|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21-я конференция AES в Санкт-ПетербургеДмиртрий Радченко
Первым препятствием, как обычно бывает, стала мелочь – недостаточный уровень записи на диктофоне поставил крест на быстрой расшифровке интервью, и в летний номер мы не успели. Второе препятствие носило гораздо более глобальный характер (см. редакционную статью). В результате оба интересных материала «погибли». В любом случае, мы выражаем огромную благодарность устроителям конференции и участникам за очень интересные доклады. На выставке во Франкфурте мы общались с ведущими конструкторами акустических систем и задавали им вопрос относительно ближайшего будущего отрасли. В Петербурге, встретившись с Дэвидом Ширманом, директором по маркетингу в области турового звука компании JBL, мы, разумеется, не могли не спросить его мнения по этой проблеме. Г-н Ширман, какое будущее ждет акустические системы в ближайшие пять – десять лет? Связано ли оно жестко с развитием линейных массивов ?
Первая – то, что меньше и легче, но в то же время обладает аппаратными акустическими свойствами современных крупных и тяжелых систем. Все производители, должно быть, столкнутся с этой нелегкой задачей – как сделать звуковое оборудование более легким и менее массивным, менее громоздким при тех же аппаратных акустических свойствах. В особенности это актуально не только в мобильных системах, где приходится иметь дело с проблемами транспортировки, но и применительно к площадкам постоянной инсталляции. Если вы можете уменьшить вес кластеров акустических систем наполовину, это значительно снижает технические затраты на несущие конструкции и элементы подвеса в компоновочных системах. Вторая – создание все более гибких и в большей степени управляемых систем, нежели настроенных на один определенный звук. Думаю, в области цифровой сигнальной обработки мы станем свидетелями появления алгоритмов, которые позволяют придать мощной нейтральной акустической системе различные виды окраски или различные характеристики. Даже могу себе представить, как акустическим системам отдаются команды, чтобы марка одного производителя звучала, как марка другого, если так угодно потребителю. Так что подумайте об этом. С помощью файлов цифровой сигнальной обработки – в точности, как в программе ProTools сегодня – вы можете взять звук малого барабана и заставить его звучать как другой барабан через те же акустические системы. Манипулируя управляющей электроникой, вы можете сделать так, что акустическая система будет звучать совсем по-иному. Как только это станут понимать и эти инструменты и программы станут повсеместно распространены, мне кажется, люди, предпочитающие одну торговую марку, вместо замены акустических систем этой марки будут просто менять файл DSP. Это подразумевает, однако, что они будут нейтральными линейными акустическими системами, которые способны работать с различными файлами управления электроникой и которые можно сделать адаптивными. Это схоже с тем, что вы прямо сейчас наблюдаете в светотехнической индустрии на примере дорогих высочайшего качества движущихся световых приборов, таких как Vari-Lite. Там стоит призма: я поворачиваю ее в одном направлении – луч зеленый; поворачиваю в другом направлении – луч синий; в третьем направлении – луч красный. «Железо» одно и то же, но у него разная информация в электронном виде для синтеза света различных цветов. Я предполагаю, мы увидим, как такого рода исследованиями займутся и производители акустических систем, дабы узнать, как помочь потребителям проще получить то разнообразие тональностей, которого они хотят добиться, и чтобы это было не чем-то настолько таинственным, что лишь один человек знает, как это сделать, а чем-то воспроизводимым и легко понятным потребителям, базирующимся на платформе цифровой сигнальной обработки. Складывается и другая современная тенденция – активные системы. Десять лет назад на рынке почти невозможно было найти активную акустическую систему со встроенным DSP. Пять лет назад вы начали наблюдать появление первых образцов от производителей, давших старт этому направлению на рынке, например Meyer Sound Laboratories. За последние два года появились активные системы Apogee, EAW EP Series, Renkus Heinz PowerNet Series, Turbosound Cube Series. Система JBL EVO, которая на шаг впереди от просто активной, – это, фактически, интеллектуальная система со встроенным программно-аппаратным обеспечением в своем «бортовом» DSP, который позволяет ей проводить самоанализ, устанавливать настройки задержек при использовании нескольких акустических систем, которые связаны друг с другом, автоматически подавлять обратную связь. Таким образом, этот тип электронных характеристик станет более понятен потребителям, станет более точно определяться системными консультантами и разработчиками и начнет разрабатываться и предлагаться все большим числом производителей акустических систем. И, наконец, идея активного акустического модуля с цифровым управлением, который спроектирован для работы в кластере. Думаю, мы увидим системы, специально сконструированные и собранные под кластеры, не просто отдельные ящики, которые вы можете сгруппировать и назвать их кластером, но действительно акустические модули, которые можно связать друг с другом вместе в расширяемую систему, если вы пожелаете – кластеры, которые можно создавать. И в среде производителей, и в среде потребителей понимают, каких характеристик ожидать. Так что характеристики акустических систем для звукотехнических инсталляций и звукозаписи на профессиональном рынке действительно всецело зависят от кластеров: как вы моделируете, что будет делать кластер, как строите кластер, как управляете электроникой или механикой, его диаграмма направленности и его особенности – как он передает звучание в зрительном зале. И эта тенденция, думаю, связана с теми вещами, о которых я уже сказал. Если эти модули будут меньше и легче, это облегчит работу людям, которым придется обслуживать эти системы. Если будет больше встроенных интеллектуальных функций и акустические системы смогут работать в составе распределенной сети – почти как в светотехнической индустрии используются приборы, которые включаются в общую цепь на ферме, и к каждому прибору в отдельности можно обратиться с цифрового пульта управления – этот подход, полагаю, станет более понятным системным проектировщикам и заказчикам. А как только он станет более понятным, он станет более общепринятым. Насколько обоснованно и полезно использование линейных кластеров ? Можно оценить, полезны линейные кластеры или нет в зависимости от того, насколько они будут приняты различными группами потребителей. Вот сейчас это – тенденция, а пять лет назад это было лишь преходящее увлечение. Таким образом, преходящее увлечение переросло в тенденцию. Преходящее увлечение – это то, что приходит быстро, и каждый говорит об этом. А тенденция – это то, что развивается медленно и созидается, пока не станет самым известным или самым общепринятым способом делать что-то в данной индустрии. Таким образом, то, что линейные кластерные системы вступают в права и заменяют традиционные акустические системы – безрассудная точка зрения, поскольку это равноценно заявлению, что модели автомобилей 2002 г. заменяют автомобили 2001 г., тогда как те и другие едут по дороге одновременно. Просто некоторые вещи стареют, и в конце концов им на смену приходят другие, а некоторые вещи становятся более современными, и если вы наблюдаете это на протяжении какого-то времени, то увидите, что довольно скоро будет больше современных автомобилей, чем старых, но вы по-прежнему останетесь хорошим водителем. То же самое верно в отношении акустических систем. Сейчас количество производителей, предлагающих продукцию линейных кластеров, быстро растет. Таким образом, мы можем прогнозировать, что через два – три года будет применяться гораздо больше линейных кластерных систем, поскольку именно сейчас их разрабатывают, конструируют и продают. Означает ли это, что они заменят все остальное? Нет, не в большей степени, чем новая машина сменяет все остальные машины на рынке. Это лишь еще один выбор и это то, что развивается быстро, поскольку действительно сулит весьма очевидные выгоды во многих ситуациях, и профессиональные системные проектировщики и операторы, которые учатся, как работать с этим новым инструментом, принимают его, потом совершенствуют его, затем полагаются на него. И вот так новые технологии из незначительных и неясных превращаются в общепринятые. Что Вы думаете о малых массивах? Можно ли, скажем, Nexo Geo считать линейным массивом? Это, собственно, и есть линейный массив. По сравнению с более крупным линейным массивом у него просто иные, ограниченные рабочие характеристики. Эта технология – масштабируема. Путь открыт как в большую, так и в меньшую сторону. Тогда как быть с индексом направленности укороченных линейных массивов? Да, чем короче линейный массив, тем меньше у вас будет возможности управлять заполнением на низких частотах. Таким образом, чем короче будет кластер, тем выше станет граничная частота. Но это не значит, что это не линейный массив. Просто у него больше нет полного диапазона. Это полезно? Во многих приложениях – несомненно. Для голоса, речи маленький прецизионный массив весьма полезен. Фактически, мы начали эту беседу с разговора о ранних линейных кластерах в 1960-х гг. – акустические колонки, которые были, может быть, лишь один или полтора метра в высоту, и вот теперь мы видим их вновь. Это просто пара маленьких модульных элементов, которые соединяются вместе, взамен одной колонки. Так что, возможно, через год или два опять будут колонки под названием «линейные массивы» и все это замкнется в один большой круг. Что Вы думаете об электронной регулировке направленности луча ? У вас есть луч звука, хотя вообще-то на самом деле это неправильный термин. Это выражение заимствовано из области антенн, локационных антенн. Вероятно, нам следует употреблять термин «управление лепестком направленности», поскольку луч звука на самом деле не является лучом звука – это лепесток направленности массива. Он создается влияющими друг на друга диаграммами примыкающих друг к другу компонентов, которые связаны вместе. Так что, коль скоро этот лепесток существует, он является характеристикой данного кластера. А если вы усиливаете амплитуду или усиливаете лишь затенение, вы можете оказывать влияние на то, куда направляется звук. И это похоже на управление лучом звука или формирование лепестка направленности звука. Вы можете воспользоваться задержкой сигнала для получения того же эффекта. Можно даже прибегнуть к частотной коррекции или настройке. Например, в случае с вертикальным линейным кластером, если в центре у вас высокие частоты, а потом они корректируются для ослабления наверху и внизу, тогда у кластера будет совершенно другая характеристика направленности, чем у вертикального линейного массива, на все элементы которого поступает такой же входной сигнал, но без обработки. Итак, что я думаю по этому поводу. Это очень привлекательная технология, но она представляет собой нечто, весьма усложняющее систему, и она находится на своих ранних стадиях понимания большинством потребителей. Так что на сегодня стоят ли ошибка и неправильная настройка тех расходов, той сложности и того потенциала? Я полагаю, вероятно, нет. Любые точные инсталляции уместны, скажем, в правительственном учреждении Convert Palace или Bluedish Park, где необходимо проводить очень точные настройки, обеспечивать и крайне тщательно выверять четкую разборчивость речевого диапазона без необходимости изменения положения акустических систем. Но я думаю, если бы вы пошли на концерт Бритни Спирз или Скорпионз, и систему завезли бы в 8 ч утра, а вы бы ожидали, что кто-то будет возиться с направленностью луча в этой мобильной системе или однодневной установке, то это было бы, наверное, не очень благоразумно. Так что, такие инсталляции, как Bluedish Park, Convert Palace и концерт Майкла Джексона или Бон Джови – это два совершенно разных вида применения, в каждом из которых используются акустические системы, причем системы линейных кластеров одинаково уместны в этих ситуациях, но управление этими системами и их конструкция будут очень и очень разными. Вы упоминали, что оборудование JBL устанавливалось для церемонии вручения наград Киноакадемии в театре Кодак в Лос-Анджелесе.
Был ли театр Кодак в Лос-Анджелесе постоянной инсталляцией? Нет, в театре Кодак есть установленная звуковая система, но по просьбе продюсера церемонии вручения наград Киноакадемии ее демонтировали, чтобы поставить на время систему VerTec. Кажется, JBL – единственная компания, которая пытается повышать образовательный ценз покупателей и инженеров. На страницах JBL в сети Internet есть список интересной научной литературы, например «Руководство по проектированию звуковой системы», «Руководство по проектированию систем распределенного звука» Рика Кемлета и многие другие книги. Почему это так важно для компании JBL?
Эту книгу можно загрузить из сети Internet? Сейчас она продается через Internet-портал Amazon.com. В данный момент мы не планируем выпускать ее в виде электронного файла. Она публикуется на бумаге как «твердая копия» и, как я говорил, только что вышла в свет. Широко распространяться она начнет в следующем году.
А пока о последней версии EASE. Работа над совершенствованием версии 3.0 шла с конца 1999 г. и планировался выпуск версии 3.1, но вскоре стало ясно, что объем проекта претендует на то, чтобы стать полноценной версий 4.0, презентация которой должна была состоятся в сентябре 2001 г. на нью-йоркской сессии AES. Как известно, из-за терактов сессия была перенесена и выпуск EASE 4.0 был отложен до 2002 г. Обо всех подробностях можно узнать в Internet по адресу http://www.ada-acousticdesign.de , который, к счастью, доступен на русском. Как и версия 3.0, EASE 4.0 является 32-битовой программой, которая работает на базе операционных систем Windows 98/NT/2000/ХР. Система Windows 95 больше не рекомендуется, так как для нее требуется осуществить специфическую настройку и установить определенные пакеты обновления. Новая версия включает в себя все характеристики версии EASE 3.0. Некоторые характерные черты программы EASE 4.0 • Усовершенствованные, удобные в работе окна меню и пользовательские оболочки, прямой доступ к отдельным модулям программы и к соответствующим параметрам программы. • Широкий формат данных излучателей: ДН – 5°, АЧХ – 1/3-октавы; также возможно увеличенное разрешение: ДН – 1°, АЧХ – 1/24-октавы, которое может храниться в DLL-библиотеках и привлекаться для проведения расчетов. • Внедрение комплексных данных излучателей, включая модуль и фазу, прямое считывание замеренных реакций на импульсное воздействие во всех распространенных форматах статистических файлов (TEF20, MLSSA, WAVE, MF). • DLL-библиотеки для линейных массивов. • Формат данных о применяемых материалах теперь использует коэффициент диффузности. • Усовершенствованный и упрощенный ввод модели помещения – нет ограничений для числа компонентов модели, импорт из объемных моделей AutoCad 3D в формате DXF, ввод текстуры. • Визуализация помещений на базе техники визуализации высокого разрешения и с текстурой. • Новый архитектурно-акустический вычислительный модуль AURA. • Составление 2- и 3-мерных графиков со всеми архитектурно-акустическими размерами по ISO 3382. При этом используется расширенный банк данных с параметрами стенных материалов (поглощение и диффузность). • Новые дополнительные средства для прослеживания лучей в модуле AURA, например эхограмма или характеристики AURA. • Новые возможности визуализации при расчете реакций на импульсное воздействие. • Новый метод расчета предсказанного хвоста распределения для получения полной реакции на импульсное воздействие. • Расширенные параметры аурализации EARS в режимах on- и off-line. • Аурализация в режиме реального времени без дополнительного аппаратного обеспечения и в двухканальном режиме. Лучше всех может рассказать о конференции тот, кто стоял у истоков ее организации. Поэтому мы встретились с председателем научного комитета конференции проф. Ириной Аркадьевной Алдошиной. Ирина Аркадьевна, чем примечательна нынешняя конференция? Прежде всего тем, что впервые с момента создания в 1948 г. общество аудиоинженеров – крупнейшая международная организация, имеющая отделения в более чем 50 странах, – решилось провести свою конференцию в России. За время своего существования общество провело уже 112 всемирных конгрессов и 20 конференций в разных странах мира, но только не в России.
И какова была реакция на это предложение?
Но все разрешилось благополучно? Конференция получила хорошую поддержку ведущих мировых специалистов, в ней приняло участие свыше 150 специалистов, из них более 70 иностранных, среди которых такие знаменитые ученые, как Р. Смолл (США), Н. Тиль (Австралия), П. Мэпп (Великобритания), В. Анерт (Германия), А. Чижевски, М. Сенкевич (Польша) и другие. Кроме того, на конференцию приехало все руководство AES (лично убедиться, что же такое Россия): президент Г. Марголис, экс-президент Р. Приттс, исполнительный директор Р. Фернесс, ученый секретарь Р. Штрайхер и другие. Было сделано более 60 докладов (как зарубежными, так и отечественными специалистами), из них можно отметить доклады проф. А. Чижевского «Методы создания пространственного звука», Р. Штрейхера «Техника стереомикрофонов пограничного слоя для записи живого звука», В. Анерта «Применение алгоритмов расчета разборчивости в программе ЕАSЕ 4.0», М. Ависа «Q-фактор для контроля низкочастотных мод в помещении» и многие-многие другие. Очень интересные выступления были наших соотечественников: обзорные доклады о развитии архитектурной акустики в России (М. Лане) и звукотехники в кино (Л. Ершов), о проблемах аудиовизуального восприятия (Н. Дворко и Н. Коломенский), о задачах перцептуального кодирования (Ю. Ковалгин и А. Захаренко). Кроме работы научных секций, на конференции была организована небольшая выставка, на которой ряд отечественных фирм показал свою продукцию – это «Микрофон-М» и «Мета» из Санкт-Петербурга и московский Акустический институт. Официальная часть конференции также включила в себя процедуру награждения проф. Р. Приттса дипломом почетного доктора санкт-петербургского Университета Киноинженеров. Вы говорили, что руководство AES намеревалось поближе изучить Россию, каковы их впечатления? Возьму на себя смелость сказать, что они были в восторге! Возможности Санкт-Петербурга позволили провести целый ряд экскурсий не только по городу, но и в Эрмитаж и т.д. В рамках же конференции были организованы специальные туры в Ледовый Дворец для ознакомления с новой системой звукоусиления и в уникальный Музей музыкальных инструментов (в этом музее огромная коллекция старинных инструментов и имеется специальный ансамбль, который исполняет музыку на них). А каковы отзывы остальных посетителей? Судя по тем отзывам, которые поступили ко мне после конференции, участники остались вполне удовлетворены уровнем и организацией этой конференции. Следует отметить, что это был первый шаг,
создающий базу для дальнейшего развития контактов AES с Россией, что,
несомненно, может быть полезно как нашим специалистам, так и нашей
промышленности. Поэтому было бы очень хорошо, если бы следующую
конференцию можно было провести в Москве с сопровождением большой
выставки. |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|