Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





Формирование тракта радиостанции

Кирилл Мантульников
Продакшн- и программный директор
«Радио Ростова», 101,6,
Ростов-на-Дону
www.radiorostov.ru
Создатель и модератор Конференции rusFMpro
www.rusfmpro.ru

В этой статье речь пойдет о формировании тракта радиостанции. Откуда появляется сигнал, что с ним происходит, куда он попадает и что в результате от него остается? Постоянное общение с коллегами посредством Internet показало, что некоторые вопросы, на первый взгляд простые и не требующие большого внимания, могут значительно повлиять на конечный продукт.
Мы будем говорить о коммерческих музыкальных FM-радиостанциях. Вполне возможно, не все вопросы, которые будут здесь рассматриваться, заинтересуют читателей. Например, некоторые станции не имеют своего передающего оборудования, а арендуют передатчик и антенну на РПТЦ. Или радиостанции, ретранслирующей сетевого партнера, вряд ли понадобится столь серьезная подготовка плей-листа, как самостоятельной радиостанции.
В сети уже довольно много ресурсов и статей, посвященных этим вопросам. Отмечу особо сайт Сергея Комарова, Игоря Гузея. Есть еще конференция rusFMpro, поддерживаемая вашим покорным слугой, но в ней нет статей как таковых – там идут обсуждения. Если вы не были еще на этих трех сайтах, рекомендую немедленно заняться их изучением. Кроме того, хочу поблагодарить Александра Кравченко и журнал «Шоу-Мастер» за книгу «Большие записи», которую также рекомендую всем, кто работает со звуком.
Весь процесс появления звука и его обработки напоминает мне течение реки. Так же, как и река образуется из множества маленьких ручейков, звук нашего радио складывается из разных источников. Программа радиостанции формируется из разных составляющих – новостей, музыки, оформления, рекламы, голоса ведущего… Собранная в одно русло, она устремляется через своеобразные «плотины и водохранилища» – сигнал проходит обработку по динамике. Через устье – линию подачи и антенно-фидерный тракт – река-программа попадает в эфирный океан, куда впадает множество других рек-радиостанций…
Однако хватит лирики. Любая радиостанция – это звук. Именно им мы и займемся. Начнем по порядку – с источников.
На сегодняшний день альтернативы компьютеру практически нет. Вещание можно ве  сти с различных платформ и систем – IBM, Apple, даже с такой экзотичной, как система BeOS. Мы будем рассматривать систему на IBM PC как самую популярную де-факто. Существуют еще радиостанции (в том числе и головные станции сетевых вещателей), работающие с компакт-дисков, но это, как правило, или принципиальные требования (например, Динамит-FM), или чересчур осторожная политика руководства станции (кстати, далеко не всегда безосновательная). Основная масса вещателей перешла на работу с компьютера. Однако практически все предлагаемые сегодня программные продукты имеют один из двух существенных недостатков: они или очень дороги, или не дают уверенности в 100 %-ной надежности.
Небольшое отступление. Мне часто приходится сталкиваться с тем, что многие не понимают различия между разными видами программного обеспечения для радиостанций. Например, бывает просьба типа: «посоветуйте программу для вещания» с ремаркой «Powergold не предлагать». Существуют как минимум три активно используемых вида программ для радиовещания.
• Программа подготовки музыкального плей-листа. Установлена на рабочем месте программного и/или музыкального директора. Самая известная программа в России – Powergold. Есть еще Selector, Music1. Российских разработок практически нет (а те, что есть, вряд ли могут называться полноценными программами подготовки музыкального расписания).
• Программы подготовки рекламного плей-листа. Вотчина рекламного отдела. Нас интересует только формат рекламного плей-листа, который получается на выходе. Примеры – ATM by Digiton, Advertising Sheduler. Практически все российского (или ex-СССР) происхождения.
• Вещательная программа («программы автоматизации вещания»). Установлена на эфирном компьютере. Рабочее место ведущего эфира. От надежности, удобства, функциональности продукта зависит успех всей радиостанции. Используются как отечественные, так и зарубежные разработки.
Есть еще класс программ, активного использования которых на радиостанциях России я не видел. Это программы для работы отдела новостей. Кроме того, к формированию именно звукового материала они не имеют непосредственного отношения, поэтому их мы не будем рассматривать. Нам будут интересны программы, используемые в студии подготовки программ, но их классификацию мы затронем позже.
Перед каждой радиостанцией рано или поздно встает вопрос: какой именно продукт выбрать? Меньше всего советую обращать внимания на то, что пишут сами производители программ. Пообщайтесь с коллегами, поспрашивайте. Если речь идет о вещательной программе, выделите отдельную машину и установите на нее тестовую версию программы, чтобы погонять в «полевых условиях». Конечно, все зависит от бюджета и от амбиций вашей станции. Если вы планируете ретранслировать «Большого Брата» и собственное вещание для вас представляется излишней роскошью – возможно обойтись минимальным комплектом, но более качественного продукта. Вам необходимы будут сервисы определения регионального блока по джинглу и/или по DTMF-коду. Для станций со 100 %-ным своим вещанием этот сервис не нужен, но гораздо важнее эргономичность. В последнее время появилось достаточно много интересных разработок подобных программ на территории ex-СССР. Кроме того, в случае собственного вещания вам понадобится программа подготовки расписания.
Формирование звуковой программы радиостанции начинается с создания плей-листа. Конечно, до этого необходимо провести большую работу по созданию, форматированию и подготовке к запуску радиостанции, но об этом мы поговорим в других статьях. Два момента, которые хотелось бы отметить: для корректной работы программ автоматизации при подготовке фонотеки надо очень тщательно и внимательно заполнять поля «Путь» и «Имя файла» карточки песни, а для корректной работы программы подготовки расписания – поля «Артист» и «Название». Вообще я советую сразу вносить как можно больше известной информации о каждой песне (не только ту, которая необходима в данный момент). Это не сложно, но позволит в дальнейшем строить свою работу, исходя из необходимостей, а не из возможностей. Итак, формат определен, фонотека подготовлена. Остановимся на некоторых вопросах.
Надо постоянно помнить и следить за тем, чтобы разные компоненты нашего радиовещательного комплекса были совместимы друг с другом. Иными словами, нужно добиться того, чтобы расписание, подготовленное в одной программе, было понятно другой программе, которая будет воспроизводить это расписание в эфир. К сожалению, на каких-то этапах может произойти некоторая потеря информативности. В нашем случае важно знать, какие форматы плей-листа понимает вещательная программа, и уже под нее подстраивать форматы экспортируемых из других программ плей-листов. Большинство программ автоматизации вещания понимает формат плей-листа, представляющий из себя путь и имя файла по одному на каждой строчке. Но в каждом случае есть и свои особенности. Например, при вещании с Raduga, для того чтобы соблюсти часовую сетку, необходимо разбивать плей-лист по часам и помещать каждый из часовых плей-листов в отдельный файл. При этом в конце каждого такого файла я бы ставил команду вызова резервного плей-листа на экстренный случай для избежания тишины в эфире. В самой Raduga необходимо настроить вызов нового плей-листа в 00 минут каждого часа. При экспорте расписания в Ultra требуется указывать, кроме пути и имени файла (кстати, в формате Ultra все поля разделены символом табуляции), дату и время выхода того или иного трека, причем из времени в расчет берется только информация о часе выхода, для того чтобы определить принадлежность песни к тому или иному часу.
Обратите внимание, что для экспорта расписания  например из Powergold существует специальная функция (Automation) программы. От команды Print to File она отличается тем, что, во-первых, формат файла для программы автоматизации не такой, как формат файла для ведущего, и, во-вторых, тем, что в файл для системы автоматизации можно включать дополнительные команды управления. Например, при экспорте плей-листа для Raduga вполне логичным будет использование Automation Scheduler для вставки команд загрузки мини-плей-листов с рекламными блоками и блоками анонсов.
Подобным образом, но в другую папку, экспортируем расписание выхода рекламы и анонсов. Многие используют программу подготовки рекламного расписания и для создания рекламного расписания, и для создания расписания выхода анонсов, зачастую даже в одном файле экспорта.
Кстати, для текстовых файлов, используемых для экспорта информации из одной программы в другую и именуемых в соответствии с текущей датой, я рекомендую формат ГГ-ММ-ДД. Разделители между полями могут быть любыми, удобными для вас символами, доступными для именования файлов. В этом случае файлы в папках будут отображаться по порядку, т.е. файл, созданный на сегодня, будет в списке последним, если расписание на завтра еще не создано.
Еще одна проблема, на которую хочется обратить внимание, – это организация вашей базы (под базой я понимаю как звуковые файлы, так и файлы плей-листов и файлов экспорта). Необходимо сделать это таким образом, чтобы вы всегда четко представляли себе, где какой файл у вас лежит. В то же время нужно избежать излишней детализации, ситуации, когда у вас для каждого файла будет своя папка. Я сталкивался с примерами организации базы, где музыкальные треки были рассортированы по папкам, по первой букве имени исполнителя. На мой взгляд, это излишне. Кроме того, при такой сортировке, где искать песню в исполнении Аллы Пугачевой – в папке «A» или «P»? При правильном подходе к форматированию станции вполне возможно поместить все музыкальные треки в одну папку. Хорошо, в две. Я у себя это сделал так: в папке base\music\ лежит вся «не русскоязычная» музыка, в папке base\music\russian\ – вся русскоязычная.
Кстати, об именах файлов и папок. К сожалению, с кириллицей до сих пор все еще не очень просто. Для избежания проблем советую не использовать кириллицу и пробелы в именах файлов. Пробелы лучше заменять символом подчеркивания. Если совсем перестраховываться, то можно отказаться и от заглавных букв, но, думаю, это уже излишне. Прежде чем вы начнете создавать свою фонотеку, следует определиться с форматом имени файла для музыкальных треков. На мой взгляд, наиболее оптимальный вариант такой: Artist_Name_–_Title_Of_Song.ext. Также предлагаю отказаться от использования артикля the в названиях песен. Иначе, кроме проблем с сортировкой и поиском песен, вы можете столкнуться с ситуацией, когда в вашей фонотеке будет по три экземпляра одной и той же песни – в исполнении The Police, Police и Sting.
Все плей-листы мы положим в папку base\playlists\. Здесь у нас есть папка base\playlists\music\ – для музыкальных, и папка base\playlists\adv\ – для рекламных плей-листов. Отмечу, что это все – на эфирной машине, и в эти папки мы по локальной сети будем складывать экспортируемые файлы из программ подготовки расписаний. Файлы будут именоваться в соответствии с датой.
Кроме этих папок, я создал папку base\programms\ для заранее записанных программ, в которой опять же есть несколько папок – по количеству программ. Есть еще папки base\anons\ и base\advertising\, назначение которых, думаю, нет смысла объяснять.
В результате мы получили эфирную базу, довольно подробно разложенную по папкам и в то же время – очень компактно. Для резервирования достаточно скопировать папку base.
Мы коснулись некоторых моментов, позволяющих создать и экспортировать в программу вещания плей-листы. Предполагаем, что программа автоматизации их успешно восприняла. Нажимаем кнопку play… Волшебство! Вроде, играет… Но теперь необходимо бережно и без потерь донести наше творение до слушателя. В следующей статье поговорим о коммутации и звуковых картах.