PLASA 2005
Аюр Санданов
В самом центре Лондона, в «Графском дворе» (Earls Court), в очередной
раз отгремела (и, разумеется, отсверкала) профессиональная выставка сценического,
телевизионного, театрального и развлекательного оборудования PLASA Show.
Новинки — вот главное, что интересует посетителей любой профессиональной
технической выставки. И PLASA Show всегда строилась именно вокруг интересных,
нетривиальных или просто превосходящих стандартные новинок.
У
этой выставки поистине славная история. Она ровесник многих читателей
журнала — первая инкарнация PLASA, под именем Light & Sound Show,
появилась еще в 1977 г. Это была встреча и обмен опытом нескольких производителей
и монтажников оборудования для клубов и дискотек. В середине 80-х выставка
уже претендовала на роль ведущей в Объединенном Королевстве, и в ее программе
нашли себе место театр, гастрольная музыкальная сцена и индустрия развлечений.
К началу 90-х гг., как это часто бывает с крупными выставками, каждая
влиятельная компания рассматривала PLASA Show в качестве «стартовой площадки»
для своих новых продуктов; эти же гиганты индустрии тщательно обследовали
стенды маленьких, неизвестных компаний — ведь именно в их скромных мастерских
порой рождались проекты и технологии, позволившие решить тысячи проблем,
связанных со звуком, светом и их установкой. Естественно, круг посетителей
также расширился, количественно и качественно, и в 1989 г. на выставке
была проведена первая серия тематических семинаров. С 1992 г. выставка
базируется в сверхсовременном выставочном центре Earls Court; сначала
в «новоделе» EC2, а с 1996 г. — в самом Earls Court 1. Тогда же, в 92-м,
в ответ на традицию компаний «выстреливать» на выставке новыми моделями
оборудования, были учреждены награды — PLASA Awards. На сегодняшний день
выставка прошла свой долгий путь от простой «ярмарки» до специализированного
бизнес-мероприятия, на котором решаются ключевые вопросы индустрии.
Безусловно, по масштабу PLASA Show не сравнить, скажем, с NAMM. В настоящее
время число ее посетителей выросло примерно до 13 тыс.; однако большая
часть из них — это или просто профессионалы, или ключевые фигуры в европейской
install-индустрии. Больше 300 компаний-участников, свыше 1000 новинок
представлено на суд зрителей, девять наград за инновации (номинантов —
больше 50)…
Несмотря на то что среди лавины представленного на выставке оборудования
наше внимание привлекли не только отмеченные жюри за инновации модели,
доверимся его мнению и пройдемся по списку победителей PLASA Awards. В
этот список попали самые разные решения — от программного обеспечения
до, ни много ни мало, червячной шестеренки.
Шаг вперед, по мнению жюри, сделала технология беспроводной коммутации
аудиосистем: награду получила технология Liberty WP-100 фирмы Carlsbro,
позволяющая осуществлять надежную передачу качественного аудиосигнала
на произвольное количество двухантенных ресиверов, установленных на акустические
системы.
Технология LED-поверхностей и осветительных приборов, которая становится
среди проектировщиков и инсталляторов света все популярнее, вызвала к
жизни два продукта, удостоенных награды. Первый — Pharos Lighting Playback
Controller (LPC), распространяемый фирмой TMB. Это система управления
архитектурной подсветкой и световыми эффектами (поддержка DMX, DALI, RS232,
MIDI, импорт LED-картинок с компьютера, возможность объединения нескольких
LPC в иерархическую сеть). Другой — элегантное решение проблемы назначения
DMX-адресов для пикселей на этих самых LED-экранах. Просто подключите
видеокамеру, направленную на LED-матрицу, и саму матрицу к системе Visual
Patch от компании Artistic License, и он сам протестирует каждый пиксель
прибора, создаст дву- или трехмерную карту точек и назначит каждой точке
свой DMX-адрес.
Посетителей буквально покорила новинка от компании PSCo, так называемая
«проницаемая проекторная плоскость». В простоте — вертикальный экран из
холодного сухого «дыма», на который можно спроецировать довольно яркую
картинку и который восстановится через пару секунд после того, как вы
пройдете прямо сквозь него. Нельзя сказать, чтобы идея потрясала своей
неожиданностью, но такой полностью эфемерный экран — действительно первый
в своем роде.
В числе других победителей — пара ламп, флюоресцентная трубка от LDDE
с возможностью полного димминга от 0 до 100% и легкая яркая лампа aluPar
от Osram (награжденная, впрочем, за похвальную заботу об окружающей среде).
Также среди них две системы сценических лебедок, BeamHoist и D8++. Но
рассказать мы хотим не о них.
Поистине
инновационным решением и жюри, и посетители признали систему COM.P.A.S.S.,
разработанную Outline. Об этой системе было сказано, в частности, что
она предоставила звукоинженерам решение, нужда в котором назрела уже давно.
Что ж, компания Outline, родом из Северной Италии (основана, между прочим,
в 1973 г.!), производитель полного спектра сценической акустики и вспомогательных
систем, может теперь с полным правом хвастаться, что создала первую автоматизированную
систему регулировки положения громкоговорителей и линейных массивов. Учитывая,
что принцип линейных массивов стал сейчас в мире «большого звука» притчей
во языцех, новость крайне интересная. Каждая ячейка системы COM.P.A.S.S.
оснащена пятью моторами, что позволяет регулировать вертикальную и горизонтальную
ориентацию кабинета одновременно. По горизонтали пределы поворота составляют
от 60 до 150°, а по горизонтали — от 0 до 15°. Объединенные в линейный
массив, оснащенные COM.P.A.S.S. системы дают возможность регулировать
угол разброса всего массива сразу, т.е. «рулить» сразу всем стеком кабинетов
равномерно. И индивидуальные, и групповые настройки системы управляются
на расстоянии. Более того, кроме двигателей, в подвес от Outline встроен
лазерный указатель, так что вы можете определить линию «прострела» каждого
кабинета простым взглядом в зал! Система COM.P.A.S.S. также сравнительно
легка и компактна и не ограничивает пользователя в выборе соединяемых
друг с другом громкоговорителей.
Подвес-новинка разработан не только для инсталляторов по найму, чья аппаратура
«сегодня здесь, а завтра там». В числе первых заказчиков комплексного
решения на базе COM.P.A.S.S. залы, для которых данная система станет постоянным
оборудованием. Таким образом функциональность помещения приобретает дополнительную
гибкость и универсальность, и акустическая система без привлечения дополнительной
аппаратуры сможет обеспечить качественное звуковое покрытие для любой
аудитории, в любой ситуации.
Надо сказать, что Outline не новичок на PLASA;
даже нынешняя награда для компании не первая. В 2001 г. она получила награду
PLASA Award за систему Kanguro — и до сих пор остается единственной итальянской
фирмой, отмеченной призом на знаменитой британской выставке.
Если
Outline просто взяла и привезла на PLASA сенсацию, то Void Acoustics,
британский производитель акустических систем, «взял свое» сочетанием экстравагантности
и технологичности. Система Air Series хоть и вошла в число номинантов,
не удостоилась приза; зато сразу ясно, почему она туда попала. Этот образец
акустического haute couture способен вывести из равновесия любого, будь
то простой обыватель или матерый звукоинженер. СЧ-ВЧ-компонент Air Motion
представляет собой что-то вроде некрупного гибрида трех разнокалиберных
патефонов со спорткаром класса «Феррари». Такой вид он приобрел благодаря
решению инженеров обойтись вообще без кабинета и использовать рупорную
систему конической формы, чей раструб по изгибу как бы повторяет обращенный
шар. По утверждению Void Acoustics, рупоры такого типа обеспечивают плотную,
разборчивую, направленную «струю» звука, обладающую ровной дисперсией
и четкой границей. Точки кроссовера устройства — 140 и 600 Гц, пассивный
1,7 кГц, мощность равна 500 и 250 Вт RMS для большого и двух малых громкоговорителей
соответственно.
«Басы»
Air Series в своем своеобразии не отстают от «пищалки». Во-первых, их
двое — Paraflex 640 и Paraflex 360. Модель 640, которая отвечает за отрезок
60 — 140 Гц (1000 Вт RMS) удивляет вишневым полированным рупором и четырьмя
пилонами космического вида, на которых он укреплен. Инженеры Void утверждают,
что схема преобразования волн, воплощенная в квадратном рупоре кабинета,
значительно повышает отдачу по мощности. Выяснилась и функция, возложенная
на пижонские металлические пилоны: степень их напряженности можно подстроить
после сборки, управляя таким образом резонансной характеристикой всего
кабинета целиком и устраняя нежелательные призвуки.
Субвуфер Paraflex 360 (30 — 60 Гц, 800 Вт RMS) претендует на полное отсутствие
шумов от движения воздушных потоков внутри корпуса. Для этого он построен
в виде многополостного объема с четырьмя дополнительными малыми рупорами.
Но
перейдем к исходной теме выставки — к приборам освещения.
Номинантом на получение PLASA Award стала фирма Clay Paky, итальянский
производитель шоу-освещения. В ее серии «голов» под названием Alpha комиссию
PLASA привлекла модель Alpha Wash HALO, предназначенная прежде всего для
театра и телевидения; а вот мы обратили внимание на самые «навороченные»
образцы — Spot 700 и HPE 1200.
Перечисленные приборы довольно-таки похожи друг на друга: во-первых, все
три принадлежат к классу SV (Silent Version, малошумные), во-вторых, у
них похожие шасси, одинаковые полнодиапазонные диммеры (от 0 до 100%)
и возможность полного контроля и мониторинга через DMX и Ethernet.
Мощность
галогенной лампы в HALO равна 1000 Вт, в основе моделей 700 и 1200 — газоразрядные
лампы мощностью 700 и 1200 Вт соответственно. Кроме того, в HALO воплощена
новая прецизионная отражательная система, так называемая «шляпа». Но если
эффекты заливающей «головы» HALO, ценной прежде всего ровным мягким тоном
галогена, исчерпываются «морозными узорами» и овалайзером, то Spot 700
и HPE 1200 не зря топорщатся заметными «горбами», отличающими их от других
моделей; в них, в зависимости от модели, скрываются 14 и 20 заменяемых
гобо (два и три колеса соответственно), по одному анимационному диску,
по три «морозных» фильтра и, наконец, по две двунаправленные призмы (двух-
и девятигранных). Полнодиапазонный диммер управляется по отдельному каналу
DMX, блок питания — универсальный, 115 — 230 В. Скорость вращения моделей
700 и 1200 позволяет им повернуть луч на 360° за 4 с, путь вращения равен
450°, путь наклона — 252°.
Другой
фаворит прожекторного рынка — компания Vari-Lite провернула трюк, так
популярный в мире музыкального «железа»: устроила триумфальное возвращение
классической модели VL5, которая удостоилась награды «Эмми» в 1994 г.
Реинкарнация VL5 носит имя VL500, и два лишних нуля в названии проставлены
не для проформы. В ответ на просьбу просто продолжать выпуск VL5 инженеры
Vari-Lite решили сделать ее еще лучше. Прежде всего в VL500 была вновь
воплощена давно разработанная система Dichro-Tune — плавный механизм смешивания
цветов на базе радиальных дихроичных щитков-лезвий, синих, янтарных и
пурпурных. Другая важная особенность VL500 — отсутствие активной системы
охлаждения. Вместо нее с жарой справляется конвекционное воздушное охлаждение
(специально для этого переделана прокладка проводов внутри корпуса, дабы
нагрев не наносил им вреда). Практически полное отсутствие шума делает
VL500 прекрасным устройством для любой телестудии или театра. Еще большую
привлекательность придает прибору то, что это самая доступная на сегодняшний
день модель заливающих «голов» Vari-Lite. Кроме базовой модели, доступны
несколько вариантов — VL500D, VL500 80V, VL500A, отличающиеся мощностью
ламп, температурой цвета, наличием или отсутствием встроенного диммера
и рабочим напряжением. Доступны и «пастельные» версии всех моделей VL500,
где синие и пурпурные щитки заменены на более светлые; такие приглушенные
цвета у американских осветителей ассоциируются с бродвейской традицией.
Среди прочих особенностей «головы»: возможность настройки без внешнего
питания с помощью пульта управления на батарейках, встроенный DMX-контроллер,
опциональный встроенный диммер; путь вращения равен 540°, путь наклона
— 270°
Еще
один участник, представивший удачные модели осветительного оборудования
на PLASA Show в этом году, — итальянская компания LDR, чье название расшифровывается
как поэтическое «Лючи Делла Рибальта».
Начнем с менее эффектной новинки: это в общем-то обычный «следящий» прожектор
для ручного управления оператором, предназначенный для театра, TV и других
шоу-программ. Для его разработки итальянцы вошли в сотрудничество с фирмой
Philips Lighting. Новая керамическая лампа с цветовой температурой 3200
К и индексом цветопередачи превышающим 90, в сочетании с инновационной
оптической системой от LDR позволяет этому прибору достичь выходной мощности
луча, равной мощности стандартной 1200-ваттной галоген-ной лампы, в то
время как ее энергопотребление в четыре раза меньше. Этот прожектор отличается
чрезвычайно резкой кромкой луча, бесшумной пассивной системой охлаждения,
двойным микрореле для безопасной замены лампы. Диммер прожектора — механический,
а 20-лепестковая диафрагма характеризуется прецизионным исполнением. В
качестве опции к прожектору прилагается пятицветный блок фильтров. В целом
это первая модель прожектора на керамической лампе, способная выполнять
задачи, ранее доступные лишь галогенным системам.
А вот второй прибор, который LDR привезла на PLASA, стал оригинальным
ходом с ее стороны. Недавно фирма впервые для себя выпустила линейку высококачественных
скроллеров, неподвижных насадок на прожекторы, которые обладают фиксированным
набором цветов на гелевой ленте, но обеспечивают чрезвычайно насыщенный
оттенок пропущенному через них лучу. Вершиной этой линейки (Xpress 12dc,
18dc, 25dc) стал скроллер Xpress Moving 575TH, совмещенный с заливающей
«головой» Studio Due.
Прибор разработан под вольфрамовые лампы 575 HPL от Philips и Osram. Четыре
прилагающиеся в комплекте линзы позволяют изменять угол ширины выходного
луча в широких пределах, от 15° точечного пятна до широкой заливки 30
х 51°. В прибор встроен полнодиапазонный диммер (0 — 100%) и, конечно,
сам скроллер Xpress 18, снабженный стандартной шестнадцатицветной гелевой
лентой. Ширина круглого отверстия скроллера — 190 мм. Двигатель «головы»,
как и у других новинок этого года, выполнен малошумным, что всегда актуально
на телевидении или в театре.
Если говорить о новом, современном, о развитии индустрии и перспективах,
то нельзя обойти стороной главную тему этого года: развитие управляющих
систем, компьютерной интеграции оборудования, совершенствование протокола
DMX и «взрывное» распространение в музыкальном и инсталляторском мире
протокола Ethernet под звучным именем Ethersound.
Под руку с развитием систем управления идут LED-технологии, где тысячами
маленьких источников света невозможно управлять без помощи компьютера.
В этой нише было представлено множество новых, более мощных и удобных
для создания больших матриц LED-элементов: разнообразные точечные и всенаправленные
микролампы, LED-линейки, «кирпичи» для создания кривых и углов в светодиодных
«светящихся стенах», многие из них многоцветные или RGB-кластерные (фирмы
Pixelrange, ETC. Batmink и др.; кстати, та же ETC показала недорогой и
компактный диммер SmartBar, который подключается к обычной сетевой розетке).
Также демонстрировались стандартные колорчейнджеры, построенные на тех
же самых светодиодах — это позволяет сделать их яркими, компактными, тихими
и нетребовательными к мощности (SGM).
Кроме «светящихся стен», бывает ведь и «светящийся пол». Не просто светящийся,
а видеопол продемонстрировала фирма Ayrton; ее разработка Dream Panel
представляет собой плоский модуль 50 х 50 см, множеством которых можно
выложить напольный видеоэкран. Широкий угол нормальной передачи изображения
170° позволяет комфортно различать изображенное на экране практически
отовсюду.
К видеополу так и просится подсвеченная диджейская «башня». Небезызвестная
компания Numark привезла на PLASA Show две разработки: первая — iDJ, компактный
двухканальный микшер, позволяющий объединять в единую систему лэптоп,
iPod, различные другие «карманные» источники звука и мощную усилительную
и звукообрабатывающую технику. Вторая — HDCD1, устройство, чье название
говорит само за себя. Это двойной рэковый диджейский CD-плейер со встроенным
жестким диском, который дает возможность «на лету» копировать CD и mp3
на него для дальнейшего использования.
Но
вернемся к удаленно управляемым системам. Фирма High End Systems, сосредоточенная
на сборке готовых «умных» осветительных систем, выпустила продукт, который,
как говорит ее пресс-релиз, стал «третьим поколением цифровых осветительных
систем High End Systems». В этот пакет DL.2 Digital Lighting входят: движущаяся
«голова»-проектор цифрового изображения мощностью 5000 лм, управляющий
ею сервер на базе Pentium 4 с двумя гигабайтами DDR RAM на борту и интегрированной
в систему видеокамерой Sony Super HAD (она также оснащена системой ночного
видения). Система управления контентом может выводить через проектор три
видеопотока одновременно, при этом можно «натянуть» их на трехмерный объект.
Сигнал с видеокамеры захватывается компьютером в реальном времени и может
выводиться тем же проектором (в том числе с попутной обработкой). Помимо
1000 «заводских» файлов, возможна загрузка любого контента от 3D-объектов
до роликов и неподвижных картинок. Для этого используется гигабитный Ethernet;
этот канал также служит и для расширения системы, которая легко масштабируется,
так что возможно использование множества DL.2 одновременно с удаленным
управлением с PC. Сеть открывает большие возможности: одно DL.2-звено
может использовать сигнал с камеры другого и т. д. Перечисление всех функций
DL.2, основанного на мощном ПО, заняло бы слишком много места.
Программирование LED-массивов, подключенных через DMX, — дело сложное.
Новая версия программы Artist от компании ShowCAD под обозначением 2005,
помимо всех возможностей, которые открывает компьютерный DMX-сервер, обладает
функцией прямой разметки LED-экранов с помощью видеокамеры. Инженеру необходимо
просто направить камеру прямо на экран, подключить ее к компьютеру с Artist
2005 и запустить калибровку. Программа сама протестирует каждый пиксель
на экране, построит визуальную карту LED-экрана и назначит каждой точке
свой DMX-адрес. В связи с этим пропускная способность программы также
была увеличена и составляет более 32 тыс. DMX-каналов. Программа поддерживает
DMX In, MIDI и RS 232, а также тайм-коды SMPTE.
В
заключение можно привести характерный пример встречи прошлого и будущего:
компания-ветеран Pinanson производит Stage-боксы, оборудование для сцены,
силовые аудиоразъемы, видеоконнекторы и прочее вот уже много лет, предпочитает
работу на заказ серийным моделям и до последнего времени не интересовалась
цифровым звуком. Однако недавно Pinanson вступила в «семью» компаний,
поддерживающих инициативу Ethersound. Их новый stagebox Ethersound Snake
предназначен для обслуживания поддерживающих этот стандарт консолей от
InnovaSON, Yamaha и других; он состоит из 48 микрофонных/линейных XLR-входов
и 16 XLR-выходов; также на его панели вы увидите несколько сетевых разъемов
RJ-45, которые используются как для связи с компьютерами, так и для подключения
к микшерным консолям; к другим цифровым боксам Snake подключается через
мультикор-кабели. Здесь, по традиции Pinanson, комплектация, размеры и
форма бокса зависят только от клиента — об этом говорит первая же страница
их рекламного проспекта, где старомодные дизайнеры Pinanson попытались
изобразить нечто вроде «цифровой волны будущего» в виде пучка кривых,
над которыми растянуты «пиксельные» слова на сиренево-розовом фоне.
Подводя итоги несколько сумбурного отчета о новинках PLASA 2005, скажем,
что, в конце концов, самое интересное — это новые впечатления, которые
вселяют надежды, вдохновение и желание творить. Большинство описанных
приборов не просто позволяют сделать проще, они позволяют сделать больше.
И пусть новинки мирового рынка — не самое доступное приобретение для российских
специалистов, идеям не помеха ни границы, ни размеры кошелька. А именно
обменом идей в какой-то степени и стала выставка PLASA, разменявшая уже
третий десяток, но продолжающая расти.
|
|