Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





 

Эволюция кинозвука. Технология Dolby

(история, факты, комментарии)

Игорь Киселев, генеральный директор ООО "Кино Проект Инжиниринг", к.т.н., действительный член Британского кинематографического общества BKSTS (The British Kinematograph, Sound and Television Society)

Использование многоканальной передачи звука в кино и домашнем видео стало стимулом развития качественно новых технологий и профессиональной звуковой аппаратуры. Принципиальное изменение звука как составляющей части кино и реальное "погружение" зрителей в мир поразительных звуковых эффектов - результат более чем 20-летнего опыта работы специалистов Лаборатории Долби (Dolby Lab.), основной задачей которой является максимальное приближение зрителей к творческому замыслу режиссера, реализованному в студии звукозаписи.

В настоящее время по технологии Dolby произведено около 11 тыс. фильмов, более 200 студий звукозаписи в 43 странах мира используют оборудование Dolby. Несколько тысяч дублированных кинокопий создано с применением технологии Dolby. Формат Dolby SRoD-EX признан самым быстрорастущим форматом в кино и индустрии звукозаписи. В 2000 г. Лаборатория продала свыше 4600 адаптеров Dolby SA10.

Цель этой публикации - ознакомить специалистов в области кинопроката с развитием современных технологий в кинозвуке. Надеемся, материал окажется полезным в момент принятия решения о модернизации вашего кинотеатра и выбора копий для проката.

Оптический звук

Фотографическая, или "оптическая", звуковая дорожка - первый способ воспроизведения звука на кинопленке, который во многих странах остается актуальным и по сей день.

Непрозрачная смежная с изображением область кинопленки содержит фотографическую (академическую) фонограмму в виде звуковой дорожки, ширина которой изменяется в соответствии с изменениями звука (рис. 1). По мере воспроизведения копии через кинопроекционную установку световой луч лампы кинопроектора, проходя через фонограмму, передает изменения на фотоэлемент, преобразующий световой сигнал в электрический. Этот сигнал усиливается, обрабатывается с помощью фильтров и преобразуется в звуковой.

Оптический звук имеет ряд преимуществ, которые определили его универсальность. Прежде всего, это экономичность при производстве, так как оптическая фонограмма печатается на пленке вместе с изображением. Во-вторых, срок жизни звуковой дорожки такой же, как и изображения, и может быть достаточно долгим. И наконец, оптическая считывающая головка, установленная в проекторе, экономична и проста в обслуживании.

Впервые совмещение изображения и звука было продемонстрировано в некоторых фрагментах фильмов в конце 1920-х гг. К середине 30-х "говорящие" актеры стали обычным явлением в кино и многие тысячи театров были в короткое время оснащены оборудованием считывания оптической звуковой дорожки. Хотя эта технология и не была лишена недостатков, быстрое ее признание и количество реконструированных кинотеатров не позволило заниматься модернизацией систем звукозаписи, в то время как новые разработки появлялись почти ежедневно.

Экономика проигнорировала технический прогресс

Ярким примером "оборотной" стороны технологического бума является развитие в те годы технологии громкоговорителей. Первые громкоговорители для кино имели очень плохую частотную характеристику. Однако реально их качество улучшилось только через несколько лет, поскольку все инженеры-акустики были слишком заняты снабжением и технической поддержкой кинотеатров первыми установками и физически не имели времени заниматься развитием этой технологии.

В связи с этим студии звукозаписи находились в двойственном положении. Как быть? Повышать качество записи в расчете на новые разработки или добиваться улучшения фонограммы, приспособленной для воспроизведения на имеющихся старых установках? Делать две версии фильма для киностудий было экономически невыгодно. И это определило ответ - приспособить звуковые дорожки к старым киноустановкам и существующим звуковым системам.

Чтобы предупредить возможные проблемы совместимости фотографической фонограммы для киноустановок различных производителей, в конце 30-х гг. де-факто был принят метод стандартизации, регламентирующий требования к воспроизведению звука в театрах, который сегодня известен как "Академия". Владельцы кинотеатров и операторы студий звукозаписи получили инструмент, с помощью которого они могли определить качество звука в театре, какое оборудование нужно установить и как подготовить фонограмму для кинопоказа. Результатом этого стала система надежной записи и воспроизведения, сделавшая приемлемым показ практически любого фильма в любом кинотеатре мира. Однако она не позволяла внедрять в индустрию новые разработки, кроме тех, которые уже существовали в 30-х гг.

Тем не менее даже с этими ограничениями в течение довольно длительного времени оптический звук в кинотеатрах являлся эталоном качества и намного превосходил звук домашних проигрывателей и радио.

В конце 60-х начале 70-х гг. на рынке звукозаписи и звуковоспроизведения появились стереосистемы класса hi-fi. Кинозрители смогли "почувствовать" разницу между тем, что они слышат дома и в кинотеатре...

Магнитный звук

В конце 1950-х гг. был разработан новый (альтернативный фотографическому) метод звукозаписи на кинопленку. После печати изображения на кинопленку наносились тонкие полосы оксида металла, подобные магнитной ленте звукозаписи (рис. 2). Звук записывался на магнитные полосы в реальном времени. В кинотеатре фильм воспроизводился на кинопроекторах, снабженных магнитными головками, так же как и в магнитофоне. Считывающие головки были установлены на специальном креплении, названным penthouse ("навес").

Магнитный звук значительно улучшал точность воспроизведения по сравнению со стандартной оптической звуковой дорожкой, поэтому был весьма прогрессивным явлением. Технология магнитной записи дала возможность впервые воспроизвести стереофонический звук в кино. Голос актера, возникающий на левом, центральном или правом плане изображения, можно было услышать из громкоговорителей, расположенных в левой, центральной или правой части новых широких экранов, которые появились к тому времени. В кино пришла стереофоническая музыка, приблизив зрителя к реальным ощущениям. Появились специальные звуковые эффекты. Две основные системы магнитной записи были приняты студией Twenty Century Fox - четырехдорожечная запись для формата 35 мм Cinema Scope (фильм "Robe") и шестиканальная запись системы Todd-AO, впервые использованной для 70-мм фильмов, таких как "Oklahoma!" ("Оклахома!", 1955 г.), "Around The World in 80 Days ("80 дней вокруг света", 1956 г.), "Porgy and Bess" ("Порги и Бесс", 1959 г.), "Hello, Dolly" ("Хелло, Долли", 1970 г.) и др.

Несмотря на высокую стоимость оборудования, многие кинотеатры США оснащались магнитными считывателями звука. Было выпущено множество фильмов в этом звуковом формате, хотя магнитные копии были (и остаются) наиболее дорогой технологией. Стоимость 35-мм магнитных копий была почти вдвое выше по сравнению с оптическими, стоимость же 70-мм сегодня как минимум в 14 раз выше фотографических аналогов.

В 70-е гг. тенденция общего спада в киноиндустрии вызвала сокращение кинопроизводства и количества кинотеатров. Высокая стоимость магнитной версии кинокопий и оборудования для ее воспроизведения предопределила короткую жизнь этой технологии по сравнению с оптическим звуком. Кинотеатры практически отказались от магнитных копий. Технология использовалась как резервная только для сохранения (архивирования) специальных высокобюджетных фильмов. В середине 70-х зритель обычно снова слышал с экрана низкое качество монофонического звука и только случайно мог услышать многодорожечную магнитную запись.

На рынке появляется Dolby

Ситуация, которая преобладала в США в середине 70-х гг., была полностью изменена в конце 80-х. Окончание финансового кризиса, подъем промышленного производства, внедрение новых технологий создали благоприятные условия, при которых более 80% всех фильмов в США сегодня выпускаются с многоканальным звуком.

Прорыв был осуществлен разработкой Лаборатории Долби очень практичного стереооптического формата копий 35 мм, которые идентифицируются как Dolby Stereo (Долби Стерео), или Dolby-A. В основе технологии лежит принцип размещения звука на двух дорожках в пространстве, выделенном для записи стандартной оптической звуковой дорожки. На этих дорожках размещается информация для левого и правого каналов (внутренний стереозвук), третьего (центрального) канала и, что наиболее важно, для четвертого канала (surround) объемного звучания окружающего звука и специальных эффектов в зале.

Этот формат не только позволил воспроизводить четыре канала звука, но и добиться высшего качества стереофонического звучания оптических звуковых дорожек. Для повышения точности воспроизведения была использована техника, отличная от той, которая прежде применялась при записи. Впервые благодаря технологии Dolby-А удалось снизить шум, вызываемый оптическими звуковыми дорожками, выровнять звучание громкоговорителей и настроить по стандартам стереофоническую систему кинотеатра.

Это означает, что копии в этом формате могут воспроизводиться в театрах с кинопроцессорами Dolby в широком диапазоне частот и значительно меньшими искажениями, чем стандартные звуковые дорожки. Фактически с появлением оптического формата Dolby-А во всем мире утвердился новый Международный стандарт воспроизведения (ISO 2969) для широкодиапазонных стереокопий, который, так же как стандарт "Академия", применяется к монокопиям.

Важное преимущество оптического формата Dolby-А в том, что звуковые дорожки напечатаны одновременно с изображением, как и в технологии монокопий. Таким образом, себестоимость производства четырехканальной стереоверсии не отличается от монофонической копии (хотя она и более дорогая при записи, монтаже и дублировании звука на студии). Модернизация кинопроекционной аппаратуры для Долби Стерео сравнительно проста. Более 25 тыс. кинотеатров во всех странах мира провели такую модернизацию в 80-е гг. Эксплуатационные расходы по сравнению с обслуживанием магнитных стереосистем также невелики. Стойкость таких дорожек к истиранию аналогична стойкости самой копии (в отличие от магнитных копий).

Следующий шаг: Dolby SR

В 1986 г. Лаборатория Долби разработала и внедрила новый профессиональный стандарт записи - Dolby SR (спектральная запись), основанный на зеркальном отображении процесса кодирования и декодирования при записи и воспроизведении звука. Технология обеспечила более чем в два раза снижение уровня шумов по сравнению с Dolby-A. Кроме того, Dolby SR воспроизводит фонограмму в более широком диапазоне частот с более низким искажением.

Быстрое распространение производства кинокопий 35 мм в формате Dolby SR вместо Dolby-A дало возможность не только в течение короткого времени обеспечить превосходным звуком свыше 8 тыс. кинотеатров, оборудованных специальными процессорами SR, но и улучшить качество в любом кинотеатре, имеющем систему Dolby. В результате большинство фильмов в тот период выпускалось в технологии Dolby SR. При этом было доказано, что в кинотеатрах, оборудованных процессорами Dolby-A, умеренное сжатие (компрессия) звука на дорожках SR предохраняет стереофонические системы театра от пиковых перегрузок. Эта характеристика в дальнейшем обеспечила необходимость раздельного микширования (редактирования) кинокопии при производстве.

Кинопроцессор Dolby CP45

Кинопроцессор Dolby CP45 (рис. 3) можно установить в любом кинотеатре и укрепить престижный знак "Dolby" на фасаде. Это подразумевает, что все ваши зрители услышат звуковые дорожки Долби именно так, как они и надеются услышать. Это предполагает и то, что они придут к вам опять.

Быть аутсайдером совсем не модно

Хотя Лаборатория Долби уже внедрила высококачественное четырех- и шестиканальное звучание во многие кинотеатры, тем не менее небольшие залы до сих пор используют моно или, в лучшем случае, стереозвучание худшего качества. Однако сегодня, наслаждаясь цифровым звуком в перворазрядных кинотеатрах и звучанием Surround sound в миллионах домов, зрители вправе ожидать высококачественного звука везде, где они смотрят коммерческий фильм. Процессор CP45 оправдывает надежды аудитории и предлагает эффективное и экономичное решение - качественный звук в небольших залах со скромным бюджетом.

Настоящее звучание за меньшую стоимость

В отличие от других кинозвуковых процессоров в этом диапазоне цен, CP45 действительно производит полноценную обработку фонограммы по технологии Dolby для уменьшения шума - с точно такой же схемой, которая реально используется во всех кинопроцессорах Dolby по схеме четырехканального декодирования (левый, центральный, правый и тыловой - surround).

В результате Dolby CP45 точно "вписывается" в технологию, используемую для производства тысяч кинофильмов. Это предполагает настоящее Dolby-звучание в вашем кинотеатре за цену не дороже той, которую вы заплатили бы за процессор неизвестной марки.

Процессор CP45 обеспечивает декодирование в формате Dolby SR (Surround sound) - улучшенном процессе четырехканальной аналоговой обработки с чистотой и точностью воспроизведения, близкой по качеству к цифровому процессору. При использовании CP45 выделение SR-фонограммы со звуковых дорожек - стандартный Dolby-процесс.

Каждый канал выделяет семь полос эквализации, связанных с перестраиваемыми регулировками по высокой и низкой частоте. Регулируемый электронный кроссовер внутри процессора может быть использован для раздельного усиления сигнала каналов. В результате такой обработки в зале с подходящей акустикой и современными громкоговорителями передача звука соответствует требованиям Международного стандарта (AES). Громкоговорители более старых моделей также могут быть использованы (после коррекции их выходных характеристик, необходимых для избежания возникновения нежелательных искажений).

Теперь - Dolby Digital

Дальнейшие разработки Лаборатории Долби в технологии кинозвука - шестиканальная цифровая оптическая запись дополнительно к четырехканальной аналоговой SR-записи, размещенная на одной копии 35 мм (рис. 4). Этот цифровой формат явился прогрессивным шагом в кинотехнологии, обеспечившим независимые левый, центральный, правый каналы, разделенные левый и правый каналы окружающего звука зала (surround), плюс канал сверхнизкого звука (subwoofer) (рис. 5).

Дополнительно к многочисленным каналам цифровая запись Dolby Digital обеспечивает большой динамический диапазон, широкий диапазон воспроизводимых частот, низкий уровень искажений и повышенную устойчивость к износу. Формат уже доказал свою уникальную комбинацию высокого качества, надежности и практичности в кинотеатрах всего мира. Поскольку цифровая дорожка располагается справа на копии, формат не имеет ни одного из недостатков отдельных дисковых систем.

Как и предшествующие разработки Лаборатории Долби, копия в формате Dolby Digital (или Dolby SRD) полностью совместима с существующей оптической или аналоговой (Dolby-A, Dolby SR) аппаратурой кинотеатров, кинопроекторы которых не имеют цифровой считывающей головки.

Улучшение качества звука в фильме

Копии фильмов, записанных в формате Долби, и оборудование для их воспроизведения - звенья одной цепи: киностудия - студия звукозаписи - кинокопировальная лаборатория - кинотеатр. Технологии, подобные Dolby SR и Dolby Digital, гарантируют, что зритель может услышать звуковое сопровождение фильма таким же, как и в оригинале, когда фильм монтировался, записывался в студии и дублировался. Но, безусловно то, что услышать фонограмму в наивысшем качестве можно только на соответствующем сертифицированном оборудовании Лаборатории Долби .

 

 

 

 

 

 

 

Кинопроцессор Dolby CP500/CP500D

Кинопроцессор Dolby CP500 (рис. 6) на многие годы стал идеальным и самым эффективным для любого кинотеатра. CP500 в отличие от других цифровых кинопроцессоров имеет ряд значительных преимуществ: возможность использования трехполосных систем громкоговорителей и декодирование матрицы 2:4.

Другие процессы, например декодирование для звуковых форматов кинокопий типа A или SR, могут быть приближены по качеству воспроизведения к цифровой записи за счет  обработки. Графический дисплей на передней панели и наличие встроенного контрольного монитора процессора делают CP500 легким в эксплуатации. Он не требует установки дополнительных измерительных приборов или компьютера.

Выбор формата кинокопии производится нажатием кнопки на селекторе программ и отображается на экране дисплея. Процессор позволяет программировать как существующие,  так и возможные будущие форматы кинозвука. При первичной установке кинооборудования процессор подключается для отладки к компьютеру. В дальнейшем при эксплуатации процессора последний автоматически определяет тип и формат фонограммы на кинопленке.

 

 

 

Ни у кого не возникает сомнения, что высококачественную звукозапись лазерного диска CD можно оценить только на проигрывателях класса Hi-End, так и все эффекты, которые, подобно CD, записаны на кинопленке в формате Dolby Digital, будут переданы зрителю с наибольшей точностью лишь на соответствующей аппаратуре.

Полное использование преимуществ новых форматов и их широкое распространение стимулируют разработчиков и кинопроизводство к новым технологическим достижениям. Качество звука в кинотеатре не может быть лучше качества его отдельных составляющих технологических элементов. Задача кинопроката - максимально приблизить зрителя к замыслу режиссера.

 

Стереокинопроцессор Dolby CP65

Модель CP65 (рис. 7) относится к четвертому поколению кинопроцессоров Dolby, которая представляет технологии Dolby SR. Удобный и простой в обращении процессор является уникальным прибором, обеспечивающим высокое качество воспроизведения звука при относительно низких затратах.

Два канала воспроизведения аналогового формата Dolby SR в процессоре CP65 позволяют создавать высокое качество звука копий без использования внешнего (сложного в настройке) адаптера. Помимо воспроизведения Dolby Stereo, процессор CP65 позволяет снизить шумы с помощью системы шумоподавления Dolby-A, что дает возможность воспроизводить все существующие аналоговые оптические форматы для фильмов на кинопленке 35 мм.

Dolby CP65 разработан как оптимальный интерфейс/контроллер для кинотеатров, желающих в дальнейшем дополнить систему оборудованием для воспроизведения шестиканальной цифровой звуковой дорожки в цифровом формате Dolby SR-D (5.1). Процессор содержит интерфейс для подключения систем декодирования формата 2:4. Dolby CP65 легко совместим со всеми имеющимися системами автоматизации кинотеатра и может дополнительно использоваться для автоматического надежного распознавания копий в форматах Dolby.

Характеристики процессора Dolby CP65

CP65 может быть подключен к двум проекторам и сочетает в себе такие основные характеристики всех предшествующих кинопроцессоров Dolby, как несинхронизированный вход для источника программы музыкального озвучения зала во время перерывов, наличие кнопки выбора форматов и режима работы блока питания.

Такие свойства этого устройства, как широкоформатность и простота использования, делают его оптимальным по показателям цена/качество, идеальным дополнением к адаптеру Dolby DA20. Модель Dolby CP65 может быть использована для воспроизведения Dolby Stereo, Dolby SR и цифрового формата Dolby SRoD так же хорошо, как и для Dolby Stereo с 70-мм магнитной записью. Шесть каналов управления Dolby CP65 упрощают интерфейс с моделью DA20, а ее режим Stereo surround/subwoofer обеспечивает регулировку громкоговорителей surround, необходимую для шестиканального воспроизведения цифровых фонограмм Dolby SRoD.

Процессор предусматривает использование считывающих головок CAT N№ 699/700 (Dolby) или совместимых встроенных в кинопроектор головок как для однопостовой (platter), так и для двухпостовой (change-over) версии кинопроекции.

Цифровой декодер DA20 для кинотеатров с воспроизведением звука Dolby SR

Зрители, знакомые по кинокартинам с качеством звука цифрового уровня, понимают, что это добавляет новые эмоции в переживание происходящего на экране. Однако не только зрителям доставляет удовольствие новая звуковая дорожка, но и владельцам кинотеатров.

Для театров, оборудованных аналоговыми кинопроцессорами, Лаборатория Долби разработала цифровой адаптер DA20, позволяющий воспроизводить формат Dolby SRD (рис. 8). Характеристики адаптера сочетают возможность обработки цифровых и аналоговых дорожек, а также развитую, основанную на широко распространенной технологии кодирования AC-3, систему для каждой стадии процесса записи, обработки и воспроизведения звука.

Конструкция DA20 отвечает всем требованиям к качеству цифрового звучания, имеет удобный интерфейс с аналоговыми процессорами Долби, предлагает расширение вариантов использования для целевого применения.

Дополнением к процессору DA20 служит устройство CAT N№ 700 - звуковая считывающая головка с оптическим каналом и компактным источником питания, которая отличается низкими затратами при эксплуатации и установке на любой проектор. CAT N№ 700 cчитывает расположенные на киноленте звуковые дорожки фонограммы с помощью CCD-матрицы и затем направляет сигнал в процессор DA20 для декодирования и выделения шести каналов (левого, центрального, правого, левого и правого surround, а также канала сверхнизких частот).

Цифровой адаптер Dolby DA20 может быть использован вместе с процессорами CP45, CP65 и кинопроцессорами фирмы Sony Pictures, позволяя обеспечить полный спектр воспроизведения фонограмм в форматах Dolby A/SR/SRD и SDDS.

Технология Dolby - от "Сибирского цирюльника" к "Звездным войнам"

Непосредственное участие Лаборатории Долби в процессе создания фильмов дает возможность режиссеру достигнуть в своих картинах большего, чем простые звуковые эффекты.

Такие фильмы, как "Звездные войны-3" ("Star Wars 3") и "Сибирский Цирюльник", отличаются не только художественными эффектами, но и высоким качеством воспроизведения диалогов и музыки. Технология Dolby не является целью, а лишь инструментом, с помощью которого режиссер, как художник, оперирует палитрой звуков. Формат Dolby Digital расширил эту палитру в кино.

20 февраля 1999 г. в Москве в Государственном Кремлевском Дворце состоялась премьера фильма Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник", в котором была использована цифровая технология записи звука Dolby Digital (SRoD). Фильм прошел сертификацию в Лаборатории Долби в Великобритании. Первая российская кинокартина, снятая в этом формате, убедительно доказала колоссальные возможности реализации творческих замыслов авторов фильма. Это по достоинству оценили зрители на премьере в Москве, Алма-Ате и Саратове, где картина демонстрировалась на самой современной аппаратуре, установленной специалистами фирм Cine Project GmbH (Германия) и "Кино Проект Инжиниринг" (Россия). В состав кинокомплекса входили:

  • кинопроектор Ernemann 15 - специальная версия Laser Audio;
  • проекционный объектив для CS 1:2,35; p=57,5 м, размер изображения на экране 11,5 х 27,5 м, тип Super-35 Cinelux CS/90 мм;
  • ксеноновая лампа Osram XBO 7000 W HS HSH - специальная двухрезервная;
  • бесперемоточное устройство для показа трехчасового фильма (11 частей) с одного поста (емкость диска 6200 м пленки Kodak 35 мм Polyester) Xetron NXP-3000;
  • кинопроцессор Dolby CP 500D-A-SR/SRoD Bi-Amp 10;
  • усилители мощности QSC: 10 х PL4; 6 x PL3,4; 10 x PL1,8 и 3 x PL1,4;
  • цифровой контроллер JBL DSC 260 x 3;
  • цифровые эквалайзеры Хta DP 226 x 1, Хta DP 202 x 1;
  • компьютер RMS System Station для управления и контроля громкоговорителями;
  • громкоговорители JBL 4895; MSL-4; MSL-6; CQ 2; JBL 4897; PSW-6; MS-112;
  • проекционный экран Harkness Perlux II 13 x 29 м.

"Звездные войны" Dolby. Новые форматы цифрового звука в кино

Лаборатория Долби и компания Lucasfilm THX в 1999 г. разработали новую цифровую технологию записи и воспроизведения каналов окружающего звука (Surround sound) - Surround EX. Появление этого формата было вызвано многочисленными запросами кинопроизводства, стремящегося выйти за рамки ограничений технологии Dolby Digital (Dolby SRoD). Начало было положено запросом студии Skywalker Lucas Digital Ltd. при подготовке фонограммы фильма "Звездные войны: эпизод 1. Скрытая угроза".

Технология Surround EX родилась во время производства фильма "Звездные войны: эпизод 1. Скрытая угроза". В студиях звукозаписи и тон-ателье редакторы критически оценили конфигурацию формата Dolby Digital SRoD 5.1, технология которой фактически не изменялась с 1992 г. Два канала окружающего звука не могли передать все эффекты, задуманные в фильме, и зрители на боковых местах оказывались в невыгодном положении. Чтобы реализовать творческую фантазию авторов, нужны были эффекты пролета звука над головами зрителей от экрана к задней стене кинозала и наоборот. Акустические эксперименты показали, что при выделении заднего (центрального) канала окружения эффект значительно усиливается, а качество звука выравнивается по всей площади кинозала.

Что такое Surround EX?

Surround EX дополнительно к цифровому формату звука Dolby Digital SRoD добавляет третий канал окружающего звука. Совместная разработка дает режиссерам и звукооператорам новый уровень творческой свободы. Формат Dolby Digital-Surround EX полностью совместим со всеми цифровыми форматами серии 5.1 (воспроизведение шести каналов звука) и процессорами Dolby, находящимися в кинотеатрах. При установке адаптера дополнительного канала (Dolby SA-10 Surround Adapter) появляется возможность воспроизвести дополнительный канал окружающего звука на действующих кинопроцессорах без замены всего комплекса оборудования. Для этого используется кинокопия, записанная в формате Dolby Digital-Surround EX.

Адаптер Dolby SA10

Адаптер Dolby SA10 (рис. 9) устанавливается в любую существующую систему Dolby Digital 5.1 как дополнительный для воспроизведения третьего центрального канала окружения для кинокопий, записанных в формате Dolby Digital-Surround EX

Помимо воспроизведения трех каналов окружения, SA10 может использовать три семиканальных эквалайзера с регулируемыми высоко- и низкочастотными уровнями для сглаживания обратной связи фронт - центральный канал окружения до стандартного уровня.

На передней панели управления расположены селектор выбора режимов Dolby Digital 5.1 или Dolby Digital-Surround EX, индикатор каналов и резервный селектор блока питания. На задней панели адаптера есть гнезда независимого подключения его к системам автоматизации и управления.

Как и все профессиональные изделия Dolby для кино, SA10 выполнен в соответствии с требованиями стандартов 89/336/EEC, 73/23/EEC и EMC, полностью поддерживается сертифицированными специалистами во время установки и гарантийного обслуживания.

Как работает адаптер Dolby SA10

Опыт демонстрации фильмов в формате Dolby SRoD выявил в качестве недостатка некоторое ухудшение качества звука для зрителей, сидящих на боковых местах зала. При воспроизведении эффектов они слышат окружающий звук более громко, чем фронтальные каналы (основные при воспроизведении диалогов). Dolby SA10, воспроизводя третий (центральный) канал, гарантирует точную локализацию фронтального звука для всех зрителей в зале (рис. 10). Помимо улучшения качества восприятия диалогов, третий канал позволяет записывать на пленку новые эффекты, например плавное перемещение звука в кинозале на 360°.

Центральный канал делает реальной демонстрацию переходов переднего и заднего звуковых планов, дает возможность реалистично демонстрировать полеты по кинозалу через головы зрителей (до этого эффекты воспринимались только как перемещающиеся по периметру). Новый канал создает для кинозрителей виртуальный эффект увеличения ширины зала и размера экрана.

Центральный канал делает реальной демонстрацию переходов переднего и заднего звуковых

Как установить адаптер SA10

Адаптер дополнительного канала устанавливается в существующую систему без каких-либо осложнений. Кинотеатр может также заказать стойку кинопроцессоров с этим адаптером. При этом обычно не требуется дополнительных громкоговорителей в зале. Специалисты по инсталляции проведут необходимую диагностику и настройку зала для воспроизведения нового формата.

Lucas Digital Ltd. сертифицирует театры в категории THX

Lucas сертифицирует кинотеатры при установке оборудования Dolby Digital и системы Surround EX как идеальные по качеству звука. Специалисты THX подтверждают, что новый формат обладает многими преимуществами при удовлетворении общих акустических требований к кинозалам по стандарту THX. В настоящее время киностудии приступили к созданию картин с использованием технологии Surround EX.

Что думают режиссеры и продюсеры о новой технологии Dolby

В 1998 г. в Голливуде представители Лаборатории Долби, Lucasfilm THX и студии Skywalker обсудили преимущества нового формата на встрече с обладателем пяти наград Американской киноакадемии "Оскар" Гарри Редстремом (Gary Rydstrom): "До сих пор мы не могли воссоздать реальные звуковые эффекты движения звука по всем направлениям аудитории. Звук перемещался вдоль зала только по правому и левому каналам окружения. Новый формат дает возможность передачи фантастических эффектов, создавая полную иллюзию звукового присутствия зрителей в среде. Мы можем создать динамические звуковые виртуальные эффекты, перемещающиеся на 360° в зале. При этом звукорежиссеры и звукооператоры будут работать в привычном режиме монтажа."

Джордж Лукас (George Lucas) при работе над своим сериалом "Звездные войны-3" изначально строил технику монтажа фильма в расчете на воспроизведение в кинотеатре звука в формате Surround EX.

"Новая звуковая дорожка должна помочь зрителям погрузиться в мир кино. Я не хочу, чтобы они во время сеанса оглядывались направо и налево, чтобы определить источник звука. Я хочу, чтобы они чувствовали себя в кино более комфортно…Мощность и чистота звука в кинотеатре класса THX в сочетании с дополнительным каналом Surround EX предоставляет идеальные условия как для просмотра "Звездных войн", так и для других фильмов, находящихся сейчас в производстве", - сказал Джордж Лукас.

После "Звездных войн" компания выпустила фильм "Призрак дома на холме" режиссера Жана Де Бонта (Jan De Bont) - классический психологический фильм о приведениях. В этом фильме призраки появляются из стен и потолков дома и перемещаются по залу, невидимые для зрителей. Зритель может их только слышать. Большой успех имели картины в формате Dolby Digital Surround EX: "История игрушек", "Отчет меньшинства" Стивена Спилберга и "Мемуары гейши" производства Sony Pictures.

Dolby Digital Surround EX — звездный поход начался

Surround EX дебютировал 19 мая 1999 г. фильмом "Звездные войны". Компания "Национальные развлечения" (National Amusements) инвестировала 10 млн долл. для модернизации более 1300 кинозалов в США, Великобритании и Латинской Америке специально для этого фильма.

 

 

 

 

 

 

 

22 февраля 1999 г. Общество кино и телевизионных инженеров (SMPTE) объявило Dolby Digital лидером на американском рынке киноиндустрии. Более 9500 кинотеатров оборудовано аппаратурой Dolby. Общее число установок Dolby Digital в мире превысило на сегодняшний день 30тыс. Несомненно, Dolby является глобальным лидером в кинозвуке.

Перед премьерой "Звездных войн" Лаборатория Долби получила в США свыше 3 тыс. заказов на адаптеры Dolby SA10.

Ведущая канадская дистрибьюторская компания Famous Players заказала для премьеры 700 адаптеров SA10, а отдельные американские компании - по 300 адаптеров каждая.

Технология Dolby и кинорынок в Каннах

Лаборатория Долби оборудовала системами Dolby Digital и Surround EX восемь кинозалов нового специализированного кинокомплекса Riviera в Каннах, который был открыт в 2000 г.

Все залы приспособлены для показа в аналоговых и цифровых форматах Dolby.

"…Мы верим, что режиссеры и продюсеры получили возможность наиболее выгодного представления своих работ, - сказал Тим Партридж (Tim Partridge), директор отдела кинопоказа Лаборатории Долби. - В течение 25 лет мы оказываем поддержку фестивалю в Каннах и приняли участие в создании восхитительного кинокомплекса Riviera. Надеемся, что эта традиция продолжится и в следующем тысячелетии".

Джером Пэйлард (Jerome Paillard), директор-распорядитель кинорынка в Каннах, рассказывает: "Продюсеры и дистрибьюторы фильмов обращают особое внимание на качество и оборудование кинозалов. Riviera - первый в мире специализированный кинокомплекс, в котором все восемь залов предназначены только для кинорынков. Безусловно, все залы оснащены оборудованием Dolby, в том числе четыре из них - Dolby Digital".

Специально спроектированный для профессиональных просмотров кинокомплекс Riviera расположен в Каннской бухте неподалеку от Дворца фестивалей. Он был открыт во время Международного фестиваля и кинорынка в 2000 г. Помимо кинозалов в комплекс входят офисы, деловой центр, ресторан и бизнес-клуб. Несомненно, Riviera - один из самых передовых киноцентров мира.

Лаборатория Долби ежегодно направляет в Канны специалистов для поддержки демонстрации более 300 картин, помогая продюсерам настроить зал на максимальное качество восприятия звуковых эффектов. Кроме этого, Долби проводит ежегодную экспертизу технологий во время кинофестивалей в Нью-Йорке, Торонто, Венеции, Лондоне, Берлине и др. В феврале 1999 г., Долби (Michael Denner) провела экспертизу Государственного Кремлевского Дворца в Москве перед премьерой фильма Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник".

Новый флагманский корабль Лаборатории Долби — цифровой процессор CP650

19 июня 2000 г. в Сан-Франциско и Вуттон Бассете (Великобритания) Лаборатория Долби объявила о дебюте своей последней и наиболее технологически продвинутой разработке в семействе кинопроцессоров - Dolby CP650. В том же месяце процессор поступил в продажу. CP 650 максимально удобен и прост в обращении и настройках (рис. 11).

Наличие внешних портов коммутации на передней панели процессора позволяет проводить настройки и контроль работы от внешнего компьютера непосредственно в стойке усилителей. Программное обеспечение EQ AssistTM дает возможность быстро и точно настроить баланс громкоговорителей кинозала. CP650 содержит встроенный цифровой декодер EX канала окружающего звука и является первым цифровым кинопроцессором, в котором коррекция и шумоподавление осуществляются полностью в цифровом виде.

"В течение многих лет киноотдел Лаборатории Долби производит изделия для кодирования и декодирования Dolby-фонограмм в кинематографе. Все они отличаются качеством и надежностью. Процессор CP650 продолжает эту традицию", - сказал Тим Партридж. Функциональный дизайн процессора CP 650 (рис. 12), простота контроля и автоматизация операций сделают его популярным сегодня, а возможность управления и настройки через сети Ethernet делают его идеальным для работы в мультиплексах и комплексах развлечений завтрашнего дня.

Вот некоторые из многих особенностей процессора: шарнирная крышка лицевой панели, при открытии которой оператор имеет доступ к системе контроля и настройки процессора при инсталляции; встроенное диагностическое программное обеспечение и тестовое оборудование; AES/EBU цифровой вход для компьютера или цифрового декодера; шесть аналоговых входных сигналов для внешних адаптеров; аудиовыход для монитора; различные методы баланса и эквализации, включая 1/3-октавный эквалайзер для фронтальных каналов и канала окружения, настраиваемые частоты раздела для фронтальных каналов и параметрические фильтры (канал subwoofer).

Новый трейлер Dolby - "Дождь" (Rain)

В начале 1999 г. 500 кинотеатров США получили новейший трейлер Dolby - "Дождь" для дебюта фильма "Звездное путешествие. Мятеж" студии Paramount.

Новый трейлер показывает все преимущества технологии Surround EX и дает возможность зрителям подготовиться к восприятию эффектов. Он получил восторженные отзывы во всех ведущих киножурналах мира.

Поддержка Dolby

Приобретая оборудование Dolby, вы получаете полноценную поддержку квалифицированных специалистов, прошедших обучение в Лаборатории Долби в Великобритании.

Техническая "скорая помощь" и запасные части всегда есть в наличии. Техническая информация о вашем кинотеатре заносится в базу данных Лаборатории Долби и там хранится. Поэтому, если вы захотите установить новое оборудование или модернизировать имеющееся у вас звуковое оборудование, квалифицированные специалисты быстро окажут необходимую помощь.

Послесловие

Вы ознакомились со статьей, посвященной развитию звука в кинематографе и кинопрокате. Конечно, рамки публикации ограничивают объем информации, которую хотелось бы донести до читателей, интересующихся вопросами развития современного кинематографа и кинопроката. В следующих номерах журнала мы ознакомим вас с альтернативными цифровыми форматами и их развитием на мировом рынке. Мы будем вам благодарны за ваши замечания и пожелания о содержании публикуемых материалов.

Замечания можно направлять по электронной почте: info@kino-proekt.ru

Продолжение следует …

При подготовке статьи были использованы материалы компаний Dolby Lab., а также публикации официальных пресс-релизов студии Lucasfilm, THX, кинофестиваля в Каннах, научно-практической конференции Международного кинотехнологического общества SMPTE, USA, BKSTS (Великобритания), компании "Кино Проект Инжиниринг" и др.

Наверх

Адрес редакции: 123459, Москва, а/я №7 Тел.: (495) 250-0207 Факс: (495) 978-7362
Copyrignt Install Pro 1999-2006
Поддержка сайта web@install-pro.ru
mrmidi.ru