Видео на рабочем месте редактора ньюсрума и интеграция электронного архива
Есть ли польза от лени?
В.К.Филиппов,
начальник производственно-технического
комплекса компании «ТВ Центр»
В нескольких журналах появились статьи на темы создания ньюсрумов. Причем
все авторы пишут в будущем времени о том, какие технические задачи хотелось
бы реализовать. Могу сообщить, что уже существует и работает с 7 июля
2003 г. на канале «ТВ Центр» ньюсрум (НР), интегрировавший в себе электронную
верстку, безленточные (серверные) технологии, электронный архив, черновой
монтаж видео на рабочих местах и автоматизацию эфира.
Мне посчастливилось реализовать два проекта ньюсрумов: в 1991 – 1994 гг.
НР «Вестей» РТР и в 2001 – 2003 гг. НР «Событий» канала «ТВ Центр» (ТВЦ).
Хочу
поделиться некоторыми размышлениями о том, как создавался последний из
названных проектов, которому заместитель генерального директора ВГТРК
А.В.Малинин в одном интервью дал оценку как «первого и наиболее технологичного
не только в России, но и, наверное, в Европе».
Предельно упрощая свой рассказ, я решил взглянуть на технический прогресс
как следствие человеческой лени и результат стремления к максимальным
удобствам (в нашем случае – к удобствам в работе). Для наглядности несколько
несложных примеров.
• Понравилось бы вам ежедневно выносить мусор в бак во дворе? Пожалуй,
нет. Был изобретен мусоропровод.
• Нужно ли ходить за продуктами ежедневно? Можно купить запас на неделю
в супермаркете и при этом даже сэкономить.
• Мало удовольствия доставляли двухдюймовые катушки по сравнению с кассетами
DV.
И последнее достижение в области верстки информационных программ – ньюсрум.
Рассмотрим, из каких «кубиков» состоит НР и какие задачи он решает.
Слагаемые НР:
• верстка выпуска, включая обработку текстовой и видеоинформации и эфир;
• архив;
• техническая база, один из ее основных компонентов – видеосервер.
Выпуск
Многие опубликованные статьи изображают НР схематично в виде кольца,
содержащего все компоненты этого комплекса. Мне кажется, что для лучшего
понимания технологии создания новостной программы и ее выдачи в эфир этот
процесс следовало бы представить несколько иначе, а именно в виде перевернутой
пирамиды и даже своеобразной сортировочной фабрики. Ведь из огромного
объема поступающей информации необходимо сформировать новостную программу
продолжительностью 15 – 20 мин. (см.
табл. 1)
Жизнь служб телеинформации течет очень неравномерно. За 2 ч до эфира,
на взгляд стороннего наблюдателя, идет неспешная работа, когда основная
масса сотрудников ведет какие-то тихие разговоры и пьет кофе. Но за час
или полчаса (в зависимости от того, пишутся тексты на бумаге или на компьютерах)
до начала прямой передачи картина резко преображается, напоминая «пожар
в муравейнике».
Верстка выпуска проходит три этапа:
• планирование и выдача заданий с очень приблизительным распределением
хронометража;
• исполнение заданий, утверждение материалов и внесение редакторских правок;
• окончательная верстка из отредактированных материалов и внесение в нее
«горячих» новостей.
Это
деление на относительно спокойный и напряженный периоды довольно условно.
Нередко «пожар» возникает на этапе приема и правки видеоматериалов, поскольку
существует определенный отрыв текста от видео. Если при наличии электронной
верстки можно контролировать процесс подготовки текстов и вносить оперативные
правки, то видео доступно только в аппаратных или отдельно стоящих магнитофонах
(это решающий недостаток кассет, с точки зрения редакторов и режиссеров).
Вот та последняя миля на выпуске – требуется донести видео до редакторов,
до всех работающих в НР. Именно на этапе контроля за сдаваемыми материалами
возникают трудности. Проще и нагляднее один раз отсмотреть видео у себя
на рабочем месте и, например, отрезать какую-то фразу, чем ждать расшифровки
текста или бегать по аппаратным. Именно из-за невозможности 100%-ного
контроля за видео верстка становится рыхлой, материалы неоправданно затянутыми
(невозможность внесения последней правки).
Поскольку речь идет об информационном вещании, хронометраж выпуска делится
приблизительно в таком соотношение: 2/3 – видеоматериалы, отснятые своими
группами, поступившие по унилатералям и т.п.; 1/3 – ведущий в кадре. В
подобной ситуации очевидны преимущества видеосервера, одно из главных
– многопользовательский режим.
Архив НР
Немного истории. По поводу архива всегда существовал своеобразный конфликт
между телеканалом и журналистом. Многие журналисты при необходимости подбора
имеющихся материалов больше тратят сил на стоны о плохом архиве, чем на
работу с ним. С чем это связано? Во-первых, с нежеланием делиться своими,
по мнению журналиста, уникальными материалами. Во-вторых, с необходимостью
четко формализовать запрос.
Аргумент
журналиста: лучше иметь под рукой свои материалы, чем их же искать в общем
архиве. И все кончается тем, что количество «личных» исходных кассет постоянно
увеличивается и наступает момент (обычно, если число «исходников» переваливает
за полсотни), когда журналист вынужден описать и пусть минимально каталогизировать
свой архив. Однако на это идут немногие, остальные же начинают путаться
и терять материалы.
Аргумент телеканала: архив должен быть общим, построенным по правилам
компании; в этом случае он более востребован.
На самом деле лучше найти компромисс в использовании как личной полки,
так и общего архива компании. Потому что последний, действительно, не
столь уж хорош и комфортен, чтобы административно запретить журналистам
собирать и хранить свои материалы.
Неудобства пользования архивом компании состоят в следующем.
• Запрос необходимо строить по структуре каталога или, что зачастую более
приемлемо для журналиста, формировать по контекстному поиску (но тогда
очень важно, как описано видео, есть ли расшифровка синхронов и т.д.).
• Поиск заканчивается текстовой распечаткой со ссылками на кассеты и тайм-коды.
Журналист набирает массу кассет и ищет, где их отсмотреть. У него нет
возможности отсматривать и сортировать их на своем рабочем месте, а значит,
надо идти в аппаратную, причем в некоторых телекомпаниях надо предварительно
оформить заказ на нее. Таким образом, законы производства во многих компаниях
предполагают известные трудности для «творцов». Возникает все тот же разрыв
между отдельно существующими текстом и видео. Поэтому совершенно очевидно,
что производственный процесс необходимо сделать комфортным для творческих
сотрудников. И прежде всего создать журналистам и другим пользователям
условия для получения видео и монтажа непосредственно на их рабочих местах.
Вот эти потребности (безусловно, ниже приведена только часть из них) и
легли в основу НР.
Оговорюсь: ставилась задача создать новый телевизионный технический центр,
что, конечно, проще реконструкции без остановки эфира.
Что в итоге получилось?
Информационный комплекс (часть медиакомплекса «ТВ Центр»): студия, семь
аппаратных нелинейного монтажа, аппаратная компьютерной графики, аппаратная
записи, рабочий зал на 30 мест.
Повторюсь, идея состояла в 100%-ной интеграции всех компонентов.
В НР объединены (для пользователя, но не структурно в качестве целостного
продукта) программы Open Media и Media Xplorer.
Программа электронной верстки Open Media позволила привязать все медиаобъекты
к строке. То есть текст, камеры, в том числе последовательность их включения,
видео, графика, титры объединены в «скрипт», что сразу сократило ошибки
при переверстках. Теперь титры одного сюжета не попадут в другой.
Четкое соблюдение хронометража порождает цепочку причинно-следственных
связей: более плотная верстка – больше информации в эфире – выше рейтинг
(конечно, взаимовлияние здесь опосредовано). (см.
табл. 2)
Кроме того, строгое соблюдение хронометража программы напрямую связано
с рекламными деньгами. Если передача перебирает время в эфире, приходится
изымать резервные материалы (анонсы программ) и в худших случаях – блок
рекламы.
При использовании старой программы верстки 15-минутный выпуск «Событий»
состоял из 16 – 18 пунктов, в том числе: три сюжета длительностью 1 мин
10 с - 1 мин 20 с, пять пунктов «без звука» (б/з), видео под закадровый
текст ведущего.
А теперь в наших новостных программах той же продолжительности содержится
по 29 пунктов, включая 4 – 5 сюжетов и 8 б/з. То есть информации выдается
на 50 – 60 % больше. Контроль за хронометражем во время эфира и возможность
внесения изменений по ходу вещания позволили сократить до 5 с отклонения
от графика выхода теленовостей. Отклонение в 20 с – уже «криминал».
Программа Media Xplorer обеспечивает работу с видео низкого разрешения.
Она не только предоставляет видео на рабочих местах журналистов, но и
по сути является программой-менеджером.
Media Xplorer позволяет на всех рабочих местах:
• просматривать записанные или пишущиеся материалы уже через 10 с после
того, как они затребованы;
• производить черновой монтаж;
• отсматривать и подбирать через систему поиска архивные материалы.
Интеграция программ Open Media и Media Xplorer как раз и создает удобство
работы на выпуске. Теперь благодаря 100%-ному контролю (от момента написания
текста до просмотра смонтированного сюжета) полностью снята суета и нервозность
перед началом эфира.
Нынешняя программа верстки дает, например, две принципиально важные возможности:
автоматическую раздачу заданий авторам и блокировку текста от несанкционированных
правок.
Немного цифр, показывающих, что мы в результате выиграли.
Замена линейных (формат DVC) видеомагнитофонов на нелинейные (NewsFlash)
привела к сокращению их числа на 29 шт. Таким образом, их количество уменьшилось
на 60%. Подробнее это отражено в таблице:
После переноса эфира в новый НР была пересмотрена сетка передач и объем
ежедневного информационного вещания увеличился на три выпуска (шаг, т.е.
периодичность выдачи «Событий» в эфир, – 2 ч). По старой технологии это
потребовало бы увеличения монтажных пар на 4 шт., т.е. на 8 видеомагнитофонов
и соответствующего количества монтажеров. В НР этого не потребовалось.
Нелинейный монтаж в семи аппаратных позволил сократить интервалы между
информационными выпусками, и даже остался резерв производственных мощностей.
Чтобы оценить удобство многопользовательского режима, вспомните, какие
муки доставлял монтаж «шпигеля» («нарезка» заголовков ключевых сюжетов
в начале телепрограммы). Все «исходники» уже находились в работе, и никто
не хотел ни на минуту дать кассету составителям «шпигеля». Сейчас все
просто: из одного материала вполне реально делать одновременно любое количество
мастер-копий. Можно, например, осуществлять перегон материала телевизионного
пула из одной компании в другие, а параллельно этот же сюжет писать в
сервер плюс вести его монтаж.
Еще одно преимущество – хоккейный вариант (отложенный эфир), который позволяет
организовать выдачу в эфир практически с любой задержкой во времени от
считанных минут до нескольких часов.
Архив ТВЦ
Он
кардинально изменился. Мы отказались от кассетного хранения и встроили
стриммерный робот в серверное кольцо. Объем хранения – 10 тыс. ч и может
наращиваться. Все материалы доступны пользователю с рабочего места. Для
журналиста нет теперь разницы между сегодняшним материалом или лежащим
в архиве.
Если говорить вкратце, архив стал нагляден, доступен и следовательно востребован.
Для доставки видео низкого разрешения на рабочие места и объединения с
архивом фирма, которая являлась системным интегратором, реализовавшим
проект НР ТВЦ, предложила создать новую программу браузинговых копий –
Media Xplorer (МХ). Вместе с тем верстка Open Media (ОМ) имела данную
программу, но только для видео, хранящегося на сервере. Поэтому существовала
опасность получить неинтегрированные программы.
Как в этом комплексе строится работа с видео?
Входной поток пишется в сервер высокого разрешения (Leitch) и синхронного
в сервер низкого разрешения (Compaq) (опускаю все процедуры преобразований
кодирования и декодирования). В итоге в программе
МХ делается запись, по-другому именуемая «ассет». Ассет – это, по сути,
аналог прежней бумажной сопроводительной карточки. В нем имеются ссылки
на такие доступные форматы, как DVC, MPEG-1, MPEG-4, WM, и ключевые кадры
конкретного материала, а также место их хранения, которым может быть сервер
(формат DVC25, формат DVC50) и/или архив.
На этапе инсталляции комплекса стало понятно, что хорошо бы увеличить
количество ссылок, обозначив при этом, имеются ли полные расшифровки или
отдельно хранящиеся тексты, звуковые файлы, их тексты и т.д. В новой программе
реализовала эти пожелания.
Именно
эти ассеты с названием материала и первыми кадрами и видны пользователю
на его компьютеризированном рабочем месте. Предусмотрено несколько вариантов
отображения таких электронных списков. И, естественно, существует система
поиска. Наиболее востребован контекстный поиск по полю описания. Для подготовки
одного сюжета хронометражем 2 мин 10 с – 2 мин 30 с, полностью построенного
на архивном материале, журналист выбирает в среднем 10 – 12 ассетов. На
своем рабочем месте он (автор /журналист) формирует черновой монтажный
лист (EDL), который экспортируется на станцию нелинейного монтажа. Формат
MPEG-1 позволяет вести монтаж с покадровой точностью. Однако для журналиста
это не обязательно – ему достаточно определить общий строй материала,
очередность компонентов и их источники. На практике EDL варьируются от
обозначения в общих чертах порядка монтажа видеоряда до почти готового
сюжета (в любом случае, конечно, требуется закадровый текст автора). Это
дает возможность подготовить несколько вариантов, например, специального
репортажа и все их представить ведущему выпуска, редакторскому составу,
руководителю структурного подразделения и т.д. Причем EDL доступен на
любом рабочем месте и для просмотра сюжета никому не понадобится занимать
монтажные аппаратные.
Востребованность нового архива такова, что сейчас, через полтора года
после сдачи его в эксплуатацию, возникла потребность в увеличении пропускной
способности внутренних информационных сетей компании.
Пока готовилась эта статья, еще раз была пересмотрена сетка вещания ТВЦ.
Теперь НР «ТВ Центра» готовит в сутки 22 оригинальных информационных выпуска.
Итак, в России построен информационный комплекс, способный вести круглосуточное
информационное вещание.
|
|