Парад на Красной площади. Взгляд звукоинженера
То, что видит зритель, присутствующий на трибунах у Мавзолея или
наблюдающий по телевизору военный парад на Красной площади, – это лишь
завершающий аккорд действа, сверкающая вершина айсберга, скрывающего от
зрителей огромный труд множества людей, создающих четкий отлаженный механизм
представления. Параду предшествуют как репетиции непосредственных участников
мероприятия, так и кропотливая подготовка различных служб. Немаловажный
вклад во все это вносят технические подразделения, одно из которых занимается
звуком, и о котором пойдет речь в этой статье.
Ольга Кравцова,
www.artefakt.ru
Звуковой тракт парада
К парадам готовятся на Ходынском поле. Неизвестно, как будет
дальше (сейчас Ходынка усиленно застраивается), но до сих пор все репетиции
парадов проводились именно там. На поверхности поля наносят очертания
Красной площади, строят необходимые макеты, проводят тренировки. Там же
отрабатывают и звук.
В связи с тем, что полноценное действо идет сначала на Ходынке, а затем
– на главной площади страны, всегда существовало два комплекта звуковой
аппаратуры. Один, мобильный («полевой»), размещается в автобусе ПАЗ и
работает на Ходынском поле во время репетиций. А другой, стационарный
(«боевой»), находится в Никольской башне Кремля и задействуется непосредственно
на параде.
Два правительственных автомобиля – командующего парадом и министра обороны
– комплектуются микрофонами и с точки зрения звукотехники представляют
собой два отдельных аудиотракта.
За звук отвечают два оператора. Второй оператор выбирает сигнал одного
из автомобилей, который следует подать в эфир, первый принимает окончательное
решение, выдавая звук в эфир с соответствующими регулировками и громкостью.
Отрегулированный и обработанный сигнал передается на трансляционные точки,
где стоят усилительная аппаратура и динамики, доносящие звук до слушателей
в различных местах Красной площади.
В процессе подготовки этого материала мы встретились с человеком, который
отвечал за звуковое обеспечение последних 38 главных военных парадов страны
и занимался звуком как на Ходынке, так и на Красной площади. Это – связист
Юрий Константинович Шилин, офицер в четвертом поколении, правнук Георгиевского
Кавалера, командира полка Российской Армии. Встречу с Юрием Константиновичем
нам помогли организовать представители компании A&T Trade, поставившие
в начале 2004 г. новейший комплекс звукового оборудования для обеспечения
парадов на Красной площади.
Как это было
Армейские аппаратные комплексы, обеспечивавшие звук на парадах,
живут долго. Один из первых комплектов аппаратуры включал в себя усилитель
УМ-100 – ламповое устройство, размещавшееся в зеленой металлической коробке;
вместо сетки – рифленое железо внахлест для охлаждения, и две лампы по
50 Вт. Если раскачать тракт на полную мощность, то не то что к лампам,
даже к кожуху прикоснуться нельзя – так он раскалялся! Поэтому максимально
допустимая мощность находилась в пределах 70 Вт. Со временем эта аппаратура
стала выставочным экспонатом музея части, располагавшейся в Петровских
казармах в Сокольниках. К сожалению, в процессе демократизации музей исчез
вместе с комплектом аппаратуры. Скорее всего, эти приборы просто оказались
на помойке, а жаль — история страны, в очередной раз оказалась утеряна.
В парадную команду молодой офицер Юрий Шилин попал в 1973 г. Комплект
звукового оборудования, с которым Юрий Константинович познакомился год
спустя, был создан российскими инженерами Научно-испытательного института
связи в Мытищах. Оборудование было уникальным, не выпускавшимся серийно.
Полевой
комплекс состоял из двух усилительных блоков по 500 Вт и микшерского пульта,
принимавшего сигналы без резервирования. В Никольской башне Кремля стоял
стационарный комплект соответствующего уровня. Руководители парада перемещались
по площади на двух автомобилях, и выбор микрофонов какого из двух автомобилей
пустить в эфир производился самым бескомпромиссным способом – тумблером.
Если учесть степень ответственности, которая лежала на всех участниках
этого действа, то становится понятен уровень надежности аппаратуры, которая
должна была безупречно функционировать в отсутствии систем резервирования.
Комплекс работал до 1985 г. Но всему, даже самой надежной аппаратуре,
отпущено свое время. И в 1985 г. на генеральной репетиции внезапно отказали
усилительные блоки двух трансляционных точек. Операторам пришлось проявить
инициативу, переключив остатки мощности на динамики, обслуживавшие главную
трибуну. Впрочем, «переключить» – сказано слишком мягко. Чтобы обеспечить
доступ к устройству, требовалось вывинтить 28 винтов. Однако времени на
это не было, и оператор вырвал лист металла голыми руками, погасил огнетушителем
горящие провода, после чего успел мобилизовать оставшиеся усилительные
блоки.
Тем не менее продолжать работу на данном комплексе не представлялось возможным.
А главный военный парад в стране, имевшей статус сверхдержавы, был архиважным
делом. И тогда срочным решением политбюро ЦК КПСС офицер Шилин был назначен
ответственным за создание нового комплекса с правом подписания эскизных
документов по оборудованию для передачи их в производство.
Комплекс изготавливали в течение 9 месяцев, и к параду 1986 г. он был
готов. Мобильный комплект установили в традиционный бело-голубой автобус.
Автомобили командующего парадом и министра обороны были укомплектованы
новыми специально разработанными микрофонами-пушками. Микрофонный тракт
включал в себя и уникальные радиопередатчики, высокочастотные кварцы для
которых «растили» на космической станции «Мир» (вот, оказывается, для
чего, в частности, работала наша космонавтика!). Чтобы не повторился конфуз
1985 г., комплекс предусматривал аппаратное резервирование.
Последний раз эта аппаратура отработала на параде 2003 г., когда внезапно
отказала часть приборов, установленных в одном из правительственных автомобилей.
Однако, благодаря учету возможных отказов и аппаратному резервированию,
это не привело к сбоям.
Тем не менее разговоры о смене оборудования велись уже с 1995 г. Именно
к концу лета 2003 г. сформировалось понимание, каким должен быть новый
комплекс. К тому времени полковник Шилин уже вышел в отставку и возглавлял
фирму «АТЭКС». Именно «АТЭКС» и «Телеком» стали исполнителями госзаказа
по разработке нового аудиотракта для озвучения парадов на Красной площади.
Специалисты компании «АТЭКС» проанализировали рынок и в августе того же
года начали переговоры с A&T Trade, а 25 декабря подписали официальный
договор на поставку аппаратуры.
Новый комплекс, родившийся 20 апреля 2004 г., собирался в течение четырех
месяцев. Это было очень напряженное время и для инженеров «АТЭКСа», и
для сотрудников A&T Trade. Работу по сборке, доработке и наладке оборудования
осуществляла фирма «АТЭКС» под наблюдением госкомиссии. На счету были
каждый день и час. Тест по всему комплексу в целом прошел на Ходынском
поле 20 апреля во время первой репетиции парада, которая одновременно
была и госиспытанием.
Современный комплекс
Современный
аппаратно-технический комплекс озвучения парадов на Красной площади традиционно
представляет собой два комплекта – мобильный и стационарный. Новый комплекс
предусматривает полное резервирование звукового тракта. Как и раньше,
микрофоны установлены на автомобилях объезжающих войска главнокомандующего
и министра обороны. Поэтому основное назначение аппаратуры – получить
качественный сигнал с микрофонов и выдать его в радио- и телевизионный
эфир, а также на Красную площадь.
Микрофонный тракт
Микрофонный тракт звукового обеспечения парада собран на базе
аппаратуры Shure. Почему именно Shure? Видимо, не в последнюю очередь
потому, что этот производитель известен своими разработками для военно-промышленного
комплекса США. А военные люди разных стран испытывают повышенное доверие
к приборам, создаваемым именно для военных ведомств.
Два основных (и один резервный) автомобиля укомплектованы микрофонными
комплексами, состоящими из трех дублирующих друг друга микрофонов. При
анализе комплектации были опробованы различные модели, и выбор пал на
«пушки» Shure SM-89. Особой гордостью инженеров «АТЭКС» явилась доработка
аппаратуры, позволяющая не терять интенсивности сигнала при повороте головы
говорящего военачальника.
Микрофоны
установлены в ажурную металлическую конструкцию, которая регулируется
во всех плоскостях и крепится к полу машины. Выбор сигнала одного из трех
микрофонов происходит автоматически в модуле, расположенном до передатчика.
Микрофонный сигнал дублируется двумя передатчиками Shure, работающими
на разных несущих частотах. Для каждого передатчика имеется автономное
питание – устройства снабжены уникальными блоками питания и мощными гелевыми
аккумуляторами. Кроме того, предусмотрен дистанционный контроль питания
– также разработка специалистов фирмы «АТЭКС».
Юрий Константинович Шилин особо подчеркивает тот факт, что их компании
пришлось убеждать инженеров Shure в необходимости ряда существенных доработок
стандартной аппаратуры. Представители заказчика были командированы в Германию,
где доказали немецким специалистам преимущества своего решения и добились
модификаций. Однако и после этого часть доработок производилась в Москве.
Излучаемый передатчиками сигнал по радиоканалу попадает в приемники блока
управления (в Никольской башне используются выносные антенны на специальном
креплении). Питание приемников – взаимно независимое, исключающее одновременное
выключение устройств. Следующий шаг – подавление обратной связи. А дальше
сигналы поступают на пульт и маршрутизатор.
Микширование и маршрутизация
В качестве машрутизатора сигнала используется процессор Shure
P4800 – цифровая матрица, имеющая четыре входа и восемь выходов, управляемая
как с панели прибора, так и от компьютера. По словам представителя компании
«АТЭКС», преимущество компьютерного управления состоит в том, что все
направления сигнала отображаются на экране.
Сигнал
идет с приемников на микшер, с микшера – в процессор, а затем – опять
на микшер. Именно на этом этапе осуществляется обработка сигналов: предусиление,
компрессия, шумоподавление, эквализация.
На микшерском пульте выбирается один из двух каналов, несущих звук с одного
из двух правительственных автомобилей. Выбором занимается работающий в
наушниках оператор, и, видимо, для сохранения привычных методов работы,
переключение между каналами, как и раньше, осуществляется простым тумблером.
То есть фейдер мастер-секции, куда приходит один из монофонических сигналов
(с автомобиля командующего парадом или с автомобиля министра обороны),
регулирует только его уровень.
Естественно, к пульту подключаются и дополнительные источники сигнала:
проигрыватели компакт- и мини-дисков (например, если во время репетиции
нужно имитировать бой курантов). Весь сценарий действа заранее отрепетирован,
жестко запрограммирован и исключает любую внештатную инициативу.
Микшерский пульт собран из модульных ячеек на базе консоли Soundcraft.
Сборка осуществлялась за рубежом, а в Москве дорабатывалась сама панель
управления: отечественные специалисты убрали все ненужные военному звукорежиссеру
детали и оставили суперлаконичные средства управления – несколько кнопок
и фейдер.
Акустические системы
Из микшерского пульта сигнал поступает в секцию усилителей.
Мониторинг конечного звука осуществляется по приборам и по «живому» звучанию
Красной площади (на репетициях – Ходынского поля). Кроме того, все происходящее
отслеживают видеомониторы (на крыше автобуса установлена вращающаяся видеокамера,
движение которой запрограммировано в строгом соответствии со сценарием
мероприятия).
Парад на Красной площади озвучивают громкоговорители, установленные в
зубцах кремлевской стены. Предусмотрена и дополнительная подзвучка – на
Мавзолее и на стенах ГУМа. Что же касается Ходынского поля, то там озвучение
плаца происходит с помощью акустических систем Martin Audio, о которых
мы расскажем подробнее.
В апреле 2003 г. представители компании A&T Trade, побывав в Лондоне
и услышав на демонстрации линейный массив Martin Audio W8LC, привезли
его в Россию и продемонстрировали на выставке в Санкт-Петербурге. В августе
2003 г. в A&T Trade обратилась фирма «АТЭКС», запросив компактное,
мобильное, надежное и мощное акустическре оборудование для проведения
ответственных мероприятий. Выбор пал на линейный массив Martin Audio,
после чего заказчик предложил провести испытание аппаратуры в полевых
условиях на Ходынском поле. Для этой цели были подготовлены комплект из
четырех колонок и мобильный рэк с пультом Mackie. Вся аппаратура разместилась
в автомобиле «Газель» и отправилась на Ходынку. Испытывая предложенный
комплект, Ю.К. Шилин объехал самые неблагоприятные в звуковом отношении
точки плаца. И, по его словам, результат превзошел все ожидания.
Ближе к декабрю акустическая система от Martin Audio была представлена
компании «АТЭКС» для более детального рассмотрения. Заказчик подверг аппаратуру
весьма жестким испытаниям и остался доволен как качеством исполнения,
так и надежностью.
Однако
после подписания договора дело осложнилось тем, что в Европе в конце декабря
начинаются Рождественские каникулы. В этих условиях всеобщего отдыха следовало
до 20 марта получить всю аппаратуру, чтобы 20 апреля сдать готовый комплект
в эксплуатацию. А ведь колонки Martin Audio производятся на заказ. И изготовление
даже стандартных моделей занимает 6 – 8 недель. Здесь же требовалась модификация.
Тем не менее, несмотря на сложности и напряженный график, английским производителям
удалось выполнить все доработки вовремя, поставив эксклюзивный комплект
в срок.
Специалисты фирмы «АТЭКС» высоко оценивают конструктив новой аппаратуры
от Martin Audio. Помимо качества звука, они подчеркивают надежность и
безотказность систем. Так, все металлические элементы колонок оцинкованы.
Поверхность корпуса дополнительно покрыта специальной краской – это новая
разработка, внедренная при изготовлении колонок для московских парадов.
Краска образует тонкий слой пластика, выполняя функцию декора и защищая
дерево прочной герметичной оболочкой. Внутри – сетка с тем же водонепроницаемым
покрытием. Кроме того, конструкция колонки предусматривает глубоко посаженые
рупоры, что затрудняет доступ влаги к динамикам.
Весь комплекс состоит из 20 колонок W8LC. Каждый набор включает в себя
две тележки по две колонки. Колонки размещены в двух автобусах по восемь
штук в каждом. Один комплект – в резерве. Питание комплекса в полевых
условиях осуществляется от дизельного генератора или от батареи бесперебойного
питания, способной обеспечивать функционирование всей системы в течение
получаса.
Работать аппаратуре Martin Audio приходится в самых экстремальных условиях.
Порой дождь льет так, что заливает рупоры, а ветер бывает такой силы,
что не выдерживает шелк на флагштоке. Не случайно одним из по-военному
жестоких, но показательных тестов на пригодность аппаратуры стало вылитое
в рупор ведро воды, которое не смогло вывести динамики из строя.
Резюме
Предоставим слово Юрию Шилину: «В рамках данного проекта нас
интересовало, прежде всего, качество и надежность создаваемого звукотехнического
комплекса. И работа с фирмами Shure, Martin Audio, A&T Trade оказалась
весьма результативной.
О компании Shure могу сказать, что гибкость ее инженерного персонала позволила
создать действительно уникальную аппаратуру, вобравшую в себя огромный
технологический опыт Запада и наши отечественные идеи. По существу, получился
замечательный творческий тандем – мы анализировали технические достижения
друг друга, получая в итоге бескомпромиссный по качеству и надежности
результат.
То же можно сказать и об английском производителе акустических систем
– компании Martin Audio. Ее специалисты чутко реагировали на наши пожелания.
В свою очередь и мы экономили время, пользуясь их замечательными высокотехнологичными
наработками.
Что же касается A&T Trade, то эта фирма заслуживает самых теплых слов.
Мы хотели получить максимальное количество информации, и сотрудники A&T
Trade содействовали нам в этом весьма и весьма эффективно, предоставляя
информацию, рекомендации, помогая настраивать процессор и иную аппаратуру.
Качество полученного звука полностью устроило и нас, и государственного
заказчика. Что же касается надежности, то обсчет комплекса по этому показателю
дал коэффициент, близкий к единице – не только благодаря самому «железу»,
но и за счет гибкой конфигурации плюс взаимодействия всех составных элементов
системы».
По словам директора по рекламе A&T Trade Кузнецова Д.А., создание
комплекса озвучения парадов на Красной площади стало для компании одним
из самых важных и значимых проектов 2004 г. Нестандартный подход заказчика,
технологии ведущих мировых производителей, чуткость и интерес дистрибутируемых
фирм к новым московским идеям, а также согласованные действия команды
профессионалов компаний «АТЭКС» и A&T Trade позволили быстро и успешно
осуществить этот непростой проект».
Парад, состоявшийся 9 мая 2004 г. на Красной площади, был проведен с использованием
нового комплекта аппаратуры. Звукоинженеры парада получили благодарность
от руководителей страны. Значит, с парадами в России, как и раньше, все
в порядке. Конечно, можно по-разному интерпретировать этот факт. Но интерпретация
– дело политиков. А с точки зрения звукотехники новый комплект аудиоаппаратуры
для главного военного действа России – это очередной этап истории звуковой
отрасли нашей страны.
Дополнительная информация – компания A&T Trade
|
|