Кино-Экспо’2002
Дмитрий Радченко
С 9 по 12 сентября в Петербурге состоялась третья по счету выставка
«Кино-Экспо», которая проходила в рамках международного Форума «Кино в
России».
Прежде всего хочется отметить превосходную организацию Форума и
выразить сердечную признательность всем, кто обеспечивал его работу, –
компаниям «Нева-Фильм» и «Кино-Экспо».
Как и в прошлом году, график работы был очень плотный: семинар – показ
– выставка – показ. Учитывая, что торжественные ужины компаний-спонсоров
Форума (таких как Cine Project, DTS, Lino Sonego, «Пепси-Кола»)
заканчивались заполночь, а первые доклады начинались в 9.00, времени для
сна оставалось, мягко говоря, немного. Благодаря предоставленным
компаниями-издателями копиям самых свежих новинок, в ходе показов уже в
начале сентября нам удалось посмотреть фильмы, которые вышли в прокат
только в середине-конце октября – «Проклятый путь», «Атака пауков»,
«Знаки», «Идентификация Борна» и др. Примечательно, что некоторые ленты
демонстрировались не только в формате Dolby SR-D, но и в DTS, поэтому все
желающие могли составить мнение о достоинствах обоих форматов.
Мне бы не хотелось углубляться в описание выставки и представленных на
ней экспонатов, а хотелось бы остановиться на следующих элементах.
В ходе Форума обсуждалось немало проблем, но две из них носят
глобальный характер. Поверьте, это – не цифровой кинотеатр, а гораздо
глубже.
Первое. Ни одна отрасль не может существовать без норм и стандартов, а
также без организаций и институтов, разрабатывающих эти нормы и
сертифицирующих оборудование и услуги в данной отрасли. О том, что
творится в нашей стране в области стандартизации, говорить уже и не
больно, и не смешно. Причем это касается не только кинематографа, но и
многих других сфер – освещения, озвучения и т.п., все то, о чем пишет наш
журнал.
Естественно, на Форуме не могла быть не затронута эта тема, так как
волнует она всех – и производителей оборудования, и поставщиков услуг, и
государственные органы. Мнения разделились – представители регулирующих
организаций (прежде всего НИКФИ) совершенно справедливо полагают, что
отсутствие отечественных средств настройки и контроля изображения и звука
в кинотеатре не только мешает развитию российской киноиндустрии, но и
позволяет компаниям-инсталляторам монополизировать рынок услуг, например
без их представителя настройка киномехаником оборудования в кинотеатре
невозможна. Специалистами НИКФИ разработаны нормативные документы и
средства для настройки и юстировки киносистемы в целом. У противников
внедрения системы сертификации тоже есть весомый аргумент – они
утверждают, что способы измерения характеристик и средства контроля
безнадежно устарели. Как можно чтобы то ни было настроить, используя
рудиментарные инструменты?
Нам видится, что дискуссия будет продолжаться, и мы надеемся, результат
будет устраивать всех.
Обсуждение второй новости проходило в «узких
кругах», между собой, но имело очень большое значение. Как известно,
российский кинорынок чрезвычайно привлекателен для зарубежных инвесторов.
Например, Пол Хэт (создатель «Кодак-Киномир») заявил, что его новая
компания Rising Star Media, основанная совместно с гигантом в индустрии
развлечений National Amusements, собирается открыть в Москве первый
кинотеатр-мультиплекс американского уровня. Кинотеатр «Киностар» будет
состоять из 11 залов (причем два из них представительского класса) и будет вмещать до 3500 зрителей.
Местом расположения выбран первый региональный семейный
торгово-развлекательный центр «Мега» (разработанный IKEA, Россия) в Теплом
стане. Как заявили в российском офисе Rising Star Media, открытие
мультиплекса планируется приблизительно на 20 мая 2003 г. По заявлению же
самого г-на Хэта, сделанному в ходе Форума (которое на данный момент
московским представительством не подтверждается, но и не опровергается),
компания Rising Star Media собирается инвестировать в строительство
кинозалов по всей России и налаживание собственной сети дистрибуции
кинолент до 500 млн долл. в течение ближайших 5 – 7 лет. Понятно, что
после этого заявления общий настрой практически всех компаний –
инсталляторов кинооборудования был таков: «Нельзя пускать иностранцев на
рынок. Нас оставят без работы». Я
охотно согласился бы с этим тезисом, если бы не одно «но». В нашей стране
около 10 ведущих компаний в этой области, предположим, что каждая из них
будет ежегодно строить 30, нет даже 40 кинозалов. Сколько нужно лет, чтобы
выйти на уровень если уж не США (где только в Лос-Анджелесе их более
1000), то хотя бы на 2000 – 2500 кинозалов в масштабах всей страны.
Поэтому, на мой взгляд, нет особого повода для беспокойства – работы
хватит на всех. Не забывайте при этом об
обслуживании оборудования, оно тоже приносит прибыль. А там глядишь,
настанет время все кинозалы переводить с пленки на «цифру» или еще
какая-нибудь благодать.
О перспективах развития цифрового кино собравшиеся смогли узнать из
подробного доклада, сделанного генеральным директором компании
«Нева-Фильм» Олегом Березиным.
Хочется пожелать Форуму укрепить свою репутацию среди специалистов,
организаторам – дальнейших успехов, а всем участникам – до встречи в
следующем году.
Дорогие
коллеги! Когда автор этих строк выяснил тонкости
производства поп-корна, его себестоимость и уровень трудозатрат,
он подумал – а тем ли
бизнесом мы занимаемся ? 
|
|