|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практические аспекты проектирования и оснащения ТВ-павильоновО.Р. Лубенченко Телевизионным (ТВ) павильоном, или студией, обычно называют отдельное специально сконструированное помещение для проведения из него телевизионных трансляций либо организации в нем видеосъемок. Для упрощения применяемой терминологии далее в статье используем слово "павильон". В статье рассматриваются основные аспекты проектирования и оснащения павильонов с точки зрения многолетней практики нашей компании по выполнению таких работ на территории РФ и стран СНГ. Цель статьи - помочь избавиться от ошибок и недочетов, устранение которых на этапе эксплуатации объекта может вылиться для заказчика в капитальную реконструкцию павильона. Данный материал будет полезен как организациям, заказывающим проектирование и оснащение павильона, так и ген- и субподрядным организациям, работающим с такими объектами. Можно вести много дискуссий на тему, какой вид примет павильон в будущем при радикально меняющихся сегодня технологиях телевидения и аудиовидеопроизводства. Но очевидным остается факт - без человеческого участия в кадре аудиовидеопродукция и телетрансляция не смогут обеспечить их создателям высокие рейтинги и выгодные каналы сбыта. Иными словами, востребованность павильонов на рынке производства различных программ и телетрансляций с последующим их сбытом и распространением существует и будет существовать. Размеры и пропорции павильонов, конечно, могут меняться в зависимости от технологий. Возьмем для примера виртуальные студии. Сегодня здесь нужны декорации только первого плана (например, как столы и кресла ведущих в телепередаче Дмитрия Диброва "Ночная смена", ОРТ). Крупногабаритные декорации (так называемый второй план) в виртуальных студиях генерируются мощными графическими станциями. В настоящее время такие павильоны могут размещаться на самых малых площадях. Так, корпорация FOR-A декларирует, что для их 2D/3D виртуальной системы Digistorm достаточно площади 3 x 3 м [1]. На стадии замысла (первоначальное планирование)Трудно, конечно, представить, что идея "Нужен павильон!" случайно осеняет вас в какой-нибудь из прекрасных солнечных дней. Такие решения спонтанно не принимаются. Строительство нового павильона или модернизация имеющегося - мероприятие, крайне затратное по ресурсам. Прежде чем принять решение о задействовании всех нужных для проекта ресурсов (финансовых, технологических и человеческих), необходимо нарисовать для инвестора некую реальную картину будущего. Формальными документами такой комплексной оценки являются предварительное технико-экономическое обоснование (ПТЭО) и затем бизнес-план. Собственно уже на стадии ПТЭО инвестор (и неважно, кто выступает в его роли - ваша организация или привлеченная финансовая структура) может определить, насколько привлекателен проект с финансовой точки зрения [2]. Инвестиции в павильон могут быть как ограниченными, так и достаточными. Конечно, вне зависимости от ответа на самый важный в процессе планирования вопрос: "Какой объем денежных средств возможен для проекта", требуется вкладывать деньги и усилия эффективно. И все же определяйте свои потребности точнее, исходя из реальных возможностей. Рекомендации в помощь первоначальному проектированию павильонаВ самом начале планирования павильона ответьте на ряд принципиальных вопросов, которые помогут выстроить весь алгоритм дальнейшей работы над проектом. Типичными, требующими ответов уже на стадии планирования павильона, являются следующие вопросы:
На стадии первоначального планирования можно учесть, что размещение оборудования контрольных аппаратных в специально приспособленном автомобиле (ПТС) - это еще одна альтернатива для обеспечения большей мобильности вашей съемочной техники и возможность управлять съемкой в павильоне в случае необходимости. И еще, ПТС в качестве комплекса контрольных аппаратных павильона может рассматриваться как попытка сэкономить бюджет проекта. На стадии планирования строительно-монтажных работИтак, на стадии первоначального планирования вы проработали все вопросы. Пора приступить к детальному планированию объекта. Вопрос "Где следует расположить павильон?", безусловно, важен для планирования строительно-монтажных работ (СМР). Будет ли павильон частью телекомпании либо крупного рекламного агентства или он должен быть приближен к потребителю. А может, павильон будет обслуживать большое количество потребителей через связь по кабелям или "радиорелейке"? Крайне трудно найти подходящее здание или подходящее под застройку пятно в нужном месте. Но не важно, будет ли павильон строиться под определенные задачи или это просто реконструкция старого здания (перепрофилирование), главный фактор, который следует держать в голове, - это высота потолка, необходимая и достаточная для павильона. Независимо от того, есть ли возможность свободного выбора места расположения павильона или нет, должны быть учтены риски нарушения звукоизоляции. Находящиеся в опасной близости шоссе, железная дорога, аэропорт, мощный радиопередатчик могут вызвать серьезные интерференционные проблемы. При планировании СМР надо учитывать возможность будущего расширения. Хотя и бизнес-план под проектирование, строительство, оснащение и эксплуатацию павильона должен быть реальным, ваша философия должна быть оптимистичной. Постарайтесь предвидеть, где в перспективе возможны расширения: будут ли это дополнительные площади павильона либо вообще дополнительный (новый) павильон и т.д. Проблемы планирования контрольных помещений и выбора технологического оборудования в данной статье не рассматриваются в виду ее ограниченных объемов, а также большого разнообразия возможных решений. Отметим только следующее:
Не забудьте, что потребности производства могут меняться от одной программы к другой. Для удовлетворения вполне типовых потребностей производства большого спектра программ необходим целый комплекс различных помещений, оборудования и соответствующих специалистов. При проектировании павильонов это если и учитывается, то очень часто поверхностно. При планировании производственных мощностей "постпродакшн", которые ранжируются от простейшего двухпостового линейного монтажа до мощных гибридных аппаратных с графическими станциями и массивами хранения данных, не забудьте учесть аппаратные звукового дубляжа, необходимые как для работ в режиме "постпродакшн", так и для работ в режиме студийного производства. Конструктивные особенности павильона При планировании СМР не забывайте, что павильон должен обеспечивать пространство, которое позволяет выполнять все производственные операции с достаточным комфортом и абсолютной безопасностью. Когда планируется павильон или когда подыскивается подходящее для павильона здание или помещение, необходимо рассмотреть следующие факторы. Площадь и пропорции Типоразмеры павильонов по габаритам разделяются на три группы: большие, средние и малые [3]. Требуемая площадь павильона зависит от видов производства, которые будут осуществляться в данном павильоне. Пропорции павильона (прежде всего "ширина/длина") важны для больших павильонов, и если вы рассчитываете использовать максимально возможные площади, то теле- или видеокамеры на штативах, пьедесталах, тележках и кранах, а также микрофоны на стойках и "журавлях" должны легко покрывать территорию павильона. Соотношение ширины к длине должно быть в пределах от 1:1,1 до 1:1,5. Предпочтительнее всего, когда эта пропорция близка к 1:1,3. Отношение 1:1 нежелательно, так как оно создает предпосылки для неудовлетворительных акустических свойств помещения. Рекомендуемые относительные размеры павильонов и их использования показаны в таблице (см. "Install Pro", 2000, N№ 6(8), с.55, табл. 3). Часто при планировании павильона его конструкционная высота - игнорируемый фактор, особенно когда в павильоны конверсируются какие-либо помещения уже существующих зданий. Между тем рассчитать необходимую строительную высоту павильона достаточно просто, если учесть его будущие эксплуатационные характеристики. Минимальная требуемая высота определяется через рассмотрение:
Пол, стены и потолок Конечно, ситуации, когда все телекамеры, "герои в кадре" и технический персонал в павильоне абсолютно статичны, на практике абсолютно нереальны. Значит, все внутренние поверхности павильона должны учитывать динамику производственного процесса, происходящего в нем. Кому-то может показаться странным, но из всех поверхностей павильона пол - это самый важный и сложный строительный элемент, так как к нему предъявляется множество требований, которые порой являются взаимоисключающими. Пол павильона должен быть:
По тонкому полу телекамеры достаточно плавно двигаться не могут, поэтому при сооружении пола в павильоне укладывается множество слоев, как в многослойном пироге (рис. 1 и 2).
Постарайтесь предусмотреть разметку пола и стен павильона. В процессе планирования программ и их производства такая разметка поможет аккуратному позиционированию сценического оборудования и значительно облегчит сценарную разработку. Обычно стены маркируются отметками через регулярные интервалы (полметра или метр), а пол маркируется легкими метками, создавая своими пересечениями справочную решетку. Доступ В идеале павильон должен находиться на уровне земли для легкого доступа внутрь него разнообразного сценического оборудования и реквизита. Главный вход или въезд не должен иметь рамп, бордюров и ступеней. Студийные двери должны быть большими, толстыми и тяжелыми, чтобы одновременно обеспечить легкий доступ и достаточную звукоизоляцию. Для повышения пожарной безопасности и просто для удобства актеров и технического персонала в дополнение к большим, но тяжелым воротам (дверям) при планировании СМР в проект павильона закладываются меньшие по размерам легковесные двери, но также звукопоглощающие. В любом случае обеспечьте в павильон простой, комфортный и безопасный доступ. Электропитание и освещение Потребности электропитания рассчитываются в основном из потребностей осветительного оборудования, которое забирает на себя основные мощности. Расчеты необходимо вести из потребности создать освещенность 500 - 800 лк на 1 м2 сценической площадки павильона. Конечно, павильон требует сетевых выводов для подключения студийного оборудования: мониторов, суфлеров, микрофонных усилителей и т.д. Но в своих расчетах не забудьте и про различное электрическое оборудование, используемое в производстве программ. Для всех возможных вариантов "запитки" устройств, требующих электропитания от сети переменного тока, рекомендуется иметь сетевую проводку по периметру павильона, скажем, с розетками интервалом через 3 - 4 м. Если ожидается, что производство программ будет включать использование мощного оборудования для демонстраций (генераторы, стиральные машины, СВЧ-печи и т.д.), тогда обеспечьте мощные выводы (15 - 30 А или даже трехфазное электропитание). Когда производственный свет не используется, павильон все равно должен освещаться эффективно, например, чтобы перемещать оборудование и реквизиты, приводить в движение такие сценические возможности, как подымающаяся или вращающаяся сцена и т.д. Этот дополнительный свет должен отключаться как из павильона, так и с осветительной консоли, расположенной в одной из контрольных аппаратных. Также необходим так называемый третий контур освещения - экстренная осветительная система, которая обычно включает в себя освещенные таблички выхода, автоматически переключающиеся на питание от батарей, если отключается основное питание. Большинство павильонов требует подачи газа, холодной и горячей воды. Для таких применений, как приготовление пищи, химические эксперименты, сценические эффекты (бассейны, водные ситуации и т.д.), павильон должен иметь эффективную дренажную систему. Для отдельных программ в павильоне вполне уместен сжатый воздух. Предусмотрите стационарный компрессор, так как он, к сожалению, является еще и мощным генератором шума и вибрации, необходимо будет подумать и о защите от этих вредных воздействий. Акустика павильона В павильоне происходит работа не только с изображением, но и со звуком. Для качественной звукопередачи и звукозаписи при строительстве павильона требуется решить две задачи:
Звукоизоляция от внешних шумов Вполне очевидно, что павильон должен быть хорошо изолирован от внешних шумов. Хорошая звукоизоляция относительно дорога (100 - 400 долл. на 1 м2 в зависимости от качества используемых материалов и СМР). К счастью, в попытке уменьшить уровень шума, забираемого извне павильона, есть некая граница. Эта нижняя граница - фоновый шум павильона, внутренне генерируемый, например, вентиляторами камер, двигателями объективов и сервоприводов, вентиляцией павильона и т.д. Рекомендуемый уровень фонового шума павильона, а значит, и шума, происходящего снаружи павильона, находится в диапазоне 30 дБ. Помимо шума, рожденного оборудованием павильона, в павильоне есть два типа шумов, генерируемых внешне. Первый - это структурный шум, т.е. звук, рожденный конструктивом здания, где расположен павильон. Основной составляющей структурного шума является вибрация, поступающая через конструкцию здания, по трубопроводам и т.д. Такая акустическая интерференция обычно является дорогой в плане ее устранения уже после выполнения СМР [3]. Хороший первоначальный дизайн здания и павильона, а также планирование СМР - гарантия добиться удовлетворительной звукоизоляции. Там, где структурно рожденный шум неприемлем, единственная возможность остановить его - это выключить источник этого звука во время записи или трансляции. В некоторых случаях отдельное оборудование (например, компрессоры воздуха) нужно разместить на вибропоглощающих основаниях, чтобы вибрация передавалась строительным конструкциям здания в меньшей степени. Второй тип шумов - шум, рожденный в воздухе. От такого шума часто можно избавиться или значительно уменьшить его за счет обеспечения всех дверей павильона магнитными присосками по их периметру. Любые окна в павильоне должны быть двух- или даже трехслойными. Расстояния между слоями в таких окнах должны быть более широкими, чем используются для обычных термоизоляционных окон. Минимум 150 мм между соседними слоями стекла. Если данное требование невозможно соблюсти, по всему периметру должны быть прикреплены тяжелые затворы с хорошими присосками. Основное правило: чем массивнее элемент, тем лучше звукоизоляция от шума, рожденного в воздухе. Хотя в некоторых случаях могут быть эффективны специально сконструированные легковесные многослойные конструкции. Звук также может "утекать" (просачиваться) через маленькие апертуры (дырки), поэтому при планировании СМР следует предусмотреть изоляцию щелей на всех дверях и окнах. Помните, если павильон после его строительства или модернизации будет иметь проблемы с проникновением воздушных шумов, вам предстоит аккуратно исследовать помещение на предмет обнаружения отверстий (в особенности, все входные точки для проводки кабелей, водных и канализационных труб и т.д.) для их последующей эффективной заделки. Также источником шума могут быть вентиляционные системы павильона, если они плохо спроектированы. В таком случае их придется отключать во время съемок или трансляции. Если коротко, то хорошая вентиляционная система должна иметь большое сечение вентиляционных воздуховодов, так чтобы звук в них двигался относительно медленно. Повороты в разводке вентиляционных воздуховодов должны быть с большим радиусом, чтобы уменьшить турбулентность, а внутренние их стенки могут иметь встроенный звукоабсорбирующий (звукопоглощающий) материал. Акустика павильона Акустический резонанс - возникновение звуковой стоячей волны между параллельными непоглощающими плоскостями. Характер звука, "собираемого" микрофоном, зависит от того, как он располагается по отношению к таблице интенсивности этих стоячих волн. Акустического резонанса можно избежать рассеиванием звука. Это обычно достигается внесением продуманных неровностей (так называемых пилонов) в соответствующие поверхности таким образом, что звуковые волны рассеиваются в процессе отражения. Стоячие волны обычно не являются серьезной проблемой в правильно сконструированных павильонах, так как абсорберы (поглотители) на стенах и на потолке хорошо уменьшают отраженную энергию звуковых волн. К тому же дополнительное рассеивание обеспечивается за счет присутствия технического оборудования, сценического реквизита и людей в павильоне. Однако "стоячая волна" может случиться даже при правильной "организации" стен павильона, например, когда комплект декораций включает в себя твердые параллельные плоскости. В этом случае запись звука в пределах этих декораций может быть низкого качества. Наилучшее решение здесь - видоизменить декорации. Противоположные поверхности располагаются в непараллельных плоскостях и выполняются из материала с малыми коэффициентами отражения, например мягкий брезент вместо, скажем, твердого пластика. Время реверберации - важный показатель качества СМР, выполненных в павильоне, так как оно значительно влияет на финальное качество звука. Поэтому обязательно закладывайте в планируемые СМР расчеты времени реверберации павильона. Помните, если время реверберации слишком короткое, звучащая речь кажется сухой (мертвой, ненасыщенной), а музыка теряет теплоту и прозрачность. Слишком большое время реверберации, однако, наполняет речь эхом и делает ее удаленной. При планировании СМР с учетом реверберации рекомендуем нацеливаться на то, чтобы сделать время реверберации павильона достаточно малым, так как реверберация всегда может быть добавлена искусственно на выходе звукового тракта павильона (так называемая активная реверберация посредством использования электронных ревербераторов), но никогда не может быть уменьшена без вмешательства в конструктив помещения. Однако сделать павильон подходящего размера с очень малым временем реверберации трудно, особенно, если пол твердый и поэтому не поглощает звук. Один из вариантов борьбы за "малую реверберацию" - "обрезиненный" пол, еще называемый наливным. Рекомендуемое время реверберации для больших павильонов находится в диапазоне 0,7 - 1,1 с, для малых павильонов - в диапазоне 0,3 - 0,5 с [4]. На практике малый павильон реализовать труднее, тем более если вы рассчитываете работать в нем и с речью, и с музыкой. На стадии СМР и оснащенияОт идеи создания павильона до оформления планов в виде ПТЭО, как показывает опыт, проходит в среднем от одного до четырех месяцев. Но прежде чем перейти к практической стадии реализации проекта - СМР и оснащению павильона оборудованием, - вам придется ознакомиться еще со множеством нюансов. Данная статья затронула лишь некоторые из них. Если вы хотите реализовать проект строительства (реконструкции) и эксплуатации павильона как коммерчески выгодный, обратите внимание на все нюансы и постарайтесь учесть все строительные аспекты в тесной связи с экономическими и технологическими факторами. Основные практические аспекты дизайна и систем вентиляции павильона и АСБ будут рассмотрены в последующих статьях. С конкретными вопросами вы можете обратиться к автору статьи через редакцию журнала… Литература
|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|