Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





Аналоговый эквалайзер Klark Teknik DN370

Михаил Качанов

Компания Klark Teknik давно и заслуженно известна на рынке профессионального звукового оборудования. Многие приборы от Klark Teknik (например, знаменитые спектроанализаторы) стали своеобразным эталоном, на который равняются другие производители. Двадцать лет компания производит аналоговые эквалайзеры DN360, которые до сегодняшнего дня служат стандартом в индустрии. И вот на прошедшей во Франкфурте выставке MusikMesse’2004 был представлен аналоговый эквалайзер нового поколения – DN370. По словам директора по продажам и маркетингу компании Дэвида Купера, «несмотря на несомненный успех цифровых эквалайзеров (таких как Helix digital EQ system), совершенно ясно, что аналоговые приборы до сих пор являются предпочтительным решением во многих ситуациях. Быстрый доступ и простота регулировок, предоставляемый традиционным пользовательским интерфейсом нового DN370, и сейчас обусловливают выбор многих звукоинженеров. Задача компании – дать анализ и ответ на запросы рынка. В Klark Teknik подчеркивают, что новое устройство – это не замена DN360, поставки которого сохранятся и в будущем. Выпуск DN370 преследует двойную цель: во-первых, просто расширить и модернизировать существующую линейку эквалайзеров и, во-вторых, привлечь новых пользователей. В отличие от DN360 эквалайзер DN370 имеет более современную элементную базу, неизменяемую добротность, полностью симметричные входы и выходы, увеличенный на 2 дБ динамический диапазон, два новых вырезных фильтра и подсветку кнопок управления. Таким образом, сегодня компания предоставляет клиентам широкий спектр цифровых и аналоговых эквалайзеров в разных ценовых категориях.
Теперь познакомимся подробнее с этим прибором. Klark Teknik DN370 – это двухканальный 30-полосный 1/3-октавный графический эквалайзер, выполненный в стандартном рэковом исполнении высотой 3U. На передней панели расположены 45-мм фейдеры, индикация, органы управления и кнопка включения питания, на задней – все коммутационные разъемы. Все просто и понятно. Ниже приведены основные особенности эквалайзера.
• 45-мм фейдеры с масляной смазкой, фиксацией в центре на уровне 0 дБ и специальным противопыльным покрытием улучшают аккуратность и точность регулировки.
• Совершенно новые пропорциональные (Proportional-Q) фильтры обеспечивают оптимальный контроль без нежелательных аудиоартефактов.
• Контроль чувствительности осуществляется в пределах +6 дБ/-? с фиксацией ручки контроля в центре на уровне 0 дБ (unity gain). Позволяет эффективно заглушить сигнал в непредвиденных ситуациях.
• Глубина регулировки для фейдеров переключается между 6 и 12 дБ специальной кнопкой, а расположенные слева и справа светодиоды указывают текущий диапазон.
• Кнопка отключения канала эквалайзера (bypass) также имеет световую индикацию и позволяет быстро сравнить выбранную эквализацию и «чистый» программный материал. Кроме того, устройство автоматически переходит в режим bypass в случае отключения сети.
• Регулируемый обрезной фильтр второго порядка с диапазоном 20 – 500 Гц устанавливает лимит в НЧ-области для каждого канала. Ручка выбора частоты среза одновременно является и кнопкой включения фильтра, при этом загорается кольцо вокруг соответствующей кнопки, делая более наглядным визуальный контроль. Может применяться для мягкого ослабления нежелательных супернизких частот, особенно уместен при использовании современных угловых компактных мониторов.
• Регулируемый обрезной ВЧ-фильтр второго порядка с диапазоном 2 – 20 кГц работает точно так же, как и вышеописанный. Предоставляет оптимальный частотный контроль для вокальных мониторов.
• Два регулируемых «вырезных» фильтра (по типу зазубрины или глубокой узкой выемки) с перекрывающим друг друга частотным диапазоном 20 Гц – 2 кГц и 200 Гц – 20 кГц позволяют точно вырезать проблемные частоты, минимально влияя на общую звуковую картину, а также контролировать частоты «между фейдерами». В результате мы получаем точный инструмент для борьбы с такими явлениями, как резонанс и обратная связь при минимальных потерях энергии. Ручка выбора частоты выреза одновременно служит и кнопкой включения, при этом загорается кольцо вокруг соответствующей кнопки, делая более наглядным визуальный контроль.
• Кнопка включения питания полностью утоплена в режиме «Включено», что помогает избежать случайного отключения.
• Индикатор Signal загорается при уровне звукового сигнала более -40 дБ.
• Имеется многоточечная система контроля за перегрузкой. Индикатор Clip загорается при достижении уровня +20 дБ (на 2 дБ ниже наступления перегрузки) и помогает установке оптимальной чувствительности.
• Имеются симметричные входы и выходы (как опция возможны трансформаторно-симметричные). Коммутация выполнена на разъемах XLR, а также на разъемах типа Phoenix для фиксированных инсталляций.
• Устройство автоматически подстраивается для работы под напряжением от 100 до 240 В.
• Существует трехлетняя гарантия от Klark Teknik.
• Стальной корпус приспособлен для частых транспортировок.
Наиболее важным решением при проектировании DN370 стало определение отдачи эквалайзера. Применение пропорциональных фильтров (как и на предыдущих аналоговых графических эквалайзерах Klark Teknik) предоставляет ряд ключевых преимуществ по сравнению с более многочисленными на рынке симметричными (Symmetrical-Q) эквалайзерами. На пропорциональных эквалайзерах при увеличении или уменьшении коэффициента усиления на какой-либо частоте (чем больше ход фейдера вверх или вниз) ширина этой полосы становится уже, давая более сфокусированную отдачу. В отличие от этого симметричные эквалайзеры при движении фейдера вверх или вниз увеличивают ширину соответствующей полосы, в результате чего часть частотного спектра теряется. Применение высококачественных компонентов позволило устранить нелинейные искажения и добиться чистого звучания. При производстве DN370 компания использует ставшие эталонными фейдеры PCB, размещая цепочку фильтра на задней стороне соответствующего фейдера. Эта новая технология дает возможность уменьшить длину контактов между фейдером и электронной цепочкой фильтра, что в свою очередь сводит к минимуму восприимчивость к электромагнитным излучениям и увеличивает стабильность работы. Как уже упоминалось ранее, прибор оснащен полностью симметричными входами и выходами. И хотя эквалайзеры чаще всего используются в разрывах (inserts) канальных линеек микшерного пульта, DN370 можно без потери подключать длинными проводами (например, при установке эквалайзера на сцене или на крупных площадках с большим количеством акустических массивов).
В заключение хочу сказать, что DN370 от Klark Teknik, на мой взгляд, это классика в самом хорошем смысле этого слова. Добротность, простота и наглядность управления, высокая надежность при безупречном качестве – что еще нужно для звукоинженера? Конечно, современные цифровые системы предоставляют пользователям множество дополнительных функций и возможностей, но большинство из них в реальной работе бывают часто не востребованы. Если же вам нужен просто хороший эквалайзер и нет необходимости во время работы (например, концерта) часто и быстро менять настройки, DN370 – это для вас.

Дополнительная информация – компания Mega Music