|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Испытание «цифрой» Юрий Петровский Отечественная промышленность, научная и конструкторская мысль проходят своего рода испытание: насколько они способны обеспечить перевод телерадиовещания в России на цифровые технологии? Видное место в этом процессе занимает крупнейший в отрасли концерн «Телеком», вице-президент которого Калью Иванович Кукк дал интервью нашему изданию. Калью Иванович, во втором номере нашего журнала за нынешний год руководитель телерадиосети ВГТРК В.И. Хлебников упомянул об образовании в стране трех опытных зон наземного цифрового телевещания (НЦТВ). Концерн «Телеком», насколько мне известно, имеет непосредственное отношение к этому проекту... Совершенно верно, мы с самого начала активно участвуем в реализации этой большой и важной темы. 2 июля 2000 г. в 17.00 в Нижнем Новгороде в эфир вышла первая в стране цифровая телепередача – так родилось в России наземное цифровое вещание; эти день и час, я считаю, войдут в историю отечественного телевидения. А затем, в феврале 2001 г., стартовало опытное вещание в Санкт-Петербурге. И ровно через год состоялась экспериментальная трансляция в «цифре» в Москве. Все это вполне соответствовало принятым в конце 90-х Министерством связи и информатизации Концепции внедрения наземного цифрового телевизионного и звукового вещания в России и Стратегии перехода от аналогового к цифровому телевещанию в РФ (в частности, в последней прямо назывались эти три мегаполиса). Вообще-то, в профессиональной среде и значительно раньше велись разговоры о необходимости создания опытных зон, однако дальше слов долгое время проблема не двигалась. Ведь, согласитесь, одно дело продекларировать намерения и составить документ, а несколько иное – претворить задуманное в реальность. Одним из первых таких практических шагов стало подписание в конце 1999 г. соглашения между Российским агентством по системам управления (РАСУ) и губернатором Нижегородской области, по сути положившее начало организации опытных зон НЦТВ не только в Нижнем Новгороде, но и в обеих российских столицах. Под эгидой РАСУ объединены структуры, в основном входившие в советское время в три союзных министерства: Минпромсвязи (по существу, из него в 1991 г. наряду с другими выделился концерн «Телеком»), Радиопром и Министерство электронной промышленности (МЭП). Разумеется, мы сразу активно включились в формирование опытных вещательных зон. «Телеком» – концерн государственный ? Ни в коем случае, в нем лишь небольшая доля принадлежит государству. Созданный, повторяю, в 1991 г., он, когда появилось положение об акционерных обществах, был преобразован в ОАО и таковой статус имеет по сей день. Нашими учредителями являются полторы сотни предприятий и организаций, в подавляющем своем большинстве тоже вышедших из бывшего Минпромсвязи. Это научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, заводы, научно-производственные объединения и т.д. Перечислю лишь некоторые – из разных регионов, чтобы дать представление о географии «Телекома»: Московский научно-исследовательский телевизионный институт (ЗАО «МНИТИ»); в Петербурге ОАО «МАРТ» (разработчик и производитель мощной аппаратуры для радио и ТВ, выросший из знаменитого НПО им. Коминтерна); в Красноярске ФГУП «Радиосвязь» и научно-производственное объединение «Искра»; в Ростове-на-Дону крупнейший ВНИИ «Градиент» и ФГУП «Завод «Электроаппарат», выпускающий радиорелейные линии... В том, что касается опытных зон, «Телеком» опирался преимущественно на своих учредителей? Не только, для нас ведь главное, кто лучше справится с поставленной задачей. Поэтому мы привлекали предприятия и организации вне зависимости от того, являются они учредителями «Телекома» или нет. Например, мы работаем в тесном контакте с НИИ радио, ВНИИТРом и другими партнерами, структурно не связанными с нашим концерном. В чем конкретно заключалось участие «Телекома» в развертывании и функционировании опытных зон НЦТВ? Я не стал бы говорить об этой работе в исключительно прошедшем времени, она продолжается. Хотя определенные результаты – притом весьма значимые – уже получены. Но все по порядку. Те задачи, которые нам предстояло решать, были, собственно, прописаны в упоминавшейся выше Стратегии, рассчитанной вплоть до 2015 г. Она разбита на три этапа. Первый (2000 – 2002 гг.) как раз и предусматривает развертывание опытных зон, где должно вестись экспериментальное вещание, исследоваться вопросы электромагнитной совместимости, сопряжения с наземными и спутниковыми распределительными сетями, обеспечиваться контроль и измерение параметров НЦТВ. Тогда же необходимо принять окончательное решение по выбору стандарта для наземного цифрового телевещания (и такой принципиальный выбор сделан – это формат DVB-T) и определить перспективные полосы частот. Предполагалось, что в тот же период отечественная промышленность совместно с научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро завершит выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по выпуску комплекса российского цифрового оборудования – студийного, передающего и приемного, включая элементную базу и технологии для серийного производства на предприятиях в РФ. Вот круг проблем, которыми в рамках функционирования опытных зон мы занимались и занимаемся фактически в качестве системного интегратора, осуществляющего научное и техническое сопровождение реализации данной тематики. Так, в ходе испытаний велись передача и прием сигнала со спутника и через спутник, из наземного эфира – в кабельную сеть, оттуда – опять на антенную башню, затем – в систему коллективного приема и вновь – в «кабель»... Я Вам покажу схему, она настолько сложная, что в лупу надо разглядывать. И подобное проделывалось многократно по различным маршрутам, причем с помощью в основном отечественного оборудования. И тут мы подходим вплотную к наиболее важному для нас результату и предмету нашей гордости. Создан полный комплект оборудования на 90% отечественного производства, способный практически обеспечить наземное цифровое телевещание. Я бы даже сказал так: испытана и сформирована такая система, которая позволяет провести оцифрованный сигнал от студийной телекамеры до домашнего телеприемника. Речь даже не только о студии – построена российская передвижная телевизионная станция (ПТС) репортажного типа, предназначенная для передач в «цифре». Эту и другую аппаратуру и оборудование мы продемонстрировали, в частности, в апреле 2002 г. в Нижнем Новгороде на специализированной выставке «Новые технологии в радиоэлектронике и системах управления», организованной РАСУ. Всего же за последние три года нами в сотрудничестве, естественно, с многочисленными партнерами и коллегами разработано порядка 30 новых изделий. Здесь едва ли имеет смысл перечислять все эти аппаратные средства; обозначу основные, так сказать, наиболее понятные позиции. Кодер переводит аналоговый сигнал в цифровой, сжимая его. Декодер проделывает обратную операцию. Мультиплексор складывает программы в цифровой пакет, в котором у каждой своя «полочка» и мета, чтобы быть распознанной в приемном устройстве и не попасть по ошибке к другому адресату, таким образом, мультиплексор не позволяет программам превратиться на приемной стороне в неудобоваримую мешанину. Конечно, обязателен цифровой передатчик – аналоговый в новом формате работать не сможет. Без модулятора тоже не обойтись, и он разработан. Создана полностью цифровая студия, включая микшер, коммутатор, устройства преобразования из последовательного интерфейса в параллельный и обратно. При этом оцифрованный сигнал может не только поступать на передатчик, но и транспортироваться по ВОЛСам через специальные преобразователи и конверторы MPEG-2 АТМ. Также существует возможность комплектовать цифровой пакет не только на месте, но и перекомпоновывать его как бы в пути, «на ходу» сортируя программы, заменяя одни на другие. Это что касается профессионального оборудования. Кроме него, естественно, созданы отечественные бытовые приемные аппараты, восприимчивые к «цифре». Иными словами, цифровые телевизоры? Не совсем так. Зарубежная практика показывает, что на первых порах мало кто рискует сразу покупать достаточно дорогой цифровой телевизор; публика предпочитает начинать с более дешевых специальных приставок к аналоговым аппаратам. Впрочем, о том же свидетельствует и отечественный опыт, но, скажем так, на другом материале и из другой эпохи: когда в эфире появились дециметровые телеканалы, спросом пользовались прежде всего соответствующие приставки к уже имеющимся у населения телевизорам и лишь потом аппараты усовершенствованных моделей. Так, наверное, всегда бывает с новыми видами вещания. Вот и мы решили начать с цифровых приставок к аналоговым телеприемникам. Причем телевизор годится любой, хоть допотопный «КВН». Но подобные раритеты вряд ли у кого-нибудь сохранились. Мы же, открывая опытную зону в Нижнем Новгороде, взяли на местном заводе «Нител» обыкновенный телевизор «Чайка» и подсоединили к нему преобразующую приставку. Правда, финскую, должен признать, не самую лучшую из зарубежных образцов, от которой мы позже отказались. Но мы старались экономить валюту, а отечественных цифровых приставок еще не существовало в природе. Вскоре они появились под наименованием «Эльф», под которым фигурируют и поныне. Более того, теперь мы (я имею в виду отечественную промышленность) готовы производить приставки практически в любых количествах. Упреждая Ваш вопрос, замечу, что ориентировочная продажная цена такого изделия – 250 у.е. Когда мы давали техническое задание и разрабатывали цифровую приставку, то рассчитывали, что она обойдется российскому покупателю долларов в 200. Но пока так не выходит: комплектацию мы отчасти получаем из-за границы, а это 20% таможенной «накрутки», 20% НДС плюс транспортные расходы. В результате, к примеру, очень удорожается комплект микросхем, которые в России не выпускаются, и мы их вынуждены приобретать за рубежом, к сожалению, отечественная микроэлектроника вследствие известных пертурбаций приказала долго жить. Что же касается телевизора, то мы решили: по крайней мере на начальном этапе он должен быть не сугубо цифровым, а так называемым гибридным. Что здесь подразумевается? Вы же в здравом уме и светлой памяти не станете покупать цифровой аппарат, если в вашем городе или регионе не принимается ни один цифровой телеканал. Между тем, согласно уже знакомой читателю Стратегии, телевещание в «цифре» на территории России предполагается внедрять не повсеместно и не одномоментно, а постепенно и поэтапно, в течение минимум еще 13 лет. Поэтому мы предложим покупателю за те же 250 долл. полноценный хороший телевизор, который в изначальной своей версии будет показывать аналоговые передачи. Однако наряду с этим в нем закладывается возможность приема цифровых программ, для чего достаточно в предусмотренный в аппарате разъем вставить дополнительную цифровую плату. Проделать эту операцию при наличии необходимых навыков вы сможете сами либо ее выполнит мастер из телеателье. Приобрести такую плату можно будет в магазине, где продается бытовая радиоэлектроника, по цене примерно 80 у.е. Таким образом, пока в вашей местности нет цифрового вещания, вы просто покупаете гибридный телевизор за 250 долл. и тем самым как бы обеспечиваете задел на будущее. Как только в ваш регион приходит цифровое вещание, вы доплачиваете всего-навсего 80 долл. за специальную вставную плату и приобщаетесь к благам цифрового телевидения. Насчет благ мы еще поговорим. А Вы уверены, что наши сограждане в состоянии выложить эти две с половиной сотни «зеленых»? И много ли найдется охотников делать подобные траты ради приобретения неведомой новинки? Маркетинговые исследования показывают, что это вполне реальная цена. Ведь мы знаем наш потенциальный рынок, кто чем располагает и кто что приобретает. Помимо себестоимости, мы исходим из примерной покупательной способности населения, которая регулярно подсчитывается и публикуется Госкомстатом. Продукция становится массовой, когда семья может приобрести ее без большого финансового для себя ущерба. Это относится к любому изделию бытовой техники, будь то холодильник, стиральная машина или телевизор. Так вот, многочисленные исследования констатируют, что денежная трата на предметы длительного пользования вполне терпима, если она не превышает совокупного дохода семьи за два месяца. Поскольку по статистике в средней российской семье работает, грубо говоря, полтора человека, легко вывести искомую цифру, и она равняется приблизительно 250 у.е. Таким образом, наши приставки и телевизоры должны быть доступны абсолютно превалирующей части населения. Всего в стране насчитывается порядка 85 млн бытовых телеприемников, подавляющее большинство из которых – аналоговые. Телеаппараты имеют обыкновение стареть морально и физически и в итоге ломаться. Их меняют на новые, что в прошлом советская и российская среднестатистическая семья могла себе позволить где-то раз в 8 – 10 лет. С прогрессом науки и техники, со стремительно нарастающим расширением спектра услуг в сфере массовых телекоммуникаций и электронных СМИ это, вероятно, будет происходить чаще. Но пока на круг в России ежегодно продается 4 – 5 млн телевизоров, что тоже, бесспорно, представляет собой весьма привлекательный рынок. Известно, что скупой платит дважды, поэтому, разумеется, лучше сразу купить аналогово-цифровой аппарат, чем сначала приобрести аналоговый, а через пару лет выложить изрядную сумму за цифровой. По нашим оценкам, пик продаж отечественных аналогово-цифровых моделей придется на 2004 – 2005 гг. Однако прежде должно начаться полноценное регулярное цифровое вещание, предназначенное для массового зрителя. А оно начнется? Необходимые технические и технологические предпосылки для этого созданы. Но опытная зона и регулярное вещание – это разные вещи по степени ответственности перед аудиторией. Ведь экспериментальные передачи ведутся отнюдь не каждый день, не круглосуточно и даже не по много часов к ряду. Это отдельные включения по согласованию с Госсвязьнадзором и в соответствии с имеющимися у ООО «Цифровое телерадиовещание» (в Москве и Нижнем Новгороде) и у ЗАО «ТелеМедиум» (в Петербурге) лицензиями, именно эти компании изначально являются нашими партнерами в развертывании опытных зон НЦТВ: мы разрабатываем и изготовляем аппаратуру, они ведут экспериментальное вещание. Между тем руководители первой из названных организаций уже высказывали пожелание приступить, естественно, в сотрудничестве с нами и на нашем оборудовании к регулярному достаточно продолжительному вещанию в цифровом стандарте в столице. На что мы выдвинули встречное предложение: сначала нужно сделать соответствующий проект и утвердить его в Госсвязьнадзоре и других инстанциях. Ведь если какое-либо ведомство или организация, имеющие на то право, вдруг по неким причинам приостановят вещание, как мы это объясним людям? Подобного допустить нельзя. Поэтому, думается, регулярное цифровое телевещание в Москве, а затем и в двух других мегаполисах стартует тогда, когда вещатели получат все необходимые разрешения и согласования и закупят у ОАО «Телеком» нормальные профессиональные комплекты оборудования (сейчас задействованы лишь опытные образцы). Эти комплекты мы готовы поставить «под ключ» и нести гарантийную ответственность за их работоспособность. Еще раз подчеркну: с нашей стороны, со стороны разработчиков и изготовителей аппаратуры, никаких препон и проволочек не будет. Хорошо, с профессиональным оборудованием задержек вроде бы не предвидится. Про бытовые приставки Вы сказали, что отечественная промышленность готова насытить ими рынок хоть завтра. А как обстоят дела с цифровыми или аналогово-цифровыми телевизорами – в РФ есть предприятия, способные освоить это сложное производство притом в сжатые сроки и в требуемых количествах? Есть: в стране вместе со сборщиками продукции около 20 предприятий – производителей бытовой телеаппаратуры. Но на самом деле только на несколько крупных заводов можно положиться уверенно. Например? Питерский завод им. Козицкого, московский «Рубин», Александровский радиозавод во Владимирской обл., воронежский «Электросигнал», нижегородский «Нител», новгородский «Квант», иркутский «Иртыш», Красноярский завод телевизоров... И все-таки 250 долл. – это деньги, и для большинства наших сограждан – весьма серьезные. Что люди за эти у.е. получат? Я имею в виду те блага, которые Вы вскользь упомянули и которые обещает «цифра» как телезрителям, так и вещателям. Я выделяю четыре основных преимущества цифрового вещания перед аналоговым. Во-первых, это многопрограммность. Уже сегодня на одном канале (или в частотной полосе 8 МГц) мы способны передавать в «цифре» не только тот минимум в четыре телепрограммы, который называл В.И. Хлебников в интервью вашему журналу, но шесть программ. А в перспективе я стремлюсь к тому, чтобы довести это число до девяти. Умножаем на максимально возможное количество эфирных телеканалов – на 15 и получаем 135 телепрограмм!.. Ну, до этого еще дожить надо. Напомню, что полностью завершить переход на цифровое телевещание в России предполагается к 2016 г., до того передачи будут вестись и в «цифре», и в «аналоге»... Продолжим. Следующее преимущество «цифры» – многофункциональность. Мы разрабатываем приемные устройства – и телевизоры, и приставки, которые могут действовать в режиме не только телевизионном, но и интернетовском (вскоре в Москве на 34-м телеканале будет доступен Internet), а также обеспечат получение дополнительной информации. Последней (расписание поездов, прогноз погоды, часы работы магазинов и учреждений, репертуар кинотеатров и множество других полезных сведений) в подобных системах можно сопроводить практически любую телепрограмму. Третье – интерактивность. Здесь позвольте Вас прервать. Это свойство или функцию ТВ и радио всяк трактует на свой лад. Сейчас под интерактивной передачей зачастую подразумевают, как правило, прямой эфир, когда ты можешь обратиться на студию по телефону или через пейджер с каким-то вопросом, пожеланием либо репликой. Это одна из простейших форм интерактивности. Ее предтеча появилась на свет, пожалуй, еще в 20-е годы, когда на радио начали передавать концерты по заявкам слушателей. «Письма трудящихся, обратная связь» – эти словосочетания в советское время постоянно фигурировали в эфире и печати. В чем есть своя правота. Потому что непременным условием интерактивности является наличие обратной, двусторонней связи. В той или иной мере причастность аудитории к верстке сетки вещания либо к ходу, если угодно, созданию передачи – это и есть интерактивность. В аналоговом ТВ такого рода зрительское соучастие все-таки редкость. После же перехода на цифровой формат возможность подобного включения зрителя в процесс вещания становится обязательной. Разумеется, обязательной для организаторов вещания, а не для человека у домашнего экрана. У него полная свобода выбора: воспользоваться предоставляемым арсеналом возможностей или нет, зависит только от его личного решения (либо, если речь идет о платной услуге, от его финансового положения). Между тем цифровое телевидение – это и видео по заказу (когда по вашей заявке вам на дом прямиком на телеэкран доставят любимый кинофильм), и общение со студией посредством двусторонней связи, и подспорье в обучении и расширении кругозора: по вашему желанию повторят телеурок английского, который вы пропустили; выведут на экран именно вашего телевизора, а не какого-то другого, затребованный вами текст или покажут запрошенную вами научно-популярную передачу... Поскольку интерактивность в известном смысле подразумевает выход на Internet-провайдеров, наличие обратного канала связи позволит осуществлять практически весь домашний мониторинг: с помощью «цифры» оплачивать счета за телефон и жилплощадь, электричество, воду и прочие коммунальные услуги, поставить свою квартиру на милицейскую охрану, даже связываться с медицинскими учреждениями (например, отправить свою кардиограмму в поликлинику) и т.д. Но тут опять-таки, помимо финансового аспекта, в силу вступает пресловутый человеческий фактор – очень многое определяют психологические установки и особенности характера конкретной личности, а также своеобычные качества различных категорий аудитории и присущего им менталитета. Вот вы, скажем, хоть раз в жизни написали на телевидение или позвонили на радио? Наверное, девять из десяти читателей газет, зрителей и слушателей никогда не обращались и не обратятся ни в одну редакцию. Тому могут быть разные объяснения, но это так. Конечно, с цифровыми технологиями совершенно иная история: вы не рассчитываете, что ваш запрос на видео по заказу процитируют для миллионов телезрителей или что население вашего города вместе с вами будет учить хинди по телевизору. Тем не менее и тут нужно приложить минимальное усилие, совершить некий поступок. А к этому большинство из нас не привыкло – аналоговое телевидение на протяжении десятилетий, по существу, отводило нам пассивную роль: что показывают, то и смотрим. В этом случае человек у домашнего экрана, как правило, не участник, а созерцатель. И сию психологию очень трудно изменить. Извините за кулинарное сравнение, но нужно, чтобы человек сам захотел по собственному выбору составить меню телевечера, а не проглотить комплексный телеужин. Между тем согласно заключению ряда зарубежных экспертов, даже в Европе аудитория довольно прохладно относится к интерактивному телевидению и спрос на него вряд ли будет расти сколь-нибудь быстрыми темами, по крайней мере в ближайший период. Аналогичная картина и в России: по прикидкам операторов кабельного ТВ, готовы пользоваться интерактивными возможностями 5 – 10 % от общего числа телезрителей. Следует заметить, что восприимчивость к интерактивности существенно выше у тех, кто постоянно имеет дело с компьютерными сетями. Но сколько у нас Internet-пользователей? Говорят и в газетах пишут, что примерно 8 млн. Однако, по-моему, эта цифра преувеличена в несколько раз. В стране всего 10 млн компьютеров – вместе с теми, что стоят в неисчислимом количестве различных учреждений и организаций. Поэтому хорошо, если в РФ наберется пара миллионов частных лиц, которые действительно активно пользуются Всемирной сетью. Казалось бы, выводы напрашиваются неутешительные. Но я оптимист. Относительно компьютерной грамотности – как и грамотности вообще. В XIX в. подавляющее большинство населения в Российской империи было неграмотным. Сейчас, слава Богу, все мы умеем читать и писать. Но все ли из нас читают книги? Да, нет, потому что это должно быть потребностью. Но коль человек книгочей, то дома у него уж точно наберется несколько сот книг. И в библиотеку по соседству он обязательно записан. А если там нет нужного издания, то отправится в районную библиотеку, оттуда не поленится съездить в городскую. Это не значит, что дома он зачитал все книжки до дыр, – конечно, есть и такие, но наверняка обнаружатся и не тронутые тома, до которых так и не дошли руки. Однако у нашего книгочея имеется возможность выбора, коей он умеет пользоваться. Так будет и с цифровым телевидением. Иногда вопрошают, к чему сотни телеканалов? Но ведь нормальные люди не задаются обвинительно-риторическим вопросом, зачем писатели пишут, издатели издают, книгопродавцы продают, библиотекари хранят и выдают столько книг (кстати, похожее распределение труда постепенно складывается и в телевизионной сфере). Пишут и проделывают последующие операции потому, что другие читают. Вот и сотни телепрограмм нужны не для того, чтобы вы все их «листали» каждый день, «отщипывая» от каждой «по кусочку». Нет, вы разберетесь в своих предпочтениях и будете смотреть то, что считаете интересным и полезным и к чему душа лежит. Только нужно, чтобы и в нашем отечестве было, наряду с существующими ныне каналами, достаточное количество специализированных программ: научно-познавательных, спортивных, детских, музыкальных и т.д. И как раз «цифра» открывает широчайшие горизонты для реализации многообразных потребностей и запросов общества в целом и отдельных его групп. Я думаю, здесь нет нужды развивать общепризнанный тезис, что многие из этих программ будут платными, полисными, но при этом обязательно сохранится так называемый социальный пакет, который будет доступен абсолютно всем телезрителям, – это уже стало фактом и за рубежом, и в нашей стране. Наверное, по-иному и не может быть в рыночных отношениях, по крайней мере на нынешнем этапе их развития. Наконец, четвертое преимущество цифрового ТВ. «Цифра» повышает качество изображения и звука буквально на всех этапах телепроцесса: во время их фиксации либо прямой трансляции, распространения и приема. Тем не менее я ставлю это свойство на последнее место, поскольку для миллионов российских телезрителей оно не слишком ощутимо. Качество наиболее ярко проявляет себя на больших экранах, да еще если очень четкую и передающую цветовые и световые нюансы «картинку» сопровождает высококлассное звучание. Однако аппараты, наделенные подобными достоинствами, в нашей стране редко кому по карману. Несопоставимо чаще встречаются серийные модели с «трубками», где экран по диагонали равен 61 и даже 54 см. К тому же подобные приемники нельзя назвать мечтой меломана. Но, если их оснастить цифровыми приставками, в остальном эти телевизоры не уступят своим более престижным собратьям. Итак, по множеству позиций «цифра» даст фору «аналогу». А не получится ли в отдельных регионах так, что аналоговое ТВ упразднят, а с вводом цифрового запоздают? Надеюсь, вы понимаете, что никто не собирается вот так враз все эфирное аналоговое вещание, например в столице, перевести в цифровое. Да это немыслимо и с социальной точки зрения – нельзя же в одночасье всех москвичей и жителей Подмосковья по существу понудить приобрести цифровые телеприемники. Кроме того, по нашему мнению, телевидение при переходе на «цифру» должно освободить метровые каналы под другие потребности общества, как это произошло практически во всем мире, и работать в дециметровом диапазоне, которого в обозримом будущем вполне достаточно для отечественного НЦТВ. Думаю, для почина на «цифру» в Москве перейдут один-два дециметровых канала, а это уже дюжина телепрограмм. Причем ловиться они будут на тривиальную комнатную антенну-«штырь», если у вас нормальные условия приема. Только подключаться эта антенна будет не к аналоговому телевизору, а к цифровой приставке (размер приставки, ну, примерно как «Install Рrо», а толщина – три таких номера) либо к аналогово-цифровому аппарату. То есть резко упрощаются условия домашнего телеприема и лишь в редких случаях понадобится направленная антенна. Но в Москве многоэтажная застройка. Наверное, здания будут экранировать, отражать телесигнал? Наше цифровое телевидение переотражения не боится, в отличие от системы НЦТВ в США (там она другая). Американцы установили в Нью-Йорке на «Эмпайр стейт билдинг» цифровой телепередатчик мощностью 350 кВт, а топку никакого. Потому что если излучаемый и отраженный сигналы примерно равны по величине, то приема не будет. Между тем и в российской столице качественный аналоговый сигнал (существует градация качества) покрывает в лучшем случае 80% территории города. И хотя для нашей цифровой системы переотражение серьезной угрозы не представляет, тем не менее и в НЦТВ, как сейчас происходит с аналоговым вещанием, в мегаполисах будут мертвые зоны, где нормальный прием, скажем, на комнатные «усы» или «штырь» недостижим. Но в подобных ситуациях в нынешнем телевидении срабатывают приемные кабельные системы, которые по привычке часто называют коллективными антеннами – на микрорайон, на дом, на подъезд. Они смогут ловить оцифрованный телесигнал и без помех доставлять к домашним телеприемникам? Смогут, в том числе наидревнейшие системы «антенна на подъезд», обеспечивающие прием только пяти телеканалов. Поэтому, как только появится «цифра» в одном телеканале, старушка-антенна станет принимать на 3 – 5 телепрограмм больше, нежели теперь. К 2016 г. эти сегодняшние пять каналов перейдут на «цифру» и система на подъезд, если доживет, доведет до вашего телеаппарата 20 – 30 программ (смотря сколько их разместится в этих телеканалах). В общем, ныне действующее антенное хозяйство в принципе годится и для цифрового ТВ, однако, естественно, лучше бы его модернизировать. Кстати, коль речь зашла об особенностях телеприема, то нельзя не упомянуть еще об одном уникальном свойстве «цифры». Она позволяет вести прием в движении, в транспортных средствах, что принципиально невозможно в аналоговом ТВ. В этом мы убедились в первую же неделю экспериментального вещания в Нижнем Новгороде. Апробируя телеприем в различных точках города, мы переезжали с места на место и держали постоянно включенным аналоговый телевизор с цифровой приставкой. И в дороге тоже прекрасно смотрели передачи в «цифре». А без приставки аналоговый телевизор в движении все время мельтешит, принимая свой родной неоцифрованный сигнал; от каждого столба сбивается синхронизация. Но так и должно быть, еще 30 лет назад, после проведения многочисленных экспериментов, мы писали: пока не совершится переход на цифровое ТВ, прямой прием из эфира на транспортных средствах не реализуем. Правда, условия цифрового телевещания и сами приемники для стационарного и «транспортного» просмотра несколько разнятся. Так, необходимы некоторые изменения в параметрах передачи сигнала. Поэтому, допустим, в Германии создается специальная передающая станция для подвижных систем. Одна из причин в следующем: чтобы программы НЦТВ лучше принимались в транспорте, они должны излучаться через особый передатчик, который к тому же должен быть настроен на специальный режим работы. Но и с соблюдением данных условий мы в определенной мере невольно ущемим интересы обладателей стационарных телевизоров, и компромисса здесь – как без взаимного ущерба совместить то и другое – пока не просматривается. В связи с этим сейчас мы делаем акцент на стационарном приеме НЦТВ – у этого способа вещания наверняка будет многократно больше пользователей. Тем не менее мы не выпускаем из поля зрения задачу разработать телеприемник и для подвижных платформ, в частности, для поезда и автомобиля. Однако, на наш взгляд, прежде чем говорить о развертывании такого рода производства, необходимо провести тщательные маркетинговые исследования: будет ли в России спрос на «транспортные» телевизоры? Итак, уже в ближайшие годы число телепрограмм в РФ должно возрасти в несколько раз. Между тем, как я уяснил из встреч с иностранными собеседниками, за рубежом на первый план выдвигается проблема контента (точнее, его нарастающей нехватки), т.е. наполнения вещания, содержания программ. Об этом, например, говорил во время своего визита в Москву директор Технического департамента Европейского вещательного союза (ЕВС) Филип Лавен. Да и в отечественном эфире обилие повторов заметно невооруженным глазом. Значит, и нам грозит «контентный голод»? Я бы не взялся утверждать, что эта угроза уже стоит на пороге, но, без сомнения, в не столь отдаленной перспективе она может заявить о себе в полный голос. И хотя эта проблема еще очень многими не осознана (в том числе, как ни прискорбно, на государственном уровне – в тех управленческих структурах, которые призваны содействовать нормальному функционированию отечественного телерадиовещания), концерн «Телеком» по собственной инициативе, не дожидаясь, когда гром грянет, возглавил разработку оригинальной системы пользования контентом – архивирования, краткосрочного и продолжительного хранения, оперативного доступа и обмена при безусловном соблюдении авторских прав. Если же взглянуть на ситуацию в несколько ином ракурсе, то становится очевидным, назревает не только нехватка собственно программного продукта, но и все ощутимее потребность в специалистах высокого класса, которые бы этим программным продуктом умело, профессионально оперировали, и вскоре неизбежно такие специалисты должны появиться. Я бы их назвал контент-провайдерами. По моему убеждению, за этой профессией будущее. Это не только и не столько некая кадровая категория – то будут олигархи нового телевидения, самые богатые люди информационного общества. Потому что без программного продукта телевидение мертво, а он будет в руках контент-провайдеров. К сожалению, наполнение эфира – отнюдь не единственная проблема, стоящая перед НЦТВ. Самая наболевшая, самая неотложная из них и фактически не зависящая от телерадиосообщества, производителей оборудования и связистов, – это, пожалуй, юридическая неурегулированность массы вопросов, связанных с организацией и осуществлением цифрового телевещания (кстати, то же относится и к цифровому радиовещанию). Приходится констатировать, что российское законо- и нормотворчество не поспевает за прогрессом науки и техники по крайней мере в сфере телекоммуникаций и электронной прессы и тем самым невольно воздвигает препоны на пути внедрения новых технологий, развития телерадиовещания и компьютеризации в стране, а также освоения и наращивания выпуска отечественной промышленностью наукоемких и высокотехнологичных видов продукции. Возьмем, скажем, такой аспект. Применительно к аналоговому вещанию лицензия выдается средству массовой информации на частоту, т.е. на теле- или радиоканал. Но, как мы с вами говорили, в цифровом стандарте в одном канале можно расположить до девяти телепрограмм. И как теперь быть? По-прежнему выдавать лицензию на канал, поскольку иного пока не предусмотрено? Или скорректировать юридические постулаты и, предположим, предоставлять право выпускать телепрограмму в рамках определенного канала? В общем, могут быть варианты, и нужно выбрать наиболее рациональный. Если хотите знать мое личное мнение, то вот оно. Необходимо раздельно выдавать лицензию электронному СМИ на право выпускать свою телепрограмму (в наземном эфире, через спутник непосредственно на домашнюю антенну-«тарелку», в кабеле, в широкополосной системе – как угодно) и лицензию на конкретный канал распространения, в котором могут быть те же девять телепрограмм, т.е. на операторскую деятельность по вещанию. Поясняю. Вы потенциальный вещатель, но хотите «издавать» только одну телепрограмму – больше вам не нужно или по финансам не потянете. Вы получаете лицензию на право выпускать эту программу и обращаетесь к держателю прав на частоту, на канал, заключаете с ним договор на трансляцию вашего сигнала, и он формирует цифровой пакет, допустим, из шести телепрограмм, включая вашу, который распространяет на оговоренной территории. Как мне кажется, лицензию средству массовой информации должно по-прежнему выдавать Минпечати; лицензию на собственно вещание, распространение и доставку сигнала в «цифре» – Минсвязи. Пока вот это звено – назовем его «оператор вещания» – отсутствует, но потребность в нем совершенно очевидна. По моему убеждению, профессии и контент-провайдера, и оператора вещания вскоре окажутся в ряду наиболее престижных. Но появление этих функций и специалистов, их выполняющих, повторяю, должно быть законодательно подкреплено и юридически оформлено. Можно привести другие примеры проблем (и не только правового характера), которые ждут своего разрешения. Но суть-то в чем? В настоящее время Россия в принципе располагает всем необходимым, чтобы в ближайшие год-два войти в лидирующий пул государств, в которых цифровое телевещание уже ведется, – таких стран в мире пока всего пять-шесть. Но если мы опять протопчемся на месте, то через ту же пару лет вновь, в который раз, окажемся в арьергарде. Нельзя упустить свой шанс. Спасибо за интервью. Знаю, что Ваш концерн
активно действует и на других передовых направлениях, включая кабельные
сети и сотовое телевидение. Надеюсь, о новых разработках «Телекома» Вы,
Калью Иванович, еще расскажете на страницах «Install Рго».
|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|