От DriveRack к ZonePro Новейшие технологические разработки компании
dbx для рынка звуковых инсталляций
Л. Пичугин
Вместо
предисловия Известно, какие жесткие требования
предъявляют к профессиональным инсталляторам заказчики, инвестирующие
средства в культурно-развлекательные проекты (клубы, рестораны,
оздоровительные комплексы и т. д.). Приоритетное – сократить расходы на
звуковую систему. Настойчивое – обеспечить максимальную
многофункциональность, надежность, простоту в обслуживании и компактность
оборудования, предусмотреть дистанционное управление параметрами с защитой
от несанкционированного доступа. Желательное – создать комфортное звучание
во всех зонах архитектурного пространства. Между тем, чтобы эти условия
успешно выполнить, не надо открывать собственное конструкторское бюро.
Достаточно воспользоваться новейшими цифровыми процессорами DriveRack 260,
DriveRack 220i, ZonePro 640 или ZonePro 641 американской компании dbx. Они
обеспечат все необходимое для обработки звуковых сигналов, для их
распределения в самых разнообразных рабочих ситуациях и, в целом, для
создания гибких и экономичных инженерных решений.
Описание технологической
платформы
Цифровые процессоры серии
DriveRack выпускаются компанией dbx уже не первый год и изначально
предназначались для рынка систем звукоусиления. Напомним, это модульная
система, элементы которой объединены под следующим девизом: «обеспечить
все необходимое и достаточное между микшерным пультом и усилителями».
Новые модели DriveRack можно назвать переходными, в смысле расширения
области применения в сторону Public Address.
DriveRack 260 с
конфигурацией входов и выходов 2 х 6 (кстати, во всех цифровых
процессорах для управления звуковыми сигналами dbx первой цифрой названия
кодируется количество входов, второй – количество выходов) предназначен
для формирования, распределения и дистанционного управления сигналами в
многоканальных или многополосных системах (рис. 1). Области применения
этого процессора – средние по размеру сценические площадки, клубы и
дискотеки. DriveRack 220i (конфигурация
входов/выходов
2 х 2) обеспечивает комплексную обработку и адресную передачу музыкальных
и речевых сигналов с возможностью дистанционного контроля (рис. 2). Этот
процессор можно использовать в небольших инсталляциях или мобильных
комплексах, например в выставочных павильонах.
ZonePro 640/641 – самые
свежие «пирожки из печки» dbx, функционально идентичные устройства с
конфигурацией входов/выходов 6 х 4 (рис. 3). Название серии указывает на
то, что оба процессора предназначены в основном для многозонных систем
трансляции фоновой музыки и речевого оповещения. При всех различиях
DriveRack 260/220i и ZonePro 640/641 построены на одной технологической
платформе. Основные функциональные характеристики и доступные алгоритмы
обработки, наличие или отсутствие которых определяется конкретикой
применения каждого прибора, приведены в таблице. Согласитесь, список
очень внушительный. И это никого не должно пугать: времена недоверчивого
отношения к устройствам, выполняющим одновременно несколько разных
функций, прошли. Благо, современные цифровые приборы вообще, и dbx в
частности, делают это очень эффективно, не в ущерб качеству звучания. Даже
самый новый алгоритм из списка – dbx AFS (Advanced Feedback Suppression) –
прекрасно зарекомендовал себя в туровой работе; это инструмент тонкий, но
мощный (см. «Install Pro», 2002, N№4 – 5 (18 – 19)).
К указанному в таблице можно добавить, что во всех приборах топология
полосовых/кроссоверных фильтров (Bessel, Butterworth или Linkwitz-Riley)
выбирается произвольно, на всех выходах предусмотрена функция переключения
полярности и фазы. Еще одним похожим для всех
«героев» нашего обзора элементом является интерфейс настройки параметров,
отвечающих за системные установки и конфигурацию прохождения сигналов. Как
и в любых других цифровых процессорах, он представлен в виде
многоуровневого меню. Рабочие процедуры хорошо продуманы и интуитивно
понятны; достаточно обратиться хотя бы к меню Wizard, где пользователю
предлагается выбор готовых установок для самых разнообразных ситуаций.
У процессора ZonePro 641
вообще нет элементов управления на лицевой панели; настройка параметров
осуществляется только через компьютер. С лицевой панели DriveRack 220i
допускается переключение и загрузка программ, есть индикация. А параметры
DriveRack 260 и ZonePro 640 можно настраивать как с лицевой панели, так и
через компьютер. Но даже в этом случае с программой управления работать
удобнее благодаря ее «многооконности». Программа для DriveRack называется
DriveWare, для ZonePro производитель готовит отдельный релиз, название
пока не известно (это новость от 2 апреля с выставки Muzik Messe
Frankfurt). Порт RS-232 является штатным для всех описываемых процессоров,
а требования к системным параметрам компьютера настолько просты, что
затраты на его покупку можно игнорировать. Кстати, от физической
реализации пользовательского интерфейса не в последнюю очередь зависит
стоимость устройств. Еще одна «общность» ZonePro и новых DriveRack –
возможность дистанционного переключения программ и регулировки уровня
сигналов с помощью выносных программируемых устройств настенного крепления
серии ZC. Заметим, эта «фишка» может обеспечить инсталляторам явные
конкурентные преимущества в борьбе за заказчика. Коммутация между ZC и
ZonePro/DriveRack осуществляется через
разъемы RJ-45 как последовательно, так и
параллельно, стандартным кабелем CAT5.
Уточним «служебные обязанности»
контроллеров. Программируемую регулировку выходных уровней DriveRack
260/220i и ZonePro 640/641 (максимум – шесть каналов) обеспечивает ZC-1.
Контроллер ZC-2, кроме регулировки уровней, осуществляет дистанционное
отключение (Mute) запрограммированных выходных каналов (максимум тоже
шесть). ZC-3 предназначен для дистанционного переключения программ. ZC-4
также осуществляет дистанционное переключение программ, но с помощью
замыкания контактных групп. Концентратор ZC-BOB обеспечивает до шести
магистралей (протяженность каждой до 350 м) для home-run или параллельного
подключения настенных контроллеров к одному гнезду RJ-45 на процессоре
ZonePro/DriveRack (рис. 4). В настоящее время dbx ведет разработку
настенных контроллеров с расширенной функциональностью.
Варианты применения DriveRack
260 На рис. 5 приведен один из примеров
применения DriveRack 260, заимствованный из руководства по эксплуатации
этого прибора (к слову, официальный дистрибьютор dbx в России компания
I.S.P.A.-Engineering снабжает все устройства русскоязычной
документацией).Сигналы с выходов микшерного пульта поступают на два
входа DriveRack 260 и после независимой обработки распределяются на шесть
выходов: стереопара – на основные акустические системы (например,
озвучивающие танцпол), а четыре дополнительных монофонических сигнала – в
зоны А, В, С и D. В этих помещениях (например, VIP-зал, фойе, бар и офис)
предусмотрена возможность дистанционной регулировки громкости (все зоны) и
отключения звука (зоны В и D, контроллер ZC-2). Контроллер,
предназначенный для дистанционного переключения программ, расположен рядом
с DriveRack 260. Во время работы им пользоваться удобнее, нежели кнопками
на лицевой панели (характерно, что в системе нет компьютера). Кроме того,
во избежание случайных изменений в настройках техперсонал, скорее всего,
воспользуется функцией блокировки элементов управления. Данный пример
убедительно иллюстрирует широкие возможности DriveRack 260. Следует
отметить, что DriveRack 260 не обеспечивает возможности прямого
подключения микрофонов, кроме измерительного. Зато в процессоре есть такие
инструменты, как встроенный генератор розового шума и алгоритм
спектрального анализа, а также алгоритм задержки на входах. Если суметь
ими воспользоваться, команда инсталляторов имеет лишний шанс
продемонстрировать свой профессионализм.
Варианты применения DriveRack
220i По внешнему виду и количеству
каналов DriveRack 220i явно скромнее. Однако в ключе нашего обзора этот
процессор следует признать более универсальным – из-за возможности
подключения микрофонов (наряду с источниками линейного сигнала) и
соответственно более широкого списка алгоритмов обработки. Так, для
организации речевой трансляции предусмотрен ducking (понижение уровня
сигнала в одном канале при появлении сигнала в другом), для формирования
речевого и вокального сигналов – де-эссер. Определенные удобства для
пользователей создает наличие двух дополнительных «виртуальных» разрывов
на каждом выходе. Не стоит забывать и о выносных контроллерах ZC.
Имеющиеся в DriveRack 220i фабричные программы охватывают широкий
спектр применений; некоторые из них приведены на рис. 6. Все это позволяет
организовать с помощью DriveRack 220i несложную, но гибкую и
многофункциональную звуковую систему. Единственная «заковыка» – отсутствие
полного набора элементов управления на лицевой панели устройства. Поэтому,
предлагая заказчику систему, где используется DriveRack 220i,
компания-инсталлятор (или частнопрактикующий специалист) должен включить в
спецификацию компьютер. Но можно решить проблему иначе – принять на себя
обязательства по перепрограммированию процессора. Конечно, в виде
дополнительной услуги и за отдельные деньги. Необходимо отметить, что
переключение входного сигнала с микрофонного на линейный, а также
регулировка микрофонной чувствительности реализованы в DriveRack 220i
традиционным «аналоговым» способом, причем кнопки и ручки находятся на
задней панели. Вроде бы, неудобно, но на самом деле – это простой и
надежный способ защиты от несанкционированного доступа.
Варианты применения ZonePro
640/641 Цифровые зонные процессоры dbx
ZonePro станут настоящей находкой для инсталляторов, выполняющих заказы по
созданию систем трансляционного оповещения (Public Address). Важными
отличиями ZonePro от DriveRack являются возможность назначения приоритета
одного входного сигнала над другим – это совершенно необходимо для систем
оповещения – и шина каскадной коммутации (Input Link Buss). Даже девиз для
данной серии приборов производитель выбрал иной: «обеспечить все
необходимое и достаточное между источниками сигналов и
усилителями». Рассмотрим возможности процессоров dbx ZonePro на
примере звуковой системы фитнес-центра (рис. 7). Организовать управление
звуковым трактом такой конфигурации на базе одного процессора ZonePro 640
проблематично; в целях экономии использован второй ZonePro 641 без
собственного пользовательского интерфейса.
Конечно, без компьютера для
предварительного программирования в данной ситуации не обойтись. Как не
обойтись в нашей статье без иллюстрации работы с программным обеспечением
для ZonePro. В верхней части рис. 8 показано меню Program Screen,
отображающее внутреннюю конфигурацию блоков обработки ZonePro для нашего
примера. При клике мышкой на соответствующей иконке открывается окно
редактирования параметров. В нижней части рис. 8 приведены некоторые из
них: Configuration Wizard – Source (быстрая конфигурация источников
сигнала), 6x1 Router Ch:2 (коммутатор источников с параметрами приоритета)
и Pre-EQ Ch:1 (на заднем плане, эквализация на входах). Из шести
звуковых входов ZonePro 640/641 только два имеют все необходимое для
работы как с линейными сигналами, так и с микрофонами. В частности, по два
«виртуальных разрыва» и… да-да, кнопки и регуляторы на задней панели! В
нашем примере микрофонные входы процессора ZonePro 640 используются для
подачи речевых сообщений. Сигнал с гарнитуры инструктора по аэробике
направляется только в зону 1, для которой является приоритетным (Priority
Source). Вместо того чтобы подавлять методом дакинга фоновую музыку
(основной источник сигнала, Primary Source), он просто смикширован с ней.
Микрофон на стойке администратора является источником речевых сообщений
(Page Source) для раздевалок (зоны 4 и 5). На верхней части рис. 8
(окно Program Screen) видно, что в разрывах микрофонных входов (иконки INS
1/2) используются алгоритм подавления обратной связи (AFS, оба канала),
де-эссер на первом канале и автоподстройка уровня на втором. В нашем
примере имеется несколько источников линейного сигнала – CD-проигрыватель,
спутниковый приемник и TV. Для их подключения в ZonePro предусмотрено
восемь разъемов RCA (обратите внимание на картинку задней панели), и это
поначалу смущает... Внимание! Входов именно четыре, вертикальные пары
разъемов производитель принудительно суммировал в моно. Если необходимо
сохранить стереофонию на выходах (в нашем примере это потребовалось для
CD), соответствующие источники следует подключать к соседним по
горизонтали разъемам. При этом каналы стереопары можно обрабатывать
раздельно или вместе, как в нашем примере. Отметим, что на рис. 7 все
звуковые входы второго процессора выглядят свободными. На самом деле это
не так. С помощью функции Local Page можно назначать на входы либо
«локальный» сигнал, либо сигнал с шины каскадной коммутации (Link). Именно
это и происходит: ZonePro 641 получает сигналы с линейных источников через
Link и распределяет их по зонам 3, 4 и 5. Но ведь сигнал с гарнитуры
инструктора не требуется подавать никуда, кроме зала аэробики! В таком
случае микрофонные/линейные входы ZonePro 641 реально свободны, и мы могли
бы подключить к ним еще один СD-проигрыватель – как альтернативный
источник фоновой музыки для зон 4 и 5, где источником основного сигнала
является спутниковый приемник. Теперь о дистанционном управлении. В
нашем примере оба процессора ZonePro физически расположены рядом со
стойкой администратора. Звуковой сигнал с TV приходит на линейный вход
ZonePro 640 из тренажерного зала (зона 3). Для нее TV – источник основного
сигнала, он имеет приоритет над сигналом с CD. Настенные контроллеры ZC 2
и ZC 3 в весовой (зона 2) и в зале аэробики (зона 1) обеспечивают
возможность выбора источника сигнала (в том числе TV) и регулировку
громкости. Настройка всего этого «хозяйства» осуществляется в блоке
внутренней конфигурации Router (кликни иконку RTE, Router и откроется… См.
нижнюю часть рис. 8). Здесь программируются параметры настенных
контроллеров, для каждой зоны (выхода) назначаются источники сигнала
(входы) – основной, приоритетный, а также речевой (для сообщений),
раздельно для приоритетного и речевого сигналов регулируются параметры
дакинга; для всех сигналов выставляются уровни.
Далее в цепочке
обработки ZonePro (см. верхнюю часть рис. 8) идут блоки AW (алгоритм
AutoWarmth, удерживающий спектральный баланс в заданном диапазоне при
понижении уровня сигнала), BPF (полосовые фильтры, в нашем примере
используются как кроссовер для субвуфера), EQ (шестиполосный
параметрический эквалайзер, доступный на всех выходах), DYN (динамическая
обработка: компрессор, лимитер или AGC), DLY (компенсирующая задержка). В
рамках короткой рекламной статьи многие функции остаются «за кадром». И
все-таки есть вещи настолько важные, что обойти их вниманием просто
невозможно. В процессорах ZonePro 640/641 таковой является функция Scenes
(обычно в русскоязычных проаудиодокументах это английское слово
переводится как «сцены», однако, по мнению автора, более точный перевод –
«обстановка»). Допустим, утром народу немного, и фоновая музыка во всех
зонах может звучать громко – это одна «Scene». Днем обстановка изменилась,
должны быть изменены и параметры уровней на входах и выходах – это вторая
«Scene». Возможны и другие варианты. Так вот, функция Scenes позволяет
заранее сделать необходимые настройки и мгновенно активизировать их в
нужное время – автоматически, по времени (Real Time Clock) или вручную, с
помощью все тех же настенных контроллеров ZC.
Вместо заключения Трудно поспорить с тем, что применение современных
цифровых технологий может обеспечить важные для инсталляторов и их
заказчиков преимущества. Автор не берет на себя смелость утверждать, что у
процессоров dbx DriveRack и ZonePro нет альтернативы. Однако любой из них
позволяет получить несложные, изящные решения при озвучении различных по
сложности объектов культурно-развлекательного назначения. Нужны
экономичность и простота, многофункциональность и качественный звук? Фирма
dbx гарантирует!
Дополнительная информация – компания
I.S.P.A.-Engineering
|