АРХ МОСКВА'2002
Алексей Битус
Седьмая выставка архитектуры и дизайна Арх Москва'2002 проходила в ЦДХ
с 14 по 18 мая.
Всегда приятно посещать подобные выставки,
гордость охватывает за любимую страну - не перевелись еще умы в России и
со вкусом вроде бы все в порядке. Жаль, что выставка была сравнительно
небольшой, но, как говорится, мал да удал. Совсем не типично для нашего
журнала делать обзоры по дизайнерским выставкам, но есть один существенный
нюанс. В этот раз были представлены не только художественные и
архитектурно-дизайнерские компании, но и попадались отдельные вкрапления
по нашей отрасли. И тем более приятно, что постепенно архитекторы и
дизайнеры все больше и больше внимания уделяют динамике композиций и
проектов. И главную динамику, конечно же, придает художественная подсветка
объектов современными аппаратными средствами. Бесспорно, в основном
подсветка реализована всевозможными интерьерными приспособлениями,
светильниками и люстрами. Это не ново, и все с этим достаточно знакомы,
существует бесконечное множество способов освещения интерьеров и
архитектурных построек. Однако динамические управляемые приборы - редкие
гости на таких мероприятиях. Услышан глас осветителей, появились первые
ласточки. В новом тысячелетии, наверняка, динамическая подсветка займет
достойное место в среде художников и не будет уже так угрожающе
необъяснима и подозрительно незнакома. Многие дизайнерские формы
значительно выигрывают при грамотно скомбинированной подсветке. Оживление
структур, передача настроения, композиционная неожиданность цветовых
решений - всего этого позволяет добиться динамическая подсветка. Новые
приборы прекрасно дополняют художественные решения, обогащают дизайнерские
реализации. Художники получают великолепный инструмент, новый и
прогрессивный. Отличие архитектурно-интерьерной подсветки от
театрально-дискотечной в основном уже исчезает, но все же остается
принципиально разный подход к ее организации. Прежде всего, разница в
самой динамике. В первом случае это мягкие, плавные изменения, не
нарушающие главный принцип организации интерьеров - создание обитаемой
среды. Человек должен комфортно чувствовать себя в помещении или на улице.
Интерьер или городское освещение должно как бы дополнять, оживлять
пространство. У театрально-концертных реализаций - это прежде всего
передача настроения композиции (как правило, музыкальной), которая может
быть далеко не спокойной, а наоборот акцентной, резкой, неожиданной. Еще
характерное отличие этих видов освещения состоит в приоритетности
процессов, если у первого это только фон, второстепенность, то у второго
свет может определять всю композицию и быть на переднем плане. Такие
моменты очень важно понимать, и отступление на эту тему не случайно.
Выставка неожиданно продемонстрировала слияние отраслей, в оживленных
беседах представителей дружественных компаний разрабатывались новые идеи и
подходы к дизайну. Это явилось основной, тенденциозной чертой выставки,
что весьма примечательно. В Россию, к сожалению, торгующие фирмы еще очень
мало привозят динамических приборов интерьерной подсветки, но надеемся,
дилеры в конце концов разберутся в ситуации и наладят поставки современных
и качественных приборов. А пока лишь некоторые организации могли с
гордостью представить новейшие аппаратные средства для дизайна. Многие
идеи оформления пространства, демонстрировавшиеся на выставке, могут быть
реализованы в новых клубных проектах и в оформлении общественных и других
объектов. Кроме освещения, в небольшом количестве присутствовала
телевизионная и проекционная техника, что в комбинации с другими
средствами дает очень неплохие результаты. После просмотра понимаешь - нет
границ фантазии. И самое главное - эти воплощения вполне реальны и не было
запредельных решений, все построено на простых материалах и, безусловно,
по силам для инсталляций строительным и оформительским организациям. А это, бесспорно, очень важно.
Увлекаться красотой должны все мы, красивый дизайн, красивый прибор, качественный монтаж, самодостаточное художественное оформление, стильность - вот тезисы для оценки любого проекта. Современность, вкус, реальность, надежность, динамичность, соответствие - черты архитектуры будущего. Уют, жизнь, динамика, воздух, гармония, свет - это уже черты современных интерьеров. Наши города сложны для обитания, и только правильное понимание всех этих вещей позволит сберечь наше психологическое здоровье. Да и вообще очень обнадеживает и вдохновляет тот факт, что смежные отрасли понемногу смыкаются, а это значит, все меньше будет конфликтов на стройках и воцарит в конце концов дружба осветителей и дизайнеров, художников-оформителей и художников по свету. И построим мы вместе замечательный мир, в котором будем жить сами и передадим его новому поколению. Ух! Вот как впечатлился!
|
|