Куда впадает «Дубна–2»? Новый проект «Корпорации DNK»
Сергей Шубин
В 2005 г. стартовал интересный проект «Корпорации DNK» – крупнейшего российского
производителя передвижных ТВ-станций. Компания предложила отечественным
телевизионщикам уникальный продукт – серийную малобюджетную ПТС «Дубна-2».
Судя по тому, что две такие машины уже работают в телекомпаниях Краснодарского
края, а еще две строятся и готовятся к сдаче этой осенью, начало проекта
можно считать успешным.
Идеология
проекта «Дубна-2» явно заимствована у зарубежных автопроизводителей, а
не у российских ученых-физиков.
Заказчику предлагается типовая конфигурация ПТС, на которой сразу после
приобретения можно выезжать на съемки. Все необходимое для работы в ней
предусмотрено: две камеры Sony DXC–D50 в студийной комплектации, рекордер
DVCAM, служебная связь ClearCom, коммутатор, аудиомикшер, внешние входы
и др. ТВ-система смонтирована в фургоне, который рассчитан на четыре рабочих
места (режиссер, два видеоинженера плюс «звуковик») и установлен на шасси
мини-грузовика KIA K3000S.
Для тех, кому этого недостаточно, имеется внушительный выбор опций. Число
камер наращивается до шести (предел). Вместо коммутатора устанавливается
девятиканальный SDI-микшер, вместо мультикоровых камерных каналов – триаксиальные.
В систему интегрируются дополнительные рекордеры, станция NLE и даже система
замедленных повторов! Также на выбор предлагаются передающее оборудование,
РРЛ и спутниковые репортажные системы.
Выбор
не безграничен, но все же способен удовлетворить практически любого заказчика
малой ПТС. Как и в салоне автодилера, чем больше вы набираете опций, тем
стремительнее растет стоимость машины. Но при этом она все же остается
в пределах, вполне доступных подавляющему большинству отечественных телевещателей.
А стартовая конфигурация так вообще отдается по цене, про которую говорят
«дешевле только даром» – 99 тыс. евро! Если прикинуть стоимость ПТС с
четырьмя камерами (одна на радиоканале), видеомикшером, титровалкой и
осциллографом, все равно набирается сумма меньше 200 тыс. долл.
Привлекательная цена – один из мощных факторов успеха «Дубны-2» на рынке.
Такая машина в активной коммерческой телекомпании окупит себя менее чем
за год. Но в сфере ТВ-технологий низкая стоимость способна и отпугнуть
заказчика – дескать, на чем они там экономят и не будет ли сверхэкономичный
комплекс пребывать в состоянии перманентного ремонта?
«Экономия
достигается за счет серийного характера проекта, – говорит директор по
маркетингу «DNK» Эльдар Калмыков, один из главных идеологов проекта «Дубна-2».
– В рамках серии все варианты решений отработаны, механические операции
обкатаны, есть готовая проектная документация, коммутация и настройка
знакомого оборудования производятся быстро. Мы не используем не известных
российскому телевизионщику устройств. Камеры, рекордеры и мониторы – Sony,
связь – ClearCom, кабели – Canare, катушки – Schill. Какая тут может быть
экономия, если речь идет об оборудовании для прямого эфира? Отделочные
материалы и электрика – немецкие. Сильно снижают стоимость ПТС корейские
шасси KIA и Hyundai. Типовой пробег ПТС около 5 тыс. км в год, стоят они
в отапливаемых гаражах. При такой эксплуатации «корейцы» будут жить заведомо
дольше ТВ-техники. А кому они не нравятся, могут за доплату получить фордовский
Transit или Мерседес Sprinter».
Еще экономили при разработке «Дубны-2» на дизайне. Внешне машина выглядит
не особо презентабельно, и как-то не сразу верится, что этот фургон и
есть высокотехнологичный продукт, способный обеспечить автономное производство
ТВ-программ. Лишь подойдя ближе, замечаешь, что в конструкцию фургона
разработчиками «DNK» внесены десятки изменений, делающих более удобной
его эксплуатацию на телевидении.
Задняя
дверь выполнена трехстворчатой. Большая верхняя створка может служить
защитой от непогоды при развертывании ПТС, в правой нижней створке имеется
скрытый люк для вывода кабелей. Сбоку полноценная складная лестница, да
еще с электроприводом. Транспортный отсек изнутри обшит металлом, полки
снабжены креплениями для кабельных катушек и оборудования. Рабочий отсек
оборудован системами принудительной вентиляции, кондиционирования и обогрева.
Полезную мелочевку, чтобы она не захламляла рабочую консоль, можно убрать
в специальные шкафчики.
Кроме того, фургон внутри настолько просторен, что один из заказчиков
даже предусматривает возможность использования «Дубны-2» в качестве дополнительной
аппаратной в своей телекомпании.
 
В общем, получая машину со столь удобной и функциональной компоновкой
(да еще за такие деньги!) можно и забыть о претензиях к внешнему дизайну.
Тем более что внутри все выполнено на высшем уровне: точечные зонные светильники,
скрытая проводка, деревянная отделка консолей, «солидные» промышленные
покрытия пола и стен, какие встретишь далеко в не в каждой зарубежной
ПТС. А если открыть задние заглушки – по тому, как плотно и аккуратно
зажгутован кабель, сразу видно, что здесь поработали высококвалифицированные
профессионалы. Более того, для каждого сигнала подобран кабель своего
цвета. И в жгутах оставлен запас, достаточный для того, чтобы вынуть прибор
из стойки с передней стороны.
В мае передвижная ТВ-станция «Дубна-2» на выставке «Связьэкспоком» была
отмечена специальным дипломом как «Лучшая отечественная разработка 2005
года в области телевизионных систем сбора и обработки данных». Остается
порадоваться этому успеху российских инженеров и пожелать «Дубне-2» хороших
дорог и интересных эфиров.
Базовые характеристики птс
Стандартная комплектация серии
"Дубна-2"
Варианты компановки к опции ПТС
"Дубна-2"
Информация предоставлена компанией «Корпорация DNK».

|
|