К моменту выхода статьи, в середине мая, мюзикл
«Норд-Ост» даст свои последние спектакли в Москве. Следующим важным этапом
развития мюзикла будет подготовка выездной концертной версии. «Норд-Ост»
будет активно гастролировать в регионах России, в странах ближнего и
дальнего зарубежья. Компания I.S.P.A.-Engineering также будет
способствовать его продвижению и техническому росту. От всего коллектива
компании желаем «Норд-Осту» уверенности и успехов!
«Норд-Ост» – полный вперед!
Дарья Журко
Предлагаем вашему вниманию интервью со специалистами, которые
занимались возвращением мюзикла к жизни после трагических событий в
октябре 2002 г. Юрий Романов – начальник звукотехнического цеха
«Норд-Оста», и Роман Хритинин – специалист-инженер I.S.P.A.-Engineering.
Отношения между коллективами уже давно стали дружескими. Мы душой болеем
за наше общее детище и хотим выразить свою поддержку и нескончаемую
гордость за всю команду «Норд-Оста», их стойкость и веру в себя. Жизнь
мюзикла продолжается, и все мы в ней активно участвуем! А Юрий и Роман
расскажут о том, каким стал «Норд-Ост» после восстановления в феврале 2003
г. Юрий, теперь можно говорить о новом мюзикле, новом подходе,
или это старый, известный всем «Норд-Ост» на следующем этапе своего
существования? Юрий: Конечно же, это обновленный этап. Во
многом обновленный в аранжировках, во внутреннем актерском содержании.
Обновлен свет, подправлена сценическая редакция. Сам мюзикл стал
динамичнее и даже чуть более интересным, захватывающим. Но главное, что
дух спектакля остался прежним. Честно говоря, ехали мы на
«Норд-Ост» с некоторым волнением: какова там обстановка, как отнесутся к
нашему приезду. Но войдя в здание, сразу поняли, что волнения наши
напрасны. Везде здоровая рабочая атмосфера. О прошедших событиях
вспоминают спокойно и даже с иронией. Улавливается одно – желание поскорее
включиться в работу, в новый «Норд-Ост».
Как начиналась работа по восстановлению мюзикла?
Роман: После осмотра поврежденных помещений, мы составили смету:
получались очень приличные цифры. Но в процессе работы, обдумав и
пересмотрев все варианты, поняли, что можно сделать какие-то вещи более
просто. В частности, коммутационный рэк. В свое время там было много
перемычек, которые не было возможности переделать. Предполагалась
перезаделка нескольких патч-панелей, что достаточно трудоемко. Но когда я
залез внутрь рэка, оказалось, что можно элементарно все перекоммутировать
на разъемах с внутренней стороны, тем самым сократить время и
деньги. Юрий: В компании I.S.P.A.-Engineering вообще существует очень
развитая монтажная организация, которая все может инсталлировать. И
обслуживание. По-моему, сейчас больше ни одна компания в достаточном
объеме этого не делает. Ведь это техника, требующая высокой
квалификации. В течение месяца, практически до нового года, большая
часть необходимого оборудования была привезена. I.S.P.A.-Engineering
вложила часть своих средств, чтобы можно было быстро сделать европейские
поставки. Монтаж начался уже после Рождественских праздников. И почти
месяц мы тут все безвылазно сидели. Что подверглось наибольшим
разрушениям?
Юрий: Оркестровая яма, конечно.
Но и зал тоже пострадал. Сейчас его фактически полностью обновили: цвет,
полы, кресла – все совершенно другое. Роман: Основные
трудности, безусловно, были в оркестровой яме. Там переносились
микрофонные линии с передней стенки назад. Вся коммутация, которая была
пополам распределена на обе стенки, теперь только на задней. Это сделано в
результате тех пожеланий, которые возникали за год показа.
Юрий: Оркестровая яма – заново переделанное
сооружение с открывающимся передним бортом. В течение первых двух актов
спектакля барьер ямы открыт, и можно видеть весь оркестр, а затем барьер
закрывают, чтобы любопытные посетители туда не упали, я так понимаю.
Какие теперь микрофоны используются для
оркестра? Юрий: Сначала мы планировали
поставить голландские микрофоны SD-System, но нас не устроили сроки
доставки, и мы решили остановиться на dpa (Дания). Во-первых, это
микрофоны высокого качества, во-вторых, они поступили в Москву в течение
месяца, что нас полностью устраивало. Это и сыграло основную роль. Теперь
в яме все микрофоны dpa, за исключением динамических на барабанах. У
вас сменился весь микрофонный ряд оркестра. А что со сценическими
микрофонами? Юрий: Так же и актерские микрофоны
поменялись на 90%. Осталось буквально несколько штук по гримеркам,
остальное было уничтожено. Мы получили новую серию передатчиков
Sennheiser SK5012 и решили попробовать микрофоны Sennheiser MKE Platinum,
и в общем нам это даже больше нравится. У нас во время спектакля
работают 38 микрофонов, но передатчиков всего 24, потому что есть какие-то
замены внутри картин, например, дети отыгрывают в первом акте и отдают
свои передатчики. Тем не менее есть много сцен, когда работают все 24
канала. Какие-то изменения коснулись звукорежиссерской
комнаты? Юрий: Конечно. Ситуация была плачевная.
Половина пульта потоптана, раздавлена. Практически всю цифровую часть
пришлось поменять. Теперь немного по-другому организованы входные линейки,
потому что яма была переделана так, как оказалось удобней в течение года
эксплуатации. Сейчас у нас половина нового пульта в старом ящике и заново
оформленная коммутационная часть здесь и на сцене.
У вас
введена 48-канальная цифровая система Тascam,
правильно? Роман: Да, монтаж системы уже
закончен. 24 канала у нас есть, а я заранее сделал запас на 48, так как
знал, что будем расширяться. Юрий: Вообще-то нам нужно
8 – 10 шумовых каналов. Но мы планировали проводить запись во время
спектакля на 48 каналов. Роман: Еще помучиться немного
пришлось с системой служебной связи Clear-Com. В двух местах линии были
прострелены. Очень сложно было их отзвонить. Юрий: Мы
заменили основную систему, т.е. мастер-станцию, поменяли проводку. Вся
коммутация в оркестровой яме была разорвана. Работали каждый день с 10
утра до 12 ночи. Насколько я знаю, акустические системы Meyer Sound не
пострадали. Юрий: Им повезло! Всего одну прострелили.
Естественно, поработать с ними пришлось. Так как зал совершенно новый,
были заново отстроены акустические системы, монитор. Но, конечно, сейчас
звук стал гораздо интересней. Теперь «Норд-Ост» работает на
еще более высоком уровне? Юрий: Безусловно. В
лучшую сторону изменилось практически все! Весь оркестровый звук, весь
актерский микрофонный звук. Когда систему перестроили, все стало звучать
мягче, жирней, приятней, массивней... Сейчас мы сделали то, что давно
планировали, но никак не могли начать. Можно сказать, что
сейчас все полностью готово? Юрий: Мало того,
работаем! Конечно, если бы ребята из I.S.P.A.-Engineering не помогли
нам в этот период, я думаю, мы бы не вышли из этой ситуации. Наши
отношения давно уже перестали быть на уровне заказчик-исполнитель. Мы
вместе ползаем в этой грязи, вместе обедаем, вместе идем домой, мы решаем
одни задачи, мои ребята и I.S.P.A. Рома постоянно интересуется, в каком
все состоянии, как мы работаем, что происходит. Мы одна
команда. Рома: Да, отношения уже давным-давно
дружеские. Как раз, когда я начинал работать в компании
I.S.P.A.-Engineering, решался вопрос с «Норд-Остом». Тогда мы с Юрой и
познакомились. Как тебе, Рома, работа на «Норд–Осте»?
Роман: Крайне приятно... Юрий:
Что приятного в яме ползать? Роман: Я воспринимаю это
как работу! Хорошо, что есть место, где можно отдохнуть. Ведь часто
работать приходилось по ночам, а тут есть такая замечательная комната,
куда можно пойти выпить чашку кофе. По большому счету, при восстановлении
«Норд-Оста» ощущалось чувство ностальгии. Некоторые коллеги завидуют мне
белой завистью, говорят, как они хотят на «Норд-Ост» к
Романову. Мюзикл выглядит доведенным до совершенства. Какие
планы на будущее?
Юрий: Нет предела совершенству. Мы планируем
организовать 48 каналов записи. Там есть свои проблемы и финансовые, и
технические. Но в принципе для этого все готово – малыми усилиями можно
все сделать достаточно быстро. Теперь еще начались утренние спектакли
специально для студентов и школьников, билеты на которые в два раза
дешевле, чем на вечерние. Также существует идея выездной версии
«Норд-Оста». Это не концертный вариант, а именно спектакль.
Уже продумано технологическое решение для выездных
спектаклей? Юрий: Не знаю, как это будет
осуществляться, пока даже страшно об этом думать. Конечно, если будет
существовать этот спектакль и параллельно пойдет выездная версия, то будет
сложно, но если мюзикл будет только выездной, тогда большая часть этого
оборудования будет использоваться там. Юрий, изменились ли
зрители «Норд-Оста»? Юрий: Нормальные зрители, нормальные
люди, приходят, слушают и, судя по аплодисментам, уходят довольные. Сейчас
здесь очень серьезная охрана, так что «Норд-Ост» посещают не только
взрослые, но и большое количество детей, как и раньше.
Шесть часов вечера. Началась репетиция перед спектаклем. Самые
маленькие актеры оттачивали свое мастерство. Эти сияющие глаза! С каким
наслаждением и гордостью дети повторяют свои роли! Не остается никакого
сомнения, восстановление «Норд-Оста» – абсолютно правильный шаг!
Юрий, я знаю, что Вы были среди заложников. Тогда Вы как-нибудь
представляли себе будущее мюзикла? Юрий: Я свое–то будущее не
представлял... Единственное, что было в голове – это как сбежать. Но когда
мы все вышли из больницы, поняли, что «Норд-Ост» состоится: именно в этом
помещении и именно этот мюзикл. Мы работали и даже не задумывались, будет
или не будет. Решили, будем работать, и работаем! Дополнительная
информация – компания I.S.P.A.-Engineering

|
|