Автокинотеатры
Игорь Киселев ООО «Кино Проект
Инжиниринг»
Немного истории
В мировую копилку
общечеловеческих достижений и открытий попало немало американских
нововведений, призванных облегчить и усовершенствовать повседневную жизнь
среднего человека. Таким открытием и одновременно одной из визитных
карточек Америки стали drive-in-movies – кинотеатры для автомобилистов под
открытым небом. Город в Соединенных Штатах без подобного заведения вряд ли
сегодня найдется, да и зарождение этих кинотеатров именно там, где
автомобиль есть практически у каждого совершеннолетнего гражданина и где
процветает Голливуд – центр мировой киноиндустрии, закономерно и
естественно. Первый кинотеатр, в котором зрители смогли смотреть кино,
сидя в своих автомобилях, был открыт Ричардом Холлингсхедом в американском
городке Кадмен. Жизнь среднего американца немыслима без еженедельного
посещения кино – так было в начале XX века, так остается и по сей
день. Некогда любой поход в кинотеатр становился событием, ради которого
родители вызывали няньку к ребенку, женщины увлеченно вносили последние
штрихи в свой изысканный облик, мужчины наводили лоск на штиблеты и авто…
Наступал торжественный момент выхода в люди. Хотя сборы бывали весьма
утомительными, желание посмотреть новый нашумевший фильм возникало с
завидным постоянством... Скорее всего, сам Ричард Холлингсхед
сталкивался с подобными проблемами. Он был обычным продавцом автомобилей,
и, видимо, специфика профессии натолкнула его на идею, воплощение которой
избавляло от уймы ненужных действий – достаточно было лишь завести машину
и поехать смотреть фильм. Экспериментировать Холлингсхед начал в
собственном дворе: на крыше машины установил кинопроектор Kodak, за
натянутым между деревьями экраном поместил громкоговоритель. Эффект
получился потрясающим, его не смогли подпортить ни искусственный дождь, ни
созданная машинами друзей искусственная автомобильная пробка, ни другие
форс-мажорные обстоятельства, устроенные предприимчивым умельцем. После
долгих расчетов Ричард нашел столь оптимальное расположение экрана, что
изображение оказалось доступно с любой точки смотровой площадки. 6
августа 1932 г. Ричард Холлингсхед направился в местное патентное бюро,
чтобы закрепить авторские права на свое изобретение.
Патент
N№ 1909537 был выдан 16 мая 1933 г. на 17 лет, в течение которых
строительство аналогичных кинотеатров для автомобилей под открытым небом
без разрешения Ричарда Холлингсхеда являлось незаконным. (В 1950 г.
действие патента было прекращено решением суда шт. Делавэр.) В пакете
документов содержались иллюстрации и план кинотеатра, а также описание
продукта: «Мое изобретение представляет собой новый и полезный вид
кинотеатров – под открытым небом. Главным его удобством является замена
зрительских мест специальными стоянками автомобилей. Зрители не покидают
своих транспортных средств, которые расположены таким образом, что
изображение на экране идеально видно из любой точки зрительного зала.
Экран расположен под углом, поэтому машины в первых рядах не загораживают
изображение тем, кто сидит сзади». 1 июня 1933 г. Ричард Холлингсхед и
его кузина Уилли Уоррен Смит зарегистрировали собственную фирму Park-in
Theatres Inc., а еще через пять дней, преодолев все формальности,
открыли первый кинотеатр для автомобилистов в родном городке. Это событие
произошло 6 июня 1933 г. Вложенные Холлингсхедом в строительство 30 тыс.
долл. вскоре с лихвой окупились. Сам он, наверное, и не предполагал, что
его выдумка в корне изменит жизнь американцев и существенно подправит
местный ландшафт. С тех времен кинотеатры так мало изменились, что можно
утверждать: Холлингсхед создал идеальный проект. По периметру кинозала
был установлен шестиметровый забор и посажены деревья, призванные
облагородить заведение. У входа, т. е. у въезда в кинотеатр, находилась
специальная будка, чтобы клиент приобретал билеты, не выходя из машины.
Билет для автомобиля стоил 25 центов и столько же – билет для человека, но
если в одной машине было три (и более) пассажира, общая стоимость билетов
составляла ровно 1 долл. Первый сеанс собрал практически весь город, т.
е. всех владельцев автомобилей. Честь открыть новую эру в истории кино
выпала фильму «Предусмотрительная женушка». Хотя эту картину нельзя
отнести к шедеврам мирового кинематографа, зрители были в восторге.
Впоследствии художественному фильму стали предшествовать показы
короткометражек, мультиков и даже документальных фильмов – таким образом,
поход в кино становился развлечением для зрителей всех возрастов и сулил
весьма насыщенную программу. Для любителей ночных прогулок Холлингсхед
устроил специальные сеансы в полночь, снискавшие ошеломляющий успех:
смотреть фильм при луне и звездах составляло особое удовольствие. (По
статистике, около трети американок теряли девственность именно во время
посещения кинотеатров Холлингсхеда.)
Планы и реальность Строительство (и управление)
автокинотеатра – это бизнес, в который можно осмотрительно вкладывать
капитал и который можно планировать. Зрителям любого кинотеатра
нужен максимальный комфорт – для успешной конкуренции с телевидением,
спортивными состязаниями и другими развлечениями. Проект
автокинотеатра ограничен правилами и положениями административных органов.
Само строительство согласуется с архитектурными и строительными
организациями, санитарной и пожарной инспекцией и т.д., и
т.п. Автокинотеатр – выгодное предприятие, если при
проектировании, строительстве, выборе оборудования были
проявлены предусмотрительность и осторожность. Только в таком случае
предприятие сможет приносить прибыль. Самонадеянным энтузиастам
противопоказано заниматься реализацией проекта автокинотеатра: грядут
многочисленные проблемы! Необходимы усилия архитектора и компетентной
строительной организации. И еще чрезвычайно важно отказаться от практики
принимать решения на ходу, потому что они потенциально способны
перерастать в неразрешимые проблемы.
Сначала выбираем место... Где строить? Разумеется,
кинотеатр для автомобилистов желательно располагать поближе к большому
городу или на трассе, где-то посередине между городами: ведь это и
наиболее заманчивое семейное развлечение для родителей с детьми, и
привлекательное место для тех, кому трудно ходить пешком, т. е. для
пожилых людей, инвалидов... Поэтому место для автокинотеатра надо
выбирать с учетом указанных факторов, после выяснения числа жителей,
количества личных автомобилей и определения того направления или района
города, где обитает большинство семей с детьми и автомобилями. Но нельзя
забывать и про то, что автокинотеатр принимает на своей территории каждую
ночь большое количество автомобилей: чем проще и удобнее будут подъезд и
выезд из автокинотеатра, тем вероятнее, что зрители приедут в него вновь.
Расположение автокинотеатра в непосредственной близости от оживленной
трассы может оказаться не столь привлекательным, как кажется на первый
взгляд: по загруженной вечером или ночью трассе зрители не смогут приехать
вовремя, да и уехать каждый хочет первым. Следовательно, необходимо
спланировать автокинотеатр таким образом, чтобы все автомобили смогли
покинуть его за короткое время перерыва, т. е. удобнее, когда
автокинотеатр расположен на вспомогательной дороге, а не на
автомагистрали. Не благоприятствует планам холмистый ландшафт,
предпочтительнее плоское пространство с небольшим уклоном. Планирование
территории – очень дорогая процедура, лучше избегать подобных
дополнительных затрат. При строительстве и благоустройстве территории
автокинотеатра на 600 автомобилей только выравнивание
ландшафта на 10 см требует досыпать или срезать 570 м3 грунта – вот
насколько важно правильно выбрать первичную площадку. Необходим хороший
дренаж, т. е. песчаная почва и
естественные плавные склоны создадут дополнительные преимущества при
расчете бюджета. При выборе площадки надо знать, сколько автомобилей
предполагается разместить в кинотеатре. Следует учесть следующее: •
конкуренция потребует увеличения количества и улучшения качества услуг,
соответственно увеличатся и затраты: только автокинотеатр большой
вместимости сможет удовлетворять возрастающие требования, так как чем
больше вместимость автокинотеатра, тем ниже удельная себестоимость и тем
сильнее позиция среди конкурентов. Автокинотеатр должен быть рассчитан на
максимальную нагрузку в ночное время; • опыт показывает: по
соотношению вложенные средства/окупаемость, близкая к оптимальной
вместимость автокинотеатра для США составляет 750 автомобилей, для Европы
– 400; • довольно сложно правильно определить оптимальную вместимость
автокинотеатра и перспективу его работы на несколько лет вперед. Расчетное
количество автомобилей зависит от формы выбранной площадки. На
прямоугольной площадке при соотношении ее ширины и глубины 1:2 может
разместиться максимальное количество автомобилей, причем для 450
автомобилей потребуется около 3,8 га, для 550 автомобилей – 4,4 га, а для
630 автомобилей – 4,8 га.
Въезд и выезд на автостраду
Уже на
предпроектной стадии надо оценить простоту и удобство въезда/выезда
автомобилей на автостраду. Максимальное время освобождения автостоянки, в
обычном режиме (перерыв) составляющее 15 – 20 мин, в режиме экстренной
эвакуации сокращается до 5 – 10 мин. По этой причине въезд/выезд на
автомагистраль должен быть достаточно широким, без крутых поворотов и
разворотов или крутых подъемов и спусков, создающих возможность
самопроизвольного движения автомобиля. Недопустимо движение автомобилей
задним ходом. Въезд/выезд с парковок даже в ночное время должен быть
устроен с минимальным внешним освещением. Для организации движения
автомобилей до, во время и после сеансов разметку площадки автокинотеатра
требуется оборудовать светоотражающими элементами, в современных
автокинотеатрах часто применяются осветительные ЖК-элементы и оптоволокно.
Размещение площадки под строительство, планы въезда/выезда с
территории и на автомагистраль могут быть сертифицированы и аттестованы в
органах государственной автоинспекции как автостоянка временного хранения.
Владелец автокинотеатра становится оператором автостоянки. К сожалению, не
нашлись конкретные методические рекомендации и нормативные документы МВД
РФ, регламентирующие организацию стоянок для автокинотеатров. Но даже без
таких норм планирование въездов/выездов, исключающих вероятность
образования пробок и блокирования движения на автомагистрали, – задача
очевидная. Как общее правило, при въезде в автокинотеатр длина участка
ответвленной дороги с двухрядным движением должна составлять не менее 35 %
вместимости автокинотеатра. То есть, если автокинотеатр рассчитан на 1000
автомобилей, вспомогательная дорога от автомагистрали до кассовой
зоны должна вмещать не менее 350 автомобилей.
Размещение автомобилей на площадке
автокинотеатра
Размещение автомобилей на площадке
автокинотеатра – один из самых ответственных участков при проектировании и
строительстве автокинотеатра, правильное решение которого во многом
определит популярность (и прибыльность) предприятия. Каждый зритель (в
автомашине) должен видеть весь экран. Так как автомобили стоят один позади
другого, места их парковки должны иметь рампы, приподнимающие переднюю
часть автомобиля. Изготовление рамп – еще одна (после планирования
территории автокинотеатра) очень дорогая операция, требующая перемещения
огромного объема грунта.
Топография
площадки автокинотеатра исходно должна быть выбрана и спроектирована с
возможной минимизацией этих затрат. Параллельно с рампой проектируется
единая дренажная система. Сумма затрат на подготовку площадки во многом
зависит от квалификации архитектора. План размещения рамп и их размер –
расчетные величины, они не могут быть созданы произвольно. Необходима
уверенность, что общий проект рампы обеспечивает полный обзор экрана из
автомобиля и максимальную безопасность автомобилей при маневрах. Правильно
спланированная и спроектированная рампа автокинотеатра обеспечит равную
ценность всех мест и повысит эффективность. Первый ряд рампы
автокинотеатра должен находиться на таком расстоянии от экрана, которое
позволит зрителям видеть все полотно экрана. На практике обычно первый ряд
рампы отстоит от экрана не менее чем на 0,8 ширины экрана. И еще это
расстояние должно быть не менее 1,5 высоты экрана, чтобы исключить падение
экрана на автомобили при ураганном порыве ветра или землетрясении, а
теперь уже нельзя забывать и про террористов. Чаще первые и вторые ряды
рампы занимают пары, располагающиеся на переднем сиденьи, так как в этих
рядах через ветровое стекло с задних сидений не виден верх экрана. Угол
наклона рампы проектируется таким образом, чтобы сидящие в автомобиле
зрители видели наклоненную к ним поверхность экрана перпендикулярно. Как
правило, этот показатель не превышает 10о в сторону экрана,
поскольку при изменении угла просмотра возникает параллакс, искажающий
восприятие. Известны два типа общих планировок рампы. Наиболее
популярна однорядная рампа, при которой автомобили располагаются
полукругом с радиусом, центр которого находится за экраном на расстоянии
его ширины. Въезжают на рампу сзади по проезду между рядами, выезжают –
вперед, в проезд предыдущего ряда. Второй тип – двойная рампа, эта
схема удобна при ограниченном пространстве автокинотеатра. Первые три –
четыре ряда проектируются для одиночной рампы, далее – двойные. Двойная
рампа затрудняет свободный (независимый) выезд автомобилей, так как
расположенные на задних рядах двойной рампы, они должны при выезде
маневрировать задним ходом.
Дистанция Обычно проектируемое расстояние между
рядами одиночной рампы равняется 11–13 м, а двойной соответственно 8,2 –
10 м (между первым и вторым уровнем рампы), но построено много кинотеатров
с расстоянием между рампами 11 – 11,5 м (без особого дискомфорта).
Тенденция роста количества относительно больших легковых автомобилей
(джипов) требует более тщательной проработки расстояния между рампами, а
также дифференцированной продажи билетов на первые ряды (микро- и
малолитражные автомобили, кабриолеты). Джипы и минивэны лучше располагать
на задних рядах.
Интервал и разметка Оптимальный расчетный интервал
между автомобилями составляет 5,7 – 6 м, позволяющий свободно
маневрировать при въезде/выезде на рампу, не создавая помех другим
автомобилям, и в то же время, если необходимо, можно полностью
распахнуть дверцы машины.
Покрытие площадки автокинотеатра и рамп Все
въезды/выезды должны иметь высококачественное асфальтовое покрытие,
постоянно поддерживаемое в хорошем состоянии, так как движение в этих
зонах интенсивное. Есть много материалов и вариантов организации дорожного
покрытия площадки автокинотеатров, способных удовлетворить всем
необходимым требованиям. Хорошо зарекомендовало себя комбинированное
покрытие из шлака или известняка, пропитанное горячей битумной эмульсией,
затем выровненное и утрамбованное асфальтовым катком. Поверхность
получается достаточно жесткой и долговечной. Качественное, правильно
спроектированное и уложенное покрытие – не желательное дополнение, а
экономическая целесообразность и на несколько лет – гарантия от
дополнительного вложения средств.
Дренаж Конструирование покрытия площадки и
организация дренажа – совместная операция. В связи с большой площадью,
занимаемой автостоянкой, расчет, подготовка и организация дренажа
представляют определенную проблему, что иллюстрируют следующие цифры: на
площади, занимаемой автокинотеатром на 600 автомобилей, 1 см осадков – это
70 т воды, и без дренажа в скором времени кинотеатр получает собственное
озеро. В то же время площадка автокинотеатра должна быть приспособлена для
пешеходов, посещения буфетов, туалетных комнат и т. д. Буфеты вносят
заметный вклад в финансовый оборот автокинотеатра, обслуживание клиентов
должно быть максимально качественным и удобным. При организации
дренажа потоки ливневой канализации нужно направлять таким образом, чтобы
исключить даже вероятность затопления соседних участков или
автомагистрали. На площадках без естественного дренажа в пределах границ
автокинотеатра строится замкнутая система.
Продолжение в следующем номере
|
|