Будущее телевидения начинается сегодня
В.И.Хлебников,
директор дирекции сети вещания ВГТРК,
лауреат премии Правительства России
Как известно, Министерство культуры и массовых коммуникаций недавно приняло
Концепцию развития телерадиовещания в России на период 2006 – 2015 гг.
Вместе с тем в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 мая
2004 г. N 706-р рабочей группой под эгидой Министерства информационных
технологий и связи готовится Программа развития в Российской Федерации
цифрового телевизионного вещания, которая уже в текущем году должна быть
представлена в кабинет министров. В этом контексте мне как специалисту,
более 30 лет работающему в отрасли, хотелось бы поделиться своими мыслями
на сей счет. Но сначала полагаю необходимым выразить свое отношение к
утвержденной Минкультуры концепции.
Несомненно, этот документ необходим и чрезвычайно важен. Он во многом
отвечает на имеющий громадное значение вопрос, каким путем должно пойти
отечественное телевидение и радиовещание в условиях ломки традиционных
технологических решений и прорывного наступления цифровых технологий.
Концепция, по сути, является единственным в своем роде исследованием (равное
которому трудно сыскать за последние лет двадцать), рассматривающим во
взаимосвязи все составляющие деятельности электронных СМИ и отрасли в
целом – аспекты социальные, правовые, программной политики, технические
и технологические. В документе подробно говорится о различных системах
распространения и доставки программ: спутниковых и кабельных, эфирных
и широкополосных… В Концепции также нашли отражение проблемы нового частотного
планирования. Знаковой представляется постановка перед отечественной промышленностью
задачи обеспечить крупнейшие, на сотни миллиардов рублей поставки как
профессионального, так и бытового телевизионного и радиовещательного оборудования.
Оснащение заводов в нашей стране наиболее передовыми технологиями и средствами
производства, благодаря чему качество выпускаемой продукции достигнет
(а по ряду позиций уже достигло) мирового уровня, позволит российским
вещателям и операторам связи не только избежать зависимости от зарубежных
поставщиков «железа», но и достойно отвечать на вызовы времени. Вместе
с тем для успешного решения организационных, программных и технических
вопросов необходимы совместные усилия телерадиосообщества, промышленности,
науки, предпринимательских кругов и, конечно, властных структур.
Предусмотренные Концепцией пути и сценарии перехода на наземное эфирное
цифровое вещание, без сомнения, вписываются в общемировую тенденцию по
переводу аудиовизуального сектора на «цифру». Продвижение в этом направлении
в российских условиях, как и в других странах, открывает возможность преодолевать
ограничения технического характера, существующие в аналоговом вещании,
устранять неравенство различных регионов в сфере электронных СМИ, расширять
предложение программного продукта, снижать затраты вещателей и операторов.
В конечном счете внедрение цифрового наземного вещания решает не столько
техническую, сколько социальную задачу.
Остается надеяться, что принципы, содержащиеся в Концепции, найдут воплощение
и в Программе, разрабатываемой под эгидой Минсвязи.
Означает ли сказанное, что все (в том числе и я) обязаны во всем соглашаться
с позицией Минкультуры? Думается, что нет. В документе видятся определенные
недочеты, которых хотелось бы избежать в будущем. Собственно, на это и
нацелены мои предложения, сформулированные в данной публикации.
Место и роль телевидения
в современном обществе
В концептуальном плане роль и место электронных СМИ, пожалуй, наиболее
полно были очерчены в Доктрине информационной безопасности Российской
Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 9
октября 2000 г. В этом документе определены основные шаги по обеспечению
информационной безопасности России, в том числе и в сфере духовной жизни.
В этой области ставится задача защиты конституционных прав и свобод человека,
связанных с развитием, формированием личности, свободой массового информирования,
использованием культурного, духовного наследия, исторических традиций
и норм общественной жизни, с сохранением культурного достояния всех народов
России, укреплением нравственных ценностей общества, патриотизма и гуманизма,
здоровья граждан, культурного и научного потенциала Российской Федерации.
Все это, без сомнения, непосредственно относится и к телевидению.
В Доктрине сформулированы основные направления обеспечения информационной
безопасности в сфере духовной жизни (что опять-таки со всей очевидностью
самым тесным образом должно быть связано с целевыми установками отечественного
ТВ):
– выработка форм и способов общественного контроля за формированием в
обществе духовных ценностей;
– государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного
наследия народов и народностей Российской Федерации;
– формирование правовых и организационных механизмов обеспечения прав
и свобод граждан;
– разработка правовых и организационных механизмов недопущения неконтролируемой
коммерциализации культуры и науки, рациональное использование накопленных
обществом информационных ресурсов;
– введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах
массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость,
антиобщественное поведение.
Эти и другие основополагающие направления по защите сферы духовной жизни,
по моему убеждению, необходимо принять в качестве краеугольного камня
в мировоззренческом толковании роли телевидения в современном обществе.
Без такого рода понимания электронным СМИ грозит глубокий системный кризис,
определенные признаки которого, на мой взгляд, уже проявляют себя и, к
сожалению, имеют тенденцию к дальнейшему укоренению в повседневной практике
вещания.
Можно долго перечислять беды, недостатки, болевые точки отечественного
телевидения: отсутствие фундаментальных концепций функционирования и развития
ТВ в целом и в отдельных его сегментах; чрезмерно высокая доля в нашем
вещании заимствованных за рубежом подходов и форматов; засилие «развлекаловки»,
карикатурные формы коммерциализации и рыночности; ангажированность электронных
СМИ и в то же время неопределенность отношений телевидения с государством
и властью (когда государство зачастую занимает позицию стороннего наблюдателя),
недостойное великой страны место в международном эфире.
Мир на рубеже XX и XXI вв. изменился кардинально по всем параметрам, и
телевидение играет в этих переменах двоякую и все более судьбоносную роль:
как следствие и отражение происходящих в мире трансформаций (что решающим
образом отражается на содержании вещания) и как фактор, стимул, «инициатор»
мировых и региональных (политических, социальных, культурных и др.) явных
и неявных изменений.
Нельзя более делать вид, что ничего не происходит, что ситуация с ТВ нормальная.
Между тем ни в печатной, ни в электронной прессе нет даже намека на серьезный
анализ (теоретический, концептуальный, культурный, технологический) состояния
телевидения, нет попыток предупредить кризис электронных СМИ и найти выход
из него. Как мне кажется, суть большинства высказываний ведущих телевизионных
топ-менеджеров заключается в тезисе: не трогайте нашей свободы, не мешайте
нашему бизнесу, а демократия и рынок все расставит на места. С подобной
позицией я категорически не согласен. С моей точки зрения, безнравственно
трактовать электронные СМИ просто как обычный бизнес. Я бы взял на себя
смелость утверждать, что телевидение стало религией нашего времени, и
если раньше люди ходили к священнику, то сейчас «телевизионная религия»
в виде «ящика» пришла в каждый дом. По сути, сегодня ТВ, создавая виртуальную
реальность, одновременно творит реальность, так сказать, настоящую, тот
мир, в котором все мы живем. Здесь прямая зависимость: какие ценности
проповедуются в «ящике», такой становится и действительность. И в этом
смысле пословица «каков поп, таков и приход» полностью применима к ТВ.
Бытует мнение, что в нашей стране слабо развито гражданское общество.
В подобных условиях, на мой взгляд, именно признанная властью стратегия
развития телерадиовещания, рассчитанная на 10 – 15 лет вперед, защитит
людей от манипуляций сознанием, осуществляемых с помощью СМИ. Только государственная
политика даст гарантию, что российское телевидение не рухнет под натиском
зарубежного программного продукта и безденежья, послужит инструментом
сохранения и укрепления единства и независимости России.
Органам исполнительной власти в лице Минкультуры и Федерального агентства
по печати и массовым коммуникациям вполне по силам разработать (что, собственно,
они и сделали), а в дальнейшем обеспечить реализацию концепции развития
телерадиовещания, определив цели, задачи, способы и сроки решения различных
задач (в том числе четко очертив роль и место государственного вещания).
В интервью журналу «Эксперт» руководитель Администрации Президента РФ
Д.Медведев сформулировал предельно ясно мысль о том, что любые действия
теперь будут рассматриваться политической властью только через призму
критерия – укрепляют они целостность России или нет. И я вполне разделяю
это суждение, полагая его принципиально важным для оценки деятельности
в том числе отечественных электронных СМИ.
Доказательством движения России по пути дальнейшего становления и укрепления
современного сильного демократического государства, гармонично выстраивающего
свои отношения с гражданами, безусловно, должно являться утверждение в
практике вещания высоких стандартов нравственности и морали, развитие
гражданского общества, в центре которого в соответствии с конституцией
будут находиться соблюдение прав и уважение интересов каждой личности.
Говоря о средствах массовой информации, Д.Медведев отметил: «Положение
российских СМИ соответствует той ступени развития государства и общества,
на которой мы находимся. Не выше и не ниже». Это абсолютно верно. Вместе
с тем, на мой взгляд, роль СМИ, и в первую очередь телерадиовещания, не
исчерпывается лишь отражением реальности во внешних ее проявлениях. Эта
роль в силу двойственности телерадиовещания (как объекта, так и субъекта)
чрезвычайно активна. Как я констатировал выше, телевидение не только отражает,
но и творит новую действительность. Это, очевидно, главная его функция.
Качество же нашего будущего зависит от того, какое телевидение мы создаем.
Здесь на ум приходит бессмертный постулат: в начале было Слово. Разумеется,
те, кто делает телевидение, не боги. Но тем ответственнее должно быть
их отношение к своим обязанностям, поскольку в известном смысле они тоже
творят новую реальность, изменяют мир (только вопрос: к лучшему или к
худшему?).
Появившись как техническое изобретение, ТВ стало важнейшим фактором политической,
экономической, культурной, социальной жизни. Именно с этих позиций и надо
его рассматривать и оценивать.
В последнее время активно обсуждается необходимость определения национальной
идеи, опираясь на которую Россия смогла бы вырваться из замкнутого круга
потребительской идеологии, избавиться от насаждаемого духа стяжательства,
проникающего во все институты общества, в жизнь каждого человека. В интервью
«Российской газете» лауреат Нобелевской премии А.И. Солженицын подчеркнул,
что во главе угла должна находиться забота о человеке, о каждом гражданине
и, повторяя мысль, высказанную в свое время графом Шуваловым, отметил:
«Сбережение народа – вот главная задача, которая должна стоять перед властью.
Каждый ее шаг должен быть направлен именно на это». Точно так же, я уверен,
и каждый шаг в телевидении должен быть выверен в соответствии с этим вектором.
Идея, о которой вновь заговорил наш великий писатель и мыслитель, – красивая,
примиренческая, широкая. Но этот плодотворный замысел не сработает, если
не будет подкреплен конкретными программами с четко прописанными обязательствами
конкретных институтов общества. Применительно к телевидению такая поддержка,
думается, должна состоять в последовательно проводимой властью государственной
политике в области вещания.
Для любой телекомпании важнейшей задачей является доведение своих программ
до людей. В России в силу социальных и экономических причин для 88,5%
населения страны источником получения телепрограмм является эфирное вещание.
И опять же в силу указанных причин в течение как минимум 10 – 15 лет оно
будет оставаться преобладающим. Именно поэтому для России многократное
увеличение числа транслируемых программ при переходе на цифровое наземное
эфирное вещание имеет более важное значение, чем для большинства европейских
государств и других развитых стран.
Сейчас Россия приближается к финалу первого периода в развитии ТВ – к
исходу этапа с ограниченным числом полноформатных национальных (общероссийских)
телевизионных каналов. Вместе с тем, нельзя не отметить, что так и не
была до конца реализована стратегия советского телевидения, предусматривавшая
обеспечение повсеместной доставки до всех граждан трех программ.
Тем временем мы уже вступили во второй период телевизионной эры – когда
появляется и функционирует множество каналов. При этом используются технологии
эфирного, прямого спутникового, кабельного телевидения, и все они полностью
перейдут на цифровую компрессию. Повторю, особая роль в России в ближайшие
10 – 15 лет уготована цифровому эфирному вещанию. На этом этапе развития
телевидения произойдут перемены в поведении потребителей – зрителей. Вектор
этих изменений: при увеличении числа получаемых каналов – индивидуализация
потребления телевизионных программ, создание и трансляция большого числа
тематических каналов, тенденция к самостоятельному планированию каждым
зрителем просмотра программ вместо «сплошного» телесмотрения (когда потребитель
чрезвычайно зависим от вещателей). В этот период будет снижаться роль
так называемых федеральных каналов (будь те государственными, общественными
или коммерческими).
Третьей ступенью в развитии вещания станет телевидение «по требованию»,
которое завоюет Россию через 10 – 15 лет. Зрителю будут доступны все медиапредложения
во всех средах распространения. Скорее всего наиболее массовым у нас окажется
не широкополосная технология, а более простой и дешевый вид сервиса «по
требованию», использующего цифровое вещание в сочетании с Internet-технологией.
Приемник станет запоминающей системой – накопителем. Зритель окончательно
«индивидуализируется», выбирая из большого числа принимаемых каналов интересующие
его программы, и превращается в планировщика своего «собственного» канала.
Конечно, останутся приверженцы привычных (вероятно, в первую очередь тематических)
каналов. Сохранят за собой определенные преимущества каналы, предоставляющие
информацию о событиях, происходящих в данный момент времени (например,
новостные, спортивные). Но большинство программ будет попадать в наши
дома тогда, когда захотим мы – зрители, а не владельцы каналов.
Важную роль в развитии телевидения играют перемены в производстве программ,
в первую очередь глобализация (кому не нравится термин – может назвать
«интернационализация») интересов. Современная экономика неизбежно ведет
к росту и постоянному поиску новых рынков. Это, в частности, выражается
в активизации деятельности сетевых компаний в провинции. Но что бы ни
делали федеральные вещатели, их региональные коллеги будут еще активнее
и с привлечением сколь возможно широкой аудитории отстаивать свои интересы.
Вместе с тем все большее число вещателей станет распространять все большее
число программ для постоянно растущего круга зрителей. Компании, производящие
контент, будут обслуживать все время увеличивающееся количество вещателей
и средств распространения сигнала. В третий период развития телевидения
настанет момент, когда владельцы прав на программы, от которых зависят
вещатели, сами воспользуются новыми цифровыми рынками сбыта. Возможно
такое развитие событий, при котором международные медиакорпорации, желая
увеличить прибыль и управлять источниками доходов, попытаются (не исключено,
с успехом) «замкнуть» на себя всю цепочку вещания от создания программного
продукта до доведения программ до каждого отдельно взятого потребителя
(в том числе медиакорпорации будут выпускать индивидуальные устройства
для приема и владеть правами на индивидуальный просмотр программ). Избежать
унификации и глобализации контента в будущих электронных медиасредствах
реально лишь при условии сохранения и развития производства национального
программного продукта, создания государством необходимых предпосылок для
подготовки и распространения национальных, региональных, местных программ.
При этом следует обеспечить симметричную защиту интересов как государственных,
так и частных компаний.
Совершенствование правового регулирования должно юридически подкреплять
расширение возможностей распространения сигнала, когда на смену дефициту
программ грядет их переизбыток. Направления перемен в законодательстве
– дерегулирование и сближение национального регулирования с интернациональным
вплоть до их слияния. При этом правовая база должна в равной степени отвечать
как социальным запросам общества, так и коммерческой мотивации предпринимательских
кругов.
В период постепенного перехода на цифровое вещание владельцев авторских
прав необходимо поощрять к одновременной работе в «цифре» и в «аналоге».
А также к тому, чтобы они снижали (в том числе по сравнению с ныне действующими)
цены для индивидуальных потребителей, которые хотели бы получать спутниковые
и кабельные телеканалы. Эти вопросы могут решаться и при административном
содействии властей.
Новые законы, правила и соответствующие институты призваны помочь вырваться
из технологических, экономических, идеологических, правовых дебрей, в
которых путается отечественное телевидение. Уже сейчас нужно отказаться
от существующей множественности институтов, регулирующих, ограничивающих,
мешающих развитию телевидения, а затем двигаться дальше – к образованию
одного, сформированного на демократичных началах государственного органа
координации и регулирования телерадиовещания, например, по типу французского
Совета по аудиовизуальной информации (CSA).
При разработке программы развития телевидения в стране на период до 2015
г. я бы предложил отказаться от безучастности государства в планировании
и координации усилий действующих и будущих вещателей и сетей распространения
программ. Это не значит, что государство тогда узурпирует радиочастотный
спектр, будет учреждать и управлять вещательными компаниями или сетями
распространения. Направляющая роль государства – в четком определении
идеологии развития телевидения, исходя из защиты частных прав и интересов
людей и преследуя цель «сохранения эффективной государственности в пределах
существующих границ» (Д.Медведев, «Эксперт», 2005, N№ 13 (560).
Телевидение в процессе своего развития (предполагающем, в частности, интеграцию
технологии и креатива) стало обладать как бы всемогуществом. ТВ – по объему
вещания и тематической всеохватности – подходит к исчерпанию всех аспектов
наличного бытия. Таким образом, телевидение становится своеобразным двойником
или, скорее, заменителем бытия. Маклюэну принадлежит афоризм: «В эпоху
информации средой становится сама информация». Иначе говоря, телезритель,
воспринимая поток информации, настолько сживается с ним, что мир информации
становится более близким и знакомым, чем сама реальность. Для многих телевизионная
информация стала особой сферой бытия – равнозначной и параллельной сфере
подлинной действительности. В этой связи возникает безальтернативная необходимость
осознания опасности бездумного, пассивного следования навязываемым нам
программам. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Кто владеет
телевидением, тот владеет миром». Об этом с предельной резкостью писал
Маклюэн: «Коль скоро мы позволили частным лицам манипулировать нашими
чувствами и нервами, а те получают доходы от аренды наших глаз, ушей и
нервов, то, в сущности, мы лишились всяких прав на них». Зритель над программой
не властвует, но над программой обязаны властвовать общество и государство,
защищая интересы граждан и страны с помощью государственной программной
политики.
Валентин Иванович Хлебников
В.И
Хлебников в 1961 – 1975 гг. работал в системе Министерства связи СССР,
пройдя путь от рабочего на заводе до начальника технического отдела Технического
центра междугородного и международного телерадиовещания. Участвовал в
создании сети распространения программ Центрального телевидения на территории
СССР, системы обмена программами в рамках «Интервидения», телесистемы
по показу космических полетов (за освещение первого советско-американского
полета «Аполлон – Союз» награжден орденом «Знак почета»).
1975 – 1991 гг. – заместитель начальника, затем начальник Главного научно-технического
и производственного управления Гостелерадио СССР. Руководил переоснащением
145 телецентров в СССР, когда внедрялось цветное ТВ. При его участии в
1976 – 1981 гг. созданы система пятизонального вещания первой и второй
программ ЦТ, которая фактически продолжает действовать и теперь, и Олимпийский
телерадиокомплекс в Останкине. В 1989 – 1991 гг. руководил разработкой
программной концепции развития отечественного ТВ и РВ на период до 2015
г. Отвечал за техническое обеспечение телепередач о встречах на высшем
уровне. Руководил работой Технического совета Гостелерадио СССР.
В 1990-х гг. занимал ответственные посты в телекомпании «Останкино», Федеральной
службе по телевидению и радиовещанию, ОАО ОРТ, ТВЦ. Был среди инициаторов
и участников создания первых в стране негосударственных радиостанций «Ностальжи»,
«Радио-101», «Радио-Ретро», телеканала «2х2» и других коммерческих вещательных
компаний. Является создателем первого российского телеканала для зарубежной
аудитории – «Всемирный русский канал – ВРК».
С 1999 г. – директор дирекции распространения телерадиопрограмм Всероссийской
гостелерадиокомпании. Руководит работой по развитию и оптимизации общенациональных
и региональных вещательных сетей ВГТРК.
Заслуженный работник связи РФ, лауреат премии Правительства РФ в области
науки и техники.
|
|