Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





Oliveta Recording Studio

Майк Кларк

ORC (Oliveta Recording Studio) – новая высокотехнологичная звукозаписывающая студия, расположенная в г. Кастельболонез (неподалеку от Равенны) – в холмистой итальянской провинции Эмилия Романа, известной своими изысканными винами и фруктовыми садами.   Название студии Oliveta означает «оливковая роща». По дизайну и техническому оснащению ей нет равных в Италии, тем более что строилась она без каких-либо ограничений по бюджету для одной из знаменитейших итальянских певиц Лауры Паузини.
За свою сравнительно короткую карьеру Лаура завоевала множество золотых и платиновых дисков и других наград, записала альбомы на испанском, английском, португальском и, конечно же, английском языках, в основном в жанре поп-баллады, довольно выигрышном сегодня, и продала более 20 млн копий своих дисков. Для Паузини писали песни Фил Коллинз и Ричард Маркс, песня Коллинза была также бонусом к ее альбому, а одна из композиций Маркса в исполнении Лауры была включена в саундтрек к фильму «Записка в бутылке» с Кевином Костнером и Полом Ньюмэном. Певица выступала вместе с бразильской звездой Джилберто Джиллом, с Лучиано Паваротти на его звездных благотворительых концертах Pavarotti & Friends и еще с многими и многими знаменитыми певцами со всего света. Лаура Паузини вместе с Селин Дион, Рики Мартином, Глорией Эстефан, Йоном Секадой, Шакирой, Ашером, Мэрайей Керри, Бейонс Кноулз и Карлосом Сантаной участвовала в записи песни Майкла Джексона What more can I give после трагедии 11 сентября.
До строительства собственной студии Лаура записывалась в ведущих студиях мира с такими продюсерами, как Тим Райс, Дэвид Фостер и Патрик Леонард.

Я посетил студию Лауры, когда она готовила свой новый альбом, но прежде чем поговорить с ней и ее продюсерской группой, в состав которой входит известный британский инженер Йон Якобс, я попросил дизайнера Дино Д'Амбросио из компании Dino D’Ambrosio Associates рассказать, чем принципиально отличается Oliveta от других студий высокого класса, которые он проектировал по всей Италии.
Вполне справедливо гордясь тем, что Oliveta – первая звукозаписывающая студия, которая будет представлена в архитектурных и интерьерных журналах, Дино объяснил: «Мы работали над этим проектом два года, и здание, где расположена студия, было практически заново перестроено от самого фундамента, повторяя размеры оригинального здания, но делая каждую комнату отдельной укрепленной «плавающей» бетонной «коробкой».
Кроме достаточного количества дневного света, проникающего в главную комнату благодаря огромным окнам, поражает еще одно – на стенах комнаты, которая также является вокальной и барабанной будкой, расположено 20 управляемых акустических панелей, с помощью которых инженеры-акустики адаптируют помещения для конкретных нужд или в зависимости от количества людей и инструментов в комнате.
Дино рассказывает: «Стекла для окон изготовлены по спецзаказу. Это стеклопакеты, внутреннее стекло которых имеет толщину 55 мм, а внешнее – 23 мм. Они весят по несколько тонн, но несмотря на это они тоже «плавающие».
Позиции окон были вычислены с помощью программ симулирования акустических пространств, ведь очень нелегко спроектировать акустически нейтральное помещение с такой огромной площадью стекол без риска получить гребенчатое фильтрование и «стоячие» волны. Дино добавляет: «Когда у вас обычный, нединамический проект и возникают какие-либо акустические проблемы, как правило, всегда есть способ их устранить. Но когда помещение обладает такой динамикой, как в нашем случае, необходимо просчитать все до мелочей!»
Дино прозвал «плавающие» акустические панели «парусами», а «мачты», на которых они установлены, содержат специальные ходовые кодеры, позволяющие панелям при вращении  останавливаться постепенно и очень точно.
Необычна и система кондиционирования – в ней применяются весьма мощные вентиляторы, какие, как правило, используются в других целях, для обеспечения хорошей вентиляции уровнем шума ниже NC25 (обычно это нижний предел уровня шума для дубляжных помещений и т.д.).
Д'Амбросио поведал, что одним из первых пожеланий Лауры к дизайну студии было применение определенной цветовой схемы: «Она твердо верит в цветотерапию, и ей хотелось иметь возможность менять цвет комнат по своему желанию. Это было весьма нелегко осуществить красиво – вообще-то можно было бы воспользоваться приборами изменения цвета, но тогда рабочие по сути помещения стали бы похожими на клуб».
Решение нашли следующее: комнаты освещаются светодиодами высокой яркости, встроенными в специальные карнизы. Это первая такая система освещения в Италии, она позволяет выбирать различные зоны для изменения цвета диодов из бесконечного множества цветов с помощью сенсорных экранов. Последние позволяют управлять также уровнем освещенности контрольной комнаты и коридоров, панорамированием, наклоном и приближением видеокамер, системами отопления и вентиляции, уровнем влажности и т.д.
Хотя все весьма неохотно говорят о деньгах, Дино, чтобы дать представление о средствах, вложенных в строительство ORS, признался: «Телекамеры, светодиодное освещение и контрольная система на базе сенсорного экрана стоят столько же, сколько другие владельцы могли бы потратить на еще одну высококлассную студию!»
В контрольной комнате А впервые в итальянской студии установлена 48-фейдерная, 96-канальная цифровая консоль Solid State Logic Axion NT Plus на прочном бетонном блоке с резонансной частотой 2 Гц.
Неоспоримая важность мониторной системы потребовала инсталляции сделанной на заказ системы Quested, разработанной и откалиброванной самим Роджером Квестедом во время его визитов на место после установки дополнительных компонентов, таких как столы и специальная абсорбирующая панель на фронтальной части консоли, дабы избежать проблем, связанных с отражениями от консоли. Мониторная система, уже скоммутированная для возможного апгрейда до 7.1, представляет собой комплект формата 5.1 на базе Quested 212, но с добавлением специально изготовленного громкоговорителя центрального канала и трех субвуферов вместо одного, чтобы избежать фокализации ультранизких частот, как это бывает в системах с одним субвуфером.
Мебель для студии была разработана таким образом, чтобы она минимально влияла на акустику помещений. Так, все большие по площади поверхности мебели перфорированы и заполнены звукопоглощающим материалом Tecnodens. Небольшие рэковые установки оснащены колесиками, чтобы при необходимости их можно было свободно перемещать по комнатам.
Контрольная комната В, тоже с достаточным количеством дневного света, оснащенная цифровой консолью Yamaha DM 2000, ProTools HD3 и системой окружающего звука Quested, используется для пред-продакшна и располагает смежной вокальной комнатой. Коридор, соединяющий контрольные комнаты и машинную комнату, отделан специальными панелями, являющимися объемными резонаторами, что позволяет использовать его как реверберационную камеру. Потолок коридора отделан титаном с оптоволоконным эффектом звездного неба.
Лаура, которая вместе с ее командой пришла во время перерыва в обеденную комнату, объяснила, почему она выбрала именно это место для своей студии: «Я родилась неподалеку отсюда, всего в нескольких минутах езды. В то время когда я подыскивала дом для моих родителей, я нашла это место и решила использовать помещения, бывшие когда-то конюшнями, для осуществления своей давней мечты – иметь собственную студию. Все эти годы я записывалась в США, но не потому, что считала, будто студии там лучше, а потому что совмещала запись новых вещей с отдыхом, мы снимали домик для нашей команды и отправлялись в студию, когда это было необходимо».
Со своим отцом Фабрицио (он музыкант, гастролирующий по всей Европе с 60-х годов, и Лаура начала свою карьеру певицы именно с его группой) Лаура начала подумывать о собственной студии. Со временем то, что должно было быть местом для репетиций, записи демоматериала и максимум пред-продакшна, превратилось в одну из лучших студий Италии.
Лаура подчеркивает важность обстановки в помещениях, где приходится подолгу  работать: «Кроме этой студии и Капри, мне еще очень нравилось записываться в Лос-Анджелесе – я всегда жила в живописном холмистом пригороде. Лондон тоже был потрясающ, потому что мне приходилось ездить по Аббатской дороге, а это особый символ для каждого артиста. Были и другие места с особой атмосферой...         В Милане, например, удобно, ведь я живу там, но как-то прохладно и гораздо менее уютно для меня как для творческой личности. Здесь же все по-другому. И речь вовсе не идет о том, что попросту больше времени, все зависит от атмосферы. Например, на Капри я записывала песню с испанским артистом Хосе Франсесом. Дело было ночью, и мы могли видеть, как звезды и луна отражаются в море. Потрясающее зрелище! Освещение и цвета вокруг очень важны для меня, и когда я работаю, мне хочется находиться в комнате с определенным освещением и цветами. Иногда проводишь в студии недели, поэтому все артисты должны иметь возможность выбрать для себя идеальную атмосферу – это определенно влияет на то, как мы чувствуем себя и творим».
Работа во множестве студий по всему миру помогла Лауре сформировать достаточно определенные взгляды на то, что она хотела бы видеть в своей студии и чего ей хотелось бы избежать. «В некоторых студиях мне казалось, что я сейчас задохнусь! Именно поэтому мы применили столько стекла в наших главных комнатах, хотя многие дизайнеры неохотно идут на это – использование стекла в студиях довольно проблематично. Здесь же, благодаря Дино Д'Амбросио, в солнечные дни мне кажется, что я пою на открытом воздухе! Я решила отказаться от цветного интерьера и мебели, а в контрольной комнате нам хотелось бы иметь много свободного места – это очень важно, так как Макс Коста приносит большое количество оборудования, когда мы работаем вместе».
Что касается технических аспектов записей певицы, она проявляет к ним огромный интерес, особенно когда речь идет о звучании ее голоса: «Я много работала с Йоном и Максом над поиском оборудования, которое позволит моему голосу звучать каждый раз свежо».
Уважаемый британский инженер с более чем 25-летним опытом студийной работы (а начиналась она с конца 70-х в легендарной Air Studios), Йон Якобс принимал участие в записи альбома Пола Маккартни, песен Джеффа Линна для антологии The Beatles, а также работал и с многими другими жанрами – от Элвиса Костелло до Китаро и хард-рок-групп. Он рассказал, как началось его сотрудничество с Лаурой Паузини: «Я работал с итальянской группой Elio e Le Storie Tese, мы делали с ними большое количество песен в их миланской студии, где я познакомился с программистом Максом Коста. Как раз тогда продюсер Лауры Дадо Паризини предложил Максу участвовать в проекте этой студии, а Макс в свою очередь позвонил мне».
Йон завел разговор об оборудовании еще до того, как само помещение студии было закончено. «Если вы спрашиваете разных людей об оборудовании, каждый из них скажет вам что-нибудь свое, и это может сбить с толку. Однако все, что здесь установлено, – великолепно, и это дает возможность концентрироваться на своем деле. Нас ничто здесь не отвлекает. Лаура тогда показала нам свои новые песни, и мы работали над ними, над темпом, эмоциональной окраской... Мы шли разными путями в своей работе, а Лаура высказывала свои пожелания. Мы провели около месяца, работая над этими песнями, и затем прослушивали вместе с ней готовые варианты с «живым» голосом».
Несмотря на то, что Йон впервые за свою карьеру столкнулся с цифровой консолью, результат его вполне удовлетворил. «Мы работали с множеством дорожек, иногда их число доходило до 60, но благодаря возможности мгновенного полного вызова всех параметров системы мы быстро переключались с одного варианта настроек на другой».
Йон высказывает свое мнение насчет непопулярности цифровых консолей во многих студиях: «Большинство людей, которые работают в этих студиях, – независимые инженеры и продюсеры, и все они в совершенстве владеют аналоговыми консолями, поэтому студиям трудно сделать шаг в новые технологии. Люди, которые снимают студию, хотят иметь дело с оборудованием, с которым они хорошо знакомы, а для свободного специалиста браться за проект, требующий изучения новой консоли с нуля, – это не вариант. Здесь я именно этим и занимаюсь, но мне все равно, ведь я хочу работать с музыкой, а Джулио хорошо ладит с SSL, так что я постепенно начинаю разбираться в ней, и мне это нравится! Еще ни разу мы не пеняли на то, что консоль цифровая, на мой взгляд, все здесь в норме – мы видим все EQ и все посылы. Джулио оказывает мне неоценимую поддержку, иногда мне приходится работать в паре с Дадо над самой музыкой, и помощь специалиста, в совершенстве знающего консоль, неоценима в такие моменты – мы хорошо понимаем друг друга, и Джулио знает, как заставить прибор сделать именно то, что мы от него хотим».
Йон использовал установку Live для настраиваемых акустических параметров помещения, чтобы «оживить» его, но вообще по всему зданию проходит множество кабелей, и записывать можно практически везде, например, обеденный зал дает отличное звучание барабанной установки. Даже есть планы скоммутировать пещеры за студией, которые во времена Второй мировой войны служили бомбоубежищем.
Звукоинженер Джулио Антонини был приглашен в Oliveta в сентябре 2002 г., когда он покинул Капри, одну из самых известных студий страны (ее клиентами были Aerosmith, Мэрайя Керри, Лучиано Паваротти и Pearl Jam), и переехал ближе к родному городу.
«Эта студия очень комфортна и вполне подходит для того, чтобы даже жить здесь, – говорит Джулио. – Лаура имела отличное представление о том, какой ей хотелось видеть свое рабочее пространство, потому что записывалась во многих студиях мира. В первую очередь ей хотелось убедиться, что здесь будет комфортно во всех отношениях. Я думаю, один из секретов успеха ORS – это сотрудничество технического персонала, т.е. меня и Дино Д'Амбросио, и артиста, который знает, что ему нужно для успешной работы. Например, Лауре не нравилось, что во многих студиях в центре комнаты стоит огромный микшерный пульт. Здесь же найдена оптимальная комбинация технологии и дизайна».
Джулио и ранее имел дело с цифровыми консолями, но так как это первый опыт установки Solid State Logic Axion MT Plus в итальянской студии, его прошлый опыт был слабым подспорьем. «Мы делали небольшой проект в студии перед началом главной работы в основном для того, чтобы привыкнуть к мониторной системе и прочему оборудованию, но в большом проекте все по-другому. Было весьма непросто понять, как согласовать работу SSL и ProTools, и те несколько уроков по управлению консолью, которые дал мне Джованни Блази, итальянский дистрибьютор Solid State Logic, литература и сама работа на консоли оказали мне огромную помощь».
Делая большие проекты с приглашенными инженерами и продюсерами, очень важно не только обучить их работе на микшере, но и иметь возможность в любой момент проконсультировать их, как достичь тех или иных результатов без лишних потерь времени. «В Италии много предрассудков против цифровых консолей, но невероятная гибкость системы значительно упрощает многие аспекты работы! Звучит Axion MT Plus отлично, и среди ее дополнительных достоинств то, что она позволяет инженеру трудиться, практически не перемещаясь вдоль пульта, – вы всегда можете вызвать любой канал к центру консоли и работать с ним оттуда».
Джулио Антонини совместно с Йоном и Пауло Орицио, представителем миланского отделения про-аудио компании Funky Junk, составил список используемого в Oliveta оборудования. «Здесь у нас все очень разное, и со временем мы, вероятно, добавим что-нибудь из Vintage-приборов. В настоящее время самый старый аппарат, который мы используем, это параметрический стереоэквалайзер Urei 546. Это не особо известный прибор, но по результам наших экспериментов с ним он вполне нас устраивает».
Из других возможностей в основной контрольной комнате следует упомянуть специальный передвижной микроперфорированный экран, который можно по желанию опустить перед консолью для просмотра видеороликов. Сделан он из специального материала, практически не вносящего помех в воспроизведение центрального мониторного канала.
После выхода итальянского варианта нового альбома Лауры, она приступит к записи испанской и, возможно даже, английской версий: ее предыдущий альбом на английском языке вышел в США, Канаде и Мексике: «Автор моих испанских песен приезжает сюда, с ним будет и сотрудник моей звукозаписывающей компании, впервые убедивший меня начать петь по-испански в 1994 г.».
В тот период, когда студия не используется самой Лаурой, она будет работать на коммерческой основе, и ее клиенты, кроме самих служебных помещений, оборудованных по первому классу, смогут воспользоваться благоустроенным жильем и отличной кухней и отдыхать на природе.

Перевод Елены Прокопенко.

Контрольная комната А

Консоль: Solid State Logic Axiom MT Plus (цифровая, 96 каналов, Surround Sound)
Многоканальный рекордер: система Pro Tools HD3 (Digidesign), Emagic Logic Platinum
Мониторная система:
Основная (откалиброванная по индивидуальным требованиям): 
Левый, центральный и правый каналы – Quested Q212 D
Каналы окружения – Quested Q112 N
Субвуферы – Quested QSB 118
Усилители – Quested-MC2
Цифровые кроссоверы – Quested-XTA

Ближнего поля:  
Yamaha NS-10
KRK 7000b
Auratone

Другое оборудование:
Двухканальный микрофонный предусилитель Focusrite RED 8 – 1
Двухканальный микрофонный предусилитель GML 8302 – 1
Предусилитель API 512c – 2
Эквалайзер API 550b – 2
Двухканальный микрофонный предусилитель Avalon 2022 – 1
Стереоэквалайзер GML 8200 – 1
Ламповый пассивный стереоэквалайзер Manley massive – 1
Эквалайзер Tubetech PE1C – 2
Параметрический эквалайзер UREI 546 – 1
Монокомпрессор Universal audio 1176 – 2
Стереокомпрессор Neve 33609J – 1
Оптический ламповый стереокомпрессор ADL 1500 – 1
Ламповый компрессор Tubetech CL2A – 1
Эксайтер Aphex type C – 1
Динамический процессор SPL Transient designer – 1
Динамический процессор Drawmer M500 – 1
Мультиэффектпроцессор Tc system 6000 – 1
Эффектпроцессор Lexicon PCM 81 – 1
Гармонайзер Eventide Eclipse – 1
Эффектпроцессор Yamaha SPX 990 – 1
Задержка Roland SDE 3000 – 1
Задержка Lexicon Super Prime time – 1
Стереозадержка AMS 1580 – 1
Эффектпроцессор Tc electronics 2290 – 1