Каждый герц стоит денег
Дмитрий Радченко
Разработка акустических систем – сложная и творческая задача. Любой
может убедиться, что все ведущие разработки на рынке – авторские. Во Франкфурте
я встретился с основателем и главным разработчиком компании German Audio
Engeneering Хервигом Рабенеком. Мы долго говорили, обсуждали новинки рынка,
технологии и современные тенденции. Наша встреча была очень эмоциональной,
иногда мой собеседник даже переходил на немецкий. Здесь я предлагаю выдержки
из этой беседы.
Хервиг, четыре года назад линейные массивы казались панацеей
и истиной в последней инстанции. Сейчас всеобщая истерия проходит и возникает
вопрос – что будет дальше, каким путем пойдет развитие систем звукоусиления,
быть может, линейный массив означает конечную точку в развитии классических
систем?
Я так не думаю. Конечно, это не конец современной технологии
громкоговорителей. Я бы предпочел говорить о некоторой эволюции, одни
приемы и технологии следуют за другими. Изначально ошибочно, по моему
мнению, рассуждать о системах звукоусиления, имея в виду исключительно
громкоговорители. Речь должна идти об идее, о философии в основе любой
разработки. Линейный массив – всего лишь инструмент для решения определенных
задач и все! Да, этот инструмент очень современен, он повсюду в моде,
существует множество видов линейных массивов, не удивлюсь, если кто-то
предложит нанокомпактный.
Я
полагаю, что не всегда главное – блестящая техническая идея (в драйвере
или волноводе), гораздо важнее общая основа всей системы. Вот пример (приведу
свои разработки, зачем рассказывать о чужих), когда мы проектировали Director
Waveline, основной была идея максимально удобной совместимости с предыдущей
рупорной системой Director. Обе они рассчитаны на одинаковое усиление,
что чрезвычайно удобно для прокатных компаний. Минимальный размер массива
Waveline – три элемента, которые могут быть запитаны от одного усилителя
(второй, маломощный, нужен для ВЧ-драйверов). В целом получается солидная
экономия, когда мы рассматриваем всю систему (можно измерять ее метрами,
так как три элемента – 1 м), а не отдельные элементы. Я хочу сказать,
что мы заложили очень много идей, чтобы можно было удобно работать с нашей
системой. Прокатные компании желают выполнять свою работу как можно быстрее,
поэтому совместимость очень важна. Предположим, нам нужно повесить по
девять элементов в портал (шесть прямых и три нижние с искривлением) –
мы берем шесть кофров с акустическими системами и три с одинаковыми усилителями.
Все, никаких размышлений: берем комплект N№4 и набор усилителей N №12.
Для еще большего удобства мы предлагаем программу-симулятор, в которой
можно заранее определить количество акустических систем, рассчитать подвес,
ориентацию, определить настройки.
Я полагаю, что важная составляющая дизайна – учет целей и задач заказчика.
А что ты думаешь о новых типах излучателей? На выставке есть
компании, применяющие отличные от динамических громкоговорители.
Есть очень много самых разных типов громкоговорителей,
и все они интересны. Правда, есть нюансы – некоторые из них слишком сильно
фокусируют излучение, какие-то имеют недостаточно высокий кпд, третьи
– маломощны. Поэтому классический динамический громкоговоритель (при всех
его недостатках, я не буду распространяться о них) довольно прост в производстве
и довольно хорош в работе! Доказательство этому – как раз факт, что им
пользуются в течение уже целого столетия. Сегодня я не вижу альтернативы,
может быт в будущем, когда мы сможем (ненадолго задумывается). Нет, я
не думаю, что в ближайшее время мы станем свидетелями каких-то глобальных
перемен. В динамическом громкоговорителе еще многое можно улучшить.
Я уверен, важнее то, что окружает громкоговоритель! Особенно в линейных
массивах. Кстати, динамические громкоговорители наиболее подходят для
создания линейного источника. Почему? Казалось бы, магнитостатические
громкоговорители более приемлемы, но вы можете подобрать частоту раздела
кроссовера для динамических громкоговорителей в гораздо более
широких пределах, чем для магнитостатических. Скажем, несложно подобрать
такой громкоговоритель с диапазоном частот 1 – 20 кГц. Но реальная конструкция
акустических систем требует более низкой частоты, чем 1000 Гц, – в реальных
симметричных системах может возникнуть интерференция между соседними компонентами,
что может привести к глубоким провалам
в АЧХ. Следовательно, нужно разрабатывать несимметричные конструкции или
применять фильтры с очень большой крутизной. Но они ведут к проблемам
с групповым временем запаздывания.
Хервиг, ты так часто упоминал простоту использования, а не
приведет ли это к парадоксу – пользователи должны будут обращаться к вам
по любому поводу: расчет, подвес, настройки и т.д?
Я понимаю, о чем ты, но я имел в виду несколько другое:
простота – это прежде всего понятность! Хороший кабинет должен быть спроектирован
так, чтобы его смог смонтировать даже идиот, хотя я считаю, что заниматься
этим должны люди образованные и опытные. Современные инсталляции очень
сложны и имеют массу нюансов. Ты сидишь за компьютером с программой симуляции,
рассчитываешь уровни звукового поля,
аудиосигнала в различных точках системы и т.д. Это сложная научная и творческая
работа, но когда ты привозишь оборудование на площадку, тут уже не должно
быть места творческим изыскам. Все обязано быть абсолютно надежным, понятным
и безопасным.
Безопасным?
Да. Аспект безопасности я поставлю на первую позицию.
Все материалы, все детали обязаны обеспечивать надежность установки. Например,
в линейном массиве система подвеса должна полностью исключать возможность
ошибки.
Выходит, цена акустической системы не может быть равна стоимости
ящика, громкоговорителей и качественного звучания?
Нет-нет! Столько много составляющих – от продуманных ручек,
общей массы, материалов магнита, бумаги до документации и наличия программы
симуляции.
Ты хочешь сказать, у GAE есть своя программа?
Мы разрабатываем ее для пользователей (инсталляторов и
прокатчиков) системы Director Waveline.
Хервиг, я многократно расспрашивал инженеров, какая самая
сложная деталь в акустической системе? Корпус, магнитная система в громкоговорителе,
волновод, фазовый сочленитель, кроссовер?
(Хервиг надолго задумывается).
Очень интересный вопрос. Очень сложный. Я бы даже сказал – глобальный.
Но с другой стороны, все детали важны. Представь, у тебя классный волновод,
а корпус не продуман. Кому нужна такая АС? Если мы говорим о линейных
массивах, то главная задача – сформировать цилиндрическую волну как в
отдельном элементе, так и в целом массиве. Например, мы сделаем кабинеты
из фанеры толщиной 20 мм, следовательно, при сборке массива получится
зазор в 40 мм между двумя соседними ВЧ-волноводами. На практике зазор
еще больше – порядка 5 см. Какой бы хороший волновод не был, нам необходимо
добиться и хорошего согласования между двумя соседними. Это очень важная
деталь, в Waveline внешние верхняя и нижняя панели громкоговорителя сделаны
из алюминия толщиной 4 мм, что дает зазор между краями волноводов всего
8 мм.
Да
все мелочи чрезвычайно важны – диафрагмы, магниты, демпфирование, электроника
в кроссовере, искажения, коэффициент направленности. Важно понимать все
тонкости. Скажем, некоторые не любят рупоры, но хороший рупор позволяет
направить звук именно в то место, где находятся слушатели, и избежать
проблем с акустикой помещения. Предположим, ты спроектировал хорошую систему
с купольным излучателем, и на улице она может звучать гораздо лучше, чем
система с CD-рупором, но в помещении звучание купольного твиттера может
настолько ухудшиться, что все преимущества твоей системы сойдут на нет.
Или, например, воспроизведение нижних частот. Необходимо найти баланс
между их хорошим воспроизведением и стоимостью. В этом диапазоне каждый
герц стоит денег.
Я хочу сказать, что если бы не было такого бесчисленного количества мелочей,
в мире бы осталась пара-тройка производителей. Взгляни вокруг, сколько
их на самом деле? Столько, сколько путей решения этого набора задач.
Иногда очень хорошие идеи дают новый толчок в общем развитии индустрии
и технологии. Еще 15 лет назад все работали с CD-рупорами, но потом Кристиан
Хейл предложил использовать свойства цилиндрических источников, и это
стало чрезвычайно важным вкладом в развитие профессионального аудио. Он
разработал эффективную модель волновода для формирования цилиндрической
волны в СЧ/ВЧ-диапазоне. Другие производители, взяв эту идею, наткнулись
на проблему с патентом и стали придумывать, как решить те же задачи, но
другим способом, кто-то удачно, кто-то не очень. Д-р Хейл, разумеется,
не изобретал цилиндрической волны, но он принес свою идею на рынок, и
все инженеры это признают, правда, не все крупные компании говорят это
открыто. Наоборот, кто-то, оправдывая плагиат, заявляет, что идея устарела.
В любом случае его изобретения изменили современную технологию самым драматическим
образом.
Мы с тобой обсуждали громкоговорители с изменяемой конфигурацией
волновода, и ты сказал, что это очень сложная задача, а в чем она заключается?
Прежде всего, я хочу сказать, что снова на рынок выходит
идея и в ближайшие годы мы станем свидетелями нового этапа развития техники
звукоусиления. Изменяемая диаграмма направленности может оказаться весьма
полезной в некоторых ситуациях, но, по моему мнению, эта способность не
так сильно нужна, ты же можешь просто повернуть весь массив целиком, зачем
перестраивать геометрию волновода? Если речь идет о различных настройках
в отдельных элементах, то такая задача становится настолько сложной, что
даже все монтажники должны быть со специальным образованием. Более того,
я считаю, что это не совсем правильно. Впрочем, будущее покажет.
Хервиг, а можем мы сравнить инженеров с композиторами, а
спецов, работающих с их оборудованием, с оркестром?
Хорошее сравнение, в этом есть доля истины. Правда, иногда
наш «оркестр» дает обратный отклик «композиторам», в музыке такого не
случается. Пользователи предоставляют инженерам очень много новых идей.
Да, действительно хорошее сравнение. Существует много безумных людей,
пытающихся конструировать самые немыслимые акустические системы, одержимых
какими-то экзотическими идеями, таких же, как и композиторов, в головах
которых роятся странные непонятные обычным людям мелодии (приводящие самих
композиторов в экстаз). К счастью, в нашем деле «оркестр» всегда может
повлиять на «композитора», а фантастические проекты чаще всего остаются
лишь в чертежах.
Хервиг, спасибо огромное за то, что уделил мне столько времени…
Я хочу сказать огромное спасибо нашим партнерам в России, компании «Ибэри»,
которая один из лучших дистрибьюторов GAE, всем ребятам, столь искренне
делающим свою работу и здорово помогающим нам.
Спасибо, до свидания.
|
|