Региональная конференция радиосвязи в Женеве
Вэтом году произошло два знаковых события. 25 мая Председатель Правительства
РФ М.Е.Фрадков подписал распоряжение N№706-р, в котором первым пунктом
значится: «признать целесообразным внедрение в Российской Федерации европейской
системы цифрового телевизионного вещания DVB». А 10 – 28 мая в Женеве
состоялась первая сессия Региональной конференции радиосвязи (РКР), где,
наряду с другими вопросами, речь шла о цифровизации вещания. К обоим этим
событиям непосредственно причастен В.И.Павлов, являвшийся заместителем
руководителя российской делегации на международной конференции и на протяжении
ряда лет возглавлявший Департамент радио, телевидения и спутниковой связи
в Минсвязи РФ.
В беседе с обозревателем Install-Pro Юрием Петровским г-н Павлов отметил,
что в целом женевская встреча прошла для российской стороны успешно. Администрация
связи РФ внесла пять предложений самостоятельно, еще 13 вместе с администрациями
связи других государств – членами Регионального содружества в области
связи (РСС). Все эти 18 предложений были приняты и вошли в решения первой
сессии РКР.
Так,
администрации связи Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, России
(она координировала эту работу), Узбекистана, Таджикистана и Туркмении
совместно подготовили и направили сводные списки существующих и намечаемых
аналоговых телестанций, расположенных на территории от 40 до 170 град.
в.д. Рассмотрение проходило непросто, сначала эти предложения были отклонены.
Оппоненты настаивали на том, что нужно принять списки только действующих
станций, намечаемые же не учитывать. Но если бы эта позиция взяла верх,
то в перечисленных выше странах нельзя было бы в настоящее время и в будущем
вводить в действие новые наземные ТВ-станции, работающие в аналоговом
режиме. Между тем переход на «цифру» в этих государствах только начинается
либо намечается. Естественно, подобное решение РКР негативно отразилось
бы на ситуации в телевещании в России и у ее соседей. Однако сводные списки
в Женеве удалось отстоять.
Вместе
с тем главная цель РКР – подготовить новое Региональное соглашение и план
для цифровой наземной радиовещательной службы в полосах частот 174 – 230
и 470 – 862 МГц (собственно, в рамках этой задачи и рассматривались упомянутые
выше сводные списки). Конференция организована согласно решению Международного
союза электросвязи (МСЭ), резолюция (N№1185) которого предполагает также
пересмотр региональных соглашений «Стокгольм-1961» и «Женева-1989». Эти
соглашения, «пронумерованные» в соответствии с датами их принятия, на
протяжении десятилетий и до сих пор являются краеугольным камнем в международном
распределении частот и в построении вещания в Европе и отчасти на других
близлежащих континентах (недаром теперь речь идет о расширенной зоне планирования).
Тем временем необходимость перемен вследствие стремительного прогресса
технологий и все более широкого распространения «цифры» стала совершенно
очевидной. Воплотить эту необходимость в конкретные решения и призвана
РКР 2004 – 2006 г.
Конференция обозначается двойной датой, так как проводится в несколько
этапов. В мае состоялась первая сессия. Ее продолжение – межсессионное
пробное планирование, которое должно завершиться проектами частотного
территориального плана для каждой страны-участницы. Эти проекты необходимо
представить не позднее февраля 2006 г. в бюро радиосвязи МСЭ. На май 2006
г. намечена вторая сессия РКР, которая рассмотрит представленные проекты
планов и предложения. Финальным аккордом должно стать принятие нового
соглашения по вещанию и планов цифрового телевизионного вещания (ЦТВ)
на европейском континенте и в ряде стран Азии и Африки.
Следует заметить, что сейчас к первому и части третьего района планирования
ЦТВ (на которые и будет распространяться решения РКР) относятся 119 государств.
И все они ориентируются на использование системы DVB. Поэтому, принимая
на правительственном уровне официально к внедрению DVB, Россия делает
еще один большой шаг к эффективному вхождению в мировое информационное
пространство (прежде всего, конечно, европейское) и к дальнейшему укреплению
своих позиций в международном эфире и инфотелекоммуникационной области.
Разумеется,
влияние и весомость решения Правительства России от 25 мая с.г. международной
сферой не исчерпывается. В первую очередь оно нацелено на прорывное развитие
телевидения внутри страны. «Я не сторонник высокопарных слов, но это действительно
событие очень значительное для России, – подчеркивает В.И.Павлов. – Наверное,
даже более важное, чем в свое время принятие стандарта SECAM. Потому что
это на самом деле, как теперь модно говорить, цифровой прорыв – прорыв
в технологическом плане, а значит, в развитии инфотелекоммуникационной
инфраструктуры в стране в целом». С изданием распоряжения N№706-р появляется
больше возможностей для количественного увеличения и расширения многообразия
как ранее существовавших, так и вновь вводимых услуг, предоставляемых
населению и организациям. Это, во-первых.
Во-вторых, то, что выбор цифровой системы наконец осуществлен («и выбор
правильный», убежден г-н Павлов), полностью развеивает сомнения отечественной
промышленности, на выпуск оборудования какого стандарта – американского,
японского или европейского – делать ставку. Конечно, европейского. Правительство
РФ фактически дало гарантии на этот счет, теперь можно спокойно и уверенно
планировать и развертывать в стране производство аппаратуры системы DVB.
Эта продукция будет востребована прежде всего внутри России, но не только.
«В ней, думается, могут быть заинтересованы и зарубежные рынки», – говорит
В.И.Павлов.
И в-третьих, самому телезрителю будет понятнее, какой телеприемник покупать,
а именно, работающий в DVB. Случается, привезут из-за границы телевизор,
а он не показывает, потому что не «читает» европейский цифровой формат.
Преимущества ЦТВ известны и общепризнаны. В.И.Павлов выстраивает их в
следующей очередности.
Прежде всего это реализация многопрограммности. Если перевести на «цифру»
сеть вещания лишь одного из двух федеральных телеканалов с наибольшими
покрытием территории и охватом населения (таковыми являются «Россия» и
«Первый канал»), то по этой сети в едином стволе можно будет практически
до 99% наших сограждан доводить пять ТВ-программ (в том числе обе названные
общероссийские). Вместо двух телеканалов в «аналоге» станет возможным
распространять десять и т.д. «Количество программ, передаваемых в одном
канале связи, напрямую зависит от степени сжатия сигнала, – констатирует
В.И.Павлов. – А эта технология быстрыми темпами совершенствуется. Поэтому,
думаю, в достаточно близкой перспективе появится возможность транслировать
в одном цифровом пакете не 5, а 9 и более ТВ-программ. Тогда главной проблемой,
как мне кажется, станет не рост количества программ, а то, чем их наполнить,
– проблема контента».
Другое превосходное свойство «цифры» – возможность через сети вещания
организовать доступ в Internet, видео по запросу, другие мультисервисные
услуги, а также вести интерактивные телепередачи. «Сейчас на мобильных
сотовых сетях оказывают такого рода услуги, и на довольно высоком уровне,
– говорит г-н Павлов. – Однако, учитывая ширину канала в телевещании 8
МГц, делать это с помощью ЦТВ можно лучше и качественнее».
И
еще очень важное достоинство цифрового телевещания – более эффективное
использование частотного ресурса. «В больших городах он практически исчерпан,
постепенно усугубляется ситуация и в не столь густо населенных местностях,
– отмечает В.И.Павлов. – А это затрудняет развитие как собственно телерадиовещания,
так и инфотелекоммуникационной сферы».
В чем заключаются необходимые и достаточные условия для внедрения ЦТВ?
В этой связи г-н Павлов называет инвестиции, поставку цифрового оборудования,
соответствующий контент и, естественно, востребованность этой услуги со
стороны потребителей (т.е. миллионов телезрителей).
Последние два пункта особенно взаимообусловлены и, пожалуй, наиболее сложны
в реализации. Для того чтобы телезрители заинтересовались новым продуктом
и новой услугой, ЦТВ должно дать нечто не только привлекательное, но и
«эксклюзивное» – то, чего они каким-то другим образом не получат. В свою
очередь, чтобы этими принципиально новыми возможностями потребители смогли
воспользоваться, требуется модернизация парка бытовых телеприемников.
Такая кардинальная замена десятков миллионов телевизоров, понятно, не
произойдет в одночасье (хотя бы по социальным причинам, в частности из-за
низкой покупательной способности достаточно широких слоев населения).
Неслучайно принятая ранее Министерством связи совместно с Российским агентством
по системам управления (РАСУ) и концерном «Телеком» стратегия перехода
в России на цифровое телерадиовещание предусматривает поэтапность и постепенность
этого процесса, который ориентировочно должен завершиться в 2015 г. Поэтому
согласно варианту «мягкой цифровизации» предполагается, что сначала широким
спросом будут пользоваться в основном цифровые приставки к аналоговым
телевизорам и так называемые гибридные телеаппараты.
Что касается приставок, то здесь напрашивается сравнение с периодом, когда
только начиналось телевещание в дециметровом диапазоне. В то время «дециметровые»
приставки к «метровым» телевизорам были абсолютно нормальным, рядовым
явлением. Естественно, теперь речь идет о других бытовых устройствах,
но не менее простых в пользовании. «Главные составляющие в подобных приставках
– два блочка: декодер и демодулятор», поясняет г-н Павлов.
Эти же два блока должны присутствовать в гибридных телевизорах. Перевести
же такие бытовые модели из аналогового в цифровой режим можно будет, подключив
соответственно декодер и демодулятор.
На
начальных этапах намечается использовать также гибридные телепередатчики,
которые путем замены модуляторов будут переводиться с аналогового на цифровой
режим вещания. Очень важно, что такого рода продукцию в необходимых количествах
и с нужным качеством вполне в состоянии выпускать отечественные предприятия;
соответствующие исследования и подготовительные работы осуществлены. Потребность
в цифровых телепередатчиках будет исчисляться в тысячах штук, и нет надобности
вдаваться в подробности, что этот рынок необходимо сохранить за отечественной
промышленностью. В противном случае Россией могут быть безвозвратно утрачены
позиции на рынке радиотелевизионного оборудования, а этот рынок для нас
оценивается на период до 2015 г. в объеме порядка 16 млрд долл.
На самом деле цифровизация системы телерадиовещания в стране уже реализуется.
Доля аналоговых оборудования и производственных процессов в подавляющем
большинстве аппаратно-студийных комплексов в стране неуклонно сокращается
и нередко приближается к 10% и менее. Использование же цифровых технологий
быстрыми темпами растет, обещая в не столь отдаленной перспективе окончательно
вытеснить «аналог». Едва ли не повсеместно сигнал из телецентров передается
в цифровом виде.
Если же говорить о сети распространения программ, то и там «цифра» завоевывает
все новые позиции. Почти все негосударственные телевещатели общероссийского
масштаба (а порой и межрегиональные и региональные) ретранслируют свои
передачи по цифровым, в первую очередь спутниковым каналам связи. До недавнего
времени лишь сеть распределения государственных программ работала в «аналоге».
Но и она благодаря совместному решению Минсвязи, МПТР и МИД в последние
несколько лет интенсивно модернизируется. Как отметил В.И.Павлов, уже
переведена на цифровое распределение телепрограмм спутниковая сеть (как
в космическом, так и частично в наземном сегментах) в вещательной зоне
«Г» (Урал и отчасти Западная Сибирь), близится к успешному окончанию модернизация
в зонах «М» (Европейская Россия) и «А» (Дальний Восток), разворачиваются
работы в зонах «Б» и «В» (Восточная и Западная Сибирь). В 2005 г. модернизацию
спутниковой системы распределения гостелерадиопрограмм намечено завершить.
Однако и здесь не удалось избежать известной несогласованности. Так, г-н
Павлов сообщил, что под эгидой Минсвязи РФ (на основе осуществленных НИОКР)
подведомственный министерсту Научно-исследовательский институт Радио и
ОАО «Телеком» совместно разработали и изготовили наземную спутниковую
станцию, рассчитанную на прием четырех телевизионных и такого же числа
радиопрограмм в «цифре». Предполагалось в цифровой пакет включить телеканалы
«Первый», «Россия», «Культура» и звуковые программы «Радио России», «Маяк»
и «Радио «Культура» (либо «Юность»); плюс таким же образом распределялись
бы по одной региональной (или иной) теле- и радиопрограмме.
Между тем, по признанию В.И.Павлова, ведущий оператор наземного эфирного
вещания ФГУП РТРС является естественным монополистом и вправе действовать
подобным образом. И, заметим от себя, оно пользуется этим правом в полной
мере…
Необходимы
ли какие-то защитные меры перед лицом растущего экспорта бытового и профессионального
телерадиооборудования? «Это вопрос не ко мне, – говорит г-н Павлов. –
К тому же он сегодня, в условиях рынка не совсем корректен. Если мы хотим,
чтобы наша бытовая аппаратура соответствовала международному уровню, то
нужно в конкурентной среде совершенствовать производство и в результате
повышать качество самой конечной продукции». Что касается оборудования
и технологий, применяемых для вещания и производства программ, то тут
В.И.Павлов повторил тезис: размещать заказы и осуществлять закупки – это
право операторов вещания и связи. Так что и ответ на подобный вопрос должны
давать они, равно как и нести ответственность за последствия принятых
ими решений. Причем операторы сами зачастую заинтересованы в государственной
поддержке собственных проектов. А раз так, то они должны сами проявлять
активность, «выходить наверх» с обоснованными предложениями, аргументировать
свои доводы и т.д.
Какие наиболее крупные шаги предстоят на пути внедрения системы DVB в
России в ближайшее время? «Они четко обозначены в упоминавшемся выше решении
Правительства России», – считает г-н Павлов.
Председатель Правительства РФ своим распоряжением N№706-р обязал ряд министерств
«в 2004 г. завершить разработку и обеспечить введение в действие в установленном
порядке российских стандартов системы цифрового телевизионного вещания
DVB». «Работы по адаптации европейской системы DVB к российской информационной
структуре, – рассказывает В.И.Павлов, – активно проводились Минсвязи совместно
с МПТР и РАСУ в течение 2002-2003 гг. с привлечением практически всех
научно-исследовательских учреждений, действующих в этой сфере: НИИР, ВНИИТР,
ВНИИТИ, ВНИИТ и др». По его словам, к лету этого года были практически
разработаны 18 национальных стандартов и три нормы (правила) стандартизации
в области цифрового телевизионного вещания. К настоящему времени они направлены
в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и,
по мнению г-на Павлова, до конца текущего года пройдут соответствующую
процедуру утверждения.
Вместе с тем распоряжение М.Е.Фрадкова от 25 мая с.г. предписывает федеральным
Министерству информационных технологий и связи, Министерству экономического
развития и торговли, Министерству культуры и массовых коммуникаций и Министерству
промышленности и энергетики «в 2005 году разработать и представить для
одобрения в Правительство Российской Федерации программу развития в Российской
Федерации системы цифрового телевизионного вещания DVB». «Есть все основания
надеяться, что поставленная задача будет выполнена успешно и в срок»,
– заключил беседу В.И.Павлов.
|
|