Зал «Олимпийский» в новом свете
Беседа с генеральным директором фирмы «Светогор» Александром Калишем
Татьяна Елагина
Что Вы вкладываете в понятие инсталляция?
Я
так понимаю, что это установка, наладка и запуск в эксплуатацию определенной
системы, в данном случае системы постановочного освещения Государственного
музыкального театра национального искусства под руководством Владимира
Назарова. В прошлом концертный зал Олимпийской деревни был одним из самых
больших в стране. Поэтому от момента, когда мы встретились с представителями
внешнеторговой организации, ведущей дела о переоборудовании, до сдачи
объекта в эксплуатацию прошло полтора года. На этот заказ претендовало
несколько фирм, проводился тендер, наше предложение оказалось лучшим по
соотношению цена/качество, и мы победили. А дальше проект развивался не
без трудностей, как технических, так и финансовых, в основном со стороны
заказчика. Но все закончилось благополучно. Кстати, в комиссии по тендеру
участвовали художники по свету, имеющие вес среди профессионалов, в частности
Дамир Исмагилов, работающий в Большом театре и в МХТе. Его оценка в пользу
фирмы «Светогор» стала решающей. Затем начался процесс согласования цен,
закупки оборудования, перечисления денег.
Замена светотехники в Олимпийской деревне обусловлена больше
ее физическим износом или моральным старением?
Просто уровень светового оснащения на сегодняшний день
совсем иной по сравнению с 1980 г., когда открывался зал. Зритель нынче
избалован яркими красками на домашних и киноэкранах, он хочет видеть и
в театре сверкающее шоу, а тем светом, что до позапрошлого года располагал
зал «Олимпийский», этого достичь было нереально. Для 80-х гг. все было
очень продвинутым, но с тех пор ничего не менялось. Теперь, я считаю,
по уровню оснащения этот зал входит в тройку лучших столичных концертных
залов.
Все
управление осуществляется пультами израилькой фирмы Compulight, долгие
годы занимающейся только производством световых пультов. Мы установили
пульты Sabre, Ovation и резервный Spark. Последний в случае внезапной
неисправности может заменить на какое-то время оба основных. Глава фирмы
Compulight г-н Сенатор лично звонил в Москву, уточнял, в одно ли место
мы ставим все три пульта, был приятно удивлен и сказал, что в Европе это
всего лишь третий такой комплект, а в России он пока единственный.
Основные 53 головы были поставлены очень известной итальянской фирмой
Clay Paky. Прожекторы дорогие, но поскольку разработаны специально для
театра, имеют ценное свойство – они почти бесшумные, любое движение прибора
практически не слышно. И если для дискотек или рок-концертов это не очень
важный вопрос, то для спектаклей принципиальный.
Там есть и оборудование, которое выпускаем мы сами, т. е. фирма «Светогор»,
это силовые блоки и прожекторы. Последние сделаны из профиля с импортными
комплектующими: английские линзы, немецкие патроны, импортные лампы, наше
только железо. Занимаемся мы этим производством уже лет 14, поэтому диммеры
и прожекторы Svetogor довольно известны и ничем не уступают западным аналогам.
Это подтверждают и данные замеров, в сравнении с импортными собратьями
наши по некоторым показателям даже выигрывают. При том их стоимость где-то
в полтора раза ниже, что, конечно же, выгодно любому театру.
А ваши лампы могут громко «взрываться» во время представления,
пугая и актеров, и публику?
Теоретически может быть все что угодно. Ломаются и наши
«Жигули», и дорогие немецкие машины. Ведь лампа лопается оттого, что в
момент ее изготовления в колбу попала частичка воздуха. Гарантировать
на все 100% абсолютный вакуум не может никто, но у фирменных ламп процент
надежности гораздо выше. А поскольку в наших прожекторах все лампы импортные,
то вероятность «несчастного случая» сводится к минимуму.
Зеркало сцены большое, около 20 м в ширину и почти столько же в глубину,
потребовалось шесть планов софитов. Мы кроме всего прочего сделали два
выносных софита, для работы в зале и на авансцене. Установили головы,
которые при случае могут работать и на зал, как сейчас модно, чтобы по
залу всякие трафаретики бегали и т.д. Еще на концертах можно выставлять
прямо на полу сцены головы фирмы Robe Spot и Wash 575 (26 шт.!), чьими
эксклюзивными представителями мы являемся. К сожалению, ко времени начала
наших работ компания Robe еще не приступила к выпуску голов мощностью
1200 Вт, необходимых при данной высоте сцены. Сейчас, применив в качестве
основных головы Robe-1200, мы могли бы сэкономить заказчику порядка 5-6
тыс. евро с каждого прибора.
Но, наверное, какие-то новшества постоянно возникают на рынке
светового оборудования?
Да, безусловно, но нет такой «революции», как 10 лет назад,
когда появились сканеры, потом головы, которые могут вертеться на 360о
и менять картинки, имеют призмы, фокус, автофокус, Zoom и, условно, разве
что кофе не могут варить.
Даже и проекция не нужна. В прибор вставляется трафарет, допустим с лесным
пейзажем, проецируется на белый задник – вот и, пожалуйста, стильный вариант
оформления сцены. Правда, всегда нужно иметь резерв аппаратуры, так как
несколько голов будет занято только «росписью» задника. Да и трафареты
каждый раз изготавливаются на заказ, как правило, в Англии, что довольно
дорого и долго.
Пришлось ли вам заменять рампу?
О, это отдельная тема. На многих концертных площадках
рампа сейчас вообще не используется. Но здесь заказчики захотели, чтобы
было как в театре. Изначально рампа была в «Олимпийском» самая примитивная
– ряд 100-ватных лампочек. И на старое место решили уместить новую рампу
с галогеновыми светильниками. Они дают больше тепла во все стороны, поэтому
пришлось разбирать все вокруг, заново обшивать асбестом, железом, еще
раз асбестом, и только после этого установили свет. Даже чуть приподняли
«бережок» сцены, чтобы новая рампа туда влезла. Там и звуковики свой кабель
прокладывали и мы, и надо было исхитриться не помешать друг другу. Короче,
обустройство новой рампы свелось в основном к строительным работам.
Вообще монтаж и переделка были, конечно, огромные. Объем работ очень большой,
продолжалось это 3-4 месяца. Переделывались трубы, поскольку количество
приборов увеличилось в два раза. Ушло 108 км провода, чтобы полностью
переоснастить весь комплекс!
Сразу после подписания договоров мы привлекли к работе штатных сотрудников
«Олимпийского», включили их в свои бригады. Этим мы достигли сразу многого.
Во-первых, они знали, где что проложено и «откуда ноги растут», а во-вторых,
поучаствовав в монтаже, уложив эти километры проводов собственными руками,
люди при дальнейшей эксплуатации не станут бегать со схемой в руках и
заучивать все заново. Я считаю, что это очень правильно. К тому же мы
теперь имеем личный контакт с командой, обслуживающей световой аппарат,
а это тоже немаловажно.
А сколько человек входит в эту команду?
Световиков пять-шесть человек и еще три-четыре в тиристорной,
где стоят силовые блоки.
.
Не возникла ли необходимость замены силового ввода?
Нет, по мощности всего хватало, сделано
было в свое время с десятикратным запасом, так что еще столько же можно
добавить оборудования, остался резерв.
Много времени после монтажа ушло на наладку всей системы, чтобы она заработала
как целостный организм. Все приборы имеют свой адрес, 53 головы, висящие
на софитах, каждая со своей программой. Только пульт прописывали около
четырех дней, чтобы внести в память все параметры. Словом, процесс длительный.
Хорошо, когда можно все делать без спешки, продуманно. Проба новой техники
была приурочена к премьере театра В.Назарова «Скрипач на крыше». Как раз
артисты начинают сценические репетиции, а мы выставляем свет. Они кричат,
что ничего не видно, а мы в ответ – иначе не успеем. В итоге, как всегда
выкрутились, все закончилось хорошо, премьера состоялась вовремя, а дальше
все зависит от тех, кто будет заниматься ежедневной эксплуатацией.
А есть ли хоть какие-то ограничения для фантазии художника
по свету у вашей техники?
Совершенно никаких. Единственное, что не заказывали нам,
так это видеопроекцию и лазер, собственно, это и не наша тема, ее и не
возникло в техзадании проекта. Все, что касается света как такового, мы
сделали.
Однажды случайно видела рекламный ролик одной западной фирмы,
демонстрирующий возможности необыкновенно слаженной, почти ювелирной работы
по синхронизации музыки и светового решения. Оркестр исполнял бравурную
польку И.Штрауса «Трик-Трак», и, подчиняясь дирижерской палочке, буквально
на каждую восьмушку менялся свет и цвет. Возможно ли такое с вашей аппаратурой?
Нет
проблем. Есть специальная программа, когда свет накладывается на звуковую
партитуру. Это непросто, нужно долго прописывать, но вполне возможно.
Основная сложность, как ни странно, в паузах. Вот оттанцевала балерина
номер, дальше бурные аплодисменты, а чтобы и следующая вариация была также
красиво и синхронно выстроена по музыке и свету, мы со звуковиком должны
нажать кнопки в одно мгновение. Или четко по ауфтакту дирижера при «живом»
оркестре. Если разойтись хоть раз, дальше несостыковка световой картинки
со звуком пойдет по всему спектаклю. В этом смысле снять ролик в студии
гораздо проще. Так что такая прописанная синхронизация – палка о двух
концах. Конечно, очень красиво, особенно в балете, где все движения выверены
по тактам, и совершенно немыслимо, например, в драме. Там, как известно,
чем значительнее артист, тем дольше у него пауза. И кто же заранее сможет
угадать в секундах степень его вдохновения? Короче, для полной синхронизации
требуется много времени, усидчивость и профессионализм звуковика и световика.
Бывает ли, что пожелания заказчиков, на ваш взгляд, недостаточно
продуманны, обоснованны, и что вы предпринимаете в таком случае?
Всегда следуем техническому заданию договора и лишь в процессе работы
пытаемся что-то предложить более актуальное, не выходя из сметы. Потому
что законы тендера очень жесткие. Предположим, нужно уложиться, хоть умри,
в 500 тыс., и если предложить оборудование на 510 тыс., никто не будет
разбираться, что оно современнее и лучше, а просто предпочтет другого
исполнителя, хотя бывают и исключения.
К сожалению, не все еще умеют работать с современной техникой. Старшее
поколение художников по свету привыкло к большим консолям с множеством
ручек и порой очень трудно переходит на новые компактные цифровые пульты.
Понятно, что для светового оснащения театра В.Назарова было
найдено все самое-самое на сегодняшний день – качественное, функциональное,
дорогое. Но все же в чем принципиальное отличие именно этого проекта от
прочих ваших работ?
В «Олимпийском» перед нами стояла задача обеспечения театральных
постановок, концертов, любых презентационных мероприятий. Соответственно
мы предусмотрели столько возможностей, чтобы любые неожиданные творческие
ходы, «изюминки» или «конфетки» можно было придумывать в процессе эксплуатации.
Это уже поле деятельности художника по свету вкупе с декоратором и постановщиком
спектакля. Туда пришли работать профессионалы, которые знают предмет и
имеют очень большой опыт работы в шоу-программах, театрах и т.д. Подобрался
крепкий коллектив, соответственно эксплуатация будет нормальная.
Руководство зала смотрит вперед и наверняка будет сдавать площадку для
гастролеров. Скорее всего, гостям не придется тратиться дополнительно
на аренду света или звука, сэкономив тысячи долларов (а также бесценное
время и здоровье) на каждом вечере. Деньги, вложенные в реконструкцию,
начнут приносить отдачу. Теперь дело за «раскруткой» бывшего «Олимпийского»
зала, и для этого нужны подготовленные энергичные кадры. Говорят, что
подводит местоположение, так как далеко от центра. Но если там начнут
выступать стоящие артисты и коллективы, народ поедет и на Юго-Запад, ведь
ездит же постоянная публика в ДК им.Горбунова, тоже не весьма престижно
расположенный.
Какие проекты у «Светогора» завершены и какие сейчас в работе?
В конце 2004 г. мы закончили огромный развлекательный центр «Мегаполис»
в г. Сургут на 3000 человек с дискотекой, боулингом и сетью ресторанов.
Также в конце года в Москве был сдан концертный зал Российской таможенной
академии. Вообще наша компания занимается не только светом. Мы делаем
и звук, а также механику и одежду сцены, видеопроекцию, замену кресел
в зале, т. е. полный комплекс технологического оснащения любой театральной
площадки. Например, сейчас мы целиком переоборудуем конференц-зал Министерства
обороны.
Что для вас предпочтительней – сделать небольшой зал от и
до или крупный объект, вроде «Олимпийского», но только освещение?
Мне трудно так разделять. Конечно, театр В. Назарова – большой, хороший,
во всех смыслах выигрышный заказ. Но вот сейчас мы делаем итальянский
ресторан в Центральном парке культуры. Там задуман свет, который будет
заставлять парить в воздухе ткани, волнами свисающие с потолка, затем
установка плазменных экранов со звуком и изображением на эти экраны с
камер или компьютеров, по выбору. Думаем, как воплотить оригинальный замысел,
чтобы потолок в ресторане по цвету соответствовал освещенности неба за
окном утром, днем или на закате. Тоже очень интересная работа. Оказывается,
таких ресторанов уже целая сеть, и для нас появляется определенная перспектива.
Так что можно сделать один большой проект и потом год почивать на лаврах,
а можно – десяток камерных, оставив о себе хорошее мнение среди заказчиков,
которые еще и порекомендуют понравившуюся компанию своим друзьям и знакомым.
Большой объект, безусловно, выгодней финансово, а маленький может принести
больше творческих открытий.
|
|