К.З.Кочуашвили: «НАТ Экспо-2005» пройдет под знаком цифровых технологий»
16 – 19 ноября в Москве во второй раз пройдет «НАТ Экспо». Как явствует
из аббревиатуры в названии, это ежегодное, отныне триединое (почему триединое,
прояснится ниже) мероприятие проводится под эгидой российской Национальной
ассоциации телерадиовещателей (НАТ). О предстоящем событии в интервью
обозревателю журнала Install-Pro Юрию Петровскому рассказывает К.З. Кочуашвили,
не одно десятилетие работающий на ответственных постах в отечественном
вещании и пользующийся заслуженным авторитетом в телерадиосообществе.
В настоящее время он является советником генерального директора «НТВ Плюс»
и академиком Международной академии телевидения и радио, а в качестве
советника президента Национальной ассоциации телерадиовещателей входит
в организационный комитет по подготовке и проведению IХ Международного
конгресса НАТ, который по традиции состоится в те же сроки, что и «НАТ
Экспо» – международная выставка профессионального оборудования и технологий
для теле-, радио- и Internet-вещания, и в том же выставочном центре «Крокус
Экспо».
Константин Захарович, что включает в себя нынешняя программа
«НАТ Экспо»? Чем она отличается от предыдущей?
Прежде чем говорить об отличиях, я бы
хотел подчеркнуть фактическую преемственность «НАТ Экспо» по отношению
к выставке TRBE, поскольку первая из названных практически продолжает
дело своей предшественницы. На TRBE Национальная ассоциация телерадиовещателей
выступала одним из двух главных организаторов выставки; как и теперь,
параллельно с экспозицией проходили конгрессы НАТ. (Отсюда кажущаяся нестыковка
в нумерации: выставка «НАТ Экспо» по счету вторая, а конгресс девятый.
– Прим. Ю.П.) Со временем возникла идея полностью под эгидой НАТ проводить
и выставку, и конгресс, и иные сопутствующие мероприятия. Что, в общем-то,
полностью согласуется с мировым опытом. Примерами тому крупнейшие международные
выставки и форумы NAB в Лас-Вегасе и IBC в Амстердаме. Ведь такого рода
мероприятия в первую очередь адресуются вещателям. А их интересы представляют
национальные ассоциации, в России это НАТ.
В преддверии предыдущей «НАТ Экспо» наш журнал публиковал
интервью участников этого форума. В частности, некоторые поставщики и
производители оборудования высказывались в таком духе (передаю смысл,
а не цитирую дословно): как хорошо, что выставка повернулась лицом к ним
и теперь ориентирована прежде всего на них. А по Вашему мнению, экспозиция
адресована в первую голову вещателям…
Здесь нет противоречия. Кому промышленность, дилеры и
интеграторы предлагают оборудование и технологии? Вещателям. И все вместе
мы служим Его Величеству Зрителю. В конечном счете для него ученые совершают
открытия, конструкторы придумывают новые технологии и аппаратуру, производители
выпускают оборудование, вещатели готовят передачи и выдают их в эфир,
по кабелю, через спутник и по другим сетям распространения сигнала…
Теперь о том, что произойдет на «НАТ Экспо-2005». Как и прежде, состоятся
международные выставка и конгресс. Кроме того, решено впервые организовать
Международный рынок контента – Moscow TeleShow, в чем, пожалуй, заключается
наиболее существенное отличие от прошлогодней «НАТ Экспо» и былых TRBE.
Цель собственно выставки – в наглядном, физически доступном виде представить
вещателям оборудование и технологии, когда бы экспоненты, здесь же, на
стендах своих фирм, могли подробно рассказать заинтересованным лицам о
предлагаемой продукции и ответить на вопросы потенциальных покупателей.
Важные и разнообразные темы получат освещение и будут обсуждаться на «круглых
столах» и заседаниях конгресса. Тем самым мы стремимся помочь вещателям
определиться со стратегией развития их компаний, выбрать оптимальные пути
совершенствования производственной базы, получить максимально полное представление
о перспективах и тенденциях в современном вещании и его технологическом
обеспечении.
Видите ли, многие производители оборудования и дилеры в течение года (если
говорить о России, то, как правило, в Москве) проводят так называемые
семинары, на которых представляют свои новые аппаратуру и технологии.
Плюс проходят различные конференции, обсуждения, «круглые столы». Но для
большинства технических руководителей и специалистов региональных (да
что греха таить, и столичных) компаний по причине их постоянной занятости
побывать на всех этих встречах попросту нереально. А приехать раз в год
на «НАТ Экспо» – это возможно. Поэтому мы стараемся, чтобы на этом едином
в трех ипостасях форуме нашло отражение то новое, что появилось в сфере
телерадиовещания и массовых коммуникаций. И чтобы эту информацию вещатели
по возможности получали из первых рук. В «НАТ Экспо-2005» примут участие
такие крупнейшие зарубежные корпорации и ведущие производители оборудования
для вещательной индустрии, как Sony, Panasonic, JVC, Thomson, Rohde &
Schwarz, Snell & Wilcox и др.
Что же касается Moscow TeleShow, то мне известно, что замысел его проведения
привлек большое внимание отечественных, зарубежных и международных производителей
контента, а также владельцев прав на программный продукт. Однако подробнее
об этом мог бы сообщить руководитель компании «Экспо НАТ» Владимир Пономарев,
который, согласно «мандату» НАТ, занимается не только выставкой, но и
непосредственно ярмаркой телерадиопрограмм. На меня же с несколькими коллегами
из оргкомитета Национальная ассоциация телерадиовещателей возложила задачи,
связанные с очередным конгрессом НАТ.
В таком случае подробнее расскажите, пожалуйста, о конгрессе:
в чем он будет традиционен и чем он нов?
Прежде всего необходимо отметить, что конгресс в целом
пройдет под знаком цифровых технологий. Практически каждая тема будет
рассматриваться сквозь призму внедрения «цифры» в телерадиовещание России.
Известно, что такой переход предполагается завершить в 2015 г. и движение
вперед по этому пути постепенно набирает темп. Естественно, Национальная
ассоциация телерадиовещателей не может стоять в стороне от этого процесса
и стремится играть в нем активнейшую роль.
Как и ранее, работа конгресса НАТ, помимо пленарных заседаний, будет строиться
по нескольким основным направлениям, в рамках которых состоятся сообщения,
«круглые столы», доклады, дискуссии.
В Москве на высоком уровне будут представлены такие крупнейшие профильные
организации (чье влияние на мировое ТВ и РВ трудно переоценить), как Американский,
Европейский и Азиатско-Тихоокеанский вещательные союзы.
Обсуждаться будут проблемы, которые уже поднимались на аналогичных форумах,
а также те, что впервые попали в поле зрения конгресса. Перечислю наиболее
примечательные.
Лицензирование и различные правовые вопросы неизменно являются предметом
рассмотрения на конгрессах НАТ. Между тем и эти аспекты имеют цифровое
преломление. В частности, совершенно очевидно, что в «цифре» в одном канале
связи может распределяться и выдаваться в эфир через один передатчик несколько
телевизионных и еще большее количество радиопрограмм различных вещателей.
Это еще называют цифровым пакетом или мультиплексом. Но кому в подобной
ситуации должна предоставляться лицензия – телерадиокомпании или оператору,
ретранслирующему сигнал? Ведь на одной частоте будет работать ряд теле-
и/или радиокомпаний. И как, если лицензия будет выдана им, делить право
на распоряжение данным частотным ресурсом? Здесь еще надо учитывать, что
согласно действующим в РФ правилам одна компания не может иметь больше
двух телеканалов, т.е. ей не дозволят владеть целым мультиплексом. А может
отдать частоту в руки оператора, обеспечивающего распространение сигнала?
Пусть он в свою очередь подписывает договоры с вещателями о включении
их программ в цифровой пакет? Но в этом случае возникает правовая коллизия,
так как вещательная организация лишается ранее выданной лицензии на частоту.
Вопрос требует не только обсуждения, но и решения на правительственном
уровне. Оба варианта в нашем профессиональном сообществе и соответствующих
ведомствах изучаются очень тщательно, причем каждый лагерь – и вещатели,
и операторы – отчаянно отстаивают свои точки зрения (кто какую, нетрудно
догадаться). Между тем пора принимать решение. Думается, оно должно быть
компромиссным, что и предполагается обсудить на нынешнем конгрессе, естественно,
с участием НАТ, телерадиокомпаний, Федерального агентства по печати и
массовым коммуникациям (ожидается его руководитель М.А.Сеславинский; кстати,
это агентство патронирует «НАТ Экспо» в целом и отдельные его составляющие)
и Федерального унитарного госпредприятия «Российская телевизионная и радио-вещательная
сеть», генеральный директор которого Г.И.Скляр также приглашен к разговору.
Среди участников обсуждения Вы не назвали ни Министерство
культуры и массовых коммуникаций, ни Министерство информационных технологий
и связи. Между тем у каждого из них наверняка имеется своя позиция на
сей счет. Достаточно сказать, что в состав Минкультуры входит специальный
лицензирующий орган, а Мининформсвязи в соответствии с установленной процедурой
выдает разрешения на деятельность по связи…
Руководители и другие представители этих министерств,
конечно же, приглашены на «НАТ Экспо», и, безусловно, мы рассчитываем
не только на их присутствие на выставке и заседаниях конгресса НАТ, но
и на активное участие в рассмотрении как данного, так и иных вопросов.
По-моему, это очень хорошо. Ведь что происходит? Как известно,
24 мая 2004 г. М.Е. Фрадков подписал распоряжение Правительства РФ, признающее
целесообразным внедрение в нашей стране европейской системы цифрового
телевизионного вещания DVB. Тем же решением ряду федеральных министерств
поручается в 2005 г. разработать и представить в Правительство программу
развития в РФ цифрового телевещания. Как видим, речь идет о подготовке
единого, общего для всех ведомств документа. В реальности же при Минкультуры
и Мининформсвязи независимо друг от друга были созданы две абсолютно раздельные
рабочие группы, которые практически не взаимодействуют между собой (единственное,
что немного успокаивает, в обе структуры, по моим сведениям, приглашено
несколько одних и тех же специалистов, и если они не страдают раздвоением
личности, то хоть это, будем надеяться, каким-то образом поспособствует
сближению министерских взглядов). Кроме того, насколько я знаю, аналогичная
группа формируется под началом М.Ю. Лесина, советника Президента РФ. Как
не вспомнить басню Крылова с его лебедем, раком и щукой? Не намеревается
ли Национальная ассоциация телерадиовещателей (в том числе в ходе «НАТ
Экспо» и конгресса НАТ) содействовать согласованию позиций различных министерств
и ведомств, а также электронной прессы, промышленности и других заинтересованных
сторон?
Безусловно, мы будем к этому стремиться. Должен констатировать,
что «воз» уже стронулся с места – Минкультуры представило Концепцию развития
телерадиовещания в России на период 2006 – 2015 гг.
Да, но не ясно, будет ли минкультовская концепция внесена
в Правительство (а согласитесь, документы министерского и правительственного
уровня – это разные вещи). Тем временем рабочая группа Мининформсвязи
пишет программу по внедрению DVB, которая уж точно будет представлена
на одобрение Правительства, поскольку в распоряжении М.Е. Фрадкова прямо
указано: разработать и представить программу. Между тем практика показывает,
что зачастую руководящие и направляющие связисты планируют на перспективу
одно, а вещатели (которые все-таки ближе к Министерству культуры и массовых
коммуникаций) делают совершенно другое. Например, принятые несколько лет
назад тогда еще Минсвязи Стратегия развития в стране телерадиовещания
по 2015 г. включительно и Концепция развития услуг связи в области телерадиовещания
в России на период до 2010 г. и в перспективе до 2015 г. предлагают сохранить
в общероссийском эфире в будущем два-три бесплатных государственных телеканала
и чуть ли не один радийный. А на самом деле в последнее время все происходит
«с точностью до наоборот»: число гостелерадиоканалов неуклонно растет
и что-то непохоже, чтобы вектор развернулся на 180 градусов…
Вообще, как мне кажется, пока нет четкого осознания того,
в чем заключается участие государства в переходе на цифровое вещание.
Уже очевидно, что оно не финансовое в смысле выделения бюджетных денег
на массовую закупку студийного и передающего цифрового оборудования (по
крайней мере в серьезных масштабах). Сейчас подавляющее большинство телерадиокомпаний
прочно встало на ноги, они живут и развиваются за счет рекламы, абонентской
платы, продажи программного продукта и прочих видов коммерческой деятельности,
а также денежных вливаний собственных акционеров. Роль же государства
мне видится в определении стратегии развития телерадиовещания и массовых
коммуникаций (прежде всего в их цифровой ипостаси), в правовом и технологическом
регулировании, а именно, в установлении законодательных и иных юридических
рамок («правил игры», как это часто называют), в утверждении стандартов
и нормативов, в контроле за их соблюдением и выдаче рекомендаций…
Вместе с тем далеко не все вещатели понимают, что переход на «цифру» –
это отнюдь не только замена аналоговых передатчиков и наземных спутниковых
станций (я уже не говорю о громадном парке телевизоров). Надо менять и
то оборудование, на котором работают сами телерадиокомпании. Потому что
в итоге тракт должен стать не аналогово-цифровым (как сейчас), а полностью
цифровым. Конечно, мне могут возразить, что «цифру» можно получить путем
соответствующего преобразования «аналога». Однако лишние «телодвижения»
приводят к ухудшению сигнала и снижению качества приема. Тем не менее,
разумеется, процесс внедрения «цифры» не будет одномоментным (этим он
напоминает переход от черно-белого телевидения к цветному), на протяжении
какого-то периода неизбежно сосуществование аналогового и цифрового форматов
вещания.
Таким образом, проблем и недоумений существует масса. А найти адекватные
ответы на многочисленные вопросы отдельно взятому вещателю (в особенности
не очень мощному) нелегко, тем более в условиях ведомственной разобщенности
госорганов, курирующих отрасль.
В сложившейся ситуации принято решение в структуре Национальной ассоциации
телерадиовещателей образовать Технологический комитет. Изначально подразумевается,
что в комитет войдут все технические руководители теле- и радиокомпаний
– членов НАТ (а равно и другие участники нашей ассоциации, имеющие непосредственное
касательство к технологической проблематике). Первое заседание Технологического
комитета мы намечаем провести в ходе ближайшего конгресса НАТ (в чем,
к слову, тоже важная примечательная черта «НАТ Экспо-2005») и на этом
собрании выбрать рабочую группу в составе ориентировочно от семи до десяти
человек. Ведь не могут все 500 – 600 технических директоров, главных технологов
и других специалистов на постоянной основе включиться в деятельность эффективно
функционирующего органа. Рабочая группа (денежного вознаграждения ее членам
не предполагается, на этом поприще им предстоит трудиться на общественных
началах) будет регулярно собираться на свои заседания и формулировать
рекомендации вещателям по различным вопросам как стратегического, так
и тактического характера.
В группу войдут не только москвичи? И будут ли в нее включены
производители и интеграторы оборудования?
Конечно, решающее слово за общим собранием Технологического
комитета: как оно проголосует, так и будет. Но, несомненно, нельзя замыкаться
на одну Москву. Региональное вещание окрепло и продолжает успешно прогрессировать;
в республиках РФ, краях и областях есть очень сильные вещательные организации.
Что же касается производителей оборудования и интеграторов, то понятно,
что в рабочую группу они не войдут, дабы не тянуть одеяло на себя, продвигая
свою продукцию и услуги.
На заседаниях комитета и его рабочей группы, разумеется, речь пойдет не
только об эфире. Вещание сейчас ведется и в кабельных, и в спутниковых,
и в широкополосных, и в компьютерных сетях – спектр технологических возможностей
чрезвычайно широк. Многие из компаний нуждаются в конкретных рекомендациях,
которыми Технологический комитет НАТ намеревается активно с коллегами
делиться. Потому что, допустим, если компания собирается передавать по
телефонному проводу телепрограмму (как это сегодня делает «Стрим-ТВ»),
то надо понимать, какого качества изображение получит зритель. Недопустимо
во всем доверяться вкусам одного лишь вещателя и оставлять технические
параметры исключительно на его усмотрение. Надо, например, четко определить:
для того, чтобы сигнал был качественным, необходимо соблюдать такие-то
параметры.
Еще одно нововведение «НАТ Экспо-2005» – мы хотим учредить премию лучшему
техническому руководителю или специалисту, которую предполагаем впервые
торжественно вручить на предстоящем конгрессе НАТ. В дальнейшем эта премия,
вероятно, станет ежегодной.
Если же возвращаться к лицензированию, то в настоящее время схема примерно
такова. Сначала вещатель регистрируется в качестве хозяйствующего субъекта,
скажем, как ООО, или ОАО, или ЗАО и т.д. Затем новообразованная организация
регистрируется как средство массовой информации (это прерогатива Федерального
агентства по печати). И уже потом подает в соответствующий орган при Минкультуры
заявку на участие в конкурсе на частоту. В отношении представления права
на деятельность в области связи тоже существует своя процедура, но она
больше касается операторов вещания. Между тем, как я уже сказал, переход
на «цифру», несомненно, потребует пересмотра этих и других установлений,
от которых зависит развитие отрасли.
Поэтому неслучайно одной из ведущих тем конгресса НАТ будет соблюдение
и совершенствование законодательства в сфере массовых коммуникаций.
Секция радиовещания свои заседания и «круглые столы», на которых выступят
как вещатели и системные интеграторы, так и производители оборудования,
посвятит современным методам производства и выпуска радиопрограмм, опыту
построения вещательных комплексов, новостным технологиям, применению новых
видов носителей и т.д. Речь, конечно, пойдет и о безленточных технологиях,
без которых радио уже себя не мыслит. В работе секции специально выделен
еще один подраздел – цифровые технологии как будущее радиовещания. Там,
в частности, будет говориться об экономичных и эффективных способах построения
цифровых радиостудий и о новых продуктах различных фирм-производителей.
К сожалению, о радио нередко забывают. А напрасно: именно оно всегда шло
впереди во внедрении всего нового и передового, являясь пионером в освоении,
выражаясь на нынешнем сленге, самых «продвинутых» технологий и методов
создания контента и вещания. Причина «забывчивости», возможно, в том,
что для радио не требуется гигантских комплексов и огромных павильонов,
как для съемок телевизионных шоу (правда, симфонические оркестры для звукового
эфира пишутся в больших студиях). Тем не менее это так: технологии, обретшие
жизнь на радиовещании, потом разными способами перехватываются и перенимаются
телевидением, входя в его плоть и кровь.
Все это замечательно. Однако, между прочим, по системе цифрового
телерадиовещания издано распоряжение Правительства РФ, а по радиовещанию,
насколько мне известно, аналогичного документа, принятого на правительственном
или парламентском уровне, в России нет. Да, де-факто предполагается внедрять
во внутрироссийском вещании стандарт DAB, в вещании на зарубежные страны
– стандарт DRM (что, кстати, понемногу уже делается). Но де-юре подобное
«разделение труда» ни в какой форме не признано, никак не зафиксировано
ни в государственном, ни в министерском масштабе. Найдет ли эта проблема
отражение в ходе заседаний на конгрессе НАТ?
Безусловно, найдет. А, возможно, совместными усилиями
нам удастся приблизить ее решение.
Вообще, звук – не только на радио, но и на телевидении – штука тонкая.
Однако при ближайшем рассмотрении и здесь (как, впрочем, по многим проблемам
в нашей отрасли) обнаруживаются разброд и неразбериха, провоцируемые отсутствием
необходимых стандартов, нормативов, регламентов. Пример: сейчас готовится
новый федеральный закон о рекламе. В его проекте одно из положений гласит:
уровень звука в любом рекламном ролике должен быть таким же, как и в остальной
теле- и радиопрограмме. А каким, собственно, должен быть уровень звука
в контенте у вещателей? Оказывается, этого никто не знает, каждый поступает,
во что горазд. Ни в старых ГОСТах, ни в правилах технической эксплуатации,
в свое время принятых ныне упраздненным МПТР, нет никаких конкретных указаний
на то, чему должен соответствовать, грубо говоря, уровень отсчета звука
в телерадиовещании. Мало того, выясняется, что подобная несуразность господствует
в международном масштабе (правда, не в отдельно взятых передовых государствах)
– в разных странах и регионах мира действуют разные стандарты по звуку:
в Европе одни, в Америке другие, в Японии третьи…
А в России – кем-то рекомендованные. До последнего момента
мы даже не догадывались, что они нужны. Ну что же, очень мило, очень на
нас похоже…
Не будем преувеличивать и заниматься самобичеванием.
На конгрессе, как это делалось и раньше, в самостоятельный раздел выделены
широкополосные мультисервисные сети (включая, естественно, кабельные).
Они уже довольно успешно развиваются в стране, и эти практические дела,
несомненно, найдут отражение в докладах и сообщениях. В том числе будет
говориться об опыте создания сетей на основе iP-технологий (т.н. iPTV),
вплоть до доставки видеоконтента по телефону, на «мобильник». Для нас,
телевизионщиков, все люди – зрители. И если их привлекает получение информации
с помощью мобильной телефонной связи, то и нас этот, для России пока еще
диковинный, вид вещания должен интересовать и подвигать к активным действиям.
«ТВЧ сегодня и завтра» – эта тема на конгрессе объединит еще одну группу
коллег, которые обсудят перспективы развития телевидения высокой четкости
в России, практические аспекты ТВЧ-вещания и осуществления съемок в данном
формате (например, какие объективы нужны для ТВЧ). Все это чрезвычайно
актуально. Телевидение высокой четкости семимильными шагами продвигается
по Европе и другим континентам; не сомневайтесь, вскоре оно придет и в
нашу страну.
В России велик спрос на разнообразные телепрограммы. И закономерно, что
постоянно растет число телеканалов, не в последнюю очередь тематических,
специализированных. Недавно появилась военно-патриотическая «Звезда»,
которая тем не менее уже ведет передачи не только в столице, но и в регионах.
Юные зрители мечтают о детском канале. Эту идею поддерживают и многие
взрослые. А они в свою очередь не прочь получать научно-популярные, познавательные
программы. О расширении тематической гаммы контента, об увеличении количества
телепрограмм (что прежде всего связано с теми горизонтами, которые открывает
«цифра») речь также пойдет на конгрессе НАТ.
Подробнее хочу остановиться на теме, которой, ввиду ее чрезвычайной важности,
на конгрессе будет уделено особое внимание. Это архивирование. Дело в
том, что в настоящее время подавляющее большинство отечественных архивов
– это материалы на пленке и ленте плюс специальные условия хранения, которые
предусматривают определенный температурный и влажностный режим, периодическую
перемотку и чистку видеоленты с записями и пр. Но и при соблюдении всех
требований, даже в идеальной ситуации программный продукт на таких носителях
может сберегаться максимум 40 – 50 лет (а в некоторых телерадиокомпаниях
он уже пролежал два, три и более десятилетия). И что же дальше?..
Будущее архивирования, несомненно, связано с безленточными технологиями.
Но какова должна быть емкость сервера, чтобы хранить десятки тысяч часов
телевизионных и звуковых записей?! Такие серверы пока не изобретены. Значит,
потребуются десятки ныне существующих серверов? Но и это не решит проблемы.
Тем не менее определенные подвижки в нужном направлении есть, о чем на
конгрессе НАТ расскажут специалисты различных фирм – Sony, Panasonic,
Snell & Wilcox и др.
А сами вещатели будут об этом рассказывать? По-моему, у советника
президента ТВЦ С.Д.Буневича это любимая тема, как, впрочем, и у некоторых
специалистов и крупных должностных лиц из ВГТРК…
Видите ли, вещателям не слишком удобно вдаваться в подробности
на сей счет, поскольку они подобных сверхсовременных архивов у себя еще
не создали. А любимая тема г-на Буневича связана не только с собственно
архивированием, сколько с производством программ на базе безленточных
технологий. Но это еще не архив в полном смысле этого слова.
Настоящий «продвинутый» архив, в котором хранятся десятки тысяч часов,
должен обеспечить доступ к любому файлу по признаку или названию. Например,
я вхожу в архивную сеть и запрашиваю: я не помню дату, но знаю, что тогда
играл Хомич (наш знаменитый футбольный вратарь). И архив, раскинув компьютерными
мозгами, выдаст мне все сюжеты, где фигурирует эта фамилия.
Но прежде, когда вы создаете это электронное суперхранилище, необходимо
на каждый сюжет (фильм, передачу либо их фрагмент) ввести в компьютерную
память метаданные, т.е. определенное название, признак, краткое описание.
Причем порядок архивирования должен быть достаточно жестко унифицирован.
Это значительно облегчит поиск единиц хранения.
Наверное, подобный архив может использоваться не только внутри
компании, но и для обмена теле- и радиоматериалами и торговли ими?
Правильно. И этим уже воспользовались отдельные вещатели; например, такой
колосс, как Британская радиовещательная корпорация ВВС, не только архивирует
свои новости, но и предлагает их для обмена и покупки.
В принципе такого рода электронные хранилища не обязательно должны располагаться
в телерадикомплексах. Специалисты уже обсуждают (а я давно опубликовал
статью) возможность создания городского и регионального архива. Или архива,
условно говоря, на спутнике, точнее, такого, до которого из любой точки
мира можно добраться через спутниковые системы связи. Однако пока все
это прожекты, кои, бог весть, когда осуществятся.
Ну не через сто же лет?
Я не знаю. Все во многом зависит от самих телерадиокомпаний.
Давайте пофантазируем: а что если о сотрудничестве на этой ниве договорятся
ВГТРК (включая все ее теле- и радиоканалы – «Россия», «Культура», «Спорт»,
«Радио России», «Маяк» и т.д.), ТВЦ, «Первый канал», Рен-ТВ, Муз-ТВ, СТС?..
Не буду всех перечислять.
Вы умышленно не назвали НТВ?
Как не назвал?! Холдинг НТВ в этом списке должен стоять
первым! Так вот, допустим, они договорились создать общий архив. Естественно,
с соблюдением определенных условий. Во-первых, все вкладывают в реализацию
проекта понемногу денег (понемногу, потому что в складчину для каждой
отдельной компании получится значительно дешевле, чем если б она строила
«свою хату с краю» и сама по себе). Во-вторых, нужно сделать так, чтобы
вещатели не опасались, что у них начнут воровать программный продукт.
А значит, необходима система условного доступа: у каждой компании свой,
только ей известный код, и она спокойно распоряжается собственным архивом.
В-третьих, в случае, когда одна компания хочет прибегнуть к архиву другого
вещателя, первая покупает у второго право использования того или иного
материала и получает код доступа к данному продукту. Либо вещатель-владелец
сам пересылает испрашиваемый сюжет компании-покупателю – это уже дело
техники.
По-моему, такая идея вполне имеет право на существование. От чего зависит
ее реализация? От того, захотят ли господа Добродеев, Эрнст, Попцов, Кулистиков
(соответственно руководители ВГТРК, «Первого канала», ТВЦ, НТВ. – Прим.
Ю.П.) и другие пойти по этому пути.
Кто смог бы их объединить и непосредственно заняться реализацией задуманного?
На мой взгляд, наиболее удачная кандидатура – Национальная ассоциация
телерадиовещателей (кстати, все перечисленные компании, а значит, и их
руководители в НАТ состоят), которая предложит: «Господа, есть вот такая
технология. Общими усилиями ее вполне возможно воплотить в «железе». Давайте
образуем пул, а гарантии предоставят, скажем, НАТ и фирмы – производители
оборудования и технологий и системные интеграторы».
Ведь посудите сами: предположим, в архивах ведущих российских телекомпаний
хранится записей на 10 тыс. ч непрерывного просмотра (а на самом деле
наверняка гораздо больше). Сколько времени потребуется, чтобы ввести в
компьютер метаданные на один час видеоматериалов? Думаю, минимум 48 –
50 ч. Умножаем 10 000 на 50 и получаем 500 000 ч – годы и годы. Это в
расчете на одно рабочее место. Но если таких мест оборудовать сотню?..
Мощному пулу подобная задача окажется вполне по плечу. Здесь ведь еще
и вопрос кадров. Описывать единицы хранения должен не компьютерщик, а
журналист соответствующей квалификации.
Еще я хотел бы отметить, что методы хранения телематериалов (в частности,
на твердых дисках) за последние годы шагнули далеко вперед. И что особенно
отрадно, наша страна внесла в это свой вклад. К сожалению, мало кто об
этом знает (и тем более мало кто этим пользуется), но московская компания
F-disk, реализуя оригинальную российскую разработку, уже пишет красным
лазером на дисках, нанося информацию слой за слоем. Результат ошеломляющий:
получается многослойная запись, которая может храниться практически неограниченно
долгое время. Причем запечатлеваются такие объемы информации, что на одной
стороне диска можно разместить целый художественный фильм.
В этом направлении, конечно же, ведутся работы и за рубежом. К примеру,
создана технология, использующая твердотельные элементы для фиксации новостных
сюжетов на телекамеры фирмы Panasonic с применением так называемого формата
Р-2. Правда, на сегодняшний день обеспечивается запись продолжительностью
не более 10 – 15 мин, поэтому в камеру приходится втыкать по 5-6 флешей,
тем самым увеличивая общий объем запоминаемой информации. Однако это только
начало; не сомневаюсь, что на достигнутом эта технология не остановится
и в перспективе продолжительность записи возрастет многократно.
Кроме того, в противовес красному лазеру фирма Sony применяет так называемый
голубой лазер. Таким образом, создано несколько конкурирующих между собой
технологий, обеспечивающих на новом качественном уровне фиксацию и хранение
телевизионного контента. Какую из них предпочесть? Что представляется
более перспективным и сулит наилучший эффект? Судить вещателю, в конечном
счете выбор за ним. Эти технологии будут представлены на «НАТ Экспо».
Теперь вопрос к Вам как к представителю крупной телекомпании.
Наверняка Вы постоянный посетитель в прошлом TRBE, а сейчас «НАТ Экспо».
Что Вам и НТВ принесло участие в этих выставках и конгрессах НАТ?
Очень многие проекты и контракты начинаются с выставок,
конференций, различных обсуждений. Потому что это всегда общение и познание
нового. И пусть не сразу это выливается в заключение соглашений и конкретные
технические решения – уверяю, результат будет.
Во-первых, наши выставки и конгрессы, как мне кажется, дают видение перспективы
отрасли в целом и тенденций развития в отдельных ее сегментах.
В этом контексте легче осознать, к чему тебе и твоей компании стремиться.
А без четкого понимания
конечной цели ничего не совершить, успеха не добиться.
Во-вторых, общую картину дополняет узнавание нового в более конкретных
вещах – куда движутся студийная запись, технология прямых передач, нелинейный
монтаж, производство телекамер и т.п.
И, наконец, все это в итоге питает решение конкретных технических и технологических
задач. Здесь, конечно, трудно разделить, что какая выставка – отечественная
или зарубежная – подсказала, все они что-то дают. А в результате мы на
«НТВ Плюс» создали телекомплекс, в котором применяется система автоматизированного
вещания в стандарте MPEG-2.
В соответствии со стандартом выбрали поставщика кодирующих устройств.
Также определились с тем, какой тип телеприемников рекомендовать нашим
зрителям-абонентам. И все это – с помощью выставок. Можно привести и другие
примеры.
А что Вы как советник гендиректора «НТВ Плюс» ожидаете от
нынешней «НАТ Экспо»? Вы уже наметили конкретные цели и темы?
Разумеется. Наша компания производит и ретранслирует программы
в кодированном виде. Отсюда и круг наших интересов. Конечно же, нас занимает
тема условного доступа. Производство программ связано с оснащением студийных
помещений, поэтому, естественно, мы будем обращать особое внимание на
студийное оборудование: микрофоны (в том числе петличные), наушники, телекамеры.
Вместе с тем нашими операторами и журналистами производится довольно много
съемок на выезде, а для этого тоже необходима соответствующая аппаратура.
Ну и, безусловно, архивированию мы придаем очень большое значение. Так
что в выборе предпочтений на выставке и на конгрессе мы будем исходить
из программной концепции «НТВ Плюс», которая в свою очередь не является
чем-то застывшим и закоснелым. Мы постоянно думаем над тем, по каким направлениям
продвигаться вперед и как развиваться.
В Вашем лексиконе часто встречается слово «мы». Ваши коллеги
– сотрудники технической дирекции «НТВ Плюс» тоже посетят «НАТ Экспо»?
Обязательно. Я думаю, все они побывают на выставке и конгрессе.
Наверное, не все сразу, а по очереди, но непременно. Учитывая профиль
работы каждого, мы уже наметили, кто что будет осматривать и изучать,
какие стенды посетит и доклады прослушает. Грех упускать такую прекрасную
возможность узнать о том новом и интересном, что появилось в сфере телерадиовещания
и телекоммуникаций. А потом мы соберемся у себя на «НТВ Плюс» и подробно
обсудим весь массив информации, почерпнутой на «НАТ Экспо-2005». Чтобы
сделать свои выводы…
Желаю успеха. И позвольте от имени журнала поздравить Вас и в Вашем лице
всех телевизионщиков и радийщиков с юбилеем НАТ, которой в этом году исполняется
10 лет.
Константин Захарович Кочуашвили
В
феврале 1956 г. начал работу на Минском телецентре Минсвязи БССР.
В январе 1957 г. переведен на Тбилисский телецентр Минсвязи Грузии, с
1959 по 1969 гг. – начальник этого телецентра.
С 1963 по 1965 гг. – главный инженер республиканского Госкомитета по телевидению
и радиовещанию в Грузии.
В 1965 г. назначен директором Дома радио и телевидения в Тбилиси, а с
1968 г. – начальником Техуправления Гостелерадио Грузии. Разработал технологию
и возглавлял строительство и технологическое оснащение Дома радио и телевидения,
в том числе цветной студии.
1971 – 1976 гг. – начальник службы Телевизионного технического центра
(ТТЦ) им. 50-летия Октября в Останкине в Москве.
1976 – 1980 гг. – главный инженер Олимпийского телерадиокомплекса в Москве,
в создании которого также принимал участие.
Разработал технологии по обеспечению телевизионных и радиопередач на зарубежные
страны о XXII Олимпийских играх в 1980 г. в Москве.
1980 – 1984 гг. – заместитель главного инженера Всесоюзного ТТЦ им. 50-летия
Октября. Реконструировал концертную студию «Останкино».
1985 – 1987 гг. – замдиректора опытного производства Научно-исследовательского
института телевидения и радио (ВНИИТР) Гостелерадио СССР.
1987 – 1994 гг. – технический директор, а затем и заместитель генерального
директора Всесоюзного производственно-творческого объединения «Видеофильм»
Госкино.
С 1994 г. – технический директор телекомпаний НТВ и НТВ Плюс.
В настоящее время – советник генерального директора ОАО «НТВ Плюс».
Имеет правительственные награды – «Знак Почета», «За трудовое отличие».
Академик Международной академии телевидения и радио, академик Евразийской
академии телевидения и радио, член Международного общества инженеров кино
и телевидения SMPTI, член-корреспондент Международной академии информатизации.

|
|