|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оцифрованные странникиЮрий Петровский Федеральные каналы начинают через спутники распространятся в цифровом формате. Это делается в соответствии с утвержденным решением Минсвязи, Минпечати (МПТР) и МИДа "О поэтапном проведении работ по модернизации спутниковых распределительных сетей телерадиовещания "Экран", "Москва", "Орбита", "Москва-Глобальная" на основе цифровых технологий" (сопричастные люди называют ее программой модернизации спутникового распределения государственных федеральных каналов). Так, уже с 30 сентября 2002 г. телеканал "Культура" начал передаваться в четырех дублях - в четырех идентичных версиях, которые отныне будут поступать в регионы в удобное для зрителей время. Полеты в ночи и поутру Ведь что было раньше? "Культура" транслировалась в едином и неделимом варианте для всей России, для всех 12 часовых поясов, наличествующих на территории нашей необъятной Родины. Делалось это, как заведено в нашем Отечестве, по московскому времени. В результате, например, дальневосточники отправлялись в "Ночной полет" с Андреем Максимовым в рань-раньскую, а спать ложились под столичный утренний выпуск новостей. Правда, в отдельных регионах пускались на "военную" хитрость: записывали "Культуру" на видео и выдавали в местный эфир в удобоваримые для публики часы (что тоже, согласитесь, не подарок). Подобный порядок вещей не устраивал по понятным причинам ни аудиторию, ни федеральных "издателей" телеканала (последних потому, что передачи теряли в своей адресности, а канал в целом - в конкурентоспособности). Эту печальную повесть мне поведал Валентин Хлебников - директор сети вещания Всероссийской гостелерадиокомпании (как известно, "Культура" по отношению к ВГТРК является предприятием дочерним, т.е. по ряду вопросов подчиненным). Он же рассказал, что теперь телеканал будет распространяться по следующим вещательным зонам: со сдвигом во времени по сравнению со столицей плюс 7 ч - Дальний Восток, плюс 4 ч - Восточная Сибирь, плюс 2 ч - Урал и Западная Сибирь, без почасовой подвижки - Европейская часть РФ. "Экспрессом" через космос "Этого удалось добиться, - продолжал повествование В. Хлебников, - благодаря, во-первых, вводу в действие как раз в эти осенние дни нового цифрового телерадикомплекса "Культуры" (он создан на базе реконструированного и модернизированного Государственного дома радиовещания и звукозаписи на Малой Никитской ул. в Москве) и, во-вторых, запуску спутника "Экспресс-А", через который теперь передается "западный" дубль "Культуры" (за Уральский хребет три остальных дубля транслируются с помощью спутника "Ямал", через него этот телеканал распространялся и прежде). Кроме того, ВГТРК для "Культуры" установила в регионах 70 цифровых земных спутниковых станций связи (ЗССС), предназначенных принимать телесигнал с искусственного сателлита (такие станции "ловят" цифровой сигнал, затем он преобразуется в аналоговый, который выдается в эфир, и его способны усвоить наши обычные телевизоры)". На вопрос, откуда деньги (а обновление технической базы ТВ и в особенности передача сигнала - очень дорогое удовольствие, здесь пахнет миллионами долларов), В. Хлебников сообщил: расходы на трансляцию дублей "Культуры" в четвертом квартале 2002 г. были заложены в федеральном бюджете на нынешний год (распространение госпрограмм, по идее, должно оплачиваться из казны, что, однако, соблюдается не всегда), сделана соответствующая заявка в бюджет 2003 г.; телерадиокомплекс "Культуры" создан и земные спутниковые станции закуплены на внебюджетные средства ВГТРК. Спутниковый сегмент подпадает под компетенцию Минсвязи и конкретно госпредприятия "Космическая связь". Между тем установка и эксплуатация земных спутниковых станций, равно как и эфирных передатчиков, не входит в круг обязанностей ни ВГТРК, ни других вещательных организаций. Сие - прерогатива Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ФГУП РТРС), которое было образовано по указу Президента год с лишним назад специально для решения такого рода задач и официально признано естественным монополистом в данной сфере. Так вот, за время своего существования ФГУП РТРС, где трудится свыше 23 тыс. человек, по признанию собственного главы Геннадия Скляра, не установило ни одной новой 3СCC и ни единого передатчика. При этом г-н Скляр, казалось бы резонно, ссылается на то, что, так сказать, "в подотчетный период" (от себя заметим, то же самое происходило и раньше - на протяжении лет 15) государство не выделяло ни копейки на сохранение, развитие и модернизацию сети эфирного вещания, ее технологической инфраструктуры. Но ведь и проект бюджета на 2003 г., насколько известно, не предполагает выделения средств на данные цели. Между тем из 18 тыс. имеющихся в стране телевизионных и радиовещательных передатчиков примерно 80% устарели морально и физически, подлежат замене почти все земные спутниковые станции, ряд телебашен обветшал. К тому же в отечественной спутниковой группировке гражданского назначения, "проходящей по ведомству" Минсвязи, отслужила свой срок половина космических аппаратов. Однако не все так мрачно. 27 сентября 2002 г. в Министерстве связи и информатизации состоялось совещание, где рассматривалось техническое задание на разработку и производство отечественных земных спутниковых станций (упомянутые выше ЗССС закупались за рубежом за неимением российских). Как сообщил В. Хлебников, участвовавший в обсуждении, выпуск таких станций в РФ может начаться уже через год-полтора. Далее: в отличие от многих подотраслей, в стране не утрачена научная и производственно-техническая база для выпуска передатчиков (а их, как мы с вами выяснили, вскоре понадобятся тысячи). Отечественные ракетоносители выводят на орбиту спутники связи. Сами космические аппараты делаются на российских предприятиях, правда, в сотрудничестве с зарубежными партнерами (что само по себе и неплохо и является нормальной международной практикой). Так, упомянутый "Экспресс-А" произведен красноярским научно-производственным объединением "Прикладная механика" во взаимодействии с французской фирмой Alcatel, осуществившей поставку спутниковых ретрансляторов. Всего же до 2005 г. планируется запустить еще шесть аналогичных сателлитов. Есть наработки и по другим направлениям, причем весьма серьезные. Таким образом, в стране имеются необходимые условия для того, чтобы не только коренным образом модернизировать сеть вещания и вообще техническую базу отечественного ТB и радио (как государственного, так в равной степени и частного), но и возродить, развить, поднять на новый уровень целые отрасли промышленности и науки - создать рабочие места, новые производственные мощности, расширить диапазон исследований, заработать прибыль и принести налоги в казну. Но вот вопрос; сумеет ли наша страна воспользоваться этими предпосылками, этим шансом или отдаст свой телерадийный и телекоммуникационный рынок на откуп иностранцам? (Рынок, заметим, колоссальный, оцениваемый специалистами не менее чем в миллиард долларов; например, только производство земных спутниковых станций способно принести 40 - 50 млн долл.) И ответ на этот вопрос должны дать как государственный, так и негосударственный секторы экономики; как федеральная, так и региональная власти (ведь регионы в не меньшей мере заинтересованы в развитии телевидения и радио на своей территории). Именно в этом контексте, думается, следует рассматривать предпринятые шаги по развитию телеканала "Культура". ...В "цифру" заверните, пожалуйста "Канал "Культура" стал первой государственной телепрограммой, полностью перешедшей нa цифровое распределение сигнала", - подчеркивает В. Хлебников. И вот почему данное обстоятельство столь важно. Многие сетевые каналы (скажем, Ren-TV, СТС и др.) сравнительно давно рассылаются по стране в "цифре". Между тем оказывается, государство гораздо хуже печется о своих электронных детищах, и ОРТ и РТР к собственному стыду до сих пор распространяются по зонам в дедовском аналоговом стандарте. А это значит, что для каждой названной общероссийской программы нужен отдельный канал связи (в спутниковом сегменте он именуется стволом) и персональная ЗССС в заданной географической точке. (Поэтому не удивляйтесь, если в вашем городе на одном "пятачке" обретаются три приемных станции "Культуры", ОРТ и РТР с обращенными в разные стороны "тарелками", - где ее спутник, туда и обязана смотреть антенна). Вернее, перечисленные индивидуальные атрибуты необходимы каждому аналоговому дублю, коих у ОРТ пять, у РТР четыре (как РТР потерял пятую "копию" - самостоятельная заунывная песня). В то время как в одном канале связи в цифровом формате могут разместиться минимум четыре телепрограммы (вот отчего профессионалы предпочитают говорить не "канал", а "программа") или с десяток радиопрограмм, или в общей упаковке по несколько штук тех и других. На третью из указанных дорог и вступает государственное телерадиовещание: в достаточно близкой перспективе дубли РТР, ОРТ и "Культуры" вкупе с передачами "Радио России", радиостанций "Маяк" и "Юность" (а затам и новообразуемой радиостанции "Культура", выход в эфир которой вскоре предполагается) будут запечатываться в зональные цифровые пакеты и через спутники рассылаться по стране. Совместное решение на сей счет в июне 2002 г. приняли Минсвязи и Минпечати, а также примкнувшие к ним другие сопричастные ведомства и организации. Согласно этому документу перевод государственных телерадиопрограмм (включая полугосударственное ОРТ) намечено произвести в 2002 - 2005 годы в три этапа. Фактически решение уже начало выполняться. Так, в сентябре (смотрите, сколько телерадийных событий выпало на один месяц) Минсвязи и госпредприятие "Космическая связь" приняли к эксплуатации расположившийся на Шаболовке в Москве пункт мультиплексирования, где телерадиопрограммы посредством цифровой модуляции будут сжиматься и паковаться в космические посылки, которые по прибытии в места назначения развернут в аналоговый стандарт и по эфиру пришлют на коллективные антенны, в ваши телевизоры. Причем для всех шести теле- и радиопролграмм понадобится лишь одна цифровая ЗССС. Зато качество сигнала в "цифре", а следовательно, изображения и звука будет существенно лучше, чем в "аналоге". По словам В. Хлебникова, полный переход гостелерадиовещания на цифровое спутниковое распределение программ в итоге позволит отказаться приблизительно от 90 тыс. км радиорелейных линий, задействовать три спутника вместо нынешних десяти (представляете, какие телекоммуникационные мощности высвобождаются для негосударственного вещания, телефонии и прочих нужд) и тем самым очень значительно (не исключено, в несколько крат) удешевить доставку телерадиосигнала до передатчиков. Переводить гостелерадиопрограммы на "цифру", обновлять спутниковую группировку и модернизировать наземную приемную сеть Минсвязи и Минпечати планируют поэтапно и по вещательным зонам: в Европейской части страны - в 2002 - 2003 гг., на Дальнем Востоке - в 2002 - 2004 гг., на Урале и в Западной Сибири - в 2003 - 2005 гг., в Восточной Сибири - в 2003 - 2004 гг. Однако путь к светлому оцифрованному будущему не больно гладок. В дважды министерском решении, как обычно получается в такого рода бумагах, самый глубокий овраг помечен словом "Примечание": "Объемы и сроки работ... подлежат уточнению в соответствии с объемами ежегодных инвестиций, предусмотренных на эти цели, а также привлекаемых внебюджетных средств". Иными словами, будут деньги - будут и "стулья". "В любом случае ВГТРК намерена развивать сеть вещания телеканала "Культура", - ставит В. Хлебников точку над "i" в культурологической телетеме. - Сейчас этот канал может смотреть 71 млн человек, т.е. почти половина россиян. Наша задача - в ближайшие три года сделать "Культуру" доступной для 80% населения России. Там, где сжимаются сигналы Как было сказано раньше, несколько месяцев назад вступил в строй пункт мультиплексирования (сжатия сигналов), который расположился на территории старейшего телерадиоцентра на ул. Шаболовка в Москве в сени легендарной Шуховской башни (кстати, вновь ставшей знаковой телезаставкой - теперь РТР). В создании этого пункта (равно как и в дальнейшей его эксплуатации), безусловно, ведущая роль принадлежит Федеральному унитарному госпредприятию "Космическая связь" (впрочем, его все по привычке сокращенно именуют ГП КС). Но тут хотелось бы подчеркнуть следующий немаловажный аспект, который ни в коей мере не умаляет значения ГП КС. Последнее в данном проекте в первую голову представляет государственную сторону. В то же время к созданию пункта мультиплексирования причастны и негосударственные участники. Здесь прежде всего я имею в виду компанию "Элогар". Контракт на сей счет между ГП КС и названной компанией был подписан июне 2002 г. Он предусматривал поставку и сдачу в эксплуатацию произведенной британской фирмой Tandberg Television системы формирования и доставки до центров космической связи оцифрованных программ (речь идет о транспортных потоках MPEG2 DVB). Причем компания "Элогар" официально стала системным интегратором для координации действий и иных производителей оборудования по данному проекту. В очень сжатые сроки были осуществлены проектирование и интеграция оборудования на заводе Tandberg TV. Там фактически система была предварительно собрана, протестирована и подготовлена к отгрузке. А уже 26 сентября началась передача в цифровом формате телепрограммы "Культура" через запущенный в июне спутник "Экспресс-А". Как мы упоминали выше, пока речь идет о системе распространения в "цифре", а не о собственно цифровом наземном вещании, доставляющем сигнал в бытовые телевизоры. Тем не менее подобное усовершенствование, несомненно, должно способствовать повышению качества изображения и звука в наших домашних приемниках. Помимо прочего, созданная на Шаболовке система предусматривает целый ряд таких функций, как формирование пяти независимых потоков MPEG 2 DVB-S, а также резервирование, плюс управление, контроль и мониторинг всех компонентов системы, включая оборудование центров космической связи. Далее, имеется возможность отфильтровывать программы из транспортного потока для формирования новых цифровых пакетов (допустим, будет решено паковать вместе не телеканал "Культуру" и программу радиостанции "Юность", а две "Культуры" - нынешнюю телевизионную и новообразованную радийную, и это решение будет сравнительно легко претворить в жизнь). Кроме того, установленный на Шаболовке комплекс располагает системой условного доступа NDS Videoguard Director c возможностью управления приемной сетью. И еще есть необходимые компоненты для вставки IP-пакетов SkyStream Networks, чтобы организовывать высокоскоростной доступ в Internet и распределение потоков данных до 20 Мбит/с. Наконец, в соответствии с техническими требованиями заказчика компания "Элогар" спроектировала и установила систему мониторинга входных и выходных данных. И под занавес, быть может, самое главное о пункте мультиплексирования на Шаболовке. По сути, он способен обслуживать не только государственные телерадиоканалы (что само по себе, безусловно, уже большое достижение по сравнению с аналоговым прошлым и настоящим). Его потенциальные возможности значительно шире, он в принципе может содействовать развитию и негосударственного вещания, предлагая систему распространения сигнала через спутниковый сегмент в цифровом виде. И тут уж слово за независимыми вещателями - воспользуются они открывающимися перспективами или нет?![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|