Повышены тарифы на передатчики
Юрий Петровский
1 сентября вступило в силу решение Федеральной службы по тарифам (ФСТ)
от 29 июля с.г. о повышении на 20% тарифов за использование теле- и радиопередатчиков
и наземных приемных спутниковых станций.
Этот шаг в значительной мере стал неожиданностью для вещательных компаний
и вызвал с их стороны серьезные возражения, от имени медиа-сообщества
сформулированные в августовском обращении Национальной ассоциации телерадиовещателей
за подписью президента НАТ Э.М.Сагалаева.
Одной из главных причин негативной реакции вещателей явилось то обстоятельство,
что рост тарифов происходит в середине года (причем об этом становится
известно за месяц с небольшим до факта повышения цен), когда бюджеты телерадиокомпаний
давно сверстаны и изыскивать дополнительные средства крайне сложно, если
вообще возможно. К тому же подобное случается уже не в первый раз (о чем
мы подробнее скажем ниже).
В таких ситуациях в наиболее трудном положении оказываются госкомпании,
которые полностью или частично финансируются из российской казны. Рассмотрим
это на примере крупнейшего отечественного международного вещателя – Российской
государственной радиокомпании (РГРК) «Голос России».
Практически во всем мире радиостанции такого рода, ведущие передачи на
зарубеж, осуществляют свою деятельность, как правило, за государственный
счет – будь то, допустим, «Голос Америки», «Немецкая волна», «Радио Свобода»
и др. Впрочем, они могут спонсироваться и из общественных фондов или каким-то
другим образом. Но именно спонсироваться: потому что Иновещание никогда
не бывает самоокупаемым и уж тем более прибыльным – ведь в его передачах
отсутствует реклама. И «Голос России», имея к тому же статус государственной
компании, финансируется, естественно, из казны – других вариантов для
Иновещания в отечественных условиях по определению быть не может.
Нельзя не признать, что проблема «ножниц» между ростом тарифов на услуги
«Ростелерадиосети» и возможностями федерального бюджета по финансированию
«Голоса России» действительно обострялась неоднократно. И как следствие
возникали сложности в загрузке передатчиков, на что сетовали участники
совещания в РТРС.
Между тем решение этой проблемы лежит в такой плоскости, которая по большому
счету находится вне компетенции РГРК и не зависит от доброй или злой воли
руководства «Голоса России»: федеральный бюджет разрабатывает правительство,
принимает парламент, утверждает президент. «Голос России», как и остальные
госвещатели, разумеется, на подготовительном этапе формулирует свои предложения
(фактически «заявки» на некую часть федерального субсидирования, которые
совсем не обязательно будут удовлетворены в полном объеме), но затем,
когда закон о бюджете вступает в силу, скорректировать что-либо крайне
трудно, почти невозможно.
Теперь обратимся к статистике. С 1 января 2002 г., вскоре после образования
ФГУП «Российская телерадиосеть», тарифы на услуги по связи для вещателей
(а это почти исключительно аренда передатчиков, которые находятся в ведении
РТРС) выросли на 10%, с 15 октября 2002 г. (заметьте, второй раз за год)
– еще на 15%, с 1 июля 2003 г. – опять на 15%. Это было бы не так страшно,
если бы повышение тарифов заранее учитывалось в федеральном бюджете и
компенсировалось увеличением госдотаций. Однако, как легко заметить, два
из трех повышений тарифов производились в середине года и, следовательно,
не закладывались в бюджете на текущий период. Понятно, что «Голос России»
попадал в очень трудное положение. Ведь около 70% затрат этой компании
– оплата передатчиков «Ростелерадиосети». И, например, в результате скачка
тарифов в середине 2003 г. у РГРК образовывался дефицит почти в 50 млн
руб.
Между тем незадолго до того многие специалисты (причем, что не одни лишь
вещатели) доказывали, что этот шаг может повлечь за собой негативные последствия:
отрасль столкнется со снижением загрузки технических средств. А это в
свою очередь неизбежно не только коснется вещателей и аудитории («Голос
России» на всех континентах слушают сотни тысяч человек), но и бумерангом
ударит по самой РТРС (в простое окажутся сотни сотрудников и значительные
производственные мощности). Однако РТРС и МАП к этим аргументам не прислушались,
и получилось то, что получилось…
Чем подобные ситуации чреваты? Здесь сделаем небольшое отступление. Далеко
не все радиослушатели представляют, что такое передающий радиоцентр, в
особенности мощный. Это, по существу, целая фабрика: на большой площади
находятся производственные корпуса (где размещаются различные службы и
оборудование), антенно-мачтовые сооружения и т.д. Там все весьма масштабно:
скажем, высота радиобашен может достигать сотен метров, а, допустим, лампу
в мощном передатчике под силу заменить… лишь двум физически здоровым мужчинам
– одному ее не поднять. Ну и кпд подобных передающих средств, которые
зачастую создавались десятилетия назад, к сожалению, не слишком высоко
– на излучение собственно радиосигнала затрачивается сравнительно небольшой
процент электроэнергии. Конечно, в такого рода центрах существуют системы
охлаждения, они же… системы обогрева – как производственных помещений,
так и близлежащих жилых домов. Нередкость, когда радиоцентры отапливают
и снабжают горячей водой поселки и городские районы. По сути, они градообразующие
предприятия: предоставляют рабочие места для трудоспособного населения
и являются необходимой составляющей систем жизнеобеспечения в данных населенных
пунктах. Не нужно обладать богатой фантазией, чтобы вообразить: что может
произойти с подобными радиоцентрами, их работниками и живущими рядом людьми
(в особенности в северных районах и на востоке страны), остановись вещание
после очередного повышения тарифов.
Вместе с тем и над отечественным Иновещанием в целом нависла в тот момент
серьезная угроза. Если бы частоты, в свое время закрепленные за Российской
Федерацией Международным союзом электросвязи, в одночасье перестали использоваться
нашим Иновещанием, то они могли быть переданы другим (читай – зарубежным)
международным вещателям. Таким образом, Россия безвозвратно утратила бы
часть своего национального достояния – частотного ресурса, который она
получила в том числе по праву страны – победительницы во второй мировой
войне.
Поэтому неудивительно, что в подобной ситуации РГРК делала все от нее
зависящее, чтобы избежать катастрофы. Стучалась в двери различных министерств
и ведомств, многократно обращалась в вышестоящие инстанции, направила
массу писем – в МПТР, МИД, Минфин, Совет Федерации, Совет безопасности
РФ, Центральный федеральный округ… И наконец-то «Голос России» был услышан
в собственной стране теми, от кого зависела его судьба: РГРК стала едва
ли не единственным электронным СМИ, которое специальным решением было
дополнительно профинансировано из казны в 2003 г. после утверждения бюджета.
Правда, из-за повышения тарифов на услуги РТРС «Голос России» запрашивала
50 млн руб., а получила около 40 млн. Причем эти деньги, насколько мне
известно, пошли не на производство радиопрограмм, не на модернизацию студий
и аппаратных, не в фонд заработной платы РГРК, а были перечислены «Ростелерадиосети»
в счет оплаты передатчиков.
Между тем многие зарубежные иновещатели зачастую предпочитают арендовать
технические средства в странах, на которые ведут передачи, либо на близлежащих
к этим государствам территориях. Да что далеко ходить: «Голос Америки»,
ВВС, «Немецкая волна», «Радио «Свобода» и другие иностранные радиостанции
в очень значительной степени вещают на Россию с российской же территории,
используя сооружения и оборудование, принадлежащие, как правило, опять-таки
российским компаниям и предприятиям (в том числе государственным – тому
же ФГУП РТРС).
Впрочем, «Голос России» тоже арендует передающие устройства за границей,
прежде всего – в странах СНГ. Не только потому, что там еще в советское
время с учетом нужд отечественного Иновещания была создана соответствующая
производственно-техническая база, но и потому, что при такой организации
вещания «Голос России» может стать ближе к аудитории и получить частоты
в FM-, УКВ- и AM-диапазонах (это делает российские программы более доступными
для широкого круга зарубежных слушателей, обеспечивает высокое качество
сигнала, да и попросту нередко дешевле обходится вещателю). К примеру,
«Голос России» на Украине арендует мощные технические средства в гг. Николаеве
и Одессе, с 1 апреля с.г. передачи российского Иновещания выходят в FM-диапазоне
в Крыму; в Литве недавно РГРК получила лицензию на бывшую советскую средневолновую
частоту и уже вышла в эфир.
«Голос России» транслируется также через передающие технические средства,
расположенные в ФРГ, Китае, Ватикане. Причем в отношении Германии соглашение
было заключено еще в советские времена и с тех пор не утратило силы. Правда,
в начале 90-х гг. в высоких сферах педалировали мнение, что договор, касающийся
Иновещания с территории Германии, необходимо расторгнуть. К счастью, эта
точка зрения не возобладала. Благодаря чему и теперь из ФРГ «Голос России»
на средних волнах распространяется практически на всю Европу. Кстати,
РГРК сотрудничает с таким колоссом, как «Дойче Телеком»; в частности,
именно с ним «Голос России» не столь давно прорабатывал внедрение DRM-стандарта
и уже осуществляет вещание в «цифре» с передатчика, установленного в пригороде
Берлина.
Всего в так называемом дальнем зарубежье «Голос России» распространяется
через 12 передатчиков. Это порядка 7-8% от общего числа данного вида оборудования,
применяемого отечественным Иновещанием. Конечно, РГРК могла бы нарастить
количество арендуемой за рубежом техники, что, вероятно, для радиокомпании
по многим соображениям выгоднее. Но тогда бы в той же РТРС, еще раз подчеркну,
была утрачена часть рабочих мест, определенная доля передающих мощностей
оказалась не востребована, арендные выплаты и налоги поступали не в нашу
госказну, а поселки возле вещательных центров в России оказались перед
угрозой вымирания…
Между тем объем вещания и загрузка передатчиков – отнюдь не одно и тоже.
Вопреки непрерывному росту тарифов «Голос России» сумел увеличить в 2003
г. общий объем вещания в сутки по сравнению с предшествующим годом не
на три часа, как планировалось, а на семь (в частности, на пять часов
стали продолжительнее передачи на русском языке на страны СНГ и на два
часа – на арабском языке на регион Ближнего Востока; насколько это важно,
думается, не надо объяснять), в результате чего в целом средняя ежедневная
продолжительность передач РГРК в минувшем году составила 89 ч. Совершенно
очевидно, что это отвечает интересам информационного, культурного и иного
присутствия России в международном медийном пространстве.
Однако, когда в середине 2003 г. случился очередной скачок арендной платы
за передающие средства, РГРК фактически оказалась перед жестким выбором:
следуя коренным интересам России сохранить объемы вещания (в том числе
в названных ключевых регионах мира) либо оставить прежними загрузку и
число используемых передатчиков. Понятно, что «Голос России» избрал первый
вариант.
Попробуем заглянуть в ближайшее будущее. По официально не подтвержденным
сведениям, РТРС дала обещание в текущем году не поднимать цены на передатчики,
используемые «Голосом России». Значит, такое повышение для этой радиокомпании
нужно ждать, скорее всего, в начале следующего года. Ключевой вопрос для
РГРК заключается в том, будет ли это отражено в бюджете на 2005 г. Если
да, то есть шанс, что «Голос России» получит достаточное финансирование
и загрузит передатчики РТРС по полной программе и с надлежащей оплатой.
Воплотится ли оптимистический сценарий в реальность, покажет время. Сейчас
же в связи с сентябрьским ростом тарифов «Голос России» и ФГУП РТРС, похоже,
достигли консенсуса, придя к некой взаимной договоренности.
Однако «Голос России» – исключение из общего правила. Остальным вещателям
ФГУП РТРС ничего подобного не обещало. По крайней мере, нам о подобных
обещаниях ничего не известно…
|
|