Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





 

Космическая одиссея

Читателям нашего журнала хорошо знакомы проекты, выполненные компанией "МиксАрт". Сегодня мы снова встретились с генеральным директором фирмы Дмитрием Модиным и менеджером инсталляционного отдела Игорем Ереминым. Повод для встречи - окончание большой инсталляции концертного зала в Москве. О подробностях проекта мы и попросим рассказать его авторов.

Дмитрий Радченко

Увааемый Дмитрий, расскажите, пожалуйста, что это был за объект.

Это - концертный зал гостиницы "Космос", рассчитанный примерно на 1200 мест, имеющий довольно большие габариты и сложную форму - широкая сцена (около 28 м), переходящая в зал в виде сектора круга. Зал построен к Московской Олимпиаде в 1980 г. и поначалу был оборудован звукоусилительной системой Dynacord, которая успешно проработала более 20 лет. В 1986 г. зал был реконструирован, но акустики это не коснулось, - была изменена лишь система коммутации. Это существенно усложнило нам работу, так как никакой документации не сохранилось.

Перед нами была поставлена довольно трудная задача - сделать новую универсальную звуковую систему, которая смогла бы обеспечить проведение конференций (там сохранилась система синхронного перевода на пять языков), концертов, телевизионных съемок, театральных мероприятий, вплоть до балетных постановок. Нужно отметить, что путь к пониманию задачи тоже был не из легких, заказчик долго не мог сформулировать свои требования, а после того как все стало ясно, наступил период поиска средств, необходимых на закупку оборудования. Мы пошли заказчику навстречу, сделав оплату поэтапной, т.е. мы практически продали оборудование в кредит.

К счастью, у гостиницы очень сильное руководство, которое осуществляет эффективный контроль во всех областях, и мы получили от них повсеместную поддержку.

А как заказчик выбрал именно вашу компанию?

Как правило, у всех заказчиков присутствуют опасения относительно средств - ведь такие деньги расходуются один раз, акустические системы не обои - их нельзя переклеивать каждые полгода. Поэтому было проведено серьезное маркетинговое исследование - какая компания предоставляет наиболее полный пакет услуг. В результате этого выбор пал на оборудование британской фирмы Opus, представителями которой мы являемся. В чем сильная сторона Opus? Фирма не продает просто ящики - акустические системы и усилители, а целиком систему - от громкоговорителей до коммутации. Кроме того, специалисты Opus проводят весь цикл акустических измерений и расчетов. В конце прошлого года на начальной стадии проектирования концертный зал посетили президент компании Opus Эндрю Фокс и главный специалист по установке звуковых систем Зев Либерзон. С помощью лазерных дальномеров они сняли точные размеры зала, так как нужно было проверить, насколько после реконструкции соответствуют действительности французские чертежи, которые мы нашли в архиве Архитектурного управления Москвы.

Затем мы совместно разработали проект: какие акустические системы, в каком количестве и где должны висеть, а также систему подвеса. После этого из Великобритании пришел груз - громкоговорители, рэки, усилители, кабели, все необходимые аксессуары (в том числе и мультикор), т.е. готовая система. Почему британские специалисты берут все это на себя? Потому что они не могут работать с теми фирмами, звучание продукции которых им не нравится. Например, они используют кабели только компаний Vandamme и ATM, т.е. ничего ниже уровня Klotz.

Насколько я понял, фирма Opus приняла участие в проектировании только звукоусилительной части системы - акустики и усилителей, а что касается остальной части (пульт, обработка), она дала какие-то рекомендации?

Нет, их задача сдать только "силовую" часть - от выхода консоли до акустической системы, т.е. пульт для них в любом случае является данностью, так же как и рэк обработки. Состав последнего мы оговаривали с заказчиком - сколько каналов динамической и эффектной обработки, какое количество радиосистем. Мы установили приборы Lexicon, Rocktron Intellifex, динамическую обработку dbx, подавители акустической обратной связи Roland AF-70, радиосистемы audio-technica серии 7000. Замечу, что звучание комплекса получилось настолько ровным и сбалансированным, что совершенно не понадобились закупленные нами эквалайзеры, поэтому мы решили использовать их в дальнейшем на мониторных линиях. В качестве FOH-пульта применяется 40-канальная консоль флагманской серии ML5000 компании Allen&Heath.

Изначально для установки консоли была выбрана позиция на последнем ряду под нависавшим выступом, в котором находятся технические службы. Мы объяснили заказчикам, что такой выбор расположения неправильный, и, надо отдать должное руководству комплекса, они менее чем за месяц перенесли "капитанский мостик" на несколько рядов вперед, где будет удобнее работать звукорежиссеру.

Вы говорите о частотной сбалансированности звучания, а что касается пространственной равномерности, были ли в зале провалы, пришлось ли вам подстраивать помещение?

В помещении практически полностью удалось избежать артефактов за счет грамотной, хорошо продуманной развески акустических систем, как портальных, так и боковых. Когда англичане приехали и увидели зал, то после первых измерений в предварительную спецификацию сразу внесли изменения, например, полностью отказались от традиционного центрального кластера, а вместо этого вмонтировали громкоговорители в ниши под сценой. Над сценой в специальных нишах ранее также висели системы Dynacord. Решили придерживаться такой же схемы - установили туда новые АС и направили их таким образом, чтобы полностью ликвидировать провал в центре зала.

С чего начался монтаж?

Первое дело и самое сложное - протяжка мультикора, ведь этот зал как бы отлит из бетона! Причем не только стены, но и вся структура пола, включая ступени рядов.

Просто провести кабельный канал от консоли до сцены было нельзя, прокладывая мультикор, мы сначала выходили из зала в фойе, поднимались на крышу зала и за кулисами снова возвращались в зал, но уже на сцену. Когда менялся деревянный планшет сцены, мы предусмотрительно положили под него множество пластиковых кабель-каналов и сделали несколько лючков на поверхности. Теперь есть возможность подключить микрофоны не с одной стороны сцены, а в трех точках - по бокам и посередине.

И какая получилась общая длина мультикора?

Около 95 м!!!

Теперь понятно, почему они любят использовать только самые лучшие и дорогие кабели - любые другие просто не справились бы с задачей.

Мы все очень беспокоились о том, чтобы не "нахватать" по пути самых разных помех, но после монтажа убедились, что все хорошо - сигнал "чистый".

Зал практически "прошит" этим кабелем - ведь его пришлось целиком протаскивать через каждое отверстие по пути к сцене. Так как мультикор - изделие довольно "тонкое" (его нельзя просто взять и небрежно уложить), мы аккуратно раскладывали его на каждой стадии протяжки - сначала в фойе, потом на крыше и т.д.

Хорошо, что не пришлось прокладывать подобным образом и кабели от усилителей к акустическим системам, ведь усилительные рэки установлены на сцене?

Совершенно верно. Усилительные шкафы (рэками их назвать трудновато - они величиной с приличный холодильник) находятся на сцене за кулисами и к ним сделан отдельный электрический подвод 30 А/220 В. Я хотел бы отметить следующую деталь - ранее мы опасались двухомного включения громкоговорителей, но в данной инсталляции убедились, что хорошие усилители в сочетании с хорошими кабелями позволяют не бояться такого включения громкоговорителей, а наоборот добиться превосходной отдачи на нижних частотах.

При разводке коммутации с помощью наших коллег из Opus мы познакомились с монтажным патчбеем английской компании Krone, в котором все соединения осуществляются механическим путем, подобно тому как это делается в телефонных и компьютерных патчбеях. Это позволило быстро создать надежную и гибкую систему коммутации на сцене - монтаж основного мультикора, пяти дополнительных мультикоров на сцене и трех спикерных мультикоров занял около двух дней.

Высшим пилотажем в этой инсталляции был монтаж акустических систем в верхнем кармане над сценой. Во-первых, это высота порядка 18 м, во-вторых, со стороны крыши доступ к этим нишам практически неосуществим, на фото видно, что ширина рабочей зоны, где крепится громкоговоритель, менее 20 см. В Opus специально изготовили АС, у которых кабель подводится не сзади, как у всех, а сбоку - это существенно облегчило монтаж и к тому же громкоговоритель плотно прилегает задней стенкой к стене. Продуманность конструкции подтверждается даже расположением фильтра внутри АС - он установлен так, чтобы его не повредили при креплении системы за любую стенку.

Перейдем к усилителям?

Да. Усилители Opus - особая статья. Это тоже модульная система, вначале это просто универсальный корпус, в котором находятся блок питания (с огромным трансформатором - в Opus не доверяют модным ныне импульсным блокам, предпочитая зарекомендовавшие себя аналоговые схемы), вентиляционные тоннели, системы защиты и мягкого включения питания. А далее, в зависимости от проекта в это шасси устанавливается необходимая начинка мощностью от 300 до 2500 Вт, причем плечи усилителя, разумеется, могут быть разными.

А что собой представляет кроссовер Opus?

Это довольно сложный трехполосный прибор с точно подогнанными под конкретное применение характеристиками (частотами раздела, типами фильтров и крутизной спада), т.е. маловероятно, что где-то имеются еще точно такие же приборы, как в данной конкретной инсталляции.

Вы упоминали, что в зале висят еще и боковые акустические системы.

Да, в зале расположены шесть громкоговорителей, по три на каждой боковой стене, включенных через линии задержки. Во-первых, они компенсируют потери на высоких частотах (расстояние от порталов довольно велико), а во-вторых, служат для улучшения равномерности звукового давления в зале.

Возвращаясь к равномерности, я должен отметить, что она превосходна по всему залу, за исключением, наверное, крайних боковых мест на первых пяти рядах, но мы в дальнейшем планируем решить и эту проблему.

Вы хотите сказать, что проект, по большому счету, еще не закончен?

А я вообще считаю, что любой проект не может быть закончен, а должен иметь продолжение, причем не только в виде ремонтных работ, но и в виде совершенствования системы, и в этом принцип нашей работы.

И в чем будет продолжение в первую очередь?

Осенью будет усовершенствована система мониторов и прострелов, которая будет соответствовать всем тем задачам, которые ставятся перед этим залом. Потом будут еще два этапа по установке театрального освещения и эстрадного.

Мы поговорили почти обо всем, но так и не коснулись портальных акустических систем. Что установлено в порталах?

С каждой стороны установлено по четыре субвуфера SB218 прямого излучения с двумя 18-дюймовыми громкоговорителями Opus-Beyma и RMS мощностью 1200 Вт, над сценой подвешено по две акустические системы CS750.

А почему такое соотношение? Отдача СЧ/ВЧ-секции настолько выше?

Не только, ведь в зале планируются концерты и классической и рок-музыки, поэтому оставлен существенный запас на нижних частотах. Тем не менее субвуферы довольно компактны и не занимают много места.

Общеизвестно, что любая инсталляционная компания получает от заказчика деньги не только за оборудование, но и за выполненные проектные и монтажные работы. У меня есть подозрение, что гонорар британских специалистов несоизмерим с отечественными стандартами, не дороговаты ли услуги Opus для России?

Нет! Ведь Opus продает систему, и в ее стоимость входит стоимость услуг по инсталляции. Для нашего рынка это звучит фантастично, но это так (несмотря на то что работает наша бригада, приезжают два человека для шеф-монтажа). В результате общая цена системы такого уровня не превышает стоимости другого оборудования с расходами на установку.

А готовы ли подданные Королевства приехать не только в Москву, но и в другие регионы России?

Безусловно, после трех визитов в Москву им стало очень интересно, и они с удовольствием поедут в любой уголок нашей страны для инсталляции в театрах, концертных залах и клубах.

А Opus позиционируется еще и как клубный звук?

Конечно, в Британии им оснащено более 60 ночных клубов. Более того, именно в клубе в полной мере раскрываются все достоинства Opus, ведь техника там работает сутками на высокой мощности и стабильность параметров системы в течение работы - есть истинный критерий качества.

Заказчик остался доволен вашей работой?

И не только ею, но и сроками. На все работы нам было жестко выделено всего пять дней, это с учетом того, что мы демонтировали старую систему!

Фантастика! Что же, огромное спасибо за интересный рассказ, разрешите пожелать вам успехов в работе!

До свидания!

Дополнительная информация - компания MixArt.  

Наверх

Адрес редакции: 123459, Москва, а/я №7 Тел.: (495) 250-0207 Факс: (495) 978-7362
Copyrignt Install Pro 1999-2006
Поддержка сайта web@install-pro.ru
mrmidi.ru