Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





 

Новое звучание
Кремлевского дворца

Татьяна Елагина

Некогда самая помпезная концертная площадка страны - Кремлевский дворец съездов (ныне ГКД) - всегда славился в народе масштабностью и размахом специальных постановок Большого театра, неслыханным по тем временам комфортом внутреннего убранства, буфетным изобилием с доступными ценами, уютными зрительскими креслами. Но что не ругал после посещения почти любого концерта или спектакля только ленивый, так это плохую акустику зала. Говорят, что своему прямому предназначению - доносить до каждого из почти 6 тыс. делегатов партсъездов живое слово лидеров - пониженная реверберация, специальная речевая заглушка помещения соответствовала как нельзя более. Якобы, даже и без микрофона (в крайнем случае!) речь Леонида Ильича можно было бы разобрать и в последнем ряду балкона. Получается, что зал КДС изначально был не той, извините, ориентации, а звукоусиление музыки в задачи проектировщиков входило отнюдь не в первую очередь.

Но, наконец-то, свершилось! Догадались светлые умы на самом верху, в новой Кремлевской администрации, что так дальше "звучать" просто стыдно. Не партийно-профсоюзными съездами, а оперно-балетными и концертно-гастрольными представлениями создавалась все эти 40 лет слава КДС, а в наступившем новом веке его огромная широкая сцена и самый вместительный в столице концертный зал могут привлечь массу интереснейших проектов в столь бурно развивающихся жанрах мюзикла, шоу и т.д. Была бы акустика…

Уже есть! И самая-самая! Компания Meyer Sound не нуждается в рекламе. Напомним только, что ее "агентами" считают за честь выступать "три богатыря" современной оперы - Лючано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Их многотысячные представления во всех частях света проходят неизменно на аппаратуре Meyer Sound. Так что с классом выбранного брэнда, степенью его престижности, думаем, все понятно. (Полностью соответствует мировому историческому значению Московского кремля!) А о самом процессе монтажа оборудования, об особенностях действительно уникального объекта вы узнаете из "первых рук".

Наш собеседник - главный инженер проекта реконструкции звукотехнического комплекса Кремлевского дворца Михаил Раппе.

- Почему именно на фирму I.S.P.A. - Engineering пал выбор для работы в ГКД?

- Это долгая история, и суть ее в том, что руководство ГКД предъявляло очень серьезные требования к компании, которая должна была осуществить данный проект. Прежде всего требовалось произвести сложные (и весьма дорогостоящие) расчеты, а затем - проектные работы (с множеством поправок). Далеко не каждая российская компания подошла бы на эту роль. I.S.P.A. - Engineering успешно справилась с таким сложным заданием и в 2001 г., когда были внесены уточнения и изменения в техническое задание, выставила на рассмотрение свой собственный проект, который и стал окончательным. Кстати, это был пятый вариант проекта с начала работ. Именно тогда были конкретизированы все входящие в систему компоненты, определены и окончательно утверждены производители используемого в системе оборудования. Благодаря детальной проработке проекта и большому потенциалу компании проведение работ такого уровня было впервые поручено российскому системному интегратору.

Инженерное воплощение имело свои сложности. Оказалось, что практически самый "молодой" из кремлевских объектов уже имеет свои тайны. Строительство ГКД производил "Моспроект-2", но, к сожалению, с момента постройки здания в 1961 г., физически никого из проектировщиков не осталось. Полная техническая документация на здание была утеряна, после нескольких реконструкций никто не знал полный состав электрики, даже план служебных помещений нам показался очень относительным. Доходило до курьезов. Так во время предыдущих ремонтных работ обнаружилась замурованная комнатка между двух стен, совершенно пустая, только стул посредине.

- Не пришлось ли что-либо изменять в несущих конструкциях для надежности подвеса?

- Были изготовлены дополнительные элементы, так как нам потребовалось несколько абсолютно новых точек подвеса. Мы сварили три переходные конструкции, по количеству кластеров, они очень серьезно инспектировались различными проверяющими инстанциями, испытывались под отягощением, на все параметры составлялась соответствующая документация. Все эти металлические фермы собирались прямо на месте, для чего пришлось частично разбирать подвесной потолок. На такие промежуточные конструкции установили лебедки, всего восемь штук - по три на боковых кластерах и две на центральном. Это делает высоту кластеров регулируемой и создает меньше проблем при эксплуатации. Высота кластера около 5 м, вес - приблизительно 3 т. Колонки активные, довольно тяжелые, ко всем приходит питание и сигнал RMS.

Лебедки сделаны с выносом пульта на сцену. Дело в том, что расстояния в ГКД очень большие. Ширина сцены такова, что между левым и правым кластерами почти 70 м! Один шлейф из кабелей весит где-то 100 кг. Поэтому по-старинке, вручную, управлять такой системой просто невозможно.

- А подвесить субвуферы не возникало желания?

- Нет, хотя изначально планировалось установить их в две вертикальные колонны. Я хочу отметить, что PSW-6 имеют кардиоидную диаграмму направленности и они действительно очень эффективны. На сцене практически баса нет. Для меня это было удивительно и ново, это - очень прогрессивная технология. Так вот, высота этих двух башен получилась бы около 5 м, а вес - около тонны. Для эксплуатации это нереально, пришлось бы такие махины двигать во время представлений, как-то страховаться. Поэтому представители Meyer Sound согласились на другое решение - субвуферы установили в два кластера 2 х 2, сфазировали и отстроили - нижние частоты вполне насыщают зал.

- Как на сцене решена задача панорамирования?

- Вообще есть две различные концепции распределения звука по зеркалу сцены. Первая, европейская, предполагает формирование так называемого Front Line с помощью как можно большего числа акустических систем, расположенных по ширине сцены. Вторая, американская, предусматривает, как правило, один большой центральный кластер наверху. Наше решение было неординарным. Мы тоже использовали один сравнительно небольшой центральный кластер, состоящий из четырех колонок MSL-4 и стольких же CQ-2, которые работают совместно с восьмью громкоговорителями UPM-1P по линии авансцены, а также "привязаны" к боковым громкоговорителям CQ-2 (по два с каждой стороны). В расчете на перспективу, для формирования пространственной картины, предусмотрены 36 линий, оснащенных уникальными эквалайзерами CP-10.

Пока мы еще не смонтировали арьер, в нем просто не было нужды. Вот если вернутся оперные постановки, тогда пожалуйста.

- Какого уровня звукорежиссерские задачи можно сейчас решать в ГКД?

- Абсолютно любой сложности. Прошло уже несколько концертов, все оркестры звучат очень хорошо, все эксперты отметили, что значительно повысилась разрешающая способность в зале. Особенно резко изменения в лучшую сторону заметны на балконе - там установлено 26 громкоговорителей UPA-1P, работающих через линии задержки.

- Шли разговоры о возможности показа кинофильмов в современном формате в реконструированном зале.

- Кино - это отдельная система. Ведь там нужны заэкранные громкоговорители, которых пока нет. Но есть входы в систему синхронизации, позволяющие взаимодействовать с Surround.

- Спецификацию на оборудование делали тоже вы?

- Мы выполняли технологическую спецификацию Meyer Sound, потому что проект самой фирмы больше дизайнерский, а все, что касается подвеса, всей звукотехнической цепочки, решалось на месте. К тому же компания Meyer Sound не занималась мониторной системой, а она там очень солидная - четыре софита (по четыре UPM-1P на каждом), прострелы (2 х CQ-2), кулисы (8 х UPM-1P, по четыре слева и справа), возвраты (2 х CQ-2), оркестровые системы CQ - прострел авансцены, середины между занавесами.

- А как осуществляется напольный мониторинг?

- Для подключения напольных мониторов на сцене размещены 20 люков, куда не только приходит сигнал, но и питание, а также и сигнал RMS. Причем полностью нам пришлось заменять содержимое этих люков - это очень серьезное сценическое хозяйство, по 30 кг веса в каждом, много разъемов, независимое электропитание и т.д.

- А источник питания без труда нашли?

- С трудом. Используется шесть сетевых внутренних подстанций, по два ввода в трех точках. Первая точка - акустика, вторая - сцена, и третья - центральная аппаратная. В каждой точке имеется два независимых ввода, т.е. всего шесть, в каждой системе стоит автоматический щит переключения и в каждой точке - источник бесперебойного питания APC. Вообще, вся система работает через ИБП.

- И акустика?!!

- Да, общая мощность системы бесперебойного питания более 100 кВт, ее общий вес больше тонны (два батарейных блока по 900 и сам блок 400 кг). Основной электрический щит получился в результате длиной около 3,5 м, в нем находятся более 200 автоматов. Это полностью, начиная от вводов, тоже делали мы. Вся система снабжена дистанционным управлением и контролем, т.е. можно из центральной аппаратной включить, чтобы отследить все проблемы.

- Вы имеете в виду ИБП?

- Не только. Я имею ввиду систему электропитания в целом, щиты для которой были сделаны на основе комплектующих фирмы Schneider Electric. Хорошая система и чудесное электропитание. Когда мы включили звуковую систему в первый раз, везде стояла тишина. Хотя здесь еще большую роль играет качество коммутации и мультикоров.

- Но ведь мультикоры цифровые?

Сигнальные, да, но ведь есть мультикоры, по которым передается сигнал на акустические системы. Колонки-то аналоговые! Поэтому в центральной аппаратной стоит цифровая система Nexus, но есть и аналоговые линии. Сценические линии тоже все аналоговые, они входят в цифровые терминалы. То есть от микрофонных люков, о которых мы говорили, идет аналоговый сигнал, который включается в цифровой терминал в микрофонной комнате на сцене. Там стоят два шкафа Nexus где-то на 250 входов. В них собирается сигнал со сцены, авансцены и из оркестровой ямы, с софитов, а отсюда отдается в эти же люки на мониторную систему в 24 шины. А вообще нами было проложено более 30 км (!) различного кабеля.

- Возможности подключения мониторного пульта отдельно нет?

- Есть. Кроме того, в этих люках имеются оптические входы, в которые подключается передвижной терминал для мониторного пульта. Оптическая система довольно обширна - и в центре зала, и в амфитеатре - линии разведены по всему зданию и дают неограниченные возможности для трансляций. Матрица полная, любой вход можно соединить с любым выходом. Все они коммутируемы с любым стандартом, с аналогом или с цифрой, с любой частотой дискретизации, с любой синхронизацией. Это очень гибкая система. В ней задействовано восемь компьютеров. Все на все завязано, что позволяет сделать любые удобные матрицы, вынести пульт в любое место зала.

Соответственно есть точка выноса в центре зала для FOH. Стационарный пульт, учитывая пожелания дирекции, решили оставить на прежнем месте, посредине амфитеатра. Кроме того, имеется центральная аппаратная, планируется студия, и еще под самым потолком, на пятом этаже, находится комната управления акустикой.

- А какой смысл был в такой комнате, если RMS может подключиться в любом месте?

Ну, скажем, не в любом, а в пяти точках на сцене, в центральной аппаратной, в аппаратной акустики, на мониторном контроле, а в комнате управления акустикой стоит аналоговая часть - синхронизация, эквализация xta и Meyer Sound CP-10.

- Получается, оператор к этому процессу доступа не имеет?

- Почему же, имеет. Здесь стоит щит и находится распределенное питание, т.е. в непосредственной близости от точек подвеса кластеров. Соответственно туда с пульта приходят цифровые шины, есть 16 дублирующих аналоговых линий, которые позволят в случае необходимости использовать дополнительный сигнал.

Хочу отметить, что очень хорошо ведет себя оптика Nexus, о ней у меня сложилось просто супервпечатление. У оборудования феноменальная жизнеспособность. Кроме того, персонал с Stagetec очень подготовлен, отвечает без промедления на любые вопросы. Вся пусконаладка заняла пару часов. Каждый модуль системы имеет три независимых блока питания, подключенных к различным вводам: с силового щитка. Дополнительную надежность обеспечивает возможность "горячей" замены любой платы - устройство само распознает ее тип и начинает с ней работать, не нарушая режима других каналов. Двойное дублирование оптических линий, даже если теоретически кому-то удастся повредить половину из них, позволит продолжить работу без сбоев.

Особой похвалы заслуживает АЦП. Причем впервые я увидел решение, в котором аналоговый сигнал подается с входа на оцифровку напрямую, а развязывающие трансформаторы гальванически полностью разделяют входную секцию с остальной схемой. Даже если по ошибке подать на такой вход напряжение в 400 В, оборудование, находящееся далее по цепи, не пострадает.

- На какой частоте дискретизации работает система?

- Имеются входные интерфейсы, поддерживающие 96 кГц, но вся система работает на 48 кГц. Переход на 96 кГц, конечно же, рассматривается производителем, но, на мой взгляд, это не является безотлагательным, поскольку примененные высококачественные (и недешевые) преобразователи Analog Devices уникально передают динамику звука и обеспечивают динамический диапазон более 100 дБ с разрешением, 24 бита.

- Какие звуковые микшерные пульты были выбраны?

- Были использованы две консоли Midas серии 3000 на 64 и 24 входных канала. Здесь на случай неожиданностей также предусмотрено полное резервирование и установлены пять блоков питания.

- Какой пульт используется в качестве мониторного?

- Мы предусмотрели 24 мониторные линии, но реально на сегодня есть необходимость только в четырех. Очевидно, в первое время скорее всего будет использован уже имеющийся Allen&Heath серии 5000.

- А как осуществляется управление звуком на различных планах самой сцены?

- Все "прострелы" в кулисах и акустические системы, смонтированные на каждой из четырех софитных линий, централизованно коммутируются через единую матрицу. Нет никаких проблем в случае, скажем, оперной постановки давать индивидуальные миксы в разные планы декораций.

- Процессоры обработки каких фирм были установлены для FOH и мониторных линий?

- Экипировка очень солидная: реверберация Yamaha, Lexicon, t.c. electronic, вокальные процессоры Avalon Design, динамическая обработка - более 20 компрессоров dbx 160A. Для управления мониторными линиями тоже использован прибор dbx, но на этот раз цифровая система с моторизованными фейдерами DriveRack 480, обеспечивающая на каждом из восьми выходов всех ее модулей независимую регулировку эквализации, компрессии и временной задержки.

- Как обстоят дела в системе служебной связи?

- Могу сказать, что линии коммуникаций, которые были нами заложены, рассчитаны на очень разветвленную сеть внутренней связи. На первом этапе из-за сжатых сроков установлены четыре модуля системы Clear-Com. В ближайшем будущем планируется новая станция, после чего количество абонентов будет доведено до 200.

- На какое время пришлось закрывать зал в связи с такими масштабными работами?

- На подготовительном этапе у нас был один летний месяц, когда зал не функционировал. Основные же работы проводились по ночам без остановки сценической деятельности.

- Будет ли заменяться микрофонный парк?

- Пока нет. Имеется достаточно полный качественный комплект из Shops для оркестра и радиосистем Sennheiser-5000. Планируется приобретение еще восьми каналов Sennheiser-5000 серии.

- А мониторные системы in-ear?

- Они обязательно будут, но пока их привозят сами гастролеры.

- Каково Ваше мнение, удастся ли вернуть на сцену Кремлевского дворца полномасштабные оперные постановки, что особенно актуально в связи с близким закрытием основной сцены Большого театра на долгий капитальный ремонт. Не секрет, что среди академических певцов площадка ГКД пользовалась крайне дурной славой из-за своей "стадионной" акустики.

- На мой взгляд, более современно и с умом озвученного зала у нас пока нет. (Разве что где-то в недрах Газпрома, только "для своих" - шутка!) Meyer-Sound - безусловный лидер в области театральной и оперной акустики. В частности, у этой акустики нерезонансный бас, и в нижнем диапазоне она без труда воспроизводит частоты вплоть до 30 Гц, и полный основной тон контрабаса выдает сочно, без искажений.

Например, недавно состоялся концерт Патрисии Каас. Конечно, она не оперная певица, но выступала с большим оркестром и полностью "живьем", чем всех нас приятно поразила. Звучало просто отлично, ее постоянный французский звукорежиссер казался по окончании концерта абсолютно счастливым и рассыпался в комплиментах.

- Среди бывалых театралов в прежние времена даже передавались "по секрету" сведения о так называемых "звуковых ямах" в зале Кремлевского дворца, куда ни в коем случае не стоит покупать билеты.

- С ними покончено однозначно. Звук достаточно ровный в партере и на балконе, даже на боковых "языках" амфитеатра теперь смонтированы специальные излучатели, обеспечивающие равномерное звуковое поле. Пожалуй, качество акустики позволит руководству зала изменить ценовую политику на билеты.

- Сколько всего человек участвовало в реконструкции?

- Сейчас уже трудно посчитать количество. Проект свел в общей работе множество разных команд и субподрядчиков. I.S.P.A. - Engineering выражает свою благодарность компаниям: ООО "Гелла" (Казань), ЦНПО ПФ "ЭРГ" (Москва), ООО "РС Электросистемы" (Москва), ООО "Фирма ЗЕТ" (Нижний Новгород), ГП "ПСБ Комитета по культуре г. Москвы". Были эксперты, приезжавшие на разовые консультации, архитекторы, бригады специалистов по строительству атомных станций, занимавшихся монтажом электрощитов, инженеры по системам бесперебойного питания, только прокладкой кабель-каналов занимались 40 человек.

Дополнительная информация - компания I.S.P.A. - Engineering  
Наверх

Адрес редакции: 123459, Москва, а/я №7 Тел.: (495) 250-0207 Факс: (495) 978-7362
Copyrignt Install Pro 1999-2006
Поддержка сайта web@install-pro.ru
mrmidi.ru