ЗВУЧАТЬ! И никаких гвоздей… Или новая система звукоусиления в театре им. Вл. Маяковского
Дмитрий Радченко
Замена системы звукоусиления в театре – задача не сверхъестественная.
Ежегодно в России выполняются десятки таких инсталляций. Но всем специалистам
известно, что проект театральной системы – это высший пилотаж и такие
проекты никогда не бывают безликими. Как картины или музыкальные произведения,
они имеют своих авторов. Сегодня мы встречаемся с ведущими специалистами
компании «Техника, Технология Театра» Павлом Дейнекиным, Александром Садовниковым
и Борисом Зайчиком – авторами инсталляции в Московском академическом театре
им. Вл. Маяковского.
Здравствуйте. Только на моей памяти вы уже сделали не один
десяток театральных инсталляций. Неужели могут быть какие-то интересные
проблемы и решения?
Любой театр имеет свою специфику и, в первую очередь,
это уникальные акустические свойства. Обычно в театрах довольно много
проблемных зон, грамотное озвучение которых требует кропотливой и тщательной
проработки. Театр им. Вл. Маяковского не явился исключением, и звуковая
система в нем состоит из нескольких частей, о которых мы расскажем далее.
Прежде
всего, это центральный кластер. Дело в том, что зрители, сидящие вдоль
боковых стен на балконах первого и второго ярусов, не имеют возможности
слышать прямой звук от портальных групп громкоговорителей – это так называемые
«глухие зоны». Поэтому к громкоговорителю центрального кластера, традиционно
ориентированному на середину передних рядов партера, были добавлены громкоговорители
Meyer Sound UPА-1, направленные на упомянутые «глухие зоны» верхних ярусов
с целью создания комфортных акустических условий для сидящих там зрителей.
Главная трудность заключалась в подвеске центрального кластера непосредственно
над авансценой на уровне арлекина. Три обстоятельства тормозили решение
этой проблемы: отсутствие исполнительных чертежей строительного портала;
требование сохранить возможность опускания арлекина до планшета сцены
и, наконец, категорическое запрещение трогать лепные украшения портала.
Задача осложнялась еще и тем, что приходилось подвешивать дополнительный
груз весом почти четверть тонны к довольно ветхому козырьку, который представляет
собой легкий металлический каркас, обтянутый сеткой и покрытый слоем штукатурки.
Было принято решение о размещении центральной группы громкоговорителей
на специально разработанном консольном кронштейне, который крепится к
козырьку за арлекином и огибает арлекин сверху. Каждый громкоговоритель
в подвеске имеет две степени свободы, что позволяет легко ориентировать
его в пространстве в соответствии с расчетным положением, а также корректировать
это положение в процессе акустической настройки зала. В результате конструкция
подвески центрального кластера получилась довольно изящной и малозаметной
для зрителей.
Следующей проблемной зоной оказалось подбалконное пространство. Первый
ярус зала сильно нависает над амфитеатром и поэтому места под ним чрезмерно
заглушены. Мы установили под ярусом распределенную систему подзвучки,
выполненную на громкоговорителях Meyer Sound MM-4, которые в очередной
раз удивили и нас, и заказчиков своим звучанием. Кроме того, MM-4 имеют
очень малые габариты и поэтому визуально практически незаметны и не привлекают
к себе внимания.
По согласованию с заказчиком на фирме-производителе Meyer Sound были изготовлены
акустические системы (кластеры, подзвучки первых рядов, балконов и подбалконного
пространства), цвет которых был специально подобран под интерьер зала.
А еще была дополнительная подзвучка ярусов? Зачем она необходима?
Дело
в том, что сидящие на крайних местах ярусов зрители находятся в зонах
акустической тени, т.е. они не имеют возможности слышать прямой звук от
громкоговорителей портальных групп и центрального кластера. Чтобы исправить
положение, мы как бы расширили звуковой портал, установив под первым ярусом
в партере, на первом и втором ярусах акустические системы Meyer Sound
UPM-1.
Следующей инновацией стало размещение субвуферов под сценой. Когда-то
в театре была оркестровая яма, которая сейчас не используется для размещения
оркестра, а закрыта разборным планшетом, где устроены люки для эффектного
выхода артистов, чаще всего таких выходов три. В торцевой части авансцены
мы сделали окна и
в них установили субвуферы; планшет сцены при этом не
затронут.
Но ведь там как раз яма. Они что висят в воздухе?
Нет,
мы изготовили конструкцию, выложенную кирпичом, которая длинными «ногами»
опирается на песчаное основание оркестровой ямы. При этом субвуферы надежно
закреплены, и к ним всегда можно добраться из ямы (это очень важно, так
как усилитель установлен в задней части корпуса субвуфера). Конечно, мы
заняли некоторое пространство под сценой, да и такая конструкция получилась
не легкой (около 300 кг), но игра стоила свеч – мы изменили концепцию
театрального звукоусиления. Ранее было принято устанавливать субвуферы
на сцене или подвешивать в порталах. Но при таком их расположении давление
в первых рядах избыточное, а в конце зала басов практически нет. Мы реализовали
на практике так называемый Bass Array, разместив четыре субвуфера в ряд
равномерно по всей длине авансцены. Даже на максимальном уровне воспроизведения
у зрителей не возникает ощущения дискомфорта. В то же время благодаря
сложению волн от разных субвуферов заполнение зала низкими частотами получилось
более равномерное.
При установке портальных громкоговорителей мы также были ограничены в
возможности крепления требованиями сохранить бесценную лепнину и детали
отделки интерьера зала. Поэтому нам пришлось подвесить портальные акустические
системы на консольных кронштейнах, используя в качестве опор существовавшие
стойки бокового света.
А осветители были не против?
Осветители
всегда против (смайл). Но нам удалось найти компромисс.
Необходимо отметить, что в зале установлены еще и две группы громкоговорителей
«окружения». Правда, эффект-процессора там нет, но у режиссера есть возможность
подать на них эффектный сигнал – с дополнительного источника, с подгруппы
пульта и т.д. Для этого театра активная акустика была очень актуальна.
Аппаратная крошечная, и если бы мы установили стойки с усилителями, то
звукорежиссеру просто не нашлось бы места. Не следует забывать о тепловыделении
в ограниченном пространстве аппаратного помещения.
Помимо ориентации всех акустических систем, мы провели тщательную эквализацию
и настройку времени задержки всех групп громкоговорителей с помощью центрального
процессора Allen&Heath iDR-8.
В этом процессоре есть возможность передачи сигналов к громкоговорителям
в цифровом виде. Вы ею не воспользовались?
На наш взгляд, здесь такое решение было не к месту – расстояния
не те. Но с такой идеей мы работаем и, более того, запрашивали Meyer Sound
по поводу оснащения их акустических систем цифровыми входами. Они ответили,
что это у них в планах, они ведут разработки и определили срок реализации
проекта примерно в два года.
Три года назад г-н Мейер был категорически против цифровых
протоколов (см. Install Pro, 2002, N№2 (16)).
Если вы помните, он был недоволен отсутствием стандартов,
теперь ситуация меняется, и он не говорит «нет». Во многих инсталляциях
вместе с Meyer Sound применяются цифровые микшерские консоли, и логично
было бы оснастить акустические системы цифровыми интерфейсами.
Когда вы работали над проектом, на какие объективные параметры
качества ориентировались? Я понимаю, что отечественные стандарты и требования
уже устарели, но, быть может, у вас есть собственные соображения на этот
счет?
Да, как правило, мы занимаемся компьютерным моделированием
всех залов, в которых работаем, и всегда стараемся достичь оптимальных
значений характеристик звукового поля. Разумеется, не всегда этого удается
добиться. Тем не менее, на наш взгляд, можно ориентироваться на значение
коэффициента RАSTI = 0,67 – 0,7 при минимальном уровне звукового давления
в последнем ряду ~100 дБ.
Следует
отметить, что в последние годы сформировалась устойчивая тенденция к универсализации
специализированных ранее залов. Сейчас нередко театральное помещение используется
для постановки мюзикла с серьезным звукоусилением. Проектировать систему
под какое-либо одно применение – обречь владельцев на недополучение прибыли.
По возможности зал должен быть готов к проведению драматических постановок,
конференций, выступлению камерных коллективов и концертов. Поэтому кому-то
может показаться, что 100 дБ – это завышенная цифра, но таковы реалии,
и мы должны обеспечить такое значение.
Театральные залы, как правило, очень сложные, и обеспечить малую неравномерность
уровня звукового давления – задача не из легких. Особое внимание следует
уделять подбору оборудования. Так, микрофонный парк должен быть возможно
более полным – беспроводные, вокальные, инструментальные, скрытого ношения
и т.д.
Есть в зале мониторная система?
Разумеется,
в качестве напольных мониторов используются UPM-2, которые имеют небольшие
габариты и, будучи установлены на авансцене, не закрывают обзор зрителям
первых рядов. На арьере сцены мы разместили акустические системы CQ-1,
а для боковых прострелов были использованы четыре UPA-1 (два плана по
два громкоговорителя).
В качестве FOH-консоли установлен пульт Midas Veronа с приборами обработки
и носителями. В результате нам удалось традиционный театральный зал оснастить
универсальным многофункциональным оборудованием, позволяющим решать самый
широкий круг задач.
Думаю, что и служба эксплуатации, и, в первую очередь, зрители
довольны результатами вашей работы. Успехов вам, спасибо за рассказ, до
свидания!
До свидания.
|
|