Не «Народный экран», но
похоже…
Владимир Матвеев
Тем временем Министерство культуры РФ в сотрудничестве с ОАО «Газком»
приступило к аналогичному «Народному экрану» проекту по созданию системы
космического кинопроката. О некоторых подробностях этого начинания
корреспонденту «Install Pro» рассказали в Главном
информационно-вычислительном центре (ГИВЦ) Минкультуры, непосредственно
занимающемся разработкой спутниково-кинопрокатной системы. Но прежде –
еще немного об истории вопроса. Первоначально, если верить обращению Союза
кинематографистов к Правительству России, Минкультуры (вместе с Минсвязи –
тогда о «Газкоме» из «семейства» «Газпрома» не упоминалось) поддерживало
«Народный экран», однако затем, очевидно, передумало и решило идти своим
путем. В октябре 2002 г. Координационный совет по культуре и
кинематографии при Министерстве культуры РФ принял решение, вскоре
скрепленное приказом министра культуры М.Е.Швыдкого, одобрить
разработанный Главным информационно-вычислительным центром (ГИВЦ)
Минкультуры проект «Культура-NET» «по обеспечению учреждений культуры
Российской Федерации спутниковым каналом доставки информации и
асимметричного Интернета, оперативного доступа пользователей отрасли к
базам данных, включая сведения по федеральной целевой программе (ФЦП)
«Культура России (2001 – 2005 годы)», отраслевой статистике и оперативным
данным». К тому моменту ГИВЦ в 27 российских регионах уже запустил такого
рода пилотный проект, что и послужило основанием для данного решения. А
в мае 2003 г. М.Е.Швыдкой на своей пресс-конференции заявил о начале
создания общероссийской информационной системы на базе спутниковых каналов
связи с подключением к ней учреждений культуры в перспективе по всей
стране. Тогда же агентство РБК со ссылкой на ГИВЦ сообщило, что тендер на
участие в проекте среди спутниковых операторов выиграло ОАО «Газком», а
техническим консультантом выступило ФАПСИ, и что сеть призвана решить три
задачи: предоставить доступ в Internet там, где качественной проводной
связи нет и невозможно иным способом подключиться к «всемирной паутине»,
кроме как через спутники; создать федеральный сервер, где каждое
учреждение культуры сможет на добровольных началах разместить свой сайт;
наладить передачу данных, в том числе оцифрованных кинофильмов. Причем,
согласно той же информации, министерство намеревается выделить на этот
проект в ближайшие два года 2 млн долл., а передачу сигнала предполагается
оплачивать из федерального и региональных бюджетов. Называлась и
ориентировочная стоимость одного комплекта оборудования, равная 600-800
долл., и сообщалось, что к 2005 г. планируется подключить к сети 1,5 – 2,5
тыс. объектов и учреждений культуры. По определению М.Е.Швыдкого (он же
постоянный ведущий телепрограммы «Культурная революция»), это своего рода
культурная революция, поскольку проект позволит связать все основные
центры культуры в стране и поможет создать представление о культуре России
в отечественном и мировом Internet-пространстве. Итак, получается
довольно сложная конфигурация, которую мы попробуем обрисовать в меру
своего понимания. Существует ФЦП «Культура России (2001 – 2005 годы)». Ее
дополнили проектом «Культура-NET». Он в свою очередь опирается на
спутниковую сеть «Культура. ComSat». Используя же последнюю, теперь должен
стартовать проект космического электронного кинопроката под условным
(официального, на момент верстки номера, еще не существовало) названием
«Цифровой кинематограф». А стартует он следующим образом. На 27 августа
назначена двойная премьера – некоего кинофильма в цифровом стандарте
(«имя» премьера, когда готовился этот материал, было покрыто мраком
неизвестности) и собственно спутниково-кинематографического проекта (о чем
ваш корреспондент и узнал в ГИВЦ Минкультуры за месяц до того, и поэтому
вынужден писать о событии, как о предстоящем). Правда, в ГИВЦ настаивают
на исключительно рабочем характере мероприятия, именуя его тестовой
доставкой премьерного кинофильма с помощью космической связи в ряд городов
страны (в частности, упоминаются Хабаровск и Тюмень). Цель тестовой
доставки – отработать техническую схему, которая в общих чертах выглядит
так. Кинофильм на DVD-носителе предоставит АО «Роскинопрокат» (когда-то
такое подразделение было в Госкомитете по кинематографии, влившемся
впоследствии в Минкультуры). Электронную копию кинокартины ГИВЦ запакует в
файл. По каналу спутниковой связи (конкретно – через принадлежащий
«Газкому» космический аппарат «Ямал-100», который охватывает практически
всю территорию России) закодированный сигнал будет передан в режиме
отложенной трансляции (т.е. со сдвигом во времени – подобно дублям
федеральных телеканалов) примерно в 10 регионов РФ. Там он поступит на
приемные терминалы спутниковой сети «Культура. ComSat» и подвергнется
раскодированию. На заключительном этапе в ходе кинопоказа фильм будет
проецироваться с помощью того же оборудования, что и в существующих
электронных кинотеатрах. Таким образом намечено отработать форматы
передачи файлов, комплектацию оборудования и рекомендации ГИВЦ по системе
доставки «кинофайлов». Главная же задача, которую должен решить
«Цифровой кинематограф»,– посредством спутниковой сети «Культура. ComSat»
и каналов космической связи сформировать массовый и рентабельный сегмент
отечественного кинематографа и охватить им всю Россию. «Технология
проекта,– говорят в ГИВЦ,– позволит передавать кинопродукцию в цифровом
формате через космический аппарат одновременно во все кинотеатры страны,
оснащенные оборудованием для приема спутникового сигнала и электронными
цифровыми кинопроекторами». При этом разработчики «Цифрового
кинематографа» утверждают, что цифровой формат копий кинокартин
гарантирует высокое качество изображения и звука, практически не
отличающееся от оригинала. По их мнению, это означает, что в любом, даже
самом отдаленном поселке качество кинопоказа будет таким же, что и в
лучших центральных кинотеатрах, и новые фильмы будут демонстрироваться в
глубинке одновременно со столицей. Плюс, если верить обещаниям, цены на
билеты станут доступны всем благодаря снижению затрат на копирование
фильмов и их доставку в регионы. «По сути,– отмечают в ГИВЦ,– речь идет о
принципиально новом подходе к кинопрокату: решается проблема
транспортировки кинопродукции, что значительно ее удешевляет, поскольку
отпадет необходимость доставлять и хранить кассеты и DVD-диски». И
подчеркивают: «Таким образом, проект «Цифровой кинематограф» призван
вернуть массового зрителя в кинотеатры, посещение которых на сегодняшний
день проблематично не только в связи высокими ценами на билеты, но и из-за
явной нехватки фильмов высокого художественного уровня, особенно
отечественных кинолент, столь любимых россиянами». Безусловно, с чем-то
в приведенных суждениях можно поспорить, с чем-то согласиться. Но мы не
собираемся выносить окончательный вердикт – ни по частностям, ни по тому,
какая из описанных систем лучше и придумана раньше. Судя по всему, это
только завязка сюжета – главная интрига впереди…
|
|