Огонь, вода и полуторакиловаттные Генераторы
Иван Ормуздов
Во все века театр, что бродячий, что городской, боялся огня, как…
Ну, собственно, как огня. Сухой, пропыленный, набитый тряпками, он вспыхивал,
как хворост, и сгорал дотла. Не меньше, наверное, костюмеры и гримеры
боялись воды, которая могла размыть грим, размочить папье-маше, испортить
«королевские наряды» и задники-декорации.
Сейчас нам доступна пена без мыла, дождь и туман без воды, дым без огня
и даже сам «холодный огонь». Мало того, это волшебство стало вполне доступным.
По
некоторым данным, историю сценических спецэффектов принято отсчитывать
с 456 г. до н.э., когда для постановки пьесы классика древнегреческой
драматургии Эсхила «Прометей прикованный» неизвестные и безымянные сценические
рабочие (а кто когда-нибудь вспоминал их имена?) построили гигантский
манекен, этакого голема, прикованного цепями к земле. Вряд ли стоит объяснять,
что «почтеннейшая публика» во все времена чихать хотела на творческие
мучения драматурга и внутренний мир актеров; для того, чтобы зритель залез
в свой кошелек, его нужно поразить, припугнуть и слегка польстить его
самолюбию. Вот и Эсхил справедливо рассудил, что досужие зеваки, как на
мед, сбегутся на фальшивого двухэтажного титана (вполне возможно, что
и печень у того в боку была настоящая, и лакомился ею натуральный стервятник),
а там уж — дело трагиков удержать их на месте до конца. И хоть Аристофан,
Шекспир и «театр Гран-Гиньоль» сейчас — пыльная классика и услада интеллигентных
театроведов, спецэффекты для них были хлебом, а в особо удачном случае
— и маслом, которое можно на него намазать.
В наше время для искушенной публики спецэффекты — всего лишь добавка к
зрелищу, будь это спектакль, концерт, шоу-программа или вечеринка. Дым,
гром, летающие ряженые и даже настоящие взрывы на сцене уже не заставят
аудиторию восторженно кричать и нервно креститься. Но эта добавка — как
минимум специи, без которых блюдо может получиться отменно пресным; а
если эти «специи» подобрать неудачно или переборщить в неподходящий момент
— и вовсе несъедобным. Без чего не выходила на сцену ни одна попсовая
группа 80-х? Конечно, без густой пелены белого дыма, который подчеркивал
бурлящее разноцветье прожекторов и демонизировал пышные прически рокеров
в лосинах. Что такое концерт Rammstein для любого, кто на нем бывал? Потрясающее
огненное шоу, отлично срежиссированное, идеально спаянное с «драйвовой»,
профессионально сыгранной, способной раскачать хоть целый стадион музыкой
(а хорошо поставленный звук, «зрелище» для ушей, для нее тоже жизненно
необходим).
Как и в далеком прошлом, незамысловатые, казалось бы, приемы помогают
погрузить зрителя в атмосферу ненормального, необычного и многократно
усилить эмоциональное впечатление от представления. И чем больше публики
наблюдает или даже участвует в сценическом волшебстве (оно же мошенничество),
тем сильнее этот удар по ощущениям зрителя. Торжественный «Спуск Большого
Яблока» в Нью-Йорке, сверкающего лампочками, наблюдает по телевизору на
Новый год вся Америка, и этот наглядный, незамысловатый трюк вызывает
огромную эмоциональную отдачу!
Сейчас за рубежом даже рядовому организатору шоу-программ и вечеринок
доступны для использования самые разные технические средства. Если оставить
в стороне видеоэкраны и проекторы, свет, лазеры и пиротехнику, можно выделить
отдельный класс устройств — ныне вполне безопасных и простых в развертывании.
Он включает в себя: машины для создания дыма и тумана, рассыпания конфетти,
генераторы пены и «ненастоящего» пламени, фигурные надувные трубы, уже
знакомые у нас по праздникам под открытым небом и выставочным стендам.
Как ни странно, ни в клубах, ни в развлекательных программах, ни даже
при постановке больших концертов вся эта техника у нас почти не используется.
В основном можно видеть в действии какую-нибудь простенькую дым-машину,
редко — «выстрелы» конфетти; надувные трубы обычно выступают «в чистом
поле» и не слишком впечатляют публику. Проблема, с одной стороны, в том,
что требовательность аудитории к зрелищам и развлечениям еще только начинает
расти (а вместе с ней растет и изощренность production-менеджеров), а
с другой — аппаратура для вышеперечисленных эффектов до последнего времени
была не очень-то доступна, особенно в прокате. А ведь очевидно, что многие
из этих аппаратов имеет смысл именно арендовать под конкретный, прописанный
шоу-проект, и если такой возможности нет — нет их и в арсенале креативной
команды, ответственной за реализацию действа. Однако российский зритель
растет, а вместе с ним растет и спрос со зрелища, которое ему предъявляют.
Где спрос, там и предложение — на российский рынок выходит крупная европейская
компания по производству спецэффектов SFAT Industrie. Французские специалисты
по дыму, пене, пламени, ветру, конфетти и пузырям заключили договор с
крупнейшей российской фирмой Imlight — поставщиком сценического оборудования.
Теперь с помощью Imlight отечественным прокатчикам, проектировщикам и
постановщикам доступны линейки Power 350 и Power 500 от SFAT Industrie,
весьма, надо заметить, обширные. Особенность этих устройств заключается
в том, что они спроектированы по модульному принципу. Все генераторы,
обозначенные в прайс-листе, имеют на деле общее основание: силовую установку
Power Base. Последняя имеет два варианта, 350 и 500 (число в названии
отражает выходной диаметр установки). А вот о специализациях остальных
модулей стоит рассказать по порядку.
Ветер
Понятно,
что генератор ветра — самая незамысловатая статья ассортимента SFAT; однако
в умелых руках и в сочетании с другими спецэффектами мощная струя воздуха
способна творить чудеса. Ветродувов два: Power Wind (скорость ветра 20
м / с, объем прогона 4500 и 11000 м 3 / ч для моделей 350 и 500 соответственно)
и Junior, компактные и менее мощные. Отдельной статьей проходят машины
для нагнетания воздуха в надувные трубы, Power Airtube. Их ограничения
по высоте труб — 6 и 12 м для основания 350 и 500 соответственно. Из надувных
труб, естественно, можно на заказ изготовить какую-либо фигуру и напечатать
нужный логотип.
Дым
Строго
говоря, есть два вида сценического дыма — собственно дым и «туман». Первый
более плотен и отчетливо виден, цветное освещение окрашивает сами клубы
дыма; второй, соответственно, бледнее и прозрачней. «Туман» больше похож
на дымку и больше подчеркивает сами лучи прожекторов, чем отражает их
свет.
Генераторы SFAT, в отличие от дешевых дым-машин с баллонами под давлением,
используют более гибкую систему с нагнетающим жидкость насосом. Это позволяет
снизить расходы, так как жидкость для насос-
ных дым-машин продается в простых канистрах, от 1 до 200 л, по более низкой
цене. Ассортимент жидкостей для дыма и тумана очень широк: это может быть
легкий дым быстрого рассеивания, дым средней и высокой плотности, плотный
дым с медленным рассеиванием и сверхплотный дым для максимально длительного
эффекта (для тумана действует та же классификация). Также существует разделение
на серию DJ, серию Professional и High Tech (более дорогую и качественную).
Выпускаются и концентрированные варианты каждой разновидности. Надо сказать,
что дым-машины в принципе не в состоянии производить дым иного цвета,
кроме насыщенного белого, но того оттенка, который придает им освещение,
вполне хватает для соответствующего эффекта.
Каждому известен эффект стелющегося по полу дыма; его наличие зависит
от использованной в генераторе технологии. В случае с генераторами SFAT,
где применяется спецжидкость, этого можно добиться охлаждением готового
дыма с помощью углекислого газа. Однако фирма предлагает и другое решение
— собственно генераторы на углекислом газе под названием Kit Jet CO2.
Дым от CO2 получается очень плотный и низко стелющийся, в отличие от охлажденного
жидкостного дыма, его нельзя «всполошить» ногами и заставить подняться
потоком воздуха.
Конфетти
Пушек
для разбрасывания конфетти у SFAT две разновидности: Confetti (дальность
выброса для моделей 350 и 500 составляет 10 — 15 и 20 — 25 м соответственно)
и Eurojet. Последние обладают пониженным уровнем шума, что может пригодиться
для теле- и театральных постановок, записываемых концертов и в других
подобных ситуациях. Кроме того, Eurojet способна разбрасывать не только
специальные «боеприпасы», но и бумажный снег и даже поп-корн!
Конфетти для разбрасывания SFAT производит как с противопожарной пропиткой,
так и без нее, разноцветные, белые и отдельных цветов, круглые, прямоугольные,
квадратные и в форме сердца и звезды, бумажные и металлические… уф.
Пузыри и пламя
Наверное,
самые экзотические и непростые для уместного употребления аппараты, генераторы
пламени и пузырей также входят в представленный Imlight ассортимент. Искуственное
пламя не обжигает, не обладает запахом и не оставляет дыма. Выбор геля
для
его создания позволяет регулировать плотность «виртуальных» языков пламени,
а также их цвет (доступны красный, зеленый и «розовый светящийся»). Что
касается «мыльных машин», их пузыри могут иметь диаметр
10 — 15 и 15 — 20 см в варианте XL.
Снег и пена
Так сложилось, что именно генераторы пены и снега (они очень похожи по
принципу работы) меньше всего прижились в российской индустрии развлечения,
и так называемые «пенные вечеринки» пока не имеют особого успеха. Однако
с приходом техники SFAT, сравнительно недорогой (и в комплектации, и в
обслуживании), у ситуации есть все шансы измениться. И пена, и снег из
жидкости — совершенно сухие и очень легкие, держатся до 18 ч и легко счищаются.
Генератор снега в сериях 350 и 500 один, с выбросом хлопьев до 12 и 20
м соответственно. А вот пенных машин три: Power Foam 350/500 (80 и 180
м3 / мин), Power Jet 350/500, которая выбрасывает пену на 6 —
10 / 10 — 15 м, и, наконец, Power Quad 350/500 — мощный генератор со встроенным
насосом, способный генерировать 230 и 280 м 3 / мин пены соответственно.
Для других моделей помпу придется покупать отдельно. Жидкости для создания
пены и снега разные; но аппарат с соответствующей насадкой (Head Combi)
способен генерировать и то, и другое. Иные насадки позволяют нагнетать
пену через отверстия в специальной сетке, направлять струю пены в нужную
сторону и даже создавать с помощью пенного насоса дымку и дождь. Выпускается
также круговая «турель» для пенной пушки, высотой 1 м.
* * *
В качестве отдельной опции SFAT предлагает пульт дистанционного управления
включением/выключением установок Power 350/500. Силовая установка во всех
вариантах имеет семь углов возвышения с фиксацией, напряжение питания
равно 220 В, а мощность вентиляторов моделей 350 и 500 составляет 0,55
и 1,5 кВт соответственно.
По
правде говоря, модульная система сборки нужного комплекса спецэффектов
несколько увеличивает, казалось бы, скромные цены на сами генераторы.
Но зато это позволяет, во-первых, собрать нужную покупателю установку,
а во-вторых, и это особенно важно — сэкономить прокатчику. Вовсе не обязательно
закупать весь парк генераторов сразу, достаточно обзавестись некоторым
количеством силовых установок и набором насадок и помп. Что касается расходных
материалов фирмы SFAT, они отличаются высоким качеством и не особенно
высокой ценой — компания уже довольно давно обеспечивает поставку жидкостей
для спецэффектов по всей Европе.
В начале статьи я упоминал Шекспира и «Гран-Гиньоль». Чтобы не быть голословным:
в шекспировском «Тите Андронии» нередки ремарки «Входит посланец, с двумя
головами и отрубленной рукой», а в кульминации — никаких боев на шпагах,
а зрелищное перерезание горла. А в безумно популярном театре «Гран-Гиньоль»
в Париже долгие годы шли короткие пьесы, целиком посвященные резне и пыткам,
с аккомпанементом пулеметных очередей и маниакального хохота. Театр этот
закрылся лишь в 1964 г. Как бы там ни было, общественная мораль теперь
осуждает подобные забавы, зато прогресс позволил наконец забавляться с
огнем, дымом и мыльной пеной, как заблагорассудится и не портя настроение
себе и другим; надеюсь, скоро мы увидим новые, зрелищные постановки, концерты,
party, open-air и клубные интерьеры с использованием чисто детской радости
от простых, но безумно красивых чудес.
Информация предоставлена компанией Imlight.

|
|