|
Автокинотеатры
Игорь Кселев ООО "Кино Проект Инжиниринг"
Однозначных рекомендаций, оптимизирующих вместимость
автокинотеатра и размеры экрана, попросту нет. Если бы автокинотеатры
проектировались только с веерным расположением рамп и разверткой по
отношению к проекционной оси 400 (рис. 4), определенные расчетные
рекомендации могли бы появиться, однако все автокинотеатры не могут быть
спланированы столь идеальным образом. При этом в каждом из них стремятся
разместить на площадке максимально возможное количество автомобилей (рис.
5). Если в плане автокинотеатр получается длинным и узким, размер
экрана должен быть увеличен из-за удаленности последних рамп, но зато
первый ряд рампы еще дальше удаляется от экрана. Материалы каркаса и
экрана могут быть самыми различными, например, экран из
перфорированного алюминиевого листа или бетона покрывают латексными
светоотражающими красками. Применяют как сплошные полотна, так и
изготовленные из отдельных полос (для снятия ветровой
нагрузки). Примерные размеры экрана в зависимости от количества
автомобилей, приведены в таблице. Основанные на стандартах, они
могут быть использованы для справки. Соотношение сторон ветрового
стекла автомобиля близко к 1 : 2, поэтому наиболее комфортны форматы
изображения ґширокийЄ (1 : 1,85) и
CinemaScope
(1 : 2,39). Последний обеспечивает оптимальное соотношение длины экрана к
ширине, так как при меньшем соотношении кадр не заполняет экранное
пространство. Должен ли экран быть наклонным, изогнутым или тем и
другим одновременно? Безусловно, каркас экрана требуется наклонить к
зрителям, а угол наклона определяется оптимальным соотношением углов
падения и отражения луча проектора. Раз проектор физически не может
располагаться на уровне центра экрана (не строить же 10- или
15-метровую башню!), опору наклоняют под таким углом, чтобы свести к
минимуму искажения изображения (параллакс). Обычно проектор наклонен
относительно горизонтальной оси в пределах 70 по вертикали, угол наклона
экрана также составляет 5 – 70, а максимально приближенное к нормали
соотношение угла падения и угла отражения должно находиться в зоне
наибольшей комфортности просмотра (центральная часть и 2/3 рампы
автокинотеатра). У специалистов нет единого мнения относительно
кривизны экрана. Обычно кривизна рамы экрана очень невелика, в противном
случае значительно ухудшается качество восприятия изображения с боковых
мест. Да и изготовление криволинейного экрана, например, из бетона
размером 11 х 26 м, значительно удорожает процесс. Плоский экран,
развернутый в сторону от магистрали, является прекрасным рекламным щитом и
может быть использован в коммерческих целях.
Кинопроекционное оборудование Положение проекционного
оборудования относительно экрана определяется размером экрана и фокусным
расстоянием линз. Диапазон переменного фокусного расстояния
кинопроекционных линз достаточно широк, он позволяет расположить
проекционный аппарат на любой рампе автокинотеатра и при этом проецировать
изображение на весь экран. Это означает, что при 30-метровой ширине экрана
проекционный аппарат можно размещать по оси проекции на расстоянии от 50 –
60 и до 100 – 120 м до экрана при оптимальном размере изображения.
Единственное, что ограничивает удаление кинопроектора от экрана, – это
мощность проекционной лампы, обеспечивающей необходимый световой поток
(около 400 лм на 1 м2 поверхности экрана), и возможная пыль и/или туман в
воздухе (чем больше проекционное расстояние, тем заметнее влияние этого
фактора). С экономической точки зрения выгодно объединить
проекционную комнату в одном здании с торговой зоной и кафе быстрого
обслуживания – такая комбинация требует меньших затрат и позволяет
подвести все электропитание в одну точку. При размещении кинопроекционной
важным фактором также является угол наклона вертикальной оси проекции.
Создание искусственного ландшафта и ограждение
Искусственный
ландшафт и ограждение автокинотеатра могут служить нескольким целям:
позволяют обособить автокинотеатр от магистрали, чтобы водители движущихся
по магистрали автомобилей не видели изображения на экране; содействуют
удобному въезду/выезду автомобилей и мешают ослеплять фарами
присутствующих на сеансе зрителей; ограждают кафе; придают автокинотеатру
оригинальный декоративный вид… Наиболее выгодно разместить
автокинотеатр таким образом, чтобы экран был параллелен магистрали, но
развернут в сторону от нее. В любом случае создание ограждения и
искусственного ландшафта – процесс дорогостоящий, поэтому всякий раз
решение должно приниматься конкретно, в зависимости от
бюджета. Ограждение обычно служит для отделения
автокинотеатра от магистрали и ограничения въезда и выезда. Особо
ограждается зона вокруг кинопроекционной и в направлении проекционного
луча. омбинация из металлического ограждения и живой изгороди
и функциональна, и декоративна.
Рекламный щит
Правильная конструкция и организация рекламы – весьма важный
маркетинговый фактор. Если тыльная сторона экрана видна с автомагистрали,
она может служить рекламным щитом самого автокинотеатра с анонсом фильмов
или использоваться под коммерческую рекламу. Рекламный щит автомобилисты
должны видеть с максимального расстояния. Неоновые вывеска автокинотеатра
и фон, на котором отображается анонс фильмов, должны быть исполнены в
защищенном от атмосферных воздействий варианте. Если тыльная поверхность
экрана не используется для рекламы, рекламные щиты устанавливаются вдоль
автомагистрали, но их свет не должен мешать зрителям во время сеансов.
Касса В обычном
театре в кассу зритель попадает при входе в кинотеатр. Кассы и въезд
в автокинотеатр должны быть отнесены от основной магистрали. В
автокинотеатре кассы должно быть расположены так, чтобы автомобили при
съезде с автомагистрали не создавали очередей и пробок, а к кассе
подъезжали два автомобиля с двух сторон. Организация кассового
обслуживания может быть различная: от продажи разовых билетов до установки
автоматического шлагбаума с электронным считывателем магнитных карт и
выдачей билета с местом на рампе. При проектировании кассового модуля
автокинотеатра можно воспользоваться опытом организации въездов в
аэропорты, паркинги или частные автодороги. Основная задача –
обеспечить въезд автомобилей и их размещение за время перерыва между
сеансами (рис. 6).
Дополнительный сервис Статистика показывает, что валовый доход
дополнительных платных услуг в автокинотеатре может составлять от 60 до
300% к стоимости входного билета. Зрители (а их может быть в автомобиле до
четырех человек) охотно тратят деньги на воздушную кукурузу, леденцы,
прохладительные напитки, кофе, горячие бутерброды, сигареты и т.д.
Планирование сервиса заслуживает внимательного отношения. Нельзя
устанавливать киоски по продаже продуктов и напитков непосредственно на
въезде в автокинотеатр, это предпосылки заторов и пробок, снижающих
оборот по продаже билетов. Да и память об очередях и пробках заставит
зрителей приезжать в автокинотеатр со своими продуктами, а часть дохода
окажется упущенной. Можно организовать одну-две площадки (на въезде) по
принципу "Мак’Авто" для автомобилистов, но место под это выделяют на
расстоянии от основного въезда перед автокинотеатром. Как вариант –
франчайзинг с одной из сетей фаст-фуд (fast-food): Мак’Дональдс,
Бургер Кинг, Крошка- Картошка и т.д. Если есть интерес в
развитии данного бизнеса, можно организовать кафетерий или ресторан за
последней рампой. Он разместится на высоте 4-5 м над поверхностью, с
его стеклянной террасы откроется вид на гигантский экран
автокинотеатра, а звук будет передаваться через громкоговорители,
установленные в помещении кафетерия. Можете организовать своеобразное
кинокафе на 300 – 500 человек, куда можно будет продавать билеты или
клубные карты, и оформить его декорациями на автомобильную тематику,
обеспечив тем самым рождение клуба автокинолюбителей.
На территории
автокинотеатра зрители, находясь в своих автомобилях, могут вызывать
официантов (обычно это делается включением сигналов "аварийной остановки")
и заказывать питание и напитки. Официанты могут перемещаться по территории
на велосипедах с прикрепленными на переднем колесе корзинами, в которых
находится наиболее популярный набор продуктов, напитков и сигарет, или на
роликовых коньках, держа в руках коробки или подносы. Для заказанных
горячих сосисок, хот-догов или картошки официанты прикрепят к дверцам
автомобилей пластиковые подносы, которые позднее соберут. При
планировании дополнительного сервиса автокинотеатра надо учесть
следующее: • Практика показывает, что площадь для дополнительного
сервиса должна быть эквивалентной 2 – 2,5 м2 на один автомобиль. Например,
если вы имеете автокинотеатр на 500 автомобилей, то общая площадь,
занимаемая зоной дополнительного сервиса и торговли, должна составлять не
менее 1000 – 1250 м2. • Площадь под склады для продуктов и напитков
должна быть не менее 0,1 м2 на один автомобиль. Принимая за базу расчета
автокинотеатр на 500 автомобилей, площадь складов составит около 50
м2. • Все полосы разметки дорожного покрытия на территории
автокинотеатра должны быть прямые. Если необходим поворот, то его радиус
должен быть не менее радиуса разворота самого большого из планируемых
автомобилей. • По территории требуется обеспечить движение автомобилей
в несколько рядов. По крайней мере, для автокинотеатра на 500 автомобилей
– не менее двух, от 500 до 750 – не менее четырех, от 750 до 1000 – не
менее шести, свыше 1000 – восемь. • По возможности следует упорядочить
въезд в автокинотеатр таким образом, чтобы один кассир мог обслуживать два
потока автомобилей одновременно при небольшом наплыве посетителей, и один
кассир на один поток – при большом количестве зрителей. • Пункт охраны
правопорядка должен располагаться на средней (осевой) линии автокинотеатра
ближе к входной группе. При этом желательно предусмотреть один-два
дополнительных въезда на территорию для пожарных машин и милиции. •
Учесть дальнейшее развитие инфраструктуры, в том числе сети услуг и
соответственно подсобных помещений. • Не размещайте вход в туалеты в
сторону зрителей. Группа кабин должна быть закрыта от зрителей и
размещаться за последней линией автомобилей. • Позиционируйте
расположение медпункта, торговых помещений, кафе и пункта пожарной охраны
максимально близко к зоне с наибольшим количеством автомобилей. Это
может быть зона физического центра зрительской площади
автокинотеатра. • Обеспечьте свободный доступ к точкам питания и кафе
по средней (осевой) линии автокинотеатра. В некоторых случаях желательно
сделать два подхода в форме буквы "V", которые сходятся сзади зоны
торгового обслуживания и расходятся в сторону последней рампы. По сути,
таким образом вы делите автомобильную зону кинотеатра на пять частей для
удобства передвижения. • Старайтесь обеспечить высокое качество и скорость
обслуживания торговой зоны и кафе. Это принесет вам до 80% оборота
автокинотеатра.
| |