Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





Огонь, вода и полуторакиловаттные Генераторы

Иван Ормуздов

Во все века театр, что бродячий, что городской, боялся огня, как… Ну, собственно, как огня. Сухой, пропыленный, набитый тряпками, он вспыхивал, как хворост, и сгорал дотла. Не меньше, наверное, костюмеры и гримеры боялись воды, которая могла размыть грим, размочить папье-маше, испортить «королевские наряды» и задники-декорации.
Сейчас нам доступна пена без мыла, дождь и туман без воды, дым без огня и даже сам «холодный огонь». Мало того, это волшебство стало вполне доступным.

По некоторым данным, историю сценических спецэффектов принято отсчитывать с 456 г. до н.э., когда для постановки пьесы классика древнегреческой драматургии Эсхила «Прометей прикованный» неизвестные и безымянные сценические рабочие (а кто когда-нибудь вспоминал их имена?) построили гигантский манекен, этакого голема, прикованного цепями к земле. Вряд ли стоит объяснять, что «почтеннейшая публика» во все времена чихать хотела на творческие мучения драматурга и внутренний мир актеров; для того, чтобы зритель залез в свой кошелек, его нужно поразить, припугнуть и слегка польстить его самолюбию. Вот и Эсхил справедливо рассудил, что досужие зеваки, как на мед, сбегутся на фальшивого двухэтажного титана (вполне возможно, что и печень у того в боку была настоящая, и лакомился ею натуральный стервятник), а там уж — дело трагиков удержать их на месте до конца. И хоть Аристофан, Шекспир и «театр Гран-Гиньоль» сейчас — пыльная классика и услада интеллигентных театроведов, спецэффекты для них были хлебом, а в особо удачном случае — и маслом, которое можно на него намазать.
В наше время для искушенной публики спецэффекты — всего лишь добавка к зрелищу, будь это спектакль, концерт, шоу-программа или вечеринка. Дым, гром, летающие ряженые и даже настоящие взрывы на сцене уже не заставят аудиторию восторженно кричать и нервно креститься. Но эта добавка — как минимум специи, без которых блюдо может получиться отменно пресным; а если эти «специи» подобрать неудачно или переборщить в неподходящий момент — и вовсе несъедобным. Без чего не выходила на сцену ни одна попсовая группа 80-х? Конечно, без густой пелены белого дыма, который подчеркивал бурлящее разноцветье прожекторов и демонизировал пышные прически рокеров в лосинах. Что такое концерт Rammstein для любого, кто на нем бывал? Потрясающее огненное шоу, отлично срежиссированное, идеально спаянное с «драйвовой», профессионально сыгранной, способной раскачать хоть целый стадион музыкой (а хорошо поставленный звук, «зрелище» для ушей, для нее тоже жизненно необходим).
Как и в далеком прошлом, незамысловатые, казалось бы, приемы помогают погрузить зрителя в атмосферу ненормального, необычного и многократно усилить эмоциональное впечатление от представления. И чем больше публики наблюдает или даже участвует в сценическом волшебстве (оно же мошенничество), тем сильнее этот удар по ощущениям зрителя. Торжественный «Спуск Большого Яблока» в Нью-Йорке, сверкающего лампочками, наблюдает по телевизору на Новый год вся Америка, и этот наглядный, незамысловатый трюк вызывает огромную эмоциональную отдачу!
Сейчас за рубежом даже рядовому организатору шоу-программ и вечеринок доступны для использования самые разные технические средства. Если оставить в стороне видеоэкраны и проекторы, свет, лазеры и пиротехнику, можно выделить отдельный класс устройств — ныне вполне безопасных и простых в развертывании. Он включает в себя: машины для создания дыма и тумана, рассыпания конфетти, генераторы пены и «ненастоящего» пламени, фигурные надувные трубы, уже знакомые у нас по праздникам под открытым небом и выставочным стендам.
Как ни странно, ни в клубах, ни в развлекательных программах, ни даже при постановке больших концертов вся эта техника у нас почти не используется. В основном можно видеть в действии какую-нибудь простенькую дым-машину, редко — «выстрелы» конфетти; надувные трубы обычно выступают «в чистом поле» и не слишком впечатляют публику. Проблема, с одной стороны, в том, что требовательность аудитории к зрелищам и развлечениям еще только начинает расти (а вместе с ней растет и изощренность production-менеджеров), а с другой — аппаратура для вышеперечисленных эффектов до последнего времени была не очень-то доступна, особенно в прокате. А ведь очевидно, что многие из этих аппаратов имеет смысл именно арендовать под конкретный, прописанный шоу-проект, и если такой возможности нет — нет их и в арсенале креативной команды, ответственной за реализацию действа. Однако российский зритель растет, а вместе с ним растет и спрос со зрелища, которое ему предъявляют. Где спрос, там и предложение — на российский рынок выходит крупная европейская компания по производству спецэффектов SFAT Industrie. Французские специалисты по дыму, пене, пламени, ветру, конфетти и пузырям заключили договор с крупнейшей российской фирмой Imlight — поставщиком сценического оборудования.
Теперь с помощью Imlight отечественным прокатчикам, проектировщикам и постановщикам доступны линейки Power 350 и Power 500 от SFAT Industrie, весьма, надо заметить, обширные. Особенность этих устройств заключается в том, что они спроектированы по модульному принципу. Все генераторы, обозначенные в прайс-листе, имеют на деле общее основание: силовую установку Power Base. Последняя имеет два варианта, 350 и 500 (число в названии отражает выходной диаметр установки). А вот о специализациях остальных модулей стоит рассказать по порядку.

Ветер

Понятно, что генератор ветра — самая незамысловатая статья ассортимента SFAT; однако в умелых руках и в сочетании с другими спецэффектами мощная струя воздуха способна творить чудеса. Ветродувов два: Power Wind (скорость ветра 20 м / с, объем прогона 4500 и 11000 м 3 / ч для моделей 350 и 500 соответственно) и Junior, компактные и менее мощные. Отдельной статьей проходят машины для нагнетания воздуха в надувные трубы, Power Airtube. Их ограничения по высоте труб — 6 и 12 м для основания 350 и 500 соответственно. Из надувных труб, естественно, можно на заказ изготовить какую-либо фигуру и напечатать нужный логотип.

Дым

Строго говоря, есть два вида сценического дыма — собственно дым и «туман». Первый более плотен и отчетливо виден, цветное освещение окрашивает сами клубы дыма; второй, соответственно, бледнее и прозрачней. «Туман» больше похож на дымку и больше подчеркивает сами лучи прожекторов, чем отражает их свет.
Генераторы SFAT, в отличие от дешевых дым-машин с баллонами под давлением, используют более гибкую систему с нагнетающим жидкость насосом. Это позволяет снизить расходы, так как жидкость для насос-
ных дым-машин продается в простых канистрах, от 1 до 200 л, по более низкой цене. Ассортимент жидкостей для дыма и тумана очень широк: это может быть легкий дым быстрого рассеивания, дым средней и высокой плотности, плотный дым с медленным рассеиванием и сверхплотный дым для максимально длительного эффекта (для тумана действует та же классификация). Также существует разделение на серию DJ, серию Professional и High Tech (более дорогую и качественную). Выпускаются и концентрированные варианты каждой разновидности. Надо сказать, что дым-машины в принципе не в состоянии производить дым иного цвета, кроме насыщенного белого, но того оттенка, который придает им освещение, вполне хватает для соответствующего эффекта.
Каждому известен эффект стелющегося по полу дыма; его наличие зависит от использованной в генераторе технологии. В случае с генераторами SFAT, где применяется спецжидкость, этого можно добиться охлаждением готового дыма с помощью углекислого газа. Однако фирма предлагает и другое решение — собственно генераторы на углекислом газе под названием Kit Jet CO2. Дым от CO2 получается очень плотный и низко стелющийся, в отличие от охлажденного жидкостного дыма, его нельзя «всполошить» ногами и заставить подняться потоком воздуха.

Конфетти

Пушек для разбрасывания конфетти у SFAT две разновидности: Confetti (дальность выброса для моделей 350 и 500 составляет 10 — 15 и 20 — 25 м соответственно) и Eurojet. Последние обладают пониженным уровнем шума, что может пригодиться для теле- и театральных постановок, записываемых концертов и в других подобных ситуациях. Кроме того, Eurojet способна разбрасывать не только специальные «боеприпасы», но и бумажный снег и даже поп-корн!
Конфетти для разбрасывания SFAT производит как с противопожарной пропиткой, так и без нее, разноцветные, белые и отдельных цветов, круглые, прямоугольные, квадратные и в форме сердца и звезды, бумажные и металлические… уф.

Пузыри и пламя

Наверное, самые экзотические и непростые для уместного употребления аппараты, генераторы пламени и пузырей также входят в представленный Imlight ассортимент. Искуственное пламя не обжигает, не обладает запахом и не оставляет дыма. Выбор геля для
его создания позволяет регулировать плотность «виртуальных» языков пламени, а также их цвет (доступны красный, зеленый и «розовый светящийся»). Что касается «мыльных машин», их пузыри могут иметь диаметр
10 — 15 и 15 — 20 см в варианте XL.

Снег и пена

Так сложилось, что именно генераторы пены и снега (они очень похожи по принципу работы) меньше всего прижились в российской индустрии развлечения, и так называемые «пенные вечеринки» пока не имеют особого успеха. Однако с приходом техники SFAT, сравнительно недорогой (и в комплектации, и в обслуживании), у ситуации есть все шансы измениться. И пена, и снег из жидкости — совершенно сухие и очень легкие, держатся до 18 ч и легко счищаются.
Генератор снега в сериях 350 и 500 один, с выбросом хлопьев до 12 и 20 м соответственно. А вот пенных машин три: Power Foam 350/500 (80 и 180 м3 / мин), Power Jet 350/500, которая выбрасывает пену на 6 —
10 / 10 — 15 м, и, наконец, Power Quad 350/500 — мощный генератор со встроенным насосом, способный генерировать 230 и 280 м 3 / мин пены соответственно. Для других моделей помпу придется покупать отдельно. Жидкости для создания пены и снега разные; но аппарат с соответствующей насадкой (Head Combi) способен генерировать и то, и другое. Иные насадки позволяют нагнетать пену через отверстия в специальной сетке, направлять струю пены в нужную сторону и даже создавать с помощью пенного насоса дымку и дождь. Выпускается также круговая «турель» для пенной пушки, высотой 1 м.

* * *

В качестве отдельной опции SFAT предлагает пульт дистанционного управления включением/выключением установок Power 350/500. Силовая установка во всех вариантах имеет семь углов возвышения с фиксацией, напряжение питания равно 220 В, а мощность вентиляторов моделей 350 и 500 составляет 0,55 и 1,5 кВт соответственно.

По правде говоря, модульная система сборки нужного комплекса спецэффектов несколько увеличивает, казалось бы, скромные цены на сами генераторы. Но зато это позволяет, во-первых, собрать нужную покупателю установку, а во-вторых, и это особенно важно — сэкономить прокатчику. Вовсе не обязательно закупать весь парк генераторов сразу, достаточно обзавестись некоторым количеством силовых установок и набором насадок и помп. Что касается расходных материалов фирмы SFAT, они отличаются высоким качеством и не особенно высокой ценой — компания уже довольно давно обеспечивает поставку жидкостей для спецэффектов по всей Европе.
В начале статьи я упоминал Шекспира и «Гран-Гиньоль». Чтобы не быть голословным: в шекспировском «Тите Андронии» нередки ремарки «Входит посланец, с двумя головами и отрубленной рукой», а в кульминации — никаких боев на шпагах, а зрелищное перерезание горла. А в безумно популярном театре «Гран-Гиньоль» в Париже долгие годы шли короткие пьесы, целиком посвященные резне и пыткам, с аккомпанементом пулеметных очередей и маниакального хохота. Театр этот закрылся лишь в 1964 г. Как бы там ни было, общественная мораль теперь осуждает подобные забавы, зато прогресс позволил наконец забавляться с огнем, дымом и мыльной пеной, как заблагорассудится и не портя настроение себе и другим; надеюсь, скоро мы увидим новые, зрелищные постановки, концерты, party, open-air и клубные интерьеры с использованием чисто детской радости от простых, но безумно красивых чудес.

Информация предоставлена компанией Imlight.

Наверх

Адрес редакции: 123459, Москва, а/я №7 Тел.: (495) 250-0207 Факс: (495) 978-7362
Copyrignt Install Pro 1999-2006
Поддержка сайта web@install-pro.ru
mrmidi.ru