Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





 

Нам пишут…

Алексей Битус

В конце прошлого года к нам в редакцию пришло письмо из г. Новомосковск Тульской обл. следующего содержания:

Здравствуйте, дорогая редакция!

Большое спасибо за подписку журнала, который помогает в каждодневной профессиональной деятельности.

Приобрели свет с DMX-управлением, все работает безукоризненно, по вашим консультациям и публикациям была подобрана оптимальная установка всех приборов. Лично рассчитав нагрузку, которая и так является смехотворной на каждый прибор, был выбран кабель и сечение питающего фидера.

Госинспекция наотрез отказалась дать разрешение на использование, мотивируя полным нарушением техники безопасности. После капитального ремонта зала потолок выполнен из гипсокартона. Инспекция предложила каждый силовой кабель уложить в трубу, и никакие расчеты не могут их убедить, как это будет выглядеть, если к каждому прибору будет идти труба, будет хитросплетение труб, тут не до дизайна.

Пришлите, пожалуйста, рекомендации, марку кабеля, расчеты, способы, которые помогли бы разрешить эту проблему. Нагрузка на каждый прибор 0,5 кВт.

С уважением, ваш постоянный подписчик

С.В. Попов

Прокомментировать это письмо мы попросили нашего постоянного автора инженера-инсталлятора Алексея Битуса.
Уважаемый Сергей Попов!
Вопрос, затронутый вами в письме, очень актуален, и мы решили ответить на него через журнал, и более расширенно. Я уверен, что многим нашим читателям будет небезынтересно разобраться и упорядочить знания по технологии, нормам и правилам установки электропроводки применительно к нашей деятельности. Безусловно, каждый инженер знаком с такими аббревиатурами, как СНиП и ПУЭ, но в силу некоторого несовершенства этих норм, порой довольно трудно подобрать необходимый пункт для обоснования того или иного технологического решения при установке электропроводки на "шоу"-объектах. Самый простой способ найти в сводках нормативов более-менее похожую статью и использовать ее в дальнейшей проектно-расчетной работе. Итак, разложим задачу на составляющие.

  • То, что при расчетах и проектах надо опираться на нормативы и стандарты, я надеюсь, ни у кого сомнений не вызовет. В первую очередь необходимо выбрать нужный пункт из СНиП и ПУЭ, ссылку на которые можно найти в строительных и промышленных книгах (например, брошюра "Электропроводка", М., Траст Пресс, 1999 или справочник по монтажу электропроводок, М., "Высшая школа" 1991, и т.д.) либо в Internet на сайте www.0-1.ru.
  • Чтобы выбрать подходящий раздел, необходимо четко установить категорию и тип помещения. Для нас больше всего подходит следующая категория: зрелищные предприятия, клубные учреждения и спортивные сооружения (ПУЭ глава 7.2)
  • В соответствии с предыдущим пунктом надо определиться со способом установки электропроводки (наружная, внутренняя, скрытая, навесная и т.д.).
  • Исходя из всех этих процедур, выбирается способ крепления проводов и их тип.

Приведем несложный пример такого подхода. Пусть необходимо установить электропроводку для питания осветительного оборудования в клубе, расположенном в сухом подвале с высотой потолков 4 м. Осветительное оборудование размещается на подвесной трубной конструкции (фермах). Между подвесной конструкцией и потолком установлен стандартный фальшпотолок, собранный из панелей 60х60 см. Между потолком и фальшпотолком расстояние 500 мм. Согласитесь, очень знакомая ситуация. Согласно существующим СНиП (например, СНиП 3.01.04-87, имейте в виду, эти нормативы периодически изменяются и правильнее отслеживать их изменения в Internet) наш объект попадает под категорию и тип помещения для общественного пользования, сухой подвал. Смотрим ссылку "Открытые электропроводки". В этом разделе (как правило, это таблицы) видно, что кабели в неметаллической и металлической оболочках, а также, провода защищенные и незащищенные одно- и многожильные, в помещениях всех видов можно устанавливать непосредственно на поверхности стен и потолков, на струны, полосы и другие несущие конструкции.

Однако это правило действует для обычных помещений, а нам интересны общественные сооружения. Кроме того, необходимо учитывать использование в таком случае многопроводной системы питания, зависящей от количества каналов групп приборов. Грамотнее всего технологически разместить проводку в кабель-каналах непосредственно на подвесной конструкции (или фермах), не трогая потолка, но иногда дизайнеры резко против этого варианта. Процитирую главу 7.2.54 ПУЭ:

7.2.54. Электропроводки в пределах сцены (эстрады, манежа), в кинопроекционной, перемоточной, зрительных залах с количеством мест 800 и более, театров, концертных залов, цирков, клубных учреждений, дворцов и домов пионеров, спортивных сооружений должны выполняться в стальных трубах.

На потолке (между основным и фальшпотолком) проводку, таким образом, правильно (согласно нормативам) устанавливать в трубах, ничего не поделаешь. Тип проводки, бесспорно, должен быть - медный провод, в двойной ПХВ или резиновой изоляции. Крепление трассы (трубы или металлорукава с проводами) можно осуществить непосредственно к конструктивным элементам крепления фальшпотолка, как правило, это металлические стержни.

Обратимся к письму:

"Госинспекция наотрез отказалась дать разрешение на эксплуатацию объекта, мотивируя полным нарушением техники безопасности. После капитального ремонта потолок выполнен из гипсокартона. Инспекция предложила каждый силовой кабель уложить в трубу, и никакие расчеты не могут их убедить, как это будет выглядеть, если к каждому прибору будет идти труба, будет хитросплетение этих труб, тут не до дизайна…".

Вот такая банальная, до боли знакомая проблема. Как быть в подобном случае? Попробуем разобраться. Вроде бы, исходя из приведенных рассуждений, инженер все сделал без явных нарушений и в пределах установленных нормативов. Но и госинспекцию нельзя каждый раз подозревать в излишней придирчивости, сейчас государственные службы понемногу склоняются к грамотной и объективной оценке инженерного труда. Достаточно вспомнить тот факт, что большой процент пожаров на объектах происходит по вине монтажных организаций, пренебрегающих нормативами. Где же тут правда, и кто, собственно, прав? Вся трудность в том, что до сих пор не уточнена нормативная документация для объектов развлекательной индустрии среднего размера, к которым относятся клубы и дискотеки, рестораны и бары. Единственно, что совершенно ясно, эти помещения именно общественные и требования к электропроводке должны быть обязательно обоснованно нормативны. Порядок в этом вопросе пока существует только для объектов типа концертного зала или театра. Но и тут есть спорные моменты. Например, почему открытая (софитная) электропроводка на сцене должна прокладываться кабелем в резиновой изоляции. Ведь всем известно, что такая изоляция со временем сильно окисляет медные проводники, нарушая токопроводимость, что в итоге приводит к потере контакта. Причем этот физический процесс лавинообразный, чем хуже контакт, тем больше нагрев проводов, а значит, процесс окисления ускоряется, что в свою очередь еще больше ухудшает проводимость. А при горении резина выделяет тоже далеко не полезные вещества, да и дыма от нее хватает вполне. Давно пора ограничить и пересмотреть использование проводов в резиновой изоляции на подобных объектах. Но как говорится, сие не нам решать.

Вернемся же к нашей ситуации. Я нашел строку в справочнике электрика о том, что не рекомендуется использовать в общественных зданиях, особенно предназначенных для массовых посещений, для прокладки проводки ПХВ-материалы, которые при возгорании выделяют ядовитые испарения. Правильно использовать металлические трубы или металлорукав. Это, бесспорно, хорошо бы, но не всегда получается. Опять приведу выдержку из ПУЭ:

7.2.55. Для линий постановочного освещения в отступление от требований в гл. 2.1 допускается прокладка в одной трубе до 24 проводов.

Количество проводов может быть значительно больше, особенно при установке сценического театрально-концертного оборудования. В этом случае система превращается в монстроподобного спрута, в чем конечно, Вы правы, и ни один дизайнер не согласится на это. Мы не имеем права пренебрегать техникой безопасности, но и не учитывать пожелания проектировщиков и дизайнеров также неправильно. Самым верным поступком будет полное согласование проекта со всеми службами строительства. А Вам, Сергей Викторович, можно порекомендовать следующий выход из положения. Прежде всего, необходимо найти ссылки, утверждающие данный способ проводки кабеля в нормативных документах. А для полной уверенности со всех сторон изменить прокладку проводки по такой схеме.

  • Все проводники (в нашем случае это ПВС 2,5 мм2 в двойной изоляции) упаковать в жгуты, стянув их фашетами.
  • Жгут уложить в металлический канал, установленный на фальшпотолке или закрепленный к потолку (если есть пространство между фальшпотолком и самим потолком) к элементам потолочной конструкции, или закрепить хомутами непосредственно к бетонному потолку.
  • В места максимального перегиба кабеля дополнительно надеть изоляционную трубку (можно даже металлорукав).
  • То же самое можно проделать в местах выхода кабеля к приборам.
  • Очень хороший способ, если возможен, уложить весь провод в полихлорвиниловый кабель-канал, установленный на подвесной конструкции (фермах), это понравится любому пожарному.
  • И, наконец, самый радикальный способ: проложенный по потолку кабель можно в последствии покрыть специальным негорючим составом-краской (о нем прекрасно осведомлены все строители), что навсегда снимет все вопросы у госинспекции, хотя такой способ весьма экзотичен.

Что касается варианта прокладки кабеля открыто, то в принципе это допустимо, но, еще раз позволю себе напомнить, только для необщественных зданий и помещений. Поэтому убедить госинспекцию в правильности такого варианта будет сложно. Хотя, если честно, на различных монтажах неоднократно наблюдал, как укладывают кабель многие, вполне профессиональные осветители и строительные организации. Очень долго бытовало мнение, что если проводка прокладывается за фальшпотолком кабелем с двойной изоляцией, это вполне допустимо. ПУЭ, на которые я сейчас ссылался, были датированы 1980 и 1983 г., т.е. достаточно свежие. Что поделаешь, правила, есть правила, надо приспосабливаться.

Дать другие рекомендации, не имея подробного описания конструкции объекта, к сожалению, не могу, именно поэтому они имеют традиционно-универсальный характер. Вот еще несколько полезных ссылок на ПУЭ, которые могут пригодиться.

7.2.56 Линии, которые питают осветительные приборы постановочного освещения, размещаемые на передвижных конструкциях, следует выполнять медным кабелем или гибкими изолированными медными проводами в шлангах. Допускается применение шлангов из брезента при сечении проводов не более 25 мм2.

7.2.58. Переходы от неподвижной электропроводки к подвижной следует выполнять через электрические соединители (или коробки зажимов), устанавливаемые в доступных для обслуживания местах.

Хочу еще не только Вам, Сергей, но и всем инженерам-инсталляторам предложить несколько полезных советов по предоставляемой комиссии и эксплуатационным службам необходимой документации. Полный перечень документации можно найти в СНиП, ПУЭ и на соответствующем сайте.

Тем не менее самые важные документы, которые сопровождают проект, перечислю:

  • электротехнический проект, включающий схему питания приборов и прокладки электрических трасс;
  • расчет нагрузки поканальный и полный;
  • схема ВРУ или силовых шкафов;
  • кабельный журнал;
  • схема трасс управления;
  • расчет весовой нагрузки на систему подвеса оборудования;
  • обоснование выбора материалов (изолирующих, установочных, соединительных, электропроводящих, и т.д.);
  • дизайн-проект или техническое задание, согласованное с заказчиком;
  • сертификаты на электроизоляционные материалы и элементы подвеса;
  • инструкция по эксплуатации комплекса для эксплуатационных служб.

По второй части письма могу привести типы наиболее часто используемых проводов и материалов в проектах подобных площадок.

У каждой инсталляционной фирмы есть свои технологические секреты и любимые материалы, ибо процесс монтажа и проектирования суть процесс творческий, я позволю себе порекомендовать материалы, исходя из собственного опыта.

Для монтажа оборудования на подвесных конструкциях чаще всего использовался провод одножильный, медный, гибкий типа ПВ 3, его можно очень аккуратно и эстетично уложить в полихлорвиниловые кабель-каналы, установленные непосредственно на подвесной конструкции (о способе такой прокладки кабеля я писал ранее в "Install Pro").

Для монтажа на потолке открытой проводкой использовался обыкновенный ПВС или ему подобные провода в двойной изоляции. Устанавливали их способом, описанным выше, и вроде бы никаких проблем с госинспекторами пока не было. Очень часто для усиления электро- и пожаробезопасности использовали сертифицированный ПХВ-рукав, который крепился к потолку хомутами. Все ответвления на трассе реализовывались через распределительные коробки, это достаточно эстетично и грамотно. Наиболее удобное сечение кабеля - 2,5 мм2. Этот выбор обоснован тем, что на подобный провод можно "навесить" безболезненно порядка 3 кВт нагрузки при погонных расстояниях не более 100 м, что согласитесь, неплохо, всегда есть потенциальный запас по сечению. Кроме того, провод такого сечения механически прочен и это немаловажный фактор. Так что, экономить на сечении себе дороже. Расчеты размеров кабель-каналов и рукавов также приведены в предыдущих номерах "Install-Pro".

В заключение хочу привести таблицу с указанием типов проводов и их применения.

Это далеко не все варианты. Я не говорил об алюминиевых проводах, так как их использовать в рассматриваемых инсталляциях не рекомендуется. И не отмечал группы строго специализированных изделий, которые у нас также не применимы.

Еще одно добавление. Имеется очень занимательная компьютерная программка LD Calculator, которую можно легко скачать с сайта www.paul-pelletier.com. Она элегантно рассчитывает не только сечение кабеля в зависимости от нагрузки, длины и прочих параметров, но и весовые нагрузки, имея в банке данных большое количество приборов разных фирм. Есть возможности графических иллюстраций расчетов. При всем при этом она занимает крайне мало памяти.

Повторять же все необходимые расчетные формулы и выкладки, приношу свои извинения читателям, я не буду, так как все они были в "Install Pro", 1999, N№1 и 2, 2001, N№12.  

Наверх

Адрес редакции: 123459, Москва, а/я №7 Тел.: (495) 250-0207 Факс: (495) 978-7362
Copyrignt Install Pro 1999-2006
Поддержка сайта web@install-pro.ru
mrmidi.ru