С.В.Давыдов: «Радио «Культура» выйдет в эфир осенью
У нарождающейся радиостанции «Культура» было все необходимое (о
студийном комплексе рассказывает следующая за этой публикация) для выхода
в эфир… кроме самого эфира, то бишь частоты. Но вот 25 февраля Федеральная
конкурсная комиссия при Министерстве по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации (МПТР) решила выдать этой радиостанции
лицензию на вещание на частоте FM-частоте 91,6 МГц в Москве и подмосковье.
На вопросы обозревателя Install-Pro Юрия Петровского отвечает заместитель
генерального директора гостелерадиокомпании «Культура» – руководитель
одноименной радиостанции Сергей Давыдов. Сергей Вячеславович, когда
стартует вещание новой радиостанции?
Мы предполагаем, что это случится
в полном объеме в начале осени. Сейчас в России в FM-диапазоне
практически нет радиостанций, специализирующихся на культурной тематике.
За исключением, быть может, «Радио Классик», и то с рядом оговорок,
главная из которых: оно передает только музыку. Мы же хотим устранить этот
пробел и сделать, так сказать, многопрофильную радиостанцию о культуре,
где будет много не только музыки, но и разговорных программ: литературных,
драматических, дискуссионных, информационных, просветительских и т.д.
Извините, что перебиваю, но как же быть,
например, с «Радио «Орфей», оно, по-Вашему, не проходит по «культурному»
ранжиру?
Повторяю, речь
идет о FM-частотах, а «Орфей» вещает в УКВ-диапазоне. Почему Вы «Культуре» заранее ставите пределы –
только FM?
Нет, конечно, в Москве
хотелось бы вещать «по полной программе» – и FM, и УКВ… А другие диапазоны, скажем, средние волны Вас
не прельщают?
О средних волнах
есть смысл говорить с двух точек зрения. Во-первых, если стремиться дойти
до отдаленных сел, куда никакая другая волна не достает; разумеется,
обеспечить большое покрытие территории желательно, но не всегда, прежде
всего по финансовым причинам, возможно. И, во-вторых, использование
средневолнового диапазона, вероятно, станет привлекательным, когда в
будущем (близком или отдаленном, уж не знаю) дело дойдет до цифрового
радиовещания. Между тем у государства, как Вы знаете, не слишком много
денег. На эксплуатацию же средневолнового передатчика (такого, чтобы он
имел приличные охват и качество) потребуется примерно полмиллиона долларов
в год. А в FM
и УКВ?.. Для этих диапазонов самая дорогая цена 20
тыс. долл. в месяц – при мощности передатчика 5 кВт, его установке на
одной из лучших площадок в столице – на Октябрьском поле, гарантированно
высоком качестве и т.п. То
есть цена в два раза ниже, чем в средневолновом диапазоне… Но в то же
время при значительной потере аудитории, не так ли? Ведь 5 кВт – по
максимуму это?..
Для Москвы это
50 км за кольцевой автодорогой – при том смотря где будет подвешена
передающая антенна. Дальше, значит, «мертвая зона».
Мне казалось, у радиостанции (тем более под таким названием), которая
позиционирует себя как государственная, имеются некие социальные
обязательства, определенная просветительская миссия – если угодно, нести
культуру в массы, в «глубинку».
Не знаю, прав ли я, но мне бы здесь не хотелось оперировать
«высокими материями». Ну да, «нести культуру в массы» – это, безусловно,
замечательно. Но прежде всего хочется сделать современное радио. Что Вы понимаете под таковым?
Если предельно коротко: качественное звучание и
современные носители звука – для современных приемников. Вот Вы упоминали
о средних волнах: мол, работая исключительно в FM-диапазоне, «Культура»
потеряет в аудитории. Вместе с тем тут важны два аспекта. Действительно,
согласно ряду медиаизмерений, до сих пор в России радио слушают в
большинстве своем дома; но в этом случае речь идет в основном о проводном
вещании – о «Радио России» и у кого есть трехпрограммник, еще о «Маяке» и
региональной станции (например, «Говорит Москва»). Однако, с другой
стороны, вещая на средних волнах, мы потеряем автомобилистов, – а именно
они, коль говорить об эфирном радио, при нынешних «пробках» в больших
городах стабильно претендуют на первое место среди прочих слушательских
категорий. Литературные передачи, Вы
полагаете, люди слушают за рулем? Ну музыкальные – я еще
понимаю…
На самом деле, к сожалению, этого
соотношения никто не подсчитывал и не замерял. Все-таки давайте сформулируем: как Вы себе
представляете аудиторию «Радио «Культура»?
Признаться, приходя сюда (а я первым из нашей нынешней
команды пришел на этот проект), я думал об этом типично по-радийному: люди
от 30 до 40 лет, которые интересуются театром, кинематографом, серьезной
«непопсовой» музыкой, литературой и т.д. Но Анатолий Голубовский, ставший
чуть позже главным редактором «Радио «Культура», – человек, замечу, не
столько представитель радийного сообщества, сколько культурного – в
значительной мере изменил (в том числе у меня) стереотипное представление
о целевой аудитории нашей радиостанции. По Голубовскому (и я с ним теперь
согласен), эта аудитория очень разная и не ограничивается привычными
социально-демографическими рамками: по возрасту, по доходам и т.п.
Единственное, пожалуй, сохраняется тот признак, что наши адресаты довольно
регулярно потребляют различный культурный продукт, посещая театры, кино,
концертные залы, художественные выставки, клубы по интересам (допустим,
джазовые). Какова эта аудитория в численном
выражении? Если говорить
о Москве, то она по многим показателям приближается к европейским
стандартам. Согласно статистике, в среднем в Европе примерно 7 – 10%
населения регулярно в том или ином виде потребляют культурный продукт.
Следовательно, в принципе и в столице наших потенциальных слушателей такой
же процент, т.е. около 1 млн. Сегодня у них, как уже упоминалось, нет
своего радио. И если б мы «взяли» эту аудиторию, то «Культура» была бы
где-то на границе первого и второго десятка среди FM-станций. Что совсем
неплохо, поскольку в этом диапазоне свыше трех десятков
вещателей. Итак, дальше
столицы и ближайшего Подмосковья Ваши планы не простираются?
Я бы столь категорично не утверждал. Конечно, мы
предполагаем в дальнейшем организовать вещание в Петербурге, в других
федеральных окружных центрах и городах-миллионниках. Но не только в них: в
действительности культурная жизнь в провинции бурлит, не думая иссякать, –
насколько она многогранна и разнообразна, мы с Вами слабо себе
представляем, увязнув в столичной суете. Поэтому в дальнейшем «Радио
«Культура» собирается «прирастать» и сравнительно небольшими, малыми
городами, где сильны просветительские традиции.
И что же конкретно, контент какого свойства
Вы предложете тому миллиону человек, который намерены вовлечь в орбиту
«Радио «Культура»? Можно ли говорить о неких процентных соотношениях
передач различных жанров и разной тематики?
Очень значительную долю от общего объема вещания составит
серьезная (поначалу – в основном популярная классическая) музыка – от 40
до 50%. Она будет преподноситься в двух формах: в качестве фрагментов,
включенных в достаточно продолжительные музыкальные блоки, и в виде
отдельных произведений. Несомненно, будет свой радиотеатр, в репертуар
которого войдут как спектакли по оригинальным радиопьесам, так и
инсценировки, звуковые адаптации в том числе известных произведений. Этот
вид вещания планируется на выходные дни с возможными повторами по
будням. Непременно будут литературные чтения (причем, возможно, в том
числе в живом эфире): дважды в сутки – днем и ночью, повторы опять-таки не
возбраняются. Вот думаю, сказать Вам или нет… Пожалуй, приоткрою секрет
из серии «новое – это хорошо забытое старое». Мы намереваемся возродить
публичные лекции. Я человек не московский и прекрасно помню подобные
лекции в 1970-е годы в Саратовском университете – они были очень интересны
и собирали полные залы. Ну и в МГУ были; думаю, и есть – это вообще,
по-моему, российская традиция. Но по радио-то Вы их не слышите, мы же
хотим передавать их для тысяч и тысяч почитателей…
Что-то вроде передач покойного Юрия Лотмана
на ТВ? С обладателями
прав на этот телецикл мы в настоящий момент ведем переговоры о разрешении
на трансляцию лекций в радиоэфире, записи уже переведены в «цифру» и
сейчас подвергаются минимальному перемонтажу (все-таки восприятие только в
звуке, без изображения, предъявляет к материалу свои требования). Но
это не означает, что лекции на «Радио «Культура» будут строиться только
так и не иначе – один человек перед микрофоном, он повествует о чем-то для
далеких заочных слушателей. Вовсе нет: в студии может присутствовать
довольно большая – в несколько десятков человек – аудитория, которая будет
живо участвовать в происходящем, задавать вопросы, и человек, сидящий дома
возле радиоприемника, ощутит дыхание зала. Причем необязательно – в
записи. Даже наоборот: чаще подобные передачи должны проходить в прямом
эфире, что подчеркнуто в концепции нашего радио. В ней специально
отмечено, что живое вещание является приоритетом для «Культуры» и должно
занять значительное место в общем контексте передач. Это будет настоящее
интерактивное радио, когда доступ слушателей в эфир, их участие в
происходящем становятся непременным условием, серьезнейшим
драматургическим элементом, в известном смысле движущей силой звукового
действа. Сказанное едва ли не в первую очередь относится к дискуссиям,
коих будет немало на «Радио «Культура». Удивительная вещь: по сей день о
чем бы ни писала пресса, ни рассказывало радио, что бы ни показывало
телевидение – будь то политика, экономика, социальная сфера, даже спорт –
везде жизнь изобилует драматическими поворотами, конфликтами, эмоциями. Но
только дело коснется культуры – и ситуация меняется кардинально: куда
девается внутреннее напряжение? В лучшем случае налицо констатация фактов
– либо всеобщий плач из-за нехватки денег, либо сплошная благостность,
разливаемая по поводу очередного исторического мероприятия (спектакля,
выставки, фестиваля). А если разгорелся скандал, то на уровне развода
поп-звезд или судебного разбирательства Волочковой с Большим
театром. Между тем область культуры, искусства по природе своей
чрезвычайно конфликтна и располагает отнюдь не к равнодушному созерцанию,
но, напротив, к сопереживанию и соучастию. И мы предполагаем это ее
свойство выявлять в полной мере. Причем не только в сугубо
дискуссионной форме. Мы задумали программы в стилистике, если угодно,
реального шоу. На отечественном ТВ это еще некогда называли «методом
длительного теленаблюдения». Допустим, ставится спектакль. И вот мы вместе
со слушателями с самого начала, с первой читки пьесы как бы включаемся в
творческий процесс: распределение ролей, репетиции, создание декораций и
костюмов, написание музыки, последний прогон – и премьера. Аналогичным
образом можно рассказать и о съемках фильма, и о подготовке выставки, и о
записи музыкального произведения… А
информационное вещание – неужто оно окажется за бортом «Радио
«Культура»?
Нет, ну что Вы? Информационных
выпусков предусмотрено очень много, особенно утром и вечером. Тогда каждый
час, если не случается каких-то экстраординарных длительных трансляций,
предполагается по четыре информационных выпуска. В начале, скажем так,
традиционный выпуск: очень коротко, буквально в заголовках – главные
новости, чем живут страна и мир, включая политику, экономику и т.п. (не
забывая, конечно, и о культуре). Это нужно прежде всего для того, чтобы
слушатель ради новостей просто не ушел на другой канал. Остальным же
выпускам часа мы дали пока рабочее название «Афиша», т.е. не о том, что
произошло, а что предстоит. Причем в 15 и 45 мин будут чередоваться
тематические передачи: о театральных новинках, кинематографических,
музыкальных… А в 30 мин – крупное событие вне зависимости от его
принадлежности к тому или иному виду искусства, лишь бы оно имело
общекультурное значение. И опять-таки здесь тоже намечается много прямых
включений. В заключение позвольте
поздравить Вас и Ваших коллег с получением частоты и пожелать, чтобы вслед
за Москвой вещание «Радио «Культура» началось и в других регионах
России.
Беседу вел Юрий Петровский.
|