Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





 

Ежегодный радиовещательный съезд и выставка NAB Radio Show'2001

А.Городников, советник НАТ по науке и технике a_gorodnikov@nat.ru

Неслучайно именно в США каждую осень происходит крупнейшее ежегодное событие мирового радиовещания NAB RadioShow, которое привлекает тысячи и тысячи руководителей и специалистов радиовещательных станций из многих стран мира. История классического коммерческого радиовещания в бизнес-модели радио за счет продажи эфирного времени началась в США более 70 лет назад, и Америка накопила на сегодня колоссальный и практический, и аналитический опыт частного радиовещания. 

По многолетней традиции Американская Национальная вещательная ассоциация (NAB) проводит по очереди в разных городах США осенний специализированный радиовещательный съезд и выставку Radio Show. В этом году NAB объявила о значительном расширении тематики ежегодных осенних RadioShow за счет нового проекта NAB Xstream, который имеет своей стратегической целью "наведение мостов" между традиционными радиовещателями и современными медиакомпаниями, использующими для создания и распространения аудиовизуальной информации самые современные цифровые информационные технологии и Internet с его потоковыми технологиями и обогащенным медиаконтентом.

На обновленных таким образом радиовещательных съездах NAB RadioShow вещатели получат новейшие данные о всех аспектах потоковых технологий, которые включают инструменты разработки потокового контента, онлайновую анимацию, интерактивное телевидение, e-commerce/B2B, корпоративный сервис, спутниковое и Internet-радиовещание, а также многие другие темы.

В результате получилась очень насыщенная и многомерная программа съезда RadioShow'2001, проходившего 5 - 7 сентября в Новом Орлеане, США. (Новый Орлеан стоит близ устья реки Миссисипи, в колоритном южном штате Луизиана, до сих пор более известном россиянам по классическим детским книгам типа "Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна" и "Хижина дяди Тома", где на бескрайних плантациях угнетали в прошлом чернокожих американцев расисты-южане).

Открывая RadioShow'2001, президент NAB Э. Фриттс отметил, что в 2001 г. в традиционном наземном радиовещании (в США около 10 тыс. радиостанций) предполагаются многие изменения, связанные и с экономическими трудностями, и с новейшими техническими достижениями, прежде всего в спутниковом и наземном цифровом радиовещании и в потоковом вещании через Internet. И хотя по данным Бюро радиорекламы (RAB), продажи эфирного времени на радио были на 8% ниже предыдущего года, Э. Фриттс, сам радиовещатель (в прошлом - владелец группы малобюджетных радиостанций на юге США), с оптимизмом смотрит в будущее радио в стране и в мире. Надо отметить, что член правления НАТ, известный российский частный радиовещатель Н. Грахов из Екатеринбурга был принят вице-президентом RAB, которая рассказала о той практической помощи и поддержке, которую оказывает Бюро радиорекламы США своим членам-радиовещателям.

На открытии NAB RadioShow'2001 оптимистически в целом звучало и выступление У.Моссберга, известного обозревателя из "Wall Street Joirnal", который сказал, что в связи с развитием Internet-вещания и спутникового радио должна измениться стратегия программирования на радио, ожидается сужение и увеличение количества радиоформатов, программы станут более узкоспециальными и персонифицированными, отвечающими индивидуальным предпочтениям. Сейчас США стоят на пороге начала регулярного платного спутникового радиовещания, но сам У. Моссберг отдает предпочтение пока все-таки Internet-радиовещанию, справедливо считая, что далеко не все радиослушатели морально готовы начать платить по 10 долл. в месяц за спутниковое радио, поскольку уже платят за кабельное и спутниковое ТВ и за Internet.

Итак, радиобизнес в США стоит на пороге многих изменений, и в большинстве докладов на многопрофильной конференции NAB RadioShow'2001 анализировались текущее состояние и предстоящие в связи с технологическими достижениями изменения в основах радиобизнеса. В 80 докладах на десятках семинаров, проведенных ведущими специалистами американской радиоиндустрии, были охвачены практически все аспекты современного радиовещания, такие как администрирование и программирование, маркетинг и продажа рекламного времени в новых условиях, с учетом конкуренции не только со стороны спутниковых и Internet-вещателей, но и со стороны компаний звукозаписи (делающих очень много для того, чтобы в автомашинах слушали не радио, а звукозаписи). Поднимался вопрос определенного давления, которое вещатели испытывают со стороны законодателей по авторским правам и отчислениям, обозначились современные проблемы в специфике работы радиостанций на малых рынках, анализировались и предсказывались тенденции развития вещательной техники и цифровых технологий спутникового, наземного и Internet-радиовещания.

Интересно проследить недавнюю историю и смену лейтмотивов на нынешней и предыдущих конференциях и выставочных экспозициях NAB RadioShow. 

На NAB RadioShow'99, проходившем в Орландо (Флорида), доминировали автоматизация и компьютеры, формула выставки в 1999 г. звучала примерно так: "Радиовещание сегодня делается c помощью компьютеров".

В прошлом году можно с уверенностью сказать, что главной темой, доминирующей как на конференции, так и на выставке NAB RadioShow'2000 в Сан-Франциско, были уже всевозможные радиовещательные приложения Internet, включая коммерческие и юридические аспекты MP3-вещания, в особенности дискуссия о том, должны ли радиовещатели вторично оплачивать исполнителям по авторскому праву при Internet-вещании (увы, решившаяся уже в 2001 г. Верховным судом США не в пользу радиовещателей).

Нынешний год в радиовещании США и съезд NAB RadioShow'2001 смело можно назвать "спутниковым", поскольку в конце этого года в Америке начнут свою работу две национальные сети спутникового непосредственного цифрового радиовещания Sirius Satellite Radio и XM Satellite Radio. И американские радиовещатели вынуждены быть готовы к конкуренции с этой стороны, когда в эфире сразу появятся еще многие десятки новых высококачественных радиопрограмм.

Служба цифрового спутникового радиовещания XM Satellite Radio Holdings уже начала свою регулярную работу. За 9,95 долл. в месяц жители Далласа и Сан-Диего первыми получили возможность слушать около 100 радиоканалов. А с 15 ноября спутниковое радиовещание начнется на всей территории США. XM Satellite Radio Holdings предлагает радиослушателям 71 музыкальный канал, их репертуар охватывает массу музыкальных направлений от классической музыки до рока. Кроме того, вниманию радиослушателей предлагаются новостные каналы, материалы для которых предоставляют CNBC, CNN Headline News, USA Today и C-SPAN, а также ряд других агентств. Через спутники транслируются спортивные и развлекательные передачи, ток-шоу и программы для детей.

В космическом сегменте системы спутникового цифрового радиовещания работают два спутника связи под кодовым названием Rock и Roll. Сегодня они являются самыми мощными в мире в своем классе и весят 4,7 т каждый. На них установлено по два активных ретранслятора мощностью 3 кВт. Ресурс работы Rock и Roll - 15 лет. Сигнал принимается со спутников непосредственно на радиоприемники, а в городских районах с многоэтажной застройкой для трансляции сигнала дополнительно будут использоваться наземные ретрансляторы.

Производители бытовой аудиоэлектроники, в том числе Sony и Pioneer, уже выпустили свои приемники для спутникового радио. Их минимальная цена 225 долл. XM планирует потратить на рекламу - продвижение нового сервиса 100 млн долл. и надеется привлечь около 50 тыс. клиентов уже к концу этого года. Всего же Федеральной комиссией по связи США (FCC) выдано две лицензии на цифровое спутниковое радиовещание. Конкурент XM - компания Sirius Satellite Radio планирует начать работу в эфире в конце текущего года.

Здесь необходимо отметить не только принципиально иную бизнес-модель спутникового радиовещания, которое может существовать на деньги подписчиков и без традиционной радиорекламы, но и ожидаемые революционные изменения в программировании и в выборе содержания прослушиваемых передач, которые станут доступными самим радиослушателям.

В выставочной экспозиции NAB RadioShow'2001 участвовало более 250 компаний - производителей и поставщиков оборудования и технологий для радиовещания, продемонстрировавших на громадной выставке весь спектр новейших технических достижений и разработок для звукового вещания, как традиционных (от микрофонов до передатчиков и антенных опор), так и в области современных информационных технологий (автоматизированные вещательные системы, компьютерные цифровые звуковые станции, звуковые серверы и аппаратно-программные средства для Internet-радиовещания).

В работе съезда этого года участвовала и делегация Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) в составе 10 российских радиовещателей. В целом положительные впечатления от визита на обратном пути с NAB RadioShow'2001, конечно, были омрачены атакой террористов в Нью-Йорке 11 сентября. Авиатранспортная, телефонная системы США приостановили работу, и коллеги радиовещатели из Нижнего Новгорода вынуждены были пересечь всю Америку на машине, чтобы наконец улететь домой, хотя и на неделю позже запланированного. А наши радиовещатели из Екатеринбурга, уже находившиеся в Нью-Йорке в момент атаки, стали, увы, очевидцами разрушения второй из башен Всемирного торгового центра.

Завершился ежегодный съезд радиовещателей NAB RadioShow'2001 торжественной процедурой награждения лучших радиовещателей и лучших радиостанций премией Маркони в 22 номинациях (лучшая радиостанция года, лучшая радиоперсона года на сетевой радиостанции, лучшая радиостанция на сверхбольшом, большом, среднем, малом рынке, лучшая радиоперсона года на сверхбольшом, большом, среднем, малом рынках, лучшая радиостанция формата AC, CHR, классика, кантри, джаз, новости - спорт - ток, олди, религиозный, рок, испанский, городской).

Следующий радиовещательный съезд NAB RadioShow состоится в Сиэтле в сентябре 2002 г.

Наверх

Адрес редакции: 123459, Москва, а/я №7 Тел.: (495) 250-0207 Факс: (495) 978-7362
Copyrignt Install Pro 1999-2006
Поддержка сайта web@install-pro.ru
mrmidi.ru