:
– утвердив программу, Правительство сохраняет за собой посредническую
и кураторскую функцию по внедрению DVB-T;
– при частотном планировании требуется предусмотреть создание 6-7 мультиплексов
с покрытием многоканальным вещанием не менее 98,5% населения страны;
– изначально следует исходить из создания двух одночастотных сетей: одной
в пределах каждой вещательной зоны для трансляции программ телевидения
высокой четкости и одной в пределах субъекта федерации (там где это позволяет
территория региона) для трансляции пакета обязательных программ;
– необходимо сформировать бесплатные пакеты социальных программ для обязательной
трансляции в каждом субъекте Российской Федерации из следующих четырех
федеральных телевизионных программ: «Первый канал», «Россия+ГТРК», «Культура»,
«Спорт». Емкость одного телевизионного канала надо использовать для передачи
регионального телевизионного канала или четырех радиопрограмм: «Радио
России+ГТРК», «Маяк», «Юность», «Культура». При этом решается проблема
охвата населения государственными радиопрограммами без установки дополнительных
радиовещательных передатчиков;
– предусмотреть формирование еще двух обязательных бесплатных пакетов
из пяти телевизионных программ каждый. Состав пакетов может быть разным
в разных регионах и определяться лицензионными органами;
– предусмотреть формирование еще одного-двух пакетов из пяти программ
каждый на платной или смешанной основе (часть каналов платные, часть –
бесплатные) по решению лицензионных органов;
– предусмотреть формирование одного пакета из 20 телевизионных программ
на смешанной основе для работы в стандарте DVB-H;
– состав программ в обязательных бесплатных и смешанных пакетах определяется
органом, выдающим лицензии на вещание. Этот же орган принимает решения
о замене одной программы другой в случае нарушения условий лицензии, несостоятельности
вещательной компании или по иной причине в соответствии с законом;
– предусмотреть выдачу операторской лицензии в строгом соответствии с
перечнем программ в пакете, установленным органом лицензирования вещания.
Право операторской деятельности по трансляции пакета определяется по результатам
конкурса;
– принципиально изменить порядок регулирования в области телерадиовещания,
упразднить совершенно неэффективную Федеральную конкурсную комиссию, исключить
из сферы регулирования телерадиовещания тройную надстройку: Минкультуры,
Роспечать, Росохранкультура, создав вместо них единый орган, например,
по типу французского Высшего совета по аудиовизуальным услугам (CSA);
– помимо перечисленных условий необходимо принять сценарий и утвердить
этапы внедрения цифрового телевидения, имея ввиду полный отказ от аналогового
эфирного вещания в 2015 г.;
– прекратить выдачу лицензий на вещание и операторских лицензий в центрах
субъектов Российской Федерации и в городах с населением 200 тыс. человек
и более с 2006 г.;
– полностью прекратить выдачу лицензий на аналоговое эфирное вещание с
2008 г.;
– ввести с 2007 г. повышенную плату за операторскую лицензию на аналоговое
эфирное вещание (плата за радиочастотный спектр);
– разработать и ввести поощрительные меры для вещателей и операторов за
переход на цифровое вещание, особенно в населенных пунктах, имеющих возможность
принимать малое (в сравнении с крупными городами) число аналоговых эфирных
программ;
– предусмотреть оплату из федерального бюджета услуг связи за весь период
одновременной параллельной работы аналогового и эфирного цифрового вещания
государственных телерадиопрограмм;
– предусмотреть с 2007 г. сокращение производства и продажу телевизоров
без цифрового блока поэтапно, начиная с телевизоров с наибольшим размером
экрана. Прекратить полностью выпуск и продажу телевизоров без цифрового
блока в 2010 г.;
– обеспечить производство и продажу телевизионных приставок, телевизоров
с цифровыми блоками в зонах действия цифровых передатчиков скоординированно
с вводом последних. Компаниям, эксплуатирующим системы кабельного телевидения
и системы коллективного распределения программ, обеспечить прием с эфира
программ в цифровом стандарте и доведение их до абонентов;
– предусмотреть субсидии для приобретения телевизионных абонентских приставок
для льготных категорий населения;
– учитывая, что большая часть сельского населения имеет возможность смотреть
одну-две ТВ-программы, и решая задачу обеспечения этой категории населения
многопрограммным вещанием, предусмотреть в планах внедрения цифрового
вещания в первую очередь установку цифровых передатчиков в сельских регионах,
что позволит ликвидировать информационное неравенство жителей периферии
и центра;
– ввести следующий критерий для отключения аналогового ТВ-вещания: если
количество установленных телевизионных приставок или цифровых телевизоров
достигает 90% в случае индивидуального приема домов (семей) и полное обеспечение
передачи в кабельных системах и системах коллективного распределения программ,
передаваемых в эфире в цифровом стандарте;
– ввести поощрительные меры для отечественных промышленных предприятий,
организующих производство профессиональных и бытовых устройств для цифрового
телевидения;
– в целях содействия, стимулирования и координации по переходу на цифровое
вещание создать при Правительстве соответствующую постоянно действующую
комиссию;
– предусмотреть проведение среди населения активной разъяснительной работы
в СМИ о преимуществах цифрового вещания, а также рекламных кампаний в
регионах внедрения цифрового вещания.
Обеспечение большинства пользователей цифровыми приемниками – главная
проблема переключения и отключения аналога. Здесь есть большой спектр
вопросов и решений. Платное телевидение (для части каналов) для массового
российского зрителя – немаловажная проблема. Другая проблема – емкость
цифрового эфира превысит число каналов в кабельных и распределительных
сетях. Как кабельщики собираются действовать – задача техническая, финансовая
и тарифная.
Массовые приемники и приставки должны быть дешевыми. Программы, транслируемые
в аналоге при переходе на «цифру», должны оставаться бесплатными. В то
же время надо обеспечить выбор дорогого оборудования с поддержкой дополнительных
услуг. В любом случае для широкого распространения рынка цифрового телевидения
необходимо отказаться от административного ограничения на коммерциализацию
цифрового оборудования и услуг.
Требуется тщательно обдумать вопрос обеспечения цифровыми приемниками
определенных слоев общества. Если просто объявить о бесплатной выдаче
новых приемников, то люди, естественно, не станут их покупать, а это вообще
подорвет идею перехода на «цифру». Нужны другие решения.
Необходимо широко информировать зрителей о переходе на «цифру» для продвижения
сбыта приемников. Потребитель должен добровольно заранее спланировать
покупку без насилия и лишений. Нужна четкая информация, в том числе в
магазинах, о риске устаревания приемников и дате отключения аналога.
Требуется разработать график запрета на продажу аналоговых телевизоров.
В то же время в выпускаемых аналоговых телевизорах должны быть установлены
разъемы для подключения цифровых приставок, а для действующих аналоговых
приемников разработаны варианты подключения приставок.
В цифровых приемниках следует продумать вопрос о предоставлении возможностей
услуг лицам с ограниченной дееспособностью, таким как слабослышащие и
слепые.
Конкуренция сетей и каналов в «цифре» будет стимулировать рынок – появление
новых услуг, рост цены на оборудование. И нужно обеспечить разумный баланс
между продвижением «цифры» на дешевых приемниках и созданием дополнительных
услуг на дорогом оборудовании.
Именно услуги, а не технология, будут двигать цифровое телевидение вперед.
Предложение привлекательных услуг – дело рынка с возможным политическим
вмешательством. Контент в цифровых сетях не должен быть обременительным
для зрителей или равняться требованиям и обязательствам аналогового контента.
Для России, на мой взгляд, было бы правильно формировать сети с наложением
на операторов обязательств по трансляции определенных каналов. Однако
это может стать сдерживающим фактором в переходный период, так как зритель
не будет заинтересован в приобретении цифрового приемника в этот момент,
не получая никакой дополнительной услуги. Нужно найти некий баланс при
формировании «принудительных» пакетов.
Цифровое телевидение приведет к образованию новых потребительских сегментов
услуг, которых ранее не было: портативный и мобильный прием, интерактивные
услуги, ТВЧ, информация в рамках электронного Правительства, информационные
общественные сообщения (чрезвычайные происшествия, дороги и др.) и т.п.
Эти услуги станут доминировать в будущем, но двигателем «цифры» будут
в начале не они, а многоканальность.
Управление спектром плотно контролируется международными соглашениями
и администрацией связи.
Распределение полос частот и частот в цифровом телевидении в Европейской
зоне и на всей территории России будет принято на второй сессии конференции
Международного союза электросвязи, которая состоится в июне 2006 г. Результаты
конференции определят конкретные частоты, механизмы назначения, организационные
приемы и временные графики, сценарии перехода на «цифру». Это громадный
отдельный вопрос, работа ведется под руководством Мининформсвязи, и можно
ожидать, что интересы российского рынка будут защищены. Назначение частот
– это национальный вопрос, который должен сопровождаться модификацией
правил, действующих при назначении аналоговых частот.
Внедрение рыночных механизмов, введение обязательных услуг (универсальный
охват, многообразие услуг), плата за спектр с принципами понуждения к
переходу на «цифру», аукционы, вторичная торговля, лицензирование пакета
(мультиплекса) с механизмом замены канала в мультиплексе – вот только
часть вопросов, требующих разработки. Каждый из них заслуживает подробного
обсуждения. Позволю себе лишь одно замечание. Применение рыночных механизмов
должно полностью соответствовать политическим целям вещания. Например,
в конкурентной борьбе за право пользоваться спектром обязательства по
определенным услугам будут предпочтительнее, чем более высокая плата за
спектр.
Указанные меры требуют детальной проработки в рамках разрабатываемой по
решению Правительства программы и могут уточняться по мере реализации
программы.
Заключение
Значение телевидения в повседневной жизни огромно: половину своего свободного
времени гражданин России проводит перед экраном. Телевидение является
окном в мир, для большинства населения – основным источником информации.
Оно служит также средством образования и развлечения. По сути, телевидение
творит реальную среду обитания людей во всем его многообразии.
После периода относительно спокойного развития телевидения в настоящее
время оно вступило в фазу революционного развития. Использование цифровых
технологий изменяет традиционную концепцию телевидения. Эти изменения
не ограничиваются отношениями технология / контент. Они затрагивают все
грани существования общества. Телевидение вторгается в жизнь каждой семьи,
каждого индивидуума. Функционирование телевидения усложняется и делает
все более трудным его регулирование.
Монополия государства как в области создания техники вещания, так и в
области программиро вания, производства и распространения в России ушла
в прошлое. Расширение телевизионных услуг за счет частных компаний является
позитивным, поскольку увеличивается возможность выбора для телезрителя.
Но коммерциализация телевидения привела к снижению с его стороны степени
требовательности, гражданской и культурной ответственности. Необходим
поиск равновесия между государственными и частными компаниями, между полноформатными
и тематическими каналами при сохранении общего высокого уровня отечественного
телевидения.
Изменяется и позиция зрителя – возрастает его воздействие на развитие
и содержание телевидения. Насыщенность жилища различной телеаппаратурой
вносит новые параметры в понятие «качество жизни». Просмотр программ становится
все менее коллективным, рост числа и разнообразие программ ведут к ярко
выраженной фрагментации рынка.
Свободная конкуренция на телевизионном рынке тем не менее должна сопровождаться
определенной регламентацией со стороны государства, гарантирующей в том
числе и выживание, и развитие национального телевизионного творчества.
В первую очередь должно прийти осознание, что телевидение в интересах
общества не может развиваться без осмысления основных, глубинных, сущностных
проблем бытия в целом или в отдельных его областях без адекватного философского
осмысления. Реализация философских идей, идеологии телевидения в интересах
общества возможна лишь при наличии одобренной государством программной
политики, направленной на защиту государственности и интересов личности.
Уровень телевидения в России отстает от европейского по многим параметрам:
числу программ, техническому качеству, правовому, экономическому.
На данном этапе мирового развития телевидения у России есть шанс преодолеть
отставание без повторения всех этапов и зигзагов, которые прошел телевизионный
мир за последние 15 – 20 лет.
Этот путь лежит через цифровые технологии. Благодаря именно новым технологиям
с учетом национальной специфики можно выйти на современный телевизионный
уровень в кратчайшие сроки.
Успех в решении грандиозной многоплановой задачи развития телевидения
в стране на перспективу до 2015 г. возможен лишь в рамках четкой концепции,
определяющей место каждого звена в сложной телевизионной системе и предусматривающей
координацию и взаимодействие структур, включенных в реализацию задачи.
|
|