Mr.Mix 2004-?
(краткий отчет об инвентаризации микшерных
пультов)
Сергей Баранов
… да, и пиво тоже!!! И 18 порций китайской бамбуковой водки за один
присест! Все это было. Каюсь. Но только в вечерние часы, когда прекращали
свою работу павильоны выставки PRO Light + Sound’2004. В этом году
демонстрация новинок оказалась знаковой. Микшерные пульты в концертной
практике получили массовое распространение в 60-х гг. прошлого столетия.
Имеются в виду микшеры в привычном для нас воплощении. Сменялись лидеры.
Многие компании перепрофилировались или вовсе прекратили свое
существование. Около 20 лет назад борьбу за лидерство на рынке начали
вести Midas и Yamaha. Конечно, было много и других весьма достойных
производителей, но с точки зрения райдерной востребованности эти две марки
значительно обгоняли конкурентов. В конце концов все это великолепие
пришло и в постсоветскую Россию. Параллельно в звукозаписи активно начали
использоваться цифровые консоли, но концертный звуковой цех до сего
момента не очень-то углублялся в их изучение. Необходимости не было.
Прошедшая выставка показала, что близится время менять привычки. Итак,
что говорилось о недостатках цифровых микшеров с точки зрения применения
на «живых» постановках? Напомню основные широко распространенные
тезисы. 1. Отсутствие единого стандарта интерфейса. Научившись работать
с Yamaha PM1D, вы за здорово живешь не отыграете концерт на Innova Son.
Предварительно придется ознакомиться с мануалом. Состоявшиеся, зрелые,
опытные и авторитетные звукорежиссеры, как правило, люди в возрасте.
Схватывать уйму новой информации, не соответствующей укоренившимся
навыкам, уже сложно. Вот и встречаешь в райдерах звездных ветеранов
зарубежных музык ультимативную фразу звукорежиссера: No digital
mixer!
2. Нелогичное, затрудненное или же полностью невозможное
использование с цифровой консолью проверенной временем динамической
обработки. Что же касается интегрированной, есть вопросы. 3. Баги и
глюки операционной системы. Впрочем, такое встречается все реже. А если и
обнаруживаются сюрпризы, производитель старается как можно оперативнее
решить проблему. Из конструктивного, вроде бы, все. Однако
происходит смена поколений. Раскрываются безусловные плюсы и достоинства
цифровых возможностей. Меняется общая ситуация на рынке, и не забывайте
про большие деньги, которые могут почти все. Как ни крути, но номером один на рынке
концертных консолей была Midas. Консоли Yamaha шли вторым номером. И когда
задули ветры перемен, японцы оказались более гибкими и оперативными,
нежели англичане. Это привело к появлению PM1D, по сути самой раскрученной
и
востребованной цифровой консоли топ-класса, и к
РМ5000 – аналоговому пульту с развитой автоматизацией и сохранением сцен
на карте памяти. К тому же стали возникать новые игроки на поле. И чем же
ответила Midas? В этом году обе представленные
новинки фирмы по-прежнему пополнили активы аналоговых пультов: Verona и
Heritage 4000. Давно ожидаемый продукт Verona – это смена упраздненному
брэнду DDA. Под этим славным именем выпускались популярнейшие модели DDA
CS8 (FOH) и DDA CS12 (Monitor), последние экземпляры которых были
изготовлены года три-четыре назад, затем осталась только Midas. В гамме
выпускаемых пультов образовалась ощутимая брешь: дешевый, вполне
качественный, но не слишком удобный и непритязательный Midas Venice, а
затем сразу Legend
и
Heritage 1000. Поэтому, по словам сотрудников компании, Verona – прямой
наследник серии DDA CS и должен конкурировать с такими продуктами, как
Soundcraft K2 и Yamaha M2500. Отмечу, что это один из востребованнейших
ценовых секторов. От своих предшественников Verona отличается более
развитыми коммутационными возможностями и н
астройками, нетрадиционными для
такого класса пультов. Каждый моноканал оснащен кнопкой фантомного питания
48 В, традиционным регулятором чувствительности с кнопками переключения
Mic/Line, кнопкой поворота фазы, кнопкой Hi-Pass Filter с дополнительной
регулировкой обреза низких частот от 50 до 400 Гц, эквалайзером с
четырехполосной полупараметрической регулировкой, восьмю ауксами, первые
шесть из которых с общей кнопкой выбора Pre/Post Fader, седьмой и восьмой
– с индивидуальными кнопками. Подобные пульты обычно имеют объединенные
кнопки посыла сигнала на подгруппы 1-2, 3-4 и т.д. У Verona все, как у
взрослых! Для каждого фейдера подгруппы – отдельная кнопка. Существует
регулировка панорамы, кнопка Mute, а вот привычная кнопка PFL именуется
теперь на студийный манер – Solo. Стереоканалы отличаются фиксированным
фильтром Hi-Pass с частотой среза 80 Гц, стандартным эквалайзером с
фиксированными регулировками высоких и низких частот и с
полупараметрической – для высокой и низкой середины. Для всех каналов
ручка панорамы дополнена кнопкой S.I.S. Расшифровывается это как Spatial
Image System. Патентованная разработка Midas позволяет регулировать
панораму с учетом возможного центрального кластера через три дискретных
мастер-канала. Пульт снаряжен 100-мм фейдерами, матриксом конфигурации 12
х 4 и четырьмя Mute-группами. Все микрофонные входы выполнены на разъемах
XLR. Линейные входы, инсерты и… внимание, директ-выходы (!) на 1/4”-jack.
Управление суммами ауксов может быть переключено на фейдеры подгрупп. Так
что Verona с полным правом позиционируется как консоль двойного
назначения: FOH/Monitor. Hеritage 4000 – новый флагман компании,
который должен постепенно сменить на рынке заслуженный XL4. Качество звука
и схемотехники еще лучше, возможностей тоже добавилось, но рассказывать о
нем подробно не могу: детально изучить не успел, а кратко повествовать о
таком чуде – глупо. Развернутая информация в виде PDF-файла вот-вот
появится на сайте компании www.midasconsoles.com.
А что же
с цифровым ответом конкурентам? Конечно, аналоговые микшеры еще достаточно
долго будут удерживать широкое распространение, но будущее? Один из
сотрудников фирмы поделился неофициальной информацией. В принципе,
цифровой Midas практически готов. Но идет усиленная борьба за исправление
мелких недоработок и софтовых багов. У Midas нет права на ошибку. Пафосно?
Пожалуй, но для компании крайне важно сразу же заявить о себе с позиций
лидера. Об интерфейсе ничего не известно, но трудным для адептов
аналоговой техники он не будет. Может быть, Midas все-таки сделает то, о
чем так долго говорят, выпустит цифровую консоль с интерфейсом аналоговой
классики? Ждать ответа осталось недолго. Премьера состоится, возможно, уже
на летней выставке NAMM-Show. Yamaha выставила на обозрение «живьем»
аналоговый РМ5000 и новейший цифровой РМ5D. Для японского гиганта
приоритетная задача – укрепить нынешнее положение лидера на этом секторе
рынка. Самую полную информацию о PM5D можно получить, посетив страничку:
http://www.yamahaproaudio.com/products/
mixer/pm_m/pm5d/index.htm Простотой интерфейса, совершенной понятностью
всех настроек в очередной раз порадовала DigiCо. Консоль DigiCo5
пользовалась повышенным вниманием публики и подвергалась постоянному
тест-драйву.
А настоящим открытием стало участие в выставке компании из
Японии Fuji Sound, которая впервые «показала себя» на европейском рынке.
Fuji Sound производит развитую линейку микшерных пультов под маркой HYFAX.
Лично меня до глубины души поразила цифровая консоль HYFAX Expert для
применения в … театре. Редкая, если не сказать уникальная, специализация.
Сотрудники компании оказались благожелательными, позитивными и терпеливыми
людьми. Спасибо им за терпение, с которым они отвечали на мои вопросы
(иногда по два раза, каюсь) и демонстрировали особенности интерфейса.
Пульт очень понятный и удобный. Во всяком случае для меня, в принципе
непривычного к этим «игрушкам», не составило труда понять, «как это
работает». Забавный и милый штрих: этот пульт оборудован старыми добрыми
стрелочными индикаторами уровней сигнала ). Конечно же, есть и другие
варианты индикации. Во многом схожее с аналоговым управление. Контрольное
ПО основано на ядре Windows-2000. Конвертация происходит с разрешением 24
бит/48 кГц, что для живого звука более чем достаточно. Пульт учитывает
специфику работы в театре, имеет максимально развитый пятиполосный
параметрический эквалайзер с фильтрами обреза высоких и низких частот.
Хотелось бы рассказать о консоли более внятно и полно, но для этого нужно
с ней поработать. Надеюсь, когда-нибудь возможность представится. Fuji
Sound выпускает также две модели аналоговых микшеров: Tornado и Twister.
Некоторые подробности о пультах можно узнать, посетив сайт компании по
адресу www.hyfax.co.jp. Резюмируя
все вышесказанное, хочу добавить, что, видимо, этот год станет началом
серьезного внедрения нового поколения пультов в концертный звук. Уже
сейчас случается встретить молодого поклонника технологий. Я слышал оду
цифре и одновременно негативный отзыв об аналоговом микшере из-за его
общего неудобства. Правда, все это было сказано применительно к студийной
практике, но время идет. Сейчас появляется новый тип концертных
выступлений со звуковым продюсированием в реальном времени. Я косноязычно
выразился, но специальных терминов еще нет. Короче, играет в клубе бэнд, а
в зале все также за пультом освещенный прожекторами саунд-продюсер. И знай
себе обогащает исполнение всякими разными эффектами. Шоу во многом
отрепетировано и запрограммировано. И если это станет новым подходом к
живому звуку… В общем, понятно.
|