Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





ProLight&Sound’2004

Дмитрий Радченко

На первый взгляд все выставки очень похожи. Тем более ежегодные. Порою, приезжая на ProLight&Sound во Франкфурт, ловишь себя на мысли, что все представленное оборудование уже видел в прошлом году и ничего нового нет. Рискну предположить, что технологии развиваются не линейно, а некими рывками. Сначала интересная новинка появляется на стенде маленькой компании, через пару-тройку лет технология апробируется уже крупными корпорациями, а затем распространяется на весь бизнес, в основном благодаря юго-восточным производителям. Последний пример – линейные массивы, сначала это было в новинку, затем на этом поприще отметились почти все крупные игроки, в прошлом году вся выставка была посвящена этой теме. Даже производители усилителей мощности вывешивали свои детища в длинные изогнутые сборки, стилизуя их под линейный массив.
Признаюсь, я ехал на выставку, ожидая увидеть бесконечные вариации и откровенные подделки под уже раскрученные продукты на стендах, незатейливо объединенных в целые районы с откровенным восточным колоритом. Но, к счастью, я ошибся! История сделала свой виток – и вновь на выставке множество интересного. Небольшие компании опять сделали шаг вперед, и сейчас есть возможность познакомиться с тем, что будет популярно лет через пять. Конечно, это в основном касается цифровых технологий. «Цифра» стремительно дешевеет (кстати, спасибо ребятам из «восточных» районов). Итак:

Prodytel S-Cluster
Компания Prodytel (www.prodytel.com) представила серию оборудования S-Cluster – законченное решение для передачи и распределения аудиосигналов по сетям Ethernet в форматах: Linear PCM, MPEG 1 and 2 – Layer II (mp2), MPEG 1 and 2 – Layer III (mp3), AAC MPEG 2 and 4 LC (mp4).
Серия состоит из трех устройств: S-Cluster Encoder, Output box и Mini box, предназначенных для построения систем озвучения и оповещения на спортивных объектах, вокзалах, в супермаркетах, аэропортах, парках и любых других общественных зданиях.
В минимальной конфигурации система состоит из пары кодер–декодер, максимальная конфигурация ограничивается только пропускной способностью канала Eternet, так как для построения сети используется стандартное сетевое оборудование (хабы, свитчеры и т.д.).
S-Cluster Encoder предназначен для кодирования и передачи двух монофонических аудиоканалов, для чего снабжен двумя балансными входами и двумя выходами для мониторинга. Кодирование каждого сигнала производится отдельно, поэтому существует возможность передачи сигналов в разных форматах. Для передачи сигналов оповещения (аварийного или пожарного) прибор имеет балансный микрофонный вход с источником фантомного питания +48 В.
Функции S-Cluster Output box и Mini box – декодирование принятых по сети аудиосигналов. В качестве дополнительных функций Output box, Mini box и Encoder снабжены слотами для карт PCMCIA, на которых пользователь может сохранить до 64 ч заранее записанных аудиоматералов (музыки и рекламных объявлений), а Output box и Encoder – одиннадцатью логическими входами и выходами, позволяющими интегрировать приборы S-Cluster в системы пожарного и аварийного оповещения.
Для управления и мониторинга за системой, установки приоритетов и маршрутизации сигналов предназначено программное обеспечение ClusterWare, а для мониторинга и конфигурирования отдельных Output box и Encoder в каждый прибор встроен web-сервер ClusterAccess, обеспечивающий настройку любых функций прямо через сеть.

Renkus-Heinz STLA/9 и STXLA/9
Компания Renkus-Heinz не спешила с выпуском линейного массива. Посетители выставки смогли убедиться, что это было сделано не зря! Новая серия STLA/9 – не просто очередная вариация на известную уже всем тему, а это комплексная звукоусилительная система.
Основа акустических систем STLA/9 и STXLA/9 – новый мощный коаксиальный громкоговоритель, выполненный по технологии CoEntrant CDT1.5. Его СЧ-секция – 6,5-дюймовый громкоговоритель с углеволоконной диафрагмой, а ВЧ-секция – неодимовый драйвер с диафрагмой из титана и диаметром звуковой катушки 2,5”. Два CDT1.5 расположены друг над другом и нагружены на волновод с акустической линзой Plane Wave Generator. Для воспроизведения низких частот задействованы два 12-дюймовых громкоговорителя SSL 12-13. Номинальные частоты раздела – 500 и 2500 Гц.
Обе акустические системы имеют диапазон воспроизводимых частот – 45 Гц – 18 кГц и ширину диаграммы направленности в горизонтальной плоскости – 90° (с возможностью замены СЧ/ВЧ-рупора на рупор с номинальным раскрытием 60 или 120°).
Модель STXLA/9 предполагает внешнее усиление со следующими значениями мощности (Prog): НЧ –           2 х 1000 Вт (на нагрузку сопротивлением 8 Ом), СЧ – 800 Вт (на нагрузку 16 Ом) и ВЧ – 320 Вт (также на нагрузку 16 Ом).
Модель же STLA/9 уже оснащена трехполосным усилительным модулем PM-3, который, помимо трех усилителей класса D, содержит цифровой процессор обработки сигнала с декодером протокола CobraNet. Новая технология позволяет передавать сигнал к акустическим системам в цифровом виде (до 64 каналов) по оптоволоконным кабелям или кабелям Cat5. Разумеется, вся обработка сигнала (кроссоверы, параметрические эквалайзеры) осуществляется посредством процессора.
Модуль PM-3 может быть расширен картой                 R-Control, необходимой для дистанционного контроля за усилителями (коэффициент усиления, полярность сигнала, температура и многое другое).

IDAL
Французские разработчики из компании IDAL (Interactive Digital Audio Line) продемонстрировали недорогое, эффективное и очень необходимое во многих инсталляциях решение – автономные проигрыватели файлов mp3. Подобные устройства встречались и ранее, но они по большей части ориентировались на сегмент Hi-Fi и не были предназначены для профессиональных инсталляций (или же их цена делала бессмысленной установку проигрывателя, скажем, в небольшом кафе).
Для решения похожих задач используется SP603 – модульный рэковый автономный проигрыватель mp3-файлов. В базовой комплектации (розничная цена – около 600 евро) прибор оснащен встроенным жестким диском емкостью 40 Гбайт, вмещающим примерно         650 ч аудиоматериала со скоростью потока 128 кбит/с, портами RS232 и USB и ЖК-дисплеем и кнопками управления на передней панели. Звуковая программа записывается с любого персонального компьютера (устройство распознается как дополнительный внешний диск) через порт USB и воспроизводится в случайном порядке или последовательно.
Используя дополнительные модули можно оснастить SP603 модемом, инфракрасным портом, дополнительным портом RS232 (что позволит соединять несколько приборов последовательно и создавать таким образом многопотоковые проигрыватели), портом MIDI, FM-тюнером и др., а также заменить жесткий диск на больший (до 120 Гбайт).
Модель SP903 предназначенная для мобильного использования и оснащенная кроме собственно проигрывателя, микшером, позволяет проводить презентации, лекции, «живые» выступления и т.д.
Для энтузиастов собирающих оборудование под своей маркой, компания IDAL предлагает OEM-продукт – материнскую плату, на основе которой можно создать свой проигрыватель. Просто добавьте корпус и жесткий диск. Подробности смотрите на сайте www.id-al.com.

Digigram EtherSound
EtherSound – один из самых амбициозных проектов в области цифрового аудио (продвигаемый в основном французскими компаниями). Общеизвестно, как довольно быстро сдались цифровым технологиям звукозапись, воспроизведение и вещание (во всех видах – от радио до Public Address), но оставался один нерушимый бастион – концертное звукоусиление. До сих пор аналоговые консоли востребованы гораздо больше, чем цифровые (см. статью Сергея Баранова «Mr. Mix-2004»), единого стандарта на передачу многоканального аудиосигнала нет, да и цены пока еще близки к заоблачным. Ну, и конечно, главный аргумент специалистов в области «живых» постановок – неприемлемая величина задержки сигнала в общепринятых системах цифровой передачи.
На выставке была предпринята попытка продемонстрировать преимущества новой технологии и развеять все сомнения прокатчиков – с помощью оптоволоконных кабелей и кабелей Cat5 были связаны семь стендов в трех выставочных павильонах: Digigram, NetCIRA (Network Commercial, Industrial & Residential Audio – новое направление в японской компании Fostex), Nexo и AuviTran, InnovaSON, Tyco-Bouyer и два стенда немецких дистрибьюторов перечисленных компаний.
Общая протяженность кабелей составила 6 км с максимальным расстоянием между соседними точками около 1400 м. С каждого стенда в систему подавались по два аудиосигнала, которые были доступны на всех стендах.
Основное достоинство протокола EtherSound – при соединении «точка–точка» аналоговый сигнал передается с задержкой, не превышающей 125 мкс, которая не зависит от количества передаваемых каналов. С помощью стандартного сетевого оборудования пользователь может собрать систему, состоящую из 60 тыс. компонентов, и емкостью до 64 каналов в формате                   24 бит/48 кГц. На практике протокол Digigram EtherSound (www.digigram.com) был опробован на церемониях открытия и закрытия Кубка мира по регби        2003 г. и постановке оперы «Кармен» на стадионе Stade de France.

AuviTran
Французская компания AuviTran (www.auvitran.com) была основана в марте 2003 г. бывшими сотрудниками Digigram, поэтому направление ее деятельности было выбрано не случайно – системы цифрового распределения аудио- и видеосигналов по сети Ethernet.
К своей первой годовщине AuviTran продемонстрировала продукт, призванный включить в проект EtherSound новых игроков, – интерфейсные карты mini-YGDAI, предназначенные для установки во все совместимое оборудование компании Yamaha.
С помощью карты AVY16-ES пользователь может получить до 16 каналов из сети EtherSound и передать до 16 каналов обратно в сеть. Это поможет теснее интегрировать в инсталляциях оборудование Yamaha (прежде всего микшерские консоли) с другим оборудованием, поддерживающим протокол.
InnovaSON
Учитывая положительный опыт полученный при постановке «Кармен» на Stade de France, и устойчивый интерес со стороны инсталляторов театральных систем звукоусиления, InnovaSON выпустила опциональную интерфейсную карту DO-8XES, предназначенную для установки в микшерские консоли (а вернее, в Mix Box консолей) Sy80 или Sy40.
Карта DO-8XES позволяет организовать восемь цифровых выходов в форматах AES или EtherSound с любого из 64 входных каналов или с любой из 32 шин. Ко всем выходным сигналам может быть применена цифровая обработка: динамическая, восьмиполосный параметрический эквалайзер, задержка (до 1365 мс).
В общей сложности могут быть установлены восемь карт, обеспечивающих до 64 выходных каналов.

MTi
Новый усилитель MPA 8200 датской компании MTi (www.mtidanmark.dk) основан на усилительных модулях Bang&Olufsen ICEpower (www.icepower.bang-olufsen.com), которые активно продвигаются на профессиональный рынок (на выставке у Bang&Olufsen был отдельный стенд), и MPA 8200 – наиболее наглядный пример внедрения новых технологий.
Усилитель состоит из восьми блоков и управляющего процессора. При заказе пользователь может уточнить, какие блоки (с номинальной мощностью 500 или 1000 Вт) ему необходимы. В максимальной конфигурации (розничная цена – около 11 тыс. евро) MPA 8200 обеспечивает восемь каналов усиления по                   1000 Вт/4 Ом, имеет КНИ не выше 0,05%, демпинг-фактор – более 800, массу – 26 кг и высоту – 3U.
Встроенный процессор предоставляет пользователю матрицу 8 х 8, эквалайзеры, кроссоверы, лимитеры, линии задержки, общую линию задержки (до 1,6 с) и возможность сохранить настройки в 16 пресетах. Для дистанционного управления MPA 8200 предусмотрен интерфейс RS485, с помощью которого можно соединить до 16 усилителей с максимальным удалением от компьютера до 1200 м.

Void Audio
Британские разработчики акустических систем умеют удивлять. Особенно в области систем для клубов. Еще далеко не все успели опробовать Turbo, как на российском рынке появился Funktion One, а тут раз – и новый брэнд, претендующий на звание очередного «фетиша» среди любителей клубного звука.
Что же такое Void Audio? Во-первых, это рупорные кабинеты (хотя по другому быть и не могло), во-вторых, они целиком из дерева, правда, за исключением некоторых пластиковых ВЧ-рупоров и стеклянного DJ-монитора, но это не в счет. Выглядят очень эффектно, основное назначение – дорогие и, конечно, очень дорогие клубы. Внешняя отделка может быть натуральной (только лак) или любого цвета.
Как звучат кабинеты? В крохотном демозале (который и нашли-то не все желающие и куда приглашал молодой элегантный восточный господин, к удивлению всех оказавшийся главным разработчиком) трудно оценить их работу во всем диапазоне, но вот вокал, мягко говоря, оставил сильное впечатление…
Приводить характеристики я не буду, посетите сайт www.voidaudio.com. В отличие от коллег из Юго-Восточной Азии, цены представители компании не назвали. Так, навскидку:
– Дороже Turbo и Funktion?
– Нет!
Ну и славно…

Magnetic Audio Devices
Еще одна интереснейшая новинка выставки – акустические системы Magnetic Audio Devices, представленные компанией HPV Technologies (www.getmad.us). Конечно, наиболее интересны они для рентал-компаний, но, безусловно, найдут свое применение и в инсталляциях.
Суть новой технологии проста – вместо традиционных громкоговорителей в акустических системах применены магнитопланарные излучатели.
Компания предлагает массив Surface Array MAD A9-One, субвуфер с кардиоидной диаграммой направленности и полнодиапазонный мобильный комплект Musikbox.
Surface Array MAD A9-One
Базовый элемент массива – блок, состоящий из девяти планарных излучателей. Для нормальной работы требуется минимум восемь модулей, а максимальная нагрузочная способность позволяет собирать до 32 модулей.
Массив обеспечивает воспроизведение сигналов в диапазоне 50 Гц – 20 кГц, RMS мощность массива – 7200 Вт, чувствительность – 100 дБ/Вт. Заявляемый производителем уровень звукового давления на расстоянии 60 м составляет 120 дБ.
Для перевозки массива предусмотрены транспортные кейсы, рассчитанные на четыре модуля, в комплект которых входят также элементы подвеса и специальное акустически непрозрачное покрытие, служащее не только для защиты от осадков, но и для изменения диаграммы направленности с диполя на кардиоиду.

 

Musikbox
Эта комплексная система звукоусиления состоит из четырех модулей, субвуфера, усилителя Crown CTS2000 с картой DSP и транспортировочного кофра. Система имеет диапазон воспроизводимых частот          40 Гц – 20 кГц, обеспечивает уровень звукового давления 130 дБ, оснащена портом RS232 для настройки, ее масса составляет 210 кг при габаритах 165 х 105 х 68 см.

Turbosound
Мне неоднократно приходилось слышать мнение, что интеллектуальный запас компании Turbosound исчерпан – новых разработок нет, и вообще она скоро разорится. А вот и нет! На ProLight&Sound была продемонстрирована новая серия акустических систем Aspect. И несмотря на то, что в нее входят всего четыре громкоговорителя, значимости это нисколько не умаляет.
Серия состоит из двух средне-/высокочастотных акустических систем и двух субвуферов, предназначенных как для турингового (TA-890H и TA-890L), так и стационарного (TA-880H и TA-880L) применения.
TA-880H – трехполосная система на базе двух 10-дюймовых громкоговорителей, нагруженных на СЧ-рупор, 10-дюймового громкоговорителя, нагруженного на рупор Polyhorn, и двух компрессионных драйверов, также нагруженных на ВЧ-рупор Polyhorn. Мультисекционный рупор Polyhorn – ключевой элемент новых акустических систем, он служит для фазового согласования фронтов СЧ- и ВЧ-волн и значительно минимизирует эффект гребенчатого фильтра при работе нескольких кабинетов в кластере. Кабинет оснащен встроенной рамой для подвеса и благодаря поворачиваемым СЧ- и ВЧ-рупорам может устанавливаться как вертикально, так и горизонтально.
TA-880L – компактный субвуфер, размеры корпуса которого идеально соответствуют размерам TA-880H, что облегчает установку кабинетов в стеки. В основе субвуфера два 15-дюймовых громкоговорителя.

Я разделяю соотечественников на две категории: одни всю жизнь учатся, другие - по жизни все знают. Это разграничение очень явно проявляется за границей, в частности на ProLight&Sound. Встречая первых, я слышал взвешенные отзывы об увиденных новинках, технологиях, рассказы о новых знакомствах. Вторая категория обычно сетовала на состояние здоровья, затем на отсутствие всего вышеперечисленного и в конце на то, что выставка свое отжила и с каждым годом уменьшается. Я не стал мудрствовать и обратился напрямую к директору ProLight&Sound г-ну Юргену Купчику.

Г-н Купчик, расскажите, пожалуйста, об образовании выставки ProLight&Sound.

Это очень просто, потому что нам еще нет и десяти лет! Изначально ProLight&Sound образовалась на основе MusikMesse, и это случилось в 1995 г. В свою очередь MusikMesse берет начало с ежегодной "Весенней" выставки, проводившейся во Франкфурте с 1948 г. Можно сказать, что это уже часть истории.

Сначала в ProLight&Sound участвовало немного световых компаний, позже присоединились системы РА, оборудование для звукозаписи и все остальное... Сейчас мы уже сменили фокус выставки, потому что изменился и сам рынок. К нам пришло большое количество световых компаний, и в 2004 г. наконец-то появились и другие экспоненты, например, связанные с аудиовизуальными технологиями. Это уже гораздо ближе к профессиональному рынку, и теперь наша выставка стала бизнесом для бизнеса. За последние два-три года мы достаточно отошли от MusikMesse, в основном из-за отличия посетителей нашей выставки от посетителей последней. На MusikMesse вы найдете музыкальные инструменты, которые в принципе являются и товаром народного потребления, а вот световой пульт вряд ли кто-то купит для своего личного пользования, кроме тех, у кого совсем особый интерес к этому!

Многие мои российские коллеги высказали мнение, что ProLight&Sound уменьшила свой масштаб в этом году. Это правда?

Нет, это не так. У меня нет точных цифр, какова выставочная площадь в этом году, но с уверенностью могу сказать, что количество экспонентов заметно выросло. Поймите, сам рынок меняется, расширяется, изменяются его приоритеты, соответственно становится другим состав участников и ассортимент представленного на выставке оборудования. Если вы нацелены только на какой-то определенный сегмент, то, безусловно, вам покажется, что выставка стала меньше, ведь относительная доля интересных вам компаний уменьшилась.

Кроме ProLight&Sound вы управляете еще и CAVIS. Почему этот конгресс проходит только на немецком языке?

Вообще-то когда мы все это начинали, мы сделали его двуязычным - на английском и немецком языках. Однако в то время не было необходимости в английской версии. Теперь мы придерживаемся немецкого языка и параллельно исследуем, есть ли спрос на англоязычный конгресс. И вероятно, в следующем году часть конгресса будет проходить на двух языках. Естественно, мы не можем отбросить немецкий язык, потому что все-таки большинство посетителей конгресса - коренные немцы, иностранцев на выставке ProLight&Sound всего лишь 35%, но все-таки есть вероятность, что в будущем мы будем вести этот конгресс на двух языках.

Каковы ваши планы насчет международных выставок, в частности MusikMesse и Pro Light&Sound в Санкт-Петербурге?

Петербург входит в наше постоянное расписание, так что уже сейчас мы строим планы относительно выставки, которая пройдет в следующем году. Кроме этого, есть еще шанхайская выставка MusikMesse и ProLight&Sound, которая проходит ежегодно, и мы исследуем возможность организации еще одного подобного мероприятия, которое бы проходило на границе Европы и Азии... Мы хотим организовывать выставки в масштабе континентов, чтобы привлекать экспонентов и посетителей из разных стран, а не только из страны проведения выставки. Россия - огромная страна, поэтому было бы разумно проводить эту выставку там, то же самое касается Китая. Например, нам не имеет смысла проводить выставки в Италии, Франции и Великобритании, потому что экспонентам и посетителям из Европы гораздо проще присутствовать на одном подобном мероприятии в год, нежели на нескольких, проходящих в разных странах.

А есть ли планы сделать выставку в Петербурге ежегодной?

Поживем-увидим…