Первые уроки цветного телевидения
Д.Г.Кознов Академик Международной академии Наук экологии,
безопасности человека и природы (МАНЭБ), заслуженный деятель искусств
РСФСР, профессор Высшего театрального училища
им.М.С.Щепкина
Ранней весной 1967 г. я был назначен главным режиссером в редакцию
цветных программ в телецентре на Шаболовке (Останкино еще только сдавали в
эксплуатацию). До начала регулярного телевещания в цвете – в течение
примерно полугода – шла серьезная творческая и техническая подготовка.
Открытие цветного ТВ приурочивалось, как тогда было принято, к
«знаменательной дате» – 50-летию Октябрьской революции, и времени
оставалось всего ничего. Опережая события, скажу, что тем не менее мы
управились раньше. В подготовительный период подыскивались кадры. Были
организованы курсы для творческого состава: режиссеры, редакторы,
операторы, художники – все должны были познать азы особенностей работы с
цветом. Ведь кроме наших специалистов – инженеров по цвету В.Тесслера,
И.Авербух и некоторых их коллег – никто еще ничего про цветное телевидение
толком не знал. Темный лес, да и только. Один пример – в наших рядах
обнаружились дальтоники! Пришлось отправить их обратно, к
«черно-беленьким» – подобных отклонений быть не могло. Кроме того,
довелось общаться с телеинженерами из Франции: сотрудники фирмы SECAM Эшт
и Кюни вместе с нашими специалистами монтировали новую аппаратуру в первом
корпусе на Шаболовке, который «в народе» уже успели окрестить «цветным».
Галлы трудились и в собственно студии, и в аппаратных. Особенности
цветного телевидения обнаруживались во всем: допустим, цвет пола в студии,
ширмы, ткани, мебель – какими они должны быть? Костюмы, грим – этому
обучались тоже. А кинопленка?.. Ведь в те годы не проходили в эфир по
плотности и освещенности кинофильмы; так что, заказывая съемки для нашей
редакции, следовало учитывать и это обстоятельство (в тот период очень
многие материалы для ТВ по-прежнему фиксировались на кинопленке). К тому
же при монтаже передач надо было принимать во внимание еще и сочетание
цветов и оттенков. Спецкурс по цветоведению (был такой предмет) для
переходящих из «черно-беленьких» в «цветные» читал инженер Л.Скобейнников;
Б.Нырнов (один из ветеранов телевидения) вел занятия для очень важной
тогда группы работников – ассистентов режиссера. Были отобраны
операторы: М.Терещенко, В.Жабченко, Л.Медекша. В фотоцех Центрального
телевидения пригласили на работу фотокорреспондентов – специалистов по
цветным съемкам; ими руководил В.Яковлев. Главным художником стал
А.Чистов. Это были мастера, увлеченные цветом. Тем временем инженеры и
техники работали над созданием цветной отечественной передвижной
телевизионной станции (ПТС). Ее «дебют» состоялся 7 ноября 1967 г. – мы
передавали прямой репортаж с Красной площади о параде и демонстрацию.
Гордились тем, что работаем четырьмя камерами – в ту пору многокамерная
съемка, тем более в цвете, еще была редкостью! Не обошлось без накладок, в
том числе технического свойства, порой забавных (к счастью, их никто из
телезрителей не заметил, а коль и заметил, то не придал значения). Смешно
вспоминать (хотя тогда было не до смеха), произошел такой случай:
«заполосила», стала выдавать брак одна из камер – требовалось срочно
заменить вышедшую из строя деталь. Причем камера эта, как назло, держала в
кадре мавзолей, партийно-правительственную трибуну. Дело запахло
увольнениями, в лучшем случае выговорами. Допуск на площадь имели только
эти четыре оператора к четырем телекамерам, больше никто из нашей
съемочной группы. И вот заместитель председателя Государственного комитета
по радиовещанию и телевидению Г.Иванов, который располагал все-таки более
широкими возможностями для прохода на Красную площадь, прокрался, как
партизан, от нашей ПТС к злополучной камере и доставил деталь на замену.
Впрочем, зампреды Гостелерадио, когда дело касалось внедрения цветного
телевидения, проявляли «чудеса трудового героизма и самоотверженности» не
только под угрозой партийных и административных кар. Например, другой
заместитель телерадийного ведомства Л.Максаков привез из Парижа… краску
для пола – мастику в цветную студию, ибо таковая в Союзе еще не
производилась. Выпали на нашу долю приключения и когда опробовалась
новая отечественная цветная передвижная телевизионная станция. Приехали мы
в НИИ, где ПТС создавалась, а режиссер, то бишь я, будучи ростом 1 м 86
см, не мог протиснуться на свое будущее рабочее место, за режиссерский
пульт – не помещался. Ну и смеялись же мы, ведь тогда не только
телевидение было молодым, но и мы были молоды и не упускали случая
пошутить и повеселиться… Пришлось обмерять меня и уточнять параметры
режиссерского места, дабы оно не походило на прокрустово ложе, где без
ампутации «лишних» частей тела не расположишься. С отечественной
четырехкамерной ПТС провели мы 1 мая 1968 г. первую на советском
телевидении прямую спортивную трансляцию в цвете; играли «Спартак» и
«Динамо». Правда, и на сей раз не удалось избежать «технических
парадоксов»: корпус футболиста в красной майке летел над полем отдельно,
впереди; белые трусы и ноги того же футболиста бежали тоже отдельно – на
шаг позади! Это наши цвета не могли выровняться… Затем с помощью той же
«передвижки» мы очень удачно провели «живую» передачу о конкурсе бальных
танцев в зале ЦСКА; показали (и хорошо получилось на экране) цирковое
представление: яркое, красочное, веселое. А вскоре прибыла купленная за
границей ПТС, и мы получили некоторое представление, как работается нашим
иностранным коллегам. Прекрасно, энергично и профессионально возглавлял
всю технику А.Сальман, один из создателей первого Московского телецентра в
1930-е гг. И, конечно, вспоминается ранняя осень 1967 г. – особенным
остался в моей памяти День открытия цветного телевидения в СССР,
озаглавленный «Радуга, зажгись!». В витринах больших магазинов по ул.
Горького, в Даниловском универмаге и в других местах Москвы были
установлены цветные телевизоры. Перед ними толпились первые «цветные»
телезрители, вглядываясь в нашу радужно расцветшую программу – дома-то
практически ни у кого бытовых цветных телеприемников не имелось, их
массовый выпуск еще предстояло наладить. День открытия цветного вещания
в эфире вела актриса театра им. Евг. Вахтангова Э.Шашкова. Вначале звучала
музыка А.Хачатуряна, заказанная композитору для телевидения специально по
этому случаю. Программа строилась разнообразно, включая в себя передачи
всех жанров. Впечатляли и студийные эпизоды: черно-белое изображение
через падающие бутафорские, тончайше выполненные листья постепенно
окрашивалось в разные цвета и сменялось той же сценой, но уже в ярком
цвете! Публика ахала! Представьте себе: танцуют балерины Большого
театра, изображение черно-белое – и вдруг все вспыхивает в цвете: костюмы,
цветы, лица… Особенно удивляло, что на ваших глазах лица оживлялись,
краснели от волнения, как в жизни. В сценарии, в драматургическое
решение передач закладывался не только цвет, но, естественно, и звук. И
тут оказалось, что яркость изображения требовала и яркости,
эмоциональности звука, в чем мы убедились на собственной
практике. Конечно, во многом нас вдохновляло народное творчество:
былины, сказки, ремесла, фактура и цвет костюмов, тканей, головных уборов.
Причем союзные и автономные республики присылали нам свои материалы, в
которых в роли ведущих выступали актрисы или дикторы в ярких народных
костюмах. Вспоминаю редактора И.Остальскую; главного редактора нашей
редации Т.Гембицкую; сперва ассистентов режиссера, а затем режиссеров
Н.Лактионова, И.Попова, Ю.Горохова, В.Давидчука; операторов М.Терещенко,
Г.Халфина, В.Жабченко; звукорежиссеров Г.Кольцыну, Н.Агафонникова,
Л.Бархударяна; дикторов А.Шатилову, И.Кириллова и многих
других. Прекрасно работали инженеры и техники, они тянулись к
творчеству, да и творческие сотрудники осознали, что без понимания и
знаний специфических особенностей цветного телевидения не добьешься
воплощения творческих замыслов. В День открытия цветного вещания в
СССР Москва и Париж обменялись взаимными любезными поздравлениями. В
трансляции из нашей столицы выступили председатель Госкомитета по
радиовещанию и телевидению Н.Месяцев и посол Франции в Советском Союзе.
Участие посла в передаче отнюдь не было случайностью. Ведь президент
Франции де Голль специально приезжал в СССР, чтобы заручиться его
поддержкой в продвижении системы SECAM. И в итоге в марте 1965 г. между
Францией и Советским Союзом состоялось заключение соглашения о
сотрудничестве в области цветного телевидения, а также была образована
соответствующая межправительственная комиссия. Но не могу не сослаться
на следующую цитату. «Убежден, – пишет президент отделения электронных СМИ
Международной Академии информатизации В.Маковеев, много лет руководивший
техническими службами телевещания, – причем убежден не только по
патриотическим соображениям, – что советская система НИИР (по названию
НИИрадио Министерства связи, в котором ее создали) была потенциально лучше
других. По мнению П.В.Шмакова (одного из «отцов» советского телевидения),
система НИИР была удачным компромиссом между системами PAL и SECAM. Однако
наша система опоздала родиться…» Об этом говорили мне и коллеги с
французского телевидения, и наши замечательные «технари-цветники».
Однако главное, в нашей стране в конце 1960-х
началось регулярное вещание в цвете, которое успешно продолжается по сей
день. Что станется с ним в дальнейшем, какие изменения оно претерпит в
связи с внедрением цифровых стандартов, покажет время. Но я считаю, наше
поколение телевизионщиков – «творцов» и «технарей» – свою миссию в этом
смысле выполнило. Дело за
молодыми.
|