|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
E-Cinema наступает!Дмитрий Радченко В начале ноября Россию посетил представитель отдела видеопроекционных технологий Panasonic в Европе г-н Кевин Маеда. Цель приезда - анонсировать новый видеопроектор для домашнего кинотеатра РТ-АЕ100Е (см. новости). И хотя визит г-на Маеда был расписан по минутам, мы никак не могли упустить возможности встретиться с ним и задать несколько вопросов.
Чтобы лучше понять перспективы цифрового кино, надо прежде обратить внимание на технологию его производства. Для мира кино электронный кинематограф (или, как его еще называют, E-Cinema) - это своего рода революция. Ведь обычное кино было изобретено более 100 лет назад, и в течение этого времени способ производства оставался примерно одним и тем же: сначала снимали на целлулоидную пленку, потом ее тиражировали и распространяли копии между кинотеатрами. Сегодня мы уже можем говорить о полноценной технологии цифрового кино, так как технологическая цепочка значительно отличается от прежней (табл.1). Изначально съемка идет на HD-камеру, обеспечивающую большое разрешение, хотя, надо сказать, качество изображения на обычной 35-мм камере остается выше. Выше?! Да, много выше. Но в любом случае даже фильмы, снятые на пленку, все равно подвергаются оцифровке для осуществления нелинейного монтажа, добавления анимации и многочисленных компьютерных эффектов, а затем опять "перегоняются" на пленку. Поэтому мы можем сказать о паритете двух технологий съемки - ведь изображение, снятое HD-камерой, оцифровывается только один раз, далее оно остается в цифровом формате. Перейдем к следующей ступеньке цикла - к дистрибьюции. На этом этапе с оригинала нужно снять необходимое количество копий, например 100 тыс. Это очень трудоемкая и дорогостоящая операция. Плюс к тому, само распространение копий тоже недешево. Когда пленка попадает в прокат, изображение на ней начинает стремительно "стареть", в том смысле, что после 50 - 100 показов оно теряет свои свойства, контрастность, четкость и т. д. В цифровом кино эти недостатки отсутствуют, ведь фильмы можно передавать по каналам ISDN или спутниковой связи и таким образом полностью избежать больших издержек на транспортировку. Кроме того, электронная проекция открывает поистине безграничные возможности для демонстрации самых разных программ. В обычном кинотеатре мы можем смотреть только кино или мультфильмы, а в цифровом можно демонстрировать записи концертов, спортивных программ, презентации и т.д. Тем самым повышается коммерческая польза от помещения. Суммируя вышесказанное, я могу заявить, что в скором будущем (года через два - три) будет завершен переход от 35-мм пленки к электронному кинотеатру. Хотя на сегодняшний день существует достаточное количество препятствий. Очень интересно! Какие же это препятствия? Начнем со стадии производства. Режиссеры и операторы привыкли работать с классическими камерами. Главная трудность для перехода с них на видеокамеру в том, что сейчас они "смотрят на мир" прямо через объектив своей камеры с помощью оптической системы. В случае с HD-камерой им придется смотреть на изображение на LCD-матрице, которое значительно отличается от оригинала. Вторая стадия - распространение. Производители опасаются, что при передаче фильма в цифровом виде слишком много соблазнов и возможностей похитить его копию. А учитывая, что любая цифровая копия является мастер-копией, их опасения очень серьезны. И, наконец, третья стадия - проекция. Как ни крути, но качество изображения у классических проекторов пока лучше, чем у самых хороших моделей видеопроекторов. Давайте посмотрим табл. 2. Вы видите, что величина контрастности у только что выпущенной пленки гораздо выше, чем у видео. Хотя после проката она тоже составит 500:1. Далее, многие специалисты говорят, что если цветопередачу кинопленки оценить как хорошую, то у видеопроектора она пока удовлетворительная. Но мы рады, потому что ранее они оценивали ее как плохую, значит мы движемся в верном направлении и качество цветопередачи растет. Эта разница уже не заметна для непрофессионалов - обычных зрителей кинотеатров! Конечно, ее обнаруживают специалисты, например колористы со студий, которые живо нарисуют вам цветовой треугольник и все разложат по полочкам. Но, в конечном счете, мы же работаем не только для них. С точки зрения инвестиций пленочный проектор пока выгоднее цифрового. Это касается как первоначальной стоимости, так и эксплуатационных расходов. Например, кинопроектор стоит порядка 75 тыс. марок, а видеопроектор с такими же показателями - около 300 тыс. Для пленочного проектора эксплуатационный ресурс может составить 50 лет без капитального ремонта, а, к примеру, DLP-проектор постоянно нуждается в обслуживании: замене фильтров и т.д. И последнее, подавляющее большинство фильмов сейчас выпускается на пленке. Г-н Маеда, я заинтригован, Вы привели столько отрицательных аргументов в пользу цифрового кинематографа, так в чем же его положительные качества? Мы уже говорили о них выше - экономические и технологические выгоды на стадиях съемки и распространения. Уверяю Вас, как только начнется передача фильмов по цифровым каналам, владельцы кинотеатров будут устанавливать видеопроекторы в своих заведениях. Я не знаю точно, когда это произойдет, да и никто не знает. На последней выставке Showest компания Qualcomm объявила о намерении создать сеть из тысячи электронных кинотеатров, о подобных инициативах заявили и другие компании, но после событий в США 11 сентября эти программы были урезаны. Еще совсем недавно специалисты прогнозировали переход к цифровому кино в течение года, однако сейчас мы видим, что этот период будет более продолжительным. В настоящее время наибольшая динамика приходится на сферу рекламы. Пользуясь тем, что с помощью видеопроектора можно воспроизводить любые программы, многие владельцы кинотеатров устанавливают их для демонстрации рекламных роликов перед сеансом. Ведь сделать ролик на кинопленке может позволить себе не каждая компания, а сделать это на видео значительно проще и дешевле. Для Panasonic электронный кинематограф - уже не отдаленное будущее, а, в общем, потенциальный рынок, который мы считаем весьма перспективным. Мы много работаем над усовершенствованием наших DLP-проекторов, например в последних моделях мы смогли добиться контрастности 1000:1. Наши инженеры находятся в постоянном контакте со специалистами-колористами из Universal Studios, часто обращаются к ним за советом. И еще я хочу сказать, что не только Panasonic производит HD-камеры, не только мы занимаемся спутниковой связью и, конечно, наши "тяжелые" проекторы не единственные на рынке. Но только мы производим и первое, и второе, и третье одновременно. Мы можем предложить заказчику комплексное решение для кинотеатра, о чем было официально объявлено недавно в Японии. Г-н Маеда, разрешите от лица наших читателей поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время ответить на интересующие нас вопросы. Желаем Вам и компании Panasonic успехов в нелегком деле развития электронного кино. Спасибо! До свидания! |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|