Картинка будущего – цифровое кино
Киз Ринкинс,
генеральный директор Cinemanet Europe
28 декабря 1895 г. – самая известная дата в истории кино. В этот зимний
день в Париже братья Луи и Огюст Люмьер впервые публично представили «движущиеся
фотографии», в их числе и прибытие поезда. Запечатленное на пленку прибытие
поезда настолько шокировало публику, что некоторые зрители в ужасе бросились
бежать прочь из зрительного зала.
В 1895 г. сеть железных дорог была мощным символом промышленной революции.
Сегодня же использование цифровых технологий для распространения и демонстрации
фильмов похожим образом является символом культурной революции. Действительно,
бурная реакция зрителей на образ летящего на них поезда в ролике, показанном
в «кинематографе» братьев Люмьер, в наши дни повторилась Голливудом, в
частности, его документально подтвержденными страхом и ненавистью к последствиям
перехода киноиндустрии к полностью цифровому формату.
Что такое цифровое кино?
Голливуд наиболее ассоциируется сегодня с определением D-Cinema,
или Digital Cinema (цифровое кино). Это определение означает прежде всего
замену традиционной 35-миллиметровой киноленты и оптических механических
проекторов цифровыми файлами, демонстрируемыми в кинотеатрах с помощью
цифровых проекторов высокого разрешения. E-Cinema, или Electronic Cinema
(электронное кино) – это любой видеоматериал, демонстрируемый зрителям
в электронном или цифровом виде в публичных кинотеатрах. Таким образом,
D-Cinema является профессиональным подмножеством E-Cinema. Однако подобные
определения уже устаревают. Сети Digital Hus (Швеция) и Digital Screen
Network (Великобритания) выходят за пределы таких категоризаций.
Цифровая
подготовка к выпуску фильмов, производство и пост-продакшн стали уже обычным
явлением в киноиндустрии. Цифровое распространение как часть процесса
работы над фильмом означает, что фильм можно доставить в кинотеатр гораздо
быстрее и дешевле, нежели физически переслать индивидуальные копии на
35-мм пленке. Существует три основных способа цифрового распространения
кино: спутниковая связь, оптоволоконный кабель (потенциально возможно
использование уже существующих инфраструктур, таких как Internet) и переносные
жесткие диски и DVD.
В настоящее время 35-мм пленка, доставляемая в кинотеатр для демонстрации,
представляет собой искусственно созданный и полностью готовый ролик, включающий
анонсы других картин и фильма, рекламу и основной фильм. Сигнальные точки
автоматизации, например контроль освещения кинозала и подъем занавеса,
прописываются на пленку и читаются системой автоматизации. Серверная же
технология воспроизводит этот процесс цифровым способом, а также предлагает
повышенную гибкость в управлении кинотеатром и даже продажей билетов на
сеансы.
Переход от аналогового кино к цифровому не может происходить без осложнений,
однако возможности этой новой технологии трудно переоценить. Цифровое
кино позволяет продюсерам, дистрибьюторам и демонстраторам лучше удовлетворять
требования – как осознанные, так и подсознательные – киноаудитории. Запредельные
расходы, связанные с распространением отдельных 35-мм копий фильмов, исчезают.
Это жизненно важное достижение для режиссеров низко- и среднебюджетных
кинофильмов, которые не могут обеспечить достойную премьеру своих работ
с помощью нежелающих рисковать дистрибьюторов. Некоммерческие и независимые
кинотеатры, зачастую вынужденные вести борьбу с возрастающим доминированием
мультиплексов, теперь получают возможность восстановить и взрастить то
сообщество, которое страдает из-за нечеловечески высоких голливудских
тарифов.
Братья Люмьер успешно продемонстрировали с помощью «кинематографа» свои
документальные фильмы по всему миру. Это было поистине выдающейся инновацией
– впервые стало возможным снимать кинофильмы и демонстрировать их иногда
всего через несколько часов после съемки. «Конечно, можно только лишь
предполагать, но если бы Люмьер жили в наше время, понравилась бы им идея
демонстрировать их документальные фильмы, снятые на DV, в цифровом формате
через спутник по всему миру?» – размышляет Майкл Рейли, исследователь
компании Docspace (Великобритания).
История киноиндустрии и киноискусства время от времени бывает озабочена
осознанным конфликтом между красотой и истиной. Документальная же картина
– это неопровержимый аргумент в пользу того, что сама истина прекрасна.
Подтверждением этого является реакция зрителей на первые документальные
фильмы братьев Люмьер и вообще на первые шаги кинематографа. Внедрение
цифровых технологий в процессы дистрибьюции и демонстрации фильмов можно
по праву назвать новым началом кино.
Задать стандарты будущего
Одной из преград на пути развития цифрового кино было и остается
отсутствие стандартов индустрии. В настоящее время это отсутствие сглаживается
крупными голливудскими студиями под покровительством организации Digital
Cinema Initiatives (DCI) – совместным предприятием студий Disney, Fox,
MGM, Paramount, Sony Pictures Entertainment, Universal и Warner Bros.
В
сентябре 2004 г. DCI объявила общие спецификации и системные требования
к цифровому кино. Главной целью DCI было определить и документировать
спецификации и требования ее членов к открытой архитектуре цифрового кино,
что обеспечит унифицированный высокий уровень технического исполнения,
надежности и контроля качества в цифровом кино. Теперь, когда основные
системные требования определены, DCI работает над их усовершенствованием,
а также над повышением уровня безопасности в цифровом кино. Организация
займется проведением тестов на взаимозаменяемость и совместимость оборудования
различных производителей путем просмотра кинофайлов на разных системах
демонстрации и поддержкой формализации стандартов индустрии.
Когда стандарты более-менее установлены, основным спорным вопросом остается
– кто будет платить за переход к цифровому кино? Студии, несомненно, извлекут
пользу из цифрового распространения, однако они продолжают настаивать
на том, чтобы кинотеатры платили. Именно здесь в кадр вступает CinemaNet
Europe.
Новый импульс для европейской кинокультуры
К январю 2005 г. организация CinemaNet Europe превратила более
180 независимых кинотеатров в цифровые в Австрии, Бельгии, Франции, Германии,
Нидерландах, Португалии, Испании, Словакии и Великобритании. Эта инициатива
принесла пользу, с одной стороны, кинорежиссерам и дистрибьюторам, ибо
снизились затраты на выпуск фильмов, а с другой – демонстраторам и аудитории,
ибо они получили доступ к гораздо большему количеству фильмов.
Кроме показа отечественных фильмов в каждой из стран, CinemaNet Europe
будет демонстрировать по меньшей мере 12 европейских документальных фильмов
за первый год. Эти фильмы будет выбирать международное жюри, состоящее
из представителей стран-участников. Впервые фильмы будут снабжены субтитрами
и продемонстрированы в Европе.
В
то время как американские мэйджоры ведут переговоры, как запустить цифровое
кино, CinemaNet Europe занята созданием первой общеевропейской цифровой
дистрибьюторной сети. Уже ясно, что дистрибьюция фильмов по спутниковым
сетям и демонстрация их на высококачественных цифровых проекторах достаточно
прибыльна. Снижение стоимости производства фильмов вкупе с возрастанием
популярности документальных фильмов, выпускаемых для просмотра в кинотеатрах,
убедили CinemaNet Europe, что она начала свою работу в самый подходящий
момент.
С помощью сети своих партнеров CinemaNet Europe пользуется преимуществами
непревзойденного опыта и энтузиазма европейских продюсеров, дистрибьюторов
и владельцев кинотеатров. У каждого партнера одна цель: донести высококачественные
европейские фильмы до новых аудиторий по всей Европе. Партнеры договорились
объединить свои усилия в маркетинге и рекламе, а также в исследованиях
существующих и потенциальных аудиторий.
Когда самая большая сеть цифрового кино была запущена по всей Европе 12,
13 и 14 ноября 2004 г., главным фильмом был заслуживший одобрение критики
Peace One Day (Великобритания). В эти дни состоялась его премьера во всех
девяти странах – участниках CinemaNet Europe. Впервые мощный спутниковый
передатчик из Ritzy в Лондоне транслировал фильм в театры в Амстердаме,
Глазго, Берлине и Вене, а режиссер Peace One Day Джереми Джилли получил
возможность вживую общаться с аудиториями и отвечать на вопросы зрителей
во всех четырех городах.
Другими фильмами были завоевавший награду Эмми The Power of Good (Словакия),
The Damned and the Sacred (Нидерланды) и мировая премьера The White Diamond
(режиссер Вернер Херцог, Германия).
Кинофонд Нидерландов (The Hetherlands Film Fund) учредил в 2002 г. проект
DocuZone для изучения влияния перехода к цифровой дистрибьюции, в особенности,
способна ли цифровая дистрибьюция принести пользу наиболее уязвимым жанрам
кино и благотворно повлиять на снижающееся количество зрителей. За первый
год результаты, полученные из 10 участвующих кинотеатров, превысили ожидания
исследователей на 50%.
CinemaNet Europe – но вое имя проекта European DocuZone отразило долгосрочную
цель организации – заняться дистрибьюцией всех типов специального кино,
включая короткометражные, низкобюджетные и анимационные ленты в дополнение
к изначальному фокусу на документальных фильмах. Оно также отражает важность
сети цифрового кино во всей Европе.
Впервые происходят всеевропейские премьеры специального кино одновременно
почти в 180 кинотеатрах с живым общением режиссеров и аудитории, осуществляемым
через спутник. «Мечта каждого режиссера – представить свою работу во многих
странах как можно для более широкой аудитории. CinemaNet Europe – это
важная инициатива, и для меня очень большая честь, что Peace One Day был
первым фильмом в запуске такой перспективной программы», – сказал режиссер
фильма Джереми Джилли.
«Раньше меня знали как оппонента цифрового кино, – заявил Йос де Путтер,
голландский режиссер The Damned and the Sacred, – но запуск CinemaNet
Europe может стать огромной поддержкой европейского специального кино
и аудитории».
Успех
Fahrenheit 9/11 и Touching the Void продемонстрировал, что документальное
кино может быть более драматичным и занимательным, нежели стандартные
голливудские художественные фильмы. Основываясь на этом, CinemaNet Europe
берется обеспечить лучшие европейские документальные фильмы новой аудиторией.
Дальнейшие доказательства, что европейская аудитория будет с удовольствием
принимать документальные фильмы, были предоставлены исследованием, проведенным
британским партнером CinemaNet Europe компанией Docspace в 2002 г. Это
исследование показало, что потенциальная аудитория, желающая смотреть
документальные фильмы в кинотеатрах, имеет возраст чуть меньше 30 лет,
высокообразованна и смотрит телепередачи намного меньше среднего показателя.
Демография этой аудитории оказалась хорошей новостью и для рекламодателей
в кино.
Кинотеатры смогут использовать цифровые технологии для трансляции альтернативного
материала, например рок-концертов, мюзиклов и спортивных передач. Согласно
аналитикам индустрии, компании Screen Digest, показ альтернативного материала
к 2008 г. будет обеспечивать одну треть прибыли кинотеатров.
Самая большая в мире
сеть цифрового кино
Все чаще и чаще документальные фильмы создаются с помощью цифровых
технологий, так как режиссеры осознают плюсы такого фильмопроизводства
– большую свободу и гибкость и снижение бюджета картин. В настоящее время
стоимость изготовления трех экземпляров киноленты на традиционной пленке
и затраты на транспортировку этих копий в кинотеатры составляет как минимум
60 – 70 тыс. евро, и лишь небольшая часть этой суммы будет потрачена на
дистрибьюцию фильма через CinemaNet Europe; в то же время за короткий
срок картина будет показана гораздо более широкой
аудитории.
С целью обеспечения простого доступа партнерских организаций к фильмам,
CinemaNet Europe использует централизованный архив для хранения всех снабженных
субтитрами версий фильмов. Организация также осуществляет пост-продакшн,
гарантируя тем самым высокое качество субтитров, кодирования и шифрования.
Бюджет
CinemaNet Europe на пять лет работы составляет 20 млн евро на оборудование,
программное обеспечение и поддержку необходимых инфраструктур. Программа
Европейского союза MEDIA внесла 2,2 млн евро. Используя дополнительное
локальное финансирование и частное партнерство, CinemaNet вложила средства
в новейшие технологии цифрового кино, включая проекторы DLP фирмы Panasonic
и изготовленные на заказ серверы GTC Technology.
Сеть из более чем 180 кинотеатров в одной сети уже приносит ощутимую экономию
на дистрибьюции, так что теперь становится возможным предоставить небольшим
узкоспециализированным европейским фильмам шанс быть показанными ранее
немыслимо большой для них аудитории.
Партнеры CinemaNet Europe объединены стремлением обеспечить достойное
место европейским специализированным фильмам в кинотеатрах и обществе.
Они стараются защитить европейскую кинокультуру в своих странах путем
рекламы и распространения большего количества европейских картин, и главное,
показывая эти картины новым европейским аудиториям.
Исследование аудитории
Исследовательский проект продолжительностью три года определит
влияние перехода к цифровым технологиям на целевую аудиторию специализированного
кино. Компания Docspace (Великобритания) разрабатывает и координирует
этот проект, в который внесет вклад каждый партнер CinemaNet Europe.
Этот проект очень важен, так как у маркетологов достаточно мало информации
об аудитории специализированного кино и еще меньше о новых возможностях,
которые принесет внедрение цифровых технологий. Цифровое кино – это намного
больше, чем просто иной способ демонстрации фильмов. Очень вероятно, что
оно изменит отношения между кинотеатром, телевидением и домашним просмотром.
Docspace поставила своей целью поддержать участников проекта сбором информации,
которая поможет им быть в курсе ситуации в процессе их работы. Проект
изучит потенциал цифровых технологий, будь то одновременная трансляция
материала на персональные компьютеры, в кинотеатры и другие заведения
или создание веб-сайтов с «кино по требованию», где зрители смогут выбирать
фильмы и оставлять свои комментарии. Также проект исследует важность живых
телемостов, где зрители смогут напрямую общаться с режиссером.
Проект наблюдает за успехом уже существующей цифровой сети, определяет
текущие доходы от нее и потенциал новых проектов. В частности, будут разработаны
методики исследования аудитории документального и специализированного
кино, будет изучаться развитие цифровых технологий как бизнес-модели и
новой ступени развития. Результаты этого исследования планируется опубликовать
на международной конференции в 2006 г.
Технология
После интенсивных тестов и проверок CinemaNet Europe остановила
свой выбор на заказных серверах компании GDC Technology и на проекторах
Panasonic с разрешением 1,4K.
В 2004 г. на тестовых площадках в Германии и Нидерландах было проведено
тщательное тестирование оборудования, в котором участвовала команда почти
из 100 кинематографов, продюсеров, владельцев кинотеатров и студий пост-продакшн.
Были представлены 14 серверов и четыре класса проекторов. Тестирование
преподнесло некоторые сюрпризы, например, большинство экспертов признали,
что проекторы Panasonic приносят наибольшее ощущение кинотеатра, несмотря
на то что они вдвое дешевле некоторых других тестируемых моделей.
Panasonic и GDC были выбраны из-за хороших
технических характеристик, а также и по другим причинам. CinemaNet Europe
хотела предоставить кино-
театрам несколько моделей проекторов, главным требованием было высокое
качество. Новые модели Panasonic PT-D7700 и PT-DW7000, выпущенные в октябре
2004 г., имеют контрастность 4000:1 и достаточно конкурентоспособную цену.
Разрешение проекторов Panasonic составляет 1К для самой простой одночиповой
модели PT-D5500E, у PT-DW7000 – 1,35К, а у PT-D7700 – 1,4К. Так как типичный
кинозал участника CinemaNet Europe вмещает до 250 зрителей, можно сделать
вывод, что аудитория испытает те же зрительские ощущения с небольшим проектором
разрешением 1,35К, что и с 2К-проектором в типичном зале мультиплекса
на 600 – 800 мест. Широкоэкранный PT-DW7000 и трехчиповый PT-D7700 с высоким
разрешением оказались ярче и четче других конкурирующих моделей.
В
случае с серверами развивающейся сети требуется иметь оборудование на
базе программного обеспечения, что позволяет усовершенствовать систему
новыми стандартами и возможностями по мере их разработки. Необходима была
и поддержка субтитров. Программное обеспечение серверов GDC основано на
операционной системе Linux и предоставляет такие функции, как множество
форматов упаковки данных, цифровое управление правами, различные схемы
кодирования и стандарты компрессии, удаленный мониторинг и простой процесс
усовершенствования через Internet. Серверы проходят дополнительную настройку,
чтобы обеспечить совместимость с другим оборудованием, в том числе и с
тем, которое будет выбрано для работы британским киносоветом. Каждый сервер
может хранить до 10 фильмов общей протяженностью около 13,5 ч. Он идеально
подходит для многоязычного европейского сообщества, так как снабжает картины
разными субтитрами независимо от уровня компрессии файла и технических
особенностей проектора. С мая 2003 г. компания GDC установила более 400
таких серверов по всему миру, и на настоящий момент для них уже выпущено
свыше 80 полнометражных фильмов.
Несмотря на то что дебаты о преимуществах
D-Cinema над E-Cinema еще далеки от завершения, CinemaNet Europe предпочитает
называть свою работу C-Cinema, ибо главное в ней – это содержание, культура
и сообщество (англ. Content, Culture, Communities). А технология – это
всего лишь средство передачи достойного содержания новой аудитории.
Перевод Елены Прокопенко
|
|