Г.И.Скляр: "РТРС не будет ждать исхода бюрократических игр"
"Российскую телерадиосеть" и Кремль разделяет
только Красная площадь. Штаб-квартира PТPC находится в двух шагах от
цитадели российской государственности, в самом истоке Никольской улицы в
Москве. Именно там, в своем рабочем кабинете, корреспондента журнала
"Install-Pro" Ю.А.Петровского принял генеральный директор Федерального
государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и
радиовещательная сеть" (ФГУП РТРС) Г.И.Скляр.
Геннадий Иванович, в интервью вскоре после назначения на
эту должность Вы сказали, что постоянно носите с собой Указ Президента
России об образовании ФГУП РТРС и будете так поступать, пока не исполните
в полной мере предписанное главой государства. Минуло два года. До сих пор
носите?.. Образно говоря, да, ношу. (С рабочего стола,
над которым висит портрет В.В.Путина, берет испрашиваемый документ и
поворачивает лицевой стороной к корреспонденту). Дело в том, что по сей
день, вопреки всем нашим усилиям, воля Президента до конца не исполнена, –
если не вдаваться в детали, Указ не реализован по двум крупным
пунктам. Во всех регионах России существуют соответствующие
радиотелепередающие центры – республиканские, краевые, областные (всех их
обычно сокращенно называют ОРТПЦ), которые обеспечивают эфирное
телерадиовещание на данной территории. Через них телезрители и
радиослушатели получают практически все (ну уж девять десятых, точно)
телерадиопрограммы, вообще доступные для приема в этом регионе. В первую
очередь речь, конечно, идет о таких общефедеральных каналах, как "Первый",
"Россия", "Культура", "Радио России", "Маяк", а также о программах ведущих
местных компаний. В большинстве своем ОРТПЦ были созданы еще в советское
время и наделены необходимой технической базой: телебашнями и мачтами,
передатчиками, земными станциями спутниковой связи (ЗССС) и прочими
сооружениями и оборудованием. Эта разветвленная инфраструктура всегда –
подчеркиваю: всегда! – находилась в собственности государства, в
федеральной собственности. Однако в ряде регионов в середине 1990-х,
наперекор прямому запрету изменять форму собственности объектов
телерадиовещания, ОРТПЦ в целом либо их составляющие вдруг лишились
федерального статуса. Разумеется, подобное положение вещей абсолютно
нетерпимо. Тем не менее и сегодня в Татарии, Башкирии, Якутии,
Оренбургской и Томской обл. и некоторых других регионах эти сооружения и
технические средства не возвращены в федеральную собственность. Таким
образом, местные власти и концерн "Связьинвест" (его региональные
подразделения приложили руку к такого рода "разгосударствлению") в
очередной раз противопоставляют себя главе государства и федеральным
органам, мешают выстраивать в России вертикаль управления. Ведь еще в
августе 2001 г. Президент в своем Указе недвусмысленно потребовал:
"Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок... принять меры по
инвентаризации находящихся в федеральной собственности объектов и
технических средств телевидения и радиовещания, переданных на договорной
основе в пользование акционерным обществам электросвязи, имея в виду
прекращение в установленном порядке соответствующих договоров и внесение
указанных объектов и технических средств в уставный фонд РТРС, принять
предусмотренные федеральным законом меры по отмене актов федеральных
органов исполнительной власти и иных государственных органов,
противоречащих законодательству Российской Федерации, а также по признанию
недействительными заключенных ими сделок, если в результате указанных
действий соответствующие объекты и технические средства были незаконно
отчуждены из федеральной собственности..." Но, видимо, тем, кто творит
беззаконие, и Указ главы государства – не указ (прошу простить невольный
каламбур); да и Правительство для них, похоже, не тот орган, к которому
надо прислушиваться. Кстати, хотелось бы спросить у Минсвязи – а оно
еще, кажется, из состава Правительства не вышло – почему представитель
министерства в "Связьинвесте" не предпринимает необходимых шагов для того,
чтобы реализовать Указ Президента. Надо сказать, в отличие от Минсвязи,
Мингосимущества занимает куда более прозорливую позицию: вместе с ним мы
ведем десятки арбитражных судов и, уверяю вас, будем вести борьбу до
победного конца, дабы в полном объеме претворить в реальные дела указания
Президента. Не сомневаюсь, законность и порядок восторжествуют. Итак,
судьба отдельных ОРТПЦ – первый пункт, по которому, к сожалению, Указ
главы государства не выполнен. Второй, не менее важный. В преамбуле
этого основополагающего для отрасли документа отмечается, что все
последующие шаги предпринимаются "в целях совершенствования
функционирования сети распространения телерадиопрограмм в Российской
Федерации и формирования единого производственно-технологического
комплекса на базе государственных телевизионных и радиовещательных
сетей..." Так вот, названная задача тоже не решена – единого
производственно-технологического комплекса трансляции на сегодняшний день
в России нет, каждый копает свой огород. И в том не наша вина, не мы
придумали межведомственные и иные барьеры, не мы (тогда РТРС и не было)
скроили из единого вещательного пространства России лоскутное одеяло, если
не сказать – Тришкин кафтан. Так получилось, что РТРС распределяет сигнал
в областных центрах и на территориях конкретных регионов в целом, т.е.
занимается в основном тем, что обычно называют наземным эфирным вещанием
(оно, напомню, сейчас аналоговое, а к 2016 г., согласно утвержденной
Минсвязи стратегии, должно стать цифровым). За спутниковый же сегмент
отвечают другие – ФГУП "Космическая связь", АО "Газком" и иные их коллеги.
За магистральные линии связи отвечают третьи – "Ростелеком" под эгидой
"Связьинвеста", "Транстелеком" под началом Министерства путей сообщения
(МПС) и т.д. Между нами (за исключением "Транстелекома") нет даже
межоператорских соглашений, о необходимости которых РТРС настойчиво
твердит. Поэтому ведущие вещатели – первый и второй телеканалы,
федеральные радиостанции и т.д. – вынуждены иметь дело как минимум с тремя
крупными партнерами (РТРС, ГП КС и "Ростелеком"), не говоря уже о
множестве местных операторов в регионах. На одной и той же территории
кусочек инфраструктуры с приемными спутниковыми станциями, передатчиками,
радиорелейными линиями может принадлежать "Ростелекому", кусочек – РТРС,
кусочек – еще кому-то. Естественно, подобная чересполосица не способствует
качественному приему телерадиопрограмм конечным потребителем. Вот почему я
предложил доставку сигнала от телерадиоцентра до каждого телевизора и
радиоприемника сосредоточить в одних руках – в руках ФГУП РТРС или
организации, которую следовало бы создать на базе нашего предприятия. И мы
такую схему трансляции уже вырабатываем – мы эту ответственность берем на
себя. Вероятно, Вы подразумеваете идею образовать на основе
РТРС- некое АО, которую Вы озвучили нынешним летом. Но растолкуйте мне
следующую ситуацию. Еще до возникновения ФГУП РТРС такого рода мысли
– о преобразовании государственной сети наземного эфирного вещания в
акционерное общество с преобладанием федеральной собственности – витали в
воздухе. И не только витали, но и, насколько мне известно, были
сформулированы в виде конкретных предложений и направлены "наверх". Почему
же тогда, однако, было принято решение создать государственное унитарное
предприятие (ГУП), а теперь вдруг опять возникла насущность вернуться к
форме АО? Как Вы понимаете, я не могу домысливать
за Президента – ведь это он издал соответствующий Указ. Я могу лишь
высказать свою точку зрения. Думаю, два года назад стояла совершенно
другая задача: надо было поставить на ноги и укрепить те предприятия
(прежде всего ОРТПЦ), которые фактически оказались бесхозными. Журналисты
любят делить работающих в телерадиовещании людей на "технарей", технически
и технологически обеспечивающих процесс, и "творцов", ваяющих конечный
программный продукт. Так вот, на момент образования ФГУП РТРС сеть
обреталась в руках последних. А для них, разумеется, всегда главное все же
не в "железе", не в технике. Отсюда неизбывные в ту пору хронические
неплатежи со стороны телерадиокомпаний, задолженности перед энергетиками,
остановки вещания в целых регионах... В первую голову нужно было навести
порядок и консолидировать единую систему как таковую. А для того, чтобы
сделать это быстро и эффективно, лучше всего подходит форма ГУП. Что мы и
доказали: если б акционирование было затеяно в тех условиях, оно, пожалуй,
тянулось бы по сей день, и порядок бы не был наведен. Теперь же с
неплатежами покончено, система функционирует как четко отлаженный
механизм. Однако времена меняются – и с ними меняются задачи. Настала
пора, когда от стабилизации системы необходимо срочно переходить к ее
модернизации, переустройству на новых технологических и организационных
принципах, из-за чего особую остроту приобретает вопрос о привлечении
инвестиций. Между тем форма ГУП чрезвычайно неповоротлива и вяжет
инициативу по рукам и ногам. У меня-то еще есть возможность вырабатывать и
реализовывать крупные решения по одной простой причине: РТРС создана
Указом Президента, и меня назначил на эту должность Президент. И я, слава
Богу, не трачу много времени на хождение по министерским кабинетам. Но,
вообще-то говоря, для обычного рядового ГУП согласование любых решений
(так, как прописано в законе) – это, по сути, преграда на пути серьезных
шагов. Потому что подобное согласование – процесс многомесячный. А
инвесторы, во-первых, не любят ждать; во-вторых, если видят, что и в
дальнейшем любые практические действия будут связаны с такой
бюрократической процедурой, то просто не вступают в переговоры или
прерывают их. Оттого мы и ведем речь о преобразовании ФГУП – иначе
инвестиции в нужном объеме не привлечь, отрасль не
модернизировать... Причем акционирование – не самоцель. Здесь,
думается, мы с вами должны четко видеть и разделять две стороны вопроса.
Технологическую – как сделать так, чтобы сигнал неразрывно, в едином
процессе и в пределах компетенции одной организации либо холдинга
передавался по всей стране. На наш взгляд, мы должны отвечать за качество
сигнала на всех этапах его трансляции и, следовательно, в результате – за
качество "картинки" и звука в телевизионном приемнике в любой точке
России. Мы не боимся этой ответственности – мы стремимся к ней. Но для
этого РТРС или другая структура, новообразованная на основе нашего ФГУП,
должна получить в свое ведение необходимые технические средства и
технологические возможности – будь то в космическом сегменте, в
магистральных линиях связи, вплоть до кабельных систем коллективного
приема и коллективных антенн. И вторая сторона или часть вопроса: а вот
такая компания, которая эти ресурсы получит, в какой форме собственности
будет наиболее эффективно работать? Поэтому акционирование призвано решить
не столько технологические задачи, сколько задачи привлечения инвестиций и
развития бизнеса. Но я не исключаю и того, что какие-то ресурсы могут
использоваться и на правах аренды, и на каких-то других
условиях. Иными словами, преобразованная РТРС, с Вашей
точки зрения, это не обязательно АО? Видите ли, в каждом
конкретном случае по каждому конкретному компоненту требуется поиск
наиболее рационального и эффективного решения, которое в свою очередь
является результатом определенного компромисса, согласования множества
интересов. Возьмем спутниковую связь. Хотя на июльской пресс-конференции я
и заявил, что возможно включение ГП КС - в предполагаемое АО, но
это, скорее, пробный шар. Да, по моему убеждению, единый
производственно-технологический комплекс, о котором сказано в Указе
Президента, должен располагать необходимым космическим ресурсом. Но будут
ли то емкости в спутниковой группировке ГП КС? А, быть может,
оптимальный вариант – обзавестись собственными тремя космическими
аппаратами, которые бы покрывали телерадиосигналом всю территорию России и
даже СНГ и отчасти дальнее зарубежье? Или, скажем, меня очень интересует
спутник "Бонум" – он специально создан для телерадиовещания, а сейчас
болтается без дела, обретаясь как бы в резерве. Но, извините, я резерв
понимаю так: возникла сложная ситуация, практически мгновенно переключил
передачу сигнала с одного технического средства на другое, и система
продолжает работать в нормальном режиме. А на самом деле?.. "Зашатался"
спутник "Горизонт" – и очередной аврал: давай, РТРС, срочно оснащай зону
"Г" приемными спутниковыми станциями, не то миллионы людей на Урале
останутся без "Первого канала". На мой взгляд, до настоящего времени ни
разу не было крупного разговора о том, как вообще в России обстоит дело с
учетом и рациональным использованием всех ресурсов в области связи и
телерадиовещания и как оптимально построить этот рынок. О псевдорезерве в
космическом сегменте я упомянул. Но ведь есть еще магистральное
"оптоволокно" – оно для целей телерадиовещания почти не задействовано.
Между тем, к примеру, у "Транстелекома" до недавнего времени из 16
"волокон" были загружены только 6, а 10 "гуляли". К
"ТАСС-телекому" дорого подойти. Кто-то пытается строить свои либо
использовать чужие сети; но опять-таки, поскольку это отдельные, частные
случаи, цены выдвигаются высокие. Однако пока каждый будет лишь свой
огород копать, ничего прорывного не выйдет. Нужны масштабные
стратегические решения для страны в целом; и прежде всего необходимо
рачительным оком окинуть все ресурсы, которые есть в Российской Федерации,
и всерьез задуматься, как их наилучшим образом применять. О чем
говорил неоднократно. И к чему я призывал и призываю в том числе
Министерство связи. Вы замахиваетесь и на спутники, и на
магистральное "оптоволокно". А между прочим, и без того Министерство по
антимонопольной политике (МАП) признало ФГУП РТРС-- естественной
монополией. Я не буду Вас спрашивать, означает ли это, что в других
странах, где нет подобных монополий, состояние противоестественное (хотя,
конечно, не плохо бы узнать Ваше мнение о том, что происходит за
границей). Я спрошу: во-первых, в чем причина этой естественности – в
наследии прежних времен? И, во-вторых, Вам этого мало? Вы хотите, чтобы
РТРС стала сверхмонополистом? Действительно, естественный
монополизм РТРС сложился исторически – сеть создавалась при советской
власти как единая государственная, и по-другому быть не могло. Но вновь
замечу, наш монополизм условен, не абсолютен – на этом рынке довольно
много игроков; правда, мы – крупнейший. Что касается заграницы, то,
допустим, в Европе больше кабельных систем, чем эфирных. В США тоже обилие
"кабеля", но и там не образовалось естественного монополиста как в эфире,
так и в спутниковом распределении сигнала. Но так было вчера. Сегодня
основная мировая тенденция (которую я хотел бы учесть, коль она
обозначилась) – это опять-таки стремление к своеобразному монополизму:
сейчас все идет к тому, что все потоки начинают объединяться в одной
магистрали. Подобное, например, происходит в США: за счет консолидации
ресурсов фактически ведется строительство одной большой магистрали для
транспортировки всех видов информации – и телевизионной, и Internet, и
телефонии, и прочей. И вот к такой всеобъемлющей сети присоединяются уже
десятки и сотни операторов и миллионы потребителей. По моему мнению, и в
России надо строить по крайней мере две магистрали, по которым бы все эти
потоки неслись, – одну на базе "Ростелекома" и вторую на базе
"Транстелекома". Они не станут монополиями – это будут две конкурентные
магистрали. А к ним в каждом городе присоединятся провайдеры Internet,
провайдеры IP-телефонии, провайдеры мобильной связи, провайдеры
телевизионного и радиовещания и т.д. Сегодня это самый лучший способ
применить мировые тенденции: магистрали консолидируются, а конкуренция
возникает среди тех, кто доставляет те или иные виды информации конкретным
конечным потребителям; кто дешевле доставит, тот и выиграет.
Следовательно, цены на данную продукцию должны снизиться. Магистраль
"Ростелекома" уже находится в руках "Связьинвеста". "Транстелеком"
подведомственен Министерству путей сообщения, которое, как известно, в
очень значительной степени подвергнется разгосударствлению. И я внес
предложение создать еще одно акционерное общество, где вместе с РТРС была
бы магистраль "Транстелекома". Мы провели работы, чтобы доказать: в этом
случае данная магистраль станет использоваться наилучшим образом. В
результате переговоров сравнительно недавно ФГУП РТРС и ЗОО "Транстелеком"
заключили соглашение, в котором речь идет о принципиально новой системе
сбора, круглосуточного мониторинга и адресного распространения
общероссийских телепрограмм, а также об удовлетворении растущего спроса на
мультимедийные услуги. Наша конечная цель – предоставить потребителю
полный набор высокотехнологичных, самых современных
инфотелекоммуникационных возможностей, образно говоря, через одну розетку,
с доставкой на дом. Правда, между потребителем и магистралью все же будет
ниша для различных провайдеров – их я перечислил выше. Мне
всегда казалось, что главная задача РТРС – наземное эфирное вещание. Это
не так? Вы от этой функции открещиваетесь? Ни в коей
мере. Мне представляется, что у "Связьинвеста" и РТРС вообще навсегда
останутся две основные государственные, социальные функции: у них –
обеспечивать широкие слои населения телефонией как универсальной услугой;
у нас в качестве аналогичной нагрузки останется обязанность предоставлять
в каждом населенном пункте возможность приема социального пакета
телерадиопрограмм (несмотря на то что нередко нам это финансово или по
бизнесу не интересно). Я даже предвижу, что, когда эта наша задача будет
законодательно оформляться – будь то новый закон о СМИ или какой-то
другой, – почти неизбежно возникнут споры и развернется острая борьба, как
это случилось во время принятия новой редакции Закона о связи. Тогда
разгорелась жаркая дискуссия вокруг универсальной услуги: ведь теперь
коммерческие компании, действующие в данной сфере, обязаны отчислять
определенный процент от своих доходов в фонд при Минсвязи, средства из
которого пойдут на оказание так называемой универсальной услуги, т.е. в
основном на развитие телефонной сети в стране, например в сельской
местности, где это заведомо убыточно. Иными словами, часть прибылей,
предположим, компаний мобильной телефонии отныне перераспределятся в
пользу обычной телефонии, которой должны быть обеспечены и
низкооплачиваемые слои населения. Нечто подобное, я думаю, произойдет и
в телерадиовещании с доставкой социального пакета программ. Здесь мне
видятся два возможных варианта. Часть денег напрямую перечисляется от
коммерческих телерадиокомпаний в РТРС на нужды государственного вещания.
Либо такого рода отчисления из коммерческих структур поступают в
федеральную казну и оттуда адресно направляются на укрепление сети
распространения социального пакета программ. Что, по Вашему
мнению, должно входить в этот пакет? Это, думается, две
общероссийские телепрограммы – "Первый канал" и "Россия" – и одна
радиопрограмма, скорее всего "Радио России"; плюс в каждом регионе один
местный государственный или общественный телеканал. Такую точку зрения,
судя по его заявлениям, разделяет и министр печати и телерадиовещания
М.Ю.Лесин. Она же, по сути, нашла отражение в проекте "Концепции
развития услуг связи в области телерадиовещания в Российской Федерации на
период до 2010 года и в перспективе до 2015 года", разрабатываемой НИИ
радио по техническому заданию Минсвязи. стати, в результате этой
работы должен получиться весьма важный, я бы даже сказал, основополагающий
документ, во многом определяющий развитие отрасли в обозримом будущем.
Правда, далеко не со всеми положениями в нынешнем проекте я склонен
соглашаться и поэтому дал поручение соответствующим подразделениям ФГУП
РТРС подготовить собственный вариант "Концепции", чтобы внести его в
Правительство вместе с проектом НИИ радио или не дожидаясь окончания
довольно медленного процесса в Минсвязи. Разумеется, в этой работе внутри
РТРС я принимаю активнейшее участие и выставляю главные ориентиры для ее
скорейшего продвижения. Извините, но пока-то все происходит
"с точностью до наоборот". Во-первых, непонятно, куда, помимо упомянутых
Вами федеральных гостелеканалов, денется теле-"К ультура". Во-вторых,
вразрез с Вашими и Ваших единомышленников суждениями на самом деле
государственных телеканалов становится все больше – недавно народился
"Спорт", планируется появление круглосуточной новостной телепрограммы. И,
в-третьих, не преждевременно ли списывать со счетов государственные
радиостанции "Маяк", "Юность" и "Орфей"? Вообще, не кажется ли Вам, что
сочинять подобные "концепции" "технарям" без "творцов" вроде бы не с
руки? Вы правы – и в том, что предположения пока
расходятся с жизнью, и в том, что, как Вы их называете, "технарям" и
"творцам" надо бы работать вместе, союзно. Только в эту компанию я бы еще
добавил продавцов контента и рекламы. А Вы знаете, ведь РТРС старается
играть роль своеобразного "мостика" между всеми этими группами и цехами,
которые трудятся на ниве телерадиовещания и инфотелекоммуникаций, в
частности "мостика" между МПТР и Минсвязи. Именно в этом свете следует
рассматривать "Концепцию", вынашиваемую РТРС – надеюсь, она даст свои
плоды и послужит объединению усилий "творцов", "продавцов" и
"технарей". Между тем рынок этот огромен, и даже в проекте "Концепции"
по версии НИИ радио признается, что его емкость, по предварительной
оценке, только за счет новых "продвинутых" технологий (цифровые платные
каналы, широкополосные сети, Internet, видео по заказу и т.д.) – 800 млн
долл. в год. Таков ориентировочный спрос, и чтобы его удовлетворить, дела
хватит всем. Естественно, РТРС намерена активно включиться в данный
процесс и рассчитывает на значительный кусок от этого пирога. Возможно,
это звучит амбициозно, но, по-моему, амбициозность лучше, чем вялотекущая
псевдодеятельность. Доходы от внедрения новых технологий – а мы не
сомневаемся в получении прибыли на передовых направлениях – в существенной
степени пойдут на погашение затрат на заведомо убыточные проекты (в первую
очередь социально ориентированные) и на модернизацию сети в
целом. Таким образом, Вы собираетесь, если я верно Вас
понял, строить кабельные сети, широкополосные системы, предоставлять
доступ в Internet, а заполучите спутники, захотите заняться
непосредственным телерадиовещанием?.. Дополните, пожалуйста, если я что-то
забыл. Я не исключаю ничего: не понимаю, почему мы должны
загонять себя в угол и ставить жесткие пределы. Нас никто не укладывает в
прокрустово ложе. Что выгодно предприятию и на пользу миллионам
потребителей, то мы и будем делать. Но на сегодняшний день – Вы
преувеличиваете. Сейчас мы не строим кабельные сети, но если создадим
магистраль, то, вполне вероятно, вместе с нашими партнерами в регионах
займемся и этим. Непосредственное теле- и радиовещание – пока не наш
бизнес. А что будет завтра (вспомните слоган), покажет время: появятся
новые технологии и спрос на них – и мы не останемся в стороне. Например,
мы по мере своих возможностей будем стимулировать создание широкополосных
систем. Но не прямо, а косвенно – как оператор, который владеет потоками
аудиовидеоконтента, мы постараемся отыскивать партнеров, умеющих эти
потоки с максимальной прибылью продавать, а они уже будут строить сети и
собирать деньги с абонентов. Дело идет к тому, что все крупные
телекоммуникационные компании начинают заниматься всем – это называется
конвергенцией услуг и технологий. Раз "цифра" позволяет передавать все в
одном пакете, происходит сращивание бизнесов, в чем нет ничего плохого,
кроме хорошего. Вот на коллегии Минсвязи гендиректор "Связьинвеста" г-н
Яшин меня спрашивает: "Можно мы будет заниматься телевидением и
радиовещанием?" Я от чистого сердца ему отвечаю: "Конечно, Вы ведь
этим уже занимаетесь..." То есть мы идем навстречу друг другу и в то же
время боремся за конечного потребителя. Существуют вещи, которые как бы
сами просятся в руки РТРС. Выше я говорил, что мы готовы – при исполнении
ряда условий – взять на себя ответственность за "картинку" на экране
вашего телевизора. Но коль – почти как в песне поется – "на крыше дома
твоего" никудышная антенна, ничего хорошего ты не узришь. В городах,
помимо коллективных антенн, создаются кабельные системы коллективного
приема передач с эфира, рассчитанные порой на тысячи квартир (сейчас это,
как правило, делается еще на этапе строительства зданий). Но если в
крупнейших городах подобные системы худо-бедно (а иногда и весьма неплохо)
функционируют, то в менее благополучных населенных пунктах они, по
существу, беспризорны. Между тем все жители исправно платят за так
называемую коллективную антенну вместе с квартплатой и прочими
коммунальными услугами. Куда затем антенные деньги испаряются –
загадка природы. А телезрители корят местные ОРТПЦ: мол, это они плохо
ґпоказывают". Так отдайте антенное хозяйство вместе с абонентскими
взносами нам, РТРС, или хотите, будем с ним управляться вместе с
городскими и региональными властями. И мы, наладив его, сделаем
прибыльным. А в некоторых городах есть еще головоломка – две, бывает и
три телебашни. На какую из них поворотить антенну, куда бедному
телезрителю податься? Да уж... Говорят: когда погорела
Останкинская башня (кстати, она сейчас в Вашем ведомстве), думали временно
поставить передающие устройства в других местах; но оказалось,
"перекрутить" и перенаправить коллективные антенны обойдется в пару
миллионов долларов, а может, и больше. А Вы в других городах куда
повернули бы антенны – на Вашу башню? На лучшую.
(Интервьюер и интервьюируемый понимающе улыбаются друг другу, но лицо г-на
Скляра тут же серьезнеет.) В ряде городов наши ОРТПЦ образуют акционерные
общества с коллегами, изыскивают иные формы сотрудничества. Сучается,
например, наши передатчики и антенны размещаются на вышках и башнях у
других владельцев, и наоборот. Все зависит от конкретных условий; главное,
чтобы потребитель получил качественный продукт. То же можно сказать и о
новых технологиях: мы открыты к взаимодействию с самыми разными
партнерами, но для достижения высокого качества
услуг. Гладки планы на бумаге, но вот Вам овраг номер один.
Вы ведете речь о предоставлении высокотехнологичных услуг на коммерческой
основе. Однако так ли уж велик спрос? Вы знаете, к примеру, что, по
некоторым статистическим данным, лишь один из десяти россиян хотя бы раз в
жизни имел дело с Internet? Знаю. Но здесь важна
тенденция – рынок новых инфотелекоммуникационных технологий прирастает
самыми быстрыми темпами. И мы хотим способствовать тому, чтобы скорости
еще увеличились. Допустим, сейчас Internet-пользователей пара миллионов. А
мы, получив магистраль и консолидировав ресурсы, создадим условия для
снижения цен, – и активных интернетчиков (не в конторах, а у себя дома)
станет 5 млн, 10 млн. И потом, я ведь привел ориентировочную емкость рынка
новых технологий – 800 млн долл. ежегодно. Это не гадание на кофейной гуще
– таков прогноз очень солидного НИИ с высоким реноме. Пусть
так. Однако ж заглянем во второй овраг. Без сомнения, Вам известно, что
приблизительно половина наших сограждан до сих пор имеет возможность
принимать две, в лучшем случае три общероссийских телеканала. Вы же,
извините за резкость, громоздите широкополосных и прочих планов
громадье. Ставить большие задачи – не есть недостаток, да
иначе я и не умею. "Второй овраг" действительно глубок. Но ведь,
понимаете, какая штука: перед "Связьинвестом" тоже постоянно маячит цель
элементарно телефонизировать сельскую местность, и никуда ему от этого не
деться. Между тем сие не мешает названному колоссу развивать мобильную
связь и другие доходные виды услуг. И мы стремимся к тому, чтобы для
каждого россиянина были доступны минимум четыре телеканала и две
радиостанции (из них, как я уже говорил, два плюс одна – государственные
общероссийские). Что же касается новых технологий, то, да, в первую
очередь они придут – и уже приходят – в большие города; в малых же
населенных пунктах, в которых обитает примерно половина наших сограждан,
пора качественно новых инфотелекоммуникационных технологий, боюсь,
настанет не скоро. И, наконец, не овраг, а пропасть, в
которую отечественные ТВ и РВ падают уже лет 15. Это отчаянное положение
российской сети телевидения и радиовещания – той самой, что дала название
Вашему ФГУП. Уже говорено-переговрено, что чуть ли не 80% технических
средств в этой системе, устарев морально и физически, дышат на ладан. Гром
грянул уже несколько раз – миллионы людей оставались без федерального
вещания, а начальственные мужи, похоже, лишь крестятся. Не пора ли, уж не
знаю на кого – на дядю иль на Бога понадеявшись, самим не
плошать? Согласен – пора.РТРС не будет ждать исхода
бюрократических игр. Еще летом на специально созванной пресс-конференции я
заявил: наше предприятие внесет весомый вклад в решение задачи,
поставленной Президентом России, – в удвоение к 2010 г. внутреннего
валового продукта страны. И достигнуто это будет благодаря программе
модернизации сети вещания и инфотелекоммуникаций, которую мы начинаем
нынешней осенью, а фактически принялись за нее еще раньше. Как
известно, Правительство утвердило программу перехода отечественного
телерадиовещания на "цифру" к 2015 г. Но мы полагаем, что таковой переход
нужно совершать быстрее и кардинальнее, предпосылки для этого есть. По
нашим расчетам, внедрить цифровое вещание можно было бы к 2010 г. Правда,
для этого необходимо заменить около 10 тыс. ЗССС и порядка 18 тыс. эфирных
передатчиков для трансляции федеральных гостелерадиопрограмм, не говоря
уже о вещании компаний иных форм собственности. Наши замыслы – это не
слова, они уже воплощаются в реальные дела. Когда нависла угроза
прекращения федерального телерадиовещания в зоне "Г" (там телезрителей
около 20 млн), мы буквально за полтора месяца сумели организовать закупку
и установку нескольких сотен приемных спутниковых станций. Мало кто
ведает, но именно благодаря РТРС вещание на Урале не пресеклось. А теперь
мы аналогичным образом размещаем спутниковые станции в зоне "А" – на
Дальнем Востоке и в Восточной Сибири (их тоже будет несколько сотен). На
очереди подобные проекты в зоне "М" – от слова "Москва", т.е. в
европейской части страны (вернее, там в ряде областей обновление сети уже
стартовало). Благодаря чему РТРС удалось столь быстро
выйти из, мягко говоря, затруднительного положения в зоне
"Г"? Главное – мы сумели здесь, в РТРС, создать
профессиональную команду, которая, на мой взгляд, сегодня может решить
любые проблемы на сети, реализовать любые проекты модернизации, а не
только по частному случаю, каковым по сути явилась ситуация в зоне
"Г". И мы теперь очень хорошо знаем игроков, действующих в нашей сфере
как в России, так и за рубежом. Мы довольно длительное время изучали всех
производителей и интеграторов оборудования и сейчас прекрасно разбираемся,
у кого что лучше взять, кто в состоянии по высшим стандартам разработать и
осуществить проект. Тем не менее и по зоне "Г", и по зоне "А" мы прошли
через процедуру конкурсов, в итоге выбрав, по моему мнению, лучшего
отечественного интегратора на сегодняшний день – научно-технический
центр "Космос". Соединение его навыков и опыта со способностями и
возможностями команды РТРС как раз и принесло такие плоды. Вместе с тем
конкурсы по отдельным зонам и проектам будут продолжены. Более того, мы
решили провести открытый конкурс с тем, чтобы определить стратегических
партнеров вплоть до 2010 г. Думаю, что таковых должно быть несколько –
крупных, мощных, способных обеспечить строительство, модернизацию и в
течение многих лет надежное функционирование сети. Конечно, у нас
процесс отбора отличается от того, как это происходит при освоении
бюджетных денег, – ведь здесь речь идет о привлеченных средствах, зачастую
о товарных кредитах, и в подобных случаях во всем мире существует
несколько иная практика. стати, то, что мы сумели наладить
партнерские отношения с финансовыми институтами, – важнейшая составляющая
в успехе наших начинаний. Ведь что получается? Вот на коллегии Минсвязи
подробно обсуждается наша проблематика: представители подведомственных
институтов и другие специалисты дают свой анализ ситуации, высказывают
рекомендации (в основном по техническим и технологическим вопросам),
намечают некие горизонты. Но как только дело доходит до того, где та
тумбочка, в которой деньги лежат, докладчики отступают назад, как бы
командируя РТРС на поиски этого мифического предмета мебельного гарнитура.
Извините, но ведь финансирование – это же ключевая проблема; ее
нерешенность – камень преткновения для любых, самых благих предложений!
Всем ясно, что в бюджете средств на модернизацию сети нет, по крайней
мере, на ближайший год они не заложены, и хорошо, если в будущем удастся
добиться покрытия хотя бы части расходов из казны. Поэтому в нашем
конкурсе одно из главных условий – претендент на производство или
интеграцию оборудования приводит с собой инвестора, сам предлагает готовые
финансовые схемы под свое реальное участие в проекте. Это своего рода
товарный кредит. Правда, подобный подход имеет и оборотную сторону:
кредитор в свою очередь, естественно, старается продвинуть своего
производителя и интегратора. В результате мы вынуждены постоянно искать
наилучшие решения, чтобы и технология была высочайшего класса, и система
финансирования использовалась оптимальная. Пока у нас получается такой
баланс соблюдать. Возможно. Только почему-то в результате
этого балансирования РТРС для той же зоны "Г "закупила земные спутниковые
станции "Скопус", а "Связьинвест" – "Танберг". Между прочим, у
"Ростелекома" в том районе, на Урале и в Зауралье, едва ли не треть всех
ЗССС… Видите, межа на меже. Ну как в подобных условиях
можно работать, строить единый производственно-технологический комплекс?!
Я Вам скажу больше. Приобрести-то они приобрели, однако теперь хотят,
чтобы мы эти станции взяли на обслуживание и эксплуатацию. И так поступают
не только они, "Связьинвест" и "Ростелеком", но и вещательные компании. О
какой единой технической политике можно вести речь, коль оборудование
закупают кто во что горазд, а потом мы вынуждены все собирать в целостный
механизм и отлаживать систему? Поэтому мы и настаиваем на том, чтобы у
сети был один хозяин – разумный, компетентный,
динамичный. По Вашим словам, PТPC сделает ставку на
нскольких крупных партнеров. Тот факт, что для зон "Г" и "А" ЗССС были
закуплены у "Скопуса", означает, что и для других регионов, вообще для
всей России земные спутниковые станции будет поставлять эта израильская
компания? Нет, не означает. Повторяю, мы постоянно
проводим тендеры. Кто в них будет побеждать в дальнейшем, тот и получит
заказы. Конечно, гипотетически можно предположить, что все время
будет выигрывать "Скопус". Но, откровенно говоря, я не хотел бы стать
заложником одной компании – сеть очень большая. Я хотел бы и другим
партнерам дать возможность доказать, что они имеют право на участие в этом
серьезном процессе. Британский "Танберг" мы с Вами уже упоминали. Заявлена
российская станция, которая прошла приемку госкомиссией в виде опытного
образца. Однако от опытного изделия до серийного продукта – огромная
дистанция. Это я прекрасно знаю как бывший инженер-конструктор: я
занимался электронной аппаратурой, обеспечивающей управление и
контролирующей безопасность атомных станций. И я отлично представляю, что
такое – запустить в серию. Да плюс нужен опыт эксплуатации. Так что сумеют
отечественные производители по-спринтерски "пробежать" без потери качества
эту дистанцию – включатся, думаю, в конкурентную борьбу. Не состоится
должной апробации их продукции – это, уж простите, не мои проблемы.
Кто не успел, тот опоздал. Нельзя под хорошими лозунгами ставить под
сомнение надежность и перспективность сети. Аналогичного подхода я
придерживаюсь не только по ЗССС, но и по другому оборудованию, в частности
по передатчикам. В свое время у меня были переговоры с генеральным
директором АО "Алмаз-Антей" Игорем Климовым. Мы договорились, что
"Алмаз-Антей" (это достаточно устойчивая система) привлечет кредит под ту
схему, которую они нам предложат. К сожалению, Климов
погиб (был застрелен в 2003 г. – Прим.Ю.П.). Но я надеюсь, российские
производители к нам на конкурс придут. Если, конечно, они в самом деле
состоятельны в своих обещаниях... Но, понимаете, какая тут
двойственная ситуация. Передатчики в России производятся на нескольких
предприятиях. Ряд институтов разрабатывал новые образцы тех же
передатчиков и другого оборудования. Этим занимались и занимаются,
вероятно, тысячи, быть может, десятки тысяч человек. Неужели все это уйдет
в песок? Возможно, уйдет. Я сказал об этом на коллегии
Минсвязи: я буду ставить на сеть лучшее, что есть в мире. Я создаю единый
производственно-технологический комплекс, который будет конкурентоспособен
на международном рынке телекоммуникаций. Я не буду заново копать лопатой
старый огород только потому, что наша картошка здесь всегда росла. Не
потому я так поступаю, что хочу ананасы выращивать, просто пора от сохи
отвыкать. Я призываю российских производителей: интегрируйтесь, переносите
на отечественную почву лучшие мировые технологии, создавайте
соответствующие международным стандартам образцы оборудования. Надо
признать: это, собственно, и происходит. Целые блоки в передатчиках,
выпущенных на российских предприятиях, привозятся из-за рубежа. Подобное в
силу международной кооперации производства и интеграционных процессов
происходит во всем мире – такова логика истории и прогресса человечества,
противиться которой бессмысленно и вредно. И в нашей отчизне растет
понимание сего непреложного факта. Сейчас, кстати, "Тесла" активно ведет
работу с холдингом "АФК -система" с тем, чтобы наладить здесь совместный
выпуск передатчиков. Итальянцы переносят производство своих передатчиков в
Россию. Американцы (Harris) действуют в том же направлении, проводя пока
соответствующие переговоры. А немецкая фирма Rohde&Schwarz уже
довольно давно заявила о себе на российском рынке Мы намерены
модернизировать не только саму сеть, но и подходы к ее использованию, в
частности в том, что касается программного продукта. Я принял решение о
создании в рамках РТРС Федерального центра распределения
телерадиопрограмм. Туда мы планируем собирать контент со всей России и
перераспределять по запросу (а затем, возможно, и в других формах). В
Ханты-Мансийске, например, есть прекрасная региональная телекомпания
"Югра" с 18-часовым ежедневным вещанием. Почему бы ее передачи не
продавать тем, кто хочет их смотреть в других регионах страны? Или,
скажем, по России миллионы татар, почти наверняка многие из них
желали бы принимать программы из Казани. И таких вариантов
масса. Кроме того, я не исключаю создание общероссийского
межрегионального канала на основе программного продукта, поступающего со
всех концов -РФ. Вам, вероятно, известно, что еще в СССР вторая программа
Центрального телевидения (нынешний канал "Россия"), по первоначальному
замыслу, в основном должна была заполняться передачами республиканских,
краевых и областных студий. Однако этому благому намерению не суждено было
состояться, хотя такого рода идеи и впоследствии возникали неоднократно, –
сперва союзный, а потом российский центр узурпировали монополию "на истину
в эфире". Но Россия – это не только Москва. Нам представляется
необходимым, чтобы страна себя действительно видела и слышала. Чтобы
правом голоса в общероссийском эфире обладал любой регион и человек – вне
зависимости от того, как далеко от столицы он находится. Это и есть
конституционное право граждан на получение и распространение
информации. Федеральный центр распределения телерадиопрограмм
формируется прямо здесь, на Никольской ул., – благо современные
компьютерные технологии позволяют реализовывать подобные проекты в
сравнительно небольших зданиях и помещениях. ФГУП РТРС –
удивительная структура, которая, похоже, "ходит сама по себе", не ища
министерского покровительства. И все же: неужели со своими предложениями
Вы совсем не обращаетесь "наверх", не согласовываете
их? У меня состоялась встреча с Президентом России
Владимиром Владимировичем Путиным. Затем я имел беседу с Председателем
Правительства РФ. Конечно, разговор с М.М. Касьяновым носил более
конкретный характер. Тем более, что мои предложения затрагивают сферы
влияния целого ряда ведомств и здесь требуется тщательное согласование
интересов. В беседе с премьером Правительства я особо отметил: в случае
преобразования РТРС в том ключе, как мы предлагаем, мы монополию не
получим – на этом же рынке остается такой крупный игрок, как
"Связьинвест". Между тем сейчас идет работа по подготовке продажи
последнего. И тогда вскоре, с одной стороны, будет сильный частный
холдинг, а с другой, в нашем лице – мощный холдинг, подконтрольный
государству. И они станут конкурировать между собой. Что хорошо как для
конечного клиента, так и для развития всей сферы телекоммуникаций в
России. М.М. Касьянов сказал, что мои предложения будут обсуждаться в
Правительстве, и теперь эти вопросы находятся в повестке дня
премьер-министра; не сомневаюсь, впереди острые
дискуссии. А встреча с Президентом состоялась по Вашей
инициативе? По инициативе Президента. Если
это не является секретом, что Вы сказали главе
государства? В.В.Путину я рассказывал примерно о том же,
о чем и Вам, только, конечно, ему в более сжатой форме. Я сказал, что
основные, наиболее острые проблемы мы за полтора года решили. Все массовые
отключения регионов от телерадиовещания закончились. Аварийные ситуации
практически везде ликвидированы. - энергетиками мы рассчитываемся. Научили
все телевизионные и радиокомпании платить за сигнал. И система приобрела
устойчивость. Но дальше, продолжал я, надо определиться со стратегией
ее, системы, развития. Выбор стратегии во многом диктуется теми
тенденциями, которые существуют в этой сфере. Главная тенденция –
консолидация потоков информации, консолидация бизнесов. Соответственно и в
России надо консолидировать имеющиеся у государства ресурсы, для того
чтобы создать новую крупную полнофункциональную компанию, способную и
предоставить по стране самые современные виды услуг, и модернизировать
существующую сеть, и конкурировать с зарубежными компаниями (они при
вступлении РФ в ВТО тоже захотят придти в Россию и зарабатывать здесь в
мультимедийной сфере). И я подчеркнул: считаю, что такого игрока – нового
и крупного – можно и нужно выстраивать на базе PТРС. Причем эта
преобразованная структура должна иметь гарантированный доступ к
магистралям на земле и в космосе. Вот, собственно, и все. И
как В.В.Путин реагировал? Президент сказал, что
поддерживает логику моих аргументов и постановку цели. А потом, – когда
основная часть беседы завершилась, – знаете, так по-доброму, просто
по-человечески спросил, интересно ли мне работать на этом
направлении. "Конечно, Владимир Владимирович, интересно! – ответил я.
– Ведь если сегодня есть революционная, по-настоящему прорывная сфера
деятельности, то это, безусловно, инфотелекоммуникационные технологии,
телевидение и радиовещание".
|