Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





Клубный свет. Как не надо

Филипп Баранов

История из жизни: инсталляция с хорошим бюджетом в довольно крупном танцевальном клубе, третье тысячелетие, второе согласование, первый вопрос заказчика: «Шарик включили?» Позже, когда работы были произведены, хозяева пригласили инсталляторов на «праздничную трапезу», один из инвесторов расчувствовался: «Посмотри! Этот шарик, какой у него волшебный свет!»
Владелец другого клуба с гордостью поведал, что собирается купить за границей полный комплект света, списанный из закрытого клуба: «Все до последнего фонарика, подчистую. Тот самый свет, еще старый, добротный, мне даже обещали достать несколько омнисканов, вот будет ретро!». Я ответил что-то в том духе, что омнисканы уже не производят, но лет 10 – 15 назад они были довольно раскрученной моделью, сказался правильный маркетинг. Омнискан – стало именем нарицательным, как ксерокс, как моторхэд некоторое время спустя. Единственное, что я не мог понять: почему шарики и омнисканы так милы сердцам новоиспеченных клубовладельцев (наряду с саунами и гидромотоциклами на дачах красного кирпича, малиновыми пиджаками и колбасой в бошевских холодильниках. Недавно в моде было ретро 80-х, музыка с приставкой электро и грим в духе «Звездных войн», но едва ли малиновые пиджаки так уж быстро и триумфально вернутся в гардероб).
Помню, мне тогда понравились кухня и сервировка столика в VIР-зоне; сам хозяин оказался славным малым и неплохим бизнесменом. Так что остаток вечера я потратил на тщетные (и совершенно бесплатные – быть может, здесь кроется главная ошибка? )) попытки убедить его не везти старую рухлядь из-за границы. Позже я узнал, что мои доводы так и не были услышаны, а немногим позже приборы один за другим понесли в ремонт.
Меня всегда волновал вопрос, почему многие так держатся в наши дни за старые, так называемые «проверенные» технологии? И если кое-где это еще оправдано (я уже писал об этом применительно к музыкальным инструментам), в осветительном бизнесе все обстоит совершенно иначе. Особенно странно это для наших заказчиков, ведь у них нет за плечами собственного опыта, им не нужно переучиваться, не приходится экономить на обучении специалистов – у нас это все пока почти ничего не стоит. И еще практически невозможно объяснить, насколько дороже и сложней эксплуатировать осветительное оборудование по истечении гарантийного срока.
Одна из причин – желание сэкономить, но подавляющее большинство совершенно не представляет, что их ждет на этом пути. Где же естественное тяготение к новизне и наворотам? Почему оно изменяет им, когда речь заходит о средствах производства, о световом оборудовании клубов и дискотек? Мне это понять крайне сложно.
И я попытаюсь подобрать несколько аргументов не платить за вчерашние новости, даже если они обходятся в треть стоимости новостей сегодняшних. Продукты потускневших технологий – не лучшее вложение средств, надеюсь, после ознакомления с моими доводами, вы сможете отговорить от покупки б/у-шного света не только своих партнеров и заказчиков, но и тещу, свата и брата.

Всему свое время или лучше идти в ногу со временем. Вчерашние новости – уже не новости. Все уже это видели, никого этим уже не удивишь. Если вас восхищал зеркальный шарик 10 лет назад, для сегодняшней молодежи свет зеркального шарика имеет еще и запах нафталина. По причине, которую я объяснять не берусь, во второразрядных заведениях свет никто никогда не программировал и не программирует до сих пор, везде работали и работают одни и те же паттерны, гобо и многоцветные дихроичные эффекты. Они узнаваемы, всем приелись, неужели вы думаете, что у вас они будут выглядеть иначе? Неужели вы для того покупали дорогую мебель, звук и посуду, чтобы несколько старых фонарей в одночасье превратили ваш клуб в провинциальную дискотеку? Светом можно замаскировать пробелы в дизайне интерьера, но еще проще – испортить любой интерьер. Неужели вы думаете, что разноцветные звездочки, крестики и полумесяцы прибавят шарма вашей сверхсовременной и дорогостоящей барной стойке? Купите что-нибудь уникальное, необычное. Закажите эксклюзивные гобо и дихроичные светофильтры (их и у нас давно делают на заказ), а лучше пригласите специалиста. Сейчас мода развивается в сторону проекционных приборов и компьютерного управления. Компьютеры управляют кассами, охранными системами, кухонными плитами и холодильниками, неужели вы думаете, что они не добрались до профессиональных осветительных систем? Требования к возможностям клубного света все шире, все разнообразнее: это не только DMX + дым, но и заливное освещение, и медленный морфинг, и проецирование анимации. Если на танцполе в полдевятого уже лазерная «мясорубка» и не гаснут стробоскопы, ожидайте, что в скором времени у вас будет только проблемная публика и те, кто ею интересуется по долгу службы. Этого никому не пожелаешь. Если вам все еще нравятся эти самые старые фонари, сканеры и шарики, значит вам просто было некогда «тусоваться» – ходить по клубам, оставлять там все свободное время (возможно, вы зарабатывали деньги на этот самый свой клуб, но так было не со всеми, иначе у всех уже было бы по клубу )), это не порок, но это необходимо учитывать. А старые приборы пусть продолжат свой естественный путь на заштатные танцплощадки вслед за «мерцающими» светофорами, милицейскими мигалками и елочными гирляндами «бегущие огни». На горизонте всегда есть что-нибудь новенькое и бесполезно здесь искать вечные ценности, уверен, 486-ю машину с 14-дюймовым монитором можно найти очень дешево, но выгодно ли это?

Многое изменилось в лучшую сторону. Осветительные технологии развиваются пусть и не со скоростью света, но тоже достаточно быстро. Приборы становятся меньше, легче, ярче, дешевле и, я бы сказал, резче. Прибор десятилетней давности с 700-ваттной лампой сейчас светит так же, как современный прибор с 400-ваттной и даже меньшей лампой. Современные осветительные приспособления гораздо эффективнее. Лампы стали значительно эффективнее, блоки питания стали эффективнее, универсальнее и надежнее. Даже конструкция современных световых приборов стала надежнее, компактнее, изящнее и легче. Зачем вешать полтонны гулкого, звенящего железа под потолок, заставлять персонал таскать с места на место или монтировать то, что весит вдвое больше, чем нужно, а светит вполовину от того, как могло бы? Вы еще думаете, что сэкономите треть, а на самом деле переплатите вдвое, если не больше. А ваш обслуживающий персонал, если где-то работал прежде, вполне может припомнить вам этот момент в день зарплаты. Кстати, «новенький, без пробега» персонал в отличие от света – это как раз совсем не то, чем следует гордиться.

Многое изменилось в лучшую сторону. Потому что было вынуждено. Светоиндустрия стала подвижнее и современнее. Она была вынуждена. Все это поняли потому, что производители, которые не предлагают постоянно все новые и новые светильники, приборы, эффекты, фишки, белок и свистки просто не выжили. 10 лет назад дихроичные светильники были новинкой, сейчас недихроичные светильники просто не продать. 10 лет назад управляемый фокус был чуть ли не единственным признаком управляемого прибора, сейчас эта функция есть везде – современная клубная, дискотечная аудитория отличается от ваших/наших сверстников и слишком избалована шоу-технологиями, не стоит их шокировать устаревшим оборудованием. Они скажут, что вы просто не можете себе позволить самое лучшее. А что вы ответите, что можете, но откладываете на покупку яхты? Наконец, они путешествуют, много путешествуют, их родители (ваши сверстники) то же, как и вы, занятые люди, очень занятые люди. Им проще достать деньги из кармана и отправить свое чадо развлекаться за тридевять недель, уповая на отлаженность тамошней жизни, чем «утром в полдень» увидеть по глазам, насколько «неплохо оттянулось» чадо накануне. И если вы хотите заполучить часть денег, которые эти самые родители, ваши сверстники, дали на отдых тем самым своим чадам, вашим клиентам, то вам нужно очень постараться, вы меня понимаете?

С годами световые приборы, в отличие от вина, не становятся лучше. Они становятся хуже. На них собираются нагар и окислы; пыль и грязь оседает и прикипает к отражателям, ее уже не смыть, не повредив собственно отражающего покрытия; стеклянные линзы мутнеют и блекнут; дихроичные фильтры выцветают и меняют цвет, интенсивность этого зависит от цвета; зеркала царапаются, ржавеют и тускнеют. Вся система греется все сильнее, лампы приходится менять все чаще, и они «прикипают» к патронам все сильней. В приборе могла взорваться лампа и поцарапать или серьезно повредить фильтры и/или отражатели. Это все сказано об оптике, про механику я даже говорить не хочу.

Однажды ваш хозяйственник обрадует вас, что не смог достать расходных компонентов для старой осветительной арматуры. Ведь чем больше времени проходит с окончания выпуска устройства, тем сложнее достать запасные части и расходные материалы, и тем сложнее, чем популярнее был светильник «при жизни». Потом вы заметите, что ваши приборы стали понемногу «пожирать» друг друга – сначала один разобрали на запчасти для других, потом из нескольких нерабочих светильников придется собирать один рабочий. На складах скапливается все больше и больше мусора: вот этот прибор не работает сезон, а этот – уже второй сезон.
Кто будет чинить и обслуживать все это? Конечно, полно парней-техников, которые отлично знают этих ваших «старушек» вдоль и поперек, но эти ребята с годами становятся все квалифицированнее, а их услуги – все дороже, эксплуатация – не пусконаладочные работы, короткий визит обходится в солидную сумму.

Расходные элементы новых осветительных систем обходятся дешевле аналогичных для старых. Лампы последних модификаций при одинаковой со старыми светоотдаче служат вдвое-втрое дольше – новые технологии дают о себе знать. Значит, они реже требуют замены и к тому же нередко дешевле. Только на таких расходах вы потеряете значительно больше, чем сэкономите.

Немного хорошего напоследок
Я не утверждаю, что любое осветительное оборудование, бывшее в употреблении, является плохим вложением денег. Зарубежные специалисты считают, что остаточная стоимость осветительной техники стремительно падает между вторым и третьим годом эксплуатации. Рискну утверждать, что для наших условий полгода или один сезон – уже период риска. Можно не без основания предположить: если клуб закрывается через сезон и все его оборудование распродается, прежние хозяева не справились с управлением не только официантками. С другой стороны, рынок осветительного оборудования стремительно развивается, появляется все больше дистрибьюторов, создается впечатление, что производители всячески этот процесс поддерживают. У дистрибьюторов довольно много оборудования проходит через две – три выставки в год, выставочный свет скапливается на складах, занимает место и попадает в распродажу с сотней-другой часов наработки – хватайте его! Он на гарантии, и это просто подарок! Это не автомобиль, который можно «укатать» на тест-драйвах, износ осветительной техники можно описать вполне линейной функцией. У крупных компаний, продающих осветительное оборудование, в распродаже постоянно находятся практически позапрошлогодние модели – вот где она, золотая жила!

Наверх

Адрес редакции: 123459, Москва, а/я №7 Тел.: (495) 250-0207 Факс: (495) 978-7362
Copyrignt Install Pro 1999-2006
Поддержка сайта web@install-pro.ru
mrmidi.ru