Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





Функциональность студий звукозаписи

Александр Кравченко
vita46 (а) yandex.ru

Приступая к написанию этой статьи, хотелось традиционно начать ее такими словами: мол, так и так, дорогие читатели, в прошлых статьях мы рассмотрели такие-то вопросы, а в этой рассмотрим вопросы функциональности студии звукозаписи, которые связаны с проблемами электрообеспечения, заземления, дизайна, вентиляции, кондиционирования, сигнализации, связи, противопожарной обработки и т.п. На каждый из этих пунктов я планировал выделить небольшой раздел. Однако по мере подготовки статьи размеры ее увеличились настолько, что стало ясно: одной статьей не обойтись.


Рис.1. Мониторная система Reflection Arts 240b (с НЧ-драйверами белого цвета) - последняя разработка Филипа Ньюэлла. Предназначена для небольших контрольных комнат площадью 15 - 25 м2. Разделение частот (кроссовер) и усиление - фирма Neva Audio (Санкт-Петербург)

Рис. 2. Та же мониторная система (Reflection Arts 240b). Мониторы вмонтированы во фронтальную стену заподлицо. Реконструкция студии близится к завершению.

Рис. 3. Мониторная система Reflection Arts 239 в студии. Система расчитана на применение в контрольных комнатах малых и средних размеров

Рис. 4. Филип Ньюэлл и автор статьи во время работы над новой книгой в домашнем кабинете Ф. Ньюэлла. На полке можно увидеть журналы "Шоу-Мастер" и "Install-Pro"

Так уж повелось, что перечисленные выше проблемы у нас всегда считались второстепенными на фоне таких, как, например, подбор оборудования для студии или ее звукоизоляция. Наиболее продвинутые могли еще добавить сюда условия мониторинга и/или акустические характеристики помещений. Но я уже не раз говорил, что при проектировании студий не бывает мелочей и пренебрежение ими может впоследствии сыграть злую шутку с владельцами студий. В очередной раз я в этом убедился летом, когда на протяжении двух недель гостил у Филипа Ньюэлла (в настоящее время он проживает на западе Испании, в прекрасном городе Виго, что расположен в провинции Галиция, на берегу Атлантического океана). По мере рассмотрения вопросов данной статьи, я буду подкреплять их живыми примерами из увиденного и услышанного.
Поездка выдалась на удивление насыщенной. Мы посетили многие студии на западе Испании и в Португалии, ознакомились с их работой и возникающими в процессе их эксплуатации проблемами. Много времени провели в обсуждении новой книги Ньюэлла (уже шестой по счету!), которая будет посвящена громкоговорителям и усилителям мощности. А вот эта новость может заинтересовать наших читателей: Филип Ньюэлл разработал новую модель студийных мониторов Reflexion Arts 240b (рис. 1, 2), которые предназначены для работы
в небольших контрольных комнатах площадью от 15 до 25 м2. Конечно, словами не опишешь работу мониторов, да и вещь эта сугубо индивидуальная: кому-то больше подходят одни мониторы, а кому-то другие… Лично я четыре года пользовался мониторами Reflexion Arts 239 (рис. 3), разработанными Ньюэллом, и могу сказать, что с тех пор мне не попадалось ничего подобного. И я благодарен Филипу, посвятившему меня в тайны технологии их расчета, изготовления и настройки. Кстати, он просил передать наилучшие пожелания читателям. Для журналов «Шоу-Мастер» и «Install-Pro» в его кабинете выделен отдельный стеллаж (рис. 4). )
Но вернемся к нашим студиям…
В предшествующих статьях нашего цикла довольно много написано о том, какими же должны быть студийные помещения, в особенности те из них, в которых планируется работа музыкантов. Вполне очевидно, что любые индивидуальные наклонности каждого музыканта в отдельности не могут быть удовлетворены в дизайне конкретной студии, поэтому достижение идеальных эксплуатационных характеристик невозможно в принципе. Тем не менее в этом вопросе существует несколько отправных точек, которые следует рассмотреть. Предлагаю начать с освещения.

Освещение
Дизайнерам интерьеров известен «фокус», когда помещения со светлыми поверхностями визуально кажутся больше, чем такие же помещения с темными стенами или недостаточным освещением. Другими словами, дизайн студии не должен создавать гнетущую атмосферу, ведь в помещениях студии многим людям предстоит работать не один день. И зависят эти ощущения в первую очередь от интерьера студии и продуманности освещения в ней. В студиях широко используется как искусственное, так и естественное освещение, причем доля студий с естественным освещением в последнее время все больше возрастает.

Естественное освещение


Рис. 5. На завершающем этапе реконструкции контрольной комнаты. На потолке находятся рамки, которые в последующем обтягиваться тканью. В рамках изготовлены посадочные места для последующего крепления светильников P63

Рис. 6. Студия "Добролет" (Санкт-Петербург). Освещение тон-зала светильниками Р63

Рис.7. Студия Townhouse Two (Лондон). Светильники скрыты на уровне пола. Каменная кладка в данном случае подсвечивается старыми театральными софитами, укомплектованными лампами накаливания

Рис. 8. Студия Blackwing (Лондон). Настенные светильники используются в виде старинных канделябров с целью создания эффекта старинного замка

Рис. 9. Студия Chambles (Марлоу, Англия). На потолке установленна пара светильников с 60-градусными рефлекторами и лампами накаливания, направленными вниз; виден также фрагмент сделанного в крыше окна, пропускающего естественное освещение

Рис. 10. Вариак. Используется для регулировки освещения в студии, а также регулировки интенсивности работы вентиляционной системы

Рис. 11. Укладка студийной системы кабель-каналов, которые будут находиться под полом студии. В качестве кабель-каналов использо-ваны канализационные трубы

Рис. 12. Возможные места размещения кабель-каналов внутри декоративно-акустической оболочки студии (визуализация в программе ArchiCAD):
а) слева показаны прижимные бруски декоративно-акустической оболочки студии, прижимающие слой еврорубероида к каркасу акустической оболочки; в разрывах между брусками – место для прокладки кабель-каналов;
б) тот же вид, после завершения изготовления декоративно-акустической оболочки

Рис. 13. Досадные недоделки… В этом случае персоналу студии не хватило терпения, чтобы завершить декоративно-акустическую отделку двери

Рис. 14. Пример вентиляционной системы для студии, состоящей из трех помещений. Использованы гибкие воздуховоды, наподобие изображенного на рис. 15. При входе в студию (в левом нижнем углу) можно видеть канальные вентиляторы и фильтрационные системы

Рис. 15. Образец воздухопровода, используемого для систем вентиляции студий. Он состоит из тонкого перфорированного алюминиевого основания, обернутого 5-см слоем волокнистого абсорбирующего материала, поверх которого размещен слой металлизированной фольги

Рис. 16. Студия Sonobox (Испания, Мадрид).
Прокладка «акустических» воздуховодов системы вентиляции вдоль задней стены контрольной комнаты. По всей площади стены – в том числе и поверх воздуховодов – будут установлены низкочастотные ловушки, которые успешно «спрячут» данную систему вентиляции

Рис. 17. Установка кондиционеров в студии. С целью снижения шумов, создаваемых теплообменниками, в данной студии предпочли использование нескольких небольших кондиционеров вместо одного большого. С этой же целью кондиционеры размещены вблизи хорошо демпфированного потолка

Беглый анализ развития европейских студий позволяет сделать вывод, что естественное освещение в тон-залах использовалось намного чаще в тех студиях, которые размещались за пределами городской черты. Так сложилось исторически. Вероятной причиной этого было то, что в обстановке спокойной деревенской жизни в студиях не возникали такие же серьезные проблемы со звукоизоляцией, как в тех студиях, которые располагались в черте шумных городов и мегаполисов. Согласитесь, что для самочувствия человека очень важно знать, что происходит в настоящее время снаружи студии. Я считаю ненормальной ситуацию, когда работающий в студии персонал определяет исключительно по настенным электронным часам, что же сейчас на самом деле: день или ночь. Отсутствие окон и дневного света отрицательно сказывается на самочувствии людей. В наше время эта проблема изучена с медицинской точки зрения намного больше, чем несколько лет назад. И когда развитие технологии строительства студий позволило сохранять звукоизоляцию в студийных помещениях даже с применением наружных окон, естественное освещение вскоре стало широко распространенным и востребованным в студиях. Лично я всегда стараюсь сохранить в дизайне студий наружные окна; исключением могут быть разве что задние стены контрольных комнат. Однажды мне довелось посетить студию, расположенную в отдельно стоящем частном доме. Так вот, окна в тон-зале этой студии были сделаны в крыше! У этой студии было несколько клиентов, которые любили работать в ней именно по ночам, при выключенном или приглушенном искусственном освещении. И в этом нет ничего необычного: вы бы видели, какой чарующий вид ночного звездного неба открывается сквозь эти окна!

Искусственное освещение
Искусственное освещение в том или ином виде присутствует во всех без исключения студиях. Оно также может использоваться в художественных целях, подсвечивая некоторые детали интерьера, что создает в студии особую атмосферу.
Хочу сразу же заметить, что применение флюоресцентных светильников «дневного света» в студиях запрещено. Флюоресцентное освещение само по себе отличается некоторой жесткостью, а такие светильники создают ряд механических и электрических проблем, связанных в частности с механическим шумом работающего светильника и с возникновением электромагнитных помех. Проблемы механических шумов иногда можно решить с помощью удаленной установки балластных дросселей (индукционных катушек), но вот электромагнитные помехи могут быть настоящим наказанием для гитаристов и бас-гитаристов. Практика показывает, что использование флюоресцентного освещения допустимо разве что в больших студиях с высотой потолков более 6 м. Но в общем и целом с подобными светильниками больше проблем, чем пользы.
Освещение – вещь сугубо индивидуальная, в этом нет никаких сомнений, а дизайн освещения студии, по большому счету, можно вообще рассматривать как отдельную профессию. У каждого из нас свои пристрастия. Например, многим людям не нравятся точечные светильники с галогенными лампами, поскольку им кажется их свет неприятным и холодным. С другой стороны, очень практичным решением было бы применение светильников с лампами накаливания, колбы которых заполнены аргоном; для меня так и остается загадкой, почему в студиях зачастую отказываются применять их.
В своих проектах я, например, часто использую лампы накаливания Р63 мощностью 60 Вт с зеркальным рефлектором и матовым стеклом. На рис. 5 показано, как эти светильники встраиваются в решетку декоративно-акустической оболочки потолка, создают мягкое диффузное освещение, особенно в помещениях со светлой обивкой стен (рис. 6). Расстояние между лампами составляет порядка 115 – 135 см. Данные светильники соединяются, как правило, в группы, каждая из которых имеет свою регулировку, что позволяет оператору варьировать освещенностью помещения. Для создания диффузного освещения и в творческих целях применимы настенные бра различного дизайна. Как и в остальных подобных случаях, все здесь зависит от бюджета и «полета мысли» дизайнера.
На рис. 7 изображена комната, в которой светильники скрыты на уровне пола. Каменная кладка в данном случае подсвечивается старыми театральными софитами, укомплектованными лампами накаливания. На рис. 8 показано использование настенных светильников в виде старинных канделябров с целью создания эффекта старинного замка. В помещении на рис. 9 на потолке установлена пара светильников с 60-градусными рефлекторами и лампами накаливания, направленными вниз; виден также фрагмент сделанного в крыше окна, пропускающего естественное освещение.
Все указанные виды освещения способствуют хорошей читаемости нот музыкантами. При необходимости освещение используется для создания определенного настроения с помощью различного цвета освещения, светодиодных подсветок, настенных бра или электрических «свечей».
Что же использовать для контроля освещения? Выключатели? Оказывается, это далеко не самый лучший выбор. Любое включение/выключение света сопровождается переходными процессами, что выражается в слышимых щелчках в звуковом тракте. Особенно досадно, когда такое случается во время сведения. Практика показывает, что лучше всего для этих целей использовать вариаки (рис. 10), т. е. разновидность переменных трансформаторов. Они не вызывают никаких проблем, связанных с электрическими интерференционными шумами, которые создают время от времени практически все электронные системы. Вариаки просто понижают напряжение в лампе накаливания без каких-либо потерь мощности и тепловыделения (в отличие, например, от реостатов, которые ослабляют освещение за счет резистивных потерь). Вариаки имеют внушительные размеры (около 15 см в диаметре и столько же в глубину) и стоят довольно дорого (около 80 долл. за модель мощностью 500 Вт), но по всем остальным параметрам они идеальны для контроля освещения в студии.
Системы электронной регулировки освещения, использующие полупроводниковые переключатели, могут создавать большие индукционные помехи как в системе электропитания студии, так и в виде электромагнитных излучений. Просто не предоставляется возможным включать переменное напряжение без возникновения всплесков напряжения. Теоретически совершенная синусоидальная волна может продолжаться только из начала времени к бесконечности, а потому не может быть включена или выключена без переходных процессов. Даже если вы находите, что в это трудно поверить, поверьте! Добиться требуемого эффекта можно лишь более сложными электронными средствами для производства «чистого» изменяемого переменного напряжения, но подобные системы могут оказаться даже дороже вариаков.
В любом случае, какая бы система освещения не использовалась в вашей студии, общее правило должно быть таким: лучше больше света, чем меньше. Избыточный световой поток всегда можно уменьшить вариаком или отключением какой-то группы ламп. Но если для чтения нот и в целом общий уровень освещения является недостаточным, работа может стать очень утомительной.

Удобство и комфорт
Общий комфорт также является важной составляющей, так как комфортные условия для музыкантов способствуют их лучшему исполнению. В данном случае речь идет об удобстве работы музыкантов, а не о той пафосности, с которой студия может выглядеть. Это совсем разные вещи, причем иногда взаимоисключающие друг друга. Стремление к пафосности у некоторых владельцев студий граничит буквально с идиотизмом, и, как правило, все это делается именно за счет функциональности студии. Ниже мы рассмотрим несколько примеров. А сейчас некоторые моменты, на которые следует обратить внимание для поддержания соответствующего уровня функциональности студии.

Кабели, опять кабели…
Пожалуй, ничто так не убивает творческого настроя музыкантов, как горы грязного кабеля в помещении студии и разбросанное там и сям иное «техническое» оборудование. Существенно помочь в решении этой проблемы могут скрытые кабель-каналы, изготовление которых проектируется с самого начала. Кабель-каналы могут быть в полу или проходить по стенам студии за тканевой обивкой.
В кабель-каналах, которые находятся внутри пола, как правило, прокладываются мультикоры (для соединения микрофонных коробок тон-залов с микшерами или коммутационными панелями в контрольной комнате), кабели подключения компьютерной техники (в тех случаях, когда компьютеры размещены в удаленных нишах и требуется прокладывать видеоудлинители для компьютерных мониторов, удлинители для клавиатур и «мышек», SCSI-кабель и т.п.), а также комплект кабелей между контрольной комнатой и machine room (мультикоры, кабели управления и пр.) Существует два основных способа прокладки кабель-каналов в полу.
Настил «плавающего» пола заканчивается, как правило, 10-см подложкой, 3-см «сэндвичем» гипсокартон/еврорубероид/гипсокартон и 4-см слоем ДСП, который состоит из двух 20-мм слоев ДСП, выложенных внахлест, склеенных клеем ПВА и стянутых 35-мм шурупами-саморезами. Так вот, во время укладки верхних слоев ДСП заранее отмечается и очерчивается согласно проекту будущее место размещения кабель-каналов. Важно помнить: в этих местах слои ДСП между собой не склеиваются и не стягиваются! После завершения укладки «плавающего» пола можно приступать к изготовлению кабель-канала. По заранее очерченным линиям электропилой, настроенной на глубину 20 мм, прорезают верхний слой ДСП, после чего его вынимают и аккуратно складывают в сторонку. Затем электропилой, настроенной на глубину около 100 – 120 мм, прорезают нижний слой ДСП, «сэндвич» и частично подложку. Внимание! Остальные слои прорезают по условной линии, которая находится ближе к осевой линии кабель-канала примерно на 50 мм. Остатки ДСП, «сэндвича» и минеральной ваты можно выбросить, а вот отложенная полоса верхнего слоя ДСП пригодится в качестве крышки нашего кабель-канала. Образовавшийся в полу выступ между разными слоями ДСП будет служить нишей для крышки кабель-канала и местом прикручивания ее к полу. Непосредственно короб кабель-канала можно сделать самим из фанеры толщиной 7 мм. Боковые стенки короба в последующем будут прикручены шурупами-саморезами к торцам нижнего слоя ДСП. Глубина короба должна быть такой, чтобы не допустить касания короба с конструктивным полом здания, как правило, 70 – 120 мм. Ширина подобного кабель-канала (в отличие от его глубины) практически не ограничена, хотя увлекаться особо тоже не следует. Ведь в каком-то смысле подобные кабель-каналы можно рассматривать как «дыру» в звукоизоляции.
Более простой способ кабель-каналов пола показан на рис. 11. Здесь в качестве кабель-каналов используются обычные канализационные трубы. Естественно, укладывать их нужно точно в соответствии с проектом, а также точно определять направления труб, чтобы в последующем – во время затягивания кабеля проволокой – не возникало проблем с его прохождением. Недостаток этого способа в том, что подобный кабель-канал, в отличие от вышеописанного, не обслуживается.
Все остальные виды коммуникаций можно прокладывать в кабель-каналах, находящихся внутри стен. Это могут быть кабели систем сигнализации, вентиляции, кондиционирования, электроразводка, Internet/телефон и т.п. Да и мало ли что еще может понадобиться во время эксплуатации студии! Поэтому одно из главных требований к этим кабель-каналам – возможность доступа к ним. Если рассматривать структуру оболочек большинства студийных помещений, то за рамками с тканью мы увидим слой войлока (в некоторых случаях – минеральной ваты на базальтовой основе), затем слой еврорубероида и каркас акустической оболочки, к которому эти слои прикреплены. Вертикальные бруски каркаса акустической оболочки размещены в основном с шагом 60 см и являются несущими, поэтому их трогать нельзя. А вот для крепления и прижима еврорубероида и войлока к ним можно использовать бруски 50 х 50 мм, которые не будут несущими, кроме этого, данные бруски будут служить основанием для точного фиксирования рамок с тканью. Если допустить, что высота каркаса акустической оболочки 3 м, то нам не обязательно прижимать к его вертикальным брускам еврорубероид такими же трехметровыми брусками 50 х 50 мм. Один трехметровый брусок мы можем заменить несколькими вертикальными брусками с некоторым расстоянием между каждой парой соседних верхнего и нижнего брусков, а в этих промежутках и разместить кабель-каналы горизонтальной направленности (рис. 12,а). Как правило, такие каналы имеют ширину от 50 до 250 мм, а высота их размещения относительно уровня пола может быть 60 – 70 и 220 – 230 см. Верхние кабель-каналы особенно необходимы на тех стенах, где нужно провести кабель поверх дверей и окон. Учитывая тот факт, что в разных помещениях студии пол может быть разной толщины, высота прокладки кабель-каналов согласовывается еще до начала проектных работ, что позволяет заранее оставлять отверстия под них в кирпичных простенках. Вертикальное перемещение кабеля в указанной конструкции и вовсе не является проблемой: поднимать и опускать кабель можно в любом месте стены между вертикальными брусками, расстояние между которыми до 60 см.
Применение вышеописанных кабель-каналов способствует поддержанию порядка в студии и созданию в ней творческой атмосферы. Необходимо всегда помнить, что музыкантов никогда не следует рассматривать в качестве обслуги технологического процесса звукозаписи. Нужно также отдавать себе отчет, что это именно студии существуют, чтобы записывать музыкантов, а не музыканты существуют, чтобы воспроизводить некие звуки для студии и быть в ней всего лишь частью технологического процесса. Достаточной чувствительности к этому вопросу все еще слишком часто недостает у персонала студий, особенно у тех, кто больше специализируется на технических вопросах, чем на вопросах творчества.

Прочее
Легкость доступа в студию для музыкантов – еще один момент, связанный с функциональностью студии. Его мы рассматривали в самой первой статье нашего цикла. Студии, расположенные на четвертом этаже здания, в котором нет лифта, как правило, обречены на недолгую жизнь. Для музыкантов с плотным графиком работы важно предусмотреть возможность автомобильной парковки, легкость загрузки/выгрузки габаритных музыкальных инструментов и т.п.
В студии очень важно иметь кладовки для хранения дорожных чемоданов приезжих музыкантов, а также кейсов и футляров от музыкальных инструментов. Все это должно храниться ВНЕ помещений, связанных непосредственно с звукозаписью. Кроме того, что эти предметы в ответ на звучание музыки могут создавать акустические проблемы своим грохотом или нежелательными вибрациями, студия приобретает вид чего-то среднего между складом и мусоркой, в результате чего в студии сложно создать подходящую творческую атмосферу.
И еще один момент. При посещении некоторых студий в глаза бросаются… строительные недоделки! Я это видел, в том числе и в испанских, и в португальских студиях. Существует такая разновидность «болезни»: пока студия строится – все идет своим чередом; но как только включили и настроили мониторы – тут же начинается работа, а всякие там плинтусы, обивка дверей и прочее оставляется «на потом». Но это «потом» уже не приходит никогда. Персонал студии к этому привыкает, но посторонним людям в глаза бросается именно это (рис. 13).
Все вышеперечисленное является лишь кажущимися пустяками, и во многих студиях этому не уделяется должного внимания. Но, поверьте, это намного важнее различного рода понтов в виде дверных ручек по 200 долл. или прочей пафосной чепухи. Опытные владельцы студий, звукоинженеры, операторы и проектировщики уделяют этим вопросам должное внимание, но при нынешнем состоянии индустрии большая часть студий построена новичками. А поскольку многим из них недостает понимания истинной важности подобных вещей, они часто урезают бюджет именно за счет этого, особенно если в процессе строительства студии им приглянулся какой-либо супермодный электронный процессор. Спору нет, наиболее авторитетные студии также покупают эти супермодные процессоры, но задумывался ли кто-нибудь, по какой причине именно эти студии, существующие на протяжении многих лет, стали столь авторитетными? Уж во всяком случае не из-за новейшего оборудования… Или не только из-за него.

Вентиляция и кондиционирование
Практически любая студия звукозаписи находится в звукоизоляционной оболочке. К сожалению, хорошая звукоизоляция обычно предусматривает герметичность и хорошую теплоизоляцию, а люди, освещение и электронное оборудование производят значительное количество тепла, поэтому вентиляция и кондиционирование воздуха – это обязательное и необходимое условие в студиях. В меньших помещениях, наподобие вокальных комнат, где одновременно могут играть несколько человек, иногда достаточно просто обычной вентиляционной системы. Но в большинстве случаев в студиях требуется иметь и систему вентиляции, и систему кондиционирования.

Вентиляция
Для того чтобы получить наилучшие результаты от работы вентиляционной системы, следует помнить о нескольких важных моментах. Одно из основных правил гласит, что данная система не должна быть исключительно вытяжной. Если для вентиляции помещения используется только вытяжная система, то давление воздуха в комнате понизится, воздух станет более разреженным. Каждый раз при открывании дверей (или другим путем, например, через каналы кондиционирования воздуха) наружный воздух будет втягиваться в помещение. Как правило, такой воздух является довольно-таки загрязненным, ведь он не проходит никакой фильтрации. Пыль, грязь и прочие загрязнители будут поступать в помещение вместе с входящим воздухом, загрязняя помещение, а в отдельных случаях неблагоприятно сказываясь на состоянии вокального аппарата певцов. Конечно, та часть воздуха, которая будет поступать через входные трубопроводы системы кондиционирования, будет фильтроваться и очищаться; но воздух будет поступать и через выходные трубопроводы этих систем, где фильтрация, как правило, не предусмотрена. Мало того, вытяжная система может втягивать в помещение через выходные трубопроводы системы кондиционирования еще более грязный воздух, так как они могут быть покрыты пылью и табачными отложениями.
В помещениях с низким уровнем воздушного потока, например в вокальных комнатах, зачастую возможно использование простого приточного вентилятора, а вытяжную систему делать пассивной; воздух будет самотеком выходить через вытяжные трубопроводы соответствующих размеров. Для тех случаев, когда необходимо увеличить уровни воздушного потока, обычно используются вентиляторы вытяжки, но и в этом случае следует придерживаться нескольких основных правил. По причине, описанной в предыдущем абзаце, система должна быть рассчитана так, чтобы работа вытяжных вентиляторов блокировалась в тех случаях, когда выключается приточная вентиляционная система, ибо в этом случае вентиляционная система превращается исключительно в вытяжную, что приведет к разрежению воздуха. Более того, пропускная способность вытяжной вентиляционной системы никогда не должна превышать пропускную способность приточной системы, иначе это также будет приводить к разрежению воздуха в помещении. В этом случае разумно было бы ограничить пропускную способность вытяжной системы на уровне 60 – 80 % от пропускной способности приточной системы, что в основном зависит от уровня герметичности помещения и того, насколько часто в нем будут открываться двери. В хорошо спроектированных студиях мощность вытяжной системы может практически быть равна мощности приточной вентиляции, ибо в таких студиях помещения являются более герметичными, а обмен воздуха осуществляется в основном только через трубопроводы системы вентиляции. Тем не менее в многофункциональных помещениях, которые используются как студия время от времени, поступающий в них воздух потихонечку стравливается через окна, двери, потолок, крышу и т.п. В этих случаях мощность вытяжной системы должна быть намного меньше, так как в этом случае труднее будет достичь некоторого избыточного давления в помещении.
Работа приточной вентиляционной системы заключается во втягивании через фильтрационную систему воздуха в помещение снаружи. Причем может использоваться как один фильтр, так и система фильтров разной специфики, как правило, представляющих собой некие сменные кассеты с фильтрующими элементами, которые можно легко заменить или почистить. После этого, перед тем как попасть в помещение, поток воздуха проходит по направлению от вентиляторов к глушителю или серии глушителей. Такой способ вентиляции позволяет поддерживать в помещении некоторое избыточное давление. Поэтому при открывании дверей чистый и отфильтрованный воздух будет выходить из помещения через дверную коробку, одновременно удерживая и не пропуская в помещение грязный неочищенный воздух снаружи. Подобные вентиляционные системы поддерживают чистоту в помещении и гарантируют поступление только очищенного воздуха. При выходе из помещения поток воздуха, как правило, снова проходит через глушители, которые, с одной стороны, не дают возможности уличным шумам попасть в студию, а с другой стороны, приглушают тот шум, который может исходить со стороны студии наружу. После этого воздух выходит наружу, проходя в некоторых случаях через обратный клапан или дымовую заслонку. Обратный клапан представляет собой заслонку, которая пропускает воздух только в одну сторону. Так, при выключенной вентиляционной системе, когда снаружи дует сильный ветер, обратный клапан препятствует проникновению грязного воздуха снаружи внутрь студии, а также попаданию в помещение пыли из вытяжных воздуховодов, которая могла скопиться в них за время эксплуатации студии. Допускается монтаж в системе противопожарной заслонки, которая закрывается и перекрывает воздушный поток том в случае, если температура внутри помещения поднимается выше установленного предела. Это значит, что если в случае возникновения пожара температура внутри помещения поднимется, доступ кислорода будет автоматически перекрыт, что замедлит распространение огня и будет способствовать его ликвидации. В некоторых случаях работа противопожарных заслонок контролируется противодымными и/или противопожарными датчиками, которые входят в комплект противопожарной и охранной сигнализации.
Следует также помнить и о том, что система вентиляции должна выключаться в том случае, если в студии никого нет, иначе при внезапном возникновении пожара она будет способствовать распространению огня, подпитывая его кислородом. На рис.14 показано, как выглядит типичная вентиляционная система снаружи студии, состоящей из трех комнат.
Для системы вентиляции применяются, как правило, «акустические» воздуховоды (рис. 15), состоящие из тонкого перфорированного алюминиевого основания, обернутого 5-см слоем волокнистого абсорбирующего материала (наподобие минеральной ваты), поверх которого размещен слой металлизированной фольги. В этом типе воздуховодов воздух проходит по достаточно гладкой внутренней поверхности, фрикционные потери при этом минимальные, и они незначительно сказываются на прохождении воздушного потока. Гладкая внутренняя поверхность воздуховода должна обладать значительной акустической прозрачностью, чтобы звуковые волны могли проникать сквозь нее в слой волокнистого абсорбирующего материала, расположенного снаружи. Если же звук не сможет легко проникать сквозь внутреннюю оболочку воздуховода, он будет весьма эффективно передаваться с одного конца воздухопровода к другому. И действительно, по гладкой внутренней поверхности трубы звук может передаваться на километровые расстояния с невероятно малыми потерями, поскольку в этих условиях звуковая волна не может расширяться. Именно используя этот принцип, «переговорные трубы» на старых океанских лайнерах могли обеспечивать прекраснейшую связь, несмотря на дальние расстояния и большой внешний шум; например связь между капитанским мостиком и машинным отделением. На рис. 16 показаны «акустические» воздухопроводы, которые проложены позади абсорбирующей системы студии.
Очень важным является также диаметр воздухопровода. При прохождении любого заданного количества воздуха воздуховод с большим диаметром будет обеспечивать меньшую скорость прохождения воздушного потока, чем воздуховод малого диаметра. Так, воздуховод диаметром 20 см имеет площадь сечения примерно 315 см2, а воздуховод диаметром 30 см – около 709 см2, что больше более чем в два раза. Поэтому при прокачке какого-либо заданного количества воздуха скорость воздушного потока в 30-см воздуховоде будет более чем вдвое меньшей, чем в воздуховоде диаметром 20 см. Поскольку в результате прохождения воздушного потока могут образовываться шумы, связанные с возникновением турбулентности, любое уменьшение диаметра воздухопровода будет приводить к лавинообразному увеличению уровня шума вентиляционной системы. Для получения приемлемого воздушного потока (например, при вентиляции небольшой комнаты) минимально приемлемым можно считать воздухопровод диаметром 20 см. При соответствующих вентиляторах воздухопровод такого диаметра будет обеспечивать воздухообмен в студии объемом примерно 700 м3 / ч. Хороших результатов можно добиться также при помощи камер статического давления, которые, наподобие рупоров в электроакустике, согласовывают воздушный поток в воздухопроводе с воздушной средой в помещениях студии.
Регулировка скорости работы вентиляторов, как и в случае с освещением, должна производиться переменными или переключаемыми трансформаторами, но ни в коем случае – во избежание возникновения помех – не электронными средствами. Кроме того, в системе вентиляции можно использовать канальные воздухонагреватели и специальные датчики температуры; такое решение является весьма эффективным для поддержания в студии определенной температуры в довольно-таки узком «коридоре».
Не следует экономить на глушителях или воздушных фильтрах. Воздушные фильтры должны вовремя обслуживаться. Досадно наблюдать на некоторых студиях такую картину: вроде и SSL 4000-й серии установлен, и все остальное оборудование под стать ему, а на стене в районе приточного воздухопровода налет пыли и паутина. Это как раз и есть «индикатор» отсутствия воздушного фильтра или несвоевременной его замены.

Системы кондиционирования воздуха
Так уж сложилось, что в профессиональных студиях всегда использовались традиционные канальные системы кондиционирования воздуха, которые вполне позволяли удерживать уровни шума не выше отметки NC20 (т.е. 20 dBA), а зачастую даже и ниже; при этом объем воздушного потока сохранялся довольно-таки значительным. Подобные системы и в наше время являются едва ли не единственным способом правильного кондиционирования студийных помещений. Почему же их так редко можно встретить в студиях? Вот что думает по этому поводу Филип Ньюэлл.
«Как обычно и бывает в таких случаях, эти системы являются довольно-таки дорогостоящими. С начала
80-х гг. стоимость студийного оборудования стала обвально падать. Отчасти по этой же причине столь же обвально упала почасовая оплата аренды студий, причем в некоторых случаях данный обвал цен превышал всякие разумные пределы. В то время, когда бюджет строящейся студии составлял около 1,5 млн евро, приобретение системы кондиционирования стоимостью 150 тыс. евро не выглядело чем-то из ряда вон выходящим. С другой стороны, когда технологический прогресс сделал реальностью комплектацию студии полным набором оборудования всего за 150 тыс. евро, класс которого не сильно отличается от аналогичного набора оборудования стоимостью 1,5 млн евро, многие люди ожидают аналогичных ценовых изменений и в системах кондиционирования. Конкуренция между студиями усилилась, реальные цены упали «ниже планки», и все это привело к той ситуации, когда стоимость канальной системы кондиционирования для студий среднего ценового диапазона стала поистине неподъемной. Следует сказать, что данная ситуация в основном движима коммерческими реальностями. Но ведь хорошие традиционные системы кондиционирования – это насущная потребность профессионалов, и потребность в них не меньше, а может быть и больше, чем несколько десятилетий назад.
Ситуация эта довольно-таки странная и удручающая, чем-то напоминающая ситуацию, которая периодически возникает при оценке стоимости звукоизоляции студии. Людям почему-то часто кажется, что, например, если они хотят «всего лишь» заниматься в каком-то помещении на барабанах, то стоимость звукоизоляции этого помещения должна быть намного меньше аналогичной студийной звукоизоляционной обработки. Подобным образом людям также кажется, что дешевле должна быть и система кондиционирования воздуха, ведь оборудование для звукозаписи же стало дешевле! На самом деле, ни в одном, ни в другом случае не существует никакой логики.
Все это привело к тому, что, следуя в основном экономической точке зрения, во многих студиях начали применяться системы кондиционирования иного типа, так называемые сплит-системы. Хотя по своим эксплуатационным характеристикам они и не были идеальным выбором для использования в студиях, тем не менее они во много раз дешевле вышеупомянутых канальных систем. И поскольку их теплообменники вместе с вентиляторами находятся внутри студии (снаружи находится только внешний блок-компрессор), они создают некоторые сопутствующие шумовые проблемы. В контрольных комнатах сплит-системы обычно используются в самом «тихом» режиме, поскольку в этом случае производимый ими шум меньше шума, производимого хард-дисками, вентиляторами охлаждения и прочим оборудованием, которое часто находится в контрольной комнате, но которого там в действительности как раз быть не должно. Что же касается использования сплит-систем в тон-залах студии, то на время записи их, как правило, придется выключать. К сожалению, это тоже не совсем хорошо, так как такое выборочное включение и выключение кондиционера сопровождается постоянными перепадами температуры внутри тон-зала, что не самым благоприятным образом сказывается на настройках акустических музыкальных инструментов. И все же, не взирая на эти проблемы, сегодня в студиях используется довольно-таки много именно сплит-систем. В таком случае в помещении предпочтительнее и практичнее иметь несколько небольших кондиционеров подобного типа, чем один большой кондиционер. Дело в том, что некоторые небольшие сплит-системы в «тихом» режиме способны генерировать фоновый шум на уровне даже ниже 30 дБA (на расстоянии в 1 м)».
От себя добавлю, что очень неплохо показали себя в студийной практике кондиционеры серии Compact фирмы Fujitsu.
Пример установки кондиционеров в тон-зале показан на рис. 17.
В любом случае, для проектирования систем вентиляции и кондиционирования следует привлекать профильных специалистов, которые в сотрудничестве с проектировщиком вашей студии смогут добиться самых приемлемых результатов. Но будьте внимательны, здесь вас тоже подстерегает опасность! Не все подобные фирмы могут похвастаться наличием действительно грамотных специалистов, зато у них в избытке могут оказаться не отличающиеся скромностью маркетологи. Связываясь с такими фирмами вы потеряете деньги, но так и не получите нужной вентиляции и/или кондиционирования в своей студии. Лично мне в этом вопросе повезло: в московской фирме «Моновент» оказались действительно высококлассные специалисты, понимающие с полуслова студийные требования. Не имею права рекламировать их в журнале, но если кто заинтересуется, сообщу их адрес.

Куда идет индустрия звукозаписи?
Все больше клиентов студий склонны в основном ориентироваться лишь на дешевизну предоставляемых услуг и останавливают свой выбор на недорогих студиях; очень немногие из них собираются оплачивать те условия и удобства, которые смогут обеспечить наилучшие кондиции для наиболее оптимальной записи. К сожалению, некоторые из них начинают думать, что они компетентны в вопросах акустического дизайна или что они вправе вмешиваться в решение весьма специфических проблем и делать все на свое усмотрение. Конечно, какие-то рекомендации могут им помочь, однако только дизайнеры студий, имеющие за плечами уже опыт предыдущих работ, могут в действительности оградить владельцев студий от серьезных ошибок.
Что же касается интерьерного дизайна, то он во многом зависит от ткани, которой будут обшиты стены студии. Применение в дизайне студий обивки темных цветов визуально делает эти помещения меньше в размерах. В студиях с большими помещениями это может помочь создать обстановку некоторой интимности, но в маленьких помещениях такой прием может вызывать клаустрофобию. Часто возникает необходимость делать невысокие потолки в контрольных комнатах и в небольших комнатах дубляжа, поэтому правильный подбор цветовой гаммы освещения может способствовать улучшению самочувствия там людей; в противном случае они могут испытывать чувство подавленности. Светлые оттенки поверхностей отражают больше света назад в помещение, они склонны рассеивать свет, делая его при этом менее жестким для восприятия. Кроме этого, для освещения помещения со светлыми поверхностями потребуется меньшая мощность осветительной системы, в результате чего будет выделяться меньше тепла, что в свою очередь уменьшит нагрузку на систему кондиционирования воздуха.
Бывают и поистине анекдотичные случаи, один из которых мне недавно рассказал Филип Ньюэлл. У владельца английской студии Watford перед завершением ее реконструкции возникли довольно-таки серьезные финансовые трудности. Наконец он принял нетрадиционное решение, о котором потом не пожалел: он продолжал тратить деньги в полном объеме на акустическую отделку помещения, стараясь сэкономить на декоративной оболочке, которую, как он считал, всегда можно будет переделать и немного попозже. Он пошел на ближайший рынок, выбрал самую недорогую ткань и возвратился с несколькими небольшими рулонами остатков ткани. Многие читатели могли видеть в больших магазинах подобные куски тканей, ковролина или линолеума, которые списаны в «остаток» и продаются дешевле. Так вот, увидев купленную ткань, бригада строителей раскритиковала ее, не стесняясь непечатных выражений. На самом деле, владелец студии купил белую ткань с желтыми полосками, ткань с голубенькими цветочками на белом фоне и ткань с красными пятнышками на белом фоне и прочими причудами. Тем не менее после того как разные виды ткани были скомбинированы и подогнаны под помещение студии, получилась небольшая уютная студия с неописуемым чувством простора и исключительно счастливой и приятной атмосферой для работы в ней. Даже самые законченные скептики не могли не признать, что в итоге результат превзошел все ожидания!
Результаты бывают абсолютно противоположные, когда владельцы студий нанимают дизайнеров интерьеров, которым в большинстве случаев наплевать на акустические особенности помещений и на необходимость их соблюдения. Это случается довольно часто, особенно когда будущие владельцы студий находятся в плену собственного невежества относительно истинных потребностей помещения и считают, что для успеха студии гораздо важнее ее презентабельный вид при весьма посредственном звучании, чем фантастическое звучание студии, если для этого даже иногда придется поступиться интерьерным дизайном.
Конечно, эстетика студий звукозаписи является важным аспектом работы любого проектировщика студии, но помните, что хороший проект всего лишь может (но не обязан!) объединять и включать в себя эстетически привлекательные идеи. Не секрет, что эстетические потребности некоторых дизайнеров интерьеров часто идут категорически вразрез с акустическими требованиями к помещениям студий. Интерьер-дизайн студий – важный вопрос, не терпящий легкомысленного и непрофессионального подхода. Вывод из всего сказанного следующий: если вы хотите добиться действительно хорошего результата, то это возможно лишь при уважительном сотрудничестве специалистов разной направленности. Иного не дано.
В этой статье прозвучало несколько предостережений, в частности, в вопросах выбора специалистов по вентиляции или дизайнеров интерьеров. Так уж получилось, что в различных областях человеческой деятельности есть люди, которые любят свою работу, стараются делать ее с наивысшим качеством и по итогам этой работы не только зарабатывают деньги, но и получают от сделанного удовольствие. Но существует и много горе-специалистов, основная и единственная цель которых – содрать с вас побольше денег и ничего больше. К сожалению, встречаются такие люди и среди проектировщиков студий, хотя называть их «проектировщиками» как-то даже язык не поворачивается. На какие ухищрения они только не способны! Правда, есть некоторые признаки, отличающие таких «специалистов».
Во-первых, это агрессивная реклама и маркетинг, граничащие с наглостью. Они сами именуют себя Мастерами (именно, с большой буквы!), не стесняясь, рассказывают «чем мы лучше других» (??? – )), размещают на своих сайтах «благодарные отзывы» попавшихся к ним на удочку клиентов (кстати, попробуйте найти там хотя бы один негативный отзыв!) и т.д. Именно такими методами пользуются разные гадалки/ворожки/целители, одурманивающие людей, но не забывающие при этом брать с них деньги, и немалые. Вспомните, как когда-то один чудик еженедельно с экрана телевизора «заряжал» воду, как другой ему подобный делал операции «на расстоянии» и каждый раз, появляясь на экране телевизора, начинал свое шоу с чтения благодарственных писем «вылечившихся» пациентов. Просматриваются аналогии?
Во-вторых, подобных «специалистов» можно узнать по их манере общения с потенциальным заказчиком. Они всегда и во всем соглашаются с ним. Хотите студию? Пожалуйста! Хотите на этой площади две студии? Без проблем! Три? Раз плюнуть! Хотите звукоизоляцию в 200 дБ? Мы и не такое делали! Именно такую цифру – 200 дБ ()) недавно гарантировала заказчику одна московская фирма. С такой звукоизоляцией можно и атомную бомбу взрывать! ) Помните, самая большая удача таких «специалистов» – это заказчик с толстым кошельком и абсолютным невежеством в сфере звукозаписи. Вы же не один из них? Кстати, я знаком с работами этой московской фирмы. Весь «проект» заключается в «евроремонте» стен и потолков промышленными звукоизолирующими материалами и вставке внутристудийных окон из стеклопакетов. Все! Потом то, что получилось, почему-то называют студией (или даже «Песней» )), хотя даже с точки зрения интерьерного дизайна это больше похоже на операционную. Дальше – по проверенному правилу: неважно, что получилось, важно, как это заказчику преподнести! И многие на это попадаются! Кстати, забавно ведут себя клиенты таких «проектировщиков», которые со временем поняли, что они «лопухнулись». Они просто… молчат! Кто же признается, что выкинул 10 – 20 тыс. долл. или более исключительно по собственной глупости! )
В-третьих, подобных «специалистов» сдает «с потрохами» терминологическая путаница. Вот несколько «околостудийных перлов» из периодики и Internet.
В статье одного «проектировщика» студийные мониторы (контрольные агрегаты) называются «колонками». Это подобно тому, как гроссмейстер позорно назвал бы ферзя королевой. )
А вот подпись под фотографией контрольной комнаты на одном из сайтов: «Для аппаратной лучше подобрать мебель криволинейных форм». ) У меня вопрос – почему?
Или вот еще: «Строительство студии – это песня!» Красиво, не правда ли? А я-то думал, что строительство студии – это акустический расчет, практический опыт, концентрация творческих и интеллектуальных способностей. А это, оказывается, «песня»! Далеко же мы можем уйти с таким подходом. +
В-четвертых, не приходится говорить о порядочности таких «специалистов». Так, на сайте одного из них выложены целиком и в виде отрывков мои статьи, а также статьи Филипа Ньюэлла, Олега Науменко и прочих авторитетных людей. Бывает разве пиратство порядочным? Это просто банальное воровство.
Неужели кто-то хочет, чтобы ему именно такие люди проектировали студию? Тогда уж лучше стройте себе студию сами. Даже если это и будут выкинутые деньги, сумма их будет значительно меньше.
Во время своего пребывания в Западной Европе я интересовался, существует ли у них такая проблема? Оказалось, что существует. Но ее размах намного меньше, и она не имеет системного характера. Может поэтому Европа и живет как Европа, а мы, как можем… Вот что ответил на этот вопрос Филип Ньюэлл:
«Я должен признать то, что некоторые проектировщики студий – особенно те, которые смотрят на это как на бизнес, идут на такие компромиссы, если они видят в этом для себя заманчивые бизнес-перспективы и, следовательно, возможность получить сверхприбыль.
Как вы понимаете, не существует никаких законных методов, с помощью которых можно было бы предотвратить эту вакханалию, а некоторые приверженцы философии маркетинга могут даже одобрять складывающееся положение вещей, но в действительности это совсем не способствует продвижению функциональности студий.
Я специально упоминаю об этом здесь для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что если какая-либо студия выглядит ошеломляюще с глянцевой обложки журнала и даже если подписано, что она спроектирована дизайнером с высокой репутацией – это еще ровным счетом ничего не значит! Не факт, что такая студия является действительно хорошей студией, ибо по фотографии нельзя сделать вывод, что указанному проектировщику была предоставлена достаточная степень свободы в принятии решений по контролю акустических особенностей студии, что во время строительства все его рекомендации выполнялись безупречно, а в некоторых случаях владельцы студий фамилией проектировщика просто прикрываются. Одна из проблем в работе дизайнеров студий состоит в том, что зачастую хорошие акустические особенности студии могут быть пожертвованы в пользу совершеннейших пустяков, обладающих визуальной привлекательностью.
Посудите сами. Владелец одной студии пожалел денег на соответствующие антивибрационные крепления системы кондиционирования воздуха, но в то же время решил купить 24 дверные ручки стоимостью по 60 евро каждая. Владелец другой студии отказался профинансировать систему электропитания студии соответствующего качества, зато не пожалел денег на покрытие пола стоимостью около 100 евро за 1 м2, хотя впоследствии значительная часть этого пола была закрыта микшерным пультом, rack-стойками и прочим оборудованием. И эти примеры можно продолжать.
В философском плане существуют отличия между проектировщиками студий, которые зарабатывают деньги строительством хороших студий, и теми, кто смотрит на это исключительно как на бизнес, чтобы иметь возможность заработать деньги. Вероятно, что последние будут более легко изменять свое мнение в угоду дизайнерам интерьеров. Не могу также не сказать, что некоторые владельцы студий именно настаивают на приобретении вещей, из-за которых студия выглядит пафосно, даже если эта пафосность достигается в ущерб акустическим и эксплуатационным возможностям студии. И тут уже от человека зависит, пойдет ли он на неприемлемые компромиссы или будет отстаивать истинно научные подходы, правомерно называя себя при этом проектировщиком студий».
На этом высказывании авторитетного специалиста хотелось бы поставить точку. Хотя некоторые горе-специалисты (до чего уже дошло!) ставят под сомнение даже его компетентность. Спросите, зачем? Все просто: в мутной воде им легче «поймать рыбку», вот и мутят…
Так куда же идет индустрия звукозаписи???

Александр Кравченко
Александр Кравченко – один из самых известных дизайнеров студий звукозаписи на территории СНГ. В его активе студии «Столица», AFS, совместные проекты с Ф.Ньюэллом. Как настоящий увлеченный профессионал, Александр стремится передать свои знания широкому кругу читателей. Являясь постоянным автором нашего журнала, он опубликовал множество статей, посвященных широкому кругу вопросов студийного проектирования. Под редакцией Александра Кравченко выпущены книги Филипа Ньюэлла «Project-студии: маленькие студии для великих записей» и «Звукозапись: акустика помещений».


Наверх

Адрес редакции: 123459, Москва, а/я №7 Тел.: (495) 250-0207 Факс: (495) 978-7362
Copyrignt Install Pro 1999-2006
Поддержка сайта web@install-pro.ru
mrmidi.ru