В сентябре исполняется
год с момента ввода в эксплуатацию телекомплекса госкомпании «Культура».
Редакция предложила заместителю генерального директора и руководителю
технической дирекции ФГУП ГТРК «Культура» А.И.Золотницкому рассказать на
страницах журнала об истории создания и сегодняшнем дне
комплекса.
Телеканал «Культура»:
большое ТВ на Малой Никитской
Александр Золотницкий
Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная
телевизионная и радиовещательная компания «Культура» – дочернее
предприятие федерального государственного унитарного предприятия
«Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная
компания» (ФГУП ГТРК
«Культура»). Очередным шагом в реализации Указа Президента РФ от 25
августа 1997 г. N№919 «О совершенствовании государственного телевещания в
Российской Федерации» стало создание ГТРК «Культура» (свидетельство
Московской регистрационной палаты N№002.051.084), которая в соответствии с
решением учредителя – Всероссийской государственной телевизионной и
радиовещательной компании (Приказ ВГТРК от 13 июля 2001 г. N№471) –
объединила в одно юридическое лицо две дочерние компании ВГТРК: 1) ФГУП
ГТК «Телеканал Культура»; 2) ФГУП ГДРЗ (Государственный дом
радиовещания и звукозаписи). Начиная со своего учреждения в 1997 г.
телеканал «Культура» для обеспечения вещания и производства телевизионных
программ использовал арендованные технические средства. Во второй половине
2001 г. было принято решение о создании собственной
материально-технической базы ГТРК «Культура»: в здании бывшего ГДРЗ на
Малой Никитской ул. в Москве намечалось построить комплекс телевизионных
технических средств, что впоследствии и было выполнено. Так, с сентября
2001 г. по февраль 2002 г.
проводились подготовка технических заданий и проектной документации и
производство подрядными организациями строительных работ для обеспечения
помещений под инсталляцию технологического оборудования. Одновременно
состоялись открытые конкурсы среди компаний-поставщиков и системных
интеграторов. По итогам конкурсов были заключены договоры на поставку и
инсталляцию «под ключ» технологических составляющих комплекса
телевизионных технических средств. 30 сентября 2002 г. запущен в
эксплуатацию эфирный комплекс и начато поясное (со смещением по времени
нескольких дублей) вещание программ телеканала «Культура».
Назовем основные составляющие комплекса телевизионных технических
средств. Прежде всего это формирующий пятиканальный эфирный комплекс:
аппаратная автоматизированной выдачи программ по схеме «5+1», машинный зал
и аппаратная медиа-подготовки. Комплекс предназначен для формирования и
автоматизированной выдачи в эфир сигналов основной программы канала
с четырьмя дополнительными и одним резервным каналами. Вещательный
комплекс представляет собой полностью интегрированную систему, которая
включает в себя блок медиа-подготовки с рабочими местами для создания и
корректировки готовых расписаний с последующей загрузкой на видеосервер
материалов, предназначенных для выдачи в эфир. С целью сокращения
эксплуатационных расходов выдача в эфир осуществляется по беспленочной
технологии. Вещательный комплекс построен на основе решений компании
Harris Automation, хорошо зарекомендовавших себя в последние годы как в
мире, так и в России. Применяемая в комплексе система автоматизации Louth
предназначена для:
• преобразования заранее подготовленных расписаний
программ в эфирные плей-листы; • управления процессами подготовки
материалов, предназначенных к загрузке в видеосервер; • управления
всеми источниками видео и звуковых сигналов (в ходе исполнения текущих
расписаний осуществляется контроль состояния текущего статуса необходимых
для воспроизведения в эфир материалов и имеется возможность редактирования
и оперативного вмешательства в процесс вещания); • постоянного контроля
за состоянием управляемых системой как аппаратных, так и программных
средств (при этом создается журнал регистрации всех исполняемых событий,
включая так называемый As run log, который имеет целью последующий
контроль за прохождением материалов в эфир и обеспечивает возможность
импорта отчетов в систему корпоративного управления); • автоматического
резервирования данных, необходимых в работе системы.
В комплексе
впервые в России установлен видеосервер производства SeaChange,
использующий уникальную и запатентованную компанией технологию
«медиа-кластеров». Она позволяет добиться максимально возможного
резервирования и надежности хранения данных. Благодаря этому видеосерверу
можно отказаться от обычной дорогостоящей практики установки второго
(резервного) сервера для зеркального копирования материалов. В результате
не только существенно сокращаются финансовые затраты, но и внедряются
более изящные инженерные решения без снижения надежности работы системы в
целом. Система резервирования комплекса для обеспечения надежности
вещания спроектирована таким образом, что выход из строя любого элемента
оборудования либо канала передачи сигналов не приводит к остановке
вещания. Если подобное все же случится, то вещание будет продолжено
с использованием штатных запасных элементов или обходных трактов
коммутации и подачи сигналов. Такое построение предусматривает работу по
так называемой схеме no single point of failure, иными словами,
обеспечивает 100%-ную защиту от любой единичной неисправности. Задачи
центральной аппаратной – выдача готовых программ на передающие земные
спутниковые станции, радиорелейные линии и московский передатчик 33ТВК;
организация внешних входных/выходных линий между комплексами ГТРК
«Культура», ВГТРК и ГЦУ МС; обеспечение внутренних коммутаций и
соединений, необходимых для работы комплекса технических средств. Здесь
происходит интегрирование всех входящих в комплекс ГТРК «Культура»
технологических единиц (аппаратно-студийные блоки, аппаратные монтажа,
записи, компьютерной графики, озвучения и др.). В качестве центральной
матрицы применен коммутатор Venus2001 производства Thomson с полем 96х64 и
возможностью последующего расширения до 96х96, что полностью покрывает
потребность в емкостях по коммутации внутренних и внешних линий с учетом
последующего развития технологического комплекса. При этом в перспективе
центральная аппаратная, будучи объединенной, обеспечит как телевизионную,
так и радиовещательную и звукозаписывающую части комплекса. В качестве
элементов обработки, усиления и распределения сигналов выбрана
производимая компанией Snell & Willcox и хорошо зарекомендовавшая себя
высоконадежная линейка устройств, объединенная системой управления Roll
Call. Данная система позволяет дистанционно конфигурировать необходимые
элементы тракта, оперативно обеспечивать управление любыми параметрами
устройств, постоянно отслеживать текущее состояние систем и
проводить диагностику с ведением электронных журналов фиксации всех
событий. Аппаратная оснащена оборудованием для передачи и приема внешних
сигналов с использованием волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). В
качестве каналообразующего оборудования применены достаточно известные
системы DV6000 компании ADC. Для обеспечения надежности вещания ВОЛС
построены по двум независимым трассам. Перейдем к аппаратным
предварительного и технического контроля. С целью повышения эффективности
использования монтажных аппаратных для творческих бригад введены в строй
аппаратные предварительного просмотра, где обеспечивается возможность
составления монтажных листов по отснятому материалу. В ГТРК «Культура» уже
введен 100%-ный входной контроль качества
продукции (в том числе собственного
производства), для чего оборудованы аппаратные технического
контроля. Аппаратно-студийный блок N№7 имеет в своем составе павильон
площадью 100 кв.м, режиссерскую, звукорежиссерскую и техническую
аппаратные. АСБ-7 предназначен для формирования и выдачи выпусков
новостей. В аппаратно-студийный блок N№8 входят павильон 140 кв.м,
режиссерская, звукорежиссерская и техническая аппаратные. АСБ-8
предназначен для записи цикловых программ малых форм. С целью снижения
издержек при эксплуатации тракты АСБ 7 и 8 максимально
унифицированы. АСБ 7 и 8 оборудованы видеокамерами BVP-E10PH (по четыре
камеры в каждом АСБ) с объективами Canon J16ax8BIRSD и J11AX4.5BIRSD и
штативами Vinten. В обоих АСБ установлены известные видеомикшеры DD35-2S,
знакогенераторы Deko 2000, звуковые микшерные пульты Lawo Diamond AV20,
видеомагнитофоны Sony форматов SP и IMX, периферийное оборудование Snell
& Willcox, комплекты микрофонов Sennheiser и другое стандартное
оборудование. Служба информации ГТРК «Культура» располагает следующими
тележурналистскими комплектами (ТЖК): шестью аналоговыми формата Betacam
SP, а для производства цикловых программ – пятью ТЖК формата IMX MSW-900P
с объективами Canon J16ax8BIRSD и J11AX4.5BIRSD. Естественно, все ТЖК
имеют в своем составе необходимое звуковое (микшеры Shure FP33, микрофоны
Sennheiser) и световое оборудование Dedolight и Lowell. В комплексе
размещены аппаратные линейного и нелинейного монтажа. С целью унификации
все девять нелинейных монтажных аппаратных используют хорошо
зарекомендовавшие себя решения AVID. В последующем для повышения
эффективности планируется объединить все аппаратные высокоскоростной сетью
и работать с единым дисковым массивом памяти, что позволит сократить время
на загрузку материалов и легко диспетчеризировать производимые работы.
• В телекомплекс включены две аппаратные монтажа фонограмм (АМФ). Они
оборудованы рабочими станциями ProTools, микшерными пультами с 24 каналами
со свободным панорамированием каждого канала. АМФ имеют систему
автоматизированного микширования, систему запоминания и восстановления
состояний и положений всех органов управления, систему индивидуальной
параметрической эквализации частотного диапазона, систему индивидуальной
динамической обработки с возможностью отбора сигнала с каждой входной
линейки. Каждая АМФ располагает набором устройств записи и воспроизведения
звука различных форматов: CD, DAT, MD и др. Аппаратная компьютерной
графики (АКГ) предназначена для создания элементов графического оформления
как отдельных программ (шапки, отбивки, спецэффекты), так и
межпрограммного пространства канала. Оборудование (Intellistation IBM,
Apple M8361ZH и др.) и программное обеспечение (Adobe After effects, Adobe
PhotoShop, Carrara Studio, Apple Final Cut Pro), установленные здесь,
позволяют создавать и двухмерные, и трехмерные элементы графики, вплоть до
полностью анимированных роликов. Шесть графических станций, входящих в
состав аппаратной, объединены высокоскоростной сетью для быстрого обмена
файлами и обеспечения доступа к материалам общего пользования. АКГ
оснащена соответствующими средствами ввода/вывода сигналов в различных
форматах и управления процессами записи и воспроизведения по стандартным
протоколам.
Видеотека, рассчитанная на 40 тыс. единиц хранения,
включает в себя хранилище, аппаратные перегонов, архивирования и
размагничивания. В качестве базовых элементов хранилища использованы
раздвижные стеллажи Winsted, предполагающие установку кассет различных
форматов. Передвижная телевизионная станция (ПТС), построенная
компанией «Квалитрон», обеспечивает съемки телевизионных программ средних
и больших форматов (спектакли, концерты, фестивали и т.п.) в режиме записи
и в режиме прямого эфира. Она создана на базе шасси автомобиля Iveco
EuroStar LD206. ПТС оборудована шестью (с возможностью расширения до
девяти) камерами Sony BVP-950P/U со штатными средствами контроля,
управления и индикации, а также 32-входовым видеомикшером Philips DD
35-2-BM. В ПТС штатно установлены четыре видеомагнитофона Sony MSW-M2000P
и имеется возможность подключения еще двух. В режиссерском отсеке
размещены плазменные панели с подключением к легко конфигурируемому
процессору виртуальной видеостены Miranda Kaleido и традиционные
мониторы Sony PVM. В отдельном звуковом отсеке расположена система
контроля в формате 5.1 – это пять мониторов Genelec 1030A и субвуфер
Genelec
1092. Дополнительно предусмотрены два активных монитора Yamaha MSP
5 для контроля в режиме стерео. Единственное аналоговое оборудование –
микшерский пульт Amek Media 51 MF, позволяющий работать в различных
surround-форматах: от четырех- до шестиканального. Он имеет 44 канала (88
входов), восемь посылов, четыре стереовозврата, а также систему
автоматизации Supertrue. Запись ведется на 24-дорожечный дисковый рекордер
Tascam MX2424 со съемным жестким диском. Также имеются восьмидорожечный
DTRS-магнитофон Tascam DA-98HR и DAT Sony PCM R500. Установленный источник
бесперебойного питания способен обеспечить работу основных элементов ПТС в
течение 10 – 15 мин., что особенно необходимо при проведении прямых
трансляций. Ввиду практически полного морального и физического износа
использовавшейся в ГДРЗ автоматизированной телефонной станции «Квант»
здесь установлена новая цифровая АТС Definity и произведен перевод
абонентов на новую номерную емкость. Спроектирована и введена в строй
первая очередь высокоскоростной (Ethernet 1G) локальной компьютерной сети
(ЛКС), включающая в себя отдельное помещение серверной и поэтажные блоки
активного оборудования. Сеть подведена во все технологические аппаратные и
в большинство офисных помещений. Установлено программное обеспечение
подготовки эфира ViPlaner, с помощью которого осуществляется планирование
эфирных расписаний с учетом поясного вещания. Спроектирована и введена
в эксплуатацию главная распределительная щитовая (ГРЩ) с переводом схемы
энергопитания комплекса на двухфидерную: необходимое коммутационное
оборудование и два источника бесперебойного питания обеспечивают работу в
эфире даже в случае исчезновения питания по обоим фидерам в течение
часа. Внутренняя телевизионная и звуковая сеть (ВТЗС) служит для приема
всех эфирных каналов Москвы и нескольких десятков каналов,
транслируемых со спутников HotBird, Astra, Eutelsat, NSS, Yamal, Express
(включая каналы обратного контроля программ канала «Культура» и каналы для
приема материалов от таких информационных агентств, как Reuters TV, APTN,
EBU). Спроектирована и введена в строй
первая очередь комплексной системы охраны, организации доступа и
видеонаблюдения, что позволяет ограничить доступ в соответствующие зоны и
помещения с фиксацией времени и одновременным документированием всех
событий.
При реализации всех
этих проектов особое внимание уделялось подбору, подготовке и
обучению инженерно-технического персонала. Возможно, кому-то покажется
странным, но я твердо убежден, что самыми лучшими и эффективными являются
вложения не в технические и технологические решения, а в обучение и
подготовку высококвалифицированных сотрудников – только тогда будет эффект
от внедрения новых технологий. И уже сейчас можно сказать как о
свершившемся факте: коллектив инженерно-технических работников ГТРК
«Культура», как бы банально это ни звучало, состоит из действительно
хорошо обученных и грамотных специалистов, что позволяет уверенно смотреть
в будущее. Развитие комплекса ГТРК «Культура» в дальнейшем
предусматривает модернизацию звукозаписывающего комплекса, строительство
технической базы радиостанции «Культура», дооснащение комплекса
телевизионных технических средств, включая реконструкцию АСБ-2 (220 кв.м)
для проведения съемок программ больших форматов, создание передвижного
комплекса мини-ПТС, модернизацию существующих монтажных аппаратных,
формирование аппаратной музыкальных редакторов, разработку и внедрение
системы корпоративного управления производством и целый ряд других
задач.
Str 46 Аппаратная озвучания Str 47 Newsroom Str 47 2 Машинный
зал Str 47 3 Аппаратная охранного видеонаблюдения Str 48 Новостная
аппаратная Str 48 2 Павильон АСБ-7 Str 48 3 Павильон АСБ-8 Str 48
4 Техническая аппаратная АСБ Str 49 Аппаратная медиаподготовки Str
49 2 Видеотека Str 49 3 Звукорежиссерская АСБ Str 49 4 Вещательная
аппаратная Str 49 5 Вещательная аппаратная Str 49 6 Пульт режиссера
АСБ Str 49 7 Аппаратные стойки АСБ Str 50 Стойки с источниками
бесперебойного питания Str 50 2 Рабочее место ОТК Str 50 3
Вещательный комплекс. Рабочее место инженера Str 50 4 Кабина
озвучания
|
|