«Народный экран» по версии
НИИ радио
И.С. Цирлин, В.К. Сарьян, Ю.Д.Шавдия, В.Т. Хоробрых
От редакции. На самом деле история эта началась задолго до весенней
конференции спутниковых операторов в Дубне. Публичным ее стартом явилось
принятое в ноябре 2001 г. Пятым съездом Союза кинематографистов (СК) РФ
обращение к Правительству Российской Федерации, так и озаглавленное – «О
проекте «Народный экран». Отдав дань ставшим ритуальными сетованиям о
крушении сети отечественного кинопроката и упадке киноиндустрии, деятели
киноискусства воззвали к власти: «Сегодня, в начале ХХI века, мы имеем
уникальную возможность использовать новейшие достижения в области цифровых
технологий и построить на развалинах старой киносети новую,
суперсовременную. Предложенный коллективом НИИ радио проект «Народный
экран» поможет в кратчайшие сроки создать высокорентабельную сеть
общедоступных кинотеатров, стоимость билета в которые можно будет держать
на уровне 20 – 30 руб. Доступный кинобилет в комфортабельный кинотеатр
вернет к киноэкранам целое поколение российских зрителей, потерянное нашим
кинематографом за последнее десятилетие. Себестоимость оборудования этих
кинотеатров, основанных на централизованном спутниковом кинопоказе, на
порядок ниже затрат на современные пленочные проекты, при том что качество
изображения и звука при эфирной трансляции практически не уступают
современным кинотеатрам. Реанимация тысяч захиревших кинотеатров будет
иметь для страны огромное культурное и экономическое значение. Это и
возрождение отечественного кинематографа, и новые рабочие места,
дополнительные поступления в госбюджет, инвестиции в кинопроизводство,
которые позволят кинобизнесу превратиться из убыточного в высокодоходный.
Каждый такой кинотеатр может иметь еще и зал Internet и станет для
отдаленных городов и населенных пунктов очагом современной культуры,
информации и образования. Проект «Народный экран», поддержанный
Научно-исследовательским центром радио Министерства связи и информации РФ,
вызвал заинтересованность ряда регионов страны». Опираясь на Указ
Президента РФ В.В.Путина N№309 от 4 апреля 2001 г. «О создании условий для
доступа населения к произведениям кинематографии, обеспечения деятельности
в сфере производства и проката национальных фильмов», съезд СК в
заключение попросил Правительство России оказать содействие в реализации
проекта «Народный экран» и придать ему статус «государственной программы,
что могло бы обеспечить приток частных инвестиций из всех регионов
России». Итак, в документе говорится, что проект «Народный
экран» предложил коллектив ученых НИИ радио. Поэтому именно туда – в
Федеральное государственное унитарное предприятие
«Научно-исследовательский институт радио» (ФГУП НИИР) – обратилась
редакция с просьбой предоставить для публикации материал о данном проекте.
В ответ мы получили от г-на Сарьяна нижеследующий текст за подписями
первого заместителя генерального директора - главного инженера ФГУП НИИР
д.т.н., лауретата Ленинской премии и премии Правительства РФ И.С.Цирлина,
заместителя главного инженера ФГУП НИИР к.т.н., лауреата Государственной
премии РФ и двух премий Правительства РФ В.К.Сарьяна, директора
Научно-технического центра телевизионного вещания ФГУП НИИР Ю.Д.Шавдия и
старшего научного сотрудника того же центра В.Т.Хоробрых.
Современные инфокоммуникационные технологии и имеющийся в России
потенциал позволяют создать доступную сеть кинопроката, отвечающую самым
высоким требованиям: • новые информационные технологии в состоянии
помочь странам с трудной экономикой выйти на новый технологический уровень
в пределах разумных затрат и в приемлемые сроки (можно «перескочить через
ступеньку» подобно тому, как в СССР была создана не имевшая в то время
аналогов распределительная ТВ-сеть «Орбита» и «Экран», обеспечившая охват
населения всей страны двухпрограммным ТВ-вещанием); • в построении сети
должны принять участие многие организации и фирмы (должна быть мощная
кооперация); • необходимо развернуть выпуск отечественного
оборудования, о чем следует думать уже сейчас, при создании опытного
участка; • целесообразно использовать имеющийся потенциал не только в
России, но и в странах СНГ – для них проект тоже представляет значительный
интерес; • по значимости и масштабам этот проект можно сравнить с
созданием в СССР в 1970-е годы таких распределительных ТВ-сетей, как
«Орбита», «Интерспутник», «Москва», «Экран». (Авторы этой статьи и один из
авторов данного проекта в те годы были аспирантами НИИР и принимали
участие в создании аппаратуры для перечисленных сетей и ее внедрении, в
размещении заказов на предприятиях, в выпуске и обеспечении эксплуатации
аппаратуры, в модернизации сети и имеют представление о таких работах не
понаслышке). В результате реализации проекта может быть создана
охватывающая территорию страны уникальная, не имеющая сегодня аналогов в
отечественной и мировой практике сеть современных, однотипных, доступных
для широких слоев населения кинотеатров с единой, контролируемой из
центра, автоматизированной системой распределения и демонстрации
кинофильмов, а также учета посещаемости зрителями.
Аппаратно-программное обеспечение общефедеральной сети и оборудование
кинозалов должны предусматривать в случае необходимости ее многоцелевое
использование, в частности, для дистанционного обучения, организуемого
крупными московскими вузами; переподготовки медицинских работников;
проведения общественных, партийных семинаров и форумов и т.п. Очевидно,
что выполнение этих важных общественных задач может занять в ходе
эксплуатации сети только незначительную часть времени по сравнению с
основным ее назначением – демонстрацией кинофильмов. К созданию такой
сети побуждают следующие объективные причины: развал сети кинопроката в
стране; возрождающаяся тяга зрителей к посещению кинотеатров; трудности с
организацией просмотра новых отечественных фильмов одновременно по всей
территории страны; убытки кинокомпаний, особенно российских, от пиратского
неконтролируемого проката их фильмов; сокрытие от государства доходов,
получаемых посредством несанкционированных и нерегистрируемых кинопоказов;
дороговизна билетов, резко ограничивающая посещаемость кинотеатров;
сложность субтитрирования фильмов на родном национальном языке народов
России; дискомфорт для потенциальных зрителей с ослабленным зрением и
слухом (таковых по статистике до 12% населения РФ). Таким образом, в
решении поставленной задачи заинтересованы и государство, и создатели
кинофильмов, и зрители. Заметим, что подобные проблемы стоят и в
развитых странах. В традиционном представлении кинематограф – служба,
которая, используя кинопленку, свето-механическими средствами в особых
условиях (кинотеатры) обеспечивает коллективный просмотр художественных и
специальных фильмов. Широкое развитие телевидения во всем мире снизило
привлекательность кинопроката, поскольку позволило смотреть те же фильмы,
не выходя из дома. В настоящее время средний европеец посещает кинотеатр
примерно три раза в год, а средний американец – около пяти раз в год [1].
Оставаясь важным институтом социально-культурной жизни, традиционный
кинематограф теряет свою популярность. Сейчас один кинотеатр во Франции
приходится на 12,555 жителей, в Германии – на 19,867, Италии – 23,932,
Великобритании – 25,075, Греции – 30,843, Португалии – 32,475, Польше –
46,836, Румынии – 50,071, Болгарии – 68,933 [1]. Посещаемость кинотеатров
весьма низкая, и их владельцы несут значительные финансовые потери [1].
Кроме того, для небольших городов с 12 – 15 тыс. жителей кинотеатры ранее
были местом общения и получения культурных новостей. Теперь же подобные
населенные пункты, не имеющие кинотеатров (а их только в Италии примерно
800), оказываются ущемлены в культурном отношении, не имея доступа к
мировым премьерам кинофильмов и другим зрелищным мероприятиям. Таким
образом, роль кинотеатров как средства общения населения фактически
потеряна, хотя художественные возможности кинопроката до сих пор
превосходят возможности вещательного телевидения. В России сегодня по
прямому назначению используется не более 400 кинотеатров (приблизительно
13% от 3 тыс. кинотеатров, действовавших до 1990 г.) [2]. Будь их
по-прежнему столько же, на каждый приходилось бы примерно 47 тыс. жителей.
А если число кинотеатров довести, например, до 5 тыс., то на один из них
будет приходиться в среднем по 28 тыс. потенциальных посетителей. Между
тем перспектива развития кинопроката в Европе предусматривает сохранение
кинопроката как средства влияния на нравственное состояние населения;
предложение в кинопрокате более высокого качества воспроизведения
киноматериалов, чем на домашних приемниках; реализацию новых технологий,
пока не доступных индивидуальным пользователям (пример тому –
интерактивность). Итак, проблема оживления кинопроката является мировой
и весьма актуальна для России. В подобных условиях необходимо подчеркнуть
чрезвычайно важную роль важность Указа Президента РФ N№ 309 от 4 апреля
2001 г. Как раз в этом русле лежит реализация проекта «Народный
экран».[3] Описанная перспектива требует изменений подхода к
кинопрокату в целом. На наш взгляд, должен быть усилен контроль за
содержанием демонстрируемых фильмов. В настоящее время основным источником
киноматериалов на российском рынке стали зарубежные компании,
поставляющие, как правило, продукцию не высшего качества, чуждую
менталитету и нравственным ценностям российского народа. Наиболее
отрицательное влияние оказывается на молодое поколение и людей среднего
возраста (25 – 35 лет), что можно расценить как угрозу национальной
безопасности за счет снижения общественной морали. Более высокое (и
единообразное) воспроизведение киноматериалов в кинопрокате в принципе
достижимо за счет широкого использования в кинематографе электронных
средств создания, доставки и воспроизведения киноматериалов. Иными
словами, одна из возможностей – превращение кинопоказа в телевизионную
систему со своими стандартами, отличными от вещательного телевидения для
индивидуальных пользователей. В качестве промежуточного варианта такой
ТВ-системы могут быть предложены стандарты телевидения высокой четкости
(ТВЧ), которые обеспечивают на проекционном экране более высокую четкость
воспроизводимых изображений, чем в обычных кинотеатрах (здесь известное
разночтение: специалисты употребляют две аббревиатуры для обозначения
телевидения высокой четкости – ТВВЧ и ТВЧ. Мы о терминологических вкусах
не спорим. – Прим. ред.). Вместе с тем если в подобную систему вместо
индивидуальных пользователей будут включены электронные кинотеатры, то
последних потребуется многократно меньше и это позволит быстрее и проще
реализовать в кинопрокате интерактивные услуги (мультимедийные передачи,
видеоигры, рейтинговые опросы и пр.). Таким образом кинотеатры вернут себе
роль культурного центра и в то же время получат новые возможности в
качестве центров обучения, переподготовки работников, проведения собраний
и т.п. Организация кинопроката в виде ТВ-сети с абонентами-кинотеатрами
предполагает ряд преимуществ, которые позволят: • представлять один и
тот же киноматериал всем абонентам одновременно (и, например, устраивать
общероссийские премьеры); • использовать каналы сети для создания
резервов информации у абонентов с целью длительного использования (скажем,
формировать недельный репертуар); • регламентировать время и количество
показов отдельных киноматериалов. В то же время такая сеть должна иметь
свой единый стандарт функционирования, так как в противном случае
поддержка множества интерфейсов будет неоправданно дорогой [4].
Практическим шагом для реализации сети кинопроката мог бы стать выбор
цифрового стандарта ТВЧ в соответствии с МСЭ-Р Рекомендацией ВТ.709 с
форматом изображения в виде матрицы 16:9 с 1080 активными строками в кадре
и с 1920 квадратными элементами изображения в активной части строки.
Частота смены изображений может быть выбрана равной 24 Гц, что упрощает
преобразование фильмов в видеосигнал [5] . В современных системах
цифрового телевидения для кодирования и обработки источников информации
используется группа алгоритмов ИСО/МЭК, имеющих общее наименование
стандарты МРЕG-2. Скорость передачи данных от указанного источника ТВЧ
(приблизительно 1,5 Гбит/с) слишком высока, чтобы использовать ее в
распределительной сети. Кодирование данных источника по MPEG-2
(компрессирование данных) при выборе высокого уровня и основного профиля
(МР-HL) понижает скорость передачи до ? 80 Мбит/с, что делает ее
приемлемой для распределения (цветовая система 4:2:0). Для
распределения компрессированных сигналов ТВЧ целесообразнее всего
использовать спутниковые каналы вещательных сетей, которые в зависимости
от пропускной способности могут работать как в реальном (прямая передача),
так и не в реальном времени (передача для записи киноматериалов у
абонента). Таким образом, в качестве технической основы вырисовывается
следующая технологическая цепочка с набором потенциальных возможностей
[3]: • подготовка к передаче по сети репертуарного блока материалов:
«оцифровка» кинокартин, запись на ЭВМ с добавлением специализированных
сигналов (субтитрирование или звуковое сопровождение на национальных
языках народов России и для людей с ослабленным зрением и слухом [6],
адресных разрешительных сигналов, санкционирующих число показов и
номенклатуру фильмов, которые разрешенны центром к показу в каждом
конкретном кинотеатре); • защита подготовленных данных от
несанкционированного доступа; • запись подготовленных данных на
диски; • одноразовая трансляция подготовленных данных через
искусственный спутник Земли (ИСЗ) одновременно на все кинотеатры
сети; • прием на типовое индивидуальное приемное оборудование,
размещенное в кинотеатре; • санкционированная соответствующими
адресными сигналами из центра управления демонстрация фильмов с
необходимым добавлением специализированных сигналов; • трансляция
фильмов по спутниковой сети распределения во все кинотеатры в реальном
масштабе времени (режим «всеросийской премьеры»). На рисунке приведена
укрупненная блок-схема сети кинопроката (НЭ). Здесь ЦППК – центр
подготовки и передачи кинофильмов. В его состав входят комплекс,
осуществляющий перевод киноматериалов в цифровой вид, сервер для передачи
цифровых копий, передающая спутниковая станция. ЦППК осуществляет также
управление и контроль за работой сети. КА – космический аппарат, один или
несколько стволов которого используются для покрытия территории РФ. А -
абонентское устройство, состоящее из приемной спутниковой станции,
сервера, проекционного оборудования, экрана. Следует учитывать, что кинопленка в
кинематографе будет использоваться еще достаточно долго, как и кинотеатры
со светомеханическими устройствами в обозримом будущем не исчезнут. Между
тем введение в состав традиционных кинотеатров электронных средств с
записями, доставленными по каналам связи или путем физической
транспортировки, приводит к появлению «двойных» кинотеатров, применяющих
оба указанных метода демонстрации киноматериалов. Такие кинотеатры
создаются и будут, видимо, существовать определенное время (в Китае,
например, имеется 30 тыс. подобных кинотеатров [2]).
Сеть кинопроката,
построенная как телевизионная система с временным использованием
стандартов ТВЧ, никогда не будет вещательной из-за необходимости
выполнения ряда специфических требований. Ее особенность заключается в
коллективном обслуживании пользователей в конкретном месте и определяет
выбор нетрадиционных методов формирования, доставки и воспроизведения
информации. При этом следует учитывать по крайней мере две общемировые
тенденции: глобализацию – всемирную совместимость национальных сетей
кинопроката; экономическую эффективность создания и эксплуатации указанных
сетей. В настоящее время борьба в области стандартизации электронных
цифровых сетей кинопроката приобретает драматический характер. Процесс
формирования киноматериалов (контента) характеризуется наличием минимум
трех подходов. Производители компьютерных фильмов и спецэффектов
стремятся сохранить стандарт 2К (подобно SMPTE 292М), определяющий
видеоизображение с 2048 элементами изображения вдоль строки х 1536
активных строк х 15 полей/с (до 20 полей/с). Эти производители
заинтересованы в повышении точности кодирования до 13-14 бит/отсчет и
поэтому против использования интерфейса HD-3DI (ТВЧ), имеющего ограничения
по полосе частот и передающего 2048х1536 при 10 бит/отсчет. Они отмечают,
что 10 бит/отсчет логарифмированные не эквивалентны разрешению (точности
кодирования) 14 бит/отсчет линейных [3]. Владельцы кинотеатров,
заинтересованные в скорейшем внедрении электронного кинематографа,
основываются на результатах испытаний, проведенных в ряде кинотеатров [7].
Измерения воспроизводимой четкости на экранах кинотеатров, осуществляемые
с помощью сфотографированной на 35-мм пленку испытательной таблицы,
показали реальную четкость равную приблизительно 800 строкам по высоте
экрана. Поэтому многие владельцы кинотеатров считают, что стандарт ТВЧ
удовлетворяет требованиям к электронному кинопрокату. Ряд предложений,
рассчитанных на перспективу, предусматривает использование изображения
чрезвычайно высокой четкости (Extremely High Resolution Imagery = EHRI).
Такие изображения могут быть эквивалентны кратно увеличенному формату ТВЧ
1920 х 1080 (например, 3840 х 2160, 5760 х 3240 и т.д.). В соответствии
с [8] в МСЭ-Р ИК-6 производится работа по LSDI (Large Screen Digital
Imagery – цифровое изображение для большого экрана заменяет ранее
использовавшийся термин D-cinema). Разрабатываются проекты
Рекомендаций: • «Метод экспертных наблюдений для оценки качества систем
цифрового воспроизведения в LSDI-театрах» (Doc. 6/396); • «Требования
пользователя к применению LSDI для театрального окружения» (Doc.
6/397); • «Рассмотрение цветового кодирования и пространственной
четкости для LSDI-воспроизведения» (Doc. 6/400); • «Представление
изображений с различным отношением сторон в LSDI при использовании растра
16:9» (Doc. 6/399); • «Основной формат изображения для распределения
LSDI-применений, вводимого для театрального окружения» (Doc.
6/401). Предусматривается иерархическое представление изображений LSDI
(подобно рассмотренному ранее в EHRI) на базе существующих МСЭ-Р
Рекомендаций ВТ.709 и ВТ.1534. Процесс доставки не исключает
использование физической транспортировки записанных кинематографических
материалов (кассеты или диски) и их передачу по наземным и спутниковым
линиям (где это возможно и эффективно). В [7] указывается на изучение
четырех скоростей передачи: 150; 83; 45 и 25 Мбит/с (соответственно
компрессирование относительно 1,5 Гбит/с: 10:1; 18:1; 33:1;
60:1). Процесс воспроизведения в кинотеатрах в настоящее время
изучается с точки зрения выбора расстояния наблюдения (в высотах экрана –
Н), при котором зритель воспринимает изображение заданного качества.
Исследуются расстояния от 0,5 Н до 3 Н. Эти величины могут влиять на
размер кинозала (например, 3 Н х длину экрана). Проводится субъективная
оценка качества и объективные измерения его (PSNR, Стандарт ITU, IND)
[9]. Таким образом, имеется достаточно причин считать стандарт ТВЧ для
сети кинопроката не постоянным, а временным. При этом следует учитывать
риск, связанный с немедленным принятием в России стандарта ТВЧ. Вместе
с тем, несмотря на отмеченные особенности, связанные с выбором стандарта
ТВЧ в переходный период от аналоговых к цифровым технологиям, ясно, что
возрождение сети кинопроката, особенно учитывая большую территориальную
протяженность Российской Федерации, возможно только на основе современных
инфокоммуникационных технологий. Однако для внедрения этой сети,
состоящей из 5 тыс. кинотеатров, и ее успешной эксплуатации необходимо
решить большое количество технических, производственных, правовых и
организационных задач. Ключевым моментом маркетинговой политики
создаваемой сети является цена билета, которая должна быть фиксированной и
доступной для большинства населения (например, в сегодняшних ценах могла
бы равняться 30 руб.). Кинотеатр сети «Народный экран» не должен
уступать по качественным показателям элитным кинотеатрам при более низкой
комфортности. В основе проекта лежит создание типовых (по оснащению
приемной спутниковой системы, кинопроекционным оборудованием, экраном,
креслами, турникетами, магнитными карточками) кинотеатров, рассчитанных
примерно на 200 посадочных мест и имеющих сходный, легко узнаваемый
дизайн. Само помещение может переоборудоваться в уже построенных зданиях.
Подобные кинозалы должны пройти сертификацию в сети. Естественно,
практическая реализация проекта требует поддержки многих ведомств и
организаций, консолидации усилий научно-технических учреждений,
производственных и снабженческих предприятий, операторов связи и
т.д. Отметим, что данный проект поддерживают Минсвязи России,
Минкультуры России, Союз кинематографистов, Совет Федерации РФ,
губернаторы некоторых областей России, ряд других государственных и
общественных организаций страны, а также исполнительный комитет
СНГ. Для реализации, внедрения и эксплуатации сети создана специальная
управляющая компания ООО «Народный экран», которая является владельцам и
разработчиком ряда патентов на основные технические решения,
предназначенные для внедрения в разрабатываемой сети. К их числу
принадлежит защита от несанкционированного доступа в сети, имеющая ведущее
значение для осуществления проекта «НЭ».
Литература 1. W.Shulz-Keil. – Electronic Cinema – European
Perspective. Montreux Symposium 99. 2. Техника кино и телевидения, ТКТ
N№1/2002. 3. И.С.Цирлин, Ю.Д.Шавдия, В.К. Сарьян, НИИР, «Создание
общедоступной сети электронных кинотеатров в РФ на базе спутниковых
каналов – проект «Народный экран», 4-й международный конгресс НАТ
«Прогресс технологий телерадиовещания», М., 30 октября – 1 ноября 2002 г.
(TRBE-2002), тезисы докладов. 4. И.С.Цирлин, В.К.Сарьян, Ю.Д.Шавдия,
НИИ радио, «Социально-ориентированная составляющая проекта «Народный
экран», 11-я международная конференция «Современные технологии – в
практику телерадиовещания», Софрино, Московская обл., 22 – 25 апреля 2003
г., тезисы докладов, И.С.Цирлин, В.К.Сарьян, Ю.Д.Шавдия, В.Т.Хоробрых
«Возможности развития сети кинопроката в России на основе современных
инфокоммуникационных технологий», Труды НИИР, 2003 г. 5. G. Jarrett. –
HD intro the filmchain. TVB Europe, April 2001. 6. Ю.Б.Зубарев,
М.И.Кривошеев, И.Н.Красносельский. Цифровое телевизионное вещание.
2001. 7. ITU-T SG 9. Doc. TD37(2001). 8. ITU-T SG 9. Doc.
TD076(2003). 9. ISO|IES ITC1|SC29|WG11 №3662.
|
|