Англо-американская школа при посольстве США
Роман Рыбаков,
ведущий эксперт
отдела проектов
Музыкальное сопровождение является необходимым лишь для некоторых видов
спорта, но участие тренера и тем более школьного преподавателя – практически
всегда. И конечно же, приятнее слышать не надрывный крик тренера через
сложенные в рупор ладони, а нормальный голос через качественный микрофон.
Обеспечить зал звукоусилительным оборудованием мы взялись с удовольствием,
но удивились, что в исходном проекте не была предусмотрена звуковая система.
Поясню, почему.
Зал
площадью почти 1000 м2 оборудован разнообразными техническими средствами,
повышающими эффективность его использования и расширяющими функциональность.
Как наиболее существенное хочется отметить опускающуюся стену, разделяющую
зал на две равные части. Она не только позволяет проводить две независимые
тренировки, но и обеспечивает некоторую звукоизоляцию и делает каждую
половину помещения менее гулкой. Автоматизированная перепланировка и подготовка
площадки к различным спортивным играм занимает несколько минут, а трансформируемые
трибуны (мест на 200) вдоль одной из стен выдвигаются вручную, но за несколько
секунд. Наиболее уязвимое оборудование защищено решетками, а стены и выступающие
из них колонны снабжены матами, обеспечивающими безопасность детей. Пол,
конечно же, имеет мягкое резиновое покрытие.
Обычная
для всех крупных спортивных залов проблема создания комфортной акустики
помещения достаточно сложна, а возможные решения – не дешевы. В результате
в подавляющем большинстве спортивных залов России этому вообще не уделяют
внимания, а время реверберации определяется преимущественно звукопоглощением
воздуха и зрителей. В нашем же зале – напротив, чувствуется комплексный
подход к проектированию интерьера: использованы подвешенные к потолку
звукопоглощающие панели, аналогично тому, как принято бороться с шумом
в заводских цехах. Звукопоглотители кулисного типа, установленные на относе
от поверхности, – это очень эффективное решение, и пусть оно одно не способно
полностью «победить» порхающее эхо в квадратном помещении, тем не менее
явное положительное влияние на время реверберации видно из построенных
графиков. На первом графике показано, как влияет установка звукопоглощающих
панелей на время реверберации в нормируемом диапазоне частот (по результатам
расчетов для этого зала, без учета способа размещения).
На
втором – результаты расчетов по реальным измерениям в зале.
В этих условиях решающее значение для качества озвучения имеет размещение
акустических систем и настройка оборудования. Требование обеспечить достаточно
равномерное покрытие звуком всего зала и каждой его половины в отдельности
удалось выполнить, установив всего четыре акустические системы с широкой
диаграммой направленности в горизонтальной плоскости. При этом их расположение
и направление было выбрано таким образом, чтобы прямой звук не достигал
противоположной стены зала и не провоцировал порхающих отражений, а звук,
отраженный от пола, рассеивался и поглощался потолочной кулисной системой.
Сигнал от каждого радиомикрофона обрабатывается эквалайзером, настроенным
с учетом измерений времени реверберации, а для коррекции звучания фоновой
музыки достаточно собственного темброблока рэкового микшера.
Одной
из предсказуемых особенностей инсталляции явилась необходимость защиты
приборов в рэковой стойке (имеющей возможность перемещаться по залу) от
случайного попадания мячей. Защиту обеспечивает дверца из прозрачного
оргстекла толщиной
6 мм вместо более тонкой и дорогой «фирменной»,
а во избежание ее перекоса при перемещениях рэк снабжен дополнительными
диагональными растяжками (на цепях и талрепах), показанными на фото тыльной
стороны. Так наконец-то удалось найти элементарное решение вечной проблемы
устойчивости формы разборных рэковых стоек без участия установленных в
них приборов. Теперь все винты крепления приборов могут устанавливаться
с пластиковыми шайбами, исключающими повреждение лицевых панелей!
 
Может быть, установка нескольких колонок и не требовала столь подробного
изучения помещения, измерений и расчетов, но без этого никогда не удастся
сделать действительно интересных наблюдений и выводов. Например, чем обусловлен
явно значимый выброс (подъем на кривой) времени реверберации на частотах
около 1000 Гц? Может быть, возбуждением колебаний металлических ферм,
несущих кровлю? Поиск точного ответа выходит за пределы темы, но здесь
повышать разборчивость речи лучше, не поднимая определенных ползунков
на эквалайзере.
За консультацией и информацией обращайтесь к специалистам компании Слами
или на сайт www.slami.ru
В
инсталляции было
использовано
оборудование следующих
производителей:
AKG
ART
акустические системы Celestion SR1
усилитель
Carver Xi1850
Gepco
Neutrik
Proel
Yamaha
|
|