Акустические системы EAW в
ГЦКЗ «Россия»
Написать в рекламном буклете «Наша аппаратура — лучшая!» несложно.
Сложно подтверждать этот слоган в течение многолетней эксплуатации. Именно
поэтому большой интерес вызывает опыт длительной работы с оборудованием
признанных производителей, ведь можно воочию убедиться в соответствии
реальности заявляемых технических и надежностных
характеристик. Акустические системы EAW были проинсталлированы в
Государственном центральном концертном зале «Россия» в 1995 г. Прошло
восемь лет. О том, как работает эта аппаратура в процессе длительной
напряженной эксплуатации, мы попросили рассказать инженера ГЦКЗ «Россия»
Михаила Юрьевича Приходько. Беседу ведет звукорежиссер Ольга Кравцова.
Ольга Кравцова
Михаил Юрьевич, есть ли какие-либо
особенности, связанные с озвучением ГЦКЗ «Россия»?
ГЦКЗ «Россия» один из самых благоприятных
концертных залов страны. Я считаю его лучшим по удобству зрительских мест,
восприятию, энергетике. Что же касается архитектурных особенностей, то
погрешности акустики, влияющие на звучание, эффективно сглаживаются при
помощи электроники. Как работается в этом
зале звукорежиссеру?
Звукорежиссерам у нас работать удобно. Конечно, следует
учитывать все нюансы: что хочет артист, как и в каком жанре он работает.
Эти моменты очень важны, и если их грамотно проработать, все получается
отлично. Сложности могут появиться лишь в ситуации, когда заказчик вовремя
не предоставляет техническое задание и не понимает, чего он
добивается. В ГЦКЗ существует свой штат техническо-творческого
персонала. Так, группу звукорежиссеров возглавляет Эдуард Леонидович
Успенский, один из лучших специалистов в своем деле. У нас также отличный
инженерно-технический персонал. И когда есть правильно поставленная задача
и все понятно, то и работа идет с полной отдачей. В ГЦКЗ «Россия» с
удовольствием трудятся и штатные, и приходящие звукорежиссеры. Все они –
профессионалы высокого класса, знающие, чего следует требовать от
технической команды и как правильно построить весь процесс озвучения
мероприятия. Профессиональный звукорежиссер, видя наше оборудование, не
испытывает никаких проблем. Для него здесь все знакомо, а наши специалисты
всегда помогут и подскажут. Если же возникают какие-то вопросы, то они
решаемы, главное – это желание и понимание того, что нужно делать.
Почему при
выборе акустических систем вы остановились именно на EAW?
Концертный зал «Россия» строился в далеком 1971 г. С тех пор
прошло более 30 лет, и оборудование в зале много раз менялось. С развитием
звуковой индустрии на смену технике старого поколения приходила более
современная. В разное время здесь присутствовало оборудование различных
фирм: ЛОМО, Electrovoice, Dynacord и др. По поводу выбора EAW я могу
сказать следующее: это одна из лучших фирм в своей области на данный
момент. Открыв любой райдер, любое техническое задание на концерт, можно
увидеть заявленную акустику EAW. Наше руководство 1994-1995 г.
ознакомилось со всеми техническими спецификациями, проконсультировалось со
специалистами, после чего и были выбраны акустические системы EAW.
Инсталляция проводилась в 1995 г. австрийской фирмой, которая целиком
разработала проект, подготовила необходимое «железо» (рэки, крепежи и т.
д.), заложила электрику и поставила требуемое оборудование. В целом
проектирование, сдача и последующая эксплуатация прошли и проходят очень
благополучно. На тот период акустика EAW была оптимальным решением, да
и сегодня этот выбор полностью оправдывает себя – мы продолжаем работать
на этих акустических системах и никаких проблем не возникает ни с нашими,
ни с зарубежными артистами.
Расскажите, пожалуйста, о расположении
акустических систем. В зале работает основной четырехполосный комплект
акустики с хорошей поддержкой субниза. Он позволяет проводить любые
концерты: рок- и поп-звезд, классические, джазовые и др. Порталы на
сцене расположены традиционно. Основная модель KF 850 скомпонована с
субвуферной. При озвучении концертов, конечно, нужна хорошая поддержка по
низким частотам, но к этой задаче следует подходить творчески и аккуратно,
уважая пришедшую на концерт публику. Мониторная система так же
представлена моделями EAW. Она состоит из основных мониторов SM 400 и SM
200. На прострелах сцены используются системы KF 650 в комплекте с
субвуферами SB 600, т. е., пространство сцены покрыто мощно и качественно.
А для артистов созданы самые комфортные условия
выступления. Используются ли здесь системы ушного мониторинга?
Ушной мониторинг – вещь сугубо индивидуальная, применяемая в каких-то
конкретных случаях. Если артист использует такую аппаратуру, то его
звукорежиссер отстраивает всю систему и работа идет с ушными мониторами.
При всем моем уважении к фирмам, выпускающим системы ушного
мониторинга, мы не являемся миниатюрной клубной площадкой, а для большого
концертного зала я бы не советовал обзаводиться подобной аппаратурой,
поскольку, еще раз подчеркну, это – дело сугубо индивидуальное. В нашем
зале при всем многообразии выступающих артистов и коллективов мы
используем традиционный напольный сценический мониторинг. Случались
ли за время эксплуатации какие-либо проблемы с акустическими
системами?
Нет, такого не было, поскольку EAW выпускает
высококачественную аппаратуру. Сейчас у них в каталоге большой ассортимент
оборудования на любой вкус. Я могу с уверенностью сказать, что в любой
стране, как у нас, так и за рубежом, люди, понимающие, чего они хотят от
акустической системы, будут покупать надежный, качественный и дорогой
товар. Таковым и является продукция EAW. Собираетесь ли вы менять акустические
системы?
Таких грандиозных планов у нас пока нет. Всегда
надо как следует подумать и тщательно взвесить, стоит ли менять
высококачественный проверенный и стабильно работающий аппарат на новый. В
нашем зале должна звучать только качественная и надежная акустика. В мире
производится много дорогого и хорошего оборудования, стоящего во всех
райдерах: EAW, Martin Audio, Meyer Sound, Turbosound, Electrovoice и др.
Но имея отличное, зачем искать иное? Для нас EAW – это надежная
проверенная система, поэтому, если когда-либо и встанет вопрос о замене,
видимо, с EAW и будет начинаться выбор аппарата. Ведь проверенные
надежность плюс качество звука – самое главное. Что можно сказать о звучании вашего зала при
работе с «живыми» коллективами и с фонограммой?
«Живой» коллектив, сыгранный и хорошо подготовленный,
звучит всегда качественно. Потому что, помимо извлечения звуков, здесь
присутствует аура самих музыкантов, вкладывающих душу в исполнение
произведения. От этого и работа звукорежиссера облегчается. Сразу
становится понятно, что нужно музыкантам. Если говорить о работе под
записанное произведение, то многие исполнители очень серьезно относятся к
подбору музыки, и это касается самых разных жанров. Они стараются записать
качественную фонограмму, подключают хорошего аранжировщика. Это и есть
профессионализм. Но, к сожалению, бывает и наоборот, когда фонограмма
оставляет желать лучшего. Тем более, что на качественной акустике все
недостатки фонограммы становятся особенно слышны. Наш комплект
оборудования позволяет решать разного рода технические проблемы,
возникающие при работе с фонограммой. Четырехполосная параметрическая
эквализация при правильной настройке зала дает возможность избавиться от
паразитирующих частот, например высокой середины или чересчур выпирающего
баса. Но все же с «живыми» коллективами работа получается более
плодотворная. У каждого артиста – свое отношение к звуку при «живой»
работе, он хочет подать себя как можно лучше. Естественно, при этом
устанавливаются более высокие и жесткие требования, но это интересная
работа, настоящее место для приложения таланта звукорежиссера! Есть ли
у зала какие-либо планы на будущее по обновлению звукового тракта?
Мы
стараемся все время модернизировать звуковой тракт. Обычно это происходит
летом, в свободный от концертов период, когда ведутся
ремонтно-профилактические работы, и инженерно-технический персонал по
просьбе звукорежиссеров производит модернизацию тракта для большего
удобства и гибкости работы. Так, уже после инсталляции у нас появилась
микрофонная радиосистема Shure UHF. Периодически закупаем микрофоны,
стойки, кабели – то, что подвергается наибольшим нагрузкам.
Руководство ГЦКЗ всегда внимательно относится к нашим предложениям,
понимая всю важность соответствия звука в зале сегодняшнему состоянию
звуковой индустрии. Зал работает уже 30 с лишним лет, и с момента
инсталляции данного комплекта оборудования научно-технический прогресс
ушел далеко вперед. Появляются современнейшие радиосистемы, носители и
приборы обработки. Естественно, мы стараемся идти в ногу со временем. И
если то, что предлагается, действительно необходимо, помогает в работе и
улучшает имидж нашего концертного зала, дирекция всегда идет нам
навстречу, по возможности финансируя приобретение тех или иных новшеств.
Сегодня мы сотрудничаем со многими фирмами, которые предлагают нам
современные качественные продукты. В частности, компания A&T Trade,
являющаяся российским дистрибьютором EAW, поставила нам прострелы и
микрофоны. Если у нас возникают какие-то проблемы или вопросы, мы всегда
обращаемся в сервисный центр этой фирмы – там работают грамотные
специалисты, быстро решающие все вопросы. Точно также и A&T Trade
обращается к нам с вопросами о работе того или иного оборудования. Таким
образом, наше двустороннее сотрудничество является весьма плодотворным.
А говоря о звуковом оборудовании, хочу еще раз отметить: EAW –
действительно высококачественная, дорогая и престижная акустика.
Показателем этого служит тот факт, что на акустических системах EAW,
проинсталлированных в ГЦКЗ «Россия» с 1995 г., отработало множество
знаменитых мегазвезд. И вчера, и сегодня, и, уверен, завтра этим звуком
будут довольны как артисты, так и слушатели! Со своей стороны
я хочу пожелать этому замечательному залу и его коллективу творческого и
технического процветания, чтобы зрители, приходя в концертный зал
«Россия», каждый раз получали настоящий заряд энергии и положительных
эмоций.
Дополнительная информация – компания A&T
Trade
|
|