Галопом по Европам
Алексей Битус
«Он подошел к окну и со скрипом отворил его, утро было окутано туманом…»
(Из сочинений братьев Стругацких.)
На
дворе лето отнюдь не такое, какое бы хотелось иметь, но именно оно снижает
темп нашей бешеной жизни, останавливает и подводит итоги. Кто хорошо и
много работал– заслуживает адекватного отдыха, я же, видимо, не очень
преуспел в своих делах и поэтому пишу эту статью, но делаю это с определенным
удовольствием, а как же иначе? Темой моего письма на этот раз будут прошедшие
выставки, а их было немало, да еще и каких.
Решено разом написать все обо всем и ни о чем. Безусловно, посетить все
выставки даже очень заинтересованному, да еще и весьма небедному человеку
достаточно сложно. Мне на долю выпали Берлин и Питер. Поэтому буду писать
о том, что видел и слышал сам лично, мнение же редактора лучше него самого
передать не сможет никто. О московских выставках буду упоминать в контексте.
Ну, уважаемая публика, представление начинается – занавес, герои на сцену!
Рассказ о выставках иначе как представлением и не назовешь. Все шоу-фирмы,
профессионально занимаясь представлениями, на этих выставках, представляя
себя, являют самое что ни на есть представление. Вот такая получилась
игра слов и весьма правдивая. И в этом, пожалуй, их единственная сходная
черта. Очень хочется все разложить по порядку.
Перед отъездом в Европу не спал всю ночь, в общем, все как всегда, сколько
уж этих поездок по городам и весям было, а каждый раз одно и тоже. На
этот раз я решил доехать до Берлина поездом. Думал посмотреть Европу не
с высоты полета крылатой ракеты, а как турист неспешно, глядя в окошко.
Любимая редакция снабдила меня некоторым количеством увесистых пачек с
журналами с прикрепленными на них пакетиками с CD-дисками. Понимаете,
к чему я клоню, провоз контрабандной литературы, да еще с «пиратскими»
дисками через три границы…
Но когда поезд Москва – Берлин плавно тронулся и потянулся на запад, я
об этом еще не догадывался, был счастлив и полон ожиданий.
Приближение
сладкого забугорья можно оценить по количеству бумажек и прочего дорожного
мусора в зоне отчуждения. Чем ближе к границе бывшей «совдепии», тем быстрее
это количество уменьшается, причем в геометрической прогрессии. Снимаю
шляпу перед Белоруссией, она полностью соответствует своему имени – Белая
Руссия, значит чистая. Только мы переехали границу, бумажки стали исчезать,
удивительно. Кажется, что обходчики путей просто боятся заходить в наши
края. Были бутылки, пакеты, консервные банки – и вдруг, как будто отрезали
все, удивительно! И заборы исчезли, это те, которые, наверно, только у
нас есть. Их придумали еще кроманьонцы из валежника и вообще всего, что
под руку попадало. А главное, исчезли эти позорные, Боже мой, какие позорные,
строения «кума Тыквы» из десяти кирпичей и старых гнилых тазов, известных
под названием «придорожных садовых домиков».
По дороге – беленые хатки, чистые вокзалы и перроны. Учись, страна родная,
как должно быть и к чему стремиться! Я думал, что Белоруссию всю спать
буду, чего там смотреть, ан нет. Именно тут я осознал, где начинается
Европа и заканчивается бесшабашная Азия. Может быть, у наших соседей деньги
«зайчиками» называются, зато они уважают себя немного больше, чем мы.
С трашное
место эта граница двух железных дорог, таинственная, мистическая. Ночь,
медленное, еле ощутимое движение поезда, устрашающий скрежет вагонов –
смена тележек. В это время лучше не спать, а особенно не смотреть в окно
спросонья. Рассудок может дать сбой. Был вагон как вагон, а потом смотришь,
а земля улетела, причем вниз. Ситуация сюрреалистическая, вагон подняли,
внизу копошатся безмолвно люди, стоят таможенники и с подозрением смотрят
в окна. И тут я вспоминаю и осознаю все – журналы!!! Голова работает со
скоростью мозга разведчика, идет быстрый просчет ситуации и вариантов,
есть! Главное и самое беспроигрышное – полное непонимание, чего от тебя
хотят – срабатывает на 100%. Я готов, заходите блюстители порядка! Сначала
появилась милая дама в униформе, спросила, кто я и откуда, забрала паспорт,
потом зашел солдат, внимательно осмотрел все, журналами не заинтересовался.
Спустя час в дверь постучали, заходит с хитрым взглядом таможенный офицер.
Два раза переписываю декларацию. По поводу журналов недоумение, предостерегает,
в Польше не пропустят, есть шанс – отправят назад, и это лучший вариант,
о худшем писать не буду, извините.
Утром
постучали польские господа. Наши были с блокнотами, эти с ноутбуками.
Сверили личность, что-то настучали в компьютеры, на журналы не посмотрели,
в отличие от наших служб они в купе не входят, европейская корректность.
Это оказались пограничники. На наличие взрывчатки и наркотиков просканировали
хитроумными приборами на расстоянии. Таможенник пришел позже, в купе тоже
не зашел, но спросил разрешения все осмотреть. Вместе с поляком был немецкий
офицер. О, как же он выручил меня, спросил, куда я еду, и, услышав Messe
Berli, сказал – гуд! Пронесло! И все это из-за того, что всего-навсего
надо было сдать журналы в багаж, и я бы спокойно проспал всю эту приграничную
волокиту. Рекомендация всем издательствам: одно дело самолет, и совсем
другое дело поезд. Зачем я все это написал, да чтобы не было скучно, а
то все о свете, да о звуке.
О, Польша! Как же прекрасны твои края. Ведь достаточно посмотреть из окна
стремительно несущегося поезда на плоскогорье края польского, как все
становится до обидного ясно. Весь индивидуализм проявлен в аккуратно освоенных
просторах с разрозненными серенькими фермами. Яркие краски отсутствуют
напрочь, облупленные поезда, покосившиеся, но до филигранности чистые
дома. Да, и о моих любимых придорожных бумажках, в Польше их нет не только
совсем, но и вообще. Причем, забегая вперед, скажу, немцы гораздо большие
разгильдяи в этом плане, чем поляки, признаться не ожидал. Оказывается
в Европе главные претенденты на супераккуратность – это поляки. Польша
– страна велосипедов, как я понял в дальнейшем, да и вся Европа – край
велосипедов. Организованы гигантские крытые паркинги для двухколесных
коней, рай для ножных машин.
Анализируя
увиденное, становится ясно, почему ничего, кроме осветительных приборов
Disco Tech, в нашей стране о Польше неизвестно, о звуке я вообще молчу,
кто знает хоть какую-нибудь более-менее примечательную польскую акустику
или электронику. Были, помнится, весьма почитаемые проигрыватели Unitra,
сейчас уже забытые и вытесненные более мощными конкурентами. В этом смысле
поляки даже более апассионарны, чем украинцы, те хоть что-то делают.
Восхищают польские костелы, нигде нет таких, даже в Германии, пусть города
серы, но их строгая красота так величественна, это тяжело понять под стук
колес, надо постоять, посидеть где-нибудь в Гданьске, подумать о сущности,
подышать воздухом свободы.
Ну, ладно, впереди у нас Германия, страна романтиков. Лучшие автомобили,
лучшие поезда, самые прагматичные дизайнеры, самая сложная судьба, приглушенные
амбиции, страна, которой мы подражали, страна, с которой мы страшнее всего
воевали и с которой крепче всех помирились. И эта оценка, скорее всего,
единственно правильная, по той лишь причине, что доказательства данного
описания везде, не только в людях и политических взглядах, но и в самой
архитектуре городов и менталитете нации.
Представьте, в Германии есть мусор, да, такой же мусор, как и у нас, бутылки
и банки, рваная бумага. Это проявление свободы, но не свинства, в отличие
от нас, прошу не путать. Тут бумага чище, а банки красивее. Но, что больше
всего поражает, это граффити, везде, всюду, на каждом свободном заборе,
на каждой стене, даже на стволах деревьев и придорожных знаках. Я видел
его в Берлине, в центе города, на исторических домах. В этом деле они
явно преуспели. Если поразмыслить, в этом нет протеста, просто немцы романтичны,
граффити – это элемент молодежного эротизма и самоутверждения, данность
нельзя исключать. Наличие граффити сразу же предполагает очень интересную
клубную жизнь. Всем известны немецкие музыканты и ди-джеи. Немцы родоначальники
электронной музыки – кто не знаком с группой Kraftwerk, они первые в этом
жанре, сомнений нет. А Endsturcen Nebauten – есть ли вопросы?... Только
в Германии могло появиться такое крайне радикальное музыкальное направление,
как смесь электроники и романтики, жесткого индустриального техно и лирики.
Многие могут возразить, а Англия? Согласен, но немцы были первыми, и это
неоспоримый факт. Такое замечательное сочетание несочетаемого породило
и великую фирму BMW, и респектабельный Mercedes Benz, и романтичный Volkswagen,
и приборы Trans Technik, Future Light, да мало ли еще чего. А что говорить
о самой трудоемкой части театральных технологий, такой как механика сцены,
лучше немцев тут никто не справляется. Везде, где необходимо аккуратно
и скрупулезно проработать задачу, Германия вне конкуренции.
Сами
немецкие выставки привлекательны и лаконичны, тут нет «купите, купите
только у нас», тут есть «посмотрите, что мы можем», а это, отнюдь, не
одинаковые подходы. Здесь всегда полно заинтересованных людей и нет бессмысленных
подростков, охотящихся за яркими буклетами, или закрытых павильонов со
строгими охранниками, пускающими только своих. Тут нет орущих, экстремально
ревущих стендов, типа, чем громче и выше, тем привлекательней. На семинарах
никто не зевает и всегда не хватает стульев, многие стоят, завороженно
слушая докладчика. Тут проявлено уважение ко всем, даже к тем, кто его
не всегда достоин. Тут царит принцип – посмотрим и послушаем всех, а отвергнем
с улыбкой. И данные правила удивительно изменяют посетителей, даже наших
отечественных, амбициозных бизнесменов, прошло то время, когда «шапками
закидаем!», «на ноль помножим!», уважение – главный принцип современности.
В немецких выставках есть все, что необходимо для деловых людей. Выставки
вообще делаются не для того, чтобы с утра слегка по чуть-чуть, это все
же институт международных и прочих связей и причем деловых. В противоположность
московским выставкам, успешно поделившимся на клеточном уровне и превратившимся
в однообразных клонов, всегда есть чему поучиться. Увы, наши организаторы
до сих пор не понимают, в чем же их просчет, почему выставки скучны и
неэффективны. А все просто, надо немного быть немцами, чтобы унять неоправданные
амбиции и превратить выставку в достойное событие, а не армрестлинг дистрибьюторов.
Безусловно, мир капитализма жесток, но он не лишен этики отношений, не
шакальих, но львиных. На своей территории ты король, уважай партнеров,
а не воруй мяско из-под спящего носа. Самоуважение – это достоинство,
а достоинство – это духовное достояние.
Четыре
дня промчались, как четыре часа, домой летели уже на самолете, и это было
правильно, иначе слезы тоски не дали бы покоя.
Очень хорошо, что буквально через неделю выставка в Петербурге. Питер,
он как буфер, не дает нам забывать то, что надо бы забыть. Наша столица
Москва – это душа, но сердце всегда будет в Питере. Питер – наше лекарство
от депрессии, наш духовный врач. Зимой – суровый и неприветливый, летом
– лучше любого курорта Земли.
Питерскую Messe нельзя сравнить ни с одной выставкой Европы. Это, скорее,
не выставка, это конференция, раут, презентация. Людей немного, деловых
контактов тоже. Просто всем надо отдохнуть и после разъехаться в отпуска.
Будто бы в последний раз перед большими делами профессионалы собрались,
снова сплотились и разбежались. И в этом неповторимость Питерской выставки.
Это лакмусовая бумага межпартнерских отношений, на ней никогда не бывает
могучих наших, им невыгодно, сюда приезжают исключительные фанатики, только
тут можно увидеть настоящих шоу-индустриалов.
Многие утверждают, что выставка в городе на Неве не нужна и скучна. Зато
в Москве одно веселье, да толку никакого. Выставка, хоть одна, должна
быть в Петербурге. Это крайне важно, иначе московский монополизм поглотит
творческую свободу. И тогда наступит крах идеи. Европейцы все же мудрее
нас, и этот факт нужно признать. Но мы евроазиаты намного активнее. Профессионализм
проявляется в терпимости и уверенности, а истеричные взывания к справедливости,
присущие нашим компаниям, не более чем маркетинговый блеф, в том понимании,
которое мы сами, россияне, себе придумали. Посмотрим, что будет осенью,
речей благородных наслушались немерено, их бы устами да мед пить. А так…
|
|