Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





Г.И.Скляр: "РТРС не будет ждать исхода бюрократических игр"

 

"Российскую телерадиосеть" и  Кремль разделяет только  Красная площадь. Штаб-квартира PТPC находится в двух шагах от цитадели российской государственности, в самом истоке Никольской улицы в Москве. Именно там, в своем рабочем кабинете, корреспондента журнала "Install-Pro" Ю.А.Петровского принял генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ФГУП РТРС) Г.И.Скляр.

Геннадий Иванович, в интервью вскоре после назначения на эту должность Вы сказали, что постоянно носите с собой Указ Президента России об образовании ФГУП РТРС и будете так поступать, пока не исполните в полной мере предписанное главой государства. Минуло два года. До сих пор носите?..
Образно говоря, да, ношу. (С рабочего стола, над которым висит портрет В.В.Путина, берет испрашиваемый документ и поворачивает лицевой стороной к корреспонденту). Дело в том, что по сей день, вопреки всем нашим усилиям, воля Президента до конца не исполнена, – если не вдаваться в детали, Указ не реализован по двум крупным пунктам.
Во всех регионах России существуют соответствующие радиотелепередающие центры – республиканские, краевые, областные (всех их обычно сокращенно называют ОРТПЦ), которые обеспечивают эфирное телерадиовещание на данной территории. Через них телезрители и радиослушатели получают практически все (ну уж девять десятых, точно) телерадиопрограммы, вообще доступные для приема в этом регионе. В первую очередь речь, конечно, идет о таких общефедеральных каналах, как "Первый", "Россия", "Культура", "Радио России", "Маяк", а также о программах ведущих местных компаний. В большинстве своем ОРТПЦ были созданы еще в советское время и наделены необходимой технической базой: телебашнями и мачтами, передатчиками, земными станциями спутниковой связи (ЗССС) и прочими сооружениями и оборудованием. Эта разветвленная инфраструктура всегда – подчеркиваю: всегда! – находилась в собственности государства, в федеральной собственности. Однако в ряде регионов в середине 1990-х, наперекор прямому запрету изменять форму собственности объектов телерадиовещания, ОРТПЦ в целом либо их составляющие вдруг лишились федерального статуса. Разумеется, подобное положение вещей абсолютно нетерпимо. Тем не менее и сегодня в Татарии, Башкирии, Якутии, Оренбургской и Томской обл. и некоторых других регионах эти сооружения и технические средства не возвращены в федеральную собственность. Таким образом, местные власти и концерн "Связьинвест" (его региональные подразделения приложили руку к такого рода "разгосударствлению") в очередной раз противопоставляют себя главе государства и федеральным органам, мешают выстраивать в России вертикаль управления. Ведь еще в августе 2001 г. Президент в своем Указе недвусмысленно потребовал: "Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок... принять меры по инвентаризации находящихся в федеральной собственности объектов и технических средств телевидения и радиовещания, переданных на договорной основе в пользование акционерным обществам электросвязи, имея в виду прекращение в установленном порядке соответствующих договоров и внесение указанных объектов и технических средств в уставный фонд РТРС, принять предусмотренные федеральным законом меры по отмене актов федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, противоречащих законодательству Российской Федерации, а также по признанию недействительными заключенных ими сделок, если в результате указанных действий соответствующие объекты и технические средства были незаконно отчуждены из федеральной собственности..." Но, видимо, тем, кто творит беззаконие, и Указ главы государства – не указ (прошу простить невольный каламбур); да и Правительство для них, похоже, не тот орган, к которому надо прислушиваться.  Кстати, хотелось бы спросить у Минсвязи – а оно еще, кажется, из состава Правительства не вышло – почему представитель министерства в "Связьинвесте" не предпринимает необходимых шагов для того, чтобы реализовать Указ Президента. Надо сказать, в отличие от Минсвязи, Мингосимущества занимает куда более прозорливую позицию: вместе с ним мы ведем десятки арбитражных судов и, уверяю вас, будем вести борьбу до победного конца, дабы в полном объеме претворить в реальные дела указания Президента. Не сомневаюсь, законность и порядок восторжествуют. Итак, судьба отдельных ОРТПЦ – первый пункт, по которому, к сожалению, Указ главы государства не выполнен.
Второй, не менее важный. В преамбуле этого основополагающего для отрасли документа отмечается, что все последующие шаги предпринимаются "в целях совершенствования функционирования сети распространения телерадиопрограмм в Российской Федерации и формирования единого производственно-технологического комплекса на базе государственных телевизионных и радиовещательных сетей..." Так вот, названная задача тоже не решена – единого производственно-технологического комплекса трансляции на сегодняшний день в России нет, каждый копает свой огород. И в том не наша вина, не мы придумали межведомственные и иные барьеры, не мы (тогда РТРС и не было) скроили из единого вещательного пространства России лоскутное одеяло, если не сказать – Тришкин кафтан. Так получилось, что РТРС распределяет сигнал в областных центрах и на территориях конкретных регионов в целом, т.е. занимается в основном тем, что обычно называют наземным эфирным вещанием (оно, напомню, сейчас аналоговое, а к 2016 г., согласно утвержденной Минсвязи стратегии, должно стать цифровым). За спутниковый же сегмент отвечают другие – ФГУП "Космическая связь", АО "Газком" и иные их коллеги. За магистральные линии связи отвечают третьи – "Ростелеком" под эгидой "Связьинвеста", "Транстелеком" под началом Министерства путей сообщения (МПС) и т.д. Между нами (за исключением "Транстелекома") нет даже межоператорских соглашений, о необходимости которых РТРС настойчиво твердит. Поэтому ведущие вещатели – первый и второй телеканалы, федеральные радиостанции и т.д. – вынуждены иметь дело как минимум с тремя крупными партнерами (РТРС, ГП  КС и "Ростелеком"), не говоря уже о множестве местных операторов в регионах. На одной и той же территории кусочек инфраструктуры с приемными спутниковыми станциями, передатчиками, радиорелейными линиями может принадлежать "Ростелекому", кусочек – РТРС, кусочек – еще кому-то. Естественно, подобная чересполосица не способствует качественному приему телерадиопрограмм конечным потребителем. Вот почему я предложил доставку сигнала от телерадиоцентра до каждого телевизора и радиоприемника сосредоточить в одних руках – в руках ФГУП РТРС или организации, которую следовало бы создать на базе нашего предприятия. И мы такую схему трансляции уже вырабатываем – мы эту ответственность берем на себя.
Вероятно, Вы подразумеваете идею образовать на основе РТРС- некое АО, которую Вы озвучили нынешним летом. Но растолкуйте мне следующую ситуацию. Еще до возникновения ФГУП  РТРС такого рода мысли – о преобразовании государственной сети наземного эфирного вещания в акционерное общество с преобладанием федеральной собственности – витали в воздухе. И не только витали, но и, насколько мне известно, были сформулированы в виде конкретных предложений и направлены "наверх". Почему же тогда, однако, было принято решение создать государственное унитарное предприятие (ГУП), а теперь вдруг опять возникла насущность вернуться к форме АО?
  Как Вы понимаете, я не могу домысливать за Президента – ведь это он издал соответствующий Указ. Я могу лишь высказать свою точку зрения. Думаю, два года назад стояла совершенно другая задача: надо было поставить на ноги и укрепить те предприятия (прежде всего ОРТПЦ), которые фактически оказались бесхозными. Журналисты любят делить работающих в телерадиовещании людей на "технарей", технически и технологически обеспечивающих процесс, и "творцов", ваяющих конечный программный продукт. Так вот, на момент образования ФГУП РТРС сеть обреталась в руках последних. А для них, разумеется, всегда главное все же не в "железе", не в технике. Отсюда неизбывные в ту пору хронические неплатежи со стороны телерадиокомпаний, задолженности перед энергетиками, остановки вещания в целых регионах... В первую голову нужно было навести порядок и консолидировать единую систему как таковую. А для того, чтобы сделать это быстро и эффективно, лучше всего подходит форма ГУП. Что мы и доказали: если б акционирование было затеяно в тех условиях, оно, пожалуй, тянулось бы по сей день, и порядок бы не был наведен. Теперь же с неплатежами покончено, система функционирует как четко отлаженный механизм.
Однако времена меняются – и с ними меняются задачи. Настала пора, когда от стабилизации системы необходимо срочно переходить к ее модернизации, переустройству на новых технологических и организационных принципах, из-за чего особую остроту приобретает вопрос о привлечении инвестиций. Между тем форма ГУП чрезвычайно неповоротлива и вяжет инициативу по рукам и ногам. У меня-то еще есть возможность вырабатывать и реализовывать крупные решения по одной простой причине: РТРС создана Указом Президента, и меня назначил на эту должность Президент. И я, слава Богу, не трачу много времени на хождение по министерским кабинетам. Но, вообще-то говоря, для обычного рядового ГУП согласование любых решений (так, как прописано в законе) – это, по сути, преграда на пути серьезных шагов. Потому что подобное согласование – процесс многомесячный. А инвесторы, во-первых, не любят ждать; во-вторых, если видят, что и в дальнейшем любые практические действия будут связаны с такой бюрократической процедурой, то просто не вступают в переговоры или прерывают их. Оттого мы и ведем речь о преобразовании ФГУП – иначе инвестиции в нужном объеме не привлечь, отрасль не модернизировать...
Причем акционирование – не самоцель. Здесь, думается, мы с вами должны четко видеть и разделять две стороны вопроса. Технологическую – как сделать так, чтобы сигнал неразрывно, в едином процессе и в пределах компетенции одной организации либо холдинга передавался по всей стране. На наш взгляд, мы должны отвечать за качество сигнала на всех этапах его трансляции и, следовательно, в результате – за качество "картинки" и звука в телевизионном приемнике в любой точке России. Мы не боимся этой ответственности – мы стремимся к ней. Но для этого РТРС или другая структура, новообразованная на основе нашего ФГУП, должна получить в свое ведение необходимые технические средства и технологические возможности – будь то в космическом сегменте, в магистральных линиях связи, вплоть до кабельных систем коллективного приема и коллективных антенн.
И вторая сторона или часть вопроса: а вот такая компания, которая эти ресурсы получит, в какой форме собственности будет наиболее эффективно работать? Поэтому акционирование призвано решить не столько технологические задачи, сколько задачи привлечения инвестиций и развития бизнеса. Но я не исключаю и того, что какие-то ресурсы могут использоваться и на правах аренды, и на каких-то других условиях.
Иными словами, преобразованная РТРС, с Вашей точки зрения, это не обязательно АО?
Видите ли, в каждом конкретном случае по каждому конкретному компоненту требуется поиск наиболее рационального и эффективного решения, которое в свою очередь является результатом определенного компромисса, согласования множества интересов. Возьмем спутниковую связь. Хотя на июльской пресс-конференции я и заявил, что возможно включение ГП КС  - в предполагаемое АО, но это, скорее, пробный шар. Да, по моему убеждению, единый производственно-технологический комплекс, о котором сказано в Указе Президента, должен располагать необходимым космическим ресурсом. Но будут ли то емкости в спутниковой группировке ГП КС? А, быть может, оптимальный вариант – обзавестись собственными тремя космическими аппаратами, которые бы покрывали телерадиосигналом всю территорию России и даже СНГ и отчасти дальнее зарубежье? Или, скажем, меня очень интересует спутник "Бонум" – он специально создан для телерадиовещания, а сейчас болтается без дела, обретаясь как бы в резерве. Но, извините, я резерв понимаю так: возникла сложная ситуация, практически мгновенно переключил передачу сигнала с одного технического средства на другое, и система продолжает работать в нормальном режиме. А на самом деле?.. "Зашатался" спутник "Горизонт" – и очередной аврал: давай, РТРС, срочно оснащай зону "Г" приемными спутниковыми станциями, не то миллионы людей на Урале останутся без "Первого канала".
На мой взгляд, до настоящего времени ни разу не было крупного разговора о том, как вообще в России обстоит дело с учетом и рациональным использованием всех ресурсов в области связи и телерадиовещания и как оптимально построить этот рынок. О псевдорезерве в космическом сегменте я упомянул. Но ведь есть еще магистральное "оптоволокно" – оно для целей телерадиовещания почти не задействовано. Между тем, к примеру, у "Транстелекома" до недавнего времени из 16 "волокон" были загружены только 6, а 10 "гуляли".   К "ТАСС-телекому" дорого подойти. Кто-то пытается строить свои либо использовать чужие сети; но опять-таки, поскольку это отдельные, частные случаи, цены выдвигаются высокие. Однако пока каждый будет лишь свой огород копать, ничего прорывного не выйдет. Нужны масштабные стратегические решения для страны в целом; и прежде всего необходимо рачительным оком окинуть все ресурсы, которые есть в Российской Федерации, и всерьез задуматься, как их наилучшим образом применять. О чем  говорил неоднократно. И к чему я призывал и призываю в том числе Министерство связи.
Вы замахиваетесь и на спутники, и на магистральное "оптоволокно". А между прочим, и без того Министерство по антимонопольной политике (МАП) признало ФГУП  РТРС-- естественной монополией. Я не буду Вас спрашивать, означает ли это, что в других странах, где нет подобных монополий, состояние противоестественное (хотя, конечно, не плохо бы узнать Ваше мнение о том, что происходит за границей). Я спрошу: во-первых, в чем причина этой естественности – в наследии прежних времен? И, во-вторых, Вам этого мало? Вы хотите, чтобы РТРС стала сверхмонополистом?
Действительно, естественный монополизм РТРС сложился исторически – сеть создавалась при советской власти как единая государственная, и по-другому быть не могло. Но вновь замечу, наш монополизм условен, не абсолютен – на этом рынке довольно много игроков; правда, мы – крупнейший. Что касается заграницы, то, допустим, в Европе больше кабельных систем, чем эфирных. В США тоже обилие "кабеля", но и там не образовалось естественного монополиста как в эфире, так и в спутниковом распределении сигнала.
Но так было вчера. Сегодня основная мировая тенденция (которую я хотел бы учесть, коль она обозначилась) – это опять-таки стремление к своеобразному монополизму: сейчас все идет к тому, что все потоки начинают объединяться в одной магистрали. Подобное, например, происходит в США: за счет консолидации ресурсов фактически ведется строительство одной большой магистрали для транспортировки всех видов информации – и телевизионной, и Internet, и телефонии, и прочей. И вот к такой всеобъемлющей сети присоединяются уже десятки и сотни операторов и миллионы потребителей. По моему мнению, и в России надо строить по крайней мере две магистрали, по которым бы все эти потоки неслись, – одну на базе "Ростелекома" и вторую на базе "Транстелекома". Они не станут монополиями – это будут две конкурентные магистрали. А к ним в каждом городе присоединятся провайдеры Internet, провайдеры IP-телефонии, провайдеры мобильной связи, провайдеры телевизионного и радиовещания и т.д. Сегодня это самый лучший способ применить мировые тенденции: магистрали консолидируются, а конкуренция возникает среди тех, кто доставляет те или иные виды информации конкретным конечным потребителям; кто дешевле доставит, тот и выиграет. Следовательно, цены на данную продукцию должны снизиться.
Магистраль "Ростелекома" уже находится в руках "Связьинвеста". "Транстелеком" подведомственен Министерству путей сообщения, которое, как известно, в очень значительной степени подвергнется разгосударствлению. И я внес предложение создать еще одно акционерное общество, где вместе с РТРС была бы магистраль "Транстелекома". Мы провели работы, чтобы доказать: в этом случае данная магистраль станет использоваться наилучшим образом. В результате переговоров сравнительно недавно ФГУП РТРС и ЗОО "Транстелеком" заключили соглашение, в котором речь идет о принципиально новой системе сбора, круглосуточного мониторинга и адресного распространения общероссийских телепрограмм, а также об удовлетворении растущего спроса на мультимедийные услуги. Наша конечная цель – предоставить потребителю полный набор высокотехнологичных, самых современных инфотелекоммуникационных возможностей, образно говоря, через одну розетку, с доставкой на дом. Правда, между потребителем и магистралью все же будет ниша для различных провайдеров – их я перечислил выше.
Мне всегда казалось, что главная задача РТРС – наземное эфирное вещание. Это не так? Вы от этой функции открещиваетесь?
Ни в коей мере. Мне представляется, что у "Связьинвеста" и РТРС вообще навсегда останутся две основные государственные, социальные функции: у них – обеспечивать широкие слои населения телефонией как универсальной услугой; у нас в качестве аналогичной нагрузки останется обязанность предоставлять в каждом населенном пункте возможность приема социального пакета телерадиопрограмм (несмотря на то что нередко нам это финансово или по бизнесу не интересно). Я даже предвижу, что, когда эта наша задача будет законодательно оформляться – будь то новый закон о СМИ или какой-то другой, – почти неизбежно возникнут споры и развернется острая борьба, как это случилось во время принятия новой редакции Закона о связи. Тогда разгорелась жаркая дискуссия вокруг универсальной услуги: ведь теперь коммерческие компании, действующие в данной сфере, обязаны отчислять определенный процент от своих доходов в фонд при Минсвязи, средства из которого пойдут на оказание так называемой универсальной услуги, т.е. в основном на развитие телефонной сети в стране, например в сельской местности, где это заведомо убыточно. Иными словами, часть прибылей, предположим, компаний мобильной телефонии отныне перераспределятся в пользу обычной телефонии, которой должны быть обеспечены и низкооплачиваемые слои населения.
Нечто подобное, я думаю, произойдет и в телерадиовещании с доставкой социального пакета программ. Здесь мне видятся два возможных варианта. Часть денег напрямую перечисляется от коммерческих телерадиокомпаний в РТРС на нужды государственного вещания. Либо такого рода отчисления из коммерческих структур поступают в федеральную казну и оттуда адресно направляются на укрепление сети распространения социального пакета программ.
Что, по Вашему мнению, должно входить в этот пакет?
Это, думается, две общероссийские телепрограммы – "Первый канал" и "Россия" – и одна радиопрограмма, скорее всего "Радио России"; плюс в каждом регионе один местный государственный или общественный телеканал. Такую точку зрения, судя по его заявлениям, разделяет и министр печати и телерадиовещания М.Ю.Лесин. Она же, по сути, нашла отражение в проекте "Концепции развития услуг связи в области телерадиовещания в Российской Федерации на период до 2010 года и в перспективе до 2015 года", разрабатываемой НИИ радио по техническому заданию Минсвязи.  стати, в результате этой работы должен получиться весьма важный, я бы даже сказал, основополагающий документ, во многом определяющий развитие отрасли в обозримом будущем. Правда, далеко не со всеми положениями в нынешнем проекте я склонен соглашаться и поэтому дал поручение соответствующим подразделениям ФГУП РТРС подготовить собственный вариант "Концепции", чтобы внести его в Правительство вместе с проектом НИИ радио или не дожидаясь окончания довольно медленного процесса в Минсвязи. Разумеется, в этой работе внутри РТРС я принимаю активнейшее участие и выставляю главные ориентиры для ее скорейшего продвижения.
Извините, но пока-то все происходит "с точностью до наоборот". Во-первых, непонятно, куда, помимо упомянутых Вами федеральных гостелеканалов, денется теле-"К ультура". Во-вторых, вразрез с Вашими и Ваших единомышленников суждениями на самом деле государственных телеканалов становится все больше – недавно народился "Спорт", планируется появление круглосуточной новостной телепрограммы. И, в-третьих, не преждевременно ли списывать со счетов государственные радиостанции "Маяк", "Юность" и "Орфей"? Вообще, не кажется ли Вам, что сочинять подобные "концепции" "технарям" без "творцов" вроде бы не с руки?
Вы правы – и в том, что предположения пока расходятся с жизнью, и в том, что, как Вы их называете, "технарям" и "творцам" надо бы работать вместе, союзно. Только в эту компанию я бы еще добавил продавцов контента и рекламы. А Вы знаете, ведь РТРС старается играть роль своеобразного "мостика" между всеми этими группами и цехами, которые трудятся на ниве телерадиовещания и инфотелекоммуникаций, в частности "мостика" между МПТР и Минсвязи. Именно в этом свете следует рассматривать "Концепцию", вынашиваемую РТРС – надеюсь, она даст свои плоды и послужит объединению усилий "творцов", "продавцов" и "технарей".
Между тем рынок этот огромен, и даже в проекте "Концепции" по версии НИИ радио признается, что его емкость, по предварительной оценке, только за счет новых "продвинутых" технологий (цифровые платные каналы, широкополосные сети, Internet, видео по заказу и т.д.) – 800 млн долл. в год. Таков ориентировочный спрос, и чтобы его удовлетворить, дела хватит всем. Естественно, РТРС намерена активно включиться в данный процесс и рассчитывает на значительный кусок от этого пирога. Возможно, это звучит амбициозно, но, по-моему, амбициозность лучше, чем вялотекущая псевдодеятельность. Доходы от внедрения новых технологий – а мы не сомневаемся в получении прибыли на передовых направлениях – в существенной степени пойдут на погашение затрат на заведомо убыточные проекты (в первую очередь социально ориентированные) и на модернизацию сети в целом.
Таким образом, Вы собираетесь, если я верно Вас понял, строить кабельные сети, широкополосные системы, предоставлять доступ в Internet, а заполучите спутники, захотите заняться непосредственным телерадиовещанием?.. Дополните, пожалуйста, если я что-то забыл.
Я не исключаю ничего: не понимаю, почему мы должны загонять себя в угол и ставить жесткие пределы. Нас никто не укладывает в прокрустово ложе. Что выгодно предприятию и на пользу миллионам потребителей, то мы и будем делать. Но на сегодняшний день – Вы преувеличиваете.
Сейчас мы не строим кабельные сети, но если создадим магистраль, то, вполне вероятно, вместе с нашими партнерами в регионах займемся и этим. Непосредственное теле- и радиовещание – пока не наш бизнес. А что будет завтра (вспомните слоган), покажет время: появятся новые технологии и спрос на них – и мы не останемся в стороне. Например, мы по мере своих возможностей будем стимулировать создание широкополосных систем. Но не прямо, а косвенно – как оператор, который владеет потоками аудиовидеоконтента, мы постараемся отыскивать партнеров, умеющих эти потоки с максимальной прибылью продавать, а они уже будут строить сети и собирать деньги с абонентов. Дело идет к тому, что все крупные телекоммуникационные компании начинают заниматься всем – это называется конвергенцией услуг и технологий. Раз "цифра" позволяет передавать все в одном пакете, происходит сращивание бизнесов, в чем нет ничего плохого, кроме хорошего. Вот на коллегии Минсвязи гендиректор "Связьинвеста" г-н Яшин меня спрашивает: "Можно мы будет заниматься телевидением и радиовещанием?" Я от чистого сердца ему отвечаю: "Конечно, Вы ведь этим уже занимаетесь..." То есть мы идем навстречу друг другу и в то же время боремся за конечного потребителя.
Существуют вещи, которые как бы сами просятся в руки РТРС. Выше я говорил, что мы готовы – при исполнении ряда условий – взять на себя ответственность за "картинку" на экране вашего телевизора. Но коль – почти как в песне поется – "на крыше дома твоего" никудышная антенна, ничего хорошего ты не узришь. В городах, помимо коллективных антенн, создаются кабельные системы коллективного приема передач с эфира, рассчитанные порой на тысячи квартир (сейчас это, как правило, делается еще на этапе строительства зданий). Но если в крупнейших городах подобные системы худо-бедно (а иногда и весьма неплохо) функционируют, то в менее благополучных населенных пунктах они, по существу, беспризорны. Между тем все жители исправно платят за так называемую коллективную антенну вместе с квартплатой и прочими коммунальными услугами.  Куда затем антенные деньги испаряются – загадка природы. А телезрители корят местные ОРТПЦ: мол, это они плохо ґпоказывают". Так отдайте антенное хозяйство вместе с абонентскими взносами нам, РТРС, или хотите, будем с ним управляться вместе с городскими и региональными властями. И мы, наладив его, сделаем прибыльным.
А в некоторых городах есть еще головоломка – две, бывает и три телебашни. На какую из них поворотить антенну, куда бедному телезрителю податься?
Да уж... Говорят: когда погорела Останкинская башня (кстати, она сейчас в Вашем ведомстве), думали временно поставить передающие устройства в других местах; но оказалось, "перекрутить" и перенаправить коллективные антенны обойдется в пару миллионов долларов, а может, и больше. А Вы в других городах куда повернули бы антенны – на Вашу башню?
На лучшую. (Интервьюер и интервьюируемый понимающе улыбаются друг другу, но лицо г-на Скляра тут же серьезнеет.) В ряде городов наши ОРТПЦ образуют акционерные общества с коллегами, изыскивают иные формы сотрудничества. Сучается, например, наши передатчики и антенны размещаются на вышках и башнях у других владельцев, и наоборот. Все зависит от конкретных условий; главное, чтобы потребитель получил качественный продукт. То же можно сказать и о новых технологиях: мы открыты к взаимодействию с самыми разными партнерами, но для достижения высокого качества услуг.
Гладки планы на бумаге, но вот Вам овраг номер один. Вы ведете речь о предоставлении высокотехнологичных услуг на коммерческой основе. Однако так ли уж велик спрос? Вы знаете, к примеру, что, по некоторым статистическим данным, лишь один из десяти россиян хотя бы раз в жизни имел дело с Internet?
Знаю. Но здесь важна тенденция – рынок новых инфотелекоммуникационных технологий прирастает самыми быстрыми темпами. И мы хотим способствовать тому, чтобы скорости еще увеличились. Допустим, сейчас Internet-пользователей пара миллионов. А мы, получив магистраль и консолидировав ресурсы, создадим условия для снижения цен, – и активных интернетчиков (не в конторах, а у себя дома) станет 5 млн, 10 млн. И потом, я ведь привел ориентировочную емкость рынка новых технологий – 800 млн долл. ежегодно. Это не гадание на кофейной гуще – таков прогноз очень солидного НИИ с высоким реноме.
Пусть так. Однако ж заглянем во второй овраг. Без сомнения, Вам известно, что приблизительно половина наших сограждан до сих пор имеет возможность принимать две, в лучшем случае три общероссийских телеканала. Вы же, извините за резкость, громоздите широкополосных и прочих планов громадье.
Ставить большие задачи – не есть недостаток, да иначе я и не умею. "Второй овраг" действительно глубок. Но ведь, понимаете, какая штука: перед "Связьинвестом" тоже постоянно маячит цель элементарно телефонизировать сельскую местность, и никуда ему от этого не деться. Между тем сие не мешает названному колоссу развивать мобильную связь и другие доходные виды услуг. И мы стремимся к тому, чтобы для каждого россиянина были доступны минимум четыре телеканала и две радиостанции (из них, как я уже говорил, два плюс одна – государственные общероссийские). Что же касается новых технологий, то, да, в первую очередь они придут – и уже приходят – в большие города; в малых же населенных пунктах, в которых обитает примерно половина наших сограждан, пора качественно новых инфотелекоммуникационных технологий, боюсь, настанет не скоро.
И, наконец, не овраг, а пропасть, в которую отечественные ТВ и РВ падают уже лет 15. Это отчаянное положение российской сети телевидения и радиовещания – той самой, что дала название Вашему ФГУП. Уже говорено-переговрено, что чуть ли не 80% технических средств в этой системе, устарев морально и физически, дышат на ладан. Гром грянул уже несколько раз – миллионы людей оставались без федерального вещания, а начальственные мужи, похоже, лишь крестятся. Не пора ли, уж не знаю на кого – на дядю иль на Бога понадеявшись, самим не плошать?
Согласен – пора.РТРС не будет ждать исхода бюрократических игр. Еще летом на специально созванной пресс-конференции я заявил: наше предприятие внесет весомый вклад в решение задачи, поставленной Президентом России, – в удвоение к 2010 г. внутреннего валового продукта страны. И достигнуто это будет благодаря программе модернизации сети вещания и инфотелекоммуникаций, которую мы начинаем нынешней осенью, а фактически принялись за нее еще раньше.  Как известно, Правительство утвердило программу перехода отечественного телерадиовещания на "цифру" к 2015 г. Но мы полагаем, что таковой переход нужно совершать быстрее и кардинальнее, предпосылки для этого есть. По нашим расчетам, внедрить цифровое вещание можно было бы к 2010 г. Правда, для этого необходимо заменить около 10 тыс. ЗССС и порядка 18 тыс. эфирных передатчиков для трансляции федеральных гостелерадиопрограмм, не говоря уже о вещании компаний иных форм собственности.
Наши замыслы – это не слова, они уже воплощаются в реальные дела. Когда нависла угроза прекращения федерального телерадиовещания в зоне "Г" (там телезрителей около 20 млн), мы буквально за полтора месяца сумели организовать закупку и установку нескольких сотен приемных спутниковых станций. Мало кто ведает, но именно благодаря РТРС вещание на Урале не пресеклось. А теперь мы аналогичным образом размещаем спутниковые станции в зоне "А" – на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири (их тоже будет несколько сотен). На очереди подобные проекты в зоне "М" – от слова "Москва", т.е. в европейской части страны (вернее, там в ряде областей обновление сети уже стартовало).
Благодаря чему РТРС удалось столь быстро выйти из, мягко говоря, затруднительного положения в зоне "Г"?
Главное – мы сумели здесь, в РТРС, создать профессиональную команду, которая, на мой взгляд, сегодня может решить любые проблемы на сети, реализовать любые проекты модернизации, а не только по частному случаю, каковым по сути явилась ситуация в зоне "Г".
И мы теперь очень хорошо знаем игроков, действующих в нашей сфере как в России, так и за рубежом. Мы довольно длительное время изучали всех производителей и интеграторов оборудования и сейчас прекрасно разбираемся, у кого что лучше взять, кто в состоянии по высшим стандартам разработать и осуществить проект. Тем не менее и по зоне "Г", и по зоне "А" мы прошли через процедуру конкурсов, в итоге выбрав, по моему мнению, лучшего отечественного интегратора на сегодняшний день – научно-технический центр "Космос". Соединение его навыков и опыта со способностями и возможностями команды РТРС как раз и принесло такие плоды. Вместе с тем конкурсы по отдельным зонам и проектам будут продолжены. Более того, мы решили провести открытый конкурс с тем, чтобы определить стратегических партнеров вплоть до 2010 г. Думаю, что таковых должно быть несколько – крупных, мощных, способных обеспечить строительство, модернизацию и в течение многих лет надежное функционирование сети. Конечно, у нас процесс отбора отличается от того, как это происходит при освоении бюджетных денег, – ведь здесь речь идет о привлеченных средствах, зачастую о товарных кредитах, и в подобных случаях во всем мире существует несколько иная практика.
 стати, то, что мы сумели наладить партнерские отношения с финансовыми институтами, – важнейшая составляющая в успехе наших начинаний. Ведь что получается? Вот на коллегии Минсвязи подробно обсуждается наша проблематика: представители подведомственных институтов и другие специалисты дают свой анализ ситуации, высказывают рекомендации (в основном по техническим и технологическим вопросам), намечают некие горизонты. Но как только дело доходит до того, где та тумбочка, в которой деньги лежат, докладчики отступают назад, как бы командируя РТРС на поиски этого мифического предмета мебельного гарнитура. Извините, но ведь финансирование – это же ключевая проблема; ее нерешенность – камень преткновения для любых, самых благих предложений! Всем ясно, что в бюджете средств на модернизацию сети нет, по крайней мере, на ближайший год они не заложены, и хорошо, если в будущем удастся добиться покрытия хотя бы части расходов из казны. Поэтому в нашем конкурсе одно из главных условий – претендент на производство или интеграцию оборудования приводит с собой инвестора, сам предлагает готовые финансовые схемы под свое реальное участие в проекте. Это своего рода товарный кредит. Правда, подобный подход имеет и оборотную сторону: кредитор в свою очередь, естественно, старается продвинуть своего производителя и интегратора. В результате мы вынуждены постоянно искать наилучшие решения, чтобы и технология была высочайшего класса, и система финансирования использовалась оптимальная. Пока у нас получается такой баланс соблюдать.
Возможно. Только почему-то в результате этого балансирования РТРС для той же зоны "Г "закупила земные спутниковые станции "Скопус", а "Связьинвест" – "Танберг". Между прочим, у "Ростелекома" в том районе, на Урале и в Зауралье, едва ли не треть всех ЗССС…
Видите, межа на меже. Ну как в подобных условиях можно работать, строить единый производственно-технологический комплекс?! Я Вам скажу больше. Приобрести-то они приобрели, однако теперь хотят, чтобы мы эти станции взяли на обслуживание и эксплуатацию. И так поступают не только они, "Связьинвест" и "Ростелеком", но и вещательные компании. О какой единой технической политике можно вести речь, коль оборудование закупают кто во что горазд, а потом мы вынуждены все собирать в целостный механизм и отлаживать систему? Поэтому мы и настаиваем на том, чтобы у сети был один хозяин – разумный, компетентный, динамичный.
По Вашим словам, PТPC сделает ставку на нскольких крупных партнеров. Тот факт, что для зон "Г" и "А" ЗССС были закуплены у "Скопуса", означает, что и для других регионов, вообще для всей России земные спутниковые станции будет поставлять эта израильская компания?
Нет, не означает. Повторяю, мы постоянно проводим тендеры. Кто в них будет побеждать в дальнейшем, тот и получит заказы.  Конечно, гипотетически можно предположить, что все время будет выигрывать "Скопус". Но, откровенно говоря, я не хотел бы стать заложником одной компании – сеть очень большая. Я хотел бы и другим партнерам дать возможность доказать, что они имеют право на участие в этом серьезном процессе. Британский "Танберг" мы с Вами уже упоминали. Заявлена российская станция, которая прошла приемку госкомиссией в виде опытного образца. Однако от опытного изделия до серийного продукта – огромная дистанция. Это я прекрасно знаю как бывший инженер-конструктор: я занимался электронной аппаратурой, обеспечивающей управление и контролирующей безопасность атомных станций. И я отлично представляю, что такое – запустить в серию. Да плюс нужен опыт эксплуатации. Так что сумеют отечественные производители по-спринтерски "пробежать" без потери качества эту дистанцию – включатся, думаю, в конкурентную борьбу. Не состоится должной апробации их продукции – это, уж простите, не мои проблемы.  Кто не успел, тот опоздал. Нельзя под хорошими лозунгами ставить под сомнение надежность и перспективность сети.
Аналогичного подхода я придерживаюсь не только по ЗССС, но и по другому оборудованию, в частности по передатчикам. В свое время у меня были переговоры с генеральным директором АО "Алмаз-Антей" Игорем  Климовым. Мы договорились, что "Алмаз-Антей" (это достаточно устойчивая система) привлечет кредит под ту схему, которую они нам предложат. К  сожалению,  Климов погиб (был застрелен в 2003 г. – Прим.Ю.П.). Но я надеюсь, российские производители к нам на конкурс придут. Если, конечно, они в самом деле состоятельны в своих обещаниях...
Но, понимаете, какая тут двойственная ситуация. Передатчики в России производятся на нескольких предприятиях. Ряд институтов разрабатывал новые образцы тех же передатчиков и другого оборудования. Этим занимались и занимаются, вероятно, тысячи, быть может, десятки тысяч человек. Неужели все это уйдет в песок?
Возможно, уйдет. Я сказал об этом на коллегии Минсвязи: я буду ставить на сеть лучшее, что есть в мире. Я создаю единый производственно-технологический комплекс, который будет конкурентоспособен на международном рынке телекоммуникаций. Я не буду заново копать лопатой старый огород только потому, что наша картошка здесь всегда росла. Не потому я так поступаю, что хочу ананасы выращивать, просто пора от сохи отвыкать. Я призываю российских производителей: интегрируйтесь, переносите на отечественную почву лучшие мировые технологии, создавайте соответствующие международным стандартам образцы оборудования. Надо признать: это, собственно, и происходит. Целые блоки в передатчиках, выпущенных на российских предприятиях, привозятся из-за рубежа. Подобное в силу международной кооперации производства и интеграционных процессов происходит во всем мире – такова логика истории и прогресса человечества, противиться которой бессмысленно и вредно. И в нашей отчизне растет понимание сего непреложного факта. Сейчас, кстати, "Тесла" активно ведет работу с холдингом "АФК -система" с тем, чтобы наладить здесь совместный выпуск передатчиков. Итальянцы переносят производство своих передатчиков в Россию. Американцы (Harris) действуют в том же направлении, проводя пока соответствующие переговоры. А немецкая фирма Rohde&Schwarz уже довольно давно заявила о себе на российском рынке
Мы намерены модернизировать не только саму сеть, но и подходы к ее использованию, в частности в том, что касается программного продукта. Я принял решение о создании в рамках РТРС Федерального центра распределения телерадиопрограмм. Туда мы планируем собирать контент со всей России и перераспределять по запросу (а затем, возможно, и в других формах). В Ханты-Мансийске, например, есть прекрасная региональная телекомпания "Югра" с 18-часовым ежедневным вещанием. Почему бы ее передачи не продавать тем, кто хочет их смотреть в других регионах страны? Или, скажем, по России  миллионы татар, почти наверняка многие из них желали бы принимать программы из  Казани. И таких вариантов масса.  Кроме того, я не исключаю создание общероссийского межрегионального канала на основе программного продукта, поступающего со всех концов -РФ. Вам, вероятно, известно, что еще в СССР вторая программа Центрального телевидения (нынешний канал "Россия"), по первоначальному замыслу, в основном должна была заполняться передачами республиканских, краевых и областных студий. Однако этому благому намерению не суждено было состояться, хотя такого рода идеи и впоследствии возникали неоднократно, – сперва союзный, а потом российский центр узурпировали монополию "на истину в эфире". Но Россия – это не только Москва. Нам представляется необходимым, чтобы страна себя действительно  видела и слышала. Чтобы правом голоса в общероссийском эфире обладал любой регион и человек – вне зависимости от того, как далеко от столицы он находится. Это и есть конституционное право граждан на получение и распространение информации.
Федеральный центр распределения телерадиопрограмм формируется прямо здесь, на Никольской ул., – благо современные компьютерные технологии позволяют реализовывать подобные проекты в сравнительно небольших зданиях и помещениях.
ФГУП РТРС – удивительная структура, которая, похоже, "ходит сама по себе", не ища министерского покровительства. И все же: неужели со своими предложениями Вы совсем не обращаетесь "наверх", не согласовываете их?
 У меня состоялась встреча с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. Затем я имел беседу с Председателем Правительства РФ.  Конечно, разговор с М.М. Касьяновым носил более конкретный характер. Тем более, что мои предложения затрагивают сферы влияния целого ряда ведомств и здесь требуется тщательное согласование интересов. В беседе с премьером Правительства я особо отметил: в случае преобразования РТРС в том ключе, как мы предлагаем, мы монополию не получим – на этом же рынке остается такой крупный игрок, как "Связьинвест". Между тем сейчас идет работа по подготовке продажи последнего. И тогда вскоре, с одной стороны, будет сильный частный холдинг, а с другой, в нашем лице – мощный холдинг, подконтрольный государству. И они станут конкурировать между собой. Что хорошо как для конечного клиента, так и для развития всей сферы телекоммуникаций в России. М.М. Касьянов сказал, что мои предложения будут обсуждаться в Правительстве, и теперь эти вопросы находятся в повестке дня премьер-министра; не сомневаюсь, впереди острые дискуссии.
А встреча с Президентом состоялась по Вашей инициативе?
По инициативе Президента.
Если это не является секретом, что Вы сказали главе государства?
В.В.Путину я рассказывал примерно о том же, о чем и Вам, только, конечно, ему в более сжатой форме. Я сказал, что основные, наиболее острые проблемы мы за полтора года решили. Все массовые отключения регионов от телерадиовещания закончились. Аварийные ситуации практически везде ликвидированы. - энергетиками мы рассчитываемся. Научили все телевизионные и радиокомпании платить за сигнал. И система приобрела устойчивость.
Но дальше, продолжал я, надо определиться со стратегией ее, системы, развития. Выбор стратегии во многом диктуется теми тенденциями, которые существуют в этой сфере. Главная тенденция – консолидация потоков информации, консолидация бизнесов. Соответственно и в России надо консолидировать имеющиеся у государства ресурсы, для того чтобы создать новую крупную полнофункциональную компанию, способную и предоставить по стране самые современные виды услуг, и модернизировать существующую сеть, и конкурировать с зарубежными компаниями (они при вступлении РФ в ВТО тоже захотят придти в Россию и зарабатывать здесь в мультимедийной сфере). И я подчеркнул: считаю, что такого игрока – нового и крупного – можно и нужно выстраивать на базе PТРС. Причем эта преобразованная структура должна иметь гарантированный доступ к магистралям на земле и в космосе. Вот, собственно, и все.
И как В.В.Путин реагировал?
Президент сказал, что поддерживает логику моих аргументов и постановку цели. А потом, – когда основная часть беседы завершилась, – знаете, так по-доброму, просто по-человечески спросил, интересно ли мне работать на этом направлении. "Конечно, Владимир Владимирович, интересно! – ответил я. – Ведь если сегодня есть революционная, по-настоящему прорывная сфера деятельности, то это, безусловно, инфотелекоммуникационные технологии, телевидение и радиовещание".