Современный кинотеатр
Вадим Караваев Руководитель направления
кинотехнологии I.S.P.A.-Engineering karavaev@ispa.ru
Введение В России бум кинематографа. Подтверждений
этому очень много: кинофестивали и кинонаграды, статьи и обзоры в печатных
и электронных изданиях, web-сайты звезд кино и, главное, касса российских
кинотеатров. Но при этом спрос пока еще очень сильно превышает предложение
– количество кинотеатров в нашей стране ничтожно мало. Если рассмотреть
отношение кинотеатры/количество жителей, любой город России намного
отстает от европейских стандартов. Даже Москве необходимо построить и
реконструировать в несколько раз больше кинотеатров, чем есть сейчас,
чтобы сравняться по этому показателю с Европой. Что же говорить о
периферии? С другой стороны, все, кто хотят вложить деньги в эту сферу
бизнеса, должны настраивать себя на жесткую конкуренцию, которая будет все
больше ожесточаться с ростом количества кинотеатров в том же городе,
районе, на той же улице.…И тут владельцу кинотеатра придется приложить
максимум усилий, чтобы зритель пришел именно к нему. Не за горами
появление накопительных скидок при посещении кинотеатра, бесплатный
поп-корн и т.д. Уже сейчас можно получить скидки в ближайшем магазине при
предоставлении билета из кинотеатра. Это все маркетинг. Однако нельзя
забывать и о том, как должен выглядеть сам кинотеатр. Маркетинг может
многое, но, перефразировав старую пословицу про театр, можно сказать –
«Кинотеатр начинается с фойе». За границей давно уже поняли, что
кинотеатр – это не кинозал с аппаратной. Все больше акцент смещается на
то, чтобы предложить посетителю не только кинофильм, но и хорошую еду,
необходимую информацию и дополнительные развлечения. В результате доход
европейских кинотеатров лишь на 40% состоит из дохода от кассы. Однако,
чтобы удержать человека в фойе, не достаточно просто хорошей еды. Чтобы
кинотеатр стал конкурентоспособным, владелец должен понимать, что
необходимо предложить посетителю больше, чем в «кинотеатре за углом».
Современный кинотеатр Зачастую бизнесмен, решивший
построить кинотеатр, обращается в компанию, которая поставляет и
инсталлирует ему кинопроекционное оборудование. Но посетив несколько
других кинотеатров и столкнувшись с проблемой привлечения зрителей, он
понимает, что необходимо сделать что-то, чтобы «завоевать» посетителя. И
огромное время тратится на поиск именно этого. Зная об этом, компания
I.S.P.A.-Engineering предлагает свою концепцию кинотеатра. Мы описываем
клиенту все инженерные сети, использование которых может превратить
кинотеатр в «райский уголок». Предлагая решение оснащения зала или фойе
кинотеатра, мы также объясняем клиенту, какую выгоду он получит от
использования той или иной системы. Если выгода не очевидна – система не
предлагается.
Озвучение фойе На первый взгляд, нет ничего проще и
понятнее – в фойе должна звучать музыка. Но в то же время необходимо,
чтобы, во-первых, администратор мог делать объявления; во-вторых, звук не
был слышен в залах (ведь иногда зрители заходят в зал после начала фильма,
а следовательно открывается дверь в зал); в-третьих, звуковая сеть в фойе
была поделена на зоны (в зоне кафе с караоке или видеокафе звук
прерываться не должен, а вот в случае экстренной необходимости должна быть
возможность сделать объявление во все зоны). И последнее – озвучение
фасада кинотеатра. В России это пока встречается редко, но довольно часто
используется за границей. Поверьте, это приятно – выйти из кинотеатра и
продолжать слышать музыку. Да и для прохожих это может стать
дополнительной «приманкой». Таким образом, даже к такой, казалось бы,
простейшей сети могут сложиться сложноподчиненные, иногда противоречивые
требования. И задача инженеров сделать систему максимально гибкой, чтобы
она не только соответствовала этим требованиям, но и имела возможность
подстроиться под их изменение. Internet-кафе Как было сказано, уже
сейчас не малый процент прибыли кинотеатра составляет выручка баров и
кафе. Если же на столике кафе стоит монитор и есть клавиатура и «мышка»,
мало кто откажется совместить приятное с полезным и побродить по Internet
с чашечкой горячего кофе. Если же заложить Internet-кафе еще на стадии
проектирования здания и сделать в него дополнительный отдельный вход с
улицы, оно будет приносить деньги круглосуточно. Ведь и сейчас у молодежи
излюбленное время для компьютерных игр – ночь.
Локальное ТВ Эта система не нова. Во многих барах,
на дискотеках, в ресторанах и гостиницах установлен телевизор или
плазменная панель, на которую подан сигнал от городской ТВ-сети или со
спутниковой тарелки. Это самый простой вид локального ТВ. Причем зачастую
бармен полагает, что телевизор поставлен именно для него. На самом деле
будущее за небольшими ТВ-сетями, расположенными в кинотеатрах и состоящих
из аппаратной и небольшого количества устройств отображения – плазменные
панели, ТВ-мониторы, видеопроекторы. Такая сеть позволяет владельцу
кинотеатра стать еще и владельцем маленькой телекомпании, которая, однако,
может приносить вполне ощутимую прибыль. Ведь фойе кинотеатра – это место,
где собирается много людей, и соответственно рекламодатели будут не против
предложить свои товары, используя видеосеть. Самому кинотеатру это
выгодно, так как на мониторах можно показывать рекламные ролики
демонстрирующихся и запланированных для показа фильмов. А использование
знакогенератора добавит возможность пускать срочные объявления, сообщать
цены на билеты и даже формировать полнокадровые изображения с расписаниями
сеансов. Компания I.S.P.A.-Engineering не новичок на рынке
профессиональной видеотехники. Десятки проектов малых, средних и больших
студий были осуществлены и работают в разных уголках нашей страны. Так что
создание таких локальных ТВ-комплексов не вызовет сложности у специалистов
компании, а широкая номенклатура продукции позволит удовлетворить
клиента с любым бюджетом. Развернув несколько плазменных панелей
видеосети вертикально и сформировав видеосигнал с помощью специальной
техники, вы получите видеопостер и сможете демонстрировать афиши в
электронном формате. Видеопостеры могут стать дополнительным элементом
дизайна, так как на них можно выводить не только афиши современных
фильмов, но и ретроафиши, которые имели свой неподражаемый стиль.
Интерьерное освещение В настоящее время все больше
и больше кинотеатров, казино, клубов обращают внимание на интерьерное
освещение. В Европе существуют кинотеатры, где свет уже сам по себе стал
интерьером. С помощью специальных световых приборов формируются надписи –
названия залов кинотеатра, отображается время, формируются зоны фойе,
«раскрашиваются» стены. А сколько радости доставляют бегающие лучи самым
маленьким посетителям кинотеатра.
Архитектурное освещение Архитектурное освещение уже
давно используется не только для административных зданий, но и для обычных
жилых домов. Но от этого идея «раскрасить» здание светом не стала менее
привлекательной. Если к этому подойти творчески, можно получить сказочный
дворец даже из типового здания, мимо которого не пройдет потенциальный
посетитель. Световые приборы также позволяют создавать надписи, тем самым
любая стена может стать дополнительной рекламной площадкой. Благодаря
легкости перепрограммирования, смены палитры и световых акцентов, здание
за один миг может превратиться из классического замка в здание стиля
постмодерн.
Системы информации для клиентов Чем-то современный
кинотеатр похож на фаст-фуд. А основное правило последнего – обслужить
клиента как можно быстрее. В кинотеатре такое же правило должно быть в
кассе. Посетитель пришел в кинотеатр не за тем, чтобы стоять в очереди.
Вспомните, как вы стояли в очереди последний раз. Что самое утомительное?
Это когда очередь стоит. А простой в очереди возникает, когда клиент
начинает расспрашивать кассира о стоимости билетов, начале сеансов, о
сюжете фильма. Для того чтобы клиент, подходящий к кассе, все это уже
знал, используются системы информации. Чаще всего это системы, построенные
на светодиодных бегущих строках, объединенных в табло. Системы управляются
от компьютера, который обменивается данными с кассовыми компьютерами. На
табло отображаются сеансы, названия фильмов, цены на билеты (причем не
все, а те которые остались на этот сеанс), время до начала фильма. Также
стало популярно использование компьютерных мониторов или плазменных
панелей для отображения того, какие места в зале уже выкуплены на
ближайший сеанс.
Дискотека Популярность ночных киносеансов до сих
пор под вопросом. Те, кто хотят посмотреть кино ночью, обычно остаются
дома. А на улицу выходит самая активная часть населения города – молодежь.
И ночью ей нужно предложить совершенно иной продукт, нежели днем или
вечером, – дискотеку. Совмещение таких разных инженерных систем, как
кинотехнологическое оборудование и оборудование для дискотек, задача
нетривиальная – разные требования к акустике, геометрии зала. А ведь еще
необходимо, чтобы ночью кресла из зала исчезли, а утром снова появились.
Однако благодаря специальным акустическим системам и особым конструкциям
кресел все эти вопросы можно решить.
Световое и лазерное оборудование Современная
дискотека не возможна без динамического светового оформления. Наиболее
состоятельные клубы позволяют себе также лазерное оборудование. Разместить
приборы в зале так, чтобы они не мешали зрителю во время кинопоказа, и
так, чтобы они работали на все 100% во время дискотеки, – задача,
требующая создания специальных чертежей и экспликаций. Однако вложение в
такую технику быстро окупится. Тем более что это оборудование можно
использовать не только на дискотеке. Многие фильмы, особенно популярные в
российском прокате боевики и триллеры, будут выглядеть намного интереснее,
если к происходящему на экране добавить «живой» свет. Кстати, вопрос об
использовании дополнительного светового оборудования уже поднимался в
статье Л. Г. Тарасенко «Кинематографу XXI века нужен ПОИСК» (Install Pro,
2002, N№1 (15), с. 70).
Презентационное
оборудование, конференц-системы Немалую прибыль современные
кинотеатры получают от проведения презентаций, конференций, семинаров. Это
особенно актуально для кинотеатров, находящихся в непосредственной
близости от бизнес-центров, гостиниц. В этом случае I.S.P.A.-Engineering
может предложить последние модели ведущих производителей проекционного
оборудования – Christie, Sanyo, Sony. Подготовить зал к проведению
таких мероприятий нужно заранее – еще на этапе архитектурного
проектирования: • заложить площадь под сцену-подиум, на которой
впоследствии можно будет установить трибуну, столы для участников встречи;
• проложить кабельные линии для подключения микрофонов и другого
вспомогательного оборудования на сцене; • запланировать в зале место
для режиссера программы с микшерным пультом, дополнительными источниками
сигнала и обработки звука; • запроектировать место для видео- и/или
слайд-проекторов для проведения презентаций. В гостиничных комплексах
дополнительно может осуществляться трансляция презентации, конференции в
номера. Это рождает ряд следующих дополнительных требований к
залу: • места для операторов с камерами; • дополнительное
освещение; • служебная связь; • оборудование места
видеорежиссера. Вот далеко неполный список инженерных сетей, которые
помогут выйти за рамки обычного кинотеатра и привлечь дополнительных
посетителей. В следующих статьях будут рассмотрены современные технологии,
позволяющие получить спецэффекты, «третье» и «четвертое» измерение в
кинозале, а также дано более широкое описание информационных систем фойе.
С вопросами по материалам статьи вы всегда можете обратиться к автору
через редакцию. Дополнительная информация – компания
I.S.P.A.-Engineering
|
|