ProLight&Sound’2004
Дмитрий Радченко
На первый взгляд все выставки очень похожи. Тем более ежегодные. Порою,
приезжая на ProLight&Sound во Франкфурт, ловишь себя на мысли, что все
представленное оборудование уже видел в прошлом году и ничего нового нет.
Рискну предположить, что технологии развиваются не линейно, а некими
рывками. Сначала интересная новинка появляется на стенде маленькой
компании, через пару-тройку лет технология апробируется уже крупными
корпорациями, а затем распространяется на весь бизнес, в основном
благодаря юго-восточным производителям. Последний пример – линейные
массивы, сначала это было в новинку, затем на этом поприще отметились
почти все крупные игроки, в прошлом году вся выставка была посвящена этой
теме. Даже производители усилителей мощности вывешивали свои детища в
длинные изогнутые сборки, стилизуя их под линейный массив. Признаюсь, я
ехал на выставку, ожидая увидеть бесконечные вариации и откровенные
подделки под уже раскрученные продукты на стендах, незатейливо
объединенных в целые районы с откровенным восточным колоритом. Но, к
счастью, я ошибся! История сделала свой виток – и вновь на выставке
множество интересного. Небольшие компании опять сделали шаг вперед, и
сейчас есть возможность познакомиться с тем, что будет популярно лет через
пять. Конечно, это в основном касается цифровых технологий. «Цифра»
стремительно дешевеет (кстати, спасибо ребятам из «восточных» районов).
Итак:
Prodytel S-Cluster
Компания Prodytel (www.prodytel.com) представила серию
оборудования S-Cluster – законченное решение для передачи и распределения
аудиосигналов по сетям Ethernet в форматах: Linear PCM, MPEG 1 and 2 –
Layer II (mp2), MPEG 1 and 2 – Layer III (mp3), AAC MPEG 2 and 4 LC
(mp4). Серия состоит из трех устройств: S-Cluster Encoder, Output box и
Mini box, предназначенных для построения систем озвучения и оповещения на
спортивных объектах, вокзалах, в супермаркетах, аэропортах, парках и любых
других общественных зданиях. В минимальной конфигурации система состоит
из пары кодер–декодер, максимальная конфигурация ограничивается только
пропускной способностью канала Eternet, так как для построения сети
используется стандартное сетевое оборудование (хабы, свитчеры и
т.д.). S-Cluster Encoder предназначен для кодирования и передачи двух
монофонических аудиоканалов, для чего снабжен двумя балансными входами и
двумя выходами для мониторинга. Кодирование каждого сигнала производится
отдельно, поэтому существует возможность передачи сигналов в разных
форматах. Для передачи сигналов оповещения (аварийного или пожарного)
прибор имеет балансный микрофонный вход с источником фантомного питания
+48 В. Функции S-Cluster Output box и Mini box – декодирование принятых
по сети аудиосигналов. В качестве дополнительных функций Output box, Mini
box и Encoder снабжены слотами для карт PCMCIA, на которых пользователь
может сохранить до 64 ч заранее записанных аудиоматералов (музыки и
рекламных объявлений), а Output box и Encoder – одиннадцатью логическими
входами и выходами, позволяющими интегрировать приборы S-Cluster в системы
пожарного и аварийного оповещения. Для управления и мониторинга за
системой, установки приоритетов и маршрутизации сигналов предназначено
программное обеспечение ClusterWare, а для мониторинга и конфигурирования
отдельных Output box и Encoder в каждый прибор встроен web-сервер
ClusterAccess, обеспечивающий настройку любых функций прямо через
сеть.
Renkus-Heinz STLA/9 и STXLA/9
Компания Renkus-Heinz не спешила с выпуском линейного массива.
Посетители выставки смогли убедиться, что это было сделано не зря! Новая
серия STLA/9 – не просто очередная вариация на известную уже всем тему, а
это комплексная звукоусилительная система. Основа акустических систем
STLA/9 и STXLA/9 – новый мощный коаксиальный громкоговоритель, выполненный
по технологии CoEntrant CDT1.5. Его СЧ-секция – 6,5-дюймовый
громкоговоритель с углеволоконной диафрагмой, а ВЧ-секция – неодимовый
драйвер с диафрагмой из титана и диаметром звуковой катушки 2,5”. Два
CDT1.5 расположены друг над другом и нагружены на волновод с акустической
линзой Plane Wave Generator. Для воспроизведения низких частот
задействованы два 12-дюймовых громкоговорителя SSL 12-13. Номинальные
частоты раздела – 500 и 2500 Гц. Обе акустические системы имеют
диапазон воспроизводимых частот – 45 Гц – 18 кГц и ширину диаграммы
направленности в горизонтальной плоскости – 90° (с возможностью замены
СЧ/ВЧ-рупора на рупор с номинальным раскрытием 60 или 120°). Модель
STXLA/9 предполагает внешнее усиление со следующими значениями мощности
(Prog): НЧ – 2
х 1000 Вт (на нагрузку сопротивлением 8 Ом), СЧ – 800 Вт (на нагрузку 16
Ом) и ВЧ – 320 Вт (также на нагрузку 16 Ом). Модель же STLA/9 уже
оснащена трехполосным усилительным модулем PM-3, который, помимо трех
усилителей класса D, содержит цифровой процессор обработки сигнала с
декодером протокола CobraNet. Новая технология позволяет передавать сигнал
к акустическим системам в цифровом виде (до 64 каналов) по оптоволоконным
кабелям или кабелям Cat5. Разумеется, вся обработка сигнала (кроссоверы,
параметрические эквалайзеры) осуществляется посредством
процессора. Модуль PM-3 может быть расширен
картой
R-Control, необходимой для дистанционного контроля за усилителями
(коэффициент усиления, полярность сигнала, температура и многое
другое).
IDAL
Французские разработчики из компании IDAL (Interactive Digital
Audio Line) продемонстрировали недорогое, эффективное и очень необходимое
во многих инсталляциях решение – автономные проигрыватели файлов mp3.
Подобные устройства встречались и ранее, но они по большей части
ориентировались на сегмент Hi-Fi и не были предназначены для
профессиональных инсталляций (или же их цена делала бессмысленной
установку проигрывателя, скажем, в небольшом кафе). Для решения похожих
задач используется SP603 – модульный рэковый автономный проигрыватель
mp3-файлов. В базовой комплектации (розничная цена – около 600 евро)
прибор оснащен встроенным жестким диском емкостью 40 Гбайт, вмещающим
примерно 650 ч
аудиоматериала со скоростью потока 128 кбит/с, портами RS232 и USB и
ЖК-дисплеем и кнопками управления на передней панели. Звуковая программа
записывается с любого персонального компьютера (устройство распознается
как дополнительный внешний диск) через порт USB и воспроизводится в
случайном порядке или последовательно.
Используя дополнительные модули можно оснастить SP603 модемом,
инфракрасным портом, дополнительным портом RS232 (что позволит соединять
несколько приборов последовательно и создавать таким образом
многопотоковые проигрыватели), портом MIDI, FM-тюнером и др., а также
заменить жесткий диск на больший (до 120 Гбайт). Модель SP903
предназначенная для мобильного использования и оснащенная кроме собственно
проигрывателя, микшером, позволяет проводить презентации, лекции, «живые»
выступления и т.д. Для энтузиастов собирающих оборудование под своей
маркой, компания IDAL предлагает OEM-продукт – материнскую плату, на
основе которой можно создать свой проигрыватель. Просто добавьте корпус и
жесткий диск. Подробности смотрите на сайте www.id-al.com.
Digigram EtherSound
EtherSound – один из самых амбициозных проектов в области
цифрового аудио (продвигаемый в основном французскими компаниями).
Общеизвестно, как довольно быстро сдались цифровым технологиям
звукозапись, воспроизведение и вещание (во всех видах – от радио до Public
Address), но оставался один нерушимый бастион – концертное звукоусиление.
До сих пор аналоговые консоли востребованы гораздо больше, чем цифровые
(см. статью Сергея Баранова «Mr. Mix-2004»), единого стандарта на передачу
многоканального аудиосигнала нет, да и цены пока еще близки к заоблачным.
Ну, и конечно, главный аргумент специалистов в области «живых» постановок
– неприемлемая величина задержки сигнала в общепринятых системах цифровой
передачи. На выставке была предпринята попытка продемонстрировать
преимущества новой технологии и развеять все сомнения прокатчиков – с
помощью оптоволоконных кабелей и кабелей Cat5 были связаны семь стендов в
трех выставочных павильонах: Digigram, NetCIRA (Network Commercial,
Industrial & Residential Audio – новое направление в японской компании
Fostex), Nexo и AuviTran, InnovaSON, Tyco-Bouyer и два стенда немецких
дистрибьюторов перечисленных компаний. Общая протяженность кабелей
составила 6 км с максимальным расстоянием между соседними точками около
1400 м. С каждого стенда в систему подавались по два аудиосигнала, которые
были доступны на всех стендах. Основное достоинство протокола
EtherSound – при соединении «точка–точка» аналоговый сигнал передается с
задержкой, не превышающей 125 мкс, которая не зависит от количества
передаваемых каналов. С помощью стандартного сетевого оборудования
пользователь может собрать систему, состоящую из 60 тыс. компонентов, и
емкостью до 64 каналов в
формате
24 бит/48 кГц. На практике протокол Digigram EtherSound (www.digigram.com) был опробован на
церемониях открытия и закрытия Кубка мира по
регби 2003 г. и постановке оперы
«Кармен» на стадионе Stade de France.
AuviTran
Французская компания AuviTran (www.auvitran.com) была основана в марте
2003 г. бывшими сотрудниками Digigram, поэтому направление ее деятельности
было выбрано не случайно – системы цифрового распределения аудио- и
видеосигналов по сети Ethernet. К своей первой годовщине AuviTran
продемонстрировала продукт, призванный включить в проект EtherSound новых
игроков, – интерфейсные карты mini-YGDAI, предназначенные для установки во
все совместимое оборудование компании Yamaha. С помощью карты AVY16-ES
пользователь может получить до 16 каналов из сети EtherSound и передать до
16 каналов обратно в сеть. Это поможет теснее интегрировать в инсталляциях
оборудование Yamaha (прежде всего микшерские консоли) с другим
оборудованием, поддерживающим
протокол. InnovaSON Учитывая положительный опыт
полученный при постановке «Кармен» на Stade de France, и устойчивый
интерес со стороны инсталляторов театральных систем звукоусиления,
InnovaSON выпустила опциональную интерфейсную карту DO-8XES,
предназначенную для установки в микшерские консоли (а вернее, в Mix Box
консолей) Sy80 или Sy40. Карта DO-8XES позволяет организовать восемь
цифровых выходов в форматах AES или EtherSound с любого из 64 входных
каналов или с любой из 32 шин. Ко всем выходным сигналам может быть
применена цифровая обработка: динамическая, восьмиполосный параметрический
эквалайзер, задержка (до 1365 мс). В общей сложности могут быть
установлены восемь карт, обеспечивающих до 64 выходных каналов.
MTi
Новый усилитель MPA 8200 датской компании MTi (www.mtidanmark.dk) основан на
усилительных модулях Bang&Olufsen ICEpower (www.icepower.bang-olufsen.com),
которые активно продвигаются на профессиональный рынок (на выставке у
Bang&Olufsen был отдельный стенд), и MPA 8200 – наиболее наглядный
пример внедрения новых технологий. Усилитель состоит из восьми блоков и
управляющего процессора. При заказе пользователь может уточнить, какие
блоки (с номинальной мощностью 500 или 1000 Вт) ему необходимы. В
максимальной конфигурации (розничная цена – около 11 тыс. евро) MPA 8200
обеспечивает восемь каналов усиления
по
1000 Вт/4 Ом, имеет КНИ не выше 0,05%, демпинг-фактор – более 800, массу –
26 кг и высоту – 3U. Встроенный процессор предоставляет пользователю
матрицу 8 х 8, эквалайзеры, кроссоверы, лимитеры, линии задержки, общую
линию задержки (до 1,6 с) и возможность сохранить настройки в 16 пресетах.
Для дистанционного управления MPA 8200 предусмотрен интерфейс RS485, с
помощью которого можно соединить до 16 усилителей с максимальным удалением
от компьютера до 1200 м.
Void Audio
Британские разработчики акустических систем умеют удивлять.
Особенно в области систем для клубов. Еще далеко не все успели опробовать
Turbo, как на российском рынке появился Funktion One, а тут раз – и новый
брэнд, претендующий на звание очередного «фетиша» среди любителей клубного
звука. Что же такое Void Audio? Во-первых, это рупорные кабинеты (хотя
по другому быть и не могло), во-вторых, они целиком из дерева, правда, за
исключением некоторых пластиковых ВЧ-рупоров и стеклянного DJ-монитора, но
это не в счет. Выглядят очень эффектно, основное назначение – дорогие и,
конечно, очень дорогие клубы. Внешняя отделка может быть натуральной
(только лак) или любого цвета. Как звучат кабинеты? В крохотном
демозале (который и нашли-то не все желающие и куда приглашал молодой
элегантный восточный господин, к удивлению всех оказавшийся главным
разработчиком) трудно оценить их работу во всем диапазоне, но вот вокал,
мягко говоря, оставил сильное впечатление… Приводить характеристики я
не буду, посетите сайт www.voidaudio.com. В отличие от коллег
из Юго-Восточной Азии, цены представители компании не назвали. Так,
навскидку: – Дороже Turbo и Funktion? – Нет! Ну и славно…
Magnetic Audio Devices Еще одна интереснейшая
новинка выставки – акустические системы Magnetic Audio Devices,
представленные компанией HPV Technologies (www.getmad.us). Конечно, наиболее
интересны они для рентал-компаний, но, безусловно, найдут свое применение
и в инсталляциях. Суть новой технологии проста – вместо традиционных
громкоговорителей в акустических системах применены магнитопланарные
излучатели. Компания предлагает массив Surface Array MAD A9-One,
субвуфер с кардиоидной диаграммой направленности и полнодиапазонный
мобильный комплект Musikbox. Surface Array MAD A9-One
Базовый элемент массива – блок, состоящий из девяти
планарных излучателей. Для нормальной работы требуется минимум восемь
модулей, а максимальная нагрузочная способность позволяет собирать до 32
модулей. Массив обеспечивает воспроизведение сигналов в диапазоне 50 Гц
– 20 кГц, RMS мощность массива – 7200 Вт, чувствительность – 100 дБ/Вт.
Заявляемый производителем уровень звукового давления на расстоянии 60 м
составляет 120 дБ.
Для
перевозки массива предусмотрены транспортные кейсы, рассчитанные на четыре
модуля, в комплект которых входят также элементы подвеса и специальное
акустически непрозрачное покрытие, служащее не только для защиты от
осадков, но и для изменения диаграммы направленности с диполя на
кардиоиду.
Musikbox Эта комплексная система звукоусиления
состоит из четырех модулей, субвуфера, усилителя Crown CTS2000 с картой
DSP и транспортировочного кофра. Система имеет диапазон воспроизводимых
частот 40 Гц – 20
кГц, обеспечивает уровень звукового давления 130 дБ, оснащена портом RS232
для настройки, ее масса составляет 210 кг при габаритах 165 х 105 х 68
см.
Turbosound
Мне неоднократно приходилось слышать мнение,
что интеллектуальный запас компании Turbosound исчерпан – новых разработок
нет, и вообще она скоро разорится. А вот и нет! На ProLight&Sound была
продемонстрирована новая серия акустических систем Aspect. И несмотря на
то, что в нее входят всего четыре громкоговорителя, значимости это
нисколько не умаляет. Серия состоит из двух средне-/высокочастотных
акустических систем и двух субвуферов, предназначенных как для турингового
(TA-890H и TA-890L), так и стационарного (TA-880H и TA-880L)
применения. TA-880H – трехполосная система на базе двух 10-дюймовых
громкоговорителей, нагруженных на СЧ-рупор, 10-дюймового громкоговорителя,
нагруженного на рупор Polyhorn, и двух компрессионных драйверов, также
нагруженных на ВЧ-рупор Polyhorn. Мультисекционный рупор Polyhorn –
ключевой элемент новых акустических систем, он служит для фазового
согласования фронтов СЧ- и ВЧ-волн и значительно минимизирует эффект
гребенчатого фильтра при работе нескольких кабинетов в кластере. Кабинет
оснащен встроенной рамой для подвеса и благодаря поворачиваемым СЧ- и
ВЧ-рупорам может устанавливаться как вертикально, так и
горизонтально. TA-880L – компактный субвуфер, размеры корпуса которого
идеально соответствуют размерам TA-880H, что облегчает установку кабинетов
в стеки. В основе субвуфера два 15-дюймовых
громкоговорителя.
Я разделяю соотечественников на две категории: одни всю
жизнь учатся, другие - по жизни все знают. Это разграничение очень
явно проявляется за границей, в частности на ProLight&Sound.
Встречая первых, я слышал взвешенные отзывы об увиденных новинках,
технологиях, рассказы о новых знакомствах. Вторая категория обычно
сетовала на состояние здоровья, затем на отсутствие всего
вышеперечисленного и в конце на то, что выставка свое отжила и с
каждым годом уменьшается. Я не стал мудрствовать и обратился
напрямую к директору ProLight&Sound г-ну Юргену
Купчику.
Г-н Купчик, расскажите, пожалуйста, об образовании выставки ProLight&Sound.
Это очень просто, потому что нам еще нет и десяти лет! Изначально ProLight&Sound образовалась на основе MusikMesse, и это случилось в 1995 г. В свою очередь MusikMesse берет начало с ежегодной "Весенней" выставки, проводившейся во Франкфурте с 1948 г. Можно сказать, что это уже часть истории.
Сначала в ProLight&Sound участвовало немного световых компаний, позже присоединились системы РА, оборудование для звукозаписи и все остальное...
Сейчас мы уже сменили фокус выставки, потому что изменился и сам рынок. К нам пришло большое количество световых компаний, и в 2004 г. наконец-то появились и другие экспоненты, например, связанные с аудиовизуальными технологиями. Это уже гораздо ближе к профессиональному рынку, и теперь наша выставка стала бизнесом для бизнеса. За последние два-три года мы достаточно отошли от MusikMesse, в основном из-за отличия посетителей нашей выставки от посетителей последней. На MusikMesse вы найдете музыкальные инструменты, которые в принципе являются и товаром народного потребления, а вот световой пульт вряд ли кто-то купит для своего личного пользования, кроме тех, у кого совсем особый интерес к этому!
Многие мои российские коллеги высказали мнение, что ProLight&Sound уменьшила свой масштаб в этом году. Это правда?
Нет, это не так. У меня нет точных цифр, какова выставочная площадь в этом году, но с уверенностью могу сказать, что количество экспонентов заметно выросло. Поймите, сам рынок меняется, расширяется, изменяются его приоритеты, соответственно становится другим состав участников и ассортимент представленного на выставке оборудования. Если вы нацелены только на какой-то определенный сегмент,
то, безусловно, вам покажется, что выставка стала меньше, ведь относительная доля интересных вам компаний уменьшилась.
Кроме ProLight&Sound вы управляете еще и CAVIS.
Почему этот конгресс проходит только на немецком языке?
Вообще-то когда мы все это начинали, мы сделали его двуязычным - на английском и немецком языках. Однако в то время не было необходимости в английской версии. Теперь мы придерживаемся немецкого языка и параллельно исследуем, есть ли спрос на англоязычный конгресс. И вероятно, в следующем году часть конгресса будет проходить на двух языках. Естественно, мы не можем отбросить немецкий язык, потому что все-таки большинство посетителей конгресса - коренные немцы, иностранцев на выставке ProLight&Sound всего лишь 35%, но все-таки есть вероятность, что в будущем мы будем вести этот конгресс на двух языках.
Каковы ваши планы насчет
международных выставок, в частности MusikMesse и Pro Light&Sound
в Санкт-Петербурге?
Петербург входит в наше постоянное расписание, так что уже сейчас мы строим планы относительно выставки, которая пройдет в следующем году. Кроме этого, есть еще шанхайская выставка MusikMesse и ProLight&Sound, которая проходит ежегодно, и мы исследуем возможность организации еще одного подобного мероприятия, которое бы проходило на границе Европы и Азии... Мы хотим организовывать выставки в масштабе континентов, чтобы привлекать экспонентов и посетителей из разных стран, а не только из страны проведения выставки. Россия - огромная страна, поэтому было бы разумно проводить эту выставку там, то же самое касается Китая. Например, нам не имеет смысла проводить выставки в Италии, Франции и Великобритании, потому что экспонентам и посетителям из Европы гораздо проще присутствовать на одном подобном мероприятии в год, нежели на нескольких, проходящих в разных странах.
А есть ли планы сделать выставку в Петербурге ежегодной?
Поживем-увидим…
|
|