А.П.Афанасьев: «Техническая база телеканала «Спорт» должна отвечать его специфике»
Продолжая тему спортивного вещания, начатую советником президента
компании «ТВ Центр» Станиславом Буневичем и Главным продюсером телеканала
«Спорт» Дмитрием Анисимовым (см. Install-Pro, 2004, N 5-6, с.52 и 2005,
N 1, с.22), публикуем интервью заместителя генерального директора, главного
технолога телеканала «Спорт» Александра Афанасьева, который отвечает на
вопросы нашего обозревателя Юрия Петровского.
Александр Павлович, телеканал «Спорт» обосновался на Шаболовке,
37. Что в связи с этим изменилось и будет меняться в старейшем телецентре
страны?
Прежде всего, в связи с открытием телеканала «Спорт» (далее
ТК «Спорт») на территории телецентра начались работы по модернизации производственно-технической
базы, которая, с одной стороны, должна отвечать специфике спортивного
вещания, а с другой, сам процесс создания эфирного продукта должен соответствовать
современным требованиям, предъявляемым к телепроизводству.
На
сегодняшний день можно утверждать, что практически завершается переход
на производство программ и вещание в цифровом виде, во всяком случае,
в цифровой форме выходной сигнал ТК «Спорт» покидает телецентр. Успехи
достигнуты во многом благодаря поддержке нашего учредителя – ВГТРК. Холдинг
предоставляет нам производственные площади и отдельные виды современного
оборудования, помогает в закупке аппаратуры, содействует в распространении
сигнала. Таким образом, телеканал «Спорт» изначально оказался вписанным
в единую производственно-технологическую базу ВГТРК, что представляется
нам удобным и полезным. Тем самым делается более доступным приобретение
и внедрение новой техники, облегчается текущее обслуживание и ремонт аппаратуры,
гарантируется обучение и повышение квалификации персонала и т.д.
В минувшем году во втором корпусе телецентра на Шаболовке, 37 был введен
в эксплуатацию блок трансляционных аппаратных, который во время Олимпийских
игр 2004 г. позволил ТК «Спорт» принимать из Афин цифровой пакет из пяти
международных программ и на их основе формировать круглосуточное вещание.
Замечу, что тогда доля нашего канала достигла 25%. Построенный комплекс
всецело опирается на серверные технологии; проект по заказу ВГТРК и при
нашем участии разработан и проинсталлирован одним из крупнейших российских
системных интеграторов – компанией I.S.P.A.
Но ведь и прежде на Шаболовке располагался аппаратно-студийный
комплекс?
Верно, однако в том-то и беда, что специальных трансляционных
аппаратных в нем не было. Для этих целей применялись аппаратно-студийные
блоки (АСБ), построенные по «классической» схеме и предназначенные для
съемок собственных программ. Поэтому во время трансляций телекамеры и
часть другого оборудования в АСБ не использовались. Причем эти аппаратные,
введенные в эксплуатацию в начале 90-х гг. прошлого века, не отвечают
современным требованиям по параметрам применяемого оборудования. Естественно,
подобная ситуация была для нас абсолютно неприемлема. Трансляции на телеканале
«Спорт» составляют до 80% вещания: ведь, как справедливо подчеркнул в
своем интервью Д.Л.Анисимов (Install-Pro, 2005, N 1, с.22), именно они
особенно интересны для болельщика-телезрителя и собирают самую большую
аудиторию. Создание же специализированного трансляционного комплекса,
базирующегося на цифровых технологиях, подняло эту работу на совершенно
иной качественный уровень и открыло перед каналом более широкие возможности:
одновременно получать видеоизображение и звук по нескольким каналам из
разных мест; устраивать телевизионные переклички; обеспечивать так называемый
«хоккейный» вариант показа, характерный для спортивного ТВ и имеющий ряд
специфических особенностей; осуществлять современный, более простой в
реализации и вместе с тем более разнообразный и сложный по форме монтаж
по ходу соревнований…
Конечно,
у нас имеются и, так сказать, «традиционные» АСБ, назначение которых –
производить свой программный продукт. Они расположены главным образом
в первом корпусе – цифровом первенце ВГТРК: в нем цифровые технологии
стали внедряться еще в начале 90-х гг. Разумеется, с тех пор многое в
его оснащении устарело морально и физически. В 2003 г. в первом корпусе
существовало два АСБ. Связанные друг с другом схемотехническим решением,
они представляли собой как бы «матрешек» – наладка одного блока могла
проводиться только вслед за другим. У каждого из этих «сиамских близнецов»
было по съемочному павильону, которые значительно отличались размерами.
Меньший павильон, площадью около 20 м2, обеспечивал прямые включения спортивных
новостей для утреннего эфира на телеканале «Россия». В большем разместились
декорации для записи цикловых программ и прямоэфирных передач. Собственно,
там и раньше велись съемки программ, только другой тематики. Непосредственно
в холле были оборудованы рабочие места журналистов, связанные между собой
и с АСБ общей компьютерной сетью. И получился NewsRoom, – насколько мне
известно, единственный в своем роде: другие спортивные телеканалы подобными
собственными новостными комплексами не располагают. В итоге в первом корпусе
образовались три съемочные площадки, каждая со своей аппаратной.
Когда же вы все это успели?
И не спрашивайте. Все делалось «по-живому»,
ведь сроки старта нашего вещания сдвинулись на полгода. Запуск канала
«Спорт» планировался на октябрь-ноябрь 2003 г., а мы вышли в эфир 12 июня.
В какой-то мере помогло то, что в первом корпусе уже существовала цифровая
среда, я бы назвал ее идеальной на тот момент. Тем не менее многое требовалось
реконструировать и доделывать уже по ходу вещания. Не скрою, модернизация
первого корпуса еще не полностью завершена, она производится силами ВГТРК
и канала «Спорт». Как обычно случается с внедрением принципиально новой
техники, параллельно продолжается формирование рабочих групп, подбор,
обучение, переподготовка кадров. В этом отношении наш коллектив уже имеет
определенный опыт, приобретенный во время сдачи в эксплуатацию трансляционного
комплекса.
Но в том-то и заключается серьезное различие: первый корпус достаточно
модернизировать, а трансляционные аппаратные пришлось фактически создавать
заново, там никакая реконструкция не помогла бы. Теперь вот начинаем строить
вещательный комплекс, его предшественник на Шаболовке был аналоговым.
Строить – не значит, возводить новое здание?
Нет, вещательный блок разместится в том же втором корпусе,
что и трансляционный модуль. Однако речь идет опять-таки о создании нового
комплекса практически «с нуля». Проект по нашему и ВГТРК заказу разработала
и реализует компания Qualitron.
Вещательный комплекс, естественно, будет автоматизированным цифровым,
способным обеспечить выдачу нескольких телевизионных каналов, а такая
перспектива, не скрою, предполагается.
Поскольку ТК «Спорт» – часть холдинга, оказалось уместным использование
известной системы автоматизации Harris, аналогичной внедренной ранее на
телеканалах «Россия» и «Культура». Существенным отличием является значительное
усиление технологической части, связанной с программной периферией вещания.
С этой целью для каждого существующего и предполагаемого телеканала будет
установлено по компьютерной рабочей станции Deko Cast по схеме N-каналов
+1. Мы рассматриваем эту аппаратуру как средство «упаковки» канала, заполнения
межпрограммного пространства, пауз между и по ходу отдельных трансляций
и других передач. Deko Cast – это, говоря предельно просто, современная
титровальная машина с расширенным кругом возможностей, особенность которой
состоит в том, что она может с помощью малых телевизионных форматов варьировать
вещанием: корректировать расписание передач и извещать зрителей об этих
изменениях; накапливая в памяти устройства большое количество видеоматериалов
(например, анонсов), в нужный момент оперативно ставить их в образующиеся
программные зазоры; захватывать видеоматериалы с других серверов и напрямую
выдавать их в эфир; «врезать» значительные объемы материалов компьютерной
графики (таблицы, схемы и т.п.)… Иными словами, это эффективный способ
«выравнивания» эфира вопреки вынужденным изменениям в сетке вещания.
Дело
в том, что «Спорт» не сеточный, а событийный канал. То есть мы не в состоянии
строго блюсти стабильную сетку вещания (да, собственно, и не ставим перед
собой такой задачи) и жестко выдерживать слоты, выстраивать длинные линейки
передач и исповедовать правила, характерные для больших каналов широкого
профиля, где любое изменение расписания приравнивается чуть ли не к ЧП.
Для ТК «Спорт» колебания в графике трансляций естественны и неизбежны.
Зачастую продолжительность соревнований предугадать невозможно. Пожалуй,
больше всего головоломок задает теннис, где матч может длиться и 40 мин,
и несколько часов; своеобразный рекорд был установлен в прошлом году,
когда трансляция шла шесть с лишним часов. Иной раз состязания переносятся
из-за погоды. Порой нас подводят неточности в организации соревнований.
Если, допустим, игра должна начаться в 7 ч вечера, еще не факт, что так
и произойдет. Организаторы на месте с чем-то запоздали, пора начинать
трансляцию, а на стадионе еще продолжается предматчевое шоу. Конечно,
мы ведем работу со спортивными федерациями, чтобы подобное не случалось,
и некоторые улучшения уже есть.
Понятно, что в таких условиях маленькие, но ненадоедливые телевизионные
форматы – это своего рода палочка-выручалочка. Они помогают смягчить последствия
изменений в расписании передач и красиво переключиться с одной трансляции
на другую. Прежде мы их производили, можно сказать, вручную, полукустарно.
Одна из задач на сегодняшний день – перевод производства подобных мини-форматов
на современные технологические рельсы, чему и призвано служить создание
вещательного комплекса.
Вместе с тем, в эфирную зону нельзя переносить часть производства программного
продукта, иначе получится, что мы ведем вещание напрямую с монтажных систем,
а это технологически неверно, хотя технически осуществимо. Устройства
Deko Cast позволяют нам в точном соответствии с телевизионной технологией
оперативно и достаточно надежно по заранее подготовленным графическим
и иным шаблонам фактически с листа производить малые форматы и делать
это в рамках эфирного комплекса практически в процессе вещания.
И отдельная проблема – состояние телевизионных коммуникаций в нашей стране.
На сегодняшний день проще получать трансляции с Запада, чем из российских
регионов. Потому что каналов для передачи контента не хватает. Предположим,
в Казани проходят три матча, а «веревка», т.е. линия связи, только одна;
значит, мы можем показать лишь одну игру. И потому что существует ненадежность
связи: естественно, мы стараемся использовать волоконно-оптические линии
связи. Но, во-первых, они не везде есть; а во-вторых, и там, где имеются
вкупе с оконечным оборудованием, «оптоволокна» часто не достает на так
называемую последнюю милю. Подобное, к сожалению, встречается даже в столице.
И мы вынуждены использовать старое радиорелейное оборудование, латать
канал передачи из каких-то кусочков линий связи с бесконечными «узелками».
Порой даже в Москве схема доставки сигнала с ряда спортивных площадок
напоминает Тришкин кафтан, скроенный из допотопных аналоговых «релеек»,
коротких древних проводов и увенчанный аналоговой же коммутационной аппаратной
в Останкинском телецентре – она, правда, не времен покорения Очакова и
Крыма, но, наверное, создавалась к Олимпиаде 1980 г. Все это, конечно,
не может не отражаться на качестве изображения и звука. Мало того, что
подобная ситуация вызывает законное недовольство отечественной публики,
мы еще и выслушиваем претензии от Европейского вещательного союза (EBU),
других международных вещательных организаций и зарубежных телекомпаний,
получающих наш сигнал.
Признаюсь, в отличие от коллег-«творцов» я даже болею за ту или иную команду
в зависимости от надежности линий связи с тем городом, который она представляет.
Как ни прискорбно, но я по-своему был рад, когда из высшей футбольной
лиги вылетел новороссийский «Черноморец», хотя я сам родом из Краснодарского
края. Из Новороссийска вообще никакой трассы для организации телевизионных
трансляций не существует. Если туда приезжали лидеры, то в прямом эфире
эти матчи невозможно было показать. И подобное положение в России, к сожалению,
не является исключительным.
А, допустим, мобильные станции космической связи нельзя в
таких случаях использовать?
Для нас это слишком дорого. Такого рода вещи – все-таки
прерогатива в первую очередь политического вещания, информационных выпусков
на общероссийских каналах широкого профиля. Одно дело, смонтировать трехминутный
сюжет на месте и организовать прямое включение через мобильный спутниковый
комплект, совсем другое – спортивная передача. Под ту же футбольную трансляцию
потребуется арендовать спутниковый ствол минимум на три часа: технологическая
настройка канала связи – более часа да плюс продолжительность собственно
матча с перерывом – около двух часов. Естественно, мы не можем идти на
такие расходы.
Но, предположим, с каким-то городом существует надежная связь.
Вам приходится гнать свою передвижную телевизионную станцию (ПТС)?
Не всегда. Многое зависит от конкретной ситуации. Если местная
компания располагает необходимыми техническими средствами, мы предпочитаем
пользоваться ее производственной базой и заключать с региональными партнерами
договоры о разовой трансляции либо о более продолжительном сотрудничестве.
Другими словами, технический персонал и «железо» – местных компаний, концепция
показа и творческая группа (режиссер, операторы, комментаторы) – наши.
Например,
техническое обеспечение наших ярославских партнеров, в том числе их шестикамерная
ПТС, нас вполне устраивает, и когда соревнования проходят в этом городе,
мы обычно пользуемся местной техникой. Но бывают и исключения. Скажем,
в недавнем первенстве России по футболу до последнего тура не было ясно,
кто станет чемпионом. Одна из решающих игр проходила в Ярославле. Учитывая
ее значение и желая показать не только матч, но последующую пресс-конференцию,
мы направили туда 12-камерную ПТС.
Так что всякий раз принимается взвешенное согласованное решение. Мы, технический
департамент, вместе с «творцами» тщательно расписываем технологическую
схему показа, сколько и каких технических средств потребуется. Разумеется,
режиссерам и операторам хочется, чтобы на их проекте была задействована
самая лучшая, самая продвинутая техника и чтоб ее было побольше. Но все
имеет свою цену, поэтому ведется совместный поиск оптимального варианта.
Компромисса при желании всегда можно достичь.
К тому же в подборе мобильных средств тоже возможны разные подходы. Совсем
не обязательно отправлять в регионы именно классическую ПТС. Лет десять
назад вошли в моду и теперь достаточно широко применяются так называемые
«раскладушки» – переносные телевизионные комплекты, которые хранятся в
кофрах и не своим ходом прибывают на место события, а доставляются каким-либо
транспортным средством – самолетом, поездом или автобусом.
В который раз слышу о «раскладушках» и все не могу прояснить,
как они именуются не на профессиональном сленге и какова их аббревиатура.
Ну не ПТС же?
Обычно на официальном языке их называют
мобильными переносными телевизионными станциями или комплектами. За границей
они зачастую носят имена фирм-изготовителей (таковых в мире существует
несколько). Русская аббревиатура для обозначения «раскладушки», по-моему,
еще не придумана. Однако «что нам в имени ее» – обратимся лучше к сути.
Традиционная ПТС обладает большей полезной площадью, чтобы разместить
оборудование с запасом, с подстраховкой. Комплект же «раскладушки» минимизирован
по ряду параметров: пульты короче, камер, как правило, не больше шести
и т.д. Тем не менее порой лучше привезти аппаратуру в кофрах, чем подгонять
громоздкую ПТС. Например, если на стадионе нет полустационарного телевизионного
технического пункта (ПСТТП)), приходится разматывать свои кабели. Когда
работаешь с ПТС, ее на спортивную арену не загонишь; придется тянуть кабели
на улицу, и их длина может исчисляться километрами; соответственно и времени,
чтобы развернуться и свернуться, уходит много. А мобильный комплект можно
поставить рядом со спортивной площадкой и обойтись для расстановки камер
200 м кабеля, очень существенно сократив время на подготовку трансляции
и на сборы после соревнований. Поэтому на сравнительно маленьких объектах,
когда для полноценного отображения состязаний не требуется большого числа
камер и другой аппаратуры, удобнее, конечно, «раскладушка».
Вместе с тем телевизионная техника решает отнюдь не все. Сейчас чрезвычайно
остра проблема состояния отечественных спортивных объектов. Оснащение
многих из них таково, что организовать трансляцию очень сложно, а сделать
это на международном уровне практически нереально. Где-то искусственное
освещение из рук вон плохое, где-то информационная система и табло на
доисторическом уровне, где-то подключение телевизионной аппаратуры даже
не предполагается – всего не перечислишь. Мы постоянно ведем переговоры
с федерациями видов спорта, с владельцами спортивных клубов – эти люди
и организации, как правило, являются и хозяевами спортивных объектов.
Мы стараемся побудить владельцев к техническому перевооружению стадионов
и площадок. И они в принципе соглашаются с нашими доводами: спортивным
клубам и функционерам, хозяевам стадионов не хочется ударить в грязь лицом
перед многомиллионной аудиторией, они стремятся предстать на экране в
наилучшем свете. Но понятно, что быстро в массовом порядке реконструировать
спортивные объекты не получится: это требует огромных финансовых вложений,
на которые отечественный бизнес идет не так уж охотно.
При проектировании и строительстве спортивных сооружений
учитываются нужды ТВ?
При советской власти по каждому такому
объекту осуществлялись обязательные согласования с соответствующими техническими
службами Гостелерадио и Минсвязи, в частности с Останкинским телецентром.
Теперь эта система постепенно воссоздается, по крайней мере на региональном
уровне. К примеру, правительство Москвы при возведении спортивных сооружений
начинает обращаться к нам, ТК «Спорт» и ВГТРК, за консультацией, и мы
совместно со столичными властями многократно проговариваем такого рода
вопросы, все технические условия, техническое задание по телевизионной
части согласовываются с нами.
Скажем,
сейчас в Москве, в Крылатском, строится крытый стадион «Динамо» тысяч
на пять зрителей, предназначенный для соревнований по волейболу и баскетболу.
Мы получили чертежи, собрали режиссеров, операторов и других сотрудников
и с учетом тенденций развития ТВ предложили схему закладных линий, расстановки
телекамер, зон прямых включений, где можно брать интервью, и т.п. Когда
наши предложения будут реализованы, этой схемой станут пользоваться все
телевизионщики, не только наша компания. Но показательно, что за точку
отсчета правительство Москвы приняло именно ТК «Спорт».
Аналогичные процессы происходят и в регионах, где при содействии местных
властей и бизнеса также возводятся современные спортивные объекты. Один
из самых ярких примеров – лыжный стадион в Ханты-Мансийске. Эта история
очень хорошо иллюстрирует взаимодействие телевидения и спорта. Было время,
когда лыжи вообще собирались исключить из олимпийских видов. Потому что
телевизионщики – а мы говорили, что без телевизионной составляющей Олимпийские
игры и другие крупные состязания ныне немыслимы, в том числе с коммерческой
точки зрения – так вот, телевизионщики заявили: «Это показывать невозможно!
Гонщик убежал на 50 км, и жди его…». И действительно, раньше трасса прокладывалась
так: гонка на 20 км – ну и трасса 20 км, забег на 50 км – ну и лыжня такой
же длины.
Могу ошибиться, но, по-моему, выход нашел скандинавский телевизионный
режиссер. И выход этот заключается в строительстве специальных лыжных
стадионов. Соответственно был даже изменен регламент соревнований. Теперь,
условно говоря, спортсмены наматывают километры, бегая по кругу, не удаляясь
на значительное расстояние от зрителей и телекамер. И результат не заставил
себя долго ждать. Сейчас эти спортивные сооружения стали приносить больше
денег за счет увеличения притока публики. Плюс с телевизионной точки зрения
лыжи и биатлон оказались в числе самых популярных, самых рейтинговых и
самых рекламоемких видов спорта (кстати, и спонсоры тоже стали уделять
им больше внимания). Таким образом, ТВ изменило эти соревнования и правила
их проведения на пользу себе, болельщикам и самой спортивной дисциплине.
Так вот, в марте в Ханты-Мансийске состоялся очередной этап кубка мира
по биатлону. Мы транслировали эти состязания совместно с региональной
телекомпанией «Югра», у которой имеется значительный опыт показа лыжных
гонок. По воспоминаниям местных коллег, еще лет 5-6 назад у них было настолько
мало техники, что, отсняв лидера на одном контрольном пункте, оператор
с телекамерой прыгал в снегоход и мчался на следующую точку. Теперь же
компания «Югра» в основном располагает необходимыми техническими средствами.
Но, пожалуй, главное – теперь там построен лыжный центр такого типа, о
котором я сказал выше: с закладными линиями, удобным подключением телекамер
и другого телевизионного оборудования, с комментаторскими кабинами, с
таким размещением зрителей, когда публика не мешает ни спортсменам, ни
телевизионщикам.
Телеканал «Спорт» имеет собственный парк мобильных средств?
Нет, по договоренности с ВГТРК мы используем ПТС и «раскладушки»,
принадлежащие всероссийскому холдингу, либо арендуем мобильные средства
у контрагентов. В чем нет ничего принципиально нового, так делается во
всем мире. Например, на последней Олимпиаде хостбродкастер в лице специализированной
телевизионной организации под эгидой МОК арендовал в Бельгии большое количество
ПТС. Почему в Бельгии? Потому что там возникла компания, которая закупила,
наверное, с десяток передвижных телевизионных станций различного вида
и назначения.
Причина в том, что телевидение отчасти развивается по пути достаточно
узкой специализации. Не всегда ПТС со стандартным набором характеристик
годится для показа спортивных соревнований. (Впрочем, съемки, скажем,
театрального спектакля тоже наверняка предъявляют свои требования к техническим
средствам.) Поэтому если обычные передвижные и переносные станции берутся
для показа спортивных соревнований, то их, как правило, доукомплектовывают
дополнительной аппаратурой и устройствами.
А именно?..
Например, специальными комплектами компьютерной графики,
которые подключаются к любой ПТС и позволяют по ходу трансляции давать
дополнительную визуальную информацию. У нас есть группа сотрудников, занимающаяся
оформлением канала и разрабатывающая программы для названных целей. Далее,
у нас имеются комплекты, предназначенные для подключения к судейской технике
– к статистике, к точному отсчету времени и т.п. Ведь с этим тоже огромнейшая
проблема. Как я упоминал, оснащение большинства отечественных стадионов,
мягко выражаясь, оставляет желать лучшего. Типичный случай: на ряде баскетбольных
и хоккейных площадок мы не можем подключиться к старенькому табло или
пульту, фиксирующему, что до конца тайма либо баскетбольной атаки осталось,
предположим, 15 с. Если даже наш сотрудник будет сидеть рядом с рефери,
осуществляющим контроль игрового времени, и попытается синхронно с судьей
нажимать на кнопку, все равно наши и официальные подсчеты разойдутся.
Бывает, привезешь дополнительный комплект аппаратуры и нацелишь одну из
камер только на табло, а оно наполовину не горит. Оборудование на спортивной
площадке установлено бог весть когда и кем, кто изготовитель – тоже неизвестно.
Мы готовы самостоятельно подключаться к стадионным коммуникациям, но и
их схемы зачастую отсутствуют.
Но особенно явственно специализация ощущается в подборе телекамер. Возьмем
Олимпийские игры в Афинах. Там если шла врезка в трансляцию, то обязательно
в стандарте HD – соответственно и телекамера должна быть HD. В целом же
на последней Олимпиаде насчитывалось 37 типов телекамер. Но суть не в
том, что ПТС обязаны располагать 50- или 20-ю камерами, таковых может
быть 6-7. Но они должны быть разные: допустим, три нормальные, остальные
специализированные. Предположим, речь идет о прыжках в высоту – миниатюрная,
но очень качественная камера вешается на стойку; идет показ прыжков в
длину – мини-камера фиксирует заступ; во время футбола крохотная камера
может находиться где-то внизу за воротами; бывают камеры для съемок под
водой, в движении с управляемой либо неуправляемой тележки, с крана, парящего
над головами спортсменов и зрителей. (Кстати, тележки, краны и другие
средства перемещения съемочной аппаратуры – тоже оборудование специфическое.)
На последнем чемпионате мира по футболу финал показывало порядка 24 камер,
а стандартным был набор на десяток камер меньший.
Сегодня обязательное требование к трансляции соревнований международного
уровня, например футбола, – наличие минимум двух камер Super Slow Motion.
В отличие от камеры Slow Motion, которая ведет съемку с обычной телевизионной
скоростью 25 кадров/с и повторяет фрагменты с замедлением в два раза –
12 кадров/с (вы, наверное, замечали, что порой изображение получается
рваным, дробится, напоминая серию стоп-кадров), камера Super Slow Motion
ведет съемку со скоростью 75 кадров/с, а повторное воспроизведение осуществляет
в три раза медленнее – 25 кадров/с. И «картинка» в результате очень качественная.
Отдельная проблема – дефицит хорошей оптики, который мы стараемся преодолеть.
И это нам отчасти удается. Скажем, у наших контрагентов реально имеются
100-кратные объективы. Такие в современном спортивном вещании необходимы.
Например, чтобы из-за одних ворот через объектив телекамеры разглядеть
крупный план вратаря у противоположной кромки поля.
Понятно, что рядовому контрагенту не выгодно оснащать свои ПТС дополнительными
техническими средствами, которые будут востребованы лишь от случая к случаю.
Поэтому большинство владельцев мобильных станций предпочитает унифицированные
комплекты стандартного оборудования, которые годятся для съемок и концерта,
и разговорного шоу, и общественного мероприятия, – на стандартные ПТС
и «раскладушки» арендатор всегда найдется. Приобретение же специализированной
аппаратуры по своим потребностям и возможностям – это все-таки забота
в большей мере вещателей и производителей программного телевизионного
продукта. Вот и телеканал «Спорт» на заработанные им средства (по согласованию
со своим учредителем) закупает специальное оборудование, предназначенное
для показа спортивных соревнований и создания программ нашего профиля.
Скоро год, как Председатель Правительства России подписал
распоряжение о внедрении в РФ системы цифрового телевидения DVB…
В том, что касается контента, мы к такому переходу готовы.
Уже сейчас программный продукт телеканала «Спорт» производится и поднимается
на борт спутника в «цифре». Дальше встает вопрос распространения программ
и получения их в цифровом виде телезрителями. Очевидно, что это большая
задача государственного значения, связанная с коренной модернизацией сети
вещания в стране в целом (а это замена тысяч наземных спутниковых станций
и передатчиков либо отдельных их компонентов) и с обновлением многомиллионного
парка телевизоров. Также ждет своего решения проблема пересмотра частотного
расписания, урегулирования ряда правовых вопросов. Мне думается, что со
временем – лет через пять или десять – будет в общем-то несущественно,
в каком диапазоне вы ведете передачи: метровом либо дециметровом. Все
будет зависеть от сетей, по которым сигнал станет доводиться до потребителя,
до конкретного телезрителя. Уже сейчас, например, в Москве в принципе
неважно, на какой частоте вы выходите в эфир. Главное, чтобы ваша программа
попала в коллективные кабельные системы распределения сигнала, в просторечье
по-прежнему именуемые коллективными антеннами, а также в городскую кабельную
и компьютерные сети. Когда канал «Спорт» делал первые шаги в Москве, он
был доступен в столице для массовой аудитории исключительно через системы
коллективного приема. Но его видело неизмеримо большее количество зрителей,
по сравнению с некоторыми каналами, выходившими лишь в эфире и принимаемыми
только на индивидуальные, в первую очередь комнатные антенны. Пока с уверенностью
можно утверждать одно: «цифра» очень сильно изменит конфигурацию телевизионного
рынка; всех нас – и профессионалов, и телезрителей – ждут большие перемены.
Если Олимпиада-2012 состоится в Москве, что это даст отечественному
ТВ?
Тут история такая. Понятно, что во время Олимпийских игр
в первую очередь используются ресурсы той страны, где они проводятся.
Поэтому волей-неволей Москва и Россия должны будут подойти к Олимпиаде-2012
с готовой коммутационной и вещательной базой, отвечающей международным
требованиям (а лучше – превосходящей их).
Я уже говорил, что нынешняя система коммуникаций и коммутации даже в столице
не годна для освещения мероприятий такого масштаба, значит, ее придется
отстраивать во многом заново.
Как, к примеру, Европейский вещательный союз организует трансляцию олимпиад?
Ваша телекомпания заранее получает от ЕВU расписание мультиканала, по
которому во время игр будет передаваться цифровой пакет из пяти международных
программ. В этом расписании указано, что, в каком объеме можно получить
и за какие деньги: прыжки – за столько-то, плавание – за такую сумму и
т.д. Имея доступ на сайт ЕВU, вы выбираете нужные позиции и заказываете
то, что затем покажете в своем эфире (или в кабельной сети, или через
спутник). И вам уже не надо кричать в телефонную трубку: «Барышня, Смольный!»,
слать отчаянные письма и коммутировать сигнал. Вы получите ровно то, что
заказывали и за что заплатили.
Это коммуникации. А другие технические средства?
Здесь господа Буневич и Анисимов правы: техника, закупленная
и завезенная в страну на Олимпиаду, потом, как правило, с тем же успехом
вывозится и
отчасти распродается (в том числе, возможно, на месте).
Что же касается зданий, используемых под временные телестудии и вещательные
аппаратные, то эти сооружения совсем необязательно возводятся к крупным
спортивным соревнованиям. Возьмем Португалию: насколько я понимаю, Евросоюз
подтягивает ее к среднему европейскому уровню и проводит там много различных
мероприятий. Для чего, в частности, в этой стране был построен большой
выставочный комплекс (что-то вроде нашего ВВЦ), в одном из павильонов
которого во время проведения чемпионата континента по футболу и размещался
телевизионный вещательный центр (со студиями и аппаратными аккредитованных
компаний), впоследствии демонтированный. Думаю, позже в том же сооружении
состоялось немало разных выставок и других мероприятий…
Но что очень важно с точки зрения обсуждаемой темы, крупные соревнования
(прежде всего, конечно, Олимпийские игры), побуждая к поиску новых способов
и форм телепоказа, дают мощный импульс для создания и внедрения наиболее
перспективных технических средств и технологий. Впрочем, сказанное я бы
отнес в целом к спортивному вещанию, которое, по моему убеждению, всегда
находилось и находится на переднем крае развития отечественного телевидения.
|
|