Линейные перспективы-2005
Дмитрий Радченко
Они довольно редко показываются на людях. Даже если компания принадлежит
непосредственно им (что становится все реже в этом жестоком мире бизнес-акул).
Но если вы добрались до них, то, скорее всего, вас ожидают часы интереснейших
бесед (форма значительно отличается в зависимости от темперамента и может
быть это станут совместные медитации или длинные монологи).
О ком это я?
Об инженерах. Аудиоиндустрия, как никакая другая, остается в большей степени
авторской отраслью. Уже трудновато представить, что световой прибор, цифровой
процессор или видеокамеру разрабатывает один инженер. Но в производстве
акустических систем пока все так – по старинке, всегда есть главный специалист,
не только реализующий свои идеи на бумаге или в CAD-программе, но и участвующий
практически во всем процессе дизайна. Конечно, наивно полагать, что инженеры
– люди, определяющие ход бытия своими фантазиями, ведь есть рынок, который
ошибок не прощает. Но что может быть приятнее, чем пройтись по стендам
и в непринужденной обстановке послушать умных людей?
В 2002 г. в нашем журнале уже была серия интервью, посвященная перспективам
развития отрасли. В этом году мы снова встретились с людьми, от которых
во многом зависит будущее отрасли.
Джейсон Байрд и Билл Уэбб, Martin Audio
Когда мы познакомились в прошлый раз, я был раздосадован: «Еще бы, студента-вечерника
прислали…» Ну не подходит имидж Джейсона под сложившийся стереотип Главного
Инженера (пожилой седой мужчина и обязательно с бородой). Но с первых
минут беседы все сомнения растворяются – это реальный, очень образованный
специалист, а то, что выглядит так молодо, это только в плюс!

Jason Baird (Director of Engineering) и Bill Webb (Engineering
Director), компания Martin Audio.
Кто угадает разницу в их должностях? |
Господа, мы встречались с вами три года назад, и тогда вы
сказали, что в ближайшее время произойдет внедрение усилителей и цифровых
процессоров внутрь акустических систем. Время прошло, но у вашей компании
активные системы так и не появились. Идея оказалась бесперспективной?
Нет! До сих пор это перспективное направление. Мы и сейчас
уверены, что главное направление – активные громкоговорители с процессорами
цифровой обработки сигнала, поэтому это целая область, в которой мы ведем
исследования. Главная наша задача – разработка очень мощного и легкого
усилителя для наших активных систем.
Это будет собственная разработка Martin Audio?
Да, это будет наша собственная разработка. И главная причина
того, что у нас нет активных систем, – мы не смогли найти производителей
комплектующих для усилителей, таких комплектующих, чтобы они были и мощные,
и качественные, и легкие, и приемлемые по цене.
И процессор разработаете сами?
Может быть..
Но ведь это целое новое направление для компании, которая
всю жизнь производила только акустические системы.
Абсолютно..
А не проще ли было купить какого-нибудь производителя?
А почему ведущие команды «Формулы-1» не покупают двигатели у своих конкурентов?
Собственно здесь ситуация такая же. Те разработки, над которыми мы трудимся,
обещают стать наилучшими в нашей индустрии. Вот почему мы не можем позволить
себе других вариантов, кроме как самостоятельных исследований.
Но серьезное развитие в новом направлении не предполагает
ли застоя в традиционном для Martin Audio бизнесе?
Нет! Мы значительно увеличили штат инженеров, работающих
над новыми проектами, обещаем – никакого застоя не будет.
Что по поводу новых нетрадиционных излучателей?
Никакого радикализма! Планарные излучатели в ряде случаев
выглядят привлекательными. Но мы работаем над развитием традиционных излучателей
и собираемся решать акустические проблемы хорошо изученными способами.
Без применения каких-то новых экзотических технологий.
Главная задача, которая стоит перед системой звукоусиления (причем не
только в дорогих туровых постановках, но в самых простых), доставить звуковой
сигнал в нужную точку с заданными характеристиками (уровень давления,
диапазон и т.д.) и избежать направления звуковой волны в те зоны, которые
озвучиваться не должны. Поэтому разработка кабинетов с четкой диаграммой
направленности – приоритетная задача, стоящая перед Martin Audio. Мы собираемся
значительно продвинуться на рынках систем звукоусиления для аэропортов,
вокзалов, стадионов, везде, где важно высокое качество и хорошая разборчивость
звука.
Новая система будет цифровой? На какой протокол вы ориентируетесь?
Или так же собираетесь разработать свой протокол??
Конечно, система будет цифровой – за этим будущее. Но
вот протокол разрабатывать мы не будем, воспользуемся готовым. Мы также
создаем новое программное обеспечение, которое предназначено для того,
чтобы помочь дизайнерам, инженерам быстро и правильно разработать подвес
и направку звукоусилительной системы. На это ушло значительно больше времени,
чем мы рассчитывали.
Эта программа станет коммерческой или в ее библиотеках будет
только продукция Martin Audio?
Да, только наше оборудование. Так как это не просто инструмент
для моделирования акустики помещения, в ней можно будет изменять настройки
наших процессоров и видеть результат.
Программа уже готова?
Готова бета-версия, и она доступна для всех пользователей
Martin Audio, мы решили не делать ее доступной для скачивания. Компании-контракторы
должны будут получать ее у дистрибьюторов, и более того, мы хотим, чтобы
люди, которые станут с ней работать, проходили специальное обучение. Так
как среди результатов не только акустические, но и механические данные
о подвесе, нагрузке, центре тяжести и многое другое (как, впрочем, в нашей
предыдущей программе ViewPoint), такое количество данных нужно уметь правильно
интерпретировать.
В заключение мы хотели бы отметить, что проделали фантастическую работу
по сбору наилучшей, на наш взгляд, команды специалистов в области электроакустики,
электроники, механики и программирования.
Новые кабинеты
для линейных массивов Martin Audio
Рупорные кабинеты W8LD крепятся внизу массива W8L и покрывают область
120° по горизонтали и 20° – по вертикали. Они родственны с W8L и
призваны дополнять их во всем частотном спектре.
При
типичной схеме левый/правый порталы, благодаря углу покрытия 120°,
W8LD покрывает передние ряды, центр и край сцены в боковых секторах
с полным контролем до 15 кГц. Угол покрытия 20° по вертикали позволяет
покрывать участок от сцены шириной 20 м, давая основной акустике
сосредоточиться на секторах средней и максимальной удаленности.
W8LCI и W8LMI – версии туринговых W8LC и W8LM, созданные для фиксированных
инсталляций. Они собраны из тех же акустических компонентов с отличающейся
системой подвеса, позволяющей подвешивать до 12 кабинетов с фактором
безопасности 7:1. W8LM поставляется в пассивной и bi-amp-версиях. |
Билл Геллоу, Electro-Voice
Тот, кто посещал стенд EVI Audio, наблюдал столпотворение не только среди
экспонатов, но и внутри VIP-зоны: десятки национальных дистрибьюторов
со всех уголков земли, симпатичные барменши, реки напитков и невероятный
гам. Как правило, все сотрудники просто летают по стенду и стараются уже
не обращать внимания на сорванный от многочасового общения голос. Билл
Геллоу никуда не спешит, всегда доброжелателен и находит время рассказать
о своих мыслях.
Г-н Геллоу, мы встречались с Вами три года назад, и Вы подробно
рассказали о задачах, которые стояли перед EVI. Тогда разговор был о компактных
линейных массивах. Сегодня они представлены на вашем стенде, мы можем
пощупать их и даже послушать на концертной площадке на площади. Три года
прошли, все, о чем Вы говорили, воплощено, какие новые горизонты развития
Вам видятся?

Bill Gellow (Vice president of Engeneering), компания Electro-Voice.
«Не сразу привыкаешь к реальному миру после долгой работы с микрометрами
и ангстремами» |
Думаю, следующий шаг – цельнокорпусные линейные массивы (здесь Билл Геллоу
употребляет словосочетание packaged line arrays, я затрудняюсь подобрать
более благозвучный вариант, чем «цельнокорпусный», надеюсь, читатели найдут
подходящий термин). Суть проста – мы собираем небольшой линейный массив
из нескольких элементов (3 – 6 шт.), но конструктивно устанавливаем их
в едином корпусе. Это позволяет прилично сэкономить, так как не требуется
многочисленных элементов подвеса. И хотя пользователь не может изменять
угол наклона каждого элемента, такие массивы имеют большое будущее, особенно
на инсталляционном рынке: стадионы, клубы и малые/средние концертные площадки.
Такие кабинеты обладают четкой диаграммой направленности и способны создавать
высокие уровни звукового давления.
Полагаю, что отличная идея использовать такие массивы совместно с усилителями
со встроенными цифровыми процессорами обработки сигнала, управляемые дистанционно.
Установка массивов с усилителями P3000 RL открывает широкие возможности
для пользователей по управлению большими системами звукоусиления (аэропорты,
вокзалы), скажем, можно написать программный макрос по изменению характеристик
как отдельных элементов, так и целых групп.
История динамического громкоговорителя насчитывает более
сотни лет. Не настало ли время попробовать новые технологии?
Основные проблемы, стоящие перед производителями акустических
систем, – получение высокого уровня звукового давления, четкой и постоянной
диаграммы направленности. Планарные громкоговорители непригодны для профессионального
аудио, прежде всего, из-за низкой номинальной мощности. Производителям
значительно проще вести разработки новых магнитов из редкоземельных материалов
с целью повышения мощности и чувствительности. Хотя и тут много тонкостей:
современные усилители способны отдавать в нагрузку (т.е. громкоговорителю)
колоссальную мощность, что ведет к проблеме повышения эффективности отвода
тепла, выделяемого катушкой. Постоянное соревнование между двумя группами
инженеров – с одной стороны, разработчиков усилителей, а с другой – громкоговорителей,
постоянно подстегивает процесс развития в нашей компании. Например, первая
группа уже готова представить в ближайшем будущем усилитель мощностью
6 кВт, ясно, что вторая должна решить проблему – разработать громкоговоритель,
выдерживающий ток до 20 А. На сегодняшний день такое соревнование ведется
только у нас в EVI и в Harman (между инженерами из Crown Audio и JBL).
Некоторые производители представили громкоговорители только
с цифровыми входами. Как Вы думаете, это единственный вариант дальнейшего
развития?
Вы можете это сделать. Встроить мощный процессор, Internet
и все что угодно, даже если это не очень хорошая идея. К примеру, будучи
женатым, вы можете пойти и начать приставать вон к тем симпатичным девчонкам
в баре, но что скажут ваши друзья? Они просто не поймут, зачем вы это
делаете. У нас есть активные громкоговорители, у нас есть система контроля
и управления усилителями IRIS, но они нужны нашим заказчикам, они прекрасно
подходят под множество проектов, но кому нужны акустические системы с
полностью цифровым интерфейсом? Я не думаю, что рынок сейчас действительно
требует таких продуктов, поэтому наши последние разработки сосредоточены
в области поисков новых материалов как для магнитов, катушек и пр., так
и для корпусов.
Ральф Хайнц (Renkus-Heinz)
Когда я впервые повстречался с Ральфом в 2002 г., он показался мне напряженным
и слегка надменным. Уже после я понял, что он и не мог сосредоточиться
на нашей беседе, так как постоянно наблюдал за тем, как представители
страны, в которой никогда не заходит солнце коммунистической партии, крутятся
с видеокамерой возле прототипа (тогда еще прототипа, разумеется) массива
ST. Теперь, когда ни один производитель не показывал своих разработок
в разрезе (да в общем, когда все давно уже украдено) и никто не мог нам
помешать, я увидел его как очень доброжелательного и рассудительного собеседника.
Г-н Хайнц, в 2002 г. Вы определили вектор дальнейших разработок
компании в сторону активных систем с цифровым интерфейсом и управлением.
Результаты работы наглядно представлены на стенде. Какие следующие задачи
на будущее Вы ставите?

Ralph Heinz (Vice President), компания Renkus-Heinz. Интеллектуальной
собственностью не разбрасываются! |
Видите ли, с одной стороны, мы делаем очень много работы в области новых
исследований и инжиниринга, с другой – мы не можем предлагать рынку все
что попало, мы должны руководствоваться запросами потребителей. Сейчас
мы чувствуем интерес пользователей к системам линейных массивов с изменяемой
диаграммой направленности, поэтому представили две акустические системы
с цифровым управлением диаграммой. Возможно, мы добавим к этой линейке
дополнительные новые модели. Также мы чувствуем повышенный интерес рынка
к активным системам, думаем, что есть смысл расширить модельный ряд такими
громкоговорителями или предложить возможность модернизации.
Да, сейчас у нас есть громкоговорители с сетевым интерфейсом, полагаю,
наша задача – разработка семейства активных сетевых громкоговорителей
по той же цене, по которой мы сегодня продаем наши классические модели.
Что Вы думаете о новых технологиях в самих громкоговорителях?
Прежде всего, это дорого! Я наблюдаю за попытками некоторых производителей
опираться на планарные излучатели, ленточные драйверы и т.д. Но повторяю,
это дорого, и не думаю, что рынок в массовом порядке готов к ним. Уверен,
у классических громкоговорителей еще есть будущее.
А будет ли развиваться цифровой протокол передачи аудиоданных,
скажем, в ваших громкоговорителях?
А какой в этом смысл? Если мы посмотрим на все возможные
варианты применения цифровых систем передачи звука в системах звукоусиления,
то увидим, что в исключительном большинстве случаев речь идет о цифровом
мультикоре. Пользователи хотят передать много каналов аудио и некоторое
количество управляющих сигналов. Будь то концертная постановка или театральная
инсталляция, да все что угодно, мы не собираемся передавать какие-то огромные
объемы данных или видеосигналы. Только многоканальный звук. А раз так,
то зачем заменять существующие системы – они хорошо разработаны, дешевы
и надежны.
Новинки Renkus-Heinz
Компания
Renkus-Heinz представила компактную акустическую систему TRX42 с
частотным диапазоном 300 Гц – 20 кГц, уровнем звукового давления
122 дБ и диаграммой направленности 150x 60°, предназначенную в первую
очередь для театра. TRX42 создана для фронтального покрытия края
сцены и первых рядов и имеет однодюймовый компрессионный драйвер
и двойной четырехдюймовый конический драйвер. Система может прекрасно
озвучить магазины, офисы и другие места, где необходима фоновая
музыка.
Также на выставке компания продемонтрировала новые акустические
системы с цифровым управлением.
DCC16 и DCC8 могут быть адаптированы к покрытию специфических участков
и помещений с высокой реверберацией благодаря DSP и компьютерной
программе, предоставляющим возможность менять угол и очертания звукового
излучения без изменения положения кабинета. Дизайн звуковых колонн
позволяет эстетично вписывать их в классические и современные помещения.
Базовый блок DCC16 состоит из 16 компактных широкополосных громкоговорителей
и имеет размеры 13 х 18 х 197 см. Кабинет передает одинаковое звуковое
давление на расстояние до 92 м. Инженер имеет возможность управлять
ДН уже с частоты около 500 Гц.
Программное
обеспечение Lobeselector создано на базе Windows и отображает область
озвучения, позволяет изменять вертикальный угол луча, который может
быть симметричным, асимметричным, двойным или иметь сложную форму,
созданную пользователем. Ширина ДН в горизонтальной плоскости фиксирована
и равна 150° (по уровню -6 дБ). Также для проектирования систем
звукоусиления на основе DCC16 можно применить программу моделирования
EASE 4.1.
Дополнительные модули DCC8 созданы для расширения системы в аспекте
вертикального покрытия и улучшения отдачи в области нижних частот.
Один кабинет DCC8 (половина DCC16) может служить для бокового и
фронтального озвучения и обеспечивает контролирование ДН с частоты
около 1 кГц. Каждый драйвер контролируется индивидуальным каналом
процессора/усилителя, специально разработанного D2 Audio, который
также конвертирует сигнал PCM (Pulse Code Modulation) в восемь сигналов
PWM (Pulse Width Modulation). Это позволяет исключить промежуточную
конвертацию в аналог. С помощью опций DCC8 может быть интегрирована
в систему CobraNet.
|
Джорджио Биффи (Outline)
Как оказалось, с выставки крадут не только идеи и технологии. Практически
сразу по моему возвращению из Франкфурта я получил от Джорджио письмо
по e-mail, в котором он написал, что в последний день демонтажа выставки
разобранный стенд Outline был похищен целиком, включая прототипы, образцы,
плакаты и сувенирную продукцию. В Западной Европе сбыть такой комплект
вряд ли удастся, а вот в Восточной, я думаю, более чем вероятно. Единичные
образцы сюда, конечно, никто не повезет, а вот линейный массив Butterfly
вполне может объявиться. Будьте бдительны! В ворованном комплекте девять
элементов Butterfly Hi-Pack и два субвуфера Low-Pack.
Сеньор Биффи, какая задача встанет перед инженерами-акустиками
в ближайшие три-четыре года?

Giorgio Biffi (Vice President), компания Outline.
Осторожно! Лазеры – не игрушка! |
Контролирование диаграммы направленности линейных массивов. Только. Это
единственная проблема, которая требует решения. Я, конечно, не говорю
о том, что качество можно повышать бесконечно.
Изначально линейный массив не позволял изменять диаграмму направленности
в горизонтальной плоскости, но во многих случаях это необходимо. Причем
прежде всего в области ВЧ. Высокие частоты быстро затухают и с расстоянием,
и из-за потерь в воздухе, поэтому зачастую надо сделать излучение верхних
элементов более концентрированным. Мы нашли решение этой проблемы, разработав
волновод с изменяемой образующей волновода, что позволяет регулировать
ширину диаграммы направленности в довольно широких пределах как симметрично,
так и несимметрично. Точно также вы можете изменить ее ширину и в вертикальной
плоскости, что даст возможность обслуживать некоторые площадки малым количеством
элементов.
А как она изменяется – вручную или с помощью цифровой коррекции?
С помощью процессоров вы можете изменить ширину только
в вертикальной плоскости, поэтому мы не стали этого делать. Вручную –
не совсем красивое решение. Мы делаем это механически с помощью электромоторов.
!!!???!!???!!!!
В каждом элементе установлено пять электромоторов, которые
управляют конфигурацией волновода.
Фантастика….
Пока здесь показан прототип, потому что пять электромоторов
выделяют тепло, а в малом объеме акустической системы это неприятная проблема.
Но мы работаем над ее решением. В кабинетах также имеются миниатюрные
лазерные излучатели, так что инженер, осуществляющий установку системы,
сразу видит, какую площадь он озвучит. Таким образом, во время подвески
и настройки массива вы можете точно установить нужную направленность каждого
элемента прямо на сцене.
Каково Ваше отношение к активным системам и системам с цифровым
управлением?
Мы работаем в этом направлении. Хотим создать систему,
в которой станет возможным управлять всеми параметрами громкоговорителя.
Больше пока я сказать не могу.
Кристиан Хейл (L-Acoustics)
Кристиана Хейла ждать пришлось довольно долго.
К этому легендарному человеку была целая очередь журналистов. Но улучив
момент и неоднократно извинившись за то, что ему придется отвечать на
одни и те же вопросы (это наш хлеб….), я украл у этого фантастически энергичного
человека пять минут бесценного времени.
Г-н Хейл, я встретился здесь с некоторыми инженерами ведущих
компаний – производителей акустических систем и расспросил о дальнейших
путях развития технологий, о планах на ближайшее будущее. Может быть,
и Вы поделитесь своими мыслями на этот счет?
О ближайших планах? Да мы только закончили KUDO. Надеюсь,
вы понимаете меня, это очень трудный вопрос, мы очень устали, и пока я
даже представления не имею, что мы будем делать дальше. Мне для этого
нужно быть как минимум провидцем! Если серьезно, то в ближайшее время
нам предстоит собрать отзывы пользователей о новой системе, учесть их
замечания и пожелания.
Возможна ли дальнейшая миниатюризация массивов?

Christian Heil (Chairman, Director of R&D), компания L-Acoustics.
«Это – KUDO. А Вы – откуда?» |
Микрокомпактные массивы?! Почему нет? Будем делать их все меньше и меньше!
Только вот длина звуковой волны остается неизменной! Если кому-то не важны
предсказуемая диаграмма направленности, диапазон частот, да и вообще сам
принцип линейного источника, пожалуйста, пусть уменьшают хоть до карманных
размеров. Массив длиной 2 м позволяет вам контролировать ДН до частоты
примерно 200 Гц, длиной 1 м – до 400 Гц. Выводы делайте сами.
Сейчас мы выпустили линейный массив с изменяемой диаграммой направленности
как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Пользователь может
изменить последнюю в пределах четырех значений как симметрично, так и
нет.
Цифровое управление?
Вы имеете в виду игру со временем задержки каждого элемента?
Да.
Это уже не линейный массив. Вернее не так. Это – линейный
массив, но уже не линейный источник! Задержка между двумя соседними элементами
на 0,1 мс означает разницу в расстоянии 3 см, а это длина волны частотой
10 кГц. Что это значит? То, что на частоте 5 кГц вы получите сигналы в
противофазе. Мы не хотим допускать этого – в настоящем линейном источнике
не может быть цифровой обработки во временной области.
Постараюсь угадать, Вы не собираетесь разрабатывать активные
системы?
Этому две причины. Во-первых, рынок не требует активных
систем.
???????????????????
Активные системы – это не просто ящики со встроенными
усилителями. Это – идея, если хотите, философия. Джон Мейер предложил
цельную идею, концепцию. Многие просто повторили его путь, но добились
ли они успеха? Нет, потому что в отличие от Meyer Sound у них не было
концепции.
Во-вторых, я не хочу делать активных систем, потому что не хочу утяжелять
конструкцию – меня каждый день просят их облегчить!
Наша концепция – сделать усилители, специально предназначенные для конкретной
системы, но не внутри системы (мы можем подвесить усилители рядом с массивом).
Возможно, мы сделаем активные акустические системы, предназначенные для
инсталляций, но это не будут системы большой мощности.
А почему Вы не используете нетрадиционные излучатели: планарные,
ленточные плазменные?
Плазменные? Не хочу создавать проблем с озоновым слоем!
L-Acoustics KUDO
Новая
разработка L-Acoustics акустические системы KUDO – новый уникальный
инструмент в руках любого звукоинженера. Благодаря тщательно продуманной
конфигурации KUDO, пользователь может установить их как в вертикальный
(похожий на V-DOSC), так и горизонтальный (похожий на ARCS) линейный
источник. Благодаря же механизму управления шириной диаграммы направленности,
KUDO обладает свойствами целых восьми громкоговорителей (четыре
различные установки ширины ДН и две установки самого кабинета).
В тех случаях, когда KUDO используется в качестве вертикального
линейного массива, кабинеты могут быть подвешены под углом 0 – 10°
с шагом 1°. Горизонтальная диаграмма направленности может иметь
значения
50 х 50°;110 х 110°; 25 x 55° или 55 x 25°.

Также просто кабинеты могут быть сформированы в горизонтальные
массивы с регулируемой ДН в вертикальной плоскости, что будет очень
полезным при озвучении сложных реверберирующих помещений.
|
|
|