Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





 

Алексей Малинин:

Задача государства - создать условия для рынка новых технологий и услуг

Юрий Петровский

В последние месяцы обострилась перманентно протекающая в профессиональной среде дискуссия о путях развития отечественного телерадиовещания. В этом контексте симптоматичным (если не сказать, концептуальным) представляется следующее заявление, которое сделал председатель Всероссийской гостелерадиокомпании (ВГТРК) Олег Добродеев (напомним, в холдинг ВГТРК входят почти все государственные электронные СМИ, функционирующие в нашей стране): "Я абсолютно убежден, что на сегодняшний день ключевая для всей отрасли проблема - не конкуренция, не разгосударствление и не что-либо еще, а доставка телевизионного сигнала. Необходима полная модернизация всей сети на основе государственной программы развития электронных СМИ и их распространения. Причем вытаскивать надо и государственное, и частное телевидение…" Что это за госпрограмма - принята она, пишется или только замысливается, - глава ВГТРК не сообщил.

За разъяснениями наш корреспондент обратился к заместителю председателя Всероссийской гостелерадиокомпании Алексею МАЛИНИНУ.

Алексей Весьмирович, не секрет, что существует несколько, так сказать, ведомственных программ, касающихся ТВ и РВ. Г-н Добродеев имел в виду одну из них либо некий новый всеобъемлющий документ? Если речь идет о разработке новой программы, какими могут быть ее главные положения?

Прежде я должен подчеркнуть: то, о чем я здесь скажу, - это мое мнение. Но это мнение в определенной степени поддерживается руководством и ВГТРК, и Министерства по делам печати телерадиовещания и средств массовой коммуникации (МПТР).

Действительно, на сегодняшний день существует ряд так называемых предпроектных документов (я бы не стал называть их программами), созданных, как Вы справедливо заметили, в Минсвязи, в недрах ВГТРК, в Минпечати. То есть эта тема давно всех волнует. Потому что отсутствие программы, принятой на государственном уровне, как это сделано в США, в Скандинавских странах (в последних - даже на межправительственном уровне)…

…и как это делалось в СССР?

как это делалось в Советском Союзе, так вот, отсутствие подобной программы делает невозможным серьезное продвижение вперед отрасли в целом. Без госпрограммы все эти предпроектные документы не более чем декларации о намерениях.

Потому что именно правильно разработанная государственная программа создает необходимые предпосылки для инвестиций. Ведь государство само по себе в принципе не в состоянии потянуть такую глубокую, масштабную реконструкцию, которая со всей очевидностью назрела и должна быть проведена. Только на сеть распространения сигнала (я имею в виду и распределительные, и вещательные сети) потребуются инвестиции примерно в 1 млрд долл.

Однако, как мне представляется, государство не должно "единолично" инвестировать подобные суммы. Оно должно выступить инициатором вложений. Главную цель подобной госпрограммы я вижу в создании некоего инвестиционного поля; в формировании нового потребительского рынка услуг и оборудования; в рождении нового потребительского спроса. Если будут созданы благоприятные условия, государству из упомянутого 1 млрд долл. надо будет вложить предположительно 200 млн долл.

А именно, спроса на что?

Начнем с обычных телезрителей и радиослушателей. Что повлечет практически для каждого россиянина перевод всего вещания на цифровую форму? И пусть такой переход по концепции Минсвязи будет постепенным и рассчитан на длительный срок - ориентировочно до 2015 г., ясно, что он в конце концов для всех нас означает необходимость покупки нового приемника и телевизора, "восприимчивых" к "цифре". Безусловно, для очень значительной части населения это большие затраты. Однако они обещают обернуться для миллионов потребителей существенным выигрышем и многократным увеличением числа теле- и радиоканалов и улучшением качества приема.

С другой стороны, надо понимать, что перед крупными игроками на рынке - производителями бытовой аппаратуры - тем самым сразу открываются очень широкие возможности для развития своего дела. Потенциальные потребности аудитории российских электронных СМИ огромны. Сегодня в стране насчитывается порядка 90 млн телевизоров. Пока мы говорим о 50 млн телеприемников, которые необходимо будет поставить в течение некоего срока (его определит госпрограмма) на отечественный рынок. И было бы глупо не воспользоваться этой ситуацией для того, чтобы развить это производство в самой России.

Таким образом, мы убиваем сразу нескольких зайцев. Удовлетворяем спрос населения на качественно новые услуги. Расширяем рынок и создаем новые рабочие места, что в свою очередь стимулирует экономику. К тому же увеличивается налоговая база, налоги остаются в стране и могут быть использованы для развития отрасли и предоставления определенных льгот малоимущим категориям телерадиоаудиторий.

Это мы рассуждали о товарах массового спроса. Теперь что касается профессионального оборудования. Возьмем наземные эфирные передатчики. Их общее число по стране свыше 18 тыс. Мы говорим о необходимости замены и последующего обслуживания порядка 10 тыс. телевизионных и 3 тыс. радийных передатчиков. А это тоже огромный рынок, и опять же было бы непростительным упущением не развивать это производство здесь, в России. И так - по многим видам оборудования.

Практически вся техническая база наземного эфирного вещания - упомянутые передатчики, тысячи наземных спутниковых станций, примерно сотня областных и центральных радиотелепередающих центров (в просторечье - телебашен, например, Останкинская) - находится в ведении Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ФГУП РТРС). Это государственная структура. Значит, передатчики должны приобретаться на государственные деньги, равно как и все вышеперечисленное? Или возможна другая схема?

Если государство собирается финансировать эту всероссийскую сеть всегда и в полном объеме, - один вопрос. Если оно предполагает поступить, как во всем мире, где телерадиовещательные сети акционируются и получают статус коммерческих, - другой вопрос. Я считаю, что содержать такую сеть самому государству просто нет необходимости, думаю, рано или поздно и наша страна придет к необходимости акционирования этой сети.

И тут мы выходим на более широкую проблему. Полномасштабную и всесторонне взвешенную госпрограмму невозможно разработать, не имея четкой концепции - опять же на государственном уровне - развития электронных СМИ в России в целом. То есть государство должно определиться, скажем, в том, какое количество электронных средств массовой информации оно намерено содержать за свой счет. Нужно ли ему такое огромное число региональных гостелерадикомпаний? (Сейчас их - областного, республиканского, краевого и т.д. статуса - приблизительно 100. - Прим. Ю.П.). Сколько телерадиоканалов - эфирных, спутниковых, кабельных - оно в состоянии финансировать сейчас и в перспективе? С моей точки зрения, государству также необходимо более четко сформулировать свое отношение к негосударственному сектору ТВ, РВ и других массовых коммуникаций: какие технологические и тематические направления оно намечает поддерживать? Кто может рассчитывать на некие преференции? На что предполагает наложить табу либо ограничить?

Без осознания всего комплекса подобных вопросов трудно построить технологически грамотную сеть. Потому что, конечно, предназначение техники - предоставить контент зрителю и слушателю. Но, не зная, что доставлять, сложно решить, как доставлять. И сегодня как раз речь идет о разработке такой комплексной программы, в которой государство на многие годы задаст правила игры для отрасли и в то же время для себя определит меру и формы собственного участия в электронных СМИ. А под это уже будет разработана технологическая схема реконструкции отрасли. Это, несомненно, очень серьезная акция, которая должна быть рассчитана не менее чем лет на 10, пожалуй, эту программу реально осуществить, как и предполагает Минсвязи, до 2015 г. включительно.

От выполнения этой программы в первую очередь выиграет многомиллионная аудитория отечественного телевидения и радио. Ведь, как Вам известно, на сегодняшний день охват реальным вещанием зрителей и слушателей в России отнюдь не соответствует тем цифрам, которые нередко фигурируют в различных отчетах. В ряде мест вообще невозможно принимать передачи ни одного электронного СМИ. Многие мощные мегаваттные радиопередатчики молчат. Телевизионные и проводные радиосети разваливаются. Со спутниковой группировкой тоже большие сложности, она едва ли не на две трети устарела.

Следствием чего только в 2001 г. явились два крупнейших отказа в системе спутниковой связи, не так ли? В марте 20 млн телезрителей Сибири остались без ОРТ. В июне 18,5 млн жителей европейской части РФ лишились передач телеканалов "Россия" (он же РТР) и "Культура", а также радиостанций "Маяк", "Радио России" и "Юность".

У Вас верные данные. И если последствия первой аварийной ситуации Министерству связи удалось преодолеть менее чем за месяц, то во втором случае вещание до сих пор восстановлено не в полной мере. Так, по сей день в ряде населенных пунктов не принимается РТР.

Не могу Вас не спросить о судьбе спутника "Экспресс-9", который вот в эти дни, когда мы с Вами беседуем, прекращает свое существование. Между тем через него программы РТР и "Юности" транслировались на Урал и Зауралье, где их смотрело и слушало около 25 млн наших сограждан.

Да, этот спутник выработал свой ресурс и выводится из эксплуатации. Однако, поскольку такое развитие событий не стало неожиданностью, ВГТРК совместно с Минсвязи и МИТР удалось избежать отключения телевещания - были объединены две вещательные зоны, и сигнал на Урал и Зауралье поступает с другого космического аппарата. Думаю, рациональное решение будет найдено и по радиостанции "Юность".

Тем не менее нет гарантии, что аналогичные ситуации не возникнут в дальнейшем. Скажем, через год-два ожидается выход из строя спутника "Экран". Но ведь он "завязан" на 4 тыс. наземных спутниковых станций на территории Сибири, которые могут взаимодействовать только с данной модификацией космических аппаратов. А запусков новых "Экранов" не планируется. И как быть дальше?…

Ответы в основном дает разработанная под эгидой Минсвязи "Концепция развития национальной системы спутниковой связи и вещания на период до 2010 года". Она предусматривает запуск семи космических аппаратов, первый из которых стартует уже в нынешнем году. Теперь главное, чтобы намеченное выполнялось в срок и в полной мере.

Это важно и с точки зрения развития в России непосредственного спутникового вещания, по типу "НТВ Плюс". Наверное, для нашей страны с ее огромными расстояниями и зачастую далеко отстоящими друг от друга населенными пунктами такой вариант доставки телерадиосигнала во многих случаях наиболее целесообразен: прямо со спутника на антенну-"тарелку" без посредничества наземного эфирного передатчика либо дорогостоящей кабельной сети.

Но согласитесь: коль для большинства россиян проблема приобрести цифровой приемник вместо старенького аналогового, то что уж говорить еще и о покупке в довесок спутниковой "тарелки"?…

Разумеется, здесь возникает еще один вопрос - о социальном аспекте будущей комплексной госпрограммы. Если помните, был период, когда в деревнях просто так, бесплатно раздавали одно- и трехпрограммные приемники для проводного радиовещания. То была своеобразная социальная акция. Сейчас другое время и другие технологии. Тем не менее я считаю, что было бы правильно и очень важно, чтобы в рамках новой госпрограммы предусматривались средства и на производство так называемой социальной телерадиоаппаратуры, предназначенной для малоимущих слоев населения. Думаю, в рамках такого крупного комплексного мероприятия, как миллиардная государственная программа, трата, предположим, 50 млн долл. на социальные цели вполне бы себя оправдала. В этом случае и при подобных масштабах производства, мне кажется, стоимость спутникового социального комплекта (телевизор плюс приемная антенна-"тарелка") могла бы приблизиться к 100 долл.

Вашими бы устами да мед пить… Наверное, эффективным может оказаться и внедрение гибридных, спутниково-кабельных сетей?

Конечно, трудно построить универсальную систему для каждого региона. В любом случае мы будем вынуждены разрабатывать применительно к общероссийским масштабам некую гибридную схему. Но в ней, по моему мнению, основными источниками информации все-таки должны быть, с одной стороны, наземный эфир, а с другой - непосредственное спутниковое вещание. Да, у кабельных сетей, несомненно, большое будущее, широкие перспективы. И все же они - удел преимущественно крупных городов, мегаполисов, таких, как Москва, где компактно живут миллионы людей. Волоконно-оптическую линию связи не потянешь на дальний хутор или таежную заимку - дороговато станет…

Без программного продукта нет телерадиовещания. Вероятно, с переходом на "цифру" должно быть развернуто производство соответствующего контента?

Безусловно, это так. Тем более, что спрос уже есть. Во-первых, переход на "цифру", как уже отмечалось, сулит телезрителям возможность принимать большое число каналов. Во-вторых, думаю, в России нет нехватки желающих получить в свое распоряжение частоту для организации вещания.

Другое дело, что сегодня мир столкнулся с некими сложностями на этом пути - с увеличением количества программ резко сужается рекламный рынок, вернее, он размывается между каналами. И потому в отдельности каждый из них может меньше получить денег на приобретение контента.

Но тупик кажущийся. Параллельно возникает потребность в определенных тематических каналах, которые, как правило, строятся уже на коммерческой основе: хотите смотреть футбольный канал или канал мод, - пожалуйста, но за деньги. Таким образом, предполагается некий бесплатный социальный пакет программ и пакеты, формируемые по подписке, на абонентские взносы.

В каком состоянии сейчас находится процесс формирования комплексной государственной программы развития ТВ и РВ в России? Как протекает согласование различных ведомственных предпроектных документов? Кто должен их объединить и, вероятно, создать некую рабочую группу?

Мне кажется, инициатива в данной ситуации должна идти не просто снизу, а и сверху. То есть правительство могло бы дать поручение разработать такую программу, и тогда первыми инвестициями бы стали государственные вложения в формулирование этого документа. Это серьезный, объемный труд, который требует привлечения научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, научно-производственных объединений и т.д. Поэтому первоначальный этап - это именно поручение президента или правительства и выделение целевого финансирования на разработку такой программы. Делать это, на мой взгляд, нужно на стыке Минсвязи и МПТР. И, безусловно, при непосредственном участии ВГТРК как органа, управляющего всеми государственными электронными СМИ. РТРС по определению тоже должна участвовать в этом процессе.

Определенная работа, насколько я знаю, уже ведется. Образована междуведомственная комиссия министерств связи и печати. Однако далеко не все получается так споро, как хотелось бы. Думаю, в ближайшее время должны произойти некие события, которые ускорят этот процесс.  

Наверх

Адрес редакции: 123459, Москва, а/я №7 Тел.: (495) 250-0207 Факс: (495) 978-7362
Copyrignt Install Pro 1999-2006
Поддержка сайта web@install-pro.ru
mrmidi.ru