Формирование тракта радиостанции
Кирилл Мантульников Продакшн- и программный директор «Радио
Ростова», 101,6, Ростов-на-Дону www.radiorostov.ru Создатель и
модератор Конференции rusFMpro www.rusfmpro.ru
В этой статье речь пойдет о формировании тракта радиостанции. Откуда
появляется сигнал, что с ним происходит, куда он попадает и что в
результате от него остается? Постоянное общение с коллегами посредством
Internet показало, что некоторые вопросы, на первый взгляд простые и не
требующие большого внимания, могут значительно повлиять на конечный
продукт. Мы будем говорить о коммерческих музыкальных
FM-радиостанциях. Вполне возможно, не все вопросы, которые будут здесь
рассматриваться, заинтересуют читателей. Например, некоторые станции не
имеют своего передающего оборудования, а арендуют передатчик и антенну на
РПТЦ. Или радиостанции, ретранслирующей сетевого партнера, вряд ли
понадобится столь серьезная подготовка плей-листа, как самостоятельной
радиостанции. В сети уже довольно много ресурсов и статей, посвященных
этим вопросам. Отмечу особо сайт Сергея Комарова, Игоря Гузея. Есть еще
конференция rusFMpro, поддерживаемая вашим покорным слугой, но в ней нет
статей как таковых – там идут обсуждения. Если вы не были еще на этих трех
сайтах, рекомендую немедленно заняться их изучением. Кроме того, хочу
поблагодарить Александра Кравченко и журнал «Шоу-Мастер» за книгу «Большие
записи», которую также рекомендую всем, кто работает со звуком. Весь
процесс появления звука и его обработки напоминает мне течение реки. Так
же, как и река образуется из множества маленьких ручейков, звук нашего
радио складывается из разных источников. Программа радиостанции
формируется из разных составляющих – новостей, музыки, оформления,
рекламы, голоса ведущего… Собранная в одно русло, она устремляется через
своеобразные «плотины и водохранилища» – сигнал проходит обработку по
динамике. Через устье – линию подачи и антенно-фидерный тракт –
река-программа попадает в эфирный океан, куда впадает множество других
рек-радиостанций… Однако хватит лирики. Любая радиостанция – это звук.
Именно им мы и займемся. Начнем по порядку – с источников. На
сегодняшний день альтернативы компьютеру практически нет. Вещание можно
ве сти с различных платформ и систем – IBM, Apple, даже с такой
экзотичной, как система BeOS. Мы будем рассматривать систему на IBM PC как
самую популярную де-факто. Существуют еще радиостанции (в том числе и
головные станции сетевых вещателей), работающие с компакт-дисков, но это,
как правило, или принципиальные требования (например, Динамит-FM), или
чересчур осторожная политика руководства станции (кстати, далеко не всегда
безосновательная). Основная масса вещателей перешла на работу с
компьютера. Однако практически все предлагаемые сегодня программные
продукты имеют один из двух существенных недостатков: они или очень
дороги, или не дают уверенности в 100 %-ной надежности. Небольшое
отступление. Мне часто приходится сталкиваться с тем, что многие не
понимают различия между разными видами программного обеспечения для
радиостанций. Например, бывает просьба типа: «посоветуйте программу для
вещания» с ремаркой «Powergold не предлагать». Существуют как минимум три
активно используемых вида программ для радиовещания. • Программа
подготовки музыкального плей-листа. Установлена на рабочем месте
программного и/или музыкального директора. Самая известная программа в
России – Powergold. Есть еще Selector, Music1. Российских разработок
практически нет (а те, что есть, вряд ли могут называться полноценными
программами подготовки музыкального расписания). • Программы подготовки
рекламного плей-листа. Вотчина рекламного отдела. Нас интересует только
формат рекламного плей-листа, который получается на выходе. Примеры – ATM
by Digiton, Advertising Sheduler. Практически все российского (или
ex-СССР) происхождения. • Вещательная программа («программы
автоматизации вещания»). Установлена на эфирном компьютере. Рабочее место
ведущего эфира. От надежности, удобства, функциональности продукта зависит
успех всей радиостанции. Используются как отечественные, так и зарубежные
разработки. Есть еще класс программ, активного использования которых на
радиостанциях России я не видел. Это программы для работы отдела новостей.
Кроме того, к формированию именно звукового материала они не имеют
непосредственного отношения, поэтому их мы не будем рассматривать. Нам
будут интересны программы, используемые в студии подготовки программ, но
их классификацию мы затронем позже. Перед каждой радиостанцией рано или
поздно встает вопрос: какой именно продукт выбрать? Меньше всего советую
обращать внимания на то, что пишут сами производители программ.
Пообщайтесь с коллегами, поспрашивайте. Если речь идет о вещательной
программе, выделите отдельную машину и установите на нее тестовую версию
программы, чтобы погонять в «полевых условиях». Конечно, все зависит от
бюджета и от амбиций вашей станции. Если вы планируете ретранслировать
«Большого Брата» и собственное вещание для вас представляется излишней
роскошью – возможно обойтись минимальным комплектом, но более
качественного продукта. Вам необходимы будут сервисы определения
регионального блока по джинглу и/или по DTMF-коду. Для станций со 100
%-ным своим вещанием этот сервис не нужен, но гораздо важнее
эргономичность. В последнее время появилось достаточно много интересных
разработок подобных программ на территории ex-СССР. Кроме того, в случае
собственного вещания вам понадобится программа подготовки расписания.
Формирование звуковой программы радиостанции начинается с создания
плей-листа. Конечно, до этого необходимо провести большую работу по
созданию, форматированию и подготовке к запуску радиостанции, но об этом
мы поговорим в других статьях. Два момента, которые хотелось бы отметить:
для корректной работы программ автоматизации при подготовке фонотеки надо
очень тщательно и внимательно заполнять поля «Путь» и «Имя файла» карточки
песни, а для корректной работы программы подготовки расписания – поля
«Артист» и «Название». Вообще я советую сразу вносить как можно больше
известной информации о каждой песне (не только ту, которая необходима в
данный момент). Это не сложно, но позволит в дальнейшем строить свою
работу, исходя из необходимостей, а не из возможностей. Итак, формат
определен, фонотека подготовлена. Остановимся на некоторых
вопросах. Надо постоянно помнить и следить за тем, чтобы разные
компоненты нашего радиовещательного комплекса были совместимы друг с
другом. Иными словами, нужно добиться того, чтобы расписание,
подготовленное в одной программе, было понятно другой программе, которая
будет воспроизводить это расписание в эфир. К сожалению, на каких-то
этапах может произойти некоторая потеря информативности. В нашем случае
важно знать, какие форматы плей-листа понимает вещательная программа, и
уже под нее подстраивать форматы экспортируемых из других программ
плей-листов. Большинство программ автоматизации вещания понимает формат
плей-листа, представляющий из себя путь и имя файла по одному на каждой
строчке. Но в каждом случае есть и свои особенности. Например, при вещании
с Raduga, для того чтобы соблюсти часовую сетку, необходимо разбивать
плей-лист по часам и помещать каждый из часовых плей-листов в отдельный
файл. При этом в конце каждого такого файла я бы ставил команду вызова
резервного плей-листа на экстренный случай для избежания тишины в эфире. В
самой Raduga необходимо настроить вызов нового плей-листа в 00 минут
каждого часа. При экспорте расписания в Ultra требуется указывать, кроме
пути и имени файла (кстати, в формате Ultra все поля разделены символом
табуляции), дату и время выхода того или иного трека, причем из времени в
расчет берется только информация о часе выхода, для того чтобы определить
принадлежность песни к тому или иному часу. Обратите внимание, что для
экспорта расписания например из Powergold существует специальная
функция (Automation) программы. От команды Print to File она отличается
тем, что, во-первых, формат файла для программы автоматизации не такой,
как формат файла для ведущего, и, во-вторых, тем, что в файл для системы
автоматизации можно включать дополнительные команды управления. Например,
при экспорте плей-листа для Raduga вполне логичным будет использование
Automation Scheduler для вставки команд загрузки мини-плей-листов с
рекламными блоками и блоками анонсов. Подобным образом, но в другую
папку, экспортируем расписание выхода рекламы и анонсов. Многие используют
программу подготовки рекламного расписания и для создания рекламного
расписания, и для создания расписания выхода анонсов, зачастую даже в
одном файле экспорта. Кстати, для текстовых файлов, используемых для
экспорта информации из одной программы в другую и именуемых в соответствии
с текущей датой, я рекомендую формат ГГ-ММ-ДД. Разделители между полями
могут быть любыми, удобными для вас символами, доступными для именования
файлов. В этом случае файлы в папках будут отображаться по порядку, т.е.
файл, созданный на сегодня, будет в списке последним, если расписание на
завтра еще не создано. Еще одна проблема, на которую хочется обратить
внимание, – это организация вашей базы (под базой я понимаю как звуковые
файлы, так и файлы плей-листов и файлов экспорта). Необходимо сделать это
таким образом, чтобы вы всегда четко представляли себе, где какой файл у
вас лежит. В то же время нужно избежать излишней детализации, ситуации,
когда у вас для каждого файла будет своя папка. Я сталкивался с примерами
организации базы, где музыкальные треки были рассортированы по папкам, по
первой букве имени исполнителя. На мой взгляд, это излишне. Кроме того,
при такой сортировке, где искать песню в исполнении Аллы Пугачевой – в
папке «A» или «P»? При правильном подходе к форматированию станции вполне
возможно поместить все музыкальные треки в одну папку. Хорошо, в две. Я у
себя это сделал так: в папке base\music\ лежит вся «не русскоязычная»
музыка, в папке base\music\russian\ – вся русскоязычная. Кстати, об
именах файлов и папок. К сожалению, с кириллицей до сих пор все еще не
очень просто. Для избежания проблем советую не использовать кириллицу и
пробелы в именах файлов. Пробелы лучше заменять символом подчеркивания.
Если совсем перестраховываться, то можно отказаться и от заглавных букв,
но, думаю, это уже излишне. Прежде чем вы начнете создавать свою фонотеку,
следует определиться с форматом имени файла для музыкальных треков. На мой
взгляд, наиболее оптимальный вариант такой:
Artist_Name_–_Title_Of_Song.ext. Также предлагаю отказаться от
использования артикля the в названиях песен. Иначе, кроме проблем с
сортировкой и поиском песен, вы можете столкнуться с ситуацией, когда в
вашей фонотеке будет по три экземпляра одной и той же песни – в исполнении
The Police, Police и Sting. Все плей-листы мы положим в папку
base\playlists\. Здесь у нас есть папка base\playlists\music\ – для
музыкальных, и папка base\playlists\adv\ – для рекламных плей-листов.
Отмечу, что это все – на эфирной машине, и в эти папки мы по локальной
сети будем складывать экспортируемые файлы из программ подготовки
расписаний. Файлы будут именоваться в соответствии с датой. Кроме этих
папок, я создал папку base\programms\ для заранее записанных программ, в
которой опять же есть несколько папок – по количеству программ. Есть еще
папки base\anons\ и base\advertising\, назначение которых, думаю, нет
смысла объяснять. В результате мы получили эфирную базу, довольно
подробно разложенную по папкам и в то же время – очень компактно. Для
резервирования достаточно скопировать папку base. Мы коснулись
некоторых моментов, позволяющих создать и экспортировать в программу
вещания плей-листы. Предполагаем, что программа автоматизации их успешно
восприняла. Нажимаем кнопку play… Волшебство! Вроде, играет… Но теперь
необходимо бережно и без потерь донести наше творение до слушателя. В
следующей статье поговорим о коммутации и звуковых картах.
|